Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество Г. Зудермана в контексте немецкой литературы конца XIX - начала XX века и его восприятие в России Родина Галина Ивановна

Творчество Г. Зудермана в контексте немецкой литературы конца XIX - начала XX века и его восприятие в России
<
Творчество Г. Зудермана в контексте немецкой литературы конца XIX - начала XX века и его восприятие в России Творчество Г. Зудермана в контексте немецкой литературы конца XIX - начала XX века и его восприятие в России Творчество Г. Зудермана в контексте немецкой литературы конца XIX - начала XX века и его восприятие в России Творчество Г. Зудермана в контексте немецкой литературы конца XIX - начала XX века и его восприятие в России Творчество Г. Зудермана в контексте немецкой литературы конца XIX - начала XX века и его восприятие в России Творчество Г. Зудермана в контексте немецкой литературы конца XIX - начала XX века и его восприятие в России Творчество Г. Зудермана в контексте немецкой литературы конца XIX - начала XX века и его восприятие в России Творчество Г. Зудермана в контексте немецкой литературы конца XIX - начала XX века и его восприятие в России Творчество Г. Зудермана в контексте немецкой литературы конца XIX - начала XX века и его восприятие в России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Родина Галина Ивановна. Творчество Г. Зудермана в контексте немецкой литературы конца XIX - начала XX века и его восприятие в России : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.03, 10.01.01.- Москва, 2005.- 553 с.: ил. РГБ ОД, 71 06-10/159

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Философско-эстетические взгляды Г.Зудермана и литературный процесс в Германии на рубеже Х1Х-ХХ веков 27

1.1 . Творчество Зудермана в контексте эстетических исканий эпохи 27

1.2. Модель мира в произведениях Г.Зудермана и отражение в ней проблематики рубежа веков 47

1.3. Воплощение идейно-эстетической позиции Г.Зудермана в публицистической деятельности и в статьях об искусстве 69

1.4. Философские истоки нравственно-эстетического идеала Г.Зудермана и его воплощение в творчестве 79

ГЛАВА 2. Проза Г.Зудермана: герой и время на рубеже Х1Х-ХХ веков 96

2.1. «В сумерки» - новеллистический пролог творчества писателя. 96

2.2. Реализация «принципов симметрии и контраста» (Г.Брандес) в сборнике «Родственники» 132

2.3. Особенности повествовательной манеры в рассказе «Свадьба Иоланты». 159

2.4. «Герой страдания, терпения, альтруизма» (Т.Циглер) в романе «Забота». 173

2.5. «Кошачья тропа» как «литературный и исторический документ эпохи» (Г.Хейнтц) 205

2.6. Расширение тематического репертуара в романе «Былое» 217

2.7. Эпическое прочтение драмы творческой личности (роман «Песня песней») 234

ГЛАВА 3. ПОЭТИКА ДРАМЫ Г. ЗУДЕРМАНА 245

3.1 Место драматургии Г.Зудермана в немецком театре рубежа веков 245

3.2. Пьеса «Честь»: на путях овладения мастерством драматурга 251

3.3. «Гибель Содома» как драматический опыт воплощения конфликта творческой личности и общества 268

3.4. «Родина» - этапное произведение в драматургии Г.Зудермана 90-х годов281

3.5. Особенности поэтики пьес Г.Зудермана 900-х годов 294

ГЛАВА 4. Г.Зудерман и Россия 306

4.1. Аспекты рецепции творчества Г.Зудермана в русской культуре 306

4.2. Восприятие драматургии ГЛудермана в России 340

4.3. Г. Зудерман и А. Чехов 394

4.4 Россия в жизни и в творчестве Г.Зудермана 404

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 421

ПРИМЕЧАНИЯ 427

Примечания к Введению 400

Приложение 1 505

Введение к работе

Немецкий писатель, драматург, поэт, публицист, общественный деятель Герман Зудерман (Hermann Sudermann, 30.09,1857-21.11.1928) был известен на рубеже веков в литературном и театральном мире не только Германии, но и Англии, Италии, России Франции, США, Японии и других стран.

Будущий писатель родился недалеко от русской границы в местечке Матцикен, что рядом с Элбингом и Тильзитом (округ Хейдекруг, Восточная Пруссия) в семье солодовника и пивовара Йоханна Зудермана (1818-1887) и его жены Доротеи (урожденной Раабе; 1825-1923). Он посещал реальную школу в Элбинге, здесь в церкви св. Марии прошел конфирмацию 28 апреля 1872 г. (ему 14 лет), затем учился в Тильзитской реальной гимназии. Гуманитарное образование он получил в Кенигсбергском университете, обучаясь здесь с 17 апреля 1875 г. по 31 марта 1877 г., а затем в Берлинском университете, куда «записался» 21 апреля 1877 г. (ему 19 лет), связав в дальнейшем свою жизнь со «столицей немецкой интеллигенции» (П.Боборыкин) и «бисмарковской империи» (П.Фехтер). Во время учебы средства на существование приходилось зарабатывать в качестве домашнего учителя (в том числе в семье известного поэта Г.Гопфена). Но уже в 1881 г. он становится политическим журналистом, активным деятелем берлинской прессы, редактируя в 1881-82 гг. еженедельную либеральную газету «Das deutsche Reichsblatt», хотя его симпатии «принадлежали демократии и республике»1. С 1883 г. Зудерман уходит из сферы политики, но до конца жизни сохранит неподдельный интерес к ней. Он становится «свободным художником» (К.Буссе) и посвящает себя писательской деятельности и театру -«колдунье, называемой сценой», которая никогда уже не выпустит его из «своих когтей» . Талантом и трудом Зудерман проложил себе путь в литературу и оставил глубокий след в истории культуры Германии, Его сочинения имеют тесную связь с реальным историческим, социальным и культурным контекстом страны и времени. Вместе с ним заканчивалась целая эпоха национальной культуры.

С самого начала творческого пути Зудерман решительно расширяет свое жанровое пространство. Его перу принадлежат новеллы, рассказы, повести, романы, драмы, трагедии, комедии; свои мысли и чувства он облекает и в стихотворную форму. Особое место в его наследии занимают дневники, критические статьи по вопросам литературы и театра, письма. Его 33-летняя переписка (с 1891 по 1924 г.) с женой, писательницей Кларой Лаукнер (7-1924), издана И.Лейкс после его смерти4. Интересы Зудермана не исчерпывались литературными занятиями, в течение всей своей жизни он уделял внимание общественно-политической деятельности, культурно-просветительской работе. В ноябре 1893 г. он вступает в «Союз немецких писателей» ("Verband deutscher Erzahler") и избирается, как и в "Союзе драматургов" ("Verband der Buhnenschriftsteller"), в члены президиума. С 1896 г. он становится председателем «Союза берлинской прессы» ("Verein Berliner Presse"), а затем и созданного им в Берлине 15 марта 1900 г, «Союза Гете» ("Goethe-Bundes")5. Столь напряженный, интенсивный темп, заданный себе писателем в самом начале творческого пути, сохранится им до конца жизни6. После его смерти огромное творческое наследие полностью перешло во владение издательства «Cotta», обогатив его архив. Здесь находятся 2500 писем Зудермана, 95 стихов, 35 рукописей драм, 44 рукописи прозаических произведений, дневники (10 томов), 20 000 писем, открыток и телеграмм к нему и вся переписка с издательствами7.

Творчество Зудермана принадлежит литературе, которая ныне почти забыта, но в тот период являлась продуктивной составляющей литературного процесса. Писатели и драматурги Г.Зудерман, Х.Берч, К.Блейбтрей, О.Блюменталь, Ф.Ведекинд, М.Кретцер, ВЛоленц, Г.Товоте и др. подготавливали почву для появления шедевров Г.Манна, Т.Манна, Г.Гессе, А.3егерс и др., ставших квинтэссенцией национальной художественной мысли. Творчество Зудермана неразрывно связано с именами старших современников (Т.Шторм, Т.Фонтане, В.Раабе, Ф.Шпильгаген и др.), а также предшественников (Г.Э.Лессинг, И.В.Гете, Ф.Шиллер, Г.Гейие, Ф.Геббелъ, Э.ТА.Гофман, Р.Вагнер и

др.), оно органично входит в широкий контекст немецкой литературы рубежа веков, являясь его неотъемлемой частью.

В произведениях Зудермана воссозданы конкретные и актуальные для его времени социально-нравственные конфликты, жизнь представителей разных слоев общества, личность человека в эпоху развития промышленного и финансового капитала и кризиса патриархальной культуры. Он внимательный и страстный летописец своей эпохи, творчество которого, посвященное злободневным проблемам современности, «отмечало всякое колебание в атмосфере духовной жизни»8, став важнейшим этапом и ярким фактом истории культуры Германии.

Наследие Зудермана в разные годы привлекало внимание исследователей разных эстетических ориентации. В Германии о нём писали К.Блейбтрей, К.Буссе, Л.Голъдштейн, В.Каверау, А.Керр, Х.Ландсберг, С.Люблинский, ИЛёйкс, Ф.Меринг, Ф.Розенталь, П.Фехтер, Э.Штейгер, и др.9, авторы монографий по истории немецкой литературы (Ф.Куно; М.Кох, Ф.Фогт; Р.Урбан, Х.Хёльцке, А.Шюкэ и др.), многочисленных статей и рецензий, диссертационных исследований. В России ему посвятили специальные статьи И.Аксельрод, З.Венгерова, К.Головин, Г.Плеханов, В.Поссе, А.Рейнгольдт, Л.Троцкий, В.Фриче и др.і0 В письмах из Берлина его имя упоминает К.Станиславский наряду с именами видных драматургов Германии того времени. Работы о творчестве немецкого писателя существуют и в других странах (Англия, Австрия, Дания, Румыния, Франция). Подход к его произведениям критиков и историков литературы был разным, но никогда не был равнодушным.

Работы исследователей рубежа веков насыщены богатым фактическим материалом, интересными и ценными для потомков наблюдениями современников. Однако различные аспекты творчества Зудермана рассматривались в них порой вне социально-исторического контекста или без учёта идейно-эстетической ситуации на рубеже столетий; недостаточно выверен конкретно-исторический анализ отдельных произведений и творчества в целом, а

также связь с явлениями социальной и духовной жизни, находившими отражение в его произведениях.

Тематический по преимуществу анализ представлен в статье датского критика Г.Брандеса, который был одним из первых за пределами Германии

исследователей, обративших внимание на молодого писателя . В статье «Зудерман как драматург. Зудерман как рассказчик» Брандес останавливается на образах, характерах драматических и повествовательных произведений, появившихся с 1886 по 1893 г., отдавая предпочтение в художественном отношении драме перед прозой. Брандес первым наметил идейно-тематические соответствия между сборником новелл «В сумерках» и пьесами.

Уже при жизни Зудермана появляются статьи, авторы которых рассматривали его произведения в социально-критическом аспекте, соотнося конкретный анализ с социальными процессами времени. Среди таких исследователей следует назвать прежде всего Ф.Меринга, который утверждает, что Зудерман - «наиболее популярный драматург немецкой современности», сумевший в своих ранних произведениях («Честь», «Гибель Содома», «Родина») уловить настроения эпохи, характерные тенденции времени13. Однако в его оценке пьес 1889-1905 гг. явны социологизаторские тенденции14. Меринг не находит выраженной «социальной подоплеки» в пьесах, появившихся после «Родины», и поэтому видит в Зудермане драматурга недостаточно последовательного и целенаправленного в своих социальных обличениях. Правда, он смягчает свою оценку признанием того, что отдельные сцены в пьесах скомпонованы не без сценического таланта.

Связь произведений Зудермана со временем, их породившим, раскрывает В.Каверау в книге «Герман Зудерман» (1897)15. Это первое в немецком литературоведении исследование, в котором дан идейно-художественный анализ написанного за десять лет творчества, включая романы и новеллы; тем самым критик открывал недостаточно известную читателю грань таланта своего соотечественника. Эпическим произведениям Зудермана не уделялось в те годы

должного внимания, т.к. в Германии и в Европе оно было сконцентрировано исключительно на его пьесах, Зудермана-прозаика закрывала тень Зудермана-драматурга. Рассматривая его творчество в контексте немецкой литературы, Каверау приветствует новые (натуралистические) принципы воспроизведения им действительности, благодаря чему, по мнению критика, расширяется сфера литературы как искусства слова. Благотворное влияние натурализма на Зудермана Каверау видит прежде всего в интересе писателя к среде и в мастерском ее воспроизведении. В то же время он проводит грань между Зудерманом и натуралистами: изображение отрицательных сторон бытия, являясь необходимой составной частью художественной организации его драм, всегда уравновешивалось позитивным началом. Следует отдать должное профессиональной корректности Каверау, который одним из первых в немецкой критике в доброжелательном тоне заговорил о «компромиссности» его пьес: в них присутствуют признаки «театральной пьесы» и «современной реалистической Milieustuck». По мнению Каверау, именно такая пьеса способствовала возрождению немецкого театра. Одиннадцатилетняя писательская деятельность Зудермана дает Каверау основание увидеть связь его не только с традицией, но и говорить уже о его вкладе в национальную литературу, защищая тем самым его как художника от нападок той критики, которая требовала радикального обновления искусства и поэтому усматривала в его драмах «старомодность и дурной вкус».

Каверау не одинок, находя признаки «театральной пьесы» в драматических произведениях Зудермана. Критик Х.Ландсберг в статье «Герман Зудерман»(1901) выделяет две неравные и неравноценные, с его точки зрения, группы драматических сочинений Зудермана - драмы и «театральные пьесы» как их «суррогат», признавая одновременно «натянутость» такой классификации. К первым, по Ландсбергу, относятся три произведения - «Фритцхен», «Иоанн», «Три пера цапли» (критик Люблинский, например, не увидит художественной ценности двух последних). Как Каверау, Ландсберг исходит в своих критериях из

убеждения в том, что «сегодняшнее состояние сцены принуждает ... различать театральную пьесу от драмы»17, что и позволило критику увидеть в Зудермане своеобразную творческую индивидуальность.

Ландсберг рассматривает художественные произведения прежде всего с точки зрения их эстетической ценности, что определило игнорирование в анализе конкретно-исторического подхода к произведению. По мнению исследователя, художественный аспект, ценный сам по себе, имеет самодовлеющее значение. Критик видит в Зудермане «очень консервативную натуру» вследствие его приверженности традиции как в повествовательных, так и в драматических произведениях. Традиционен способ организации произведения: Зудерман отталкивается от идеи, «тезиса», создавая художественный мир. Идеей определяется содержание образов, характеров, структура произведения.

Исходя из такого понимания творческих принципов Зудермана, Ландсберг рассматривает его как «синтезатора» и отрицает принадлежность к натуралистам-аналитикам (в отличие от Гауптмана, «мастера анализа», идущего от действительности к идее). Видя в Зудермане поэта больших антитез (и солидаризируясь в этом с историком литературы Хёлыгке), изображающего контрастные образы, характеры, Ландсберг делает спорный вывод о том, что позиция драматурга, противопоставлявшего «альтруистически-демократическое» мировоззрение «аристократически - эгоистическому», остается или скрытой, или он «пытается быть посредником между обоими мировоззрениями», признавая в конце концов господствующую мораль как обязательную . Однако общественная и творческая деятельность Зудермана свидетельствует о том, что он не был бесстрастным творцом. Его собственная гуманистическая позиция всегда четко выражалась в художественной структуре произведения. Исследователь признает право на существование иных мнений о Зудермане, понимая, что регламентировать творчество любого художника очень некорректно.

Таким образом, стало привычным утверждение, что Зудерман является автором «театральных пьес». Это мнение было следствием существовавшей

тенденции к разграничению драмы и пьесы для театра. Последняя считалась компромиссной драматической формой, обязательно предполагавшей сценические эффекты, специфически театральные приёмы, традиционные образы, мотивированные сценической условностью. Наличие этих признаков театральной пьесы в драматическом произведении давало основание ряду критиков для умаления художественной значимости написанного Зудерманом. О нём говорили лишь как о виртуозно владеющем техникой драматурге, оперативно откликавшемся на актуальные проблемы времени.

Если Каверау (как отчасти и Ландсберг) убежден в эстетической необходимости и историко-культурной обусловленности созданной Зудерманом пьесы, то «очень близкий к натурализму»19 С.Люблинский резко обвиняет Зудермана как автора «театральных пьес», продолжающего традиции Гуцкова, Коцебу, Лаубе, журнала «Гартенлаубе». Незначительными, по мнению критика, художественными достижениями драматург обязан исключительно времени, когда «оплодотворялся приливом литературы модерна»20 и изображал «социальную среду» (Люблинский имеет в виду первые пьесы «Честь», «Гибель Содома», «Родина», после которых, считает он, Зудерман пишет только «театральные пьесы»). Категоричность суждений Люблинского продиктована его эстетической концепцией - защитой новых принципов художественного отображения мира, в обращении к которым Зудерман не был последователен. Однако бескомпромиссность, с которой критик отстаивает эти принципы, оборачивается излишней категоричностью и отсутствием объективности в оценке творчества Зудермана, не укладывавшегося в идейно-художественную концепцию Люблинского.

Анализу специфики драматургии Зудермана посвящена часть главы в солидной монографии «яркого приверженца нового искусства» Э. Штейгера" «Новая драма. Ибсен. Гауптмаїї. Метерлинк. Зудерман»22. Автор рассматривает пьесы Зудермана в контексте современной ему немецкой драмы, представленной Г.Гауптманом, А.Хольцем, И.Шлафом, М.Хальбе, Г.Хиршфельдом и др. В

подзаголовок исследования Штейгер выносит имена ведущих, с его точки зрения, авторов, представляющих различные тенденции развития современной драмы. Совокупностью этих творческих индивидуальностей воссоздается своеобразие литературного процесса рубежа веков, породившего психологическую, натуралистическую, символистскую драму. Выделяя Зудермана среди современников, Штейгер тем самым признает «культурно-историческое» значение его драматургии. Не ставя целью конкретный анализ его пьес, автор строит свою концепцию на произведениях 90-х гг., при этом многие пьесы, как и повествовательные тексты, остались вне поля зрения исследователя. Особенное, характерное в зудермановской драме Штейгер усматривает в умелом «компромиссном» сочетании «старого» с «новым». Речь идет о сосуществовании канонизированных драматургических (и театральных) приемов с привнесенными натурализмом, которые он использовал, обращаясь к современной проблематике, к «новым мыслям». (Это специфическое свойство В.Г.Адмони характеризует как «явный эклектизм зудермановской драматургии» и признаёт, что «как раз в таком эклектизме заключались и причины его огромного успеха» ).

Штейгер один из немногих (наряду с Каверау) верно подметил некоторые особенности метода Зудермана как драматурга, стоявшего на перепутье старого и нового в театре и драме. Для немецкой же драмы, находившейся в стадии возрождения, степень традиционности и новизны произведения как в художественном, так и в идейно-тематическом плане была принципиально важна, инициируя противоречивые суждения критиков, что имело место в оценке произведений Зудермана, вобравших в себя борющиеся тенденции в драме. И потому современникам Зудермана было крайне трудно оценить по достоинству его роль в литературном процессе конца века.

Анализируя отдельные аспекты творчества Зудермана, хронологически ограниченные периоды его деятельности (в основном 90-е гг.), почти не касаясь проблем, связанных с мировоззрением, эстетикой писателя, критики создали в целом картину восприятия драматурга в Германии и прежде всего в Берлине.

Первые солидные работы о Зудермане, появившиеся в 20-30 гг. XX в., раскрывают всё творчество писателя с биографической точки зрения. Серьёзные монографические труды К.Буссе и И.Лёйкс, авторитетные для исследователей уже по тому, что авторы их лично знали Зудермана, задали ставший традиционным вектор в подходе к его наследию: объяснять творчество и своеобразие творческой индивидуальности причинами биографическими, психологическими, складом характера, восточно-прусским происхождением. В первой главе своей монографии «Герман Зудерман. Его творчество и характер»24 Буссе обстоятельно знакомит с происхождением писателя, «местом и часом рождения», «духовным пространством» его родины. Верно утверждение исследователя в том, что произведения Зудермана безошибочно обнаруживали своего творца, «был ли это 1890 или 1920 г. Мотивы были другими, люди со временем менялись, но способ видеть этих людей и изображать их, формировать эти мотивы был неизменным» . В своих художнических и тематических пристрастиях писатель всегда оставался верен себе. Буссе опровергает мнение тех, кто видит в Зудермане «рутинера» вследствие такого отношения к действительности, ибо «личность и искусство» Зудермана отмечены «особой чеканкой». Утверждение о неизменяемости способа видения им мира является, на наш взгляд, верным, о чём свидетельствует все его творчество.

Анализ произведений разных жанров с точки зрения преемственности тем, образов, характеров, идей Буссе соотносит с характеристикой их художественной специфики. Богатый наблюдениями и сопоставлениями, исчерпывающий идейно-тематический анализ сочетается со стремлением проникнуть в истоки творчества драматурга. Автор справедливо видит их также в национальной немецкой традиции, прослеживает связи с современной норвежской (Ибсен, Бьернсон) и французской драмой. Работа Буссе представляет несомненную ценность как первое монографическое исследование, которое раскрывает творчество Зудермана во всем многообразии и взаимообусловленности тематики и жанровых форм, охватывает в целом многожанровое наследие писателя, давая его

исчерпывающую характеристику. Однако некоторая абсолютизация Буссе биографического начала, роли личных переживаний поэта и событий его частной жизни как творческих импульсов ослабляет внимание исследователя к социально-исторической составляющей творческого процесса.

И.Лёйкс, автор монографии «Герман Зудерман (1857-1928). Индивидуально-аналитическое и творчески-психологическое исследование» , фокусирует внимание на особенностях психологии, существенно влияющих на творчество писателя, хотя и не являющихся, с ее точки зрения, определяющими в обосновании его специфики. Книга изобилует ценным фактическим материалом, раскрывающим разностороннюю одарённость Зудермана как художника рубежа веков, мотивируя формирование подобной многогранности биографическими и социально-психологическими причинами. Лёйкс как и Буссе подходит к пониманию биографии и психологии как «преломленному через личность взаимодействию социальных сил» .

Вариацией точки зрения названных исследователей является суждение о Зудермане его земляка, историка литературы и театра, писателя и журналиста П.Фехтера . Своеобразие художественного мира Зудермана, его тематические пристрастия он также объясняет «восточной структурой его души»29, называя его «Бальзаком из Матцикена»30. Мотивируя свою концепцию, Фехтер доказывает присутствие в сочинениях писателя особого мира идей, образов, характеров, обусловленных биографически. Огромный успех спектакля «Огни Ивановой ночи», поставленного в Берлине крупнейшим немецким режиссёром XX в. Ю.Феелингом31, убеждает, по мнению Фехтера, в том, что произведения Зудермана порождены «необычайно величественным восточным миром фантазии». Фехтер солидаризируется с Феелингом, отказавшимся от укоренившегося в театре представления о Зудермане как натуралисте, пьесы которого «игрались натуралистически», как и пьесы Гауптмана . Своей постановкой режиссер продемонстрировал «сильное драматургическое

дарование» Зудермана, а также необходимость возрождения его наследия для читателя и зрителя XX в.

Научная концепция творческого развития Зудермана разрабатывалась историками литературы ГДР и ФРГ с целью исторически справедливой оценки его личности и творчества, значимого для немецкой культуры рубежа веков. В 1957 г. в связи со 100-летием со дня рождения Зудермана Фехтер подчеркивал, что память о творчестве писателя до сих пор «хранится в сердце народа» . Это подтверждается, в частности, юбилейными изданиями отдельных произведений Зудермана (романов «Забота», «Кошачья тропа», «Моя юность», сборника повестей «Литовские истории»). В признании высокой художественности наследия писателя-драматурга Фехтеру вторит Карл Роснер, называя Зудермана «великим писателем высочайшей силы», который, «совершенствуя свое творчество, занял первое место в литературе своих и наших дней... Он стоит по ту сторону непостоянства моды как сильный и своеобразный художник и как такового его увидит будущее»34.

К 100-летию со дня рождения Зудермана был приурочен и вышедший в Дюссельдорфе юбилейный сборник статей «Герман Зудерман. Поэт на рубеже двух миров»35. Уже в названии заключена концепция различных материалов и публикаций, посвященных Зудерману. Авторы статей - Валдемар фон Грумбков («Социально-критические и моральные дискуссии в литературе во времена Зудермана»), Томас Дуглор («Герман Зудерман - творчество между одобрением и бранью. Заметки о нём, его творчестве и нашем времени»), Вильгельм и Маргарет Кохлер («Герман Зудерман - каким мы его узнали»), Хансвернер Хайнке («Восточно-прусская родина Германа Зудермана - страна и люди»), Фритц Хаузе («Восточно-прусская родина Германа Зудермана - культура и мысль»), Курт Буссе («Биография»). Здесь помещен фрагмент статьи Зудермана «Огрубение театральной критики»(1902) и опубликован список его произведений. Книга, свободная от юбилейно-торжественного пафоса, является свидетельством признания заслуг писателя перед немецкой культурой. Авторы пытаются

воссоздать истинный облик художника и человека посредством ретроспективного взгляда на его жизнь и творчество. В отличие от интерпретации Зудермана его современниками, авторы рассматривают его наследие конкретно-исторически, выявляя гуманистический пафос, включая произведения в контекст литературной жизни Германии рубежа веков. При этом авторы не ставят своей целью дать развёрнутый анализ отдельных произведений. Один из важных аспектов сборника - актуальность творчества Зудермана в условиях современной немецкой действительности36, традиционность подхода к которому обусловлена авторитетом Буссе как автора пока единственного исчерпывающего критико-биографического исследования. Но это не умаляет ценности книги, свидетельствующей о серьёзной тенденции немецких литературоведов возродить Зудермана для современного читателя.

Один из крупных знатоков немецкой литературы XIX-XX вв. французский германист Клод Давид в монографии «От Рихарда Вагнера к Бертольту Брехту. История новейшей немецкой литературы»37 уделяет внимание Зудерману, но повторяет его прижизненные оценки, опираясь при этом лишь на драмы 90-х гг., а из более поздних произведений - на сборник «Литовские истории». Так, он называет немецкого автора «искусным» драматургом, популярность которого порождалась умением улавливать «модные формулы». Давид ставит под сомнение возможность активного и серьёзного изучения в настоящее время творчества Зудермана, хотя констатирует пробуждающийся интерес к нему, объясняя этот интерес региональной принадлежностью писателя. Таким образом, вскользь говоря о специфике тематики, критик отказывает Зудерману в самобытности художественного мышления, видя в ряде его пьес лишь продолжение традиций художественного уровня Коцебу, Иффланда. Называя Зудермана «ненастоящим натуралистом», он связывает писателя с традициями «крестьянского реализма XIX в.»38. Заимствуя негативное мнение определенной части современной Зудерману критики, автор отказывается признать самостоятельную художественную ценность произведений Зудермана,

рассматривая их как конгломерат различных тенденций и традиций. Давид упрекает немецкого писателя в ослаблении социально-критического пафоса в творчестве, начиная с середины второй половины 90-х гг. Такой вывод, на наш взгляд, проистекает из непонимания, что Зудерман в соответствии со своей идейно-эстетической позицией дает нравственно-психологический анализ общества. В его неприятии индивидуализма и моральной несостоятельности времени и человека заложено сильное критическое начало, весьма продуктивное в эпоху «моральных противоречий» (К.Франке).

Диссертация западногерманской исследовательницы И.Нооль «Драматическое творчество Германа Зудермана. Попытка изобразить его критику общества в театре XIX и XX в. и в кино»39, защищенная 10 ноября 1973 г. в Кёльнском университете, - это прежде всего театроведческая работа, тематическая и историко-функциональная по своему характеру. Исследование, основанное на обширном фактическом материале, использовании архивных документов, сценариев, рецензий, воспроизводит театральную жизнь Берлина рубежа веков на фоне социально-экономической, общественно-политической ситуации, духовной атмосферы как предпосылок возникновения новой драмы, роли и места натурализма в этом процессе, уяснения места произведений Зудермана в истории немецкого театра и кино, значения его драматургии для возрождения театральной жизни Берлина. В значительной степени Нооль отталкивается от работы Буссе, многие положения которой становятся для неё исходными, в частности, принципиально важное для Буссе утверждение об обусловленности творческого пути Зудермана складом его характера, биографией. Поэтому в первой главе речь идет о биографии Зудермана, которая необходима, по мнению исследовательницы, для понимания его драматического творчества. Нооль включает произведения Зудермана в контекст современной ему национальной литературы, анализируя их с точки зрения театрального функционирования, намечая взаимодействие с драматическими произведениями других авторов, давая подробную классификацию пьес в зависимости от жанра,

места действия, тематики, конфликтных сил, характеров действующих лиц. Вслед за Буссе и Давидом Нооль высказывает весьма категоричное и спорное, на наш взгляд, суждение о том, что, начиная с драмы «Да здравствует жизнь»(1902), Зудерман отходит от критики общества, которая присутствовала в его произведениях от «Чести» до «Огней Ивановой ночи». Исследование Нооль импонирует своей фактической достоверностью, анализом пьес, их интерпретацией театром, критикой, кинематографом.

В трудах историко-литературного характера даётся по преимуществу краткий тематический обзор отдельных произведений Зудермана, наиболее характерных для него, с точки зрения авторов (Ф.Фогт, М.Кох40, К.Франке41, Р.Урбан42, Г.Хельцке43, А.Шюкэ44 и др.).

Лаконичные сообщения о Зудермане разбросаны в многочисленной справочной литературе на немецком языке45. Работы, посвященные отдельным произведениям Зудермана и вышедшие в России до 1917 г., а также позднее, подробно рассмотрены в 4 главе в разделе 4.1.

В 1980 г. в Вюрцбурге выходит сборник статей «Герман Зудерман: творчество и влияние»46, который, по словам его издателя Вальтера Т.Рикса, является первой серьезной попыткой поиска ответа на множество до сих нор открытых вопросов, связанных с наследием Зудермана. Резюмируя содержание сборника и его концепцию, В.Т.Рикс демонстрирует современное прочтение Зудермана: он «гениальный драматург и компромиссный художник сцены, критик и представитель немецкой империи, затравленный знаменитыми и беспощадными критиками, автор непреходящего повествовательного искусства и китчевых работ, успешнейший драматург немецкой сцены и забытый, объявленный умершим... и снова и снова играемый, издаваемый и экранизируемый»47.

Авторы статей освещают разные стороны личной и творческой жизни «великого писателя»48, решительно отказываются от пристрастных клише, справедливо усматривая их истоки в «язвительных оскорблениях А.Керра и других критиков»49; демонстрируют литературную и культурно-историческую

значимость произведений Зудермана. Общие вопросы мировоззренческого и

эстетического плана ставят в своих публикациях А.Панцер («Герман Зудерман -политическая биография»), В.Шинеманн («Человек и природа в творчестве Зудермана») и Дж.-П.М.Манненс («Отношение Зудермана к литературным течениям рубежа веков»). Составитель структурирует сборник таким образом, что одинаковое количество статей (по четыре) посвящено и драматическому, и повествовательному творчеству исследуемого автора. О прозе пишут И.Прахт-Фитцелл («Проблемы и символы индивидуальности в повествовательном творчестве Г.Зудермана»), Г.Хейнц (««Компромисс и влияние: критические заметки о «Кошачьей тропе» Г.Зудермана»), Х.Мотехат («Путешествие в Тильзит» Г.Зудермана»), Е.Остеркамп («Юность как одержимость. К принципам создания образа в «Моей юности» Г.Зудермана»). Проблемами драматического наследия заинтересовались такие авторы, как А.Коркхилл («Место этических и религиозных вопросов в драмах Г.Зудермана»), Дж.Фитцелл («Герман Зудерман: мотивы огня и воды в драматическом творчестве»), Ю.Фиринг («Для идиллии не было места в моей жизни». Тема семьи в драмах Зудермана о светском обществе»), Р.Даунихт («Гибель Содома» - гибель Зудермана?»). Авторы двух статей (Томас Вильям Бушхорн и Мазахахиро Иокомицо) знакомят немецких читателей с отдельными аспектами восприятия творчества Зудермана в американской и японской культурах.

Как известно, для объективного видения всего созданного художником необходима временная дистанция. По мнению Зудермана, высказанному в статье «Одичание театральной критики», беспристрастная и истинная оценка личности и творчества писателя возможна лишь в ретроспективном взгляде историка литературы. Ныне уже существует и дистанция, и ретроспекция, показавшие, что на рубеже новых столетий наследие Зудермана оказывается востребованным. В конце XX в. в его произведениях обнаруживают потенциальные нравственно-эстетические возможности и новые смыслы. Об этом свидетельствуют не только научные публикации, но и переиздание в Германии его произведений, их

кинематографическое и сценическое прочтение , а также проведение 24-26 октября 1997 г. в Бяанкензее, что южнее Берлина (бывшее поместье писателя), международной конференции, посвященной 140-летию со дня его рождения. Пафосом докладчиков была мысль о необходимости «возобновить прерванный десятилетиями разговор о писателе»51 (см. об этом в 4 главе в разделе 4.4).

Востребованность в конце XX столетия произведений Зудермана (как это уже было в конце XIX в. и в Германии, и в России) свидетельствует об актуальности обращения к исследованию обширного творчества писателя, которое остается неизученным в отечественной германистике.

Стремительное развитие гуманитарных наук на рубеже XX и XXI вв. привело к серьезным уточнениям методологических подходов к анализу явлений культурной жизни в периоды смены художественных систем, культурных парадигм. Необходимость рассмотрения художественных явлений как неотъемлемого и важного элемента социокультурного процесса актуализировала постановку проблемы изучения феномена литературы с учетом системного анализа совокупности культурных фактов, событий, которыми отмечен мир искусства и социума. Частным проявлением такого системного подхода к изучению литературы можно считать контекстный подход, востребованность которого очевидна применительно к изучению историко-литературного процесса указанного периода.

Проблема контекста в немецкой литературе на рубеже веков остается по-прежнему актуальной. Как известно, контекст вбирает в себя не только имена, но и направления, течения, характерные для данного историко-литературного периода, представляя собой качественное состояние культурной, в частности, литературной, жизни нации. Это состояние и отражено творчеством Зудермана как контекстной фигурой. Есть писатели, отличающиеся необыкновенной чуткостью ко всякому новому веянию, в их произведениях отражаются не только «век и современный человек», но и характерологические черты литературы этого периода. К таковым относится Зудерман, видевший свою художественную задачу

в том, чтобы «отмечать всякое колебание в атмосфере духовной жизни» . При этом Зудерман не ограничивается рамками только национальной литературы. Он внимательно следит за общественно-политической и культурной жизнью, текущей за пределами своей страны. Культура и политика для него - действенное средство формирования и выражения определенной позиции. И с этой точки зрения он - яркая знаковая фигура рубежа веков, т.к. его жизнь, его общественная деятельность и творчество отражали характерные для данного периода особенности.

Включая Зудермана в общий контекст рубежа веков, мы видим, что это очень крупная фигура, ярко и многоаспектно репрезентирующая литературу данного периода. Творчество его, столь же традиционное, сколь и новаторское, имеет своими предшественниками национальных авторов, среди которых он называет прежде всего Гете, Шиллера, Шпильгагена. О нем высказываются его младшие современники - Т.Манн, Рильке, Брехт и др. Вместе с тем, культурологический пласт, представленный в произведениях Зудермана, не ограничивается национальной традицией, вбирает в себя итоги, достижения, опыт разных культур, позиционированных по широкому этно-хронологическому принципу. Следует подчеркнуть, что актуальными для его поэтики стали прежде всего открытия, сделанные романтизмом и натурализмом. Он признавал себя «учеником Гюго» , последователем Золя, Мопассана, Флобера, Ибсена, Толстого, Достоевского54. Среди соотечественников он отмечал влияние на творчество писателей своего поколения таких авторов, как Г.Фрейтаг, П.Гейзе, В.Раабе, Т.Шторм . Он знал лично многих политиков, выдающихся деятелей науки, культуры, литературы, театра, а также художественное творчество своих современников (и не только соотечественников) - писателей, драматургов, актеров, живописцев, композиторов. Об этом свидетельствуют его письма, воссоздающие интеллектуальный контекст эпохи.

Актуальность обращения к творчеству Зудермана мотивируется и необходимостью конкретизации методологических подходов в исследовании

проблемы функционирования, жизни художественно-эстетической традиции в условиях смены культурных эпох. Творческое наследие писателя, его статьи, письма и размышления дают обширный материал, позволяющий проследить механизм обновления идейно-тематического репертуара художественного текста, смену поэтического языка на этапе угасания традиции и рождения, формирования нового культурного сознания.

Неординарная фигура Зудермана дает обширный материал для всестороннего и глубокого рассмотрения на примере его жизни и творчества проблемы художник и литературный и культурный процесс в переходные эпохи.

В последнее время отечественная и немецкоязычная наука о литературе несколько утратили интерес к биографическому методу изучения творчества писателя, отдавая предпочтение иным. Обширное, отмеченное поэтическим единством творчество Зудермана, тесно связанное с идейно-нравственными и гражданскими убеждениями и воззрениями писателя, позволяет показать продуктивные возможности биографического метода в монографическом исследовании художника и его наследия. Восстановление, реабилитация биографического метода в литературоведении, представленного в истории филологической науки такими именами, как Ш.О.Сент-Бев, Г.Лансон, Г.Брандес, с которым Зудерман был дружен, Ю.Айхенвальд, А.Дживелегов и др., открывает возможность изучения художника через призму его alter ego, реализованного в его творениях. Биографический метод расширяет источниковедческую базу исследования, активно включая в нее материалы биографии, дневников, эпистолярное наследие и собственно творчество как форму объективации способностей автора и его экзистенциальных сил (эмоциональных, рациональных, словесных, а также памяти, воображения, воли); это автор и путь выражения его позиции в сочинениях. «Его творчество основывается на его характере»,-утверждал немецкий исследователь КБуссе.

Актуальность исследования творчества Зудермана обусловлена и необходимостью уточнения такой важной для литературоведческой науки

проблемы, как художественный синтез, представленный в наследии писателя на уровне родов и жанров.

Неустанные поиски выхода из духовно-нравственного кризиса, непременного спутника перехода, смены культурных эпох, актуализируют проблему роли личности в жизни социума, пробуждают внимание к человеку, к его трудным поискам истины, ответа на животрепещущие вопросы современности, трактовку вечных тем. Для Зудермана интерес к человеку, изучение его сложной и неоднозначной природы всегда был важен, и с этой точки зрения его наследие не утрачивает научной значимости. Человек, стоящий на сломе двух культурных исторических эпох - уходящей патриархальной и наступающей машинно-буржуазной - вот его герой, который стремится остаться человеком в мире утверждающейся бесчеловечности.

Обращение к наследию Зудермана актуально и в силу того, что дает возможность для широких компаративистских штудий. Исследование феномена бытования иноязычного автора, воплощающего свою национальную культуру в чужой культурной среде, очень актуально в современных условиях стремительного развития процессов глобализации.

Приведенными выше аргументами не исчерпывается актуальность предлагаемого исследования, но и они свидетельствуют об обоснованности выбора творчества немецкого писателя рубежа Х1Х-ХХ вв. Зудермана в качестве объекта диссертационной работы.

Ее цели - представить творчество Зудермана как целостное явление во всем его жанровом разнообразии; дать историко-литературный анализ произведений как в контексте развития немецкой литературы рубежа Х1Х-ХХ вв., так и наследия самого писателя; проследить вектор движения и развитие творчества, выявив его особенности; раскрыть его социально-историческую детерминированность и идейно-тематическое богатство; определить его роль и место в истории немецкой литературы, культуры, а также в истории русского театра. Предлагаемое исследование не претендует на исчерпывающее освещение

темы вследствие ее объемности и богатого авторского наследия, но является
попыткой разработки ряда ее аспектов: философско-эстетическая концепция
Ь Зудермана, поэтика повествовательных и драматических произведений,

традиционное и новаторское в ней, рецепция его творчества в русской культуре на рубеже Х1Х-ХХ вв. и др.

Для достижения целей решается следующий круг задач:

- рассмотреть связь творчества Зудермана с эстетикой его времени, с
романтизмом и натурализмом.

- дать анализ произведений Зудермана в контексте его творчества.

охарактеризовать особенности поэтики повествовательных и драматических произведений разных жанров.

- дать целостную картину эволюции творчества писателя, выявить
художественную логику этого движения и специфику его концепции личности

- реконструировать литературный контекст рубежа веков через
повествовательное и драматическое творчество, которое представляет и эпоху, и

t-ф жанры.

- исследовать структуру внутреннего мира героев Зудермана, рассмотрев
их как представителей определенной социокультурной эпохи.

- проанализировать функцию финалов в произведениях Зудермана,
выявить художественные приемы, используемые писателем для воссоздания
гармоничной картины мира в эпических и драматических текстах.

- В.Шлегель в одном из своих сочинений о Данте писал, что произведение
можно постичь, только изучив автора, а постичь автора можно, только изучив
эпоху56. Важная задача - представить эпоху-автора-произведение в их единстве;
через творчество и личность художника воссоздать неповторимый облик
времени, его социокультурные доминанты, «умственные и общественные»
течения», определявшие проблематику, основные художественные идеи.

' - воссоздать целостную картину жизни и творчества Зудермана в

I.T'

контексте не только национальной, но и русской культуры.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в

отечественном литературоведении предлагается целостный анализ творчества Зудермана и его поэтики в контексте идейно-художественных исканий рубежа Х1Х-ХХ столетий. Впервые предложено монографическое исследование вопроса вхождения Зудермана в русскую культуру в конце Х1Х-начале XX века и театральной интерпретации его наследия, привлекавшего русскую литературную и театральную критику.

В основе методики исследования лежит системный подход к рассматриваемым явлениям в сочетании с историко-функциональным, структурным, компаративистским анализом. Работа строится на лучших достижениях отечественной и зарубежной науки о литературе, опирается на опыт и результаты исследований современных литературоведов Германии. В диссертации сохраняется «исторический, единственно правильный подход»57 к той нише, которую занимал Зудерман в культурной жизни своего времени.

Основные положения, выносимые на защиту

  1. Изучение литературного процесса в культурном контексте эпохи является актуальным для современной филологической науки. Воссоздание и уточнение культурного контекста через призму комплексного анализа творчества Зудермана как одного из его типичных представителей является перспективным не только для литературоведения, но и для других гуманитарных наук (искусствоведение, культурология и т.д.).

  2. Художественный синтез как характерная черта культурной эпохи рубежа Х1Х-ХХ вв. проявляется во всех уровнях творчества Зудермана (родовом, внутрижанровом и др.), свидетельствуя не только о принадлежности писателя к переходному периоду культурной эволюции, но и являясь характерологической чертой его художественного почерка.

3. Выявляется место и роль традиции в условиях угасания выполнившей
свою художественно-эстетическую функцию системы, рассмотренной через

монографическое исследование персонифицированно представленного художественного мира.

  1. Методологические подходы исследования механизма взаимодействия традиции и элементов нарождающегося художественного языка и мышления в условиях кризиса культурной эпохи порубежья открывают возможность постижения нравственно-этических и художественных проблем эпохи и понимания специфики творчества Зудермана.

  2. Феномен вхождения иной, «чужой» культуры, формы и способы ее освоения в условиях переходной эпохи приобретает в настоящее время особую актуальность, обусловленную динамикой процессов глобализации.

Научно-практическая значимость диссертации определяется тем, что полученные в ходе исследования результаты расширяют познания о закономерностях литературного и культурного процесса в Германии и России на переломе столетий и о месте в нем творчества Зудермана. Результаты и выводы исследования могут быть использованы в учебном процессе высшей школы - в разработке курса лекций и спецкурса по истории немецкой литературы рубежа Х1Х-ХХ веков, по литературной и театральной критике этого периода, спецкурса по русско-немецким культурным связям. Материалы диссертации могут быть учтены в научных исследованиях, посвященных развитию немецкой литературы, русского театра в конце XIX- начале XX столетий, а также при создании учебников по истории немецкой литературы. Полученные выводы позволяют углубить существующие представления в области русско-немецких культурных связей на рубеже веков, а также уточнить отдельные аспекты русской театральной жизни рубежа веков.

Апробация работы. Основные положения исследования обсуждались на заседаниях кафедры всемирной литературы МПГУ (2002-2005), на Пуришевских чтениях (1989-2005), на межвузовских научных конференциях в Таганроге (1983, 1984, 1987, 1988), в Ялте (1985, 1989, 1990, 1991), в Йошкар-Оле (1997), в

Череповце (1999), в Арзамасе (1998, 2002-2005) и др. Результаты исследования отражены в двух монографиях и 53 публикациях общим объемом 45,65 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, примечаний, десяти приложений. Основной текст работы - 426 страниц, общий объем - 553 страницы.

Творчество Зудермана в контексте эстетических исканий эпохи

Конец Х1Х-начало XX столетий является важным периодом в литературном развитии Германии, отмеченным интенсивными поисками в области философско-эстетической мысли, сосуществованием различных эстетических направлений в искусстве.

Одной из ярких репрезентативных фигур в немецкой литературе этого периода был Зудерман. Его детские и юношеские годы совпали с периодом существенных изменений в общественно-политической, научной и культурной жизни страны. События франко-прусской войны, объединение Германии обозначили качественный скачок в экономическом и политическом ее развитии и имели конструктивные последствия для процесса формирования культурной, духовной атмосферы в стране в 80-900-е годы. Шли процессы бурного роста промышленного производства, кардинально изменялись общественные отношения из-за резкого расслоения общества. Германия сделала мощный рывок вперед в своем экономическом развитии, которое русский современник этих событий К.Скальковский характеризовал так: «Богатство Германии создано не столько войною, сколько покровительственною системою, начало которой положил Фридрих Великий, а прочно установил тот же Бисмарк, одинаково блестящий на финансовом поприще, как и на дипломатическом. Фабрики, заводы выросли в Германии как грибы, увеличилась вывозная торговля, железнодорожное движение, заработная плата, а вместе с тем начали быстро обстраиваться города...Германия заняла первое место в Европе по части электричества, первое место в свете по химической промышленности, а как показала всемирная парижская выставка-одно из первых и по части механической промышленности, уступая разве американцам, остроумие которых по части механических приспособлений известно» .

Изменялась общественная идеология, средства ее художественного воплощения, ценностные ориентации. Начался длительный процесс принципиального изменения идей, образов в литературе, искусстве, в философии, в культуре в целом; уходили в прошлое старые каноны, чтобы освободить место для новых, вследствие чего страна переживала кризис патриархальной культуры. Уже в 80-е годы молодые творческие силы выступают против сложившегося уровня художественной мысли, не удовлетворявшего их эстетическим требованиям. В искусстве, отражающем состояние общественного сознания, которое является чутким барометром социально-политической ситуации, обостряется противостояние разнонаправленных идей, тенденций, эстетических постулатов, школ, направлений. Искусство обогащалось произведениями талантливых художников, сделавших вклад в национальную культуру, в ее гуманистическое содержание. Развивается буржуазно-юнкерская апологетическая литература, поддерживающая и декларирующая националистические и шовинистические настроения, подогреваемые в том числе и экономическими успехами (пьесы Вильденбруха, Линдау, Люблинера и др.).

«Эмансипационное» движение четвертого сословия нашло отражение в тиражировании развлекательной и массовой литературы. Она предстает как социальное явление59, порожденное нетребовательностью вкусов, эстетической всеядностью определенной части населения, прежде всего низших слоев, четвертого сословия, которых натуралистическая литература признала достойными изображения в искусстве, способствуя тем самым его демократизации. Интерес к современности способствовал популярности пьес Э.Ожье, В.Сарду, А.Дюма-сына - представителей школы «хорошо сделанной драмы», которая освещала проблематику повседневной жизни.

Духовный плюрализм эпохи отражался и в обращенности современников к различным философским учениям. Шопенгауэр провозглашен «властителем дум» тогдашней немецкой интеллигенции и молодежи. Начинается увлечение произведениями Гартмана. Популярны идеи Ницше и теория анархического индивидуализма Штирнера. В обществе сформировалась ситуация, когда «люди, уже не связанные узами касты, класса, корпорации, семьи», оказались «занятыми только собственными частными интересами, и это переходит в индивидуализм»60, правомерность которого обосновывалась идеологически61.

Многообразие философских концепций мира, изменение в характере производительных сил общества, феномен «конца века», причины духовного, психологического порядка привели в эти десятилетия к сужению религиозного пласта культуры, к кризису религии, этого «общеисторического феномена», «универсального явления...и с диахронической и с синхронической точки зрения» . «Новые воззрения и общественные противоречия встречались и развивались главным образом в Берлине» , который становится местом действия в произведениях Зудермана, М.Кретцера64 и других авторов.

Нравственно-духовную оценку своему времени давали многие представители немецкой литературы. Например, современник процесса изменения общественной идеологии и кризиса патриархальной культуры, историк литературы К.Франке признавал, что Германия на рубеже веков была «классической страной моральных противоречий»65. Представитель старшего поколения писателей Т.Фонтане в письме к дочери от 25 августа 1891 г., констатируя, что «буржуазный дух является в настоящее время определяющим», пылко заявлял: «Я ненавижу все буржуазное с такой страстью, как если бы я был завзятым социал-демократом!». У писателей с ориентацией на социальную проблематику отношение к сложившейся общественно-политической расстановке сил было более чем резкое. Формировалось критическое отношение к реальности в разных ее проявлениях. В русле критического пафоса (прежде всего нравственно-этического) пребывало и творчество Зудермана, все наследие которого дает огромный материал для изучения нравов и быта эпохи, ее этических и социальных тенденций, т.к. вобрало в себя образы, коллизии, атмосферу, характерные для Германии, начиная со второй половины 80-х гг.

Культурный срез эпохи порубежья многоаспектен: философские, эстетические, идейные, духовные поиски воплощались в разнообразии сосуществовавших культурных явлений. В литературе как феномене немецкой духовной жизни рубежа веков отражалось сіремление к адекватному воссозданию неоднозначной, противоречивой реальности в целом и жизни отдельного человека, в эту реальность погруженного.

«В сумерки» - новеллистический пролог творчества писателя.

Во второй половине 80-х гг. Зудерман создает сборник новелл «В сумерки»(Ш6), романы «Забота»(Ш7) и «Кошачья тропа»(1889), рассказы «Желание» и «История тихой мельницы» под общим названием «Родственники» (1888), местом действия в которых (за исключением некоторых новелл) является Восточная Пруссия. Эти произведения, «обнаружившие его реалистическое дарование, верность местному колориту и настроению времени» привлекли внимание читателей и критики.

XIX век был временем расцвета жанра новеллы. Утвердившись в романтизме (Э.Т.А.Гофман, Л.Тик, Г.Клейст, который «выковал форму классической немецкой новеллы» и др.), она становится одним из ведущих жанров в немецкой литературе, областнический характер которой в определенной мере также инициировал малую художественную форму для изображения жизни . В тот период, когда «новелла...замещала роман» , в этом жанре работали многие писатели, среди которых немецким литературоведением особо выделены А.Штифтер как «истинный художник-миниатюрист по тонкому изяществу отделки»; П.Гейзе, «сумевший стать на защиту эмансипации плоти, прав красивой чувственности и свободной любви»; Г.Келлер, которому удается «лукавый юмор» ; К.Ф.Мейер, «форма у него так пластична и отчетлива»; «к числу новеллистов, скорее чем романистов, следует отнести и Т.Фонтана» . По мнению Ю.Гарта, «дух и сущность новеллы», созданной перечисленными авторами, «оставались долго господствующими» , отвечая стремлению новых поколений писателей проникнуть во внутренний мир человека и воссоздать его лаконичными и выразительными средствами. Эти авторы подготавливали появление психологической новеллы, создателем которой в немецкой литературе считается Т.Шторм (1817-1888), «выдающийся новеллист своего времени» , чьи произведения «проникнуты лиризмом», а сама новелла нередко «концентрируется до лирического стихотворения» (например, «Всадник на белом коне» и др.). Т.Шторма по праву считают создателем «новеллы настроения».

Интерес к внутреннему миру человека и средствам его художественного постижения возрастает на рубеже веков параллельно с усилением интереса к возникающим вариантам мотивации сложного и тонкого психологического мира. Мотивации варьировались: традиционными оставались социальные, нравственные, иррациональные, актуализировались модные биологические (физиология, наследственность), складывался опыт исследования бессознательных регуляторов поведения личности.

Задача описать сложные процессы, происходившие во внутреннем мире современного человека, попытаться объяснить их стояла перед немецкими писателями рубежа веков и по-разному решалась в новелле реалистической (Г.Зудерман, Т.Манн, Г.Манн, Р.Хух), натуралистической (Г.Гауптман, Х.Товоте), импрессионистической (Л. Тома), неоромантической (Р.Хух, Г.Манн, Я.Вассерман) . Следует отметить, что в конце XIX века в новеллистические формы облекали изображение не только психологии человека, но и его повседневного быта, предметно материальной стороны жизни.

Поэтому когда в 80-е гг. XIX в. Зудерман обратился к новелле с целью художественного исследования своего современника, он воспринял традиции предшественников в жанре психологической новеллы и прежде всего П.Гейзе, Ф.Шпильгагена, Т.Шторма. Это происходило в контексте не только психологической, но и социально-политической проблематики, связанной с осмыслением состояния современной немецкой действительности в произведениях Л.Фулды, Т.Фонтане, Ф.Шпильгагенаи др.

Творческая биография писателя началась, когда ему было 28 лет: в 1886 году вышел в свет сборник новелл «В сумерки» («Im Zwielicm»)280. Это своеобразный итог его писательского труда на протяжении нескольких предыдущих лет (как уже было сказано, в 1881 г. он становится журналистом, а с 1883 г. - писателем-профессионалом, «свободным писателем» (выражение К.Буссе). Из написанного до 1886 г. и опубликованного в различных газетах («Berliner Tageblatt», «Reichsfreund», «Deutsche Reichsblatt» и др.) Зудерман включил в сборник двенадцать новелл. Трудно сказать, стремился ли он, составляя сборник, расположить новеллы в хронологическом порядке. Ясно одно, что двадцативосьмилетний Зудерман уже состоялся мировоззренчески ко времени выхода своей первой книги, в которой раскрывался не только его взгляд на мир и человека, но утверждалась также и художественная концепция начинающего писателя, поэтому и отбор публикаций из ранее написанного был тщательным, а композиция сборника продуманной. Автор объединил новеллы, сходные по содержанию и одинаковые по форме, из которых читатель мог извлечь для себя определенный нравственно-психологический урок.

В новеллах, входящих в сборник, автор касается различных аспектов современной жизни: состояние современного общества и его морали, его социальные, философские и естественнонаучные идеи, модные веяния (магнетизм, энергия, темперамент), новейшие блага цивилизации (электричество, железные дороги), восприятие французской литературы (Мопассан, Дюма), отношение современных мужчин к матери и к женщине, любовь, брак, семья и т.д. Большинство персонажей сборника - люди светские.

Показателен тот факт, что первый литературный опыт Зудермана, весьма активно участвовавшего в политической жизни Берлина, не имеет никакого отношения к общественной или политической проблематике. Материалом для его новелл послужили эпизоды, случаи из частной и личной жизни аристократии, столичной и провинциальной, а также среднего сословия. Автору интересен не столько случай сам по себе, его событийно-фактическая составляющая, сколько его «психологическая сторона», эмоционально-нравственный компонент событийного ряда. Автора привлекают только события, которые пробуждают переживания, затрагивают эмоциональную сферу человека. Читателю предложены лирические психологические новеллы, «литературные эскизы» (В.Каверау), в которые автор вложил все, что он успел подметить в жизни, прочувствовать и продумать, а также то, что он, как человек «наблюдательный», увидел, когда «не спеша бродил по улицам большого города и посещал его салоны»281. Начинающий писатель черпал материал для своих произведений из личного опыта: журналистская работа, обаяние молодого, эрудированного человека способствовало множеству знакомств в том числе и в светском обществе Берлина. Следовательно, уже здесь, в первой книге, заявлен тот принцип отбора жизненного материала, который станет неизменным, основополагающим для него как художника.

Место драматургии Г.Зудермана в немецком театре рубежа веков

В 1889 г. Зудерман, работая над романом «Кошачья тропа», обращается к драме, чтобы с помощью сценического искусства показать своему времени его собственный образ, запечатленный в характерных для него социально-нравственных коллизиях и психологических типах. Мнения исследователей о причинах его обращения к другому роду литературы были различными. Русский писатель и публицист К.Ф. Головин предполагал, что «мотивы, ради которых Зудерман стал писать для театра, были чисто меркантильного свойства... После немногих произведений чисто беллетристических он весь посвятил себя сцене, и сделал это из побуждений, мало имеющих общего с эстетикой. И настоящий свой талант, отвернув его в сторону драмы, он несомненно заглушил: реки, отведенные от первоначального ложа, не сохраняют ни прежней глубины, ни первоначальной свежести» .

Однако причины обращения к другому роду литературы не столь однозначны и не сводятся лишь к прагматическим целям. Для истинно талантливого художника, каковым был Зудерман, доминантным стимулом становится внутренняя потребность творческой личности к самовыражению в различных художественных формах, в которых объективируются разносторонние авторские способности. Зудерман интуитивно чувствовал их в себе, когда в юности мечтал: «Политиком и журналистом я останусь лишь до тех пор, пока

вполне овладею пером. Но затем я возьмусь за поэзию, за роман или драму» , которая «требовала особого дарования» . Авторитетным драматургом для мечтавшего о писательстве Зудермана был Шиллер. Его и Шпильгагена он сразу вспоминает, увидев свою фамилию впервые опубликованной в редактируемой им газете. Этот эпизод молодости он впоследствии описывал так: «Первый раз в своей жизни я прочел свое имя напечатанным. Вот как напечатано имя Шиллера,

Шпильгагена, очень ясно и просто» . Обстоятельства биографии самого Зудермана, видение им жизни в ее полярных проявлениях подталкивали его к драматическому роду литературы так же, как специфика немецкой действительности, полной «моральных противоречий», инициировала потребность в поэтике драмы.

Он обладал природным даром улавливать драматизм жизни, тот оголенный нерв времени (прежде всего нравственно-этический), который и составлял основу конфликта в 35 написанных им пьесах. Природная восприимчивость настроений времени отшлифовывалась журналистской работой в прусской палате депутатов, где «ежедневно разыгрываются драмы, захватывающие гораздо сильнее всяких театральных драм, здесь можно наблюдать подлинную жизнь», а также в рейхстаге, «где совершались драмы и имели место переживания еще большего калибра, где творилась мировая история» . Став драматургом, Зудерман признавался, что «колдунья, называемая сценой», никогда уже не выпустит его из своих «когтей». Он понимал, что сценически воплощенные образы, обладая большой силой эмоционального, идейного влияния, одновременно охватывают огромные театральные аудитории. Вслед за Шиллером он утверждает общественную роль театра, призванного бороться с косностью и отсталостью, поднимать злободневные вопросы современности, и, отображая жизнь сценически, воздействовать на человека эмоционально, совершенствовать его нравственно, что всегда представлялось важным Зудерману, жившему в период кризиса патриархальной культуры и связанных с ним «моральных противоречий». Эта позиция впоследствии будет заявлена в публицистических статьях 1900 и 1902 гг.

Первым драматургическим опытом Зудермана стала пьеса «Честь» (1889). К моменту ее написания он был уже автором сборника новелл, двух рассказов, двух романов - произведений, которые не принесли ему широкой известности, хотя и были замечены критикой и читателями. Драматическое творчество реализовало его внутреннюю потребность оперативно откликаться на конкретные проблемы жизни, а также - что немаловажно - избавило от нужды: спектакли по его первым пьесам «Честь», «Гибель Содома»(1890), «Родина»(1892) имели огромный резонанс и давали хорошие сборы (по их величине в те времена определялся зрительский успех спектакля, поэтому в некоторых письмах Зудерман сообщает жене не только о том, как прошел тот или иной спектакль, как играли актеры, но и о собранных за спектакль суммах. Зудерман стремительно превращается в преуспевающего, а затем и в очень обеспеченного человека. Получив первые театральные гонорары он, расплатившись с долгами, сразу же отправляется в путешествие по Италии «с познавательными целями» (А.Панцер), регулярно оказывает материальную помощь матери, братьям. В 1891 г. на взлете своей славы в возрасте 34 лет он вступает в брак с писательницей Кларой Лаукнер ).

Драматические опыты внесли серьезные коррективы в зудермановскую модель мира. Его обращение к драме было ознаменовано расширением художественного пространства в творчестве. В драматических произведениях впервые появился город как объект художественного исследования, принеся с собой пополнение тематического репертуара, галереи типов и характеров, открытие новых конфликтов, обогащение поэтического языка. Зудерман исследует такие проблемы, как аморализм светского общества, распад буржуазной семьи, женская эмансипация, судьба творческой личности в современных условиях, столкновение складывающегося нового менталитета с догматическими нормами общественной и семейной морали, поэтому появляется тема непослушания детьми родителей. В то же время он рассматривает аспекты жизнеспособности патриархальной морали («Счастье в уголке», «Бой бабочек» и др.). Фактор «дикого желания», преследующего героев повествовательных произведений, в пьесах существенно ослаблен; исключение составляют, пожалуй, лишь «Лодка в цветах» (1906) и «Розы»(1907), написанные в период работы драматурга над романом «Песня песней»(1908). В основе конфликта пьес лежит, как правило, столкновение не страстей, а частных интересов. Период грюндерства с его властью нуворишей осмыслялся писателем в драматической форме в образах богатых коммерции советников, владельцев фирм и др., а коллизии имели нравственно-этический характер.

Похожие диссертации на Творчество Г. Зудермана в контексте немецкой литературы конца XIX - начала XX века и его восприятие в России