Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Башкирская советская комедия (эволюция жанра) Ахмадиев Риф Бариевич

Башкирская советская комедия (эволюция жанра)
<
Башкирская советская комедия (эволюция жанра) Башкирская советская комедия (эволюция жанра) Башкирская советская комедия (эволюция жанра) Башкирская советская комедия (эволюция жанра) Башкирская советская комедия (эволюция жанра) Башкирская советская комедия (эволюция жанра) Башкирская советская комедия (эволюция жанра) Башкирская советская комедия (эволюция жанра)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ахмадиев Риф Бариевич. Башкирская советская комедия (эволюция жанра) : ил РГБ ОД 61:85-10/1024

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ИСТОКИ БАШКИРСКОЙ КОМЕДИИ 12-45

1. Предпосылки жанра и преемственность начальных литературных опытов 12-16

2. Национально-фольклорные традиции и природа комедии 17-45

ГЛАВА II. СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРА 46-102

1. Поиски реалистического стиля и рождение социально-бытовой комедии 46-60

2. Идейно-эстетическое содержание действительности и освоение новых форм 61-102

ГЛАВА III.ОБОГАЩЕНИЕ ТРАДИЦИИ 103-153

1. Проблема положительного героя и многообразие жанра 103-122

2. На пути к восхождению. Комедии Мустая Карима 122-153

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154-160

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ I6I-I76

Введение к работе

Первые образцы башкирской комедии были известны еще в начале нынешнего столетия. Но комедия как жанр утвердилась лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

Ныне комедия переживает пору зрелости и характеризуется многообразием жанровых форм. Несмотря на это, путь развития данного жанра изучен недостаточно. Проблема исследования комедийного жанра во всех его проявлениях выдвигается необходимостью целостного изучения башкирской литературы.

В связи с этим истоки комедии, становление жанра, обогащение комедии новыми жанровыми формами в результате изменения ее структурно-содержательных особенностей, характер социально-эстетического функционирования, взаимодействие с другими жанрами литературы - все эти вопросы не теряют своей актуальности на современном этапе.

Актуальность настоящей работы определяется еще и тем, что в последнее время заметно возрос интерес к проблеме развития отдельных родов и жанров.

Проблемы драмы как литературного рода, например, наиболее детально и целенаправленно изучаются в русском советском литературоведении.

'См., например: Горбунова Е.Н. Вопросы теории реалистической драмы. - М.: Сов.писатель, 1963. - 511 с. Карягин А.А. Драма как эстетическая проблема. - М.: Наука, 1971. - 223 с. Хализев В. Драма как явление искусства. - М.: Искусство, 1978. - 239 с. Зингерман Б. Очерки истории драмы XX века. - М.: Наука,1979. -392 с. Оснос Ю. Герой современной драмы.-М.:Сов.писатель,1980.-311 с.

Все чаще и смелее стало обращаться к проблемам жанра,стиля, художественного метода и башкирское литературоведение. Выпущены (|ундаментальные труды по истории национальной литературы (в частности, "История башкирской советской литературы".-М.:Наука, 1977.-527 с), активизируются исследования и по отдельным жанрам.

В сборнике статей "Проблема жанров в башкирской литературе" (Уфа: Издание БФАН СССР, 1973.-331 с.) впервые в монографическом плане изучаются башкирская поэма (Р.Бикбаев),повесть (Г.Рамаза-нов).

Большой интерес представляют работы по башкирскому роману

Т 2

Р.БаимоваА и А.Вахитова .

Появились исследования по поэтике жанров (например,учебные пособия "Поэтика башкирской бытовой сказки" А.Сулейманова и "Поэтика башкирской трагедии" Т.Кильмухаметова).

Теоретическое значение диссертации видится в том, что она может быть использована при дальнейшем изучении жанров башкирской литературы. Работа будет представлять интерес и для специалистов по проблемам комедии, многонациональной советской драматургии.

Развитие комедии неразрывно связано с особенностями эволю-

^Баимов Р. Поискам нет конца. -М.:Современник,1980.-205 с.Он же: Башкирский историко-революционный роман.-Уфа:Издание БГУД980.-91 с. Он же: Судьба жанра. Литературоведческая монография.-Уфа: Башкнигоиздат,1984.-320 с.

Вахитов А. Башкирский советский роман.-М.: Наука,1977.-160 с.Он же:Жанр и стиль в башкирской прозе.-Уфа:Башкнигоиздат,1982.-352 с.

ции жанровых форм башкирской драматургии и литературы в целом. Поэтому закономерным является тот факт, что в определенной мере комедия стала предметом разговора в отдельных статьях, книгах о путях развития башкирской литературы.

Статьи по преимуществу писались как итоги очередного литературного года или по поводу подготовки к формумам,съездам писательской организации республики. Несомненно положительным в этих статьях было то, что с выявлением художественных достоинств комедии того или иного периода, в них выражалось беспокойство за состояние этого жанра и намечались перспективы его развития. Например, Мустай Карим писал: "Мы ратуем за разнообразие жанров в драматургии от трагедии до водевиля. Это наше желание, наш лозунг. А пока пишем пьесы без определения жанра. Если в пьесе есть смешные места, то робко обозначаем -"комедия". Зритель вдет веселых водевилей, острых сатирических комедий, где бичевались бы пороки, отвратительные явления в нашей жизни"1.

О необходимости общественно значимой комедии говорили сами

2 писатели, работающие в этом жанре.

*Карим Мустай. Некоторые вопросы развития башкирской драматургии. Советская Башкирия, 1954, 31 января.

ЛСм., например, Мэрген К. О состоянии башкирской драматургии. -Октябрь,1946,№7,с.34-42.-На башк.яз. Харисов А., Пименов Вл. О башкирской драматургии.- В кн.: Башкирская драматургия. М.,1954, с.3-9. Абдуллин И. Преодолеть отставание драматургии. - Эдэби Башкортостан,1952,N6,с.81-94. -На башк.яз. Он же: За драматургию страстную,боевую. - В кн: Молодая литература возрожденного народа. М.,1958,с.50-68.

В статьях, вышедших сравнительно недавно, предметом изучения становятся современные комедии, конкретные произведения, обобщается опыт их сценического воплощения.

В таких серьезных исследованиях, как "История башкирской советской литературы. Очерки в 2-х частях" (1963-1966) и "Очерки истории башкирской советской литературы" (1967), освещающих пути развития национальной литературы, дается идейно-эстетическая оценка комедии того или иного периода.

Ряд комедий подвергается анализу в монографиях и диссертационных работах, посвященных творчеству отдельных драматургов, обобщению опыта развития всей драматургии.

В монографии М.Гайнуллина проблемы комедийного жанра рассматриваются в связи с развитием башкирской драматургии в целом. Поэтому данное исследование в известной степени служит основой для дальнейшего изучения драматургических жанров в башкирской литературе, в том числе и комедии.

В кандидатской диссертации И.Булякова "Возникновение и становление башкирской драматургии, I9I7-I932" (1973) наиболее полному анализу подвергается комедия "Башмачки" Х.Ибрагимова.

хРамазанов Г. Современная башкирская драматургия. - В кн.:Современность и башкирская литература. Уфа,1977,с.11-59.- На башк.яз.

2Абсалямова Г. Башмачки. - Агидель,1980, № 3,с.I13-І17. - На башк.яз.

Гайнуллин М. Время. Конфликт. Характер. - Уфа:Башкнигоиздат, 1974. - 437 с. - На башк.яз.

В книге, повсященной драматургии Мустая Карима, Т.Кильму-хаметов выявляет художественную самобытность комедии "Похищение девушки", определяет место пьесы в системе жанровой эволюции драматургии писателя..

Однако, в имеющихся исследованиях проблемы комедии изучены далеко не полно, поскольку в них данный жанр не стал предметом специального изучения. Комедия же в этих работах рассматривается как историко-литературное явление в связи с освещением истории драматургического рода, всей башкирской литературы.

Башкирская советская комедия давно перестала быть редким явлением: с бытовой сатирической комедией сосуществует комедия лирическая, более уверенно заявляет о себе сатирическая комедия, основанная на образной условности. Ныне название "комедия" становится как бы родовым понятием по отношению к сложившейся системе жанровых разновидностей комедии. Поэтому правомернее говорить не о жанре комедии, а о жанровых разновидностях комедии, "каждая из которых обладает особым жанровым содержанием и формой".

Основная цель данной работы - проследить эволюцию жанра башкирской комедии.

При этом требуется решение таких задач, как I/ выявление истоков башкирской комедии; 2/ рассмотрение характера обновления ее жанровых качеств и обогащения жанровых разновидностей; 3/ определение места и роли комедии в системе драматургических жанров башкирской литературы на каждом новом этапе развития.

Кильмухаметов Т. Драматургия Мустая Карима. Своеобразие жанровой эволюции. - Уфа: Башкнигоиздат, 1979. - 221 с.

Новизна исследования заключается в том, что в ней впервые в башкирском литературоведении проводится комплексно-сравнительное изучение комедийного жанра. Основное внимание при этом уделяется выявлению жанровых разновидностей комедии и их особенностей.

Практическая ценность работы вытекает из возможности использования полученных результатов исследования при создании учебников и учебных пособий, а также при чтении спецкурса по проблемам драматургии для студентов филологического факультета Башкирского государственного университета и педагогических вузов республики.

Методологической основой исследования являются труды классиков марксизма-ленинизма, документы партии и правительства по вопросам литературы и искусства, а также работы, в которых рассматриваются проблемы жанра, теория и история советской комедии .

Эволюция жанра башкирской комедии представляет собой двуединый процесс: с одной стороны, образование новых форм, с другой -изменение природы уже существующих разновидностей, их синтез с другими жанрами литературы.

Категория жанра представляет собой единство содержания и формы. Изменение содержательных признаков приводит к изменению жанровой формы.

АСм., например, Юренев Р. Советская кинокомедия.-М.:Наука,1964.-538 с. Киселев Н.Н. Проблемы советской комедии.-Томск: Изд-во Томского унив-та, 1973.-201 с. Фролов В. На сцене - комедия.-М.: Знание,1976.-56 с. іедь Н. Искусство комедии или мир сквозь смех.-М.: Наука,1978.-216 с. Вишневская И. Комедия на орбите. -М.: Сов.писатель, 1979. - 238 с. и др.

Известно, что доминирующим содержательным признаком в драматургическом роде выступает конфликт. "Конфликт осуществляет себя во всей образной ткани пьесы, начиная от принципов композиции и сюжетостроения, способа раскрытия характеров вплоть до приемов индивидуализации речи персонажей и принципов построения диа-

2 логов.

Таким образом, процесс развития башкирской комедии, движение жанра от простых форм к более сложным представляется целесообразным рассматривать в связи с характером конфликта и изменением способа реализации этого конфликта.

Такая роль конфликта дает возможность исследовать содержательные и формообразующие компоненты башкирской комедии в совокупности и взаимообусловленности.

"Комедия - это не просто пьеса, содержащая элементы смешно- го, это драматическое произведением котором комическое выступает

доминирующим эстетическим качеством, когда и содержание конфлик-

3 та, и способ его воплощения, и образы главных героев комичны".

"См., об этом: Гегель. Лекции по эстетике. - Сочинения. - т.14.-М.: Соцэкгиз,1958.-с.ЗбЗ. Кузьмичев И. Жанры русской литературы военных лет (I94I-I945). - Горький: Изд-во Горьковского унив-та,

1962. - с.406. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. -М.: Сов.писатель, 1982. - с.209.

Киселев Н.Н. Проблемы советской комедии. - Томск: Изд-во Томского унив-та, 1973. - с.31-32.

3 Киселев Н.Н. Указанная работа, с.34.

Способом реализации комического конфликта в комедии (равно как комического в искусстве) выступают сатира и юмор. Сатира и юмор - два типа эстетического отношения к комическим явлениям жизни, два принципа оценки и изображения комических противоречий действительности, которым соответствуют два вида смеха: смех разящий, гневный и смех мягкий, сочувственный, уравновешенный.

Комическое - категория историческая. Изменение характера общественных противоречий требует иного способа реализации комедийного конфликта. Это,в свою очередь, приводит к изменению структуры жанра.

Конфликт башкирской сатирической комедии, которая была вызвана к жизни историческими условиями переходного периода, носил остросоциальный характер. Объектом изображения в сатирической комедии выступает комическое - безобразное, резко противоречащее авторскому идеалу. События в ней организовываются вокруг отрицательных персонажей, которые в ходе действия разоблачаются и подвергаются гневному осмеянию.

Реализация конфликта в юмористическом плане привела к появлению новой разновидности жанра - лирической комедии.

Отрицая во имя добра, комедия и сегодня в одинаковой степени пользуется услугами сатиры и юмора как двух понятий комического.

При решении поставленной проблемы нельзя не обратить внимание на такие "внешние" жанрообразующие факторы, как состояние развития литературы, уровень комедийного мастерства драматургов,усвоение ими опыта, традиций мировой и русской драматургии.Следует подчеркнуть также влияние сатирических жанров фольклора на судьбу комедии, национальные и общечеловеческие особенности выражения комического.

- II -

Структура работы вызвана целями и задачами исследования, которые, в свою очередь, требуют обращения к хронологии, так как раскрытие внутренней эволюции жанра комедии согласно изменению содержательных жанрообразующих признаков осуществимо "лишь в связи с конкретным опытом истории".

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.49, с.329.

Предпосылки жанра и преемственность начальных литературных опытов

Выявляя истоки комедии, в первую очередь, следует учесть то положение, что первой национальной профессиональной комедии "прокладывали" путь начальные опыты башкирских авторов в комическом освоении действительности, т.е. дореволюционные комедии и маленькие комедии, написанные в годы гражданской войны. Элементы национальной комедии нужно искать также в тех формах, которые были прообразом будущего национального драматургического искусства, тех реалистических тенденциях, которыми обогащались лучшие образцы фольклора и литературы.

В годы русской революции 1905-1907 гг. появляются зачатки национального театрального искусства: шакирдами мэдрэсэ разыгрываются спектакли, организуются первые полупрофессиональные театральные труппы, впоследствии получившие признание публики не только в Башкирии, но и далеко за ее пределами.

Возникновение и становление национального театра теснейшим образом связано с состоянием национальной драматургии. Но наро-дающаяся башкирская драматургия еще не могла обеспечивать многочисленные самодеятельные и полупрофессиональные труппы собственными произведениями. Такое положение в национальной драматургии имело место до создания молодым драматургом Афзалом Тагировым первой пьесы - комедии "Бисура" ("Чудовище", 1907).

Что касается постановки комедии на сцене, то впервые она была осуществлена шакирдами казанского мэдрэсэ "Марджания" в 1908 году. Пьеса не сохранилась до наших дней. Однако внимание исследователей привлекает то положение, что в ней,написанной в жанре остросатирической комедии, на фоне картин народной жизни обличаются религиозно-мистические обычаи, приобретшие форму реакционных социальных явлений.

Пьеса "Бисура" - не единственное произведение в комедийном творчестве А.Тагирова тех лет. Драматургом было создано множество других одноактных пьес. Известный башкирский прозаик Сагит Агаш вспоминает: МВ мэдрэсэ "Хусаиния" часто ставились одноакт-ные пьесы А.Тагирова с участием огрниченного количества людей. Большинство из них вышли из моей памяти. Запомнилась лишь одна из них с названием "Когда брюк нет", написанная из жизни шакир р дов в общежитии".

Творчество шакирдов в основном составляли произведения, в которых описывалось мэдрэсэ и жизнь молодежи. Например, в комедии "Гизалям" (1901) высмеиваются дурные привычки морально распущенных шакирдов-неучей, скучные картины их быта, которые унижали честь и достоинство шакирдов с передовыми взглядами.

Пьеса "Когда брюк нет" А.Тагирова также основана на комическом случае из жизни двух шакирдов, соседей по комнате.

.. .У друзей-шакирдов на двоих одни брюки - носят их они поочередно. Как-то один из них уходит в театр, к другому приходит знакомая девушка. Тот, не зная как быть, притворившись больным, вынужден был укрыться одеялом...

Сама предреволюционная действительность выводила комедию на сцену, обеспечивала драматургов богатым материалом. Комедия "Два брака-невзначай" (19Ю)Гиляза Гумерского написана, основываясь на личные наблюдения автора реальных картин жизни того времени.

В пьесе в комических тонах изображаются картины жизни семьи купца Ахмета. В частности, в основу комической ситуации в произведении лег рассказ о том, как дочь и служанка без его разрешения выходят замуж.

На примере одной семьи автор добился широкой типизации жизни национальной буржуазии и простого народа. Ахмету и его жене Биби, ни с чем не считающимися ради собственного обогащения, противопоставлены честные, смелые, находчивые Марьям и Забир, Фатима и Нури. В них обобщены черты молодых людей, готовых идти на борьбу за счастье народа, за честь и равенство, свободу личности.

Забир и Нури, например, не падают духом, не теряются, когда хозяин лишает их работы. Действуя против зла, они легко "обыгрывают" купца Ахмета и его жену. Во многих отношениях - и умом, и нравственной чистотой трудящиеся превосходят своих тупых, глупых хозяев. Всем сердцем автор сочувствует простому труженику, гордится его смекалкой, искренностью в отношениях между собой, в то время как сатирически обличает ограниченность и моральную испорченность представителей национальной буржуазии.

Поиски реалистического стиля и рождение социально-бытовой комедии

Первая реалистическая башкирская комедия послеоктябрьского времени была написана Х.Ибрагимовым в начале двадцатых годов. В этом нет ничего случайного. Комедия -жанр оперативный, тесно связанный с определенными явлениями современной ей действительности. Сама жизнь двадцатых годов требовала от драматургии,чтобы она использовала комедию, способную высмеять гримасы нэпа, фальш и моральную гнилость быта. В противоречиях переходного периода заключался богатый комический материал.

В комедии "Башмачки" (1921) отражались наиболее характерные черты эволюции форм и стилей национальной драматургии того периода. Появление данной пьесы в свет означало рождение нового,реалистического этапа в развитии башкирской драматургической поэзии в целом..

Но выход комедии к жизни, на сцену был отнюдь не прямолинейным. Основное место в репертуаре башкирского сценического искусства в двадцатые годы занимала фольклорно-этнографическая пьеса;

Конечно, близость структурных элементов легенд, преданий, эпических песен (монологи, диалоги, описательная часть) к драматургической и театральной технике не могло не стать первопричиной в драматургической обработке сюжета, порою целого текста.

Эпические песни не что иное, как живые и актуальные образцы, обладающие большой действенной силой. Главное в том, что в фольклорно-этнографических пьесах передавался романтичность и поэтичность души башкирского народа, его стремление к прекрасному будущему.

Драматургическое искусство было новым для широкого башкирского (в основном сельского) зрителя и не всегда понятным ему, а музыка, элементы фольклорного творчества были издавна ему близки.

Вместе с тем, идейно-тематическая направленность сценических произведений отдельных авторов иногда приводили к некоторому приукрашиванию прошлого, были случаи, когда отдельные герои просто "перекочевывались" в инсценировки, не хватало классового подхода к изображаемым в пьесах событиям. Так, в пьесе Ф.Сулейма-нова "Акшан-батыр" затушевывались социальные противоречия в Башкирии ХУШ в. и восхвалялись феодально-патриархальная жизнь.

Особую "активность" в театрализации легенд и народных песен проявил М.Бурангулов. После драмы "Ашкадар" он создал по мотивам народных песен пьесы "Буранбай", "Ялан Яркей", "Шаура", идейно слабые, но изобилующие этнографическими картинами, сопровождаемые песнями и музыкой.

В пьесе "Эныйкай и Элдыкай" (Х.Габитов), например, помимо музыкального оформления сюжета легенды, автор, ничуть не смущаясь вкладывает самые современные, революционные лозунги в уста древних героев. Не ощущая своеобразия воссоздаваемой эпохи, приспо-собливает свое произведение к патетике новой эпохи, к лозунгам и лексике революционных лет.

В результате снижения требовательности к репертуару в театрах ставилось множество безыдейных произведений, рассчитанных на вкусы нэпманов. В мелодрамах "Тагир и Зухра", "Хромой Тимур", "Сюимбика", использовывались традиционные темы и мотивы, идеализировалась патриархальная старина, воспевалась несчастная любовь, Не оправдали себя еьсы на революционную тему. Так, в сценических произведениях А.Тагирова "Борьба в деревне", "Сражение с вилоч-никами" классовая борьба показана чрезмерно схематично, Пьеса типа "В дни голода" Г.Касимова отмечена печатью натурализма.

Появление на этом фоне комедии Х.Ибрагимова "Башмачки" было явлением значительным. В своем произведении талантливый драматург реалистически воплощает социальные явления и умело синтезирует фольклорные и литературные традиции. Достижения башкирской советской драматургии и всей литературы, завоеванные ею за послереволюционных четыре-пять лет, во многом определяются бытовой комедией "Башмачки".

Особенность бытовой комедии состоит в том, что развитие сюжета, действие комических персонажей в комических обстоятельствах в ней не выходят за пределы жизненной достоверности. Но это не говорит о том, что бытовой комедии чужда художественная условность.

Проблема положительного героя и многообразие жанра

Нарастание удельного веса положительного героя в структуре сатирической комедии было продиктовано изменениями в природе конфликта, основывающегося не столько на "лобовом" столкновении сторон, сколько на углубленном отражении общего отрицательного состояния того или иного участка нашей жизни, особенно на разоблачении приобретшего завуалированные виды мещанства.

Используя известные художественные приемы и изобразительные средства, глубоко раскрывая характеры отрицательных персонажей в развитии сюжета, драматурги выбирали подходящие комические ситуации для разоблачения современных мещан. Одним словом, сюжет строился таким образом, что носители зла попадали в самими же растав-ленные сети. Все это, несомненно, свидетельствует о росте комедийного мастерства наших драматургов.

Отрицательные герои современных комедий это не "глупые" люди, которые открыто противятся всему передовому, богатеют недозволенными путями, ищут легкой наживы. Как говорит один из героев комедии "Глиняная собака" (1962) И.Абдуллина Турагул, нетрудно переловить хулиганов, а разоблачать таких мещан, как Бар Тумбую-гов, гораздо сложнее...

Бар Тумбуюгов - типичный делец, скряга, который даже после разоблачения не сдается. "Я не путаю собственные карманы с чужими, с квартплатой рассчитываюсь в срок, и анкета у меня без помарок". Под стать ему Утягул Умырбаев ("Волны Агидели" Г.Ахмет-шина), карьерист, украшавший ложными сведениями деятельность колхоза и стремившийся на пост председателя. Хурматулла Хурмато-вич, один из главных героев комедии "Счастье, свалившееся с неба" Н.Асанбаева, готов пойти на любые финансовые нарушения, лишь бы футбольная команда треста стала играть как можно лучше.

Как видим, внешне в их действиях нет ничего примечательного, вроде бы все подчинено общему делу. Однако, как бы ни старались они замаскироваться, им не удастся скрыть свою сущность - рано или поздно они будут опознаны, встретят уничтожающую критику со стороны честных людей.

Чтобы бррьба протекала на комедийной основе, не только носители зла, но и противопоставленные им положительные образы должны быть наделены комедийными чертами. Важно, чтобы положительный герой входил в произведение как органический элемент, являлся носителем комического, всем существом помогал разоблачать сущность отрицательных характеров. Тогда его борьба со своими антиподами будет правдоподобной, убедительной.

Именно такими являются положительные герои комедии Н.Асан-баева "Счастье, свалившееся с неба". В отличие от своей предыдущей пьесы "К нам приехали джигиты", лишенной сатирического заряда, драматург на этот раз выбирает такую ситуацию, когда хозяином положения становится не Хурматулла Хурматович, который вынашивал хитроумные планы, а другие - Фарит и Юлдыбай, один шофер, другой -столяр, далекие от разных афер хозяина треста.

Юлдыбай - трудолюбив, стеснителен, но когда нужно - не лишен чувства юмора и неожиданной даже для жены и знакомых оригинальности. В этом мы убеждаемся еще тогда, когда он ожидает профсоюзную комиссию, которая должна была проверить жилищные условия семьи Юлдыбая.

Дело в том, что просьбу о выделении ему квартиры хозяева треста каждый раз дипломатично откладывают. Лишь в последний раз Хурматулла Хурматович обнадеживает Юлдыбая далекой перспективой на жилплощадь в доме, проект которого пока еще разрабатывается.

Многое теперь зависит от решения комиссии. До ее прихода Юлдыбай создает нужную обстановку: из комнаты выносит кровать и ставит ее в курятнике (якобы выгоняют из квартиры); хозяйка квартиры по его просьбе притворяется"больной", на ворота приклеивается объявление, извещающее о"продаже"дома.

Однако готовился Юлдыбай зря: ошеломленная увиденным, жена выдает все его секреты, к тому же еще является не комиссия, как ожидалось, а Фарит, и то не как член комиссии, а просто как земляк к земляку. Но с важной "идеей" по поводу квартиры.

Хурматулла Хурматович, расстроенный плохой игрой футбольной команды треста, тщетно ищет пути выхода из создавшегося положения. После долгих раздумий он приходит к окончательному решению: пригласить в команду какого-нибудь именитого игрока с Кавказа, предложив ему порядочную ставку и обеспечив квартирой. "Ком-мер сия" завершается весьма успешно. Но уговоривший футболиста и знавший его в лицо один из заместителей Хурматуллы Хурматовича после приезда из командировки сразу же улетает в Москву смотреть международный футбольный матч.

Приезжает долгожданный футболист. Устраивают его в заранее обещанной квартире. Наступает день первого матча с его участием, к нему приходят Хурматулла Хурматович и его заместитель и узнают в футболисте... плотника Юлдыбая.

Похожие диссертации на Башкирская советская комедия (эволюция жанра)