Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ Волобуева Лариса Сергеевна

Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ
<
Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Волобуева Лариса Сергеевна. Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ : ил РГБ ОД 61:85-13/574

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ как психолого-педагогическая проблема в системе подготовки руководителей самодеятельных музыкальных и хореографических коллективов 16-89

I. Сущность и содержание музыкально- эстетического вкуса 16-26

2. Музыкально-эстетический вкус учащихся музыкальных и хореографических специализаций 26-52

3. Психолого-педагогические закономерности воспитания музыкально-эстетического вкуса учащихся 52-90

ГЛАВА 2. Повышение эффективности воспитания музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ 90-160

I. Типология музыкально-эстетического вкуса учащихся 90-98

2. Учет индивидуальных особенностей учащегося - важнейший фактор повышения эффективности воспитания музыкально- эстетического вкуса 98-112

3. Совершенствование методики воспитания музыкально-эстетического вкуса учащихся II2-I60

Заключение 160-165

Библиография i66-i9i

Приложения

Введение к работе

В период развитого социализма, построения коммунистического общества все более укрепляются материальные и духовные основы социалистического овраза жизни, все большее значение уделяется формированию нового человека.

Методологическая основа формирования всесторонне и v гармонически развитой личности была заложена в теории марксизма-ленинизма. В.И.Ленин подчеркивал необходимость воспитания "всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать" (8,33).

Важнейшую роль в решении этой социальной задачи играет целенаправленная деятельность КПСС, государства, школьных, внешкольных, культурно-просветительных учреждений.

В материалах ХХУ и ХХУІ съездов КПСС, июньского (1983 г.) и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР, связанных с реформой общеобразовательной и профессиональной школы, особое место занимают вопросы идейно-политического, трудового, нравственного и эстетического воспитания трудящихся, молодежи. Как указывал Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР тов. К.У.Черненко: "Мы многого добились в осуществлении цели, которой никто, кроме коммунистов, никогда не ставил, - формировании идейно убежденной, гармонически развитой, духовно богатой личности, строящей жизнь по законам социальной справедливости и разума, добра и красоты. Но оснований для самоуспокоенности нет. Ибо по мере нашего продвижения вперед постоянно возрастают не только возможности для всестороннего

развития личности, но и требования к ней со стороны общества" (19,35).

Из положения о единстве всех видов воспитания, неоднократно подчеркивавшегося в партийных документах, следует, что в формировании нового человека огромную роль играет эстетическое воспитание, А одной из его центральных задач выступает воспитание эстетического вкуса. Ее актуальность объясняется тем, что за оценками вкуса стоит идейная позиция личности, ее убеждения, представления не только об эстетических ценностях, но и' о ценностях жизни, ее образа и смысла. "Не надо объяснять, как важно, чтобы все окружающее нас несло на себе печать красоты, хорошего вкуса" (18,62).

Неотъемлемой составной частью эстетического вкуса в \/ целом является музыкально-эстетический вкус - процесс отражения музыкальных ценностей, проявляющийся в отношении личности к окружающему, ее деятельности в области музыки, в оценке музыкального произведения, качестве его исполнения.

Буржуазное общество в отличии от социалистического никогда не стремилось и не будет стремиться воспитать гармонически развитую личность, так как это противоречит самой природе капитализма. Представители буржуазной эстетики, отвергая объективную основу вкуса, его общественную и историческую обусловленность, пытаются доказать, будто неравенство вкусов предопределено самой природой человека и что носителями хорошего вкуса являются избранные. Прикрываясь, на словах, тезисом Д.Юма "о вкусах не спорят", что вкус дело личное, на деле буржуазное общество стремится активно воздействовать на внутренний духовный мир миллионов в своих

классовых целях "через эстетическую иллюзию радости и наслаждения" (210,46) - в том числе, посредством такой музыки, которая стремится прививать извращенные, антигуманистические вкусы, А в условиях нынешнего обострения идеологической борьбы между социализмом и капитализмом указанные вкусы стараются навязать трудящимся, особенно молодежи социалистических стран. В связи с этим проблема воспитания музыкально-эстетического вкуса в нашей стране приобретает особую актуальность.

Исследуемая проблема рассматривается советскими учеными - представителями различных специальностей.

Ее философское и социологическое обоснование дано в работах А.В.Луначарского (163,164), А.И.Бурова (60,61), В.К.Скатерщикова (221-224), Л.Н.Столовича (246), О.В.Лармина (144,145), А.Н.Сохора (233-243), В.П.Шестакова (239), В.А.Щербакова (296,297), Н.А.Арининой (3D, Р.А.Тельчаровой (253,254) и других. Они рассматривают вкус в системе общественного сознания, единстве общего и индивидуального, объективного и субъективного, рационального и эмоционального; отмечают его идеологическую направленность, историческую обусловленность, классовый характер, избирательность.

Психологический аспект проблемы нашел отражение в трудах Б.М.Теплова (257-260), Л.С.Выготского (83), В.С.Кузина (127-129), П.М.Якобсона (304), которые исследовали вкус как сложный психологический процесс, многогранную способность человека к восприятию, изучению, пониманию, переживанию, оценке художественных ценностей, установили его зависимость от таких психологических познавательных процессов как ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, от эмоционально-волевой сферы, темперамента, характера.

Педагогический аспект проблемы изложен Б.В.Асафьевым (32-33), Б.А.Яворским (302), В.Н.Шнцкой (288-292), О.А.Апраксиной (27-29), Н.А.Ветлугиной (68-70), В.С.Кузиным (127-129), Д.Б.Кабалевским (109,110), Л.Л.Литвиненко (153), Б.А.Брыли-ным (57), которые определяли цели и задачи, содержание, формы и методы, пути и средства воспитания эстетического или музыкально-эстетического вкуса. Они указывали, что вопросы музыкального просвещения и образования - основные для строительства и развития советской музыкальной культуры, для воспитания эстетических вкусов и высоких духовных потребностей народа, отмечали огромную силу воздействия музыки на мировоззрение, эстетические оценки в целом, предъявляя высокие требования к идейности, художественным качествам музыкального произведения; считали необходимым приобщение учащихся к различным видам музыкальной деятельности, руководства со стороны опытного педагога процессом формирования эстетического отношения к музыке, музыкально-эстетического вкуса.

Применительно к сфере культурно-просветительной работы общие моменты указанной проблемы освещались И.Н.Ерошенковым (94), З.А.Петровой (195,196), Ю.Д.Красильниковым (135), Ю.А.Стрельцовым (244), Ю.Е.Соколовским (228,229), В.А.Щербаковым С 283).

Вместе с тем еще остаются недостаточно разработанными психолого-педагогические закономерности воспитания музыкально-эстетического вкуса, его типология. Кроме того, мало изученной является проблема воспитания личности в области культурно-просветительной работы, и совсем не рассматривалась данная проблема применительно к условиям учебно-воспитательного процесса культурно-просветительного училища.

В постановлении ЦК КПСС от 28 марта 1978 г. "О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества" отмечена необходимость "обеспечить дальнейшее совершенствование подготовки работников культурно-просветительных учреждений, повышение качества обучения студентов институтов культуры и учащихся культурно-просветительных училищ"(20,481).

С каждым годом все большее значение придается развитию самодеятельного творчества, художественной самодеятельности в особенности. Для ее дальнейшего развития необходимы грамотные квалифицированные руководители, обладающие широким кругозором, коммунистическим мировоззрением, знаниями, умениями и навыками в области культурно-просветительной работы, искусства, развитым вкусом, умеющие воспитывать эти качества у участников коллектива художественной самодеятельности. Однако, "одной из главных бед нашего народного искусства является именно недостаток умных, профессионалов-педагогов, способных воспитывать у членов кружков хороший художественный вкус" (133,14).

Как показала практика, не только учащиеся первых курсов, но и выпускники училищ, руководители музыкальных и хореографических самодеятельных коллективов не всегда могут грамотно и всесторонне анализировать музыкальные произведения, определить и объяснить их форму и содержание, их ценность, понять с помощью каких выразительных средств композитор смог добиться передачи определенных чувств и настроений, какова эмоциональная значимость музыкального произведения, самостоятельно исполнить доступные им музыкальные произведения, читать с листа, аккомпанировать и т.п. Одним из действенных средств преодоления всех этих недостатков является воспитание у учащихся музыкально-эстетического вкуса.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - музыкально-эстетическое развитие учащихся музыкальных и хореографических специализаций культурно-просветительных училищ.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - процесс воспитания музыкально-эстетического вкуса учащихся под влиянием учебно-воспитательного процесса в классе музыкального инструмента в культурно-просветительном училище.

ЦЕЛЬ - выявить основные психолого-педагогические закономерности воспитания музыкально-эстетического вкуса учащихся, создать более эффективную методику его формирования, оказывающую значительное влияние на профессиональную подготовку специалиста в области культурно-просветительной работы.

ЗАДАЧИ:

раскрыть содержание музыкально-эстетического вкуса;

определить специфику формирования музыкально-эстетических вкусов учащихся культурно-просветительных училищ;

выявить психолого-педагогические закономерности его воспитания;

выработать систему критериев оценки музыкально-эстетического вкуса учащихся;

разработать типологию музыкально-эстетического вкуса учащихся;

обосновать и экспериментально проверить систему эффективных методических заданий, направленных на его формирование в ходе учебно-воспитательного процесса в классе музыкального инструмента.

ГИПОТЕЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ было выдвинуто предложение о том, что успешное формирование музыкально-эстетического вкуса учащихся возможно при условии, если их обучение в классе музыкального инструмента будет базироваться на методике, позволяющей активизировать их деятельность в процессе работы над содержанием и формой музыкального произведения.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Содержание учебно-воспитательного процесса в классе
музыкального инструмента культурно-просветительного училища
должно строиться с учетом следующих специфических особен
ностей:

уровня музыкальной подготовки учащегося;

направленности приобретаемой специальности руководителя самодеятельного музыкального или хореографического коллектива;

места музыкального инструмента в структуре учебных дисциплин (как основного или дополнительного).

2. Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся
культурно-просветительных училищ в классе музыкального
инструмента должно опираться на основные психолого-педаго
гические закономерности, а именно:

направленность учебно-воспитательного процесса в классе музыкального инструмента на формирование знаний в области музыкального искусства, умения анализировать содержание и форму изучаемого музыкального произведения;

направленность учебно-воспитательного процесса в классе музыкального инструмента на овладение умениями и навыками исполнительского мастерства;

дифференцированный подход к подбору высокохудожественного музыкального материала;

направленность учебно-воспитательного процесса на вооружение учащихся системой методов самообучения, самовоспитания, саморазвития;

влияние музыкально-эстетического вкуса педагога-воспитателя класса музыкального инструмента на эффективность учебно-воспитательного процесса.

3. Основу методики, позволяющей эффективно формировать музыкально-эстетический вкус учащихся культурно-просветительных училищ, составляет более глубокое изучение содержания и формы музыкального произведения с учетом уровня подготовленности учащегося и его индивидуально-психологических особенностей

МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ИССЛЕДОВАНИЯ составляют труды классиков марксизма-ленинизма, документы КПСС по вопросам коммунистического воспитания, идеологической, культурно-просветительной работы, связанные с проблемами формирования всесторонне развитой личности средствами искусства и культуры, сущности и содержания вкуса как многогранной способности человека.

Теоретические положения и выводы исследования основаны на работах выдающихся педагогов прошлого, советских государственных деятелей, видных педагогов, психологов А.В.Луначарского, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко по вопросам эстетического, музыкального воспитания учащейся молодежи, на достижениях современной отечественной науки.

Автор опирался также на современный опыт работы культурно-просветительных училищ, в частности, расположенных в гг.Москве, Ростове, Туле, Астрахани, а также в Краснодаре, Горьком, Ярославле, Калинине (в училищах последних четырех городов изучалась отчетная и учебно-методическая документация). Выбор

- II -

указанных училищ в качестве базовых был обусловлен тем, что в них накоплен большой положительный опыт по подготовке руководителей самодеятельного музыкального или хореографического коллектива тем, что поскольку они расположены в различных регионах РСФСР, сравнительный анализ полученных в них данных позволяет точнее определить специфические особенности учебно-воспитательного процесса, состояние музыкально-эстетического вкуса учащихся, выявить психолого-педагогические закономерности его воспитания, составить типологию вкуса.

Проведенное нами исследование имело три основных этапа: I) изучение истории проблемы и определение состояния ее изученности, построение и теоретическое обоснование научной гипотезы, определение психолого-педагогических закономерностей воспитания музыкально-эстетического вкуса; 2) изучение музыкально-эстетических вкусов учащихся культлросветучилищ на основе их общей музыкальной подготовки в условиях учебно-воспитательного процесса в классе музыкального инструмента, разработка методики с целью повышения эффективности воспитания его музыкально-эстетического вкуса и на этой основе построение и проведение экспериментальной работы; 3) анализ и проверка полученных данных, определение выводов, характеризующих значимость исследования.

Поставленные задачи потребовали привлечения методов исследования:

" наблюдение, осуществлявшееся непосредственно на уроках музыкального инструмента, конкурсах, контрольных занятиях, экзаменах (всего прослушано 245 учащихся различных специализаций]

- педагогический эксперимент - основной метод нашего исследования, который проводился в культурно-просветительных

- 12 -училищах гг.Москвы и Ростова и предполагал три этапа: определение уровня музыкально-эстетического развития учащихся экспериментальных и контрольных групп; практическая реализация экспериментальной методики; определение и проверка результатов;

анкетирование, проводившееся на всех объектах, в результате которого было собрано и проанализировано 600 анкет;

рейтинг, позволивший оценить исполнительские качества учащихся Экспертные судьи - 125 педагогов класса музыкального инструмента, собрано и проанализировано 575 бланков оценки исполнительских качеств учащихся);

изучение продуктов деятельности учащегося (рецензирование музыкального произведения на основе его анализа в про-

е цесс,а восприятия и в процессе исполнения путем заполнения

учащимися бланка "Анализа и оценки музыкального произведения")

всего было собрано 536 бланков;

~ сравнение, применявшееся при изучении музыкально-эстетических и исполнительских знаний, умений и навыков Скак отдельных учащихся, так и объединенных типологией групп);

В эксперименте участвовали учащиеся дирижерско-хоровых, оркестровых и хореографических специализаций (КПУ г.Москвы -65 человек, КПУ г.Ростова - 70 человек). Собрано и проанализировано 270 бланков анализа и оценки музыкального произведения, 270 бланков оценки исполнительских качеств учащихся методом рейтинга. Задачами формирующего этапа эксперимента стали: апробация основных теоретических выводов, проверка эффективности усовершенствованной методики воспитания музыкально-эстетического вкуса учащихся, включающей систему специальных методических заданий. Его проведение сопровождалось руководством педагогов класса музыкального инструмента, ведущими экспериментальное обучение.

- ІЗ -

Результаты, полученные путем рецензирования музыкальных произведений и оценивания исполнительских качеств учащихся, подвергались статистически-математической обработке.

ДОСТОВЕРНОСТЬ И РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ результатов и выводов диссертации обеспечивается применением марксистско-ленинской методологии, использованием системы научных методов исследования, изучением опыта культурно-просветительных училищ различных регионов РСФСР, достаточной выборкой обследованных учащихся: количество опрошенных (600 человек) почти соответствует числу учащихся музыкальных и хореографических специализаций культурно-просветительных училищ гг.Москвы, Ростова, Тулы, Астрахани.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в следующем:

  1. Выявлена специфика воспитания музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ в процессе изучения и исполнения музыкальных произведений в классе музыкального инструмента.

  2. Разработана система критериев оценки и типология музыкально-эстетического вкуса учащихся.

  3. Установлены психолого-педагогические закономерности его воспитания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит: - а) в научной разработке и экспериментальной проверке усовершенствованной методики воспитания музыкально-эстетического вкуса учащихся музыкальных и хореографических специализаций культурно-просветительных училищ, опирающейся на систему специальных методических заданий, обеспечивающих активизацию познавательно-творческой деятельности учащихся в про-цесса работы над музыкальным произведением в класса музыкального инструмента;

б) во внедрении результатов исследования в практику учебно-воспитательной работы в классе музыкального инструмента в культурно-просветительных училищах, музыкальных училищах и училищах искусств, имеющих клубные отделения;

в) в совершенствовании методики воспитания музыкально-эстетического вкуса*

ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ, Разработанная нами программа по классу фортепиано для учащихся музыкальных и хореографических специализаций утверждена и рекомендована Министерством культуры РСФСР для всех культурно-просветительных училищ страны. В настоящее время по ней работают эти учебные заведения.

Результаты исследования используются:

в средних специальных и высших учебных заведениях культуры и искусства для организации процесса обучения в классе музыкального инструмента;

лекциях и практических занятиях в учебных заведениях;

факультетах,курсах повышения квалификации музыкальных работников.

Результаты исследования могут быть использованы:

при составлении новых учебных программ по классу народных и духовых инструментов;

научных исследованиях, посвященных различным аспектам формирования музыкально-эстетического вкуса.

АПРОБАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ осуществлялась автором в ходе опытно-экспериментальной работы. Отдельные положения, теоретические выводы и практические рекомендации были сообщены на:

І. ІУ научной конференции аспирантов вузов культуры и искусства "Деятельность учреждений культуры и искусства по

- 15 -идейно-политическому, трудовому, нравственному и эстетическому воспитанию трудящихся" (Сектор музыкального искусства), Орел, 23-27 мая 1983 года;

  1. Семинаре директоров культурно-просветительных училищ PG$CP. Москва, 12-16 сентября 1983 года;

  2. Научно-практической конференции аспирантов Московского государственного института культуры "Актуальные проблемы развития культуры в свете решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС". Москва, 19-20 апреля 1984 года;

  3. Пятой Всероссийской конференции аспирантов вузов культуры и искусства "Актуальные проблемы деятельности учреждений культуры и искусства в свете решений июньского (1983 г.] Пленума ЦК КПСС". Саратов, 28-31 мая 1984 года.

Содержание диссертации нашло отражение в следующих опубликованных работах:

  1. Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ как социальная и психолого-педагогическая проблема. - М., 1983.-36с.

  2. Психолого-педагогические закономерности воспитания музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ в класса музыкального инструмента. - В кн.: Актуальные проблемы деятельности учреждений культуры и искусства в свете решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС: Тез.докл. на 5-й Всерос. конф.асп. вузов культуры и искусства, Саратов, 1984, с.86-87.

  3. Фортепиано. Программа для средних специальных учебных заведений по специальности # 2004 "Культурно-просветительная работа". - М.: Центр*науч.-метод, кабинет М-ва культуры PG$CP, 1983.-82 с.

Сущность и содержание музыкально- эстетического вкуса

Проблемы сущности и содержания эстетического вкуса всегда привлекали ученых. Их изучением начали заниматься еще в ХУЛ веке, но подлинно научный анализ стал возможен в результате формирования диалектико- и историко-материа-листического мировоззрения.

Маркс К. и Энгельс Ф. связывали формирование вкуса с развитием сознания и чувств человека в процессе практики. Чем выше уровень познания окружающей действительности, указывали они, тем богаче чувственно-эмоциональная сфера и тем более развит эстетический вкус. Они отмечали решающую роль общественного труда в формировании вкуса. "Каждый, кто желал стать мастером, должен был овладеть своим ремеслом во всей его полноте. Вот почему у средневековых ремесленников еще имеет место интерес к своей специальной работе и к умелому ее выполнению, интерес, который мог подниматься до степени примитивного художественного вкуса" (5,52). Это говорит о том, что процесс развития эстетических вкусов неотделим от общественной жизни, ее образа,

К.Маркс и Ф.Энгельс рассматривали проблему воспитания вкуса в свете борьбы за освобождение человека от эксплуатации, борьбы за коммунизм, который создаст все условия для благоприятного развития всех творческих способностей человека, для превращения труда из тяжкого бремени в наслаждение, связывали ее с задачей сознательного формирования всесторонне развитой личности; подчеркивали, что необходимо сознательное формирование эстетических вкусов, выступающих показателем эстетического развития личности.

В.И.Ленин, развивая марксистское учение, рассматривал вкус как общественное явление с классовых, партийных позиций.

Он указывал, что любая личность формируется обществом, и социальные условия накладывают отпечаток на ее взгляды, представления, чувства, вкусы: "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя" 13,104). Он отмечал, что для развития вкусов необходимы самые совершенные общественные отношения - отношения без эксплуатации человека человеком, которые основаны на принципах свободы, равенства, братства.

Сформулировав такие основополагающие принципы литературы и искусства как "партийность", "народность", "связь с жизнью", В.И.Ленин указал на классовый характер вкуса, выступал против буржуазной теории стихийности суждений вкуса и независимой субъективной оценки произведений искусства.

Особую роль в воспитании вкуса классики марксизма-ленинизма отводили искусству. "Предмет искусства, - отмечал К.Маркс, - ...создает публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой" (6,1,173). С этим высказыванием сочетаются и перекликаются также его слова: "...только музыка пробуждает музыкальное чувство человека; для немузыкального уха самая прекрасная музыка не имеет никакого смысла..." (6,1,171). Данные положения создают предпосылки для построения научной теории и методики музыкального -воспитания и формирования музыкально-эстетического вкуса, в частности,

В современной научной литературе музыкально-эстетический вкус,как и эстетический вкус в целом, с философско-со-циологической стороны рассматривают, как единство общего и индивидуального, объективного и субъективного, рационального и эмоционального, а с психолого-педагогической стороны, как формируемая способность, в которой в обобщенном виде выражается уровень музыкальной культуры слушателя, способность "понимать, ценить, наслаждаться красотой музыки, эмоционально переживать ее содержание, правильно осмысливать тему, идею произведения, предпочитать в мире музыки прекрасное и отвергать безобразное" (253,3).

Музыкально-эстетический вкус советские исследователи, опираясь на положения классиков марксизма-ленинизма,рассматривают как своеобразную форму эстетического сознания (в структуре социальной психологии, которая тесно связана с идеологической стороной этого сознания и всегда испытывает на себе ее влияние).

В.К.Скатерщиков отмечает: "Ведь эстетический вку ; система наших симпатий и антипатий, наших предпочтений и неприятий отражает и наше мировоззрение, уровень нашей культуры, наше эстетическое отношение к миру. Поэтому во вкусах личности проявляется и идеологическая направленность ее сознания, ее идейные установки. В этом смысле мы можем говорить о системе вкусов определенного класса,определенного общества. Эта система влияет на эстетическую культуру человека, на творчество художника" (221,17). Кроме того, музыкально-эстетический вкус, отражая музыкальное произведение, сталкивается с идейной направленностью последнего, которая определяется идейной позицией его создателя, выражающего идеологию того или иного класса, социальной группы. Таким образом, музыкальное произведение оказывает опосредованное идеологическое влияние на становление музыкально-эстетического вкуса.

В нашей стране музыкально-эстетические вкусы определяются господствующими социалистическими общественными отношениями, социалистическим образом жизни, социалистической идеологией и сами оказывают влияние на дальнейшее развитие советского музыкального искусства. "Советский народ осуждает и отвергает формалистические упадочнические, антигуманистические вкусы, культивируемые империалистической буржуазией и утверждает художественные вкусы, способствующие развитию лучших национальных традиций реалистического народного искусства" (56,8,221). .

Музыкально-эстетический вкус учащихся музыкальных и хореографических специализаций

В процессе исследования, изучая музыкально эстетические вкусы учащихся музыкальных и хореографических специализаций, нам было необходимо выяснить и проанализировать состояние всего учебно-воспитательного процесса в классе музыкального инструмента, его специфические особенности, характерные для культурно-просветительных училищ. G этой целью были использованы такие методы, как наблюдение, анкетирование, рецензирование музыкального произведения в процессе его восприятия, рейтинг.

Анкетирование позволило установить уровень музыкальной подготовки учащихся до поступления в культурно-просветительное училище. Оно проводилось в училищах гг.Москвы, Ростова, Тулы, Астрахани. Всего собрано и проанализировано 600 анкет. (См.Приложение. Образец анкеты. Таблицу № 4). Общее количество опрошенных почти соответствует числу учащихся музыкальных и хореографических специализаций указанных училищ, что позволяет говорить о репрезентативности полученных данных.

Из 600 опрошенных - 345 не имеют никакой музыкальной подготовки; 254 - имеют определенную подготовку, из них 164 че ловека закончили музыкальную школу или студию» 79 - занимались музыкой не более 3-х лет и II - более трех лет (последних учащихся мы отнесли к группе имеющих подготовку не более 3-х лет. (См.Приложение. Таблицу № 5).

Данные анкетного опроса позволяют констатировать, что изучаемый в классе музыкального инструмента репертуар в целом соответствует общему уровню музыкальной подготовки, постепенному формированию исполнительских умений и навыков, дальнейшему музыкально-эстетическому воспитанию и развитию учащихся.

Однако, довольно часто изучаемый музыкальный материал несколько отстает от уровня музыкального образования, полученного до поступления в культурно-просветительное училище. Так, например, из 164 учащихся, имеющих музыкальную подготовку в объеме детской музыкальной школы (ДМШ), только 23 человека (14%) работают над музыкальным репертуаром, превышающим по трудности учебный репертуар ДМШ, рассчитанный на среднего учащегося; остальные же 141 человек (86%) работают над музыкальными произведениями, по сложности соответствующими 5-6 (фортепиано) и 3-4 (баян, домра, балалайка) классам ДМШ.

В репертуаре первых: класс фортепиано Бах И.С. Хорошо темперированный клавир. Прелюдии и фуги т.1 ре-минор, Си-бемоль мажор, Партита до-минор, Концерт для фортепиано с оркестром ре-минор. Букстехуде Д. Хорал Фрескобальди Дж. Фуга ре-минор Шостакович Д. Прелюдия и фуга ре-мажор Аренский А. Соч.36 № 5 Утешение Рахманинов С. Соч.З № 2 Прелюдия Шопен Ф. Ноктюрн до-диез минор, Прелюдия ми-минор класс баяна Бах И.О. Хорал До-мажор Бах В.Ф. Весна Гендель Г. Фуга Соль мажор Паницкий И, "Полосынька" (обработка русской народной песни) Дунаевский И.О. Спортивный марш Марьин А. Кадриль класс домры Александров Ю. "Раздумье" (на тему русской народной песни) Блинов Е. Этюд До-мажор Прокофьев С. "Ходит месяц над лугами" (переложение Е.Климова) Аренский А. Вальс (переложение Д.Александрова) класс балалайки Дюран А. Вальс Варламов А. Красный сарафан (обр.Нагорного В., Л.Окаемовой). В репертуаре вторых; кл ас с фортепи ано Бах И,С, Французская сюита № 2 до-минор (Ария, Менуэт), Французская сюита № б Ми-мажор (Менуэт, Полонез). Антюфеев Б. Соч.98 Клоун Амиров Ф. Марш Грибоедов А. Вальс Ля-бемоль мажор Зиринг Б. Соч.21 Сказание и т.п. класса баяна Шевченко С, Канон "Селезень" (русская нар.песня) Эшпай А. Танец Гайда" (Белорусская народная песня) "Ах, во саду, саду" (русская народная песня) "Перепелочка" (белорусская народная песня) класс домры "Я на камушке сижу" (обр.русской народной песни В.Авророва) "Утушка луговая" (обр.русской народной песни В.Е.Евдокимова) "Липа вековая" (обр.русской народной песни А.Живцова) Хренников Т. Колыбельная Светланы иа к/ф "Гусарская баллада" Шишаков D. Напев Барток Б. В деревне и др. класс балалайки Бах И.С. Первая прелюдия Шостакович Д. Полька "Ах, вы сени, мои сени (обр.русской народной песни

Н.Бекнаэарова) "Не брани меня, родная" (обр.русской народной песни Н.Бекнаэарова) "Калинушка" (обр.русской народной песни Вязьмина Н.) и т.п. Большинство учащихся первой группы (19 из 23) - представители культпросветучилища г.Москвы. Различия в сложности репертуара учащихся, имеющих одинаковое музыкальное образование (законченная детская музыкальная школа или музыкальная студия, которая по своей программе приравнивается к школе) определяются их индивидуальными особенностями и говорят о своеобразии и неоднородности учащихся, о неодинаковом уровне их музыкально-эстетического развития и исполнительского мастерства.

Типология музыкально-эстетического вкуса учащихся

С целью дальнейшей оптимизации процесса воспитания музыкально-эстетического вкуса нам необходимо было не только определить уровень музыкально-эстетического вкуса отдельного учащегося, но и условно объединить учащимхся с похожими вкусами в типичные группы Возможность этого обусловлена тем, что, как удалось констатировать, музыкально-эстетические вкусы отдельных учащихся имеют много общего, с точки зрения критериев и принципов вкуса. Особенно сходны музыкально-эстетические вкусы тех, кто предпочитает одинаковые музыкальные сферы и музыкальные произведения. Поэтому в основу типологии музыкально-эстетических вкусов учащихся был положен один из ведущих признаков вкуса - "избирательность".

В создании типологии музыкально-эстетического вкуса мы опирались на конкретные социологические исследования по изучению восприятия музыки и вкусов слушателей А.Н.Сохора (239) и В.С.Цукермана (277). Путем анкетного опроса, опирающегося на общепризнанные критерии содержания и формы, нами установлено 5 типов (см.приложение. Табл. 6-66). Гип I - учащиеся, не интересующиеся музыкой, для которых она существует как звуковой фон (66 человек, ответивших, что их привлекает "все равно" какая или "никакая" музыка); ип П - учащиеся, предпочитающие произведения только серьезной музыки (56 человек); Тип 3 - учащиеся, предпочитающие только произведения легкой музыки (всего 182); Тип 4 - учащиеся, предпочитающие народную музыку (57 человек); Тип 5 - учащиеся, интересующиеся различными музыкальными сферами. (Всего 239 человек: из них 193 увлечены серьезной, 227 - легкой, 140 - народной музыкой). Из 600 учащихся - 249 предпочитают классическую музыку (из них только классическую - 56 человек, остальные 193 - классические и другие жанры) - 197 предпочитают народную музыку (из них 57 только народную, остальные 140 - фольклор и другие музыкальные жанры). - 409 учащихся предпочитают произведения легкой музыки (из них 182 - только легкую, 227 - легкую и другие жанры, в т.ч. джазовые произведения - 75 учащихся (только джазовые -15), советскую эстраду - 303 (только советскую эстраду 60), зарубежную эстраду - 265 (только зарубежную эстраду - 30 учащихся).

Далее в процессе исследования, определяя типологию музыкально-эстетического вкуса, мы объединили джаз, советскую и зарубежную эстраду в область легкой музыки. Но при этом в оценке произведения исходили из общепризнанных критериев содержания и формы произведения. (11% учащихся из общего количества не высказали свои предпочтения в области музыкальной сферы Эта группа учащихся представлена в типологии музыкально-эстетического вкуса, как не интересующаяся музыкой.

Данные показали, что далеко не всегда учащиеся правильно называют произведения избранной музыкальной сферы. Например, отмечая, что они предпочитают классические произведения, уча щиеся указывают песню Р.Паулса "Маэстро" Иногда не указывают автора музыкального произведения, или наоборот - только имя композитора (Шопен, Гершвин), иногда вместо произведения называют исполнителя (А,Пугачева, А.Челентано) или ансамбли ("Абба", "Смоки", "Спейс", "Араке", "Машина времени" джаз-роковый ансамбль "Дилижанс" и др.) Последнее особенно характерно для тех, кто предпочитает только зарубежную эстрадную музыку Из 30 таких учащихся 25 не смогли назвать музыкального произведения, 15 дали название любимого ансамбля, 6 отметили, что им нравится любая зарубежная музыка, 4 ничего не ответили, и только 5 назвали произведение (Д.Ленон, П.Макартни "Мишель", Эмерсон "Таркус", Блэк Сабэт "Американский оркестр", К.Сантано "Европа", "Берн" (огонь! без автора) Учащиеся же, предпочитающие и другие музыкальные жанры, как правило, не называют конкретных произведений зарубежной эстрады Здесь необходимо пояснить, в каком значении употреблялись нами понятия "серьезная" и "легкая" музыка. Как пишет. А.Н.Со-хор, существует три основных признака, по которым можно различить серьезную и легкую музыку:

I Содержание произведения. Произведения серьезной музыки отражают жизненно важные проблемы, заставляют думать о судьбах людей, народов (это произведения Бетховена, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича и многих других). В то время, как песни А-Зацепина, Ю.Антонова» Р.Паулса и других прежде всего приносят эстетическое наслаждение и отдых от переживаний, размышлений. "Легкой мы называем музыку развлекательную, которая сознательно ограничивается тем, что дает нам эстетическое наслаждение и отдых". Доступность. Серьезная музыка требует определенного опыта музыкального восприятия, знаний, умений и навыков анализа, синтеза содержания и формы. Легкая же музыка не требует особой подготовки, она доступна всем.

3 Назначение произведения. Серьезная музыка призвана отражать все стороны действительности, ее конфликты, противоречия, героические, трагические, комические события Легкая музыка отражает потребности человека в отдыхе, развлечении. Хотя серьезная музыка, доставляя эстетическое наслаждение и может служить своеобразной формой отдыха, она, однако, не спо-собнара развлекать (238,7).

Легкая музыка отличается от серьезной конкретными жанрами Например: соната, фуга относятся к серьезной музыке, песня, блюз - к легкой. Но есть жанры, которые могут принадлежать к разным музыкальным сферам: например, вальс (вальс Ф.Шопена, и вальс "На отдыхе" Ю.Саульского).

Учет индивидуальных особенностей учащегося - важнейший фактор повышения эффективности воспитания музыкально- эстетического вкуса

Различие вкусов учащихся, предпочитающих одни музыкальные сферы и даже произведения, проявляется в неодинаковости восприятия, отношения, оценивания, исполнения и находится в прямой зависимости от их индивидуально-психологических особен- остей,ж иэненного и музыкального опыта конкретных социально- емокрафических характеристик учащихся, уровня их общеобразо-штельной и музыкальной подготовки, направленности приобретае-!ой профессии» Все эти особенности, взаимодействуя друг с дру- ом, создают условия для многообразия симпатий, пристрастий, ценок, являющихся показателями музыкально-эстетического вкуса онкретного учащегося. Специфические черты этого вкуса прежде обусловлены индивидуально-психологичепкими свойствами личности: темпераментом, характером, музыкальными способностями.

Темперамент личности учащегося сказывается на характере активности, легкости адаптации в новых условиях, изучении незнакомого музыкального материала, работоспособности в ходе учебно-воспитательного процесса; от него зависят особенности музыкального восприятия, исполнения, вкуса учащегося.

Суждения о музыкальном произведении, оценки вкуса учащихся - представителей холерического темперамента отличаются непоследовательностью, иногда - недостаточной обдуманностью содержания и формы произведения, а в связи с этим - неточностью, неглубокой аргументированностью, так как в основе вкуса этих учащихся эмоциональное преобладает над рациональным. Чувство удовольствия, эстетическое переживание являются ведущими компонентами в структуре норм их вкуса. Им быстро и довольно сильно начинают нравиться произведения, но увлечение вскоре проходит, поэтому часто они не доучивают материал, проходимый в классе музыкального инструмента. Исполнение этих учащихся отличается музыкальностью, выразительностью, ярким проявлением эмоциональности, но они не могут достаточно глубоко вникнуть в разучиваемое, вглядеться в его рисунок, вслушаться в интонации, пальцами ощутить все необходимые движения, осознать их. Все это особенно отрицательно сказывается на исполнении произведений быстрого типа, так как при быстрой игре преобладающий процесс возбуждения должен находиться под постоянным контролем торможения. Если процесс возбуждения явно преобладает и при ускорении темпа процесс торможения как более слабый практически исчезает, то исполнение лишается правильной, последовательно организованной регулирповки. Пальцы начинают работать не точно, порой совершая лишние движения, и после быстрой игры не могут сразу прийти в спокойное состояние. В результате исполнение становится скомканным, судорожным и часто заканчивается срывом (остановкой), (особенно ярко все это проявляется во время игры на эстраде, в условиях повышенного нервного напряжения).

Суждения и оценки вкуса учащихся, обладающих сангвиническим темпераментом, обдуманны, аргументированы, хотя не в полной мере глубоки в эмоциональном плане, так как в основе вкуса преобладает рациональное, а чувства и настроения легко возникают и быстро сменяются.Они оказывают предпочтение произведениям жизнерадостным, светлым, оптимистическим, не требующим серьезных глубоких переживаний, размышлений. Подвижность нервных процессов способствует уравновешенности в исполнении, позволяет организованно и точно исполнять произведение, доиграть его до конца без ошибок и остановок, хотя недостаточно музыкально и выразительно передать содержание произведения, особенно кантилену, обладающую напевностью, тонкой интонацион-ностью звука.

Оценки вкуса учащихся - представителей флегматического темперамента формируются не сразу, иногда только после неоднократных прослушиваний одного произведения, в них рациональное преобладает над эмоциональным. Благодаря сильному развитию процессов торможения, учащиеся способны сдерживать свои порывы, строго следовать привычному распорядку жизни, системе работы. Их. музыкально-эстетический вкус опирается на сложившиеся у них кормы, убеждения. Они постоянны в выборе произведений определенного жанра, терпеливо и настойчиво работают над музыкальным репертуаром, достаточно глубоко осознавая особенности нотного текста, мелодического рисунка, но не могут в процессе игры верно передать эмоции, настроения, заложенные в произведении. Поэтому их исполнение вяло, маловыразительно, бедно в интонационном звучании, не интересно.

Учащиеся с меланхолическим темпераментом обладают музыкально-эстетическим вкусом, основанным на эмоциональной сфере, так как они отличаются большой чувствительностью, повышенной эмоциональной ранимостью. Такие учащиеся больше интересуются лирическими произведениями, любят исполнять кантилену. Слабость нервных процессов возбуждения и преобладание торможения не позволяют переносить сильные длительные напряжения, в результате чего наступает пассивность, прекращение деятельности, что необходимо учитывать педагогу при работе над произведением в классе музыкального инструмента. Характерной чертой учащихся с меланхолическим темпераментом является неуверенность в себе, которая отрицательно сказывается на всей их музыкальной деятельности. Боязнь ошибиться влечет за собой неверные, слабо аргументированные суждения и оценки вкуса, иногда стремление остаться в стороне, робкое и маловыразительное исполнение и т.п.

Как известно, деление учащихся на 4 типа темперамента условно. Под влиянием определенных социально-демографических условий, системы образования они претерпевают некоторые изменения, приводящие к возникновению различных промежуточных типов. Поэтому музыкально-эстетический вкус одного учащегося порой объединяет в себе черты, присущие разным типам темперамента. Например, равнодушный к музыке флегматик может проявить яркую эмоциональность в исполнении заинтересовавшего его произведения, решительность, свойственные холерическому темпераменту.

Похожие диссертации на Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ