Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности Безбородова Людмила Александровна

Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности
<
Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Безбородова Людмила Александровна. Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.05 : Москва, 1996 355 c. РГБ ОД, 71:98-13/42-6

Содержание к диссертации

В В Е Д В НИ В ••.«.... ..*.* ***... 4 - 14

FIAIi L ПИШЕШ МУЗШМШ©~ПР0СВЕТйТ1ШЬЩІ ДШТ1ЛШ0ОТ

давша в швшшншй теоійі музшшшшг® шразованйя

§ І, Лишостно-деятельноотный подход в поихояог© -

педагогической литературе «*-•/•;... •...•*...* 15 *-29

§ 2, ©шовные тенденции мрыкалъш-нрооветителъной деятельности

педагога-хормейстера на ©©временном этапе , 30 - 44

§ 3» Эстетический аспект дирижерской деятельности .* 45 - SI § 4, (/©держание и структура дирижерск©~хор©в©й*

Деятельности «*•**•••••*,»••**•«•«*•••*•!>*«*****«»*«• ой ~ ГО

Выводы п© первой главе ,.•,*..«•*««.•.,,•• 79 - 80

Г Л А В А II* ШДШЇІЧЕШШЕ УШШШЯ ОШВЕШОТОВШа Д1Ж1ШШШ-Х©КШ0І1 ДЕЕТШШЄШ ШДАЮГА^МУЗЫКАНТА § І* Направленность содержания и методов дирижереко-хоровой подготовки студентов на шонионально-ешеловую интерпретацию

музыки «••..*•*••«••• ...,..,...,... 81 - IS4

§2* Повышение значимости школьной хормейстерской

практики*»»•»*»•••••*••»•»•«»»»«»•**»»#••»»••«*»•» iu* "~ хои

§ 3, ©юра на выразительные возможности дирижерских

§ 4. Подготовка студентов к музыкально-просветительной

ДеЯТеЛЬНООТИ *»••••••••••**•«*••*•»••**>•*•*>.*» • '»'• * * J.D4: *** JL /О

Выводы по второй главе *•.... ,*«»,,*..,..,*,,,» 179 - 181

ГЛАВАМ* ЩДАШИЧЕОІШЕ 0С0НВНН0ЄЗИ даШЕШШ-ХОЮВСЁ ШДШШШ ЄТУДІНТОВ В УШИЯХ ШШШОТА ВАШИХ IIAGG0B

§ I* Базовая хоревая подготовка студентов факультета начальных классов к дальнейшему освоению предмета "Дирижирование*

§ 2. ©риентапия на управление реальным вокально-хоровым

Звучанием ** * * » »»•»•**»****•*«••*• ••••«*••••*•.••. хУо **• лил

§ 3. Необходимость групповой формы ©бучения студентов

основам техники дирижирования ., .,.»„.,.. 223.- 235

| 4» Методика ускоренной постановки дирижерского аппарата и исправления недостатков мануально! техники... 236 - 251

Выводы по третьей главе «..•,...,••.••«»,,,«•»•*•«, 252 - 253

ГЛАВА *1У* (М©ЄТШТШЕШЯ РАБОТІ ЩІШШЖ ВАД

ХОШ0Й ПАЕШТУР0Й

§ I» Дирижирование как особый самостоятельный вид худ©жеотвенн©

- творческой деятельности человека*«. * *,...** 254 - 268

§ 2. Этапы подготовительной работы дирижера над

партитурой «»*. 269 - 284

§ 3. Особенности изучения произведений кружной форш

§ 4. Анализ хоровых произведений .,.....,..«.. 296 - Ш§-

Выводы и© четвертой главе *?»,*,,,.»..,•.,.«.,*•*,» 316 - 317

ЗА ЕЛ Ю Ч Е НИ Е .4..»...».»...«...*« 318 — 32 9

Б1БЛИ8ГРАІИЯ о* ..*  

Введение к работе

Отражавши обновления всей ©оїдально-культурной сферы сегодня всё боле© становится ориентация на общечеловеческие ценности, на решеше задач духовної?© возрождения общества при создании резальных условий дія свободного и творческого развития личности» Среда этих условий важная роль нранадаежнт музыке» В шетоящее время осмысляются ©удьбн музыкального искусства? всё больщую актуальность приобретает реализация её возможностей в процессе ф©р жирования личности» Однако і ©ложный в© многом противоречивый процесс реформ породил ряд негативных явлений, идеологически!, нравственный и экономический кризие» что привело к эволюции духовных ценностей, составляющих ©ошву общенациональной культуры»

Современные требования общественной практики и приоритетны© управления культурной политики в условиях рыночных отношений определяют актуальность научной разработки педагогических задач применительно к ©ощально-культурной efep© Ва фоне социальной нанряженмоети общества іаузнкальнсиїроеветительная деятельность призвана удовлетворять и формировать эстетические и нравственные нотребности личности.- Тяготение к общечеловеческим гуманистическим ценностям и коррекция целей перспективного развития культуры обусловили возникновение острой потребности в формировании нового тина специалистов с высокой стежень© творческого и профессионального потенциала» в подготовке кадров шрокообразованных музыкантов-просветителей» Поэтому обращение к проблеме активизации просветительных тенденций в подготовке учителя-хормейетера закономерно и оправдан© Дйражерн-хормейстеры занимают в иерархии музыкантов высший уровень (затем следуют инструменталисты

и дале© вокашсїн) 1 н©льзу так©г© ©бщенраняиг©?© в ©реде музн-KaHfQB н©нашнш ©вадеі©дь©$вуш ише факїш а) даражер как ©р ганизатор коллективного исполнения должен обладать более высоким уровнем ©бщемузЕкальж©!»© разввдші в ©равнении © членами ужравлж-ем©?© им к©ллетз?шш б) джра&ер как нравшл© владеем не©шльшшж музыкальншш юфюгомш; в) a©t©раче©кж пр©#е©еш дирижера в©знжкла г©разд© ж©зднее а на ©©н©ве развжфжж друшх ©жежжальн©-©$ей. !узьшальн©-жр©©в©Фжз?©льная дешельи®@ії ущтела-дйражера ВЛЄЧЄФ за ©©б©1 ваче©твенше жзмененжя в ©©держаная. у©$ан©вйЖ на нред ©ящ©е выи©лненше нр©©ветжтельй©й мае©ш, вндшщя ма иередаі нлан е©цаадьн© кульфурнмй а©нек$Ф

Между ЇЄМ, музшкальше ©браз©ваше замеїн© ©ї©яае$ ©t задач духфвн©!1© ж э©тезйче©к©1 © в©зр©ЯЕДЄная ©бщ@©з?ва, ©$ реальнш ©©-пд©кулвіуршй ©о ©іан©іші в ©яраже ©©временная ©итуання харакіе-» рйзуез?@ж иеуд©влеяв©рйїельнш ©©©т©шшем ©бученая ж в©©ш$ашя ©редоФвамй щузБша На тж §©не пр©ж©х©де ©Фчуждеше м@л©дежж ©т ©бще©тва, кульгурн ж чел©века 0днш ЕЗ нажравлежжн" пре©д©ле ЇШЯ ©©здавшеіеж ©итуацаж являет©я изучена© ©бавдшг© материала ж© їе©рмж вд©же©тіенн©-ів©рче©к©й д©яїельж©©5т, зраб©ФШ ж шр©века Eytet ф©рщр©іанжя нр©ф@©сж©нальн©г© та©ФЄре$ва у е-лж-х©рмеІсз?еа в у©л©вжях музакальн©-нр©©ветжа?ельн©й ДЄШЕЄЛЬШ©ЇЖ.

Ак?уадьн©©з?і жроблемы раеем©трежйя,з?е©реїжче©шх ж метеджче©- шж а©иекї©в джрижер©к© х©р©вой ж©дг©т©вкж єтудент©в к музнкаль-н©-жр©еветжі?ельж0і Д@Я$ЄЛЬЙ©©ЇЖ ©бу©л©вл©аа ©ледущшш пшіжв©-тэечжшш а) между ©©щальжша п©требн©©Фямж ©бщеезша в музыкаль Ж©-"ЖР©©ВЄТЖЇ©ЛЬН©Й раб©ФЄ Ж ©©©Т©ЯШЄМ П©ДГ©Ї©ВКЖ ©ТуДЄН$©В к

эз?©и деаиельноетж, к© е©р©е не ©ж©е©бсфвуеш реализаций в©©шта-телшяг© жетежцаала музшсалы©г© жокуеетва;

б) между їреоуеюм ур©вшш г©$©вм©е!і уштшлж кшщЩш ещ ж щгінкалі н©-лр©©ввфате іі.ж©і дея$ельн©©$ж ж евдуїздвкем $@©ретж- lesE©?© ©© ©бщешя і ©ж©$ емаїжзадаж одюасодрввехіі, р$шярфкх ир©це©©©м ф©рмир©вашя еі1© врефеевдоваядоедо шшіервіва;

в) между н©гребщ©з? м в кадавем ва©нщеша кульгуршй @fра© ли и ©Ф@уі©Фвжем ндобхвдошв ш©ла йвада$®адр©вашш уш$єлей- щрші©$ ер©в © ©риежтцаей щ иереиекшіву раб©їн в ©©цааяш© - кулмурші @ере.

І&зреішше дашнж мр©іжв©решй ж ©mi© np@ ii©M©t нашег© ж©©-ледавашя. В шж©ках ©Е©Ф©6©В разрешения названных пр©тжв©речжй лр©блема дж©©ер$ацйж бтв. ©©;рулир©вана ©дедувдам ©браз©м: ©©-держаше, ©з?руш?ура, педаг©ітчееще рш©вжя ж м@з?©дн ©и©$еш эЦекашвш!"© ф©шр©:важжя даржжер©к©-зшр©в©г© ма©Фер©Фва ©фуде-ш©в в у©л©вжях музшк§лш© пр©еветжіельшй ДЄЯ1«Ш ЇІ©©3?И. Спешив иаучшй разраб©з?аш©е шіі іт©бл©ш;

В ©тече©Фв@ш©1 ж зарубежн©!; п©даг©гйке утв@рджл@@ь шшшнже ї©г© чт® в ф©ршр©вашж жттт определяющее значена© принадлежав деятелш©©ш чея©века (А,Н.Іе©нтьев, С.1.1 бйвжейй, Д С Выг©$©ка!# В.МДенл©!, Д.Брущр, Б.(Мм©Ж ж др.)

0©держанжю ушбН0 їхедаг©жче©Е©І деятелъшетж, в©нр©©ам её ©рщнжзащш в целях ©1Шр©ванш лм©©з?нш каче©їв чел©века И©©ВЯФЖЯЖ ©в©ж тщт В .В Давыдов, Н.В.Кузвшна, Ю.Н.Кулкшаш, В.СМушна, ВД.Слаеяевдш, Ю.К.Іабашкжй ж др.

К пр©блетам кyльfypн© Iїp©Qвeтa ї!eльн©l,© дела в шдавэшчеек©! науке ©бращалжеь ЮЛ«Азар©і» Н.К.1ашшя©ва, В.Г.В©чар©ва» АЛ. Карашшев, В.СДузжн, ВЛЛержжченко» раекрывавдае ©©обенн@е$ж $)©ршр©ванжя худ©жеетвеш©й культуры м©л©дежж как цвлоеш©г©

шдагошческог© процесса. В исследование проблеми воспитания личности в культурно-дооуговоі сфере в процессе самодеятельного творчества важній вклад внесли Т.И«Бакланова» АД.Нарков, А.С Каргин, Т.Г.Іжселева, 1.ДДра©ияьшк©в, ЮД.Отрельцов» В,ЕЛрж-©ДЙЖ, ШАЛерватж. В раде исследований отражены различны© аспекты; научно-те©ретиче©к©е обоснование художественной самодеятельности как явления, формирующего личность (Е«И.Смирнова,Т И» Бакланова, А.ДАрков, Ю.Ооколовскаі, ІД.Краеильшков), разработка методик раб©ты в музыкальных коллективах (ВЛ.Закутекий, А С.Каргин, и.іішіа), совершенствование подготовки кадров руководителей самодеятельных коллективов (Т.Й.Іакланова, М.ЙДол-женкова» Т.С.Зиновьева» В.ФЛабанный, О.В.Оокол) Однак©, проблема актуализации просветительных тенденций в подготовке уштеля-хораейетера не была предметом специального научног© иештдования. Особог© внимания требует взаимодействие учебного пр©щшш в педвузе © разнша направлешяма будущей профессиональной деятельности учителя.

Существенным фактором формирования социально значимых качеств личности человека являетея художественная деятельность» В работах Б.ТДихачева, В.К.Скатерщшеова, В А їазумного, І.І.Жечк© указывается на то, чт© такая деятельность формирует лучше человеческие качества личности: познавательные, оценочные, творчес-кае и коммуникативные. Между тем, дирижерская деятельность нуждается в научном ©©©знании. Искусство дирижирования - наименее исследованная область музыковедения и музыкальной педагогики» Необходимость дирижерской техники, ее роль ж возможность воспитания до ©их пор подвергается сомнению. Актуальность исследования приобретает особую остроту в связи с малой изученностью

дрир©да ті©рче©їіа дирижера в п©зшш гш и мушк©веденші#

Изввотане х©р©вш дирижера: АД 1г©р©в, К,К.!игр©в, К»Б 1йш-ца» В Г.@©к©л©в„ 1 ГЛеешк©в и друиае ©тещм жр©бя@да; ©вж зашше © В©©ІШШШ©ЇЙ х©рм@й©тера, Ош ©©шавйла ©mtamie м@з?©дш-чееюах жрием©в раб©тн с ж©р©м БФЛЫШШФВ© и©©лед©вавШ» пр©ве-денннх в 7S-e m Ш @ Е©ДН, ж©@вщеш разлютнм аежектам ©©вер-нш©Фв©ваішж дтрїж©р©к©-х©р©віх навык©в jm.T%m иуешй, В шх жр©длаітш©я разше ©ш©©бы развития ФВ©ЯЄ©К©І акїивш©$й ©худеет©!, в Т©Ё шт шшй мер© решаете ир©©лема ©ршр©вашя © г-дедввш даршкерошх навык#в Эт© раб©$ы Г,Г.Г©лыка» Р.Н Ерман, Ж.М.Дебедей, В,д\1ав©ва 1ЛиКрае©тйн©1, В?О.Елт©еев©і, Р.В Шш-вежат» Т»А.Дервушн©й, 13.@©к©д©в©1, Э К 0©ш, ТД.Э©тран©й.

Однак©, цел©©тннй я©дх©д к дйражер©к©-х©р©в@й деятельн©©ти э$аш ав$©раш ш ©©уще@!шшд©& и mjm® не ©б©@вжваваш1» в©-ар©©н ©неждфшш ж ©ярршурн дйрижер@к©-х©р©в©й дeяfeльж©©ш п© др©бш не ра©©іщфрйваяй©ь Пр©бдема ф©ршр©іашя джрижвреке-ашров©:!?© ма©шер©Фва @$уден-Ї©В в у©л©вйях музжкальн©-пр©©ветйшвльн©й дея$ельв©©тж же была аредшз?©м ©жещалвшг© научн©!»© м©@лед©вашя. Вже решения ©©t пр©блевд нев©зм©жи© ©іавйФЬ в©жр©© © ж©лі©цежн©й жр©§е©©іі®йаль--н©й ж©д?©т©вке ушФвле! к раб©іе ©© ш©дьн©й шшщежью, © ИХ му-знкальн©-н@даг©ітіе©к©ш ж пр©©веФйтельн©м ма© еер©з?ве Объекж©м аз©дед©вавш явдшвтбя te©peTE4©eEEe а мет©джче©кае ©ешвн дйрйжер©к©-х©р©в©й Е©ДІ,©Т©ВІШ. етудежт©в жедвуз©в к щузм ШДЬЖ©-П©©ВЄТЕФЄЛЬМ©Й Д@ЯФЄЛВН©©ТЙ. ; Дредшт и©©яед©вавш - пр©ще©е і©мір©»анщ джрйжерек© х©р©-в©!5© маегереїва еїудей$©в в у©л©ваях щгзнкальн© ир©еветиз?ельшй деягельшеЕй.

I

і

. Цель.-исследования состоит- в. разработке.нового. направления в теории, и-методике, культурно-просветительной работы: музыкально-- просветительная-деятельность дирижера, Задачи исследования:

I. Исследовать-теоретико-методолорические, основы становления а. развития.личностно деятельностноЕо. подхода-в педагогической науке применительно., к музыкальной деятельности -дирижера 2 -.Выявить. основные. тенденции и.. проблемы, .современной .практики музыкально- проеветительной деятельности дирижера и определить

её сущность,-... --....- .-... . -. .-..,: . - -.-.

3. .Разработать.,теоретическую-модель профессионального мастерства . дирижера,- раскрыв .-специфику-,. - структуру,, содержание, его. деятельности , - художественно интериретапионную. природу творчества дирижера, параметры деятельности в контексте музыкально-просветительных задач . ............

4» І&зработать концептуальные основы дирижерской подготовки I учителя к музыкально-просветительной деятельности.

5. "Е зработать методические основы формирования дирижерско I хорового мастерства студентов в условиях музыкально-просвети j тельной деятельности.

6. Определить специфику внедрения разработанной методики в условиях факультета начальных классов.

7. Апробировать организацию процесса формирования дирижерско 1 хорового мастерства учителя в условиях педагогических учебных

І заведений.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по фило еофии, психологии, культурологии, педагогике, музыковедению;

I комплексный теоретический анализ проблемы, основанный на синтезе

I структурно-функционального, содержательного и деятельностного

I подходов; педагогическое наблюдение учебно-воспитательного процес са педвуза; опытно-экспериментальная работа, включающая анкетирование и беседы со студентами» констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента, а также педагогический анализ музыкального материала.

Концепция исследования строилась на предположениях о том, что - изучение теории и методики дирижерско-хоровой подготовки студентов на основе цеЛоетно-деятельноетного подхода позволит повысить эффективность их музыкальнортросветительной деятельности;

- ВНЄ©їШЙ ур©ВЄЖЬ ©$®pMHp©BaHH@©TE ЄЛаЩ@ШХ Щ&МЄТр©В ЩШШг ішлі ш-жр©©веіжтеяьн©і деятедызеодк ушшеж-хармейетера ©deeie-чаваеш©м цележанравяеншм ж©н©явз©ванжем ©немдаяш© разраб@шн-шй. @ж©теш ©бученая ж э©шшФаиш ©Фудейт©в в у©я©вжях педвуза; эта еиатема д©жна учштмвать ©©©бенн©©тж ©©дершшя ж ©труктуры дарижер©к©«х©р©в©1 ДЄЯТЄЯЬНФЄДО}

- педаз?©вачеешмй у@л©вжжщ д©©тжженщ вш©к©г© уровня @©©твет-©твущей де&геяыдовзд. являш©а: ширавлевшеть ©©дершнжя я ме т©д©в диржжерек©-щрв©1 ж©дг©т@вкж на 9м©ца©шльн©-езш©л©вуй жнтержрегацаю музыки» ЖФВНШЄНЕЄ значим©©ш ШК©ДЫ©Й х©рюйотер-©E©f жришш, ©пера на вшразжтелыше в©зм©жн©©тж жиршжереші [ же@т©в, ©риентажжя на кемжлекеше В©ЗДЄЙ©ФВЖЄ разлжчнш: вжд©в жекуе©тва? удравлеше реальнш в©кальн©-х©р®вмм звучанием.

0бідемвт©д©л©і»йчеек©й ©@н©в©й ж©елед©ванжя явжлж©ы тееретж-ч©©ше к©щешзрш ©бщей те©ржж деятельности (М«0Л&вдг, А.Н Де©н твев» Б Г«Анаиьев В Н Мяежщев, ОЛ ЩбжтштШм), те©рия педаг®-імческой дежтелън©©тж ж ©рдар©вашя лжчнеетж (В.А Слает@шн, Н.В.Кузьмана» КЗ.НфКулшкин, В.О.Іушна), те©ржя й методика эете-тжчеек©!© в©ешташя (БЛ.Лжхачев» В.А,Візушщй, В«Н Шацка&Д,» Печк©)» теержя музнкаяъшй шдароотш (Э.БДбдулшн, ©„АДжрак- ©жна, Ё«Б«Алнев, Д.ГДрчажнжк©ва Г.М.Цшшн» ГЛ1.Стул©ва» Г,С, Вшша) 0©н©ву ©жеждалъной мет©д©л©шж жредотавляют те©ржж: те©ржя интенажжи ВДеафьева, © музшгалън©м в©ежршзшж (В.В.Ме-душев©шй, Е В Шзайішн©кйй, 1Д Варенбеймг).

Научная н©вжзна ж те©ретиче©кая шнн©@ть же©лед©ващя заключается в н©дх©де к© в©ей деятельн©©тж учателя-х©рмейстера © и©-зжций кулътурн©-пр©еветжтельн©й рабетн, чт© предъявляет качеот-венн© жнш требования к ©рганжзапиа ж ©©дериганию учебн©!"© пр© цесса в дарижерском классе в целях её просветительно! направленности. Автором разработаны концептуальные основы, дирижерской подготовки, учителя к музыкальнонгросветителъной деятельности, определившие новое направление в .теории и методике культурно-просветительной работы. .Методологию, этого направления, составил. целостный - личностног-деятельностныи. подход, в.:соответствии, е ко-торым-музыкально просветительная деятельность, дирижера рассматривается как органическая и.неотъемлемая чаеть профессионального музыкального. образования .

.... В основу теории.нового..направления культурно-просветительной деятельности положено - рассмотрение процесса формирования дирижерского мастерства просветителя как - психолого-педагогической. проблем .,.. ..что включает.:, изучение состояния теории .музыкального.. образования-И- выявление, основных тенденцій -музыкально-проевети- ЇЄЛЬНОЙ .деятельности .хормейстера на современном .этапе; установление .факта отсутствия, единой психолого-педагогической. теории музыкально просве.тижельной..деятельности..дирижера, и .определение,, теоретических подходов к, .изучению - специфики.,.. содержания и..структуры дирижерско-хоровой.. деятельности,. художественно-гинтерпрета- ционной природы..творчества.дирижера . обоснование, ж разработка теоретической..модели музыкальной-просветительной деятельности -... дирижера., - включающей»описание содержания.. этапов, .работы, дирижера над.хоровой .партитурой,, составление.стр ктурнординамачеекой ха рактеристики-исполнительского процесса,.формулирование -парамет- ров и показателей, .профессионального .мастерства дирижера, - утвер- ... ждение -понимания дирижерского искусства как .особого..самостоятельного, вида художественш-гтворческой деятельности -человека. , - ...

... Автором..предложено конкретное, содержание.обучения.студентов.,. новые методы-обучения;, метод.-комшюксного воздействия-различных видов -искусства,-и .метод, эмоционально смыеловой.. интерпретации .... авторская методика ускоренной.постановки дирижерского апжарата.

• В хода опытяо-экспершентально! шсш исследования апробированы „учебные...про2 шщш1пПодготовка_ организаторов щштлшто. досуга молодет",."Искусство хорового .пения.".,, определены педагогические ...условия-подготовки-, студентов-в .педвузах - - ---- _ .. Практическая - значимость - исследования заключается.. в. .том .. что результаты проведенной работы открывают широкое поле для твор @©к©й ujmmmm даіижвіііндовведотел&, ДЙЯ ттщя®жчет®т жршшшжйя в кур©ах з иДі:рзш$©і&нй©и, йІ©дг©і?©вЕа щттшт §ФВ щвттжъжФт жтут нюдодежк", " ©ку©©!!© х©р©в©г® ж®шш в вм©шшс ведагФггавкнх уедЗянх шаведашшх» ущв©р©ЖФ©шх культурі и ж©ку©е$ва« Результат а©©лед©іашя Ш©ЖЙ© а©шльз©ва$і шщ ра©шйрешй ©ферм деяФельж©©ій уша?©ж, в актуалізації ©©ца Ш1Ы©-КУЛЬЗД1НЖ ©©Н®В Е!©$Є©©ЗШ уШШеЛЕ ШК©Ш. В Ш©ШШ©1І»©Ф©

ка©аеш©яjmtеж щшшш9 уш$еля шшжьтш кла©©©і, жшшж Тч&-ш©я@і а©йу©ез?ш а ©ршшзаз?©р®в щвшш&жьш®т д©©уш ш®льшк©в МЄФ©ДЙЧ@©ЕЙЄ &к©м©ндада, ©жублшшвашне в учейшш н©©©биях м©іуш біш» ж©п©яьз©ваш для шдшш давня нр©фе©©ж©налш©:г© ш©$ер©тва мувнкальн©-шдаі,©шч©©шх надав, так каш ©©зшш щу-зшшіьші культурі - at© в©©тъ@ш@ш1 Е©ЙШ©ШШ н©# ©©©й©наль--ШФТ© щбшш недаг©га, еге важная лзга©©з?ная щакФ©й©Фмка«

Достоверность, обоснованность и надежность научных результатов ж выв©д@в ©бе©н©шва@ш©я ме$©д©л©ті@©к©й ©б©©н©жаш©©Фыэ ж и©х©дшма f@©p@sH4e©KMi шзиниящ, разн©©бразйем и©т© «шк©в ш ртаїрш; реалйзащей к©шлек©шй м@$©дщщ и©©лед©іашя, адекватней ©і1© даше и науншму ашараяу. Эт© Е©ДФВ@;РД©Н© данщ-вш, ©вйдеяельетіувдшш © ШЗШШВІШХ изменениях в ур©вн© п©ді © т©влеш©©тт ©$уд@н$©в к з змщльн©-жр©©в@$ительшй ДЄЯФ©ЛЬІШ©Ш в щ©де a mm® ©иределяетея вшдрешем в практику разраб©з?аа-шш авт©р©м учебншс ш©©бжй ж жх шл©жаі©льн©й ©ценк©й ір@п©да-вателямй пежвуз©в ж ЙН©ЇЕ$У$©В и©ку©сява 0©н©вше п©л©жешя, вын©©имм© ш аащшш

Личн©0тж©-дешвльн©етшй н©дх©д, разраб©ташшй в ©©временшй ктцетщж д©изс©л©г©-педаг©шче©Е©р© ©браз©ваншї шзв©ляет м©де-лир©ват нр©це©© ф©рмар©вашя у ©$уденї©в дирйжер©к©-х©р©в©:р©

мастерства-. Основания для. его. формирования - лежат. в. целостном, подходе к музыкальной .деятельности, при котором-просветительная направленность...творчества -дирижера, рассматривается. как. органи- ческая.,ж.-неотъемлемая чаеть системы профессионального музыкального, образования. -. ....... ..... ..... ... ... .

. ..Музыкальшь-просветительная. деятельность, дирижера.. • это педа- гогически. ориентированное, в условиях свободного- времена интеллек туальное, ж.-эмоциональное....воздействие .наличность, .школьной молодежи .средствами хоровой.музыки, .сопряженное с задачами реальной социокультурной.. еитуацйи.,.1узыкально просветительная, деятельность учителя-хормейстера повитает - её - социальную. значимасть .и является, теш .фундаментом, на. котором решается целый. комплекс - задач: епецйальшх,.. образовательных, и воспитательных. Эта деятельность заключается в.целенаправленном,приобщении.школьной..молодежи к современной, музыкальной, .культуре и .осущеетвляется..в--форде.общения., при..создании необходимых условий Хорганизапионно-педагоги- ческих..И-художес.твенно-т.ворческйх) для более полного саморазвития и. .самореализации школьников, -. .,- — ... Профессиональное.-мастерство дирижера .представляет. собой -ввь

сокии уровень., сформированности слагаемых-параметров ..соответст- вующей. деятельности музыканта. Это .мастерство.,. „ будучи -предпосылкой .эффективной .музыкальдо проеветительной деятельности -дирижера является результатом - дирижерской-хоровой подготовки., студентов, как соединение, интегрированных качеств, знаний, навыков и

умений., .направленности личности..- ....., , . ... .Слагаемые .параметры такой деятельности .содержат; а )дели и. ...„ ,

задачи ,. .которые- .решаел? хормейстер...(музыкальное..просвещение ..школьников, .через . пропаганду, хоровой. музыки,., овладение. их. .музыкальным восприятием.,, формирование, их музыкальности);- б)-функции.,,-выполняемые, .хормейстером .(организаторские.,. коммуникативные,- диагностические,- .прогностические); в). .направленность .личности, .дирижера на • практическую реализацию .воспитательного, .потенциала музыкального искусства.;, г)...качества., дирижера..(дар педагогического общения,, .дирижерская техника,, .вера в..успех,- стремление к. самоо.бра-зованию,..музыкальность);д) знания .и.умения,, используемые дирижером для .решения художественнотпедагогических .задач».. ...... . . ....

Педагогическими условиями совершенствования дирижерской под готовки учителя к музыкально-просветительной деятельности являются:-направленность, содержания-и методов-такой подготовки на эмоционально-смысловую, интерпретацию музыки, .повышение значимости, школьной -хормейстерской практики, .опора на выразительные, возможности дирижерских жестов., ориентация на комплексное воздействие различных, видов-искусства, управление реальным вокально хоровым, звучанием ансамбля .,, ... -Характеристика такого сложного явления как. дирижереко-хоровое мастерство - специалиста требует, использования комплекса,интегрированных показателей, реализация которых обеспечивает.системный подход к обучению студентов;.а) качество исполнения хоровой музыки и песен школьного репертуара;, б) вокально-техническое освоение .хоровой партитуры; в) интерес и желание..овладеть профессией учителя; г)-подготовка программы культурного мероприятия;.

д) самостоятельность .в. отборе выразительных дирижерских жестов;

е) наличие "техники репетирования"...

Пути комплексной подготовки студентов к музыкально-гПросвети-тельной .деятельности включают: использование - таких методов-обучения как:,-ме.тод эмоционально-смысловой. интерпретации хоровой . музыки, метод комплексного, воздействия различных-видов искусства, внедрение .авторской методики ускоренной постановки. дирижерского, аппарата и учебных курсов- "Подготовка организаторов музыкального досуга молодежи",. "Искусство хорового пения"..

Специфику внедрения разработанной методики. в .условиях -факультета .начальных классов составляют следующие педагогические особенности: а) устранение пробелов,в музыкальном-образовании студентов в процессе, хорового, пения; б) необходимость.групповой формы обучения..студентов. дирижированию; в). использование методики исправления недостатков мануальной техники при острой нехватке учебного, времени. . . • - . . . -. . - - •

. Одна из важнейших.задач.музыкального образования состоит .в воспитании у. студентов активного и самостоятельного отношения к хоровому произведению., которое. обучаемые самостоятельно, осмысливают во -всех деталях, Эт.о. требует умения передать собственное, понимание.образно-эмоционального, содержания музыкального материала, превращая тем самым.работу дирижера над воплощением замысла композитора в творчество.

Похожие диссертации на Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности