Введение к работе
Обоснование темы и актуальность исследования. Академик И.Ю. Крачковский в своё время писал: "Долгом всей нашей арабистической науки является постепенное восполнение пробелов и усиление работ по новой арабской литературе, настоятельно требуемых всей нашей жизнью". Одним из таких пробелов до недавнего времени оставалось многогранное творчество современной сирийско-ливанской писательницы Гады ас-Самман (род. в 1942 г.). Вступив на литературную стезю в начале 1960-х гг., Г. ас-Самман более чем за 40 лет писательской деятельности издала девять сборников стихов, шесть сборников новелл, пять романов, пьесу, выпустила серию книг публицистического и мемуарного характера.
Настоящая работа посвящена новеллистике Г. ас-Самман. Под новеллистикой диссертант понимает совокупность разных по объёму и построению рассказов; понятия «новелла» и «рассказ» в данной работе используются как синонимы, идентичные определения малого прозаического жанра художественной словесности.
Именно новеллистика стала началом художественной прозы Г. ас-Самман и оказалась тем литературным пространством, в котором писательница утвердила себя в арабской словесности, снискав признание критиков, собратьев по перу, читательской аудитории. Сама Г. ас-Самман, высоко оценивая роль малой нарративной формы в литературе, не раз говорила о судьбоносном для неё значении жанра рассказа.
Необходимость изучения и актуальность данной темы определяются, с одной стороны, значимостью проблематики малой прозы Г. ас-Самман, где писательница с присущей ей смелостью выразила своё отношение к сущностным аспектам человеческого бытия, острейшим нравственно-этическим и социально-политическим вопросам современного арабского мира, а с другой – важностью жанра рассказа как явления арабской литературы второй половины ХХ в., в рамках которого осуществлялись художественно-эстетические поиски, обусловленные особым мироощущением нового поколения писателей, ярким представителем которого являлась Гада ас-Самман.
Хронологические рамки диссертации охватывают 60–90-е гг. ХХ в. – время, к которому относится новеллистическая проза Г. ас-Самман.
Общий поворот к модернизму, наблюдаемый в сирийской и ливанской литературах в 60-е гг. ХХ в. (и даже раньше) коснулся и Г. ас-Самман. В художественном методе писательницы с самого начала реализм взаимодействует с ключевыми идеями арабских писателей–экзистенциалистов, созвучными основным философским и эстетическим положениям западноевропейского экзистенциализма (атеистической ветви).
В центре внимания Г. ас-Самман, в первую очередь, – личность, ее экзистенция, драматизм душевного мира индивидуума. Малая проза писательницы исполнена психологизма. Стремление автора к раскрытию своего "я", жизненных принципов, нравственных критериев определило «внутреннюю свободу» рассказов: писательница чаще всего следует тенденции субъективного письма, распространенной в арабской словесности рассматриваемого периода.
Тревожная тональность, пессимистический настрой превалируют в значительной части рассказов Г. ас-Самман. Тревога связана с социальной и политической реальностью. С этой точки зрения в ее новеллистике отчётливо просматривается несколько крупных проблемно-тематических пластов: 1) "женский" вопрос – положение женщины в арабском обществе, гендерные отношения, мотивы любви; 2) тема эмиграции, включающая антитезы Востока и Запада, "своего и чужого", "родины и чужбины"; 3) реакция на политические события, потрясшие арабский мир, – Алжирская война, "шестидневная" арабо-израильская война 1967 г., израильская агрессия и неотделимая от неё трагедия палестинского народа, многолетняя гражданская война в Ливане (1975–1990), в частности, кровавые события в Бейруте, живым очевидцем которых стала сама писательница. Взгляд Г. ас-Самман-художника прикован и к внутриполитическим конфликтам, социальным противоречиям, общественному устройству в арабских странах. Вместе с тем в ее произведениях немало общечеловеческих мотивов. Многоплановость содержания рассказов – характерное свойство малой прозы писательницы.
Произведения Г. ас-Самман пронизаны бунтарскими настроениями, острым критицизмом. Протест и неприятие существующего миропорядка – константы художественного мира Г. ас-Самман – сходны с сартровским пониманием ответственности творческой интеллигенции за судьбу своего народа.
Особая поэтичность языка, лиричность стиля, ассоциативность, символика, метафоричность, ориентация на формальные инновации западных модернистов – «опорные» слагаемые художественной системы писательницы.
Объектом исследования являются шесть сборников (55 рассказов) Г. ас-Самман: "Твои глаза – моя судьба" ("‘Айнака кадари", 1962); «Нет моря в Бейруте" ("Ля бахр фи Бейрут", 1963); "Ночь чужеземцев" ("Лейль аль-гураба’", 1966); "Гибель старых гаваней" ("Рахиль аль-марафи’ аль-кадима", 1973); "Время другой любви" ("Заман аль-хубб аль-’ахар", 1978); "Квадратная луна" ("Аль-Камар аль-мурабба‘", 1994). Предмет исследования – содержательные и художественные особенности новеллистики Г. ас-Самман как феномена современной арабской культуры.
Цель настоящей работы – всесторонний анализ новеллистической прозы Г. ас-Самман, оценка проблемно-тематической и художественно-эстетической значимости её произведений. Отмеченная цель обусловила решение следующих задач:
-
определить принцип изучения новеллистических текстов Г. ас-Самман;
-
охарактеризовать политический и историко-культурный контекст, в котором формировалась и развивалась её писательская деятельность;
-
осветить литературно-эстетические и литературно-критические взгляды Г. ас-Самман;
-
выявить основные проблемно-тематические пласты новеллистики писательницы и провести их анализ;
-
выделить уровни художественной структуры малой прозы Г. ас-Самман и раскрыть их особенности;
6) проследить эволюцию её новеллистического творчества.
Следует отметить, что новеллистика Г. ас-Самман до сих пор не была предметом специального изучения ни в арабском литературоведении, ни в западноевропейской ориенталистике. Арабские и западноевропейские авторы рассматривали отдельные рассказы первых сборников Г. ас-Самман либо в контексте всего её творчества в целом (Г.Шукри, ‘А.Л. аль-Арнаут), определённого аспекта её литературной деятельности (И.Гали, Х. ‘Аввад, В.Гаризи, П. ди Капуа), либо в рамках какой-либо проблемы в арабской и же – «женской» литературе в арабских странах (‘А.Фарадж), а также при исследовании путей развития повествовательных жанров, прежде всего, в Сирии (Р. ‘Исмат, М. аль-Атраш и др.). Проводилось и компаративное изучение творчества Г. ас-Самман, в частности, в соотнесённости с произведениями С. де Бовуар (Н. аль-Ихтийар) и В. Вулф (Б.Ша‘бан); наряду с романами затрагивалась и малая проза сопоставляемых художников слова. Упомянутые исследователи ориентировались в основном на содержательные стороны «малых» произведений Г. ас-Самман, проявляя лишь незначительный интерес к их формальным элементам. К тому же проведённый ими на данном уровне анализ новелл, входящих и в корпус исследуемых диссертантом текстов, носит, как правило, поверхностный характер. В то же время диссертантом приняты во внимание содержащиеся в этих исследованиях значимые оценки и положения, касающиеся отдельных рассказов и мировоззренческих позиций Г. ас-Самман.
Российскими арабистами малая проза Г. ас-Самман не изучалась.
Научная новизна данной работы заключается в том, что она является первым в российской и зарубежной ориенталистике комплексным исследованием новеллистического творчества Г. ас-Самман. Впервые рассматриваются важнейшие вопросы его художественно-структурных составляющих. Впервые в научный оборот вводятся рассказы сборников "Время другой любви" (1978) и "Квадратная луна" (1994), а также рассказы из предыдущих сборников, не попавшие в сферу внимания ни арабских, ни западноевропейских авторов.
Источниками исследования послужили, прежде всего, сами произведения малого жанра Г. ас-Самман 1962–1994 гг., а также литературно-критические работы писательницы из серии «Неполное собрание [сочинений]» (Аль-А‘маль гейр аль-камиля,1980), ее интервью, объединённые в сборник «Племя допрашивает жертву» (Аль-Кабиля тастаджвибу-ль-катиля. Бейрут,1981), и статьи, публиковавшиеся в арабской периодической печати разных лет.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды известных российских ученых – М.М. Бахтина, А.Б.Есина, В.М.Жирмунского, Д.В.Затонского, Ю.М.Лотмана, Г.Н. Поспелова, Л.И. Тимофеева, В.Е. Хализева, а также литературоведческие работы по интересующей нас проблематике О.Н.Петровой, В.И.Тюпы, Э.Я.Фесенко и др.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы и выводы могут быть использованы в лекционных курсах по истории арабской литературы, при написании истории арабской литературы ХХ в., монографий, посвящённых как развитию малого жанра в современных литературах Сирии и Ливана, так и его типологическому изучению в арабской художественной прозе.
Апробация работы проведена на заседании Отдела литератур народов зарубежной Азии Института востоковедения РАН. Основные положения диссертации нашли отражение в ряде публикаций (см. список).
Структура работы. Задачи исследования определили композицию диссертации, которая состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка, включающего 234 наименования.