Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Современные проблемы исследования сознания 15
1.1. Проблема сознания в философии 15
1.2. Понятие сознания в современной психологии 27
1.3. Теории отношений в психологии 51
1.3.1. Исследование социальных установок в американской психологии 51
1.3.2. Исследование социальных установок в отечественной психологии ...62
1.3.3. Социальные установки и регуляция поведения 73
1 А. Социальные нормы и ценности как регуляторы поведения 82
1.5. Выводы 97
ГЛАВА 2. Проблема правового сознания в юридической психологии 100
2.1. Возникновение психологических представлений о природе права в российской науке 100
2.2. Структура и содержание правового сознания 107
2.3. Правовое сознание и правовая культура 115
2.4. Типология видов отношения к праву 127
2.5. Процедура разработки методики «Отношение к праву» 131
2.6. Выводы 135
ГЛАВА 3. Анализ результатов эмпирического исследования видов отношения к праву как проявлений правового сознания 137
3.1. Сравнительный анализ средних показателей отношения к праву курсантов университета МВД РФ
и других категорий респондентов 137
3.2. Корреляционный анализ показателей отношения к праву 152
3.3. Личностные предпосылки формирования отношения кправу 156
3.4. Ценностные основания отношения к праву 167
3.4.1. Корреляционные взаимосвязи видов отношения к праву и системы ценностей 169
3.5. Отношение к праву как базовое убеждение человека 182
3.6. Выводы 186
Заключение 190
Список литературы 197
Приложение 207
- Понятие сознания в современной психологии
- Исследование социальных установок в отечественной психологии
- Правовое сознание и правовая культура
- Личностные предпосылки формирования отношения кправу
Введение к работе
Актуальность исследования. Президент России В.В.Путин, выступая на конгрессе по правовой реформе, назвал правовое воспитание одной из основных задач строительства правового государства. Он отметил, что эта задача должна решаться на качественно ином, чем 10-20 лет назад, уровне, на принципиально иных подходах, в тесной взаимосвязи с другими задачами государственной важности. Комплексную программу правового воспитания граждан, утвержденную федеральным законом, можно создать только на основе четкой диагностики особенностей правосознания в России.
В современной России постепенно приходит понимание того, что только при здоровом, развитом правовом сознании, высокой гражданственности и правовой активности людей возможно обновление социального строя государства, достижение экономического процветания. Важной сферой общественной жизни является область правовых отношений людей. Формирование устойчивого позитивного отношения граждан к праву становится первоочередной задачей государственного строительства.
Однако построение правового государства в России сталкивается с определенными трудностями. Эти трудности вызваны тем, что в советской и постсоветской России до недавнего времени господствовало сложившееся еще в средневековье этатическое понимание права, то есть приравнивание права к государственному указу. Формирование современного понимания отношения к праву, создание гражданского общества требует много времени и огромных усилий со стороны всех социальных групп и разных наук, прежде всего, юристов, политиков, социологов, психологов.
В связи с этим актуальной становится проблема изучения правосознания разных групп населения. Важно изучать представления граждан России о правах человека, о справедливости и ответственности. Большую актуальность приобретают кросс-культурные исследования правосознания, резуль-
5
таты которых позволяют лучше понять социальную и культурную
специфику отношения к праву в нашей стране.
В настоящее время наиболее актуальными проблемами юридической психологии являются: изучение способов формирования устойчивого позитивного правосознания граждан, определение путей правовой социализации молодежи, устранение причин возникновения правового нигилизма в общественном сознании, внедрение правовой культуры в повседневную жизнедеятельность.
Проблема и степень ее научной разработанности. Проблематика изучения правового сознания является традиционной для юридической психологии - прикладной психологической науки, сложившейся в конце XIX века на стыке психологии и права. Но если перед дореволюционной юридической психологией стояла задача изучения реального правосознания людей, то в советское время произошел сдвиг в сторону изучения нормативного, предписанного законом правосознания. Таким образом, в последнее время заострилась проблема изучения соотношения нормативного и реального правосознания.
В центре нашего внимания находится проблема отношения к праву как проявление правового сознания личности. Отечественные исследователи отмечают незрелость правового сознания, наличие правового нигилизма в российском обществе.
Психологические аспекты правового сознания, отношение субъектов правоприменительной практики к современному российскому законодательству с психологической точки зрения мало изучены. Правоведы обращают внимание на опасность правового нигилизма (А.А. Потякин, 2000), непсихо-логичность законов (Ю.А. Тихомиров, 2001). Ряд авторов (С. Абросимов, 1999, А. Ананьин, 1999, В. Яковлев, 1999; Л. Виницкий, 1999; В.Н. Любимов, 1999; Ю.И Сидоренко, 1999, А.А. Потякин, 2000) отмечают, что у субъектов права в процессе реализации законодательства складывается определенное,
преимущественно отрицательное отношение к нему, что во многих
случаях приводит к нарушению законов.
Юридические психологи и педагоги анализируют проблемы формирования правового сознания в условиях меняющегося общества (В.Л. Васильев, 2000; Н.Ф. Гейжан, 1994; И.А. Горьковая, 1997; А.Т. Иваницкий, 1987; Л.И. Коновалова, 1985; А.К. Колеченко, 1998; B.C. Олейников, 1998; В.Ю. Рыбников, 1997; В.Я. Слепов, 1995; В.И. Хальзов, 1993; Ю.А. Шаранов, 1997; А.Г. Шестаков, 2000; Я.Я. Юрченко, 1996).
Ученые рассматривают проблемы отношения к праву, изучая морально-нравственные составляющие общества (С.Л. Рубинштейн, 1973; В.Л. Васильев, 2000; А.Л. Свенцицкий, 1998, О.С. Дейнека, 1999, 2000; A.M. Зими-чев, 1992; BE. Семенов, 1994; В.В. Крамник, 2000; 2001; А.И. Юрьев, 1997, 2000), преемственность поколений, нравственные корни сознания молодежи (Н. Олесич, 1999).
Цель исследования состояла в изучении различных видов отношения к праву как проявлений правового сознания курсантов СПб. университета МВД РФ в сравнении с другими категориями субъектов права.
Задачи исследования.
Теоретические:
1. Анализ психологической и юридической литературы по проблемам
правового сознания и отношения к праву.
2. Определение и описание основных видов отношения к праву.
Методические:
3. Разработка и апробация методики диагностики видов отношения к пра
ву у различных категорий субъектов права.
Эмпирические:
4. Сравнение выраженности видов отношения к праву у курсантов СПб.
университета МВД РФ, получающих юридическое образование, и слушате
лей ФЗО СПб. университета МВД РФ, работающих в правоохранительных
7
органах, а также студентов гуманитарных факультетов Санкт-
Петербургских вузов, не обучающихся юридическим наукам.
Определение связи между личностными особенностями и отношением к праву.
Определение связи между социальными ценностями и отношением к праву.
Определение связи между отношением к праву и базовыми убеждениями личности.
Предмет исследования - отношение к праву как проявление содержания правового сознания курсантов вузов МВД РФ, сформированное в процессе социокультурного развития.
Объектом исследования являлись курсанты СПб университета МВД РФ, с одной стороны, и сотрудники правоприменительных органов и студенты Санкт-Петербургских вузов, с другой. Были сформированы экспериментальная и контрольная выборки, состоящие из курсантов и студентов Санкт-Петербургских вузов. Всего было изучено отношение к праву у четырех групп испытуемых:
Курсанты III курса Санкт-Петербургского университета МВД РФ, изучающие юридические науки (99 человек).
Слушатели факультета заочного обучения Санкт-Петербургского университета МВД РФ. В эту группу входили сотрудники ОВД, имеющие различных юридических специальностей (99 человек).
Студенты гуманитарных факультетов, не обучающие по специальности юриспруденция. В эту группу входили студенты факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета и студенты факультета философии человека Российского государственного педагогического университета (99 человек).
Студенты юридического факультета Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов (37 человек).
Основная гипотеза. Правовое сознание проявляется в отношении личности к праву. В зависимости от сочетания когнитивных, эмоциональных, поведенческих и оценочных компонентов отношения возникают восемь видов правосознания: правовой реализм, правовой идеализм, правовой конформизм, правовой фетишизм, правовой инфантилизм, правовой скептицизм, правовой цинизм и правовой нигилизм.
Дополнительные гипотезы:
Правовой реализм является нормальным видом зрелого правового сознания и складывается под влиянием, по крайней мере, четырех факторов: знание юридических законов, личностные особенности, система социальных ценностей и базовых убеждений.
Люди, получившие специальное юридическое образование, в большей степени проявляют позитивное отношение к праву (правовой реализм), чем люди, не имеющие специальных юридических знаний.
К личностным особенностям, способствующим формированию позитивного отношения к праву (правовой реализм) относятся:
высокий уровень субъективного контроля (интернальность), как чувство ответственности личности за свое поведение;
низкий уровень агрессивности, как умение сдерживать свои эмоции и импульсивное поведение;
высокий уровень мотивации достижений, основанный на умении анализировать ситуацию, свои потребности и возможности;
выбор сотрудничества и уступчивости как стратегий поведения в конфликте, ориентированных на согласование или приспособление своих интересов с интересами общества, которые выражены в нормах права.
4. Личностные особенности, способствующие, формированию негативного отношения к праву (правовой нигилизм):
низкий уровень субъективного контроля (экстернальность), как не-
сформированность чувства ответственности за свое поведение;
высокий уровень агрессивности, как неумение сознательно контролировать свои эмоции и импульсивное поведение;
низкий уровень мотивации достижений;
выбор соперничества как стратегии поведения в конфликте, ориентированной на достижение своих эгоистических интересов в сочетании с пренебрежением интересами общества.
На формирование позитивного отношения к праву существенное влияние оказывает система ценностей. Ценностные основания отношения к праву проявляются в специфическом наборе ценностей, присущих конкретному виду правового сознания. Основу каждого вида правового сознания составляют конкретные ценностные ориентации.
Отношение к праву опирается на естественные базовые убеждением человека такие, как вера в справедливость окружающего мира и ценность собственного «Я».
Методологической основой исследования явились научные положения философии и психологии о сознании, его сущности, структуре, о ведущей роли практической деятельности в его развитии. В работе использованы следующие научно-методические положения психологии:
осмысление сознания как отражения бытия;
принцип социальной детерминации сознания;
принцип единства сознания и деятельности;
При анализе психологических проблем сознания мы опирались на работы Б.Г. Ананьева, В.М. Аллахвердова, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, У.Джеймса, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, B.C. Олейникова, С.Л. Рубинштейна, В.И. Шостака. Общественное сознание рассмотрено на основе работ Г.М. Андреевой, Б.А. Грушина, А.Г. Спиркина, Ж.Т. Тощенко, В.Н. Шубкина.
Изучение теории отношений строилось на основании исследований зарубежных ученых - А. Айзена, Д. Бем, Д. Даттона, И. Джаниса, Ф. Знанецко-го, Ф. Зимбардо, X. Кантрилла, Дж. Качоппо, Д. Каца, Г. Келли, Р. Ла Пьера,
10
М. Ляйппе, Т. Ньюмена, Г. Оллпорта, Ч. Осгуда, У. Парка, Т.
Парсонса, Р. Петти, М. Рокича, М. Смита, Э. Стотленда, П. Танненбаума, Л. Терстоуна, У. Томаса, Л. Фестингера, М. Фишбайна, Ф. Хайдера, К. Ховлан-да, Ш. Чейкена; отечественных ученых - А.Г. Асмолова, А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясищева, Ш.А. Надирашвили, Д.Н. Узнадзе, П.Н. Шихирева, В.А. Ядова.
Исследование социальных норм и ценностей осуществлено при анализе работ М.И. Бобневой, А.О. Бороноева, Р. Джекобса, Д. Кэмбелла, Н.М. Лебедевой, Д.А. Леонтьева, М. Рокича, В.Ф. Сержантова, П.И. Смирнова, В.П. Тугаринова, С. Шварца, М. Шерифа.
Возникновение психологических представлений о природе права в российской науке было проанализировано на основе работ В.М. Гессена, А.Д. Градовского, М.М. Ковалевского, Н.М. Коршунова, И.В. Михайловского, С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, П.А. Сорокина, Б.Н. Чичерина.
Психологический анализ содержания и структуры правового сознания проведен на основе работ П.П. Баранова, Я.В. Воловича, В.И. Гойдмана, Ю.И. Гревцова, О.А. Гулевича, М.И. Клеандрова, И.А. Краснопольского, Б.С. Круглова, В.Д. Лонкова, Е.Б. Матвеевой, О.С. Михалюк, М.А. Романовой, Ю.В. Романовой, В.П. Сальникова, В.В. Смирнова, О.В. Соловьевой, Л.И. Спиридонова, В.А. Туманова, В.Н. Трушкова.
Методический аппарат. Для подтверждения выдвинутых гипотез нами была разработана методика «Отношение к праву». Методика создана на основе процедур измерения установок личности, предложенных американскими социологами Л. Терстоуном и Р. Лайкертом в 20 годах XX века. Эти процедуры предназначены для измерения системы отношений к различным социальным институтам или социально-психологическим явлениям. В качестве дополнительных методик были использованы:
Методика измерения уровня измерения субъективного контроля;
Методика измерения мотивации достижений;
Методика измерения уровня агрессии;
Методика измерения стратегий поведения в конфликте;
Методика изучения системы ценностей;
Методика исследования базовых убеждений;
Положения, выносимые на защиту:
Правовое сознание как высший вид общественного сознания формируется в процессе совместной практической деятельности людей. Наиболее важным элементом, ядром правового сознания является отношение индивида и общества к праву. В содержание правового сознания входят также правовые представления, идеи, чувства, ценности, оценки значимости права в обществе.
Отношение к праву как основное содержание правового сознания может проявляться как в позитивной, так и в негативной форме, может быть нормальным либо деформированным. Нормальным видом правосознания является правовой реализм. Деформированные виды правового сознания: правовой идеализм, правовой фетишизм, правовой конформизм демонстрируют позитивное отношение к праву; правовой скептицизм, правовой цинизм, правовой нигилизм - негативное отношение к праву; правовой инфантилизм -незрелое отношение к праву.
Разработанная нами методика «Отношение к праву» позволяет диагностировать основные виды правового сознания: правовой реализм, правовой идеализм, правовой конформизм, правовой фетишизм, правовой инфантилизм, правовой скептицизм, правовой цинизм, правовой нигилизм.
Основными факторами, формирующими правовой реализм как позитивное осознанное отношение к праву, являются получение специального юридического образования и практическая деятельность человека как субъекта правоохранительной деятельности.
Такие особенности личности как интернальность, низкий уровень агрессивности, высокая мотивация достижений, оказывают существенное влияние на позитивное отношение к праву.
На формирование позитивного отношения к праву (позитивных видов правосознания) влияет система ценностей, как социокультурных детерминантов позитивного реалистического правосознания. Негативное отношение к праву связано с отрицанием значимых человеческих ценностей. Отношение к праву можно также рассматривать как ценность, имеющую значение в современном социальном мире.
Базовые убеждения людей составляют основу естественной природы права. Корреляционные связи базовых убеждений и видов отношения к праву доказывают идею, высказанную учеными-юристами в начале XX в., о том, что позитивное отношение к праву заложено в естественной природе человека.
Научная новизна диссертационного исследования и личный вклад автора:
проведен содержательный анализ философской и психологической литературы по проблеме правового сознания;
показано, что одним из основных элементов сознания является система отношений;
определена совокупность критериев, позволяющих классифицировать виды отношения к праву как проявлений правового сознания;
выявлены и четко описаны основные виды правосознания: правовой реализм, правовой идеализм, правовой конформизм, правовой фетишизм, правовой инфантилизм, правовой скептицизм, правовой цинизм, правовой нигилизм;
проведена методическая работа и разработан опросник «Отношение к праву», позволяющий диагностировать основные виды правового сознания;
выявлены и эмпирически обоснованы факторы формирования позитивного отношения к праву;
доказано, что юридическое образование и практика правоприменительной деятельности является важнейшим фактором формирования зрелого правового сознания;
обнаружены различия отношения к праву у представителей различных субъектов правовой практики.
выявлены и описаны психологические компоненты отношения к праву, показана связь между психологическими особенностями личности и особенностями правосознания.
доказана естественная и социальная природа права. Естественная природа права опирается на базовые убеждения человека (вера в справедливость и контролируемость мира, ценность собственного «Я» и др.) Социальная природа права основана на системе ценностей (социальная нормативность, юридическая компетентность, стремление к достижению целей и др.)
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что впервые в отечественной юридической психологии предприняты попытки разработки четкой классификации видов правового сознания и создания методики, направленной на определение отношения к праву разных категорий субъектов права.
Изучение и диагностика отношения к праву позволяет:
выявить закономерности и роль отношения к праву в формирования правового сознания;
выработать рекомендации для сотрудников правоохранительных органов, занимающихся воспитательной работой,
постоянно осуществлять своевременную коррекцию негативного от
ношения к праву, формируя нормальное зрелое правовое сознание, преодо
левая правовой нигилизм, улучшая таким образом морально-
психологический климат в подразделениях ОВД.
Достоверность данных и обоснованность выводов, полученных в ходе эмпирического исследования, обеспечена теоретико-методологической базой, применением надежных и апробированных методов эмпирического
14
исследования, достаточно большим объемом и
разнообразием выборки респондентов (всего изучено 344 человека), соблюдением необходимых конкретно-методологических требований, использованием современного инструментария математической обработки данных.
Апробация работы проведена на заседании кафедры юридической психологии СПб университета МВД РФ. Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Научно-практической конференции «Новые методы и технологии обучения, пути их внедрения в учебно-воспитательный процесс Вузов МВД России» (Санкт-Петербург, 1997); Международной научно-практической конференции «Человек и общество: тенденции социальных изменений» (Санкт-Петербург, Минск, 1997); Научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 97» (Санкт-Петербург, 1997); Научно-практической конференции «Социально-правовые и психологические основы деятельности органов внутренних дел: проблемы теории и практики» (Санкт-Петербург, 2002); VII Ежегодной Всероссийской научно-практической межвузовской конференции «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе» (Санкт-Петербург, 2002); Межвузовской научно-практической конференции «Порядок и условия исполнения наказаний не связанных с изоляцией от общества» (Санкт-Петербург, 2003);
Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 146 наименований, и приложения. Объем основного текста состоит из 197 страниц. В тексте диссертации имеются 32 таблицы, 21 корреляционная плеяда, 6 диаграмм и 4 рисунка. В приложении приведена авторская методика, а также методики, использованные в исследовании.
Понятие сознания в современной психологии
Сознание - это явление психическое. Понятие психики значительно шире понятия сознания. Под психическими явлениями имеются ввиду все осознанные и неосознанные процессы - познавательные процессы, психические состояния, свойства личности. Сознание есть знание о внешнем и внутреннем мире, о самом себе. Вне знания нет сознания. Современная психология рассматривает следующие наиболее актуальные проблемы изучения сознания:
развитие и формирование сознания в филогенезе и онтогенезе, этапы и закономерности; соотношение понятий "психика", "сознание", "бессознательное", "общественное сознание"; взаимосвязь процессов психического отражения и отношения; социальная детерминация сознания; содержание сознания: знания, представления, чувства, отношения, значения, личностные смыслы.
Проблему сознания в XIX в. впервые подробно рассматривал один из основателей современной психологии У.Джеймс. Он называл сознание основным фактором психологии человека и выделял четыре его свойства: 1) каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания; 2) в сознании происходят постоянные перемены; 3) в каждом личном сознании процесс мышления заметным образом непрерывен; 4) существуют устойчивые и изменчивые состояния сознания, при этом одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает, все время, делая между ними выбор (39, с. 8-11).
Первое свойство он описывает следующим образом: личное сознание -это связанные последовательности мыслей, сознаваемые как таковые. Второе свойство: ни один раз минувшее состояние сознания не может снова возникнуть и буквально повториться, отмечает У.Джеймс. Третье свойство: положение о том, что «сознание непрерывно», заключает в себе, по его мнению, две мысли: а) мы осознаем душевные состояния, предшествующие временному пробелу, и следующие за ним как части одной и той же личности; б) перемены в качественном содержании сознания никогда не совершаются резко. Таким образом, сознание всегда является для себя чем-то цельным, не раздробленным на части. Четвертое свойство: устойчивые элементы сознания - это обычно чувственные впечатления, особенность которых заключается в том, что они могут, не изменяясь, созерцаться умом неопределенное время. Изменчивые части потока сознания заняты мыслями о статических и динамических отношениях, которые человек устанавливает между объектами, воспринятыми в состоянии относительного покоя. Предназначение изменчивых частей состоит в том, чтобы направлять поток сознания от одного прочного устойчивого вывода к другому, указывал У.Джеймс (39, с. 8-11). Сознание, по его мнению, всегда более заинтересовано в одной стороне объекта мысли, чем в другой, производя во все время процесса мышления известный выбор между его элементами, отвергая одни из них и предпочитая другие. Ярким примером этой избирательной деятельности могут служить явления направленного внимания и обдумывания.
Содержанием сознания являются знания о мире. «Знание о предмете, -писал У.Джеймс, - есть знание о его отношениях к другим предметам» (39, с. 15). У.Джеймс отмечал ведущую роль феномена отношения в формировании сознания человека.
В.М.Бехтерев под сознанием понимал «субъективную окраску или то субъективное, то есть внутреннее, непосредственно нами воспринимаемое состояние, которым сопровождаются многие из наших психических процессов» (21, с. 19). Благодаря этой субъективной окраске человек может различать свои психические процессы по их сложности или по другим присущим им особенностям. Таким образом, люди различают ощущение, представление, стремление, желание, хотение и пр., то есть те явления, сумма которых и составляет содержание сознания.
В.М.Бехтерев различал сознательные и бессознательные процессы. Во-первых, различие между ними состоит в том, что сознательные процессы становятся явлениями субъективными, а бессознательные - нет. Во-вторых, различие состоит в яркости их субъективной окраски, что и позволяет говорить о различной степени осознанности. В-третьих, степень осознанности психических процессов различна у каждого конкретного человека в зависимости от тех или иных условий, например, физического утомления, состояния голода и пр. В-четвертых, существуют специальные виды сознания в зависимости от сложности его содержания.
В.М.Бехтерев рассматривал филогенез сознания, отмечая, что оно наполнялось все новым и новым содержанием. Простейшим видом сознания следует признать то состояние, когда еще не выработано ни одного более или менее ясного представления, когда существует лишь неясное безотносительное чувствование собственного существования. Вторым по сложности является сознание, в котором присутствуют те или иные представления, прежде всего, представления о собственном «Я». В таком сознании имеется одна группа представлений о «Я» как субъекте в отличие от «не-Я» как объекте. Так формируется самосознание, начиная с представлений о положении собственного тела, о движении его членов и пр. Третьем по сложности видом сознания является осознание пространства, то есть то состояние сознательной сферы, когда человек может уже создавать пространственные представления об окружающем его мире. Еще более сложным является сознание, способное устанавливать последовательность внешних явлений, благодаря чему вырабатывается осознание времени. Наиболее сложным является сознание, включающее осознание своей личности, или то состояние сознания, когда в его сферу включаются представления, которые составляют интимное ядро личности. Сюда, по мнению Б.М.Бехтерева, относятся нравственные, религиозные и правовые представления (21, с. 21-22). Таким образом, правовые представления относятся к высшей сфере сознания и составляют ядро личности.
Л.С.Выготский обратил внимание на соотношение трех понятий: "психика", "сознание" и "бессознательное". Он отмечал, что психику следует рассматривать как особую качественную характеристику высших функций мозга. Психические явления шире и глубже явлений сознания. Психика не ограничивается только сознанием. Феномен сознания имеет различные степени проявления: одно событие человек переживает более сознательное и ярко, другое - менее. «Есть вещи, - отмечал Л.С.Выготский, - находящиеся почти на самой границе сознания и то входящие, то выходящие из его поля, есть смутно сознаваемые вещи, есть переживания более или менее тесно связанные с реальной системой переживаний, например, сновидения» (30, с. 39). Таким образом, существуют бессознательные психические явления. С другой стороны, внутри самой психической жизни обнаруживается конкуренция отдельных элементов, борьба за их вступление в сферу сознания, вытеснение одних элементов другими, тенденция к их возобновлению, иногда навязчивое воспроизведение. Наконец, психическая жизнь представляет собой слишком отрывочные ряды явлений, которые естественно требуют допущения, что они продолжают существовать и тогда, когда человек их больше не осознает. Таким образом, Л.С.Выготский выявил соотношение феноменов психики, сознания и бессознательного.
Исследование социальных установок в отечественной психологии
Наиболее систематические подходы к исследованию социальных установок наблюдались в русле двух психологических школ. Первая школа грузинских психологов, развивающаяся общепсихологическую теорию установки Д.Н.Узнадзе. Вторая - Санкт-Петербургская школа, опирающаяся на теорию отношений Лазурского-Мясищева.
Ядро грузинской школы составляет единственная в своем роде общепсихологическая теория установки, созданная начиная с 1910 годов классиком психологии Д.Н.Узнадзе. Исследователи социальных установок, освещая состояние проблемы изучения установок, почти всегда аппелируют к учению Д.Н.Узнадзе как к одному из наиболее влиятельных ученых. При этом некоторые исследователи допускают смешение ключевого понятия этой теории -первичной установки с понятием социальной установки. Иногда они не утруждают себя разведением этих понятий. Неправомерность такого смещения неоднократно подчеркивалась представителями школы Д.Н.Узнадзе. Поэтому мы попытаемся представить взгляды грузинских исследователей социальных установок по первоисточникам.
Идеи Д.Н.Узнадзе в целом сводятся к следующему. «У каждого человека, - писал он, - выработаны свои особые фиксированные установки, которые так или иначе, с большей или меньшей очевидностью проявляются и становятся основой готовности к деятельности в соответствующих условиях и в определенном направлении» (116, с. 80-81). Д.Н.Узнадзе особо подчеркивал взаимосвязь установки и мотивации. Смысл мотивации, по его мнению, состоит в том, чтобы отыскивать и находить именно такое действие, которое соответствует основной, закрепленной в жизни установке личности. Роль мотива состоит в том, что то или иное физическое поведение он превращает в определенное психологическое поведение. Д.Н.Узнадзе различает импульсивное и волевое поведение. В основе двух типов поведения лежит установка. В случае импульсивного поведения установку создает актуальная ситуация. Актуальная ситуация - это та конкретная ситуация, в которой субъект находится в данный момент. На основе соотношения актуально переживаемой потребности и актуально данной ситуации у субъекта появляется определенная установка, которая и ложится в основу его поведения. В случае волевого поведения актуальная ситуация не играет решающей роли. Субъект заботится не об удовлетворении переживаемой в данной момент потребности. Он стремится к удовлетворению отвлеченной потребности - потребности «Я». Ситуация удовлетворения этой потребности не является актуальной, она может быть только представлена и обдумана в будущем. В волевом поведении установку создает сам субъект, установка является результатом его активности. В процессе воображения, мышления установка отражается не пассивно, а активно. Итак, при волевом поведении субъект сам создает установку. Его активность заключается в создании мыслимой, воображаемой, идейной ситуации, что и дает возможность вызвать соответствующую установку (116, с. 80-84).
Итак, под актуальной установкой он подразумевал специфическое психическое состояние готовности человека к определенному поведению, при котором селективно отобраны и отображены воздействия окружающей среды и внутренние потребности человека. Особенности структуры и содержания установки существенно определяют характер человеческого поведения. Актуальная установка может рассматриваться как промежуточная переменная, находящаяся между внутренними и внешними стимулами и поведением человека. Она сравнительно трудно поддается изучению, выяснение ее особенностей осуществляется на основе высшей, социальной активности и мотива-ционных процессов человека.
Д.Н. Узнадзе на основании такого критерия, как отношение к «нужному» предмету выделял два типа установок: непосредственные и опосредованные. К непосредственным он относил установки, регулирующие практическое поведение. В классе опосредованных установок, формирующихся в процессе сознательной психической деятельности, выделялись два вида: 1) индивидуальные установки, возникающие в процессе собственной деятельности человека в плане объективации; 2) установки, опосредованные чужой объективацией, возникшие в прошлом у людей и перешедшие затем в достояние других людей в виде готовых формул (11, с. 59-60). Под объективацией Д.Н.Узнадзе понимал процесс, при котором на сознательном уровне сама ситуация становится предметом познания субъекта (1, с. 73).
Ученик Д.Н.Узнадзе Ш.А.Надирашвили выделяет три уровня установочной регуляции поведения человека. На первом уровне рассматривается установочная регуляция практической деятельности (практические установки), на втором - установки интеллектуально-познавательной активности (теоретические установки), на третьем - установки социальной активности (социальные установки). Рассмотрим третий уровень установок подробнее.
В формировании социальных установок участвуют, по мнению Ш.А.Надирашвили, следующие факторы. Первый фактор - различные социальные воздействия: от пассивного присутствия других людей до социального взаимодействия с выражением согласия или несогласия с активностью партнеров. Второй фактор - возраст: с 11-12 лет вырабатывается способность действовать в соответствии с теми социальными ожиданиями, которые имеются у людей по отношению друг к другу. Третий фактор - социальные требования, предъявляемые к личности обществом (обязанности, социальные нормы, традиции, этикет).
Социальные установки, по мнению ученых тбилисской школы, формируются в результате совокупности факторов. Первый фактор - это воздействие витальных потребностей. Второй фактор - физическая среда и социальные требования. Третий фактор - личность, принимающая активное участие в формировании установок. Ни в одну из установок нижележащего уровня сознание человека не вносит столь значительный вклад, как в установки социальные. Одной из специфических особенностей установки является то, что наряду с объектами, на которые она направлена, в ней всегда отражается также позиция, отношение личности к данным объектам, сформированное ранее. Опираясь на результаты эмпирических исследований, Ш.А.Надирашвили выявил также ряд закономерностей, которым подчинено функционирование и генезис социальных установок в процессе жизнедеятельности человека: законы контраста и ассимиляции, аккомодации и репудиации.
Итак, диспозиционные, фиксированные установки - это приобретенные, заученные феномены, имеющиеся в арсенале психических возможностей человека как инструментальные возможности. Не всякая установка может войти и зафиксироваться в структуре человеческой личности, поскольку у человека имеется множество иерархических фильтров. Система диспозици-онных установок позволяет охарактеризовать профиль человеческой личности. Таким образом, установки этого типа (диспозиционные установки) могут рассматриваться не только как промежуточные переменные, но и как независимые переменные, обусловливающие в значительной степени человеческое поведение.
Правовое сознание и правовая культура
В философской и юридической литературе имеются различные подходы к определению понятия правовой культуры. Одни авторы рассматривают правовую культуру в качестве особой (социально-правовой) формы деятельности, направленной на достижение конечных социально значимых результатов (законность, правопорядок). Другие непосредственно включают в правовую культуру - право, правосознание, правовые отношения, законность, правопорядок, правомерное поведение. Иногда правовая культура понимается как деятельность по производству, распределению и реализации юридических ценностей, социальной справедливости, прав и обязанностей.
Общим для большинства авторов, занимающихся проблемой правовой культуры, следует считать рассмотрение ее как качественного состояния правовой жизни общества на данном этапе его развития. Однако, по мнению В.В.Смирнова, такой подход требует уточнения связи понятия правовой культуры с понятиями права, правосознание, власть, закон, правопорядок, правовое регулирование.
Правовая культура личности общества является составной частью правового регулирования, считает В.В.Смирнов. Правовое регулирование — это не только однозначно жесткое нормирование, но в то же время такая система опосредования общественных отношений, которая должна рассматривать необходимую меру социальной активности и свободы всех участников правовых отношений.
Статус ценностей в праве получают те принципы, цели, идеалы, которые связаны с личностью человека. «Положение о том, что ценности в праве принимают форму юридических прав и свобод личности означает, что и сами права человека приобретают статус важных ценностей. Они определяют человека как высшую ценность. Человек — это центр всех ценностей и сам он есть ценность в последней инстанции в сфере права», - пишет В.В.Смирнов.
По мнению В.П. Сальникова, правовая культура включает в себя: системную характеристику правовых культурных явлений; увязку основных звеньев правовой культуры в определенную целостность; раскрытие этой целостности как реально функционирующей и развивающейся системы.
В.П.Сальников отмечает, что анализ правовой культуры невозможен без вычленения различных состояний культуры: интериорного, выражающего непосредственно мир психических процессов человеческих индивидов; поведенческого, когда культура объективизируется в соответствующих действиях; и состояния, при котором явления культуры находят свою независимую от человеческого организма объективизацию. Правовую культуру важно рассматривать как разновидность общественной культуры (99, с. 13-21).
В.П.Сальников рассматривает понятие «правовая культура», прежде всего, с юридической точки зрения. В частности, он отмечает, что «правовая культура общества представляет собой особое социальное явление, охватывающее систему элементов юридической надстройки в их реальном функционировании в направлении прогрессивного развития общества и личности. Она охватывает все ценности, которые созданы людьми в области права, в процессе их практической и духовной деятельности, самого человека и его деятельность» (99, с. 26). В.П.Сальников также отмечает тесную связь между правовой культурой общества и правовой культурой личности. «Правовая культура личности, будучи обусловленной правовой культурой общества, отражает степень и характер правового развития личности, обеспечивающей правомерную деятельность индивида. Эта деятельность должна соответствовать прогрессивным достижениям общества в сфере права. Благодаря ей должно происходить постоянное правовое обогащение самой личности, общества и его правовой системы. Эффективность такого воздействия зависит от многих факторов, в том числе и от реального соотношения правовой культуры общества и личности» (99, с. 28).
В целом же, по мнению В.П.Сальникова, «правовая культура - явление более широкое и "качественно насыщенное", чем правосознание. Она охватывает правосознание в единстве с формами его проявления. Ее всегда следует связывать с оценкой уровня знаний и понимания, с развитостью взглядов, представлений, убеждений, настроений, чувств людей относительно права, законности и с практическим поведением субъектов. Другими словами, правовая культура - это единство правовых знаний, оценок и поведения» (99, с. 38).
По мнению Е.Б.Матвеевой, правовое сознание и правовая культура занимают самостоятельное место в механизме правового воздействия, без них невозможно ни правотворчество, ни правовое регулирование. В самом общем значении правосознание - это отношение людей к праву. Само существование права неразрывно связано с человеком, следовательно, требования общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических норм до тех пор, пока они не будут осознаны людьми, участвующими в осуществлении правотворческой деятельности органов государства. Правосознание представляет собой систему оценочных суждений, регулирующих поведение членов общества наряду с нормами морали, считает Е.Б.Матвеева. Одной из важнейших составляющих правосознания является осознание людьми ценностей естественного права, прав и свобод человека и одновременно представление о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует потребностям общества, правовым и общечеловеческим идеалам и ценностям (69, с. 249).
Как отмечает Е.Б.Матвеева, понятие «правовая культура» более широкое, чем просто надлежащий уровень правосознания. Особенность правовой культуры состоит в том, что она представляет не право или его реализацию, а комплекс представлений общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц. Правовая культура включает те элементы общественного сознания, которые связаны с правовыми институтами и практикой их функционирования, формированием определенных вариантов правового поведения людей в обществе. Правовая культура выступает связующим звеном между интересами и потребностями отдельных личностей, различных социальных групп и их правовым поведением (69, с. 249). Е.Б.Матвеева отмечает, что для формирования реалистического правосознания и высокой правовой культуры необходимо установить прочную взаимосвязь между индивидуумом и представителями государственных органов. Сложившаяся на данный момент ситуация в нашем обществе, по ее мнению, характеризуется очень низким уровнем правосознания граждан, почти полным отсутствием стремления участвовать в политической и правовой жизни страны, поскольку остаются нереализованными избирательные права, нарушаются естественные права и свободы граждан (69, с. 249).
Личностные предпосылки формирования отношения кправу
Анализ корреляционной плеяды показывает, что позитивное отношение к праву (правовой реализм и правовой идеализм) отрицательно связаны с различными видами агрессии. Негативное отношение к праву (правовой скептицизм, правовой цинизм, правовой нигилизм) напротив, положительно связаны с разными видами агрессии: вербальной, физической, эмоциональной агрессией, а также с суммарными показателями агрессивности. Эти данные говорят о том, что предрасположенность личности к агрессивности является предпосылкой формирования негативного отношения к праву.
Различий в выборе стратегий поведения в конфликтной ситуации между курсантами и студентами СПбГУ и РГПУ не обнаружено. Таблица показывает, что чаще они идут на компромисс или сотрудничество.
Различий в подходах к разрешению конфликтных ситуаций между курсантами и студентами-юристами также не обнаружено. Анализ корреляционной плеяды показывает, что стратегия уступчивости в конфликтной ситуации положительно связана с позитивным отношением к праву (правовой реализм и правовой идеализм) и отрицательно связа на с негативным отношением к праву (правовой скептицизм, правовой цинизм, правовой нигилизм). В то же время стратегия соперничества в конфликте способствует правовому цинизму и правовому нигилизму. Выбор стратегии компромисса не способствует правовому реализму, а приводит к правовому конформизму. Эти результаты вполне объяснимы, поскольку проявление конформизма направлены на достижение компромисса с партнерами по общению и взаимодействию. Стратегии сотрудничества и избегания оказались не связанными с отношением к праву.
Проведенный анализ личностных предпосылок отношения к праву позволяет сделать следующие выводы:
1. Особенности личности оказывают существенное влияние на отношение к праву;
2. Личностными предпосылками позитивного отношения к праву являются - высокий уровень субъективного контроля (интернальность), то есть чувство ответственности за свое поведение; высокая мотивация достижений успеха; низкий уровень агрессивности, выбор стратегий уступчивости при решении конфликтных ситуаций.
3. Личностные предпосылки негативного отношения к праву проявляются более четко. Они заключаются, во-первых, в высокой степени агрессивности, особенно, это сказывается на таком отношении к праву как нигилизм. На цинизме и скептицизме агрессивность также сказывается, но в меньшей мере. Во-вторых, негативное отношение к праву основано на низком уровне субъективного контроля (экстернальности), низкой мотивации достижений - отсутствие мотивации достижений способствует формированию негативных видов отношения к праву, ориентации на использование стратегии соперничества при решении конфликтных ситуаций.
4. Курсанты университета МВД по сравнению с другими группами опрошенных, проявили более высокий уровень субъективного контроля (интернальность), более высокую мотивацию достижений, более низкий уровень агрессивности и склонность к сотрудничеству или компромиссу при решении конфликтных ситуаций. Подтвердилась наша гипотеза о существовании личностных предпосылок, способствующих формированию позитивного либо негативного отношения к праву.