Введение к работе
Актуальность данного исследования определяется повышенным интересом к проблеме «фаустовского человека», которая сохраняется и в наше время, но базируется в основном на традиционном восприятии трагедии Гете, не охватывая иные модификации сюжета, представленные, например, Ф. Клингером и Г. Гейне. Соотношение «Фауст-Дьявол» раскрывается через анализ понятий «демоническое» и «fundus animae», архетипов Тени и Анимы. При анализе образа «фаустовского человека» применены положения аналитической психологии К. Юнга.
Проблема познания мира и места человека в нем становится основной в фаустиане XVIII–XIX веков. В этот период вопросы природы знания и истины, ее возможностей, границ и путей достижения становятся доминирующими. К гносеологической концепции обращаются Г. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель, Ф. Ницше и другие философы. Такое внимание к теме познания не могло не отразиться на немецкой литературе XVIII–XIX веков. В частности, анализируя сюжет «Фауста» Гете, можно говорить о своеобразной философии, сформировавшейся не только на основе собственных убеждений автора, но и под влиянием философских систем того времени. Понятие fundus animae (дно души – лат.) объясняет метаморфозы человеческой сущности, происходящие под влиянием персональных качеств. Доминантой сюжета о Фаусте в XVIII–XIX веках становится диалектика человеческого и демонического, способность человека контролировать свое fundus animae и внутреннее «Я» посредством обуздания своей самости, управления темной стороной своей души через способность оценивать свои деяния и нести ответственность и наказание за совершенные грехи. В эпоху Гете возрождается интерес к понятию «демоническое». Сам Гете интерпретирует это качество не как источник гипертрофированного зла, напротив, он считает, что демоническое является признаком сильных, деятельных натур. Не удивительно, что Фауст обладает демоническим началом и представлен в каждом из рассматриваемых сюжетов как личность, наделенная силой духа и мощной сублимированной энергетикой, изначально направленной на созидание. Дьявол же в фаустовском сюжете представлен в виде персонифицированного выражения Тени, является проекцией дна души героя, которое раскрывается под влиянием внешних обстоятельств.
Объектом данной диссертационной работы является диалектика человеческого и демонического, составляющая основу нравственных трансформаций Фауста, а предметом исследования – становление образа Фауста у Ф. Клингера, И.В. Гете и Г. Гейне, его взаимодействие с прообразом, а также внутренний конфликт идеалов героя, рассмотренный через призму понятий «fundus animae» и «демоническое начало».
Цель работы – на основе анализа литературного, психологического и философского аспектов исследуемых произведений обосновать и доказательно продемонстрировать, что образ Дьявола в фаустовском сюжете является проекцией fundus animae Фауста, персонифицированным отражением его внутреннего мира и представляет собой основополагающий элемент нравственных и духовных трансформаций героя, коррелирующий с внешними воздействиями на него.
На достижение данной цели было направлено решение следующих задач:
- изучение прообраза Фауста, его генезиса, биографии, особенностей первоисточника и определение значения демонического в народной легенде;
- анализ основных этапов развития образа Фауста;
- анализ трансформационных моделей образа Фауста в XVIII–XIX веках;
- исследование трансформации образа Дьявола от народной легенды до трагедии Гете;
- обоснование роли Дьявола и значительности его влияния на главного героя трагедии;
- исследование образов Фауста, представленных Ф. Клингером, И.В. Гете и Г. Гейне;
- демонстрация диалектики божественного и антибожественного в человеке на примере фаустовского сюжета;
- изучение гносеологической основы фаустовской проблематики;
- рассмотрение парадигмы отношений Фауст-Дьявол через призму юнгианской концепции;
- раскрытие парадокса в союзе Фауст-Дьявол в исследуемых произведениях через восприятие фаустовской темы каждым автором.
Материалом для исследования послужили роман Ф. Клингера «Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад», трагедия И.В. Гете «Фауст» и балетное либретто Г. Гейне «Доктор Фауст», а также народная книга И.Шписа в аспекте ее взаимодействия с указанными произведениями.
Методика предпринятого анализа определяется целью и задачами настоящего исследования и включает в себя сравнительно-исторический, сравнительно-типологический, культурно-исторический методы, а также метод биографического и целостного анализа художественных произведений. В качестве основного используется метод последовательного анализа произведений, включающий положения юнгианской концепции архетипов и гносеологической концепции XVIII–XIX веков. В работе также использован метод восхождения от абстрактного к конкретному, который позволил проанализировать формирование понятий «демоническое» и «fundus animae» и применить их значение в контексте фаустовского сюжета. Привлеченный нами метод моделирования предоставил возможность рассматривать исследуемые произведения в виде трансформационных моделей претекста, обладающих определенным набором персональных характеристик.
Теоретической базой исследования послужили отечественные труды и концепции, разработанные в области исследования фаустовской темы от ее истоков до современного состояния [Фришмут 1902; Луначарский 1905; Жирмунский 1972; Гордон 1973; Дейч 1974, 1957, 1963; Анненский 1979; Эккерман 1981; Аникст 1983; Балашов 1988; Письменный 1997; Ишимбаева 1999; Скородум 2009 и др.], зарубежные исследования немецкой фаустианы XVIII–XIX веков [Peter 1848; Rieger 1880; Pfeifer 1890; Kiesewetter 1893; Schmidt 1896; Neubert 1932, 1938; Ammon 1932; Brecht 1953; Gerlach, Herrmann 1958; Gendel 1969; Keller 1974; Resenhoft 1975; Hertmann 1979; Baron 1982; Homann 2009; Berngardt 2009; Pfeifer 2010; Soprek 2010 и др], а также работы, посвященные изучению гносеологии XVIII–XIX веков и сложившейся позже концепции об архетипах [Zilk 1965; Юнг 1961, 1996, 1997; Caro 1997; Nikols, Libscher 2010 и др.].
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предложен подход к пониманию демонического начала как гносеологического и философского базиса личности Фауста; фаустовский сюжет впервые рассмотрен через призму юнгианской концепции об архетипах. Кроме того, в нем впервые описываются нравственные изменения личности Фауста как часть парадигмы отношений «Фауст-Дьявол» с опорой на восприятие диалектики человеческого и демонического авторами разных жанровых направлений (роман Клингера, трагедия Гете и поэма Гейне), взявшими за основу единый первоисточник.
Теоретическая значимость диссертации определяется ее вкладом в исследование философских, психологических, религиозных основ фаустовского сюжета. В работе выявляется гносеологический базис фаустианы XVIII–XIX веков, раскрывается его взаимосвязь с положениями аналитической психологии и тем самым представляется новый взгляд на проблему «фаустовского человека» в литературной традиции.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его материалов, наблюдений и выводов в вузовских курсах по литературоведению, зарубежной литературе, спецкурсах и спецсеминарах, посвященных изучению немецкой литературы XVIII–XIX веков.
Апробация исследования. Отдельные промежуточные результаты и основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры зарубежной филологии Балтийского федерального университета им. И. Канта, докладывались на ежегодных научных семинарах аспирантов БФУ им. И.Канта (2009 – 2012), на международной научной конференции «Коммуникация как предмет междисциплинарных исследований: научные теории и социальная практика» (Калининград, май 2012), на XV Международной научно-практической конференции «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук» (Москва, июнь 2013), а также отражены в семи статьях автора.
Структура работы определяется поставленными в ней целью и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, содержащей список использованной научной литературы, словарей и энциклопедических изданий.