Введение к работе
Актуальность темы. Проблемы своеобразия жанровой специфики персидской культуры и литературы на протяжении нескольких столетий всегда находились в центре внимания ученых многих стран мира. Творения таких величайших представителей этой литературы, как Рудаки, Фирдоуси, Хафиза и др., их идейно-эстетические воззрения о смысле жизни, о пристрастиях человеческого бытия, о сущности искусства, напряженные поиски путей философского осмысления соотношения искусства и действительности, признаны многими зарубежными и отечественными исследователями искусства и литературы одним из значимых факторов, формирования мышления многих известных писателей мира.
Персидско-таджикская литература обогатила мировое искусство не только своеобразным взглядом на вечные темы мировой литературы, но и целостной эстетической системой, в основе которой лежит философское мировосприятие, особый принцип анализа действительности, критерии оценки прекрасного.
В известной степени, уникальностью миросозерцания и мировосприятия представителей этой литературы, можно объяснить и то обстоятельство, что внимание многих ученых литературоведов часто было приковано к персидско-таджикской поэзии. В результате этого, на основе сравнительного анализа, были завершены глубокие по своей значимости научные исследования, значительная часть которых посвящена исследованию различных жанров и жанровых форм, их формирования и развития.
Одной из очень древних и своеобразных, вместе с тем, до сих пор малоизученных в персидском литературоведении, жанровых форм является поэзия полемики (мунозира).
Как известно, персоязычные писатели и поэты с древнейших времен использовали мунозира как способ открытого выражения, порой нелицеприятной, правды в отношении своих адресатов, как возможность более детального комментирования своих критических мыслей и воззрений. Из рассмотрения имеющихся на сегодняшний день отдельных исследований в изучении этой поэтической формы, выясняется, что мунозира поэтов и писателей охватывает разнообразный спектр проблем и вопросов, чем и объясняется широта ее тематики. Исходя из этого, мы акцентировали свое внимание на более глубоком и всестороннем исследовании данной проблемы, задавшись целью пролить свет на многие темные пятна опираясь в основном на поэзию Парвин Этесами , в творчестве которой данная жанровая форма занимает особое место.
Степень изученности темы. Невзирая на тот факт, что начиная с периода формирования персидской поэзии, и даже в далекой древности, среди персоязычных поэтов наблюдалось развитие полемической поэзии, использование которой продолжается вплоть до наших дней, однако до настоящего времени, тема нашего диссертационного исследования, не являлась предметом специального изучения ученых литературоведов. Вместе с тем, необходимо отметить, что некоторыми исследователями литературы, вскользь, все же высказывались отдельные суждения, были написаны статьи относительно жанровой формы мунозира, ее структуры и тематики. Отдельные работы касательно вопросов бытования мунозира в Иране, наблюдаются и в некоторых изысканиях ученых литературоведов других персоязычных стран, к которым мы будем обращаться в процессе своего исследования.
О мунозира, на сегодняшний день, написаны две книги: первая из них называется «Этика полемики», принадлежащая перу Али Паши Солеха; автором второй книги- «Приёмы науки дискуссии» («Усули фанни мунозира») - является Алиасгар Хикмат. В вышеназванных книгах главное внимание направлено на описание правил или методов полемики и выявление ее основ.
Перечень некоторых персидских полемических произведений ( в поэзии и прозе) приводится в книге Германа Эте, посвященной истории персидской литературы. Примечательно, что в этом перечне приведены названия некоторых полемик, редкие рукописные экземпляры которых хранятся в библиотеках Европы. В немногочисленных книгах, посвященных вопросам литературных жанров персидской поэзии, также встречаются описание мунозира, приводятся отдельные произведения, в качестве примера. Однако все определения касательно этой жанровой формы, выглядят разрозненными и не сведены воедино. В первом разделе настоящего исследования мы подробнейшим образом рассматриваем все те пояснения и определения, которые были выявлены нами в различных персидских, арабских и европейских литературоведческих и толковых словарях. Из числа у этих книг и словарей мы более детальному изучению подвергли работы таких известных ученых средневековья и современности, как «Бадоеъ ул афкор фи саноеъ ул ашъор» «О художественности мышления и средствах художественного изображения поэзии » Мирзо Хусайна Воизи Кошифи, «Анвои адаби» («Литературные роды») Хусайна Размджу, «Анвои адаби» («Литературные роды») Сируса Шамисо, «Терминологический словарь поэтического мастрества») «Вожаномаи унари шоирї» Мейманата Мир Садыка и др.
Также в некоторых других книгах дается краткое описание жанровой формы мунозира и анализируются образцы этой разновидности поэзии. Так, в качестве примера можно сослаться на произведение доктора Абдулхусайна Зарринкуба «Шеъри бедуру, шеъри бениоб» («Поэзия правдв, поэзия без маски»). Нами были также выявлены отдельные статьи, специально посвященные жару мунозира, как, к примеру, статья Хошима Мухаммада под названием «Мунозира в персидской литературе».
В некоторых книгах лишь, вскользь затрагиваются вопросы, касющиеся жанровой специфики мунозира, но как одна из форм, к которой обращался в своем творчестве Парвин. К таким работам, например, можно отнести книгу «Адабиёти навини Эрон» («Новая литература Ирана»), переводчиком и составителем которой является Якуб Ожанд. Словом, написано много статей, в которых кратко рассматривается жанровоя форма мунозира, в особенности в творчестве Парвин. Однако, ни в одной из рассмотренных нами научных источниках, мы не обнаружили специального монографического исследования мунозира Парвин Этесами .
Научная новизна, теоретиическая и практическая значимость диссертации заключаются том, что ее автором, помимо написания краткой истории становления и развития мунозира в персоязычной литературной среде, начиная с ее истоков, выявления зачинателей этой жанровой формы, также произведен конкретный и всесторонний анализ мастерства Парвин Этесами в создании мунозира, раскрыты структурно-стилистические особенности ее творчеста, произведшие серьезные изменения в этой поэтической форме персидской литературы. Научная значимость данного исследования также объясняется выявлением места и роли Парвин в новой персидской поэзии, являющейся частью современной истории литературы, а также введением в научный оборот малоизученного материала, касающегося жанра мунозира, проливающего свет на многие темные пятна этой малоизученной темы. Полученные, на основании изучения традиционной жанровой формы персидской поэзии, в творчестве Парвин Этесами , результаты, можно использовать при написании истории иранской литературы, при составлении учебников и вузовских пособий, касающихся особенностей жанровых форм поэтических произведений, а также как теоретический материал при составлении истории современной иранской литературы.
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования, с учетом сегодняшнего состояния исследования, является изучение роли Парвин Этесами в дальнейшем развитии и совершенствовании традиционной жанровой формы мунозира. Для реализации намеченной цели были поставлены следующие задачи:
- краткое рассмотрение и изложение традиции полемической поэзии в персоязычной литературе;
- анализ образцов полемической поэзии в творчестве персоязычных поэтов;
- выявление преемственности традиции полемической поэзии в конституционный период;
- дать оценку мастерства и роли Парвин в развитии традиции полемической поэзии, конкретизировать основную тенденцию его творчества;
Перечисленные цели и задачи определили принцип сравнительного научно-исторического и историко-литературного подхода.
Источники и материалы исследования. Для завершения этого исследования в качестве доказательного материала, по мере возможности, необходимо было опереться на все имеющиеся определения относительно полемической поэзии, дабы с их учетом рассмотреть диваны поэтов и произвести выборку жанровой формы мунозира, собрав их воедино, для детального структурно-стилистического анализа.
Вначале были собраны многочисленные диваны стихов более сорока поэтов, за тем рассмотрены все произведения, относящиеся к полемической поэзии и поскольку цитирование текстов всех отобранных произведений в жанре мунозира, в диссертации, не представлялось возможным, в соответствующих разделах работы были использованы лишь отдельные мунозира, в качестве наглядного примера. Таким образом, основными источниками диссертации были:
-Произведения поэтов, относящиеся к жанру мунозира;
-Литературоведческие исследования Ирана и Востока;
-Теоретическая и критическая литература, относительно изучаемого вопроса;
-Исследования ученых Ирана и Запада.
Теоретическая и методологическая основы диссертации. Диссертация написана с опорой на традиционное литературоведение, привлечения широкого круга научных работ по литературоведению, истории, значительного количества источниковедческого материалов, воспоминаний и рукописей. Исторический принцип исследования базировался на традиционной и новой теории. В этом исследовании автор отталкивался от работ таких известнейших литературоведов- иранистов, как Забехулло Сафо, Шамисо Сирус, Герман Эте, Ян Рипка, Мирсодик Мейманат и др.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.