Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема безумия в прозе итальянского неоавангарда : на материале романов Л. Малербы, Дж. Манганелли, Э. Сангвинети Голубцова, Анастасия Викторовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Голубцова, Анастасия Викторовна. Проблема безумия в прозе итальянского неоавангарда : на материале романов Л. Малербы, Дж. Манганелли, Э. Сангвинети : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Голубцова Анастасия Викторовна; [Место защиты: Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького РАН].- Москва, 2013.- 222 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-10/44

Введение к работе

Актуальность данного исследования определяется тем фактом, что проблема безумия в итальянском неоавангарде во всем ее многообразии и, вместе с тем, системности разработана далеко не в полной мере. Между тем, на наш взгляд, детальное исследование данной проблемы способно проявить новые ракурсы художественной системности итальянского неоавангарда и уточнить существенные моменты общей динамики итальянской литературы второй половины ХХ века. Вопрос о соотношении литературы и безумия является одним из ключевых для современного гуманитарного знания. Среди многочисленных зарубежных трудов, касающихся данной темы, отметим труды Л. Федер, Ш. Фелман, Б. Ригера, Л. А. Сэсса. Основополагающую роль в развитии отечественного научного интереса к феномену безумия в литературе сыграл сборник «Семиотика безумия», где проблема умственного расстройства, диалектика нормы и отклонения анализировалась как одна из основополагающих категорий литературы, истории и политики. Для отечественной науки значимыми стали исследования С. Г. Бочарова («Петербургское безумие»), М. Н. Эпштейна («Методы безумия и безумие метода»); труды В. П. Руднева, в которых автор проводит параллели между функционированием больного сознания и построением текста и вскрывает имплицитную патологичность языка и структуры художественных произведений. Опыт В. П. Руднева представляет для нас особую методологическую ценность, поскольку автор, анализируя особенности психотического и невротического «дискурса» на разнообразном материале (русской и зарубежной прозе, поэзии, кинематографе), работает на стыке литературоведения, лингвистики и психиатрии.

Наша рабочая гипотеза заключается в том, что исследование проблемы безумия способно проявить новые ракурсы открытой многомерной целостности неоавангарда, поскольку проблема безумия затрагивает все аспекты неоавангардного художественного творчества и является ключевым элементом, определяющим идеологические и эстетические ориентиры неоавангардной литературы. Цель работы — исследовать романы Л. Малербы, Дж. Манганелли, Э. Сангвинети в свете проблемы безумия и в контексте основных принципов поэтики неоавангарда. В соответствии с данной целью мы ставим перед собой следующие задачи:

– проанализировать специфические ракурсы проблемы безумия в романах Л. Малербы, Дж. Манганелли, Э. Сангвинети;

– выделить формальные черты языка безумия в неоавангардной прозе и средства его создания;

– сформулировать подходы к проблеме безумия, свойственные прозе итальянского неоавангарда, обозначить особенности трактовки указанной проблемы, характерные для неоавангарда как целостной художественной системы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Художественное осмысление безумия вписывается:

– в общую систему неоавангардной литературной философии языка;

– в систему языковых экспериментов и изобретений;

– в систему идеологических ориентиров неоавангарда, в том числе в развиваемую систему социальной критики и этико-дидактической подосновы литературного послания;

– в систему эстетических и философско-антропологических ориентиров (декларируемая новая – нереалистическая — миметичность в сочетании с изоморфизмом дискурсивных конструкций и структур мышления);

– в систему научных ориентиров (научный, позитивистский подход к моделированию «безумного дискурса», рационалистическое построение текстов, продуманность программы и разработанность теоретических основ течения).

2. В основе образа мира неоавангардной прозы лежит мифологема лабиринта. Лабиринтообразный образ мира изоморфен структуре дискурса и сознанию героев-рассказчиков.

3. Проблема безумия в неоавангарде напрямую соотносится с художественным исследованием проблемы творчества и возможности реализации творческой личности в конкретных условиях современного социума, при этом возрождаются и пародийно обыгрываются различные версии взаимосвязей творчества и безумия. Неоавангардный метод обращения с традицией выявляет сложную систему отсылок и реминисценций, в которой функционирует концепт безумия;

4. Романы неоавангарда, являясь игровыми по форме, не являются таковыми по содержанию. Эстетизация игры, характерная для постмодернизма, исследуемым произведениям не свойственна, тема безумия в неоавангардной интерпретации приобретает отчетливый этико-дидактический подтекст.

Научная новизна настоящего исследования связана с недостаточной изученностью проблемы безумия в связи с литературой неоавангарда. В данной работе делается попытка раскрыть ранее не исследовавшиеся ракурсы итальянского неоавангарда как целостной художественной системы и обозначить новые подходы к творчеству отдельных неоавангардных авторов. Междисциплинарный подход на стыке литературоведения и лингвистики позволяет под новым углом зрения взглянуть на проблему «безумного дискурса». Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что она представляет собой первый в отечественной науке опыт комплексного исследования прозы итальянского неоавангарда. Результаты проведенного научного анализа неоавангардных произведений могут служить основой для изучения современной итальянской литературы, для детализации ее системности; для исследования общих проблем литературного процесса второй половины ХХ в. Практическая ценность работы состоит в том, что основные положения и выводы исследования могут быть использованы в вузовских курсах по истории итальянской литературы, при подготовке общих и специальных курсов по проблемам зарубежной литературы и культуры второй половины ХХ столетия.

Методология диссертационной работы включает в себя историко-филологический подход, методы сравнительно-сопоставительного литературоведения и интертекстуального анализа. В соответствии с поставленными целями и задачами мы будем выходить на междисциплинарный уровень, характерный для большинства работ, посвященных проблеме безумия. Основой настоящего исследования в области истории и теории итальянского неоавангарда явились работы Р. Луперини, А. Азора Розы, Г. Мариани, М. Корти, П. Маури, У. Эко; в сфере философии и лингвистики второй половины ХХ в. – труды М. Фуко, Ж. Делеза, Ф. Гваттари, Ю. Кристевой, Ж. Деррида, Р. Барта, Ж. Женетта; в области психологии и психиатрии (включая философско-культурологические ракурсы) – труды З. Фрейда, Ж. Лакана, К. Г. Юнга, Э. Нойманна, Дж. Хиллмана. В области философии литературы и философии культуры мы опирались на работы М. М. Бахтина, С. С. Аверинцева, А. В. Михайлова, с одной стороны, и на труды С. Н. Зенкина, В. А. Подороги, М. Б. Ямпольского, И. П. Ильина, В. П. Руднева и др., с другой.

Апробация работы. Основные положения диссертации были апробированы на ежегодной конференции Студенческого научного общества МГЛУ «Collegium linguisticum 2010» (Москва, МГЛУ, 2010), XVIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, МГУ, 2011), XV научной конференции «Феномен заглавия. Заглавие в контексте» (Москва, РГГУ, 2011), VI научной конференции «Романские языки и культуры: от античности до современности» (Москва, МГУ, 2012), VIII ежегодной переводческой конференции «Окно в Европу: встреча культур и перевод» (Москва, РГГУ, 2012), XLI Международной филологической научной конференции (Санкт-Петербург, СПбГУ, 2012), XX Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, МГУ, 2013), XVII научной конференции «Феномен заглавия. Заглавие произведения в составе заголовочно-финального комплекса» (Москва, РГГУ, 2013), XLII Международной филологической научной конференции (Санкт-Петербург, СПбГУ, 2013), XXXV Сервантесовских чтениях (Санкт-Петербург, СПбГУ, 2013), VII научной конференции «Романские языки и культуры: от античности до современности» (Москва, МГУ, 2013).

Структура работы: диссертация состоит из Введения, трех глав основной части, Заключения и избранной библиографии, включающей 333 наименования. Общий объем работы составляет 222 страницы.

Похожие диссертации на Проблема безумия в прозе итальянского неоавангарда : на материале романов Л. Малербы, Дж. Манганелли, Э. Сангвинети