Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовный облик Америки в литературе США первой половины ХIХ века Седова Наталья Александровна

Духовный облик Америки в литературе США первой половины ХIХ века
<
Духовный облик Америки в литературе США первой половины ХIХ века Духовный облик Америки в литературе США первой половины ХIХ века Духовный облик Америки в литературе США первой половины ХIХ века Духовный облик Америки в литературе США первой половины ХIХ века Духовный облик Америки в литературе США первой половины ХIХ века Духовный облик Америки в литературе США первой половины ХIХ века Духовный облик Америки в литературе США первой половины ХIХ века Духовный облик Америки в литературе США первой половины ХIХ века Духовный облик Америки в литературе США первой половины ХIХ века Духовный облик Америки в литературе США первой половины ХIХ века Духовный облик Америки в литературе США первой половины ХIХ века Духовный облик Америки в литературе США первой половины ХIХ века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Седова Наталья Александровна. Духовный облик Америки в литературе США первой половины ХIХ века : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Седова Наталья Александровна; [Место защиты: ГОУВПО "Московский государственный областной университет"].- Москва, 2010.- 185 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические аспекты проблемы духовности применительно к Америке первой половины XIX века. Америка в поиске национального самосознания 14

1. От ментальности к менталитету (определение общих понятий) 14

1.1. Структурные аспекты методологии исследования менталитета личности 31

2. Единство и противоречия духовного облика Америки первой половины XIX века 38

2.1 Религиозное сознание Америки, его эволюция и их отражение в литературе 49

ГЛАВА II. Американская картина мира первой половины XIX века в творчестве ведущих романтиков США 81

1. Пространство и время как категории культуры США и их отражение в литературном творчестве американских романтиков 81

2, Индивидуальность, свобода, ответственность как составляющие американского менталитета в романтической литературе США 94

3. Идеи Н. Готорна в русле национального самосознания 101

4. Национальные образы Америки в романе Г. Мелвилла «Моби Дик или Белый Кит» 110

ГЛАВА III. Проблема смысла жизни в американском обществе первой половины XIX века в творчестве ведущих американских романтиков 128

1. Идея рока, судьбы в американском обществе и ее отражение в творчестве Э. По 128

2. Философская интерпретация категории смерти в литературе американского романтизма 147

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 162

БИБЛИОГРАФИЯ 170

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Каждая эпоха обычно требует нового подхода к исследованию даже уже изученных ранее явлений. Вопросы взаимодействия американской и западноевропейской литератур имеют особое значение в современной науке. Влияние европейского Запада на американскую культуру бесспорно и доказано многими исследователями, и такая проблема, как отражение в творчестве американских романтиков некоторых черт европейской классики изучена достаточно полно.

Американские писатели-романтики создавали свои произведения в тот период, когда Соединенные Штаты проходили один из наиболее важных моментов своего исторического пути (война за Независимость, создание республики). С одной стороны, в эту эпоху развивалось убеждение американцев в своей исключительности а с другой - они пережили тогда же разочарование во многих идеалах. Эдгар По и Генри Генри Лонгфелло, Герман Мел вилл и Уолт Уитмен, Фенимор Купер и другие писатели-романтики находились у самых истоков формирования национальной литературы, у истоков формирования американского национального самосознания. Именно эти авторы доказали Европе самоценность американской культуры. Когда современный исследователь «романтизму Шатобриана, Мюссе, Вордсворта, Байрона противопоставляет «символизм» По, Готорна, Мелвилла, Эмерсона, Уитмена» [Толмачев, 1997: 11], он стремится выделить тем самым специфику американского романтизма.

Исследование духовного облика Америки первой половины XIX века, становление американского самосознания, менталитета и ментальности в этот период времени, в частности, актуально и сейчас, в начале XXI века, особенно для стран, культура которых сформировалась на основе христианских законов. Это обусловлено тем, что значительное число людей в наїли дни склонны сомневаться как в отдельных догматах христианства, так и в необходимости некоторых христианских обрядов. Сильна обеспокоенность людей в связи с падением духовности, которую часто связывают с индустриализацией американского общества, идеологией обыденного прагматизма и тенденцией «усреднения» ценностей. Критическая настроенность ума всегда отличала американское общество, и в этом смысле, казалось бы, нет ничего нового в скептическом способе мышления последних столетий. Однако специфика заключается в том, что рациональная настроенность американского общества и эмоциональное состояние являются результатом особой связи сознания и бытия. В первой половине XIX века Америка с новой силой начинает искать «доказательства» утраченного «бытийного» основания существования человека в мире. В США, именно в этот период времени, то есть в эпоху Американского Романтизма эти «доказательства» были восприняты с позиции потребности в смысле и в истине.

В поисках ответа, не находя его вовне, американское сознание обращается к глубинам души, всматривается в христианскую религию, а исследователи философии культуры и религии - углубляются в вопросы преемственности традиций, содержания и смысла религиозных представлений и ориентации.

В нашей диссертационной работе исследование духовного облика Америки первой половины XIX века мы будем проводить преимущественно сквозь призму религиозности этой страны. Причина такого выбора заключается в следующих чрезвычайно важных, на наш взгляд, фактах: большинство ученых как отечественного так и зарубежного научного мира сходятся на том, что США стали уникальным образцом страны, которая в основе своей, изначально строилась на религиозных канонах христианства, с чем мы полностью согласны.

Заслуга в формировании подобного мировоззрения новой страны принадлежала первым европейским переселенцам, во многих случаях принадлежавших к гонимым в Европе религиозным общинам. Свое переселение в Новый Свет они расценивали как избавление от мук: колонисты считали, что Новый Свет должен стать «раем на земле». Огромное влияние на создание культуры США оказали именно эти воззрения, опиравшиеся на религиозные каноны (во многих случаях Библия выполняла роль неформального свода законов и представлений о правилах повседневной жизни).

«Квинтэссенцией этого мировоззрения стала символическая фраза «Град на Холме» (City upon a Hill), написанная проповедником Джоном Уинтропом (John Winthrop) в 1630 году. То есть, пуритане, к которым обращался Уинтроп, должны были стать создателями нового мира (образ «Града На Холме» был навеян Уинтропу рядом стихов Евангелия от Матфея), возвышающегося над миром старым, в котором грех и несправедливость торжествовали чаще, чем святость и добро», [http ://w ww. washprofile. org/ru/node/3 855]

За последние двести лет христианство в его основных направлениях претерпело значительные изменения. Если проблема существует в течение столь длительного времени, то она заслуживает пристального внимания. Кризис современной духовности американского общества связан не только и не столько с кризисом христианства и даже не с кризисом религиозного сознания, хотя вопрос об этом не маловажен. Сущность современного кризиса глубже и шире. Мы полагаем, что исследование и описание духовного облика Америки первой половины ХГХ века, общих религиозных представлений эпохи Американского Романтизма, когда скептическое настроение стало основным тоном общественного сознания, позволят в какой-то мере понять не только истоки и акценты душевных колебаний нашего времени, но и формы реагирования личности на крушение ожиданий и ценностей.

Воздействие романтической идеологии испытали все культуры западно-христианского типа, включая США. В содержании ментальности современного американца прослеживается романтическое наследие.

Можно выделить то, что характерно для романтической культуры в целом и, в то же время, является одной из основ современной американской духовной жизни сегодня.

Религиозный элемент американской ментальности не только выражает чаяния и устремления народа, влияет на культуру, но и обосновывает глубины духа, является своеобразным «архэ» душевных стремлений. Американский Романтизм это ярко продемонстрировал. Социальные явления имеют психологическую подоплеку, в частности, именно в этом смысле.

Целесообразно различать понятия религиозности как свойства личности или группы, потребности иметь религиозную веру и понятие религии как системы представлений и предписанных действий. Это различие нередко подчеркивали сами романтики: например, в йенском кружке говорили о религиозности (Religiositat) как об «истинной религии», то есть о религиозной ментальности.

Ментальность представляет собой общественное явление, но отдельный человек является ее носителем. Важно принимать во внимание историко-культурное значение отдельной личности и отдельной человеческой судьбы. Труды американских романтиков выразили этот феномен наиболее ярко: менталитет отдельной личности не только вырастает из духа эпохи, но, будучи доведен до общезначимого уровня, придает ментальности специфический тон, который содержательно наполняет культуру и поддерживает духовные искания.

Следует особо отметить длительный перерыв в исследовании религиозного аспекта американской романтической культуры в отечественной науке. Во второй половине XX века романтизм, как правило, рассматривался преимущественно в его светском аспекте. Одной из характерных черт гуманитарного знания этого периода было выделение в культурном наследии признаков «прогрессивного» и «реакционного». Каждый романтик отчасти «бунтарь» (это понималось как «прогрессивное»), а отчасти «пассивный романтик» (это «реакционное»). Игнорирование одного из этих аспектов или идеологически-тенденциозное отношение к ним не позволяет надеяться на адекватное понимание смысла романтизма. Взгляд на духовный облик Америки первой половины ХГХ века и на культуру американского романтизма, сейчас, в начале XXI века, в аспекте ее религиозной ментальности без вольных или невольных штампов советского периода, безусловно, необходим. Актуальность и относительно малая изученность данного ракурса проблемы выводит исследование в ряд необходимых для глубокого изучения, что и позволило определить её как тему диссертационной работы.

Степень научной разработанности темы.

Духовный облик Америки первой половины XIX века, историко-культурный феномен американского романтизма осмысливались с начала своего существования современниками. В данной работе нас будет интересовать процесс становления американской нации, фундамент американской духовной жизни общества, и здесь мы считаем необходимо упомянуть труды, посвященные не только американскому романтизму, но и западноевропейскому романтизму вообще, так как широко известен тот факт, что американская культура первой половины XIX века, американское романтическое движение, во многом испытывали на себе влияние западноевропейской культуры. Среди работ, важных для данной темы, следует отметить литературные манифесты представителей романтического движения. Также важны отраженные в литературных манифестах взгляды западноевропейских романтиков на христианство в целом (В.Гюго, Ж. де Сталь, Ф.Шатобриан) и на мистико-религиозное умонастроение в романтическом творчестве, в частности Л.Уланда, Ш.Нодье [Нодье, 1980]. Представляется важным и программные произведения романтиков: ортодоксального католика Ф. Шатобриана [Шатобриан, 1995], представителя мистико-религиозных взглядов Г. Новалиса [Новалис, 1995], а также многочисленные труды романтиков по эстетике. Все эти работы могут служить источниками для изучения романтической религиозности, как и материалы издававшихся романтиками журналов, из которых наиболее известен йенский «Атенеум» (В «Атенеуме» сотрудничали А.Шлегель, Ф.Шлегель, Новалис, Ф.Шлейермахер.) Особо следует отметить книгу Г.Гейне «Романтическая школа» [Гейне, 1958], которая представляет романтизм как культурное явление; при этом особое внимание уделяется религиозным исканиям и мистицизму романтиков. Опыт освещения романтиками их собственной религиозности дал первый толчок для ее философского осмысления. Относительно США, примером может служить творчество Германа Мелвилла, его роман «Искуситель», повесть «Билли Бадд», роман «Моби Дик» и другие работы американского писателя.

В западноевропейских трудах по истории философии романтизм принято выделять как веху в ее развитии. В работах Б. Рассела, Р. Тарнаса, Д.Реале и Д. Антисери дается общая картина романтического мировоззрения, в котором прослеживаются религиозные элементы, а также отмечается нетрадиционный характер романтической религиозности [Рассел, 2001; Тарнас, 1995; Реале, Антисери, 1994]. 

Из российских авторов раннего этапа, внесших вклад в изучение особенностей мышления романтиков, можно упомянуть Н.А. Котляревского, а также Ф. де Ла Барта [Ла Барт, 1905] (конец XIX - начало XX в) [Котляревский, 1898]. В их трудах романтическая религиозность получает критическую оценку с позиций рационализма и литературного реализма.

Из отечественных авторов начала XX века необходимо назвать классика литературоведения В.М. Жирмунского [Жирмунский, 1996]. Он исследует биографии и творчество ряда крупных романтиков и видит в их мировоззренческом развитии тенденцию перехода от пантеизма и нестрогой морали к католицизму и аскетизму.

В научной литературе советского периода различные проблемы романтизма, в частности, американского романтизма, разрабатывались многими авторами - Н.В.Аникиным, А. Н. Николюкиным, М.Н. Бобровой, П.П. Гайденко, А. Дейчем, А.С.Дмитриевым, А.А.Елистратовой, А.Ф.Лосевым, В.А.Мильчиной и др. Однако духовный облик Америки первой половины ХГХ века, - именно религиозный аспект американской романтической культуры - освещался, как правило, бегло. В них религиозная ментальность романтиков рассматривается как следствие общего скептического и мечтательного тона эпохи. Существуют также исследования, в которых анализируется американское романтическое мифотворчество, а мифологический универсум романтиков описан как результат смешения разных, в том числе религиозных идей (Л.А.Мирская, М.А.Лифшиц).

Немалый вклад в разработку историко-философского аспекта проблемы менталитета внесли представители французской Школы Анналов, а также отечественные учёные А.Я. Гуревич, В.И. Коротаев, Б.В. Марков, Я.В. Соколов, В.Н. Шапошников и другие.

В феномене менталитета личности важную роль играет не только сознание индивидуума, но и его связь (нематериальная) с человеческой общностью, с системой установок общества в целом. В частности, В.М. Бехтерев, опираясь на факт существования народного творчества, высказал гипотезу о наличии у каждого народа некоего единого сверхличностного сознания, «народного духа» [Бехтеров, 1921: 14]. Эта точка зрения была оспорена В. Вундтом, изучавшим язык, мифы и обычаи как продукт коллективной деятельности народного ума, считавшим, что единой коллективной души не существует в природе, а изучать надо коллективную творческую деятельность индивидуумов [Вундт, 2002].

При осмыслении религиозных ценностей, являющихся органичной частью менталитета личности, В. Вундт исходил из толкования высших ценностей и веры разных цивилизаций, изложенных в свое время Дж. Тойнби.

Ряд отечественных ученых советского периода (Р. Бистрицкас и Р. Кочюнас, Л.Я. Гозман и A.M. Эткинд, В.Е. Каган, Б.И. Кочубей) изучали не столько психологическую специфику этноса в целом, сколько механизмы социального взаимодействия, обеспечивающие интеграцию продуктов психической деятельности отдельных элементов данного этноса. Их работы по своей сути касаются уже не русского национального характера, а специфического менталитета, который сложился у граждан Советского Союза. Объектом исследования был некий психологический тип личности, формирование которого зависело, по их мнению, не столько от географических условий обитания, сколько от конкретного типа общественно-политических отношений, от модели социально-экономической формации, к которой принадлежит данная личность.

Раскрытие темы потребовало обращения к работам зарубежных и отечественных исследователей (А.В. Андреенкова, Л.А. Беляева, З.М. Зотова, X. Кентрил, О.И. Коврикова, Н.И. Лапин, В.Ф. Пеньков, Г.М. Резник, М. Рокич, ГГ. Силласте, С. Шварц), посвященным проблемам ценностей и ценностных ориентации.

К настоящему времени благодаря усилиям исследователей категории «ментальность», «менталитет», а также романтизм как явление мировой культуры, были изучены с разных сторон. Однако специфика американского романтического сознания, сущность романтической иронии, символа, мифотворчества не определена достаточно полно. Вместе с тем, феномен религиозной ментальности американского общества первой половины ХГХ века до сих пор не получил детального освещения в отечественной философской и литературоведческой науках.

В данном диссертационном исследовании для понимания различных граней духовного облика Америки в начале ХГХ века, религиозной ментальности американских романтиков, романтизма в целом, полезными оказались труды М. Элиаде, С.С.Аверинцева, А.Я.Гуревича, Н.С. Капустина, О.А. Богдановой, В.Г. Тахтамышева, Ю.В. Ковалева. Объект и предмет исследования.

Объектом данного исследования является духовный облик Америки в литературе США первой половины ХГХ века. Предметом - пути развития американского самосознания, ментальности, американского менталитета в эпоху романтизма.

Цель исследования - проанализировать мировоззренческие элементы духовного облика Америки первой половины ХГХ века и их влияние на творчество писателей. Для достижения цели в работе необходимо решить следующие задачи: - определить специфику духовного облика Америки первой половины XIX века.

- определить роль религиозного мировоззрения в США в эпоху романтизма, раскрыть содержание понятия американская «религиозная ментальность».

- проанализировать роль религиозных постулатов в мировоззрении американских романтиков.

- выявить в литературном творчестве американских романтиков влияние религиозной ментальносте и раскрыть ее содержание и способы художественного воспроизведения.

Научная новизна исследования определяется постановкой и формулировкой проблемы и теми результатами, которые получены в процессе решения поставленных задач. В данной диссертационной работе систематизирован материал по проблеме духовного облика Америки первой половины XIX века в историко-философском, культурологическом и литератуведческом аспектах. Менталитет американской нации раскрыт как научная категория, представляющая собой устойчивые духовные ценности, глубинные ценностные установки, навыки, долговременные стереотипы, рассматриваемые в определенных пространственно-временных границах, являющиеся основой поведения, образа жизни и осознанного восприятия тех или иных явлений. Под определенным углом зрения исследована научная сущность духовного облика Америки первой половины ХГХ века. Выявлены доминирующие характеристики духовного облика Америки первой половины XIX века КАК ФАКТОРА, влияющего на формирование бытия личности, преобразования в социокультурной сфере современной американской нации. Историческими доминантами духовного облика Америки первой половины ХЖ века, которые повлияли на весь дальнейший ход развития США явились тяготение к религиозности - с одной стороны и вера в собственные силы - с другой стороны. Тезисы, выносимые на защиту:

1. Духовный облик Америки, культура американского романтизма неотделимы от религиозного мировоззрения. Поведение и творчество представителей эпохи позволяет говорить о значительном доминировании религиозности, или религиозной ментальности.

2. Скептически настроенное мировоззрение романтиков в США обрело двусмысленное отношение к вере: с одной стороны, тоска по христианскому идеалу, (Н. Готорн) с другой, - в некотором роде, сомнение в прежнем Боге (Э. По, Г. Мелвилл). В Америке романтический синтез привел к становлению особой религиозной ментальности, в которой представления разных религий, вера в сверхъестественное, мистикорелигиозная интуиция и просто ожидание чудесного соединялись во единое целое. Американская романтическая религиозная ментальность — это любовь к сверхъестественному, вера, не имеющая четкой конфессиональной принадлежности и содержащая в себе всегда некую долю сомнения.

3. В структуре американской романтической ментальности первой половины XIX века такие элементы мировоззрения, как теологический хронотоп и христианские нормы морали начинают постепенно переставать задавать нравственные ориентиры; человек вынужден искать их сам. В американском романтизме происходит «усложнение» понимания традиционного христианского Бога. С одной стороны, происходит лишение Бога черт заботливого отца и нередко происходит отождествление Бога с заданным им мировым законом (или судьбой), с другой стороны, идет процесс «растворения» Бога в природе [Гуревич, 1994: 121]. Сюда же добавляются представления различных мифологий, сказок, обыденные суеверия. В итоге понимание Бога в американском обществе первой половины ХБК века становится все более и более неоднозначным.

5. Американская ментальность, включающая в себя конкурирующие представления, определяет соответствующие этим представлениям поведенческие установки. Конкуренции противоречащих друг другу представлений, в том числе и религиозных, соответствует противостоянию поведенческих моделей индивида, которые обусловливают внутренний конфликт американского общества. Отсюда проистекает разлад личности с действительностью. Американский романтик, с течением развития своей страны, постепенно утрачивает единое, данное «свыше» представление о смысле жизни, однозначное понимание праведной жизни. 6. Складывается преемственность между рядом характеристик американской ментальности и особенностями менталитета представителя современной европейско-христианской культуры, такими, как представления о «брошенности» человека Богом на произвол судьбы и необходимости брать судьбу в свои руки; о ценности личности, распоряжающейся собственной судьбой; о вине и ответственности личности, верящей в утраченного Бога.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что оно позволяет лучше понять логику и диалектику эволюции духовного облика американской нации, американской культуры. Благодаря данной работе появляется возможность оценить глобальные сдвиги, произошедшие в системе как американских, так и мировых ценностей, а также уточнить отношение системы духовных ценностей к общей системе ценностей современной культуры.

Значимость исследования также состоит в том, что в диссертации на материале отдельно взятой историко-культурной эпохи подробно раскрывается духовный облик Америки в период первой половины ХГХ века. Работа может быть использована:

- в лекционных курсах по истории американской литературы периода романтизма - для исследований в области философии культуры, психологии и социологии религии, как в качестве материала для исследования, так и в плане методологии; 

- в исследовании историко-культурной обусловленности элементов ментальности современных представителей культур, прошедших в своем развитии эпоху романтизма;

- в лекционных курсах, спецкурсах и семинарах посвященных таким вопросам как ментальность и менталитет. 

От ментальности к менталитету (определение общих понятий)

Духовный облик общества напрямую связан с такими понятиями, как «духовность» и «духовная культура».

Духовный облик общества - феномен, который отличает человеческое бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла. История человечества показала противоречивость человеческого духа, его взлеты и падения, утраты и обретения, трагизм и громадный потенциал.

Духовность - сложное понятие. Первоначально оно использовалось прежде всего в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии. В нашей диссертационной работе оно выступает в виде духовной субстанции, которой принадлежит функция творения и определения судеб мира и человека.

Духовность - свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню освоения мира человеком. Духовное освоение есть восхождение по пути обретения «истины, добра и красоты» и других высших ценностей.

Согласно культурологическому понятию, духовная культура или духовность, состоит из многих областей. Помимо религии, сюда входят все области наук о природе и обществе, литература и поэзия, все виды искусств (живопись, музыкальное искусство, скульптура, кино, сценическое искусство (балет, опера, драма и.т.д.), а также право, мораль, правила, образцы и нормы поведения, традиции, язык, церемонии, символы, обычаи, обряды, этикет и др.).

Духовный облик общества - важная сторона бытия и развития человека, в содержании которой проявляется подлинно человеческая сущность.

Духовный облик общества - это выражение его внутренней организации, уровня нравственности, поведения, мировосприятия, воплощенного в реальных продуктах общества.

В силу многогранности и объемности термина «духовный облик» данное понятие не может быть целиком описано в объеме кандидатской диссертации. Поэтому в нашей работе мы возьмем ряд моментов дефиниции «духовный облик». Духовный облик американской нации первой половины XIX века будет рассматриваться как явление религиозно-эстетическое. Нас будет интересовать литература этого периода, прямо или косвенно связанная с религиозностью американской нации и осознанием собственной миссии.

Намерено из нашего поля зрения мы исключаем прессу, архитектуру и иные составляющие, связанные с понятием духовного облика, ибо обращение к анализу данных явлений требует отдельных исследований.

Структура духовного облика Америки первой половины XIX века весьма сложна.

По нашему мнению, духовный облик США исследуемого периода - это прежде всего религиозность американского общества, а также особый характер ментальности, менталитета общества и индивида Нового Света.

Под религиозностью в данной работе понимается не степень веры, а актуальность этой проблемы в то время. Религия и религиозность была полем битвы различных течений. Яркий тому пример — трансцентентализм. Последователи этого течения мыслились как религиозные бунтари, выступающие за секуляризацию церкви. Можно сказать, что трансценталисты были своего рода оппонентами традиционной церкви. Следует отметить, что это течение получило широкий резонанс лишь во второй половине XIX века.

Тема диссертации, ее разворот, заставляет нас углубиться в культурологическую сферу, иначе наши размышления о специфике американского менталитета, специфике духовного облика США первой половины XIX века оказались бы произвольными.

Диссертационное исследование опирается на прочную теоретическую базу: в начальном разделе тщательно изучены общие вопросы ментальности и менталитета, проведена терминологическая дефиниция и выработана собственная система анализа этих понятий в художественном тексте.

Прежде чем исследовать духовный облик Америки, становление американского самосознания в его романтической форме, представляется целесообразным определить общее понятие ментальности и менталитета. С течением времени, в связи с развитием научной мысли, в трудах ученых и исследователей появляется понятие «ментальность», обозначающее «общую манеру думать, которая преобладает в данном обществе». [Дюби, 1996: 54] Далее понятие ментальности разрабатывается в исторической школе «Анналов» (Л. Февр, М. Блок и др.). Согласно представлениям о ментальности, сформировавшимся в этой научной школе, воссоздать ментальность данного исторического периода - значит, как пишет А.Я Гуревич, «...обнаружить те мыслительные процедуры, способы мировосприятия, привычки сознания, которые были присущи людям данной эпохи, и о которых сами эти люди могли и не отдавать себе ясного отчёта, применяя их как бы «автоматически», не рассуждая о них, а потому и не подвергая их критике» [Гуревич, 1993: 154].

Неопределенность, расплывчатость понятий «ментальность», «менталитета» на которые указывают современные исследователи, обусловлены не только тем, что понятие это еще недостаточно логически прояснено, но и тем, что этот предмет до сих пор не очерчен четко. По существу, во всех без исключения проявлениях ментальносте могут быть обнаружены те или иные симптомы коллективной психической жизни. То содержание сознания, которое явно не выражено, «живет» в социальной и индивидуальной психике человека.

Менталитет может рассматриваться как исторический процесс в целом, т.е. изучение менталитета выступает как метод исторического познания. Гораздо большее прикладное значение имеет изучение менталитета конкретной эпохи, конкретной социальной группы или класса. В этом случае часто употребляют не термин «менталитет», а термин «ментальность». Отличие этих терминов состоит в том, что менталитет имеет всеобщее, общечеловеческое значение, а ментальность может относиться к самым различным социальным группам и историческим временам. [Кочетков, 1993]. Следует отметить, что употребление этих двух терминов еще не устоялось. Есть исследователи, которые не делают различий между понятиями «ментальность» и «менталитет», применяют их как равнозначные, однако мы полагаем, что данная позиция не является вполне обоснованной. В данной работе мы разделяем эти два понятия.

Бесспорно, эти понятия во многом близки, но между ними существует и ряд отличий, не учитывать которые было бы не вполне правильно.

Термин «ментальность» часто используется теперь в современном обществе. Говорят о ментальносте разных эпох, разных народов, разных социальных групп. Что же означает слово «ментальность»? Ментальность - это способность мыслить, оценивать действительность, свойственная определенному классу людей, определенному обществу. Другими словами, это - «процесс» мышления общества.

Пространство и время как категории культуры США и их отражение в литературном творчестве американских романтиков

Представления человека о пространстве и времени имеют давнюю историю и являются, так или иначе, религиозно обусловленными. Бытие Божие подтверждается множеством знамений, духовным опытом огромного числа людей, словами священных книг. Как только человек задумывается над проблемой бесконечности Времени и Пространства, он неизбежно приходит к мысли о Боге. Главным в вопросе о пространстве является вопрос о существовании (или несуществовании) трансцендентного, что лежит за пределами человеческого понимания (именно этот термин употребляет большинство современных ученых). В понимании же времени основным является вопрос о том, откуда и куда движется наш мир. Представления о пространстве и времени - это часть человеческого наследия, они представляют собой важные составляющие ментальносте общества.

В большинстве энциклопедий пространство характеризуется через заполняющие его объекты, их свойства и взаимоотношения.

Вера в Бога в американском обществе первой половины ХГХ века предполагала существование трансцендентного, а «рационализм и решительность» Америки этого периода, в свою очередь, утверждает: существует только мир эмпирической реальности. Однако в сознании романтиков могут существовать параллельно как земной мир, так и множество других запредельных миров. Создается такое впечатление, словно американские романтики экспериментируют со «средами», пытаясь понять: можно ли при помощи языка создать иную реальность, можно ли в ней жить?

Ученые выделяют следующие миры: мир физической современности, мир религиозных догматов, мир национального фольклора.

Существует, прежде всего, мир физической современности - земной мир. Мир физической современности или «объективная действительность» - это мир, где живёт человек. Это материальный мир, «здесь и сейчас», современность (всё то, что принято и возможно сейчас). Объективная действительность — это эмпирическая действительность или то, что называется «миром» С одной стороны, «мир физической современности» играет роль буфера между другими «мирами».

С другой стороны, то, что «бывает на самом деле», обычно невысоко ценится романтиками. В качестве доказательства хотелось бы привести фразу французского писателя того времени Шарля Нодье: «Если вы требуете правдоподобности, вы никогда не найдёте правды» [Брандес, 1902: 32]. Всякий романтик, в том числе и американский, выше внешнего мира ценит область душевной жизни, фантазию. Границы мира физической современности открыты, и в него может проникнуть другая реальность, другой мир. «Романтизм невозможен без веры в существование трансцендентного, без веры в чудо. Романтик заставляет жизнь предоставлять доказательства истинности этой веры», [Тарнас, 1995: 89] то есть сознание романтика первой половины XIX века было открыто для иных миров, было открыто для «вторжения» другой жизни, чуда.

Романтик, стремящийся замечать в мире все загадочное и таинственное, предпочитает оценивать увиденное как чудо. Примером здесь может служить история, описанная в рассказе «Сфинкс» Э. По. Герой повествования «увидел» в насекомом ужасное чудовище.

Чудесное связано с появлением существ чуждых миру «физической современности». Такое «вторжение» отражено в творчестве Э. По. Писатель как бы «заигрывает» с дьяволом, принимает диалектику «добра и зла» в своих произведениях. В доказательство того, что сверхъестественные существа являются из разных миров, можно привести историю, рассказанную в рассказе Э. По «Маска красной смерти»: «Гость был высок ростом, изможден и с головы до ног закутан в саван. Маска, скрывавшая его лицо, столь точно воспроизводила застывшие черты трупа, что даже самый пристальный и придирчивый взгляд с трудом обнаружил бы обман.

Принц бежал с обнаженным кинжалом в руке, и, когда на пороге черной комнаты почти уже настиг отступающего врага, тот вдруг обернулся и вперил в него взор. Раздался пронзительный крик, и кинжал, блеснув, упал на траурный ковер, на котором спустя мгновение распростерлось мертвое тело принца. Тогда, призвав на помощь все мужество отчаяния, толпа пирующих кинулась в черную комнату. Но едва они схватили зловещую фигуру, застывшую во весь рост в тени часов, как почувствовали, к невыразимому своему ужасу, что под саваном и жуткой маской, которые они в исступлении пытались сорвать, ничего нет. Теперь уже никто не сомневался, что это Красная смерть» [По, 1989: 45].

В этом произведении Э. По смерть, обитатель, а может быть, и сама хозяйка «иного мира», приходит в мир живых, приняв облик жителя уже «этого мира». По мысли американского романтика, «иная» жизнь существует, -обитатели потустороннего мира живут другой жизнью, но могут являться в земной мир, перемещаясь из одного измерения в другое.

Идея рока, судьбы в американском обществе и ее отражение в творчестве Э. По

Обращение к идеям «рока», «судьбы», «фатальных сил» происходило в творчестве практически всех американских писателей первой половины XIX века. В этот период писатели Нового Света все больше обращаются к теме форм бытия личности, которые характеризуют принципы существования человека, условия его деятельности и служат критериями оценки всего сущего. Понятие индивидуальной воли личности, краеугольное для романтизма, вступает здесь в противоречие с предопределением воли рока. Эта проблема у романтиков США является, безусловно, одной из ключевых в концепциях земного существования и находит разные пути разрешения.

Наряду с верой в способности «простого человека» в сознании американца того времени жила мысль о том, что человек, как бы он этого ни хотел, все же не способен изменить действительность, ему это сделать не под силу. Это дело Бога. Исторические события, в частности итоги французской революции, показали, к чему приводят подобные действия человека.

Как противоречивые тенденции американской жизни тех лет сплелись в неразрывный гигантский клубок, так и творчество ведущих американских романтиков первой половины XIX века было весьма противоречиво. «В поэтике Мелвилла, - отмечает Т. Сильман, - господствуют противоречия: автор подчеркнуто натуралистичен во всем, что касается материальной стороны дела, и вместе с тем обобщенно символичен в своих выводах» [Сильман, 1947: 299]. Хотя эти слова были сказаны уже более пятидесяти лет назад, на наш взгляд, они до сих пор не утратили своей актуальности. Все это, как мы полагаем, дает нам право утверждать, что творчество ведущих американских романтиков своеобразно своей многоплановостью. Поэтому нельзя выделять проявления лишь одного плана, одного уровня, иначе картина выйдет плоской, лишенной объема. Представляется правомерной точка зрения В. И. Солодовник, которая в своей книге «История литературы США» пишет: «О Мелвилле вообще и о каждом из его романов можно судить только в контексте ВСЕГО ТВОРЧЕСТВА» [Солодовник, 1997: 116].

Тема судьбы, рока занимает одно из ведущих мест во многих произведениях романтиков США. Например, Э. По свое произведение «Метценгерштейн» начинает со следующей строчки: «Ужас и рок шествовали по свету во все века» [По, 1988: 3]. Интерес к идее рока, судьбы, безусловно, связан с характерным для американского общества того времени ощущением трагизма эпохи. Причина этого - сложная и противоречивая реальность Америки первой половины XIX века: искажение и забвение высоких идеалов, провозглашенных при рождении республики, а также, как мы можем прочитать в учебнике «История зарубежной литературы XIX века»: «Нарастающая волна власти «голого чистогана», коррупция, эгоизм, моральное и духовное оскудение» [Соловьев, 1997: 237]. Разрыв между действительностью Нового Света и романтическим идеалом в этот период времени углубляется, превращается в пропасть. Зачастую идеи, которые звучат в литературном творчестве многих романтиков США первой половины XIX, века напрямую связаны с осознанием того, как ведет себя человек перед лицом рока.

Противоречия Америки тех лет обусловили заметные различия в мироощущении романтиков Нового Света. Отсюда, порой, столь разные попытки этих писателей решить проблему роли рока в жизни человеческой личности. Как мы уже отмечали ранее, заслуживает внимания и тот факт, что весьма часто в творчестве одного и того же писателя представлены разные пути решения проблемы, что, как мы полагаем, не говорит о «поверхностности» американского романтика в разрешении вопроса, а напротив, показывает ту глубину и «научную тщательность», с которой писатель стремился исследовать интересующий его вопрос. Это, в свою очередь, говорит нам и о серьезных, весьма трагичных «терзаниях» души американца тех лет. Иллюзии и действительность американской жизни заставили романтиков США обратиться к темам Судьбы, Рока в своем творчестве, и во многом благодаря именно той двойственности, которая наполняла души американцев, определила столь разные пути разрешения проблемы.

Из литературы известно, что если раньше для многих писателей прошлого достаточно часто рок являлся лишь неким испытанием, вызовом для человеческой воли, то в первой половине XIX веке писателями Нового Света рок стал пониматься нередко как нечто неизбежное, фатальное. В творчестве американских писателей того времени начинает звучать нота тщетности всех человеческих усилий и стремлений, бессилие всей человеческой природы перед лицом судьбы, всесильного рока. Блуждая по замкнутым спиралям земной жизни, ограниченный пространством и временем, человек, по мнению многих писателей Нового Света, очень часто попадает во власть «темного начала» вселенского бытия. Вероятно, поэтому предметом нравствено-философских рассуждений в произведениях писателей США в связи с заданной темой являются именно «темные» силы человеческой души.

Здесь нужно сделать оговорку - часто, но не всегда. Например, в романе Г. Мелвилла «Моби Дик или Белый Кит», в главе «Ткач мата» плетение нитей станка изображается как аллегорическое действие Судьбы: «передо мной Ткацкий станок Времени, и сам я — только челнок, буквально снующий взад и вперед и плетущий ткань Судьбы» [Мелвилл, 2009: 256]. У автора в романе ткацкий станок ткет «жизнь» из трех взаимосвязанных между собой нитей: необходимость, свободная воля человека и случай. Необходимость - это высшая постоянная сила. Воля человека - это нити ткацкого станка. Случай — это высшая сила, однако, весьма непостоянная. Ее нельзя подчинить, так как она действует «иной раз сильно, иной раз слабо, иной раз криво, иной раз косо, как придется» [Мелвилл, 2009: 257]. Все три нити переплетаются, но решающая сила отдана именно Случаю: «ему принадлежит последний удар, определяющий лицо событий» [Мелвилл, 2009: 258].

Ряд исследователей творчества Г. Мелвилла сходятся на том, что подобное «пересечение нитей» в романе «Моби Дик» - это, по мнению автора, взаимосвязь личностного и индивидуального с Всеобщим. Эта взаимосвязь, по нашему мнению, осуществляется и в рамках Временного и Вечного, линии Судьбы соединяют человеческую волю с божественными законами и Случаем. Например, размышляя над маршрутом своего плавания, Ахав прокладывает морской путь «Пекода», как он полагает, по своей воле. На самом деле, Ахав лишь следует за китами, которые руководствуются «безошибочным инстинктом - или, вернее сказать, быть может, тайными указаниями свыше» [Мелвилл, 2009: 241]. Это значит, что путь, который прокладывает капитан «Пекода», - это путь некой высшей силы, которой подчинено и Время и Пространство.

Похожие диссертации на Духовный облик Америки в литературе США первой половины ХIХ века