Введение к работе
Раймон Кено (Raymond Queneau, 1903-1976) - одна из наиболее интересных и значимых фигур во французской литературной жизни XX века - остался в истории литературы не только как романист и поэт, но и как переводчик, главный редактор «Энциклопедии Плеяды», член Гонкуровской академии, один из основателей и активных деятелей Мастерской потенциальной литературы (УЛИЛО).
Творческое наследие РКено поражает своим разнообразием, помимо стихов, рассказов, романов, оно включает философские эссе, публицистические сборники, труды по теории и практике потенциальной литературы, написанные в соавторстве с другими членами УЛИЛО. Кроме того, в течение всей жизни Р.Кено скрупулёзно вел дневниковые записи, которые были опубликованы родными и близкими писателя уже после его смерти
Во французском и зарубежном литературоведении произведения Р.Кено становились и становятся объектом самого пристального внимания ученых В 1979 году во Франции была даже организована ассоциация по изучению творчества РКено «Les Amis de Valentin Brfl», которая занимается публикацией неизвестных произведений писателя, организацией тематических конференций и выставок. Кроме того, ассоциация имеет собственный одноименный журнал (до 1994 года он назывался «Cahiers Raymond Queneau»), в котором публикуются работы французских и зарубежных литературоведов, посвященные творчеству писателя
Романное воплощение разработанной Р.Кено концепции «новофранцузского языка» рассматривается в работах Р Балигана, Ж.-ПБордюфура, Ж-ЭКлансье, ЖАнри и др Интерпретации отдельных романов Р.Кено посвящены исследования М.Биго, ПГайо, СКассейр, В Коган и др В ряде работ анализируются отдельные аспекты поэтики романов Р.Кено: А Бергене, ПБраффор, ЖЖуэ, ЖКеваль, ВЛанаитеску, Л Сильвестр, М.Эсслин и др Автобиографический аспект романов писателя исследуется в трудах К-Дебона, Ж Бреннера и др Отражение в романах РКено его многолетнего увлечения психоанализом рассматривают АКлансье, А.Калам Проблеме литературной саморефлексии в романах Р Кено посвящены исследования Э Уарди, К Симмоне и др
В отечественном литературоведении художественное наследие Р.Кено, особенно его романное творчество, изучено недостаточно, первые российские исследования, посвященные произведениям писателя, датированы началом XXI века и представлены тремя диссертациями Но вопросы собственно литературоведческой проблематики анализируются только в двух работах исследование Д С Матвеенкова, рассматривающее художественное воплощение лингвистической концепции Р Кено, является работой по лингвистике.
Т Б Бонч-Осмоловская исследует проявление черт комбинаторной литературы в поэтике одного из самых удивительных творений РКено -
сборника сонетов «Сто тысяч миллиардов стихотворений» В диссертации Е А Валеевой изучается кинематографическая составляющая стиля Р.Кено и преломление в его творчестве идеи «новофранцузского языка», материалом исследования служат семь романов писателя - «Репейник», «Дети Ила», «Суровая зима», «Мой друг Пьеро», «Вдали от Рюэля», «Зази в метро» и «Итимный дневник Салли Мара»
Ни в отечественном, ни в зарубежном литературоведении до настоящего момента романное творчество Р.Кено не изучалось как единое целое Необходимостью такого изучения и предопределяется актуальность нашей работы.
Объектом исследования явилось романное творчество РКено, анализируемое в связи с эстетической концепцией писателя, обусловленной его историко-философскими взглядами.
Становление Р.Кено как писателя пришлось на первую половину XX века, формирование его философских и эстетических воззрений осуществлялось в культурной атмосфере эпохи кризиса духа, «заката Европы» - атмосфере, проникнутой подавляющим интересом к истории и попытками освобождения от нее силой искусства. Художественная мысль эпохи, подобно исторической науке, посвятила себя преодолению истории, поиску новых смыслов, оснований для возрождения европейской культуры Именно интерес к истории предопределил эстетические взгляды Р Кено и все его романное творчество.
По убеждению писателя, гармония миров скрыта от человека «исторического», что и объясняет столь бедственное положение человечества в начале XX века. Некогда вселенский порядок был доступен человеку, человек был его частью, составлял единое целое с духовной первоосновой мира. Это специфическое состояние человечества - состояние интегрированности в мировой порядок - Р.Кено определяет как противостоящий истории «Золотой век»
Понятие Золотого века превращается в отправную точку всех эстетических рассуждений писателя и формирует основу для его романного творчества. Важнейшей задачей литера і уры становятся поиски Золотого века: литература оказывается процессом преодоления истории и интеграции человека в мировой порядок. Поиски Золотого века осуществляются в романах Р Кено на разных уровнях - как на уровне фабулы, так и на уровне структуры произведения
Таким образом, предметом исследования стали поиски Золотого века как художественная доминанта романов Р.Кено
Анализ романов РКено сквозь призму поэтологической доминанты позволил рассматривать романные произведения писателя как единый текст. Разумеется, при таком подходе за рамками исследования остались некоторые существенные аспекты поэтики (повествовательная структура, карнавальная стихия, иронический стиль прозы и др ), которые затрагивались лишь в связи с изучением основной идейно-художественной направленности романов РКено
Научная новизна исследования определяется тем, что в нём впервые предлагается анализ романов Р.Кено как единого целого, изучается поэтологическая доминанта романов писателя - поиски Золотого века; подробно рассматривается эстетическая концепция РіСено, обусловленная его историко-философскими воззрениями (публицистические сборники «BStons, chiffres et lettres», «Voyage en Grece» и «Entretiens avec Georges Charbonnier»), впервые анализируется историко-философское эссе РКено «Une histoire modele»
Материалом исследования послужили двенадцать романов РКено: «Chiendent» (1933), «Les derniers jours» (1936), «Odile» (1937), «Les enfants du Limon» (1938), «Un rude hiver» (1939), «Pierrot mon ami» (1942), «Loin de Ruiel» (1944), «Saint Glinglm» (1948), «Le dimanche de la vie» (1952), «Zazie dans la metro» (1959), «Les fleurs bleues» (1965), «Le vol d'Icare» (1968)
Кроме романов в качестве материала для исследования также привлекалось историко-философское эссе РКено «Une histoire modele» («Образцовая история», 1966), использовались дневники Р.Кено (Journal, 1939-1940 suivi de Philosophies et voyous» («Дневник 1939-1949 гг. с работой «Философы и проходимцы»») и «Journax, 1914-1965» («Дневник 1914-1965 гг»), статьи и интервью разных лет, объединённые писателем в публицистических сборниках «Batons, chiffres et lettres» («Палочки, цифры и буквы»), «Voyage en Grece» («Путешествие в Грецию») и «Entretiens avec Georges Charbonnier» («Беседы с Ж Шарбоннье»)
Цель работы заключалась в исследовании поэтики романов РКено с точки зрения реализации разработанной писателем концепции литературы как инструмента поисков Золотого века
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач
исследовать эстетическую концепцию РКено как закономерное проявление духовных поисков европейской культуры первой половины XX века,
дать анализ историко-философского эссе «Une histoire modele» с целью изучения концепции истории Р Кено,
проанализировать гносеологические взгляды Р Кено,
выявить особенности исторического процесса в романах Р Кено,
исследовать особенности конфликта человека и истории в романах писателя;
изучить специфику организации фабульного и повествовательного времени романов Р Кено;
исследовать принцип повторения в организации системы персонажей романов Р.Кено и двойниковые модели в произведениях писателя
Методологической основой исследования явился историко-литературный подход Помимо трудов по истории литературы, в работе использовались исследования по теории романа (ЮМЛотман, В.Шкловский, М М Бахтин, Н.Т Рымарь и др), по нарратологии (Ж Женетт, С Чатман), по мифопоэтике (Е.М Мелетинский, О М Фрейденберг, А Ф Лосев, М Элиаде, С 3 Агранович, И В Саморукова и др )
Теоретическая значимость диссертации определяется тем, что в ней представлен анализ романного творчества Р.Кено в неразрывной связи с эстетической концепцией писателя, обусловленной его историко-философскими воззрениями.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в лекционных курсах по истории зарубежной литературы XX века, а также при подготовке семинаров и спецкурсов по истории и философии культуры, по стилистике.
Апробация результатов исследования проходила на заседаниях аспирантского объединения кафедры романской филологии Института иностранных языков Самарского государственного педагогического университета (Самара, 2005-2007), на ежегодных научно-практических конференциях аспирантов и преподавателей СГПУ (Самара, 2005-2007), а также на международных и всероссийских научных конференциях: «Морфология страха» (Самара, 2005), -(Филология в системе современного университетского образования» (Самара, 2005), «Наука в высшей школе проблемы интеграции и инноваций» (Самара, 2006, 2007), V конференция «Литература XX века итоги и перспективы изучения» (Пятые Андреевские чтения, Москва, 2007) Материалы докладов легли в основу публикаций По теме диссертации опубликовано пять статей.
На защиту выносятся следующие положения
в романном творчестве РКено реализуется эстетическая концепция, обусловленная историко-философскими взглядами писателя Эстетическая и историко-философская концепции Р Кено сформировались в русле духовных исканий европейской культуры первой половины XX века, в частности, интереса к теме истории, которая стала одной из ключевых тем в культурологическом дискурсе эпохи
Смысловым центром концепции истории Р Кено, представленной в эссе «Une histoire modele», выступает понятие Золотого века Сущностной характеристикой Золотого века оказывается особая духовность, понимаемая писателем как полное единение человека и высшей духовной силы, первоосновы Вселенной, стоящей за материальным миром Золотой век предшествует и противопоставляется истории, наполненной несчастьями и бесконечной суетой, он же устанавливается вновь после ее завершения, когда человечество обретает Высшее знание о первооснове бытия
Гносеологическая концепция Р Кено обосновывает необходимость нового подхода к познанию, подразумевающего взаимодействие разума и иррациональных сил человеческого духа Отличительной чертой нового подхода становится также его «толерантность», предполагающая возможность сосуществования множества различных точек зрения
Эстетическая концепция РКено определяет литературу как один из видов духовной деятельности людей и важнейший инструмент поисков Золотого века. С целью внести в повествование счастье и гармонию
Р Кено предлагает уподобить роман поэзии с ее строгостью формы из поэтического текста романы Р Кено стремятся перенять два основных типа формальных ограничений - касающиеся количества элементов в конструкции и их порядка роман в концепции Р.Кено предстаёт одновременно как форма ограниченная и форма устойчивая.
Определяющей характеристикой истории в романах писателя выступает Зло, исходящее от самого человека. Характерными чертами исторического процесса становятся также переменчивость и связанное с ней чувство неуверенности в бытии, сопровождающее человека «исторического»
Смысловой центр романов Р Кено образуют взаимоотношения человека и истории все персонажи писателя делятся на «неудачников», которым так и не удаётся в конце повествования приблизиться к заветному Золотому веку, «счастливцев», которые обнаруживают правильный подход к познанию, позволяющий им преодолеть историю, и «мудрецов», которым не нужно искать Мудрости, поскольку они и так уже находятся вне истории, в своем Золотом веке.
Временная организация и организация системы персонажей романов РКено подчиняются действию формальных ограничений, которые направлены на гармонизацию повествования, освобождение его от истории Важнейшим проявлением формальных требований в романах Р Кено становится повторение На уровне временной организации принцип повторения реализуется посредством «рифмующихся» ситуаций и чередования повествовательных планов; на уровне организации системы персонажей - посредством появления в повествовании персонажей-двойников
Структура работы определяется поставленной целью и задачами Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, включающего 252 наименования на русском, французском, английском и немецком языках