Введение к работе
Наше исследование посвящено культурной памяти в ирландской поэзии второй половины XX века. Под ирландской поэзией второй половины XX века мы понимаем поэтические произведения, созданные после 1950 г. Обращение именно к этой теме обусловлено рядом причин.
Во-первых, рассматриваемый период ещё не завершился и не принадлежит к подробно исследованным. Поэтому его изучение позволяет коснуться ещё не подвергавшихся анализу явлений.
Во-вторых, незавершённость изучаемого периода позволяет рассмотреть основные тенденции, сложившиеся внутри него, и определить возможности их взаимодействия и развития.
Недостаточная изученность периода является причиной отсутствия общепринятого взгляда на него. Среди исследовательских подходов, используемых в научно-критических трудах, можно отметить традиционное описание творческого пути того или иного автора, например, монографию Ф.Л. Керсновски «Джон Монтегью» или книгу М. Паркера «Становление поэта».
Кроме того, существует компаративистский подход, когда сопоставляется творчество двух или нескольких поэтов, что предпринято, в частности, в томе «Два десятилетия ирландской литературы», изданном Д. Данном, или «Где-то, снаружи, по ту сторону: поэзия Шеймуса Хини и Дерека Мэхона» Э. Уотермэна.
Отдельно следует сказать о трудах, в которых использованы аналитические подходы, появившиеся в последние полвека. К ним принадлежит деконструкция (книга К. Грэма «Деконструкция Ирландии: идентичность, теория, культура»), феминистский взгляд на литературу в исследовании П. Коулан и Т. О'Тул «Ирландская литература: Феминистские перспективы».
Особое место в ряду рассматриваемых исследований занимает статья Дж. Лидди для словаря Р. Хогана, опирающаяся на принципы психоанализа.
Отечественные исследования об ирландской поэзии второй половины XX века немногочисленны. Наиболее значительными являются труды А.П. Саруханян «Современная ирландская литература», «Объятия судьбы: прошлое и настоящее ирландской литературы».
Творчество Ш. Хини вызвало интерес Г.М. Кружкова, который посвятил ему одну из глав книги «Ностальгия обелисков». Через сопоставление творчества Хини и поэзии Иейтса он показывает сходство некоторых образов в стихах двух поэтов и одновременно
различие их философских взглядов. Г.М. Кружков также опубликовал в журнале «Иностранная литература» интервью с Ш. Хини «Изба-писальня. В гостях у Шеймаса Хини».
Особый вклад в изучение ирландской поэзии внесли воронежские учёные. А.Л. Савченко рассматривает творчество Десмонда Игана в монографии «Десмонд Иган: своеобразие поэтического мышления», прослеживая его жизненный и творческий путь. М.К. Поповой и А.Л. Савченко принадлежат вступительные статьи к изданиям стихов Д. Игана на русском языке. Они предоставляют сведения о жизни поэта и обзор его творчества. Указанным авторам принадлежит также целый ряд журнальных публикаций, посвященных ирландской поэзии. Это статьи «Тема прошлого в современной ирландской поэзии» М.К. Поповой, «Современная ирландская поэзия: Шеймус Хини и Десмонд Иган», «Холокост осени» Десмонда Игана: Вторая мировая война глазами ирландского поэта», «Национальное и общечеловеческое в поэзии Десмонда Игана» А.Л. Савченко.
Несмотря на разнообразие подходов, используемых учёными при исследовании ирландской поэзии второй половины XX века, не все аспекты её художественного своеобразия попадают в сферу изучения. Обзор зарубежной и отечественной научно-критической литературы показывает, что безусловной смысловой доминантой ирландской поэзии второй половины XX века является тема прошлого. При этом, несмотря на то, что многие аспекты использования мотивов прошлого поэтами второй половины XX века уже рассматривались исследователями, объём самого феномена «прошлое» остаётся не вполне определённым, как и механизмы его актуализации в творчестве интересующих нас авторов. Для решения этих вопросов нам представляется целесообразным использовать понятие «культурная память».
Актуальность исследования, таким образом, определяется комплексом причин. Во-первых, в мире, переживающем глобализацию, особое значение приобретает сохранение национальной самобытности, поэтому проблема национальной идентичности, волнующая ирландских поэтов, сейчас особенно актуальна. Во-вторых, тема культурной памяти, помещаемая нами в центр исследования, является сегодня важнейшей для целого ряда гуманитарных наук и отражает интегративность современного этапа их развития. Исследования культурной памяти (memory studies) - важная отрасль современного гуманитарного знания, накопившая большой опыт осмысления сложных культурных феноменов. Использование этого опыта в анализе ирландской поэзии второй половины XX века, перенасыщенной историческими и культурными аллюзиями, представляется нам и оправданным, и продуктивным.
Научная новизна работы заключается в рассмотрении произведений ирландской поэзии второй половины XX века с позиций подхода к культурной памяти, разработанного Ю.М. Лотманом, и понимания культурного кода, разработанного Р. Бартом. Некоторые поэты, к исследованию творчества которых мы обращаемся, будут проанализированы впервые в отечественном литературоведении.
Цель диссертации: выявить способы актуализации культурной памяти и её функции в ирландской поэзии второй половины XX века.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи работы:
на основе анализа стихотворений поэтов и обобщения выводов, сделанных предшествующими учёными, выявить, какие исторические эпохи привлекают О. Кларка, Дж. Монтегью, Д. Игана, Ш. Хини;
опираясь на идеи Ю.М. Лотмана и Р. Барта, определить средства, при помощи которых современные поэты актуализируют культурную память;
- установить характер связи между текстом и культурным контекстом;
- показать, с какой целью рассматриваемые авторы «пробуждают» культурную
память.
Объект исследования: ирландская поэзия второй половины XX века, в частности, произведения О. Кларка, Дж. Монтегью, Ш. Хини, Д. Игана и др.
Предмет исследования: особенности актуализации культурной памяти в ирландской поэзии второй половины XX века.
Методологический подход, используемый нами в работе, можно охарактеризовать как комплексный: его основу составили контекстуальный анализ, историко-литературный подход, сравнительно-исторический метод.
Материал исследования: стихотворения О. Кларка, Дж. Монтегью, Ш. Хини, Д. Игана, Б. Кеннелли.
Теоретическую базу исследования составляют работы, посвященные проблеме культурной памяти (Ю.М. Лотман, Я. Ассман и др.).
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в ней продемонстрирован процесс актуализации культурной памяти в творчестве современных ирландских поэтов, сделаны выводы о месте и значении актуализируемых пластов культурной памяти в культуре современной Ирландии.
Практическая значимость работы связана с тем, что её результаты могут найти применение в курсах зарубежной литературы XX века, спецкурсах по ирландской литературе и по творчеству О. Кларка, Дж. Монтегью, Ш. Хини, Д. Игана.
Апробация работы. Отдельные положения диссертационного исследования обсуждались на конференциях «Пуришевские чтения» (Москва, 2010, 2011), «Культура общения и её формирование» (Воронеж, 2010, 2011), «Язык и культура» (Борисоглебск, 2010), «Эйхенбаумовские чтения» (Воронеж, 2010), «Научно-философский анализ повседневности: проблемы и перспективы развития в XXI веке» (Воронеж, 2010), «Память разума и память сердца» (Воронеж, 2011), «Современная англоязычная литература: проблемы жанра и стиля» (Смоленск, 2011). По результатам исследования опубликованы 11 статей, из них три в изданиях, рекомендованных ВАК.
Структура работы: Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка литературы.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Интерес поэтов современной Ирландии привлекают в первую очередь эпохи Древней Ирландии, королевы Елизаветы I, войны двух королей, Великого Голода 1845-1848 гг. и двух главных восстаний - 1798 г. и 1916 г.
-
Этот интерес проявляется в использовании поэтами кодов названных событий.
-
Современные ирландские поэты актуализируют культурную память, используя заголовки, подзаголовки, эпиграфы, а также аллюзии и реминисценции.
-
Характер отношений текста и контекста может быть метафорический и метонимический.
-
Целью актуализации культурной памяти является желание поэта показать связь разных пластов ирландской истории и логику её развития.