Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философия истории в романе Л. Пиранделло "Старые и молодые" и историзм в итальянской литературе на рубеже XIX-XX вв. Фарафонова, Дарья Сергеевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фарафонова, Дарья Сергеевна. Философия истории в романе Л. Пиранделло "Старые и молодые" и историзм в итальянской литературе на рубеже XIX-XX вв. : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Фарафонова Дарья Сергеевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2013.- 197 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/825

Введение к работе

Луиджи Пиранделло (Luigi Pirandello, 1867-1936) – один из крупнейших итальянских писателей первой половины XX века, лауреат Нобелевской премии (1934), новаторство которого особенно ярко проявилось в области драматургии. Проза писателя составляет неотъемлемую часть его творческого наследия, в которой со всей полнотой нашли отражение его эстетические взгляды. Однако она часто и незаслуженно рассматривается как промежуточный этап пути Пиранделло к апофеозу его театрального творчества. Между тем его новеллы и романы, безусловно, представляют собой самоценное явление в его эстетической эволюции, заслуживающее самого пристального внимания.

Объектом данного исследования является роман «Старые и молодые» («I vecchi e i giovani», 1913), посвященный событиям периода после объединения Италии (1861). Это самое крупное прозаическое произведение Пиранделло, и, вместе с тем, наименее изученное: в обзорных статьях, посвященных творчеству писателя, неоднократно отмечается, что итальянские исследователи не уделяли должного внимания его изучению. Это в немалой мере обусловлено идейной и структурной сложностью романа, а также неким устоявшимся среди исследователей представлением о нем как об акте отклонения Пиранделло от провозглашенного им метода «юморизма» в сторону развития принципов эстетики натурализма.

Взгляд на роман как на своего рода «анахронизм» в творческой эволюции Пиранделло, как на «шаг назад», как на «регрессивное движение в сторону натурализма», представляется нам упрощением сложной проблематики этого произведения, не в последнюю очередь предопределившим относительно слабый интерес к нему исследователей творчества писателя. Предметом данного исследования является особая философия истории, выраженная в романе: раскрытие диалектической неоднозначности, лежащей в ее основе, позволяет не только восстановить статус этого произведения в творческой эволюции Пиранделло, но и выявить ранее не раскрытые грани его художественной мысли в непосредственной связи с теми формами, которые обретает рефлексия в области исторического познания на рубеже XIX-XX вв. Эта философия сложным образом объединяет в себе попытку взгляда на историю как на объективный процесс и одновременное утверждение, посредством повествовательных техник, многообразия взаимоисключающих точек зрения, равноудаленных от постижения исторической правды – или же раскрывающих разные грани этой правды: видение, связанное с утверждающимся в гуманитарной мысли начала XX века представлением о неизбежной деформации объекта вследствие познавательной интенции субъекта. Научная новизна данной диссертации состоит в совмещении этих двух лишь на первый взгляд взаимоисключающих ракурсов, которое дает возможность рассмотреть осуществление художественного метода Пиранделло, сформулированного им в трактате «Юморизм» («L’Umorismo», 1908), в применении к историческому пространству. Помимо этого, оно позволяет выявить элементы новаторства писателя в области художественного осмысления исторического опыта относительно предшествующей традиции. В более широком плане на примере исследования данного романа показано, каким образом проявляется в литературе там, где проходят ее зыбкие границы с историей, кардинальная трансформация ключевой в исторической науке и в гуманитарном знании в целом категории рассказа, - трансформация, ознаменовавшая собой поворот в области гуманитарных наук на рубеже XIX-XX вв.

Тема национально-освободительной борьбы в Италии и ее результатов, получившая яркое отражение в романе, до сих пор не привлекла к себе должного внимания в России, что подтверждается немногочисленностью работ, посвященных этой проблеме. В западном литературоведении также еще не существует комплексного исследования, в котором роман бы рассматривался не только как закономерное выражение творческих поисков Пиранделло, но и изучался бы в контексте социально-политической мысли и литературы эпохи, как попытка ответа на вопрос о причинах духовного упадка, характерного для итальянской действительности на рубеже XIX-XX веков, связанного с кризисом исторического самосознания после завершения объединения страны. Данное исследование ставит перед собой задачу восполнить этот «пробел», а также привнести вклад в изучение одного из самых сложных произведений Пиранделло, которое он сам оценивал как наиболее значимое для его творчества.

Целью данной работы является раскрытие особой философии истории, распространенной в итальянской философской и литературной традиции конца XIX – начала XX в., а также изучение той формы, которую она обретает в творчестве Пиранделло, в непосредственной связи с системой его философско-эстетических взглядов, и способов, c помощью которых это видение раскрывается в структурной ткани и в содержании его романа. Данное исследование также ставит себе целью показать, каким образом в результате осмысления конкретных событий в Италии после ее объединения выводится некий универсальный алгоритм развития, совмещающий в себе отказ от попыток закрепить вечно изменяющуюся жизнь в преходящих «формах» (концепциях и теориях), характерный для иррационалистических течений философии на рубеже XIX-XX вв., и утверждение идеи цикличности как основного принципа исторического развития.

Задачи диссертационного исследования:

- рассмотрение кризисного состояния европейского сознания на рубеже XIX-XX вв., отразившегося в ранних теоретических работах Пиранделло и способствовавшего формированию особого, присущего писателю восприятия исторического процесса;

- изучение социокультурного контекста, в котором получила плодотворное развитие теория исторического круговорота Дж. Вико, нашедшая отражение в социально-политической мысли в Италии второй половины XIX в., а также в литературе веризма;

- исследование влияния теории политических периодов Джузеппе Феррари, в частности его представления о политическом поколении как о движущей силе истории, на видение исторического процесса Пиранделло;

- исследование философии истории, выраженной в романе Пиранделло «Старые и молодые», как результата сложного синтеза восприятия исторического прошлого в свете идеи цикличности развития и некоей «антиистористской» перспективы, связанной с осознанием невозможности окончательного постижения исторического бытия;

- изучение специфики «антиисторизма» Пиранделло, проявляющегося в утверждении непреходящих законов, благодаря которым драма человечества, разыгрываемая на авансцене истории, предстает как непрестанное кругообразное движение к крушению иллюзий на всех уровнях существования – индивидуально-личностном, социальном, политическом.

В данном исследовании впервые изучается влияние трудов Дж. Феррари на философско-эстетическую мысль Пиранделло. Обращение писателя к различным историко-культурологическим моделям, в частности, к концепции исторического круговорота Вико и к теории политических периодов Феррари, выявленное в ходе исследования, позволяет прояснить теоретическую основу и истоки историко-философских воззрений Пиранделло, ранее также еще не изучавшиеся. Анализ исторического материала, легшего в основу произведения, а также исследование метода его освещения в романе дает возможность более глубинного понимания специфики воплощения в нем конкретных историко-социологических теорий. Эти теории отражают не только состояние гуманитарного знания в Италии на рубеже XIX-XX веков, но особую социально-политическую ситуацию, способствующую их утверждению.

Помимо новизны предлагаемого ракурса исследования, а также недостаточной степени изученности проблемы, актуальность работы обусловлена тем, что она представляет собой исследование сферы взаимопроникновения литературы, философии, социологии и истории, являющейся важной составляющей литературного процесса. В данной работе на примере романа «Старые и молодые» показано, каким образом в этом взаимодействии литература, благодаря присущим ей специфическим возможностям, схватывает нечто неуловимое, посредством типизации возводя частное в разряд универсального, заполняя те «пустоты истории», перед которыми бессильно рациональное познание и которые лишь интуитивное прозрение творческого духа способно осветить и наделить универсальным смыслом. Такой подход способствует комплексному, целостному постижению историко-литературного процесса, рассматриваемого не в единичности и дискретности различных его проявлений, но как единое движение научного и культурного развития человечества.

Методологическая основа диссертации:

Диссертационное исследование опирается на историко-литературный и сравнительно-исторический метод, а также на методику междисциплинарных исследований.

Методологический подход, взятый за основу в данном исследовании, определен спецификой его предмета, связанного с выявлением способа и особенностей реализации в литературе, с последующим их обогащением, определенных историко-культурологических моделей, порожденных теоретической мыслью соответствующей эпохи, на материале романа «Старые и молодые».

Положения, выносимые на защиту:

1). В связи со сложной историко-политической ситуацией в Италии в конце XIX – начале XX в., связанной с противоречивыми последствиями Рисорджименто, в сфере социально-философской мысли эпохи доминирует теория исторического круговорота, наиболее подробно разработанная в книге Дж. Феррари «Теория политических периодов» («Teoria dei periodi politici», 1874). Автор этого труда применяет сравнительно-исторический метод Вико к социально-политической сфере, выделяя в качестве основной единицы исторического движения политическое поколение, определяющее динамику конкретного социально-исторического процесса.

2). Теория циклического развития общества оказала особое влияние на философско-эстетическую мысль представителей веризма, по-своему воплотивших ее в своих произведениях.

3). Роман «Старые и молодые» - одно из самых значимых произведений, посвященных осмыслению исторических последствий Рисорджименто – представляет собой наиболее полное художественное воплощение концепции круговорота и, в частности, теории политических периодов Феррари. На индивидуальном уровне эта концепция обретает форму идеи кругообразного движения от создания неких ментальных конструкций, стремящихся запечатлеть жизненный поток в неподвижных представлениях, к их беспрестанному разрушению.

4). В идейной и структурной основе романа «Старые и молодые» проявляются все основные черты уже сложившегося на момент его создания художественного метода Пиранделло «юморизма», раскрывающегося в применении к историческому пространству. В этой связи представляется некорректным определять роман как исторический: он является в полной мере философским.

  1. В системе прочтения романа, заключающей в себе много уровней, это произведение можно рассматривать как развернутую метафору разрушения «иллюзий» сознания во временном измерении, то есть как воплощение центрального для эстетики Пиранделло представления о столкновении «формы» с жизненным потоком в масштабе истории.

Теоретическую значимость работы обуславливает разработка методов анализа (генетивный подход в сочетании с использованием сравнительно-исторического анализа), позволяющих осветить ранее не изученные стороны творческого универсума Пиранделло; определение целого круга понятий (исторический круговорот, концепция политического поколения и проч.), как ключевых для понимания историко-философской позиции Пиранделло. В более широком плане теоретическую значимость работы составляет расширение представлений о взаимодействии таких форм рефлексии как литература, история и философия в гуманитарном пространстве на рубеже XIX-XX вв.

Научно-практическую значимость диссертации определяет возможность использования материалов и результатов исследования для дальнейшего изучения творчества Пиранделло, при чтении общих курсов по истории западноевропейской литературы, по истории итальянской литературы XX в., при составлении спецкурса по теме произведенного исследования, а также при изучении пограничных областей гуманитарного знания, таких как взаимодействие литературы и философии в Италии на рубеже XIX-XX вв.

Апробация исследования

Основные положения работы нашли отражение в докладах «Историзм в творчестве Джованни Верги» и «Образ “сильной личности” в романе Л. Пиранделло “Старые и молодые”», прочитанных на аспирантских семинарах при кафедре истории зарубежных литератур СПбГУ (2010, 2012), «“Покойный Маттиа Паскаль” Л. Пиранделло. Путешествие как метафора нравственного пути героя» (Межвузовская научно-методическая конференция филологического факультета СПбГУ, 2009), «Пиранделло и Сервантес: рефлективные порождающие модели» (XXXII Сервантовские чтения, Пушкинский дом, Санкт-Петербург, 2010), «Л. Пиранделло. От кризиса нарративных форм к трагедии персонажа “вне истории”» (Межвузовская научно-методическая конференция филологического факультета СПбГУ, 2013). Работа была также апробирована на аспирантских коллоквиумах в рамках научной стажировки в Институте итальянских исследований (Университет Итальянской Швейцарии, г. Лугано), подготовкой и чтением докладов «Il problema della filosofia della storia nelle opere di Luigi Pirandello» («Проблема философии истории в произведениях Луиджи Пиранделло»), 2011, и «Pirandello lettore di Pascal. Premesse al Fu Mattia Pascal» («Пиранделло читает Паскаля. Вступительное слово к роману “Покойный Маттиа Паскаль”»), 2012.

Структура работы определена целями, задачами и выбранными методами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Философия истории в романе Л. Пиранделло "Старые и молодые" и историзм в итальянской литературе на рубеже XIX-XX вв.