Введение к работе
Агата Кристи (Agatha Christie, 1891-1976) еще при жизни была признана королевой детектива Ее детективные произведения, которые пользуются всемирным признанием и по сей день, всегда привлекало внимание как зарубежных, так и отечественных литературоведов, которые подробно исследовали своеобразие детективных произведений знаменитой писательницы
Совершенно особую и до настоящего времени недостаточно изученную страницу творчества английской писательницы представляют шесть недетективных романов, написанные под псевдонимом М Вестмакотт1 (Mary Westma-cott) «Хлеб гиганта»2 (Giant's Bread, 1930), «Неоконченный портрет» (Unfinished Portrait, 1934) «Разлука весной» (Absent in the Spring, 1944) «Роза и тис» (The Rose and the Yew Tree, 1947), «Благие намерения» (A Daughter's a Daughter, 1952), «Бремя любви» (The Burden, 1956) В этих произведениях А Кристи предстает в непривычной для читателей роли - как мастер лирико-психологической прозы, демонстрируя совершенно иную грань своей творческой натуры
Художественное своеобразие этой прозы на сегодняшний день никем специально не рассматривалось
Аюуальность данного исследования определяется необходимостью выявления художественного своеобразия недетективных романов А. Кристи, что позволяет уточнить место творчества А Кристи в литературной жизни Великобритании прошлого столетия
Объект исследования — поэтика недетективных романов А Кристи
Предмет исследования - идейно-художестаенное своеобразие недетективных романов А Кристи
Материалом исследования стали романы А Кристи «Хлеб гиганта» (Giant's Bread, 1930), «Неоконченный портрет» (Unfinished Portrait, 1934) «Разлука весной» (Absent m the Spring, 1944) «Роза и тис» (The Rose and the Yew Tree, 1947), «Благие намерения» (A Daughter's a Daughter, 1952), «Бремя любви» (The Burden, 1956), а также «Автобиография» (Autobiography, 1965) писательницы
Цель работы - выявление художественного своеобразия недетективных романов А Кристи
Задачи исследования
-
Исследовать влияние английской литературной и культурной традиции на поэтику романов А Кристи
-
Рассмотреть творчество А Кристи в контексте женской английской прозы первой половины XX века
-
Выделить основные этапы творческого становления писательницы и представить эволюцию ее эстетических взглядов
-
Дать классификацию лирико-психологических романов А Кристи и проанализировать особенности их поэтики
В русских переводах часто встречается Уэстмакотт как другой вариант перевода псевдонима А Кристи West macott 2 В диссертации роман цитируется под запавием «Вторая жизнь», перевод В В Тирдатова.
Цель и задачи определили методы исследования: системный, а также типологический
Научная новизна работы заключается в том, что впервые определено художественное своеобразие лирико-психологических романов А Кристи, расширено представление о художественном мире писательницы за пределами ее детективного творчества, уточнено место писательницы в истории женской прозы английской литературы XX века
Теоретико-методологической основой диссертации являются труды по теории литературы (М М Бахтина, И Ф Волкова, ЛЛ Гинзбург, М М Гирш-мана, Н Л Лейдермана, В В Савельевой, В Е Хализева, Л В Чернец и др) и по истории зарубежной литературы (Г. А Анджапаридзе, З Т Гражданской, В Днепрова, Д Затонского, В А Лукова, Н П Михальской, Т Л Мотылевой, М Тугушевой, Д М Урнова, М В Урнова, Н. П Утехина и др)
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что в работе уточняется содержания понятия «лирико-психологический роман» на основе выявления особенностей поэтики недетективных романов А Кристи
Понятие «лирико-психологический роман» (термин Н Л Лейдермана) представляется чрезвычайно уместным для анализа недетективного творчества А Кристи, отличительной чертой которого является исповедальный лиризм, выражающийся в стремлении писательницы через анализ внутреннего мира своих персонажей прийти к пониманию себя, своих поступков и поведения в определенные жизненные периоды
Научная значимость работы заключается в том, что впервые определено художественное своеобразие лирико-психологических романов А Кристи, расширено представление о художественном мире писательницы за пределами ее детективного творчества, уточнено место писательницы в истории женской прозы английской литературы XX века
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в учебной и внеаудиторной работе по английской литературе XX века в вузах, гимназиях, лицеях и школах
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования представлены в докладах на XVII и XVIII Пуришевских чтениях (МПГУ, 2005 и 2006), на итоговых научно-практических конференциях преподавателей ОГТИ (филиал) ГОУ ОГУ (2005, 2006, 2007), на Российской научно-практической конференции «Актуальные проблемы литературоведения и лингвистики Вопросы филологического образования (Орск, 2006), а также на заседаниях методологического семинара кафедры литературы, теории и методики обучения литературе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ГОУ ОГУ
Положения, выносимые на защиту:
1 Убеждения А Кристи вполне отвечали духу викторианского процветания, определившего умонастроение писательницы в рамках сложившейся системы идейных и нравственных норм Викторианские идеалы занимает прочное положение в ее романах
-
А Кристи в своем недетективном творчестве затрагивает характерные для женской прозы темы, а герои ее романов «Хлеб гиганта», «Неоконченный портрет», «Разлука весной», «Роза и тис», «Благие намерения» и «Бремя любви» проходят сложный путь самопознания, испытывают мучительные сомнения, тонко реагируют на происходящие события, ощущают конфликт поколений В центре лирико-психологического романа А Кристи находится женщина, ее судьба, положение в обществе, ее самоопределение и самопознание, вопросы семьи, брака, воспитания детей, любовь как основа, на которой зиждется все ее мироздание Героиня зачастую отстраняется от общественной жизни, социальных и политических вопросов и уходит в самоанализ, изменяя социальное пространство, которое сужается до «я» конкретного персонажа
-
Написанная уже в конце жизненного и творческого пути «Автобиография» (1965) А. Кристи является прекрасным образцом жанра, превращающего письменный рассказ о себе в акт творческого конструирования собственного «я» «Автобиография» А Кристи не только подводит итоги, но и раскрывает жизненный путь писательницы, показывает представления А Кристи о ее месте в мире
-
Черты автобиографичности в той или иной степени обнаруживают и все шесть лирико-психологических романов А Кристи За всем тем, что намечено пунктиром, угадываются события из собственной жизни писательницы Автор выносит на страницы своих произведений события и проблемы, пережитые в реальной жизни Между лирико-психологическими романами и «Автобиографией» существует принципиально важные различия Во-первых, в отличие от «автобиографии», подписанной настоящим именем писательницы, лирико-психологические романы А. Кристи изданы под псевдонимом Мэри Вестмакотт Кроме того, автобиографические приемы, используемые А Кристи при написании лирико-психологических романов, служат в конечном итоге созданию вымышленных персонажей
-
Недетективные произведения А Кристи — это эмоционально насыщенные и проникнутые авторским чувством романы, в которых дается непосредственное изображение внутреннего мира героев, чаще всего женщин, их мыслей и переживаний, их нравственно-философский поиск Лирико-психологические романы А. Кристи имеют синтетическую структуру, так как соединяют в себе лирическую и психологическую доминанты Кроме того, в них нашли свое выражение, в широком смысле, принципы психологизма и биографизма, характеризующие общие тенденции, существующие в английской литературе первой половины XX века
-
Поэтика лирико-психологического романа А Кристи характеризуется следующими особенностями сильное автобиографическое начало, четко продуманная ретроспективная композиция, способствующая объединению и взаимодействию в структуре романов двух временных
пластов - «плана прошлого осознания событий» и «плана настоящего их понимания», открытый финал с дальнейшей перспективой новой жизни, усложненная система повествования, отображающая художественную логику автора, ее «игру с реальностью», заглавия романов, выступающие смысловыми доминантами текста, остросюжетность, сквозные мотивы самоубийства, дома и путешествия
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 206 названий на русском и английском языках Общий объем работы - 195 страниц
По теме диссертации опубликовано 9 работ