Содержание к диссертации
Введение
Глава I Организация шоу программ в социально-культурной среде .16
1.1 Основные этапы становления шоу бизнеса 16
1.2 Сущность и задачи шоу бизнеса в современном образовательном пространстве 48
1.3 Технологические механизмы организации шоу программ для зрительской аудитории 71
Глава II Опытно-экспериментальная работа по организации шоу программ на основе технологий социокультурного менеджмента 103
2.1 Особенности организации шоу программ на региональном уровне 103
2.2 Технологии реализации социокультурного менеджмента в процессе организации шоу программ 119
Заключение 136
Список использованных источников 142
Приложения 159
- Основные этапы становления шоу бизнеса
- Сущность и задачи шоу бизнеса в современном образовательном пространстве
- Особенности организации шоу программ на региональном уровне
- Технологии реализации социокультурного менеджмента в процессе организации шоу программ
Введение к работе
Актуальность исследования объясняется тем, что в современных условиях развития социально-экономической сферы российского общества в центре внимания российской и зарубежной педагогики оказывается проблема разработки проектов и программ, ориентированных на организацию свободного времени разновозрастных категорий.
Потребность в разработке проектных технологий в сфере шоу-бизнеса обусловлена тем, что индустриальное производство шоу-программ на Западе достигло колоссальных размеров и результатов, демонстрируя свои огромные возможности воздействия на массы, в то время как в России процесс производства качественных (не только в техническом, но и в морально-этическом отношении) шоу-программ еще не налажен. Большинство социума продолжает относиться к ним предвзято, считая, что шоу-программы выполняют только гедонистическую функцию. Однако совершенно очевидно, что шоу-проект - один из важнейших компонентов образовательной среды, необходимый для культурного воспитания граждан. Полноценное развитие молодежи и ее интеграция в обществе невозможны вне культуры и здесь большая роль отводится зрелищам, как фактору, способствующему формированию художественных и творческих интересов молодого поколения. Следует подчеркнуть, что кино, радио, телевидение, да и вся аудиовизуальная индустрия обязана своим развитием - зрелищам.
Шоу-проекты способствуют устранению явлений культурного и социального отторжения, налаживанию диалога между различными культурами, между поколениями, рождению новых талантов в молодежной среде. Они выступают как весьма эффективное средство поддержки тех слоев населения, которые нуждаются в различных видах реабилитации.
Шоу-проекты по своей природе являются непрерывно развивающимися формами культурно-досуговой деятельности. Их динамика представляет собой непрерывный процесс перехода от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему. Это состояние формируется и поддерживается как
внутренними закономерностями развития культурно-развлекательной деятельности, так и общими тенденциями развития культуры общества и мировой культурной цивилизации.
Современная культурно-развлекательная сфера способна представлять широкие возможности для отдыха и развлечений. Ее основное отличие -высокий уровень технической оснащенности, использование современных технологий вовлечения людей в игры, конкурсы, в культурное пространство насыщенное развлекательными программами.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретические основы социокультурного проектирования представлены в работах О.И. Генисаретского, Т.М. Дридзе, И.В. Жежко, В.А. Лукова, В.И. Курбатова, О.В. Курбатовой, Э.А. Орловой, В.М. Розина, Б.Н. Скворцова, Г.П. Щедровицкого и др.
Обоснованием социально-культурных проектных технологий рассматриваются в работах Г.М. Бирженюк, СБ. Брижатовой, Е.И. Григорьевой, Ю.Д. Красильникова, А.П. Маркова, А.Б. Панькина, Н.Н. Ярошенко др.
Концептуальные основы теории и методики социально-культурной деятельности содержат содержат исследования А. Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, Н.Ф. Масютина, В.Е. Новаторова, В.М. Чижикова и др.
Вопросам подготовки специалистов социокультурного менеджмента уделено внимание таких отечественных ученых, как: Е.В. Клеппер, Т.И. Бакланова, А.Д. Жарков, Е.И. Жданова, B.C. Кабанов, М.М. Лебедева, Г.П. Тулупов, Н.В. Кротова, Ю.Д. Красильникова, Н.В. Кротовой, B.C. Садовской, В.М. Чижиков.
Для данного исследования важное значение имели работы, раскрывающие механизм функционирования шоу-бизнеса: Е. Дукова, А. Шейко, Б. Бенджамина, С. Фрита, Б. Лонгхарста, Д. Лалла, П. Негуса, Д. Пассмана, Д. Уиллиса и др., а также технологии проектирования культурно-досуговой деятельности, шоу-бизнеса и предпринимательства и
5 определяющих объем знаний, умений и навыков специалистов в данных областях.
Диссертационные исследования СВ. Иванова, Т.В. Христидис и других рассматривают процесс формирования менеджеров шоу-бизнеса, формирование коммуникативных способностей менеджеров социально-культурной сферы.
Тем не менее, несмотря на многочисленные публикации, отражающие особенности деятельности специалиста социокультурной сферы, до настоящего времени проблема организационно-педагогического подхода к социокультурному проектированию шоу-программ не нашла специального научного рассмотрения.
Изучение организационно-педагогического подхода к проблеме социокультурного проектирования шоу-программ на основе технологий социокультурного менеджмента позволило выявить противоречия между:
- потребностью участия молодежной аудитории в массовых
развлечениях с использованием новейших достижений техники,
ориентированных на представление исторических событий, современности
или фантастических сюжетов и недостаточным количеством научных
разработок, направленных на использование технологий социокультурного
менеджмента в создании и реализации культурно-досуговых проектов и шоу-
программ, способствующих формированию позитивно-ценностных
установок, стабилизации социально-личностного состояния молодых людей;
личностными потребностями современной молодежи в творческой самореализации и отсутствием интегрированных технологий социокультурного менеджмента, способствующих созданию педагогического, социального и психологического воздействия на личность в процессе реализации и восприятия шоу программ;
потребностью учреждений культур но-досуговой сферы в создании и реализации шоу-программ и проектов, ориентированных на молодежную аудиторию, и отсутствием квалифицированных кадров - менеджеров
6 социально-культурной деятельности владеющих технологиями организации шоу бизнеса;
необходимостью применения проектных технологий социально-культурной деятельности в сфере шоу бизнеса и малой изученностью на методологическом и методическом уровне данной проблемы в педагогической науке.
Данная позиция обусловила проблему настоящего исследования, связанную с выявлением организационно-педагогического подхода к проектированию шоу-программ на основе технологий социокультурного менеджмента.
Целью исследования является обоснование организационно-педагогического подхода к проектированию шоу-программ на основе применения технологий социокультурного менеджмента.
Объект исследования - процесс организации шоу программ.
Предмет исследования -проектные технологии социально-культурной деятельности в сфере организации и проведения шоу-программ.
Задачи исследования:
Провести историко-педагогический анализ становления и развития российского шоу-бизнеса и на этой основе определить сущность и выявить специфику организации шоу программ с использованием технологий социокультурного менеджмента в условиях современной культурно-образовательной среды.
Обосновать технологические механизмы организации шоу-проектов и программ на основе социокультурного менеджмента для молодежной аудитории на региональном уровне.
Разработать организационно-педагогическую модель организации и проведения шоу-программ с использованием социально-культурных проектных технологий.
Выявить организационно-педагогические условия создания и реализации социально-культурных проектов и программ в сфере шоу-бизнеса на основе технологий социокультурного менеджмента.
Разработать и экспериментально апробировать педагогическую комплексную программу, обеспечивающую эффективность подготовки специалистов социально-культурной деятельности для сферы шоу-бизнеса.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что эффективность организации молодежных шоу-программ зависит от соблюдения следующих организационно-педагогических условий:
- уточнения и конкретизации технологических механизмов социально-
культурного проектирования для использования в практической
деятельности учреждений культуры и досуга при организации шоу-
программ;
комплексного использования интегрированных технологий социокультурного менеджмента для педагогического, социального и психологического воздействия на личность;
разработки модели взаимодействия различных структур и ведомств по созданию и реализации шоу-программ;
педагогической подготовки специалистов социокультурной сферы по вопросам организации шоу - программ для молодежной аудитории;
- разработки и внедрения комплекса программ с использованием
современных технологий социокультурного менеджмента, направленных на
формирование позитивно-ценностных установок, стабилизацию социально-
личностного состояния молодых людей.
Методологическую основу исследования составляют
- положения психологии творчества о деятельности ом подходе в
творческом развитие личности (Б.Г. Ананьев, Л.В. Брушлинский,
В.В. Ванслов, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Г. Маслоу, Б.С. Мейлах,
А.А. Мелик-Пашаев, О.В. Ощипкова, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн,
Н.А. Терентьева и др.);
исследования о функциях искусства и художественно-творческой деятельности в жизни общества и человека (Ю.Б. Борев, Ю.Н. Давыдов, Е.Б. Долинская, Л.Я. Дорфман, Е.А. Дуков, Л.А. Закс, А.Я. Зись, Ю.Н. Капустин, Ю.А. Лукин, И.А. Набок, М.Ф. Овсянников, Ю.В. Перов, С.Н. Плотников, Л.Н. Столович и др.);
положения Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красилышкова о технологическом обеспечении просветительства в современной социально-культурной деятельности; Ю.А. Стрельцова о ведущей роли общения в организации социально-культурной деятельности населения; А.Д. Жаркова, и В.М. Чижикова об организационно-методических основах деятельности учреждений культуры и создания культурно-досуговых программ, а также Г.Л. Тульчинского и В.Е. Новаторова о роли менеджмента и маркетинга в сфере культуры и досуга.
Методика исследования включала комплекс различных методов, направленных на достижение поставленной цели. Были использованы:
- теоретические методы: теоретико-методологический анализ
позволил сформулировать исходные позиции исследования; понятийно-
терминологический анализ применялся для характеристики и упорядочения
понятийного поля проблемы; системный подход послужил основой
целостного рассмотрения проблемы использования технологий
социокультурного менеджмента в процессе создания и реализации
культурно-досуговых программ и проектов;
- эмпирические методы: изучение нормативно-правовых документов в
области культуры и образования; исследование и обобщение опыта
проектной деятельности по проблеме исследования; констатирующий
эксперимент, включающий анкетирование специалистов культурно-
досуговой сферы, молодежи и взрослого населения; социально-
педагогический эксперимент; педагогическая диагностика уровней развития
знаний и практических навыков обучающихся.
База исследования: Государственное учреждение «Тамбовконцерт», центр народного творчества и искусства г. Ульяновска, МУК Городской Дворец культуры г. Воронежа, Тамбовский колледж социокультурных технологий, кафедра социально-культурной деятельности Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, кафедра социально-культурной деятельности Воронежского института экономики и права.
Организация исследования. В исследовании можно выделить три взаимосвязанных этапа.
Первый этап (1995-1999 гг.) предполагал изучение философской, психологической, социокультурной, лингвистической, социологической литературы по проблеме, анализ сложившейся практики организации шоу-программ для молодежи. На данном этапе была выявлена сущность и специфика развития шоу-бизнеса в современном образовательном пространстве, а также проведен историко-педагогический анализ становления и развития российского шоу-бизнеса. В этот период готовились и внедрялись различные культурно-досуговые программы на базе учреждений культуры и досуга городов Воронежа, Ульяновска, Арзамаса.
Второй этап (2000-2004 гг.) включал обоснование структурных компонентов организационно-педагогической модели разработки и реализации шоу-проектов и программ с использованием проектных технологий социально-культурной деятельности. В этот период были выявлены особенности организации шоу-программ для молодежной аудитории на региональном уровне; разработаны и экспериментально апробированы технологические механизмы создания и реализации шоу-программ на основе социокультурного менеджмента. Проводилась опытно-экспериментальная работа. Выявлялись и обосновывались организационно-педагогические условия разработки и реализации шоу программ на основе технологий социокультурного менеджмента. Разрабатывались и внедрялись учебные программы в работу Тамбовского колледжа социокультурных технологий, кафедру социально-культурной деятельности Тамбовского
10 государственного университета им. Г.Р. Державина, кафедру социально-культурной деятельности Воронежского института экономики и права.
Третий этап (2005-2006 гг.) включал обработку полученных результатов в ходе исследования, обобщение материалов исследования, формулировку выводов, рекомендаций и оформление диссертации, публикацию материалов.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
определена сущность процесса организации шоу программ на основе проектных технологий социально-культурной деятельности и социокультурного менеджмента, которая заключается в создании условий для удовлетворения растущих духовно-культурных потребностей населения. При этом каждый компонент зрелищного действия (то есть речь, пластика, вещественная среда, динамические, механические эффекты) должен воздействовать на зрителя и подбираться с максимальным учетом особенностей зрительского восприятия;
выявлена специфика воздействия шоу-программ на человека, которая определяет интерес аудитории к особенностям восприятия массовых зрелищ и в конечном счете эффект их воздействия на общественное, групповое и индивидуальное сознание людей. Именно включенность и активность аудитории на каждой стадии организации шоу (возникновение, функционирование, потребление) определяет популярность шоу программ;
разработана организационно-педагогическая модель создания шоу-проектов и программ с использованием проектных технологий социально-культурной деятельности и социокультурного менеджмента, представляющая собой механизм проектирования и практической реализации шоу-программ, базирующихся на положениях теории и практики управления, экономики и права в области культуры и шоу-бизнеса; овладение методами конкурентоспособности шоу-проектов и программ; установление тесного взаимодействия сферы культуры, образования и шоу-бизнеса;
-выявлены и научно обоснованы технологические механизмы создания и реализации шоу-проектов и программ на основе технологий социокультурного менеджмента включающие: органическое соединение всех видов предметной деятельности; определение содержания, соответствующего цели и задач шоу-программы, его нравственного наполнения; выбор методов и приемов рационального и эмоционального воздействия на аудиторию.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования расширяют научные представления об особенностях использования проектных технологий социально-культурной деятельности при организации шоу программ для разновозрастных категорий населения;
выявлена и обоснована совокупность организационно-педагогических условий создания и реализации социально-культурных проектов и программ в сфере шоу-бизнеса на основе технологий социокультурного менеджмента;
разработанная организационно-педагогическая модель
организации и проведения шоу программ для молодежной аудитории с использованием проектных технологий социально-культурной деятельности и социокультурного менеджмента позволяет сформировать социально-ценностные ориентации молодежи, развивать устойчивую социально-культурную активность и проводить целенаправленное гражданско-патриотическое, нравственное и художественно-эстетическое воспитание личности;
полученные теоретические результаты носят
общепедагогический характер и могут быть использованы в разработке образовательных и воспитательных систем в различных типах учреждений сферы культуры и искусства.
Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование системы подготовки специалистов по социально-культурной деятельности и использовании проектных технологий
12 социально-культурной деятельности и технологических механизмов социокультурного менеджмента в процессе организации практической деятельности учреждений культуры и образования.
Материалы и выводы исследования могут быть использованы:
в учебно-воспитательном процессе среднего общего и дополнительного, среднего специального и высшего профессионального образования;
при разработке педагогических систем и образовательных программ по организации социально-культурной деятельности молодежи на региональном и федеральном уровне;
в работе региональных учреждений культурно-досуговой сферы и центров по организации досуга молодежи.
в системе подготовки и повышения квалификации кадров для сферы культуры и образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены их согласованностью с фундаментальными положениями, теориями и концепциями различных областей знания; непротиворечивостью исходных теоретических положений и понятийно-категориального аппарата исследования; целостностью рассмотрения предмета исследования; применением комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования; использованием разнообразных методов исследования, подтверждающих эффективность осуществленной опытно-экспериментальной работы, непротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась по ряду направлений:
а) выступление на научно-практических конференциях различного уровня;
б) разработка и реализация авторской организационно-педагогической
модели разработки и реализации шоу программ для молодежной аудитории с
использованием технологий социокультурного менеджмента;
в) использование результатов исследования в процессе преподавания
ряда учебных дисциплин в институте искусств Тамбовского
государственного университета им. Г.Р. Державина, в частности: на кафедре
социально-культурной деятельности при преподавании следующих
дисциплин: «Социально-культурное проектирование», «История шоу
бизнеса», «Основы продюсирования шоу-программ», «Менеджмент в
социально-культурной сфере» и на кафедре социально-культурной
деятельности Воронежского института экономики и права.
Основные положения и результаты исследования нашли отражение в 9 научных публикациях автора общим объемом 16, 8 п.л. На защиту выносятся следующие положения:
1. Сущность организации шоу проектов и программ с использованием
проектных технологий социально-культурной деятельности и технологий
социокультурного менеджмента в условиях современной культурно-
образовательной среды заключается в создании условий для удовлетворения
растущих духовно-культурных потребностей и формировании мотивов
поведения подрастающего поколения, активного освоения личностью
общественных и производственных отношений и зависит от интересов и
потребностей ее политического, культурного и нравственного развития в
сфере производства и досуга.
2. Специфика организации шоу-программ представлена активным,
динамичным и свободным типом поведения посетителей учреждений
культуры и досуга, повышенным уровнем включенности аудитории в
процесс восприятия зрелища, демократичностью общения и обладает такими
ключевыми характеристиками как: развлечение, увлекательность,
разрушение стереотипов, создание ценностей.
Организационно-педагогическая модель организации и проведения шоу-проектов и программ с использованием технологий социокультурного менеджмента, представляющая собой механизм проектирования и практической реализации процесса создания шоу-программ, включающая систему компонентов, критериев, принципов, форм, методов и средства, в качестве которого выступает комплексная педагогическая программа , обеспечивающая эффективность подготовки специалистов социально-культурной деятельности.
Технологические механизмы организации шоу-проектов и программ на основе социокультурного менеджмента включающие: четкое осмысление и понимание цели всеми участниками-организаторами будущей шоу-программы; органическое соединение всех видов предметной деятельности, обеспечивающих творческий процесс (познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной); определение содержания, соответствующего цели и задачам шоу-программы, его нравственного наполнения, создание условий для его осуществления; выбор эффективных методов и приемов рационального и эмоционального воздействия, который требует учета особенностей контингента аудитории, реальных возможностей учреждений культуры, профессионального мастерства специалистов и их актива.
5. Организационно-педагогические условия создания и реализации
социально-культурных проектов и программ в сфере шоу-бизнеса на основе
технологий социокультурного менеджмента, которые включают в себя:
методическое обеспечение процесса организации шоу-проектов и программ
различной направленности; планирование предстоящего процесса разработки
и реализации шоу-проектов и программ и ранжирование целей и задач
процесса организации по степени важности; расширение знаний и умений
менеджеров социально-культурной сферы в области управления процессом
организации шоу-программ, базирующихся на положениях теории и
практики управления, экономики и права в области культуры и шоу-бизнеса;
овладение методами конкурентоспособности шоу-проектов и программ; установление тесного взаимодействия сферы культуры, образования и шоу-бизнеса в процессе разработки и реализации шоу-программ для разновозрастных категорий населения.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и ряда приложений.
Основные этапы становления шоу бизнеса
В структуре современной культуры все большее место занимают зрелищные искусства, которым отводится значительная роль в нравственном, художественном воспитании людей, организации их быта и досуга. Зрелище становится социально-эстетическим феноменом широчайшего диапазона, поэтому нуждается в глубоком осмыслении, изучении его природы, форм и функций, уточнении эстетических характеристик.
Сложность данной проблемы обусловлена широтой самого явления и многообразием его функций (социально-нравственная, дидактическая, информационно-коммуникативная, гедонистическая и т.д.).
Рассматривая возникновение и развитие театрализованных шоу-представлений в рамках больших исторических эпох, нельзя не увидеть прежде всего той социально-нравственной функции, которую выполняют все виды зрелищных искусств.
Но прежде чем приступить к рассмотрению театрализованных шоу-представлений и к их обстоятельному теоретическому осмыслению, необходимо установить основные терминологические понятия.
Проведенный теоретико-методологический анализ позволяет указывать, что в литературе по массовым празднествам и театрализованным представлениям нет, к сожалению, единой терминологии, и это осложняет понимание ряда проблем, связанных с драматургией и режиссурой шоу-программ.
До недавнего прошлого широкое распространение имели термины «массовое представление», «массовый праздник» и т.д. Во главу угла в данном случае ставилось слово массовый, не отражающее ни одну из важнейших функций и исключающее шоу-программы или, как их еще очень часто называют, театрализованные шоу-представления, в которых не обязательно участвует большое количество народа. Первоначально понятие «шоу» не существовало. В теории общественных наук активно использовалось понятие «зрелище».
Итальянский философ А.Банфи, который выдвигал два признака зрелища - «символ действенности» и «коллективное участие», подразделяет все зрелищные искусства натри вида. [16]
Во-первых, «социальность в своей совокупности может быть зрелищем самим по себе», то есть это явления, где нет четкого разделения на участников и зрителей - всевозможные праздненства, карнавалы, ярмарки и т.п.
Во-вторых, «момент единства и преемственности самой общественной жизни, отражаемой зрелищем, обособляется», т.е. явления, где начинается отделение исполнителей от зрителей , но с обязательным участием вторых -свадьбы, похороны, ритуалы, церемонии.
В третьих, «тип зрелища, когда представительский элемент отделяется от коллективной церемонии, приобретает самостоятельность», то есть явления, организованные в самостоятельной художественной форме и имеющие четкое разделение на исполнителей и зрителей — театр в самом широком понимании.
На сегодняшний день активно используется следующая типология зрелищ: политическое (манифест, митинг); ш религиозное (церковные обряды, ритуалы); ? спортивное (соревнования, показательные выступления); ? военное (парады, марши духовых оркестров); ? социально-бытовое (обряды в связи с браком, кончиной); ? природное (природные явления .связанные с отношением к ним человека); ? зрелища, олицетворяющие собой различные виды искусства.
Отвлекаясь от многожанровой природы зрелищных искусств, их в основном можно разделить на следующие виды: содержательно-психологические: - музыкальный и драматический театр, - кино, - телевидение развлекательно-содержательные: - эстрада, цирк, -оперетта; откровенно-развлекательные: - разновидности эстрадных представлений (мюзик-холл), балет на льду коммуникационные: - массовые представления.
Разграничим понятия «зрелищное мероприятие» и «зрелище». Одно и то же зрелище, как правило, демонстрируется несколько раз, то есть происходит несколько мероприятий по его демонстрации. Зрелищное мероприятие, как событие, задается временем, местом и содержанием -зрелищем (например, одно и то же концертное выступление демонстрируется в течение нескольких концертов).
Сущность и задачи шоу бизнеса в современном образовательном пространстве
Словосочетание «шоу-бизнес», появившееся не так давно, довольно прочно укрепилось широко употребляется в последнее время. Многие отечественные исследователи и ученые используют термин «шоу-бизнес» для обозначения сферы культуры, искусства или отдельных их отраслей. Западные специалисты для характеристики шоу-бизнеса, как правило, применяют такие понятия, как индустрия развлечений (entertainment industry), индустрия досуга (leisure industry) или сфера искусства и культуры (arts and cultural industry, art-related business, popular culture).
Обратимся к определениям указанных понятий. Искусство предполагает художественное творчество в целом и включает литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, музыку, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности [85]. Индустрия досуга объединяет, наряду с некоторыми перечисленными ранее направлениями деятельности (музыка, театр, кино, книгоиздание), и другие сферы - телевидение, радио, видео, спорт, туризм, азартные игры, компьютерные игры, Internet, ресторанный бизнес, парки развлечений и т.п. [85].
Между тем шоу-бизнес представляет собой отдельную, самостоятельную систему в рамках сферы услуг, включающую определенные области деятельности и имеющую ряд особенностей, выделяющих шоу-бизнес на фоне более широких понятий, таких как индустрия развлечений, культура или искусство. Таким образом, прежде чем перейти к изучению сферы шоу-бизнеса, необходимо четко определить, что понимается под шоу-бизнесом. С позиций экономического анализа требуется выделить некоторую совокупность различных видов творческой деятельности. Причем достаточно широкую, чтобы можно было выявить присущие им общие закономерности, но не настолько обширную, чтобы эти закономерности можно было бы не заметить.
Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия содержит следующее определение: «Шоу-бизнес - бизнес, связанный с организацией и проведением зрелищных представлений, выступлений актеров, певцов и т.п.». Толковый словарь русского языка предлагает такое понимание: «Шоу-бизнес — бизнес, связанный с организацией эстрадных представлений, концертов, развлекательных программ». Данные определения позволяют сделать вывод, что в основе шоу-бизнеса лежит шоу или зрелище. Однако эти определения содержат перечисление отдельных видов представлений или зрелищ и не позволяют четко ограничить круг сфер деятельности, относящихся к шоу-бизнесу. То есть данные определения имеют ограниченное применение вследствие отсутствия обобщающих характеристик или признаков, позволяющих отнести то или иное направление деятельности к шоу-бизнесу.
В связи с этим целесообразно остановиться на переводе английских слов «show» и «business». Словарь иностранных слов трактует «шоу» следующим образом: «Шоу - пышное сценическое зрелище с участием «звезд» эстрады, цирка, спорта, джаз-оркестров, балета на льду и т.д.». Оксфордский словарь дает следующее определение: «Шоу - любой вид публичного развлечения, а именно театральный спектакль, телевизионная программа, цирковое представление и т.д.». Согласно экономическим словарям, бизнес -экономическая деятельность, дающая прибыль.
Анализируя данные определения, можно выделить критерии, раскрывающие цель, характер и масштаб зрелищных представлений: развлечение, зрелищность и массовый характер.
Таким образом, обобщая приведенные ранее определения шоу-бизнеса и учитывая отмеченные преимущества и недостатки, приходим к следующему толкованию. Шоу-бизнес - это деятельность по созданию и распространению зрелищ или представлений, воздействующих на зрительные органы чувств (в сочетании с другими органами чувств) с целью развлечения массового зрителя. Иначе говоря, шоу-бизнес можно определить как индустрию массовых зрелищ. Такое определение позволяет включить в сферу шоу-бизнеса кино, телевидение, эстраду, театр, спорт и индустрию компьютерных игр [85].
В данном определении шоу-бизнеса необходимо выделить четыре важных аспекта: коммерческий характер деятельности; удовлетворение потребностей в развлечениях; зрелищность представления: ориентация на массовых зрителей.
Эти аспекты тесно взаимосвязаны и вытекают друг из друга. Рассмотрим их более подробно. Коммерческий характер деятельности предполагает, что основная цель организации в сфере шоу-бизнеса состоит в максимизации прибыли. Для этого организация увеличивает объемы создания и распространения своих услуг, осваивает новые услуги, завоевывает целевые сегменты рынка и т.п. [78]. Конечно, организации в сфере шоу-бизнеса в процессе своей деятельности решают и определенные художественные задачи. Однако их творческая деятельность подчинена в большей степени цели извлечения прибыли.
В сфере шоу-бизнеса преобладают услуги, для которых развлекательная функция является определяющей. Здесь речь идет, прежде всего, о противопоставлении так называемой высокой культуры и массовой или популярной культуры [78]. Можно выделить две группы функций, которые выполняет культура, и которые важны в данном конкретном аспекте. С одной стороны, это удовлетворение потребности в отдыхе, в физической и эмоциональной разрядке, в развлечении. С другой стороны, удовлетворение потребности в духовном возвышении, во внутренней гармонии, в приобщении к прекрасному, в самопознании и познании окружающего мира.
Особенности организации шоу программ на региональном уровне
Для определения особенностей организации шоу-программ на региональном уровне для молодежной аудитории и перспектив развития шоу-бизнеса, нами был проведен констатирующий эксперимент. Экспериментальная работа включала два основных этапа. Первый этап предусматривал проведение социологического исследования, направленного на определение отношения взрослого населения и молодежи г.Тамбова и Тамбовской области к предоставляемой продукции шоу-бизнеса для разновозрастных категорий. Второй этап - формирующий эксперимент-предусматривал разработку и экспериментальную апробацию педагогической модели организации шоу-программ с использованием технологий социокультурного менеджмента.
Конкретизируя общую цель исследования, мы определили частные задачи эксперимента: 1. Выявить исходный уровень знаний испытуемых о технологиях организации шоу-программ для молодежной аудитории; 2. Разработать методические приемы развития управленческого потенциала у обучающихся и проверить на практике эффективность этих приемов. 4. Определить оптимальное сочетание исследовательского и творческого характера при изучении методики разработки и реализации шоу проектов и программ на основе технологий социокультурного менеджмента; 5. Выявить функции и эффективность интеграции учебного материала по различным аспектам сферы шоу-бизнеса для развития управлеческого потенциала обучающихся; 6. Определить уровни овладения обучающимися технологиями разработки и реализации шоу-программ для молодежной аудитории.
Проводимое в рамках констатирующего эксперимента социологическое исследование включало экспертный опрос работников учреждений культурно-досуговой сферы, анкетирование молодых людей и взрослого населения г.Тамбова и Тамбовской области. В рамках нашего исследования наиболее важным стало определение отношения к шоу-программам, которые являются приоритетными с позиции работников учреждений культурно-досуговой сферы, взрослого населения и представителей различных слоев молодежи.
Было опрошено 65 работников учреждений культурно-досуговой сферы, имеющих непосредственное отношение к процессу разработки и реализации шоу-программ для молодежной аудитории, 350 человек взрослого населения и 350 представителей разных слоев молодежной среды методом интервью в 2004-2006 гг. с последующим выборочным повторным исследованием в 2006 г.
Респондентам предлагалось назвать наиболее предпочтительные для них, предлагаемые на рынке шоу-бизнеса программы. Среди наиболее популярных шоу-программ были названы: «Золотой граммофон», «Овация», «Песня года», шоу-программы радиокомпаний «Авто-радио», «Радио хит FM, конкурсы красоты различного уровня, концерты популярных исполнителей, юмористические шоу-программы (Аншлаг, КВН, Вечер с М.Галкиным и др.).
В ходе проводимого социологического опроса экспертам и опрашиваемому населению предлагалось выделить критерии успешности организации шоу-программ. Для этого в опросном листе им предлагался ряд индикаторов оценки шоу-программы. Среди них были обозначены: удобство площадки проведения шоу-программы для аудитории; наличие кондиционеров в зале; престижность площадки проведения шоу-программы; обустроенность зала местом для желающих танцевать; удобное время проведения шоу-программы; хорошая информированность аудитории о мероприятии; периодичность проведения мероприятий шоу-программ; доступность цен на билеты шоу-программы для молодежной аудитории; участие популярных и любимых зрителями артистов в шоу-программе; хорошая предварительная реклама шоу-программы; воздействие на аудиторию эффектов соучастия, сопереживания, сотворчества; воздействие каждого компонента зрелищного действия на зрителя; интерес аудитории к тематике и направленности шоу-программы; яркость, красочность, внешняя эффективность шоу-программы; наличие световой техники высокого уровня; хорошая звуковая акустика в зале, работа микрофонов и оптимальная громкость, отсутствие пропадания звука и прочих нежелательных эффектов; наличие пиротехнических эффектов (дым, взрывы, салют, хлопушки); меняющиеся декорации на протяжении шоу-программы; оригинальность и удобство декораций для исполнителей и зрителя; наличие специальных постановочных эффектов; присутствие охраны на мероприятии шоу в оптимальном количестве; продажа в фойе атрибутики, связанной с тематикой шоу-программы (значки, плакаты, кассеты, диски, буклеты); наличие удобного гардероба и отсутствие в нем очереди; наличие буфета и разнообразность ассортимента; выступление артистов не под фонограмму; на сцене происходит чрезвычайно оригинальное и необычное действие; ведущий шоу-программы объявляет номера в интересной форме и поднимает настроение в зале; артисты выступают в специальных сценических костюмах, хорошо двигаются по сцене; отсутствие конкурентоспособных шоу на рынке российского шоу-бизнеса; учет игрового аспекта при построении шоу; четко спланированные мероприятия промоушн шоу, которые способствуют установлению положительно окрашенного имиджа шоу.
Технологии реализации социокультурного менеджмента в процессе организации шоу программ
Для подтверждения ценности выдвинутых положений об авторской организационно-педагогической модели разработки и реализации шоу-программ для молодежной аудитории с использованием технологий социокультурного менеджмента был проведен формирующий эксперимент в 2004-2006 гг. на базе ГУ «Тамбовконцерт», центра народного творчества и искусства г.Ульяновска, МУК Городского Дворца культуры г. Воронежа, Тамбовского колледжа социокультурных технологий, кафедры социально-культурной деятельности Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, кафедры социально-культурной деятельности Воронежского института экономики и права. Количественный состав экспериментальных групп составлял 25 человек.
Результаты педагогического эксперимента мы оценивали в соответствии с теми требованиями к знаниям и умениям обучающихся, которые заложены в нашей программе.
При оценке оптимальности организации учебного процесса наибольший интерес представляли две характеристики: успешность обучения и полнота охвата управлением обучающихся группы. В нашей работе для контрольных и экспериментальных групп подсчитывались значения показателей успешности обучения, так как методики проведения занятий в экспериментальных труппах отличались более высокими показателями оперативности системы управления.
Расчет показателя успешности обучения по конечному результату производился следующим образом.
Для получения результатов в ходе экспериментального обучения осуществлялись: - регистрация времени выполнения каждым обучающимся заданий и тестов; - подсчет числа правильных ответов у каждого обучающегося при проверках качества знаний; - определение качества усвоения обучающимися тематического материала; - оценка ответов обучаемых; - качественный анализ характера ошибок, допускаемых обучающимися при выполнении заданий и тестов; - качественный анализ характера вопросов, задаваемых учащимися преподавателям; - расчет методами математической статистики показателя успешности обучения; - обобщающий анализ полученных экспериментальных данных.
Кроме того, в ходе экспериментального обучения велось постоянное наблюдение в контрольных и экспериментальных группах затем, нисколько обучающиеся сосредоточены на деятельности, необходимой для выполнения заданий и тестов, каково количество их отвлечений от учебной деятельности в течение учебного занятия, сколько и какие вопросы они задают преподавателю в процессе объяснения им нового материала и при получении контрольных заданий.
Основными формами занятий определили теоретические занятия, предусмотренные программами курсов, и практические занятия, проводимые на базе учреждений культурно-досуговой сферы, фирм, имеющих своей направленностью организацию досуга молодежи, а также непосредственное общение с практическими работниками ночных клубов. Формирование экспериментальных группа опиралось на мотивационную готовность студентов, изъявивших желание обучаться на спецкурсе, уже имеющих практический опыт работы в шоу-бизнесе, среднее специальное образование или обучавшихся в учреждениях дополнительного образования (колледж искусств, музыкальная школа, хореографическая школа и т.д.) или являющихся участниками студий различного типа.
До начала занятий с обучающимися в культурно-досуговых и образовательных учреждениях проводилась комплексная диагностика, на основе которой составлялся портфель данных об обучающемся, для чего использовались тесты по определению личностных особенностей, уровня мотивации учения, развития познавательной сферы и творческих способностей.
Для установления начального уровня знаний и навыков обучающихся по технологии организации шоу-программ было проведено тестирование, предусматривающее фиксацию ответов испытуемых в опросных листах. Согласно проводимой методике, студентам предлагалось ответить на ряд вопросов, в которых были обозначены различные аспекты шоу-бизнеса. Так, обучающимся предлагалось назвать исторические корни становления и развития шоу-бизнеса в России. Большинство испытуемых показали довольно низкий уровень знаний об исторических этапах шоу-бизнеса, особенностях его развития в России. Вместе с тем, проводимое тестирование позволило выявить уровень знаний технологий социокультурного менеджмента и особенностей их применения в процессе разработки и реализации шоу-проектов и программ. Были зафиксированы следующие результаты.