Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Персидская газель в XX веке Расулов Алидод Бобоевич

Персидская газель в XX веке
<
Персидская газель в XX веке Персидская газель в XX веке Персидская газель в XX веке Персидская газель в XX веке Персидская газель в XX веке
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Расулов Алидод Бобоевич. Персидская газель в XX веке : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.03 / Расулов Алидод Бобоевич; [Место защиты: Таджикский государственный национальный университет].- Душанбе, 2009.- 326 с.: ил. РГБ ОД, 71 10-10/80

Введение к работе

Актуальность темы. В ХХ веке Иран пережил глубокие процессы, сопряженные с политическими, социальными, экономическими и культурными событиями, которые изменили основы общественного бытия страны. Одним из таких наиболее значительных событий стала революция Конституционализма, свершившаяся в начале века и послужившая почвой для целого ряда важных явлений в жизни общества. Для нашего исследования особенно важны культурные, творческие процессы, происходившие в русле революционных событий. Так, к числу явлений творческого порядка с важными последствиями следует отнести выход поэзии из узких рамок придворной литературы и завоевание широкой аудитории городских улиц и базаров, появление новых поэтических форм, способных отразить своеобразную тематику дня.

Для того, чтобы раскрыть характер литературной жизни эпохи, необходимо перейти от общих описаний к конкретному изучению отдельных литературных жанров и жанровых форм. В этом плане особый интерес вызывает газель - самая активная и действенная поэтическая жанровая форма периода социально-политических катаклизмов в иранском обществе, в связи с чем всестороннее изучение жанра газели представляется совершенно необходимым.

Иранская газель ХХ в., воплотившая лучшие и важнейшие качества газели классического периода, содержит в себе потенциал к обновлению. Как и другие поэтические формы, газель восприняла назревшие идейно-эстетические изменения. Это особенно касается тематики, содержания, а также лексического состава поэтики жанра.

Следует отметить, что газель данного периода вызвала интерес исследователей, однако их внимание привлекали, главным образом, отдельные аспекты творчества того или иного поэта. Поэтому комплексное изучение проблем жанра газели на сей день остается одной из наиболее актуальных задач современной литературоведческой науки.

Другим важнейшим по значению событием социально-политического и духовно-культурного характера для иранского общества ХХ в. явилась Исламская революция, оставившая глубокий след в культурной и литературной жизни страны. С победой Исламской революции в поэтических жанрах произошли новые изменения, коснувшиеся и жанровой формы газели. Изменения происходят не только в тематике и содержании газели, они затронули её жанровые разновидности, структуру. Эти явления так же требуют отдельного изучения.

Как при революции Конституционализма, так и при Исламской революции газель являлась выразительницей мыслей и чувств, стремлений и чаяний народных масс. Отсюда немаловажное значение приобретает всестороннее изучение тематики и содержания жанра.

Следует заметить, что неоднозначные и сложные процессы развития современной персидской поэзии ставят перед исследователями целый ряд актуальных задач. Важное место в этом ряду отводится изучению персидской газели, особенно ее характернейших черт, и, безусловно, индивидуального мастерства ее выдающихся представителей - Фаррохи Йезди, Мирзаде Эшки, Арефа Казвини, Мохаммада Хосейна Шахрияра, Рахи Моайери, Симин Бехбахани и других, творчество которых протекало в пределах вышеупомянутых событий. Произведения этих художников слова сконцентрировали в себе характерные особенности поэзии указанного периода, что обусловило ценность и важность их поэтических творений. Исходя из того, что изучение поэзии той или иной эпохи немыслимо без оценки творчества ее представителей, рассмотрение перечисленных проблем подтверждает актуальность и важность темы исследования.

Степень изученности темы. Проблемы газели ХХ в., естественно, нельзя решать в отрыве от истории жанра, которому посвящено достаточно много исследований, среди которых важное место занимают работы А.М. Мирзоева, Р.Хади-заде, П.Шакиба, К.Аминпура, М. Хокуки, С.М.Заркани, М. Махакки, С.Бакери, М.Нику, К.Хасанли. О происхождении, генезисе газели имеются отдельные суждения в работах Яна Рипки, Р. Мусульмонкулова и др. В диссертации даны более обстоятельные сведения об истории изучения жанра газели.

Но нас в большей мере интересует состояние изученности газели нового времени, главным образом ХХ в. Здесь прежде всего следует отметить научную ценность двухтомного сборника статей «Литература революции – революция литературы» (9). О стиле поэзии периода Исламской революции, особенно газели, идет речь в статье М.Джавадиния «Тень индийского стиля над газелью революционного века», в которой автор обнаруживает влияние «бедильского стиля» на газель периода Исламской революции.

В другой своей статье, «Взгляд на поэзию Исламской революции», опубликованной в том же сборнике, М.Джавадиния наряду с другими поэтическими жанрами периода рассматривает и важнейшие особенности газели, ее жанровые разновидности – «новую газель», «эпическую газель». А.Иран-заде в статье «О стиле нынешней газели» предпринял попытку охарактеризовать важнейшие специфические черты газели периода Исламской революции, затронув вопросы тематики, содержания, композиции, метрики, рифмы и т. п.

В большом сборнике статей «Исследования по литературе Исламской революции» (41), вышедшем из печати несколько раньше (1995), можно встретить свежие мысли по рассматриваемым вопросам. Но все же статьи упомянутых сборников не смогли выполнить роль полноценного монографического исследования.

С.Шамиса в монографии «Путь газели в персидской поэзии» (29) рассматривает жанр газели в исторической эволюции и при этом выделяет шесть периодов этого исторического пути:

  1. Век тагаззула, когда «газель» еще функционировала в структуре

касыды.

  1. Век становления газели как самостоятельной жанровый формы.

  2. Газель периода между иракским и индийским стилями.

  3. Газель индийского стиля.

  4. Газель периода «возвращения».

  5. Новая газель.

Данная периодизация основана на принципе выделения основных этапов эволюции жанра по форме и содержанию.

По хронологическому принципу представлена периодизация персидской поэзии с начала революции Конституционализма и до падения монархизма в книге М.Ш. Кадкани «Периоды персидской поэзии от революции Машрутият до падения монархии» (37). Периодизация ученого, построенная по событийному принципу от предконституционализма и до падения монархии, не отразила что-либо важного в судьбах персидской поэзии, ибо между выделенными периодами мы не всегда наблюдаем явных и значительных изменений в ней. Тем более, что лишь в двух из семи этапов, выделенных Ш. Кадкани, речь идет о традиционной поэзии, в том числе газели, а в пяти остальных периодах фигурирует «новый стих».

Исследование П.Шакиба «Персидская поэзия от ее начала и до сего дня» (28) охватывает и поэзию нового периода.

М. Хокуки в своей книге «Беглое знакомство с историей современной литературы Ирана» (19) рассматривает состояние традиционной газели в периоды после революции Конституционализма и правления Реза-шаха. М.Дж. Йахакки в книге «Как жаждущий кувшин» (46) дает сведения о состоянии персидской поэзии, начиная с традиционной поэзии периода революции Конституционализма и до ее эволюции в «нимаистский век» (1926 - 1979).

Перечень публикаций, посвященных поэзии на фарси в целом и жанру газели в частности, конечно, не исчерпывается упомянутыми работами, но разброс мнений и высказываний не дает возможность придти к обобщающему результату.

Краткий обзор научной литературы приводит нас к выводу, что проблема эволюции персидской поэзии вообще и жанра газели в частности в новое время все ещё нуждается в более глубоком исследовании. Отдельного рассмотрения требует целый ряд жанровых аспектов газели, а также творчество мастеров этой поэтической формы.

Цель и задачи исследования. Основной целью данной диссертационной работы является монографическое исследование важнейших тематических, формальных, структурных изменений в жанре газели ХХ в.; определение места газели в поэзии рассматриваемого периода. Исходя из этого положения, задачами исследования мы определили следующее:

-дать краткую жанровую и историческую характеристику газели;

-выявить важнейшие особенности газели периода революции Конституционализма;

-проанализировать тематику и содержание газели данного периода;

-дать творческую характеристику поэтов - лириков периода революции Конституционализма;

-проследить бытование газели в литературных кружках и школах; -показать эволюцию газели в эпоху Исламский революции;

охарактеризовать религиозное сознание и его отражение в газели этого периода;

-определить место газели в поэзии Исламской революции;

-рассмотреть жанровые разновидности газели в поэзии данного этапа;

-рассмотреть форму и структуру газели в поэзии периода Исламской революции и т. д.

Методологическую основу диссертации составляют теоретические и прикладные исследования таких ученых, как Ш. Кадкани, Х. Фаршидвард, М.Хокуки, Х.Зарринкуб, М.Акбари, Н.Иран-заде, М.Йахакки, Г.Кафи, А.Какайи, С.Шамиса, М.Куми, Ф.Сафа, П.Шакиба, С.Заркани, С.Бакари, М. Нику, К. Хасанли, И. С. Брагинский, А. Мирзоев, Я. Рипка, Р. Хади-заде, А. Абдуллоев, Р. Мусульмонкулов.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной науке монографически рассматривается эволюция содержания, формы и структуры персидской газели в Иране ХХ в. При этом впервые в нашей работе рассмотрены:

-место газели в поэзии периода революции Конституционализма;

-важнейшие тематические особенности жанровой формы газели на примере стихов мастеров лирики данного периода;

-место газели в поэтических кружках и школах данного периода; -эволюция газели в поэзии периода Исламской революции;

-религиозное сознание и его отражение в газели;

-форма и структура газели, а также новаторские приемы в этом направлении;

-разновидности газелей по содержанию. На этой основе новые газели рассматриваются в сопоставлении с классической газелью.

Теоретическая и практическая ценность работы. Исследование может внести определенный вклад в изучение теории и практики поэтики и стилистики современной персидской поэзии, ее художественно-эстетических принципов. В теоретическом отношении особое значение имеют размышления и выводы диссертанта о сущности газели исследуемого периода. Материалы диссертации могут быть использованы для изучения истории литературы Ирана ХХ в., при составлении учебных пособий, чтении специальных курсов по персоязычной литературе.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на расширенном заседании двух кафедр Таджикского национального университета - иранской филологии факультета востоковедения и новейшей персидско-таджикской литературы факультета филологии и рекомендована к защите (протокол №3 от 9.01.2009). Кроме того, по теме диссертации опубликовано один монографии и более 14 научных статей. Общий объем публикаций составляет 25 печатных листов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Персидская газель в XX веке