Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественные концепты и проблемы творчества в литературе эпохи Тан Сторожук Александр Георгиевич

Художественные концепты и проблемы творчества в литературе эпохи Тан
<
Художественные концепты и проблемы творчества в литературе эпохи Тан Художественные концепты и проблемы творчества в литературе эпохи Тан Художественные концепты и проблемы творчества в литературе эпохи Тан Художественные концепты и проблемы творчества в литературе эпохи Тан Художественные концепты и проблемы творчества в литературе эпохи Тан Художественные концепты и проблемы творчества в литературе эпохи Тан Художественные концепты и проблемы творчества в литературе эпохи Тан Художественные концепты и проблемы творчества в литературе эпохи Тан Художественные концепты и проблемы творчества в литературе эпохи Тан
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сторожук Александр Георгиевич. Художественные концепты и проблемы творчества в литературе эпохи Тан : диссертация... д-ра филол. наук : 10.01.03 Санкт-Петербург, 2006 610 с. РГБ ОД, 71:07-10/149

Содержание к диссертации

Введение 8

Часть I. Конфуцианские влияния в литературе Тан 15

Глава 1. Основы конфуцианского понимания знака и ритуала 16

Понятие «знака» (Ш) и «числа» (Ш) 20

Понятие гуа (Щ-) и их взаимодействия 24

Порядки расположения гуа 29

«Хэту», ЩЩ и «Лошу», $гШ 31

Число 5 и число 9 34

Концепт «исправления имен» (JE^s) 42

Музыка и ритуал 0$Ш) 45

Концепт роли правителя. Управление с помощью Дэ 54

Последующее осмысление основ ритуала .' 59

Глава 2. Концепт «возрождения древности» (ЦЙ"). Танские апологеты Фу гу 61

Возрождение идеологии л чжэн (ЩЕ). Чэнь Цзы-ан Щ-^рІр) 63

Фэнгу (#) и синцзи (Щ^г) 65

Возрождение музыки как части ритуала. Бо Цзюй-и (ЙИИ) и Юань Чжэнь (жШ). 77

Система Сучжипо и реформа Чжэн И ^ 78

«Цэлинь» (fjt^) 80

«Песня о лютне» 0ЁШЖ) 85

«Новые Юэфу» (ff ШШ) 99

Возрождение истинного конфуцианского духа. Этические основы конфуцианской

поэзии Ду Фу (Ш) 115

Возрождение истинного вэнъ (). Движение гувэнь (-). Хань Юй (ЩШ) 126

Глава 3. Конфуцианское понимание знака и ритуала в литературе Тан 134

Слово и цифра. Знаковая структура уставных стихов 134

Концепция неделимости идеального принципа 135

Числовая символика пятисловных уставных стихов 136

Метрическая организация пятисловных люйши и ее символика 139

Принципы организации других форм и подвидов уставного стиха 150

Организация люйши и принцип построения «Карты Великого Предела» 153

Тема любви и следование ритуалу. Женщина в танской литературе 155

Общественная роль женщины при Тан. Певички 156

Сюэ Тао и Юй Сюань-цзи 162

Конфликт между чиновничьим служением и личным счастьем. «Повесть об Ин-ин»

Выбор между долгом правителя и личным счастьем. История Сюань-цзуна и Ян

Гуй-фэй 178

Три варианта трактовки истории Сюань-цзуна и его фаворитки 183

Понимание роли женщины в контексте представлений о ритуале и равновесии

первооснов 188

Часть II. Буддийские влияния в литературе Тан 192

Глава 1. Буддийские школы и направления до начала и во время эпохи Тан 192

Школа Саньлунь (Наііж) 195

Школы Вэйши ШШШ) и Фасян ШШ) 199

Школа Люй{ЩШ) 205

Школа Тянътай С^Ёж) 206

Школа Хуаянь (ЩШШ) 210

Школа Чань (ЩШ) , 213

Школа Ми(ЩШ) 218

Школа Цзинту(Ш±Ш) 222

Взаимопроникновение философских доктрин 223

Глава 2. Буддизм и общество в период Тан 225

Усиление буддийской церкви. Популяризация буддизма 225

Отношение к буддизму в чиновничьей среде 228

Отношение к буддизму при дворе 230

Гонения на буддизм при У-цзуне 237

Глава 3. Буддийские концепты в художественной литературе. Осмысление проблем

творчества 243

«Пустота» (2) 243

«Указывание на луну» (#}) 244

«Смысл за пределами слов» (Ц$\-Ж), «суть за пределами письменных знаков» (5t

ЭД-^н)- Наполненность смыслом (ШШ) ' 249

«Мир произведения» (Цзин, Щ) 251

«Действенность» №Я) как мера таланта 256

Глава 4. Увлечение буддизмом среди танских литераторов 258

Стихотворения буддийских монахов. Отсутствие сосредоточения (Mlft) 258

Ван Фань-чжи () 260

Хань-шань (Ц) и Ши-дэ (Ш) 265

Цзяо-жань {ШШ)- «Углубленная перспектива» (ШШ) 277

Гуань-сю (Jttt) и Ци-цзи (ЦЕ) 286

Танские литераторы — последователи буддизма 292

Ван Вэй (ЕЕІІ)- «Графические созвучия» 292

Лю Цзун-юань (Щ?7П) 309

Буддизм в произведениях других танских литераторов 311

Стремление к покою в гуще повседневности. Посещение буддийских монастырей.

Буддийский монах или даосский отшельник? 321

«Гощенье в круговороте сансары» 326

Глава 5. Образы буддистов и описания буддийских реалий в литературе Тан 332

Буддийские сяошо 333

Образы буддистов 336

Буддийский адепт — обладатель необыкновенной физической силы и

единоборческих навыков 336

Буддист — творящий чудеса безумец 344

Буддист — предсказатель 352

Буддист — мастер изящной словесности 354

Буддист — мастер полемики 355

Описания буддийских реалий 356

Воздаяние (ЩО 356

Перерождение ($4) 362

Глава 6. Буддийские концепты как основа литературного норматива 369

Трактаты Ван Чан-лина (ЗІЦИті) и Цзяо-жаня (йШ) 370

Буддийские концепты в «Категориях стихов» Сыкун Ту 371

«Вымытое-закаленное» (ШШ) 372

«Глубокое-ясное» () 373

Часть III. Даосские влияния в литературе Тан 376

Глава 1. Даосские школы и направления до начала и во время эпохи Тан 376

Сюань-сюэ (ЗС^) 377

Школа Небесных наставников ОШШУ, школы Шанцин (±.ШШ) и Линбао (ШЩШ)

Даосское монашество 382

Даосизм как великосветская мода. Снадобья бессмертия 387

Глава 2. «Потрясен встречей» (ШШ) Чэнь Цзы-ана. Поэтическое понимание основ

даосского постижения 392

Первопринципы инь (|Ш) и ян Щ) 394

Три Начала (Н\7Ё). Ци (Ш 395

Цзш (fit). Сердце ОСл) 396

Пресность (Ш) 402

Тройная пятерка (НИ). Девять дворцов (ЛИ) 404

Середина кольца (Щф) 409

Глава 3. Даосские концепты в художественной литературе. Осмысление проблем

творчества 411

Понятие пустоты (Ш) 411

Ци как выражение меры таланта. Шэнь (f$) как выражение меры вдохновения 415

Глава 4. Увлечение даосизмом среди танских литераторов. Пустотность как

расширенное смысловое поле ,. 420

Стихотворения даосских отшельников 420

СуньСы-мяо 421

Чжан Лин-вэнь, Лю Шан, Гу Куан и другие 422

Люй Янь (Люй Дун-бинь) 423

Танские литераторы — последователи даосизма 430

Ли Бо 430

МэнХао-жань 440

Даосизм в произведениях других танских литераторов 447

Сложности в трактовке произведений. Чжан Цзю-лин 447

Мечта о свободе вне мира 450

Стремление избежать старости и болезней 454

Воспевание вина и дружеских застолий 459

Тема одиночества 465

Праздная увлеченность таинственным 473

Глава 5. Образы даосов и описания даосских реалий в литературе Тан 486

Образы даосов 487

Даосский маг как олицетворения обмана и самозванства 487

Даосский маг или бессмертный как воплощение естественности и гармонии 492

Даос — наставник в мудрости и душевной просветленности 497

Даос как воплощение магии 503

Даосские реалии и практики 508

Теория душ 508

Описание души, покинувшей тело с помощью магических манипуляций 515

Описание души, покинувшей тело во время сна или болезни или в результате

необыкновенно сильного переживания 517

Описание души, покинувшей тело в результате преждевременной, то есть, не

определенной волей Неба, смерти 522

Даосские представления о трех мирах и их обитателях 524

Глава 6. Досские концепты как основа литературного норматива 526

«Шипинь» (Шаа) как свод универсальных теоретических положений 526

Двадцать четыре категории стиха 528

«Могучее-хаотическое» (ШШ) и «чистое-пресное» (ІФ$<) 530

«Природное-естественное»( [!}$). Принцип недеяния (ШШ) 531

«Сокрытое-накопленное» (i$W), «необузданное-безудержное» (ШЖ) и

«сконцентрированное-духовное»(|^|$) 532

«Утонченное-сокровенное» (ШШ)- «Подлинные следы» (%Щ) 533

«Превосходящее [пределы]-проникающее» (ШШ) 534

«Парящее-свободное [от мирской суеты]» (Щ,Ш) 535

«Привольное-постигающее» (ШШ) 536

Часть IV. Проблема синтеза 540

Глава 1. Синтез «Трех учений» и его отражение в танской литературе 540

Концепция Ван Туна как основа синтеза «Трех учений» в период Тан 541

Синтез концептов Трех учений в сюжетах танских сяошо 546

Описания великих подвижников, равно преуспевших в освоении буддийской и

даосской доктрин 547

Буддийское перерождение и даосская теория душ. Буддийские сяошо о душе,

покинувшей тело 550

Буддийский монах — хозяин сокрытой в другом мире горней обители 553

Буддийский монах — проводник в даосскую страну бессмертных 555

Даос — главный герой ортодоксально буддийских сюжетных построений 556

Глава 2. Возможность синтеза художественных принципов в литературе и других видах

искусства 559

Математические соответствия как выражение непостижимого 561

Понимание слова и ноты как проявлений высших могущественных вибраций 563

Стремление к пресности и строгости формы 565

Стремление к исполненности пустотой 567

Ритм как показатель степени сопричастности Абсолюту 572

Заключение 579

Литература 585

Введение к работе

Эпоха Тан (618 — 907) традиционно признается золотым веком классической китайской литературы. Действительно, обилие имен великих поэтов этого времени, мастеров коротких эссе, талантливых новеллистов исключительно велико, и данное суждение неизменно присутствует в самых разных работах, посвященных истории китайской словесности. Каждый из четырех периодов, традиционно выделяемых в танской истории l , ассоциируется с определенным, характерным для него литературным направлением, и каждое из такого рода направлений связано с целым рядом имен прославленных корифеев.

Эпоха Тан в самом деле беспрецедентна по значимости для истории становления китайской духовности; это время не только расцвета философских школ и возникновения новых жанров искусства, но и пересмотра принципов художественного творчества и определения эталона в этой области, которому неизменно пытались следовать философы, литераторы, музыканты и каллиграфы последующих эпох.

И о различных сферах жизни династии Тан, и о сформировавшейся в эту эпоху культурной традиции имеется целый ряд фундаментальных исследований. Это и китайские исторические изыскания общего характера [например, 185], и жизнеописания монархов [например, 240, 278], и разделы общих историй литературы [например, 214, 289], и аналитические разборы жизни и творчества отдельных поэтов [например, 186, 261]. Ряд чрезвычайно ценных наблюдений относительно культуры данного периода может быть почерпнут из работ по теории и истории китайской музыки [например, 242],

Четыре периода Тан (кит. сы Тан, ШШ) — династия Тан традиционно разделяется на Начальный (кит. Чу Тан, ЩЩ, 618 — 713), Период Расцвета (кит. Шэн Тан, $&Ж, 713 — 766), Средний (кит. Чжун Тан, Efijjf, 766 — 827) и Поздний (кит. Вань Тан, ЩШ, 827 — 907).

каллиграфии [например, 178, 293], а также по истории китайской философии и народных верований [например, 192, 204, 219, 221, 247 и др.]. В данном контексте отдельно следует упомянуть о появившихся в последнее время компаративистских культурологических исследованиях, в которых реалиям танского искусства пытаются найти аналоги в европейской культурной традиции; среди работ данного плана нельзя не назвать труды Лю Мо [217] и Ян Цзянь-вэня [309].

В европейской синологии к теме танского наследия исследователи неизменно возвращаются на протяжении более ста лет. Здесь можно вспомнить и солидные научные труды первой половины XX века [например, Г. Джайльса 147 или А. Уэйли 173], и интереснейшие современные работы [например, А. Паландри 157, С. Оуэна 155, Ф. Ху-Старк 176 и др.].

В отечественной китаистике интерес к различным аспектам танской культуры неизменно оставался особенно высоким. К теме танского культурного наследия неоднократно обращался в своих работах В. М. Алексеев [2, 3, 4, 5], различные аспекты танской культуры изучали крупные специалисты середины и конца XX в., изучается эта тема и сегодня. Усилиями отечественных синологов были досконально описаны и введены в научный оборот целые пласты танской культурной традиции. Имеются фундаментальные труды по танской поэтике (в первую очередь, это уже упоминавшееся исследование В. М. Алексеева [4], а также книга Е. А. Серебрякова по особенностям поэтических жанров ши и цы [97]), активно исследуется философия этой эпохи (здесь нельзя не упомянуть труды Е. А. Торчинова [124,125] и М. Е. Ермакова [42,43], Л. Н. Меньшикова [15,16, 17], И. С. Гуревич [74], Н. В. Абаева [1]); имеются основательные изыскания по политической системе ранней Тан (прежде всего, работа И. Ф. Поповой [89]) и танскому уголовному праву (труды В. М. Рыбакова [126, 127]). Опубликован целый ряд историко-культурных описаний и анализа жизни и творчества великих танских литераторов (например, книги О. Л. Фишман [129], Г. Б. Дагданова [36], С. А. Торопцева [64]).

Отдельные аспекты танской традиции специально освещались в крупнейших работах по буддологии О. О. Розенберга [95] и А. Н. Игнатовича [46, 120], в трудах по истории китайской живописи [26] и каллиграфии [13; 102]. На русский язык переведено и откомментировано значительное количество танских стихотворений, коротких философских эссе, новелл. Переводы в разные годы выполнялись В. М. Алексеевым, О. Л Фишман, Ю. К. Щуцким, Б. А. Васильевым, Н. И. Конрадом, Л. 3. Эйдлиным, А. И. Гитовичем, Л. Н. Меньшиковым, А. А. Штейнбергом, Б. Б. Бахтиным и целым рядом других специалистов. Исследователи описывали и сборники бицзи танской и последующей сунской эпох (книги И. А. Алимова [6], [7]), и анализировали сюжетные построения средневековых новелл (работа К. И. Голыгиной [31]). Отдельной областью знаний было и остается отечественное дуньхуановедение, в котором также достигнуты впечатляющие результаты.

Вместе с тем, в осмыслении культурной традиции эпохи Тан, и в первую очередь, ее литературного наследия имеется ряд трудностей, обусловленных целым рядом объективных причин.

Зачастую сам тезис о своеобразии и небывалом взлете литературы при Тан повторяется как данность и обоснования ему либо не даются вовсе, либо убедительность их весьма спорна. Так одним из наиболее часто повторяемых по этому поводу утверждений является постулируемая связь между экономическим подъемом объединенной страны и беспрецедентным количеством талантливых литераторов; данную трактовку мы встречаем не только в исторических работах 1950-х годов [напр. 85; 254], но и в недавнем учебнике «История Китая» [49; 191]. В то же время подобное объяснение никак не дает понять, почему гениальные поэты появлялись и во второй половине Тан, то есть, после бунта Ань Лу-шаня (^;ШШ, ? — 757), в пору непрерывных военных смут и обнищания целых округов, и как танская традиция могла процветать и далее, в эпоху Сун (Ш, 960 — 1279), в частности в период захвата чжурчжэнями северного Китая.

Другим подходом к осмыслению данного вопроса является констатация невероятной творческой активности во время Тан и продолжения ее при сунской и последующих династиях как части единого непрерывного процесса, начавшегося в глубокой древности, из которого отдельные периоды вычленяются, по большей части, лишь как дань заведенному некогда порядку [53; 296].

Не следует думать, что подобным образом дело обстоит лишь в вопросе общей характеристики танской литературы. Аналогичен подход и к оценке отдельной личности; так обоснованием для суждений о величии того или иного писателя зачастую служат либо его широкая прижизненная известность, либо принадлежность к некоему, как правило, выделенному учеными последующих эпох философско-литературному течению, либо собственные взгляды исследователя на его творчество, опирающиеся, как правило, на базу современной европейской теории литературы.

Отдельно следует сказать об отсутствии убедительных разъяснений самой цели творческого процесса в понимании танских литераторов и, как следствие этого, доказательных предположений относительно собственной идейной основы их художественной реализации. Часто повторяемый постулат о синкретичности мировоззрения китайцев не является в том виде, в котором он существует сегодня, сколь-нибудь удовлетворительным истолкованием конкретных творческих задач, стоявших перед писателями танского времени, и не позволяет уверенно обосновать возможность непротиворечивого сочетания в творчестве одного автора или даже в одном произведении атрибутов совершенно различных философско-религиозных течений.

Не вызывает сомнения тот факт, что подобное положение дел в исследовании европейской литературы вряд ли могло бы считаться приемлемым, и что наличествующая лакуна в научном осмыслении данной проблемы должна постепенно начать заполняться.

Трудность научного подхода в данном случае определяется несколькими факторами. Во-первых, утерей ко времени начала исследований в данной области культурной и литературной традиции, существовавшей в Китае в танское время. Данное положение дел сложилось исторически, и попытки реанимации культуры «золотого века», предпринимавшиеся в Китае уже во время правления Мин (Щ, 1368 — 1644) никак не могут считаться успешными. Во-вторых, безусловной склонностью науки европейского типа к абсолютизации собственных взглядов на культуру и экстраполяции их на культурные феномены других эпох и других ареалов. И в-третьих, принципиально отличным от европейского подходом к вопросам литературы в классических китайских трудах по истории словесности, близких Тан по времени.

Поэтому весьма актуальной и первоочередной задачей представляется восстановление аутентичных эпохе Тан взглядов на литературный процесс и введение их в понятийное поле современной науки. Прежде всего, здесь имеет смысл говорить о воссоздании картины мира классически образованного китайца этой эпохи, хотя бы в том аспекте, который был непосредственно связан с осмыслением литературного процесса. Широко известен и повсеместно признан тот факт, что танское время было периодом расцвета Трех учений Китая — конфуцианства, буддизма и даосизма, и что влияние этих философских течений на образованные слои общества было определяющим в вопросах мировоззрения. Логичным в данном случае будет предположение о проявленности идей данных учений в проблемах, связанных с литературой, на уровне философских и художественных концептов.

Концепт в данной работе будет пониматься как некое основоположение, принципиально важная составляющая или атрибут целого культурного понятия. Под философскими концептами, таким образом, здесь понимаются важные смысловые доминанты, составляющие своеобразие рассматриваемых философских школ, непременные для адекватного восприятия идей

последних и базирующегося на них мировоззрения. Художественные концепты, соответственно, будут пониматься как такого же рода смысловые доминанты в сфере художественного творчества. Поскольку рамки восприятия художественного произведения и задачи, которые в связи с этим ставит перед собой его автор, определяются ничем иным как мировоззрением, а последнее базируется на тех или иных философских представлениях, рассмотрение художественных концептов как одной из сторон концептов философских кажется правомочным и вполне обоснованным. В то же время, между этими понятиями ни в коем случае не должен быть поставлен знак равенства: многие концепты «светской» литературы, генетически восходящие к философской первооснове тех или иных учений, представляют собой совершенно самостоятельное явление, которое не следует смешивать не только с имеющим сходное название положением метафизики, но и с реалиями литературы конфессиональной.

Таким образом, задачи данного исследования можно определить как:

  1. Вычленение в литературе Тан и научная интерпретация художественных концептов, связанных с идеями Трех учений. Истолкование в данном случае непременно должно даваться в контексте традиционного осмысления этих понятий в китайской культурной традиции.

  2. Определение, какого рода сюжеты и образы порождаются в танской литературе исследуемыми концептами.

  3. Анализ возможности соединения концептов, порожденных различными философскими течениями, в рамках единого мировоззрения и, соответственно, отражения их в рамках одного художественного произведения.

Согласно определенным выше задачам, наиболее целесообразной структурой работы представляется отдельный анализ конфуцианских, буддийских и даосских влияний в литературе Тан, а затем рассмотрение вопроса о возможности их синтеза.

Основным методом исследования будет комплексное изучение исторических и культурных реалий, памятников литературы и философской мысли данного периода, а также танских представлений о генетически родственных словесности видах искусства — музыке и каллиграфии. Необходимо отметить, что в танское время музыка, литература и каллиграфия представляли собой неделимое художественное триединство, поскольку произведения высокой литературы (в том числе и прозы) исполнялись с музыкальным сопровождением, а письменная фиксация произведений должна была соответствовать каллиграфическим канонам: несмотря на изобретение книгопечатания, в сфере тиражирования произведений изящной словесности оно не было распространено, и собственные собрания стихов поэты дарили друзьям переписанными от руки.

В качестве основных источников для исследования берутся стихи и проза танского времени, соответствующие главы династийных историй, философские сочинения конфуцианского, буддийского и даосского толка. В качестве вспомогательных источников используются различные специальные исторические, литературоведческие, религиоведческие, музыковедческие и искусствоведческие труды, представленные в библиографии.

Переводы стихов даются в подстрочнике, что необходимо для толкования особенностей стиля оригинала и некоторых трудных для интерпретации мест.

Похожие диссертации на Художественные концепты и проблемы творчества в литературе эпохи Тан