Содержание к диссертации
Введение 1
Часть 1
Глава 1. Английские "нравоучительные повести " и их влияние на развитие
жанровой модификации "романа для девочек" 24
Глава 2. Жизнь и творчество Ш.МЙанг 46
"Венок из маргариток" (1856) 58
Глава 3. Луиза Мэй Элкотт 82
"Маленькие женщины" (1858) 91
Глава 4. Образы "новой девочки" и "новой девушки" в литературном процессе
викторианской и эдвардианской эпохи 126
Творчество ЛТ.Мид 146
"Полли, девочка нового типа" (1889) 148
Журналы для девочек викторианской и эдвардианской эпохи 179
Часть 2
Глава 1. Роль викторианских и эдвардианских романов для девочек в
английской детской литературе 199
Глава 2. Жанрообразующие факторы викторианских и эдвардианских романов
для девочек 217
Глава 3. Школьные истории 258
Творчество А.Брэзил 270
Часть 3 Тендерные проблемы в творчестве английской
детской писательницы Ж.Уилсон 286
Глава 1. Влияние литературы для подростков на процесс развития
личности
"Чемоданный ребенок"(1992)... 299
Глава 2. Сходства и различия произведений Ж.Уилсон с викторианскими и
эдвардианскими романами для девочек 324
Глава 3. Художественные особенности произведений Ж. Уилсон 333
"Разрисованная мама" (1999) 339
Заключение 405
Библиография 416
Примечания 21,44,81,124,177,198,216,255,284,403,415
Введение к работе
В свете продолжения успешного междисциплинарного полилога литературы с социологией, культурологией и психологией в последнее десятилетие обостряется проблема отражения в произведениях для детей процессов, сопряженных с изучением влияния закономерностей социально-психологической среды на развитие личности подростков в пределах конкретного историко-культурного пространства. Этим обстоятельством обусловлена и актуальность обращения к теме настоящего исследования.
Стремление к "явной или закамуфлированной универсализации воспитания детей, внедрению в . их сознание стандартизированных норм и образцов личностной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок" (1), принятых и официально пропагандируемых в обществе, привело в 80-х годах XIX в. в Великобритании к дальнейшему успешному развитию индустрии "субкультуры детства" (детская литература и искусство, промышленно производимые игрушки и игры, развитие массовых и частных общеобразовательных школ и т.п.). В то же время интерес к' способам изображения в литературно-художественных произведениях основного объекта психологии - социальных субъектов, их связей и отношений (2) - обусловил в детской литературе в пик развития викторианства появление течений, различающихся по тендерному признаку. В этот период большой популярностью пользовались так называемые Girls' Stories (повести и романы для девочек) и соответствующие произведения для мальчиков - Boys' Stories, отразившие многоуровневые и разнокачественные связи индивидных, личностных и прочих психических характеристик подростков. Их авторы стремились сформировать ценностные ориентации и модели поведения целевой читательской аудитории в семье, в школьном коллективе, в обществе в
2
целом. Кроме воспитательных, издатели преследовали и коммерческие цели - в
викторианской Англии конца XIX в. в связи с развитием средств тиражирования
появился обширный рьшок сбыта для массовой литературы. Спрос на
нравственно ориентированные художественные произведения дидактического
характера, близкие интересам подростков и связанные с проблемами активного
поиска своего "Я", объяснялся не в последнюю очередь и тем, что "опасные
темы"- классовое неравенство, суфражизм, эксплуатация детского труда и т.д.,
- хотя и не получали в них глубокой политико-социальной оценки, тем не
менее не замалчивались и были представлены на суд детской читательской
~ аудитории в несколько преобразованном и "сглаженном" виде. Подобное
% отображение действительности, призывавшее к живой дискуссии,
находившейся под строгим контролем взрослых, допускалось педагогическими идеологами викторианского общества ввиду сходства отраженных в детской литературе взглядов с их постулатами. Таким образом наиболее успешно осуществлялась реализация воспитательной функции. Например, даже навязывая читателям свои , но в то же время разделяемые многими общественными деятелями того времени консервативные взгляды на решительные , а иногда и вызывающие поступки суфражисток ( как известно, последние кидались под колеса карет, разбивали витрины в магазинах и т.д.), авторы делали это всегда тактично и умело, не избегая «опасных» вопросов читательской аудитории на тему борьбы женщин за свои права, а предлагая увлекательно написанные альтернативные произведения, которые воспевали незаменимую роль женщины в семье и ставили под сомнение действия революционно настроенных суфражисток. В первостепенные задачи викторианских авторов вошло создание образов юных граждан, отличавшихся
** высокой нравственностью, требовательностью к самим себе и готовностью
верой и правдой служить внешне сильной и процветающей державе.
В настоящее время возникает необходимость пересмотра точки зрения
критически настроенных западных исследователей детской английской
л литературы ( Ф.Дж.Харвей Дфртон; Х.Карпентер и М.Причард; П.Крэг и
М.Кадоган; Д.Окифи и др.) на очевидную запрограммированность
художественных произведений второго ряда той эпохи. Несмотря на откровенно
идеологический настрой (термин М.М.Бахтина), их создателям нельзя отказать в
доверии и уважении к личности ребенка, в гуманистической трактовке
различных противоречивых аспектов современной ему действительности и
постоянной заботе о его нуждах, а также стремлении оказать ему
{ш психологическую помощь в сложных жизненных ситуациях, что для
* конкретного исторического периода являлось, безусловно, прогрессивным
явлением. Как представляется, заслуживают внимания и педагогические
установки, отразившиеся в подобных произведениях.
В настоящей работе речь пойдет о трансформационных процессах,
наблюдающихся в английской литературе для девочек на протяжении почти
полутора веков (1868 - 2000) , которые на начальном этапе были обусловлены
стремлением авторов сформировать национальную ментальность юных
читательниц в духе строгих викторианских принципов, а в конце XX в. - дать
прямое и открытое толкование проблем социально-психологического характера
(неблагополучная ситуация в семье , безработица и ее влияние на отношения
родителей и детей, неравенство среди сверстников, детская преступность и т.д.).
Одной из наиболее характерных черт жанровой модификации романа для
девочек является преемственность, проявляющаяся в стремлении
современных авторов (Ж.Уилсон, К.Макомби, С.Уэлфорд и др.) сохранить в
_ своих произведениях те полезные составляющие из опыта прошлого,
'^ которые побуждают читательскую аудиторию к культурной рефлексии (3),
способствующей дальнейшему всестороннему росту личности, а именно, переосмыслению системы ценностей, норм и принципов, которыми
4 руководствовались маленькие женщины конца XIX-начала ХХвв. Мы разделяем точку зрения Ю.М.Лотмана о том , что произведения, изучаемые
^ как вторичные литературоведом, могут представлять интерес для воспитателя,
историка, психолога и моралиста1.
Викторианская, эдвардианская и современная литература подобного рода заключает в себе целый ряд вопросов, ответы на которые помогли бы не только выявить новые штрихи в детских портретах англичанок, меняющихся вместе с эпохой, но и показать, как решались воспитательные и психологические проблемы детей и подростков в каждом рассматриваемом периоде, и как их
(Щ, решение отражалось на модификациях образов юных персонажей.
'^ В центре внимания - жанровая модификация романа для девочек как
особое литературное течение. Здесь мы не будем рассматривать произведения, написанные специально для мальчиков , так как это слишком широкая тема , и в пределах одного исследования ее охватить невозможно. Речь пойдет об английской прозе для девочек как об уникальном национальном явлении, оставившем заметный след в литературном процессе Великобритании. Принимая во внимание тесную связь исследуемого нами течения с областью таких психолого-эстетических понятий, как "менталитет, (...), ценностные ориентации, автоматизмы и навыки поведения" (4), мы попытаемся выявить его основные позитивные характеристики для воспитания маленьких женщин 8-15 лет, а также причины его популярности среди последних. Представляется существенным сразу отметить, что мы рассматриваем жанровую модификацию романа для девочек как полезный феномен, несмотря на то, что анализируемое явление не принадлежит к «высокой литературе». Не вызывает сомнения