Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Формирование этнической культуры молодежи как социально-педагогическая проблема 2 9
1.1. Проблемы формирования национальных и общечеловеческих ценностей в педагогике и смежных науках 2 9
1.2.Ведущие факторы формирования этнокультуры 82
1.3.Особенности формирования этнокультуры учащейся молодежи Таджикистана 12 8
Выводы 162
Глава 2. Опыт и проблемы формирования этнокультуры молодежи 166
2.1. Состояние работы по формированию этнокультуры учащейся молодежи 166
2.2. Принцип дифференциации процесса формирования этнокультуры молодежи 216
Выводы 24 5
Глава 3. Социально-педагогические условия формирования этнической культуры студенческой молодежи 24 8
3.1. Интеграция национальных и общечеловеческих ценностей в процессе обучения 248
3.2. Сфера досуга в системе формирования этнической культуры молодежи 301
3.3. Социально-педагогическая модель формирования этнической культуры молодежи 353 Выводы 377
Глава 4. Пути совершенствования системы работы по формированию этнической культуры молодежи 381
4.1. Обогащение содержания и форм учебно-воспитательной работы 381
4.2. Внедрение активных методов формирования национальных и общечеловеческих ценностей 412
Выводы 43 9
Заключение 443
Список использованной литературы 4 56
- Проблемы формирования национальных и общечеловеческих ценностей в педагогике и смежных науках
- Состояние работы по формированию этнокультуры учащейся молодежи
- Интеграция национальных и общечеловеческих ценностей в процессе обучения
- Обогащение содержания и форм учебно-воспитательной работы
Введение к работе
Актуальность проблемы исследования. Сложное сплетение экономических, политических, социальных, национальных проблем на современном этапе общественного развития актуализировало этнические процессы, протекающие как в высокоразвитых странах Европы и Северной Америки, так и в еще большей мере в государствах Азии и Африки, вставших во второй половине XX века на путь обретения независимости. Весьма противоречиво эти процессы ныне проходят в странах Центральной Азии, провозгласивших свой суверенитет после распада Советского Союза. Болезни роста, связанные с неоправданностью надежд на мгновенное разрешение сложившихся проблем, привели к обострению национальных отношений, к стремлению определенных сил игнорировать общечеловеческие ценности, противопоставляя их национально-культурным традициям.
Развитие каждого суверенного государства опирается на национально-культурные традиции, на осознание уникальных и неповторимых достижений культуры, которые порождены историей данного этноса, его природной средой, геополитической спецификой, достижениями в различных областях духовной жизни. Однако сегодня самобытность любого народа органично переплетается с активно протекающими общечеловеческими процессами.
Научно-технический прогресс, динамизм социальной жизни, расширение международных контактов, бурное развитие средств массовой информации привели к формированию нового системного качества - общечеловеческой культуры, вобравшей в себя мировые научные и производственно-технические достижения, равняясь на которые человечество строит
единую планетарную цивилизацию XXI века, идет по пути утверждения этнокультурных традиций и культуры межнациональных отношений, основанных на интеграции национальных и общечеловеческих ценностей. Вместе с тем, как показал опыт Таджикистана, резкий переход общества от одного состояния в другое, осложняет межэтнические и межкультурные противоречия, становится источником опасных столкновений на этнической почве.
Экономические трудности, политическая нестабильность, отсутствие конструктивных идеологических установок осложняют социально-культурные процессы, лишают государство и общество возможности воспитывать подрастающее поколение на лучших традициях этнокультуры, эффективно строить межнациональные отношения, формировать чувство сопричастности как к национальным, так и общечеловеческим ценностям; не позволяют в полной мере реализовать созидающий потенциал культуры и образования, увидеть в своей стране и автономную, обладающую неповторимым своеобразием национально-культурную общность, и органичную часть единого мирового сообщества.
В условиях становления национальной государственности как никогда актуализируется интерес к этногенезу, к осмыслению своих исторически сложившихся ценностей национальной культуры. И это вполне объяснимо, ибо приобретение подлинного суверенитета и государственности связано с ростом национального самосознания, пробуждением интереса к исторической преемственности своего народа, возрождением национально-государственных структур, национальных языков, религии, быта, культурно-образовательных традиций, народных праздников, обрядов, обычаев, своеобразием воспитательных систем и т.п.
На волне этого логически оправданного интереса проявляются и явно негативные тенденции, регионально-кастовые отношения, местничество, национальная ограниченность, ущемление прав других этнических групп; активизируются фанатичный религиозный фундаментализм, национализм, иные формы политического экстремизма, которые, проникнув в массовое сознание, способны существенно осложнять характер внутринациональных и межнациональных отношений. Особенно остро социальные противоречия проявились в условиях Республики Таджикистан, где глубокий экономический и политический кризис послужил основой братоубийственной гражданской войны, которая существенно деформировала такие традиционно присущие таджикам национальные черты, как миролюбие, добросердечность, уважение к памяти предков и этнокультурным святыням, патриотизм, национальное единство, почтительное отношение к иным народам, к ценностям отечественной и мировой культуры.
Глобализация мира, которую связывают с утверждением общечеловеческих ценностей, ставит наше общество перед важной проблемой: подготовить такую национальную интеллигенцию, которая готова провести в общество новые идеи, достижения и модели общественных отношений на основе единства их национальной и общечеловеческой значимости. Реализация этих и других задач современного общества основана на глубоком осмыслении и освоении социально-исторического опыта, передачи уникального этнокультурного наследия, национально-культурных традиций и обычаев, сохранения и укрепления национального своеобразия и самобытности народа на основе единства национального и общечеловеческого .
О важности и актуальности формирования национальных и общечеловеческих ценностей у молодежи в системе образования в целом, и в профессиональном обучении в частности, свидетельствуют принятые в последние годы в Республике Таджикистан новые государственные нормативные документы и акты: законы Республики Таджикистан «Об образовании», «О культуре», «Концепция национальной школы», «Концепция развития национальной культуры», «Программа этнокультурного образования в республике», «Государственные стандарты разных направлений общего и профессионального образования» и т.п. Ведущими и перспективными идеями этих документов являются идея гуманизации, демократизации и использования в образовательно-воспитательной деятельности национальных и общечеловеческих ценностей, создание социально-культурных условий для самореализации личности, развития ее духовных потенций.
В Центрально-азиатских республиках после приобретения национальной независимости был выбран светский путь развития государства. Наряду с этим значительно активизировался религиозный (исламский) фактор. Бурное развитие получила культура, опирающаяся на ценности Ислама. Эта культура активно влияет на формирование самосознания личности, на этнокультуру народа этого региона. Осознавая значимость мусульманской религии, вместе с тем нельзя не видеть теневые стороны исламского экстремизма и фанатичного фундаментализма, угрозу создания в Таджикистане и всей Центральной Азии исламских государств. Настораживает неправильное толкование отдельных положений Ислама, вытеснение в отдельных регионах светских ценностей культуры, социально и педагогически неоправданное просвещение
детей, подростков и молодежи, основанное на противопоставлении ислама и любых иных течений духовной жизни.
Особую актуальность проблема формирования этнокульту-ры, основанной на интеграции национальных и общечеловеческих ценностей, приобретает среди молодежи и в первую очередь студенчества, которое проявляет свою активность, как в прогрессивных, так и регрессивных социально-политических ситуациях, этнических и межэтнических процессах. Наглядно это проявилось в Таджикистане, где наряду с другими слоями населения в вооруженный конфликт были вовлечены и студенты, где в результате обострения внутри-этнических противоречий образовалось противостояние между студентами, представляющими разные кланы и регионы. Вовлечение школьников и студентов в гражданскую войну могло в будущем стать источником новых, более опасных столкновений на межрегиональной основе. Б сложившейся ситуации возникла острая необходимость исследовать проблемы формирования национальной культуры студенческой молодежи, определить причины того, почему региональная самоидентификация и осознание локальной принадлежности преобладают над общенациональным самосознанием, почему еще сохранились кланово-кастовые и местнические проявления, имеет место неуважительное отношение к представителям других этнических групп.
Формирование этнической культуры - непреложное условие суверенитета и государственности любого народа. В обыденных условиях этот процесс в основе своей концентрируется в семье, где носителями этнокультуры выступают ее старейшины. Однако в кризисной ситуации возникает социальная потребность подкрепить его мерами государственного и общественного воздействия, в первую очередь ориентиро-
ванного на молодежь как наиболее предрасположенную к усвоению ценностей,- динамичную и активную общность. Духовным лидером молодежи, аккумулирующим ее жизненные позиции, всегда выступало студенчество. И совершенно естественно, что в центр этого воздействия должна была быть поставлена именно эта социальная группа. А это в свою очередь, требует разработки и внедрения такой системы воспитания студентов как основного резерва формирования интеллигенции, в рамках которой каждое ее звено - от лекции, семинарского и практического занятия и т.п. до внеучебных форм социально-культурной деятельности - отражало бы в себе диалектическое сочетание формирования как национально-культурных, так и общечеловеческих ценностей.
Степень разработанности проблемы. Проблема формирования этнической культуры молодежи относится к числу комплексных и находится на стыке ряда гуманитарных наук. Хотя в данной диссертации эта проблема исследуется с куль-туролого-педагогической позиции, тем не менее, возникла необходимость в использовании достижений таких отраслей обществознания как философия, культурология, история, социология, социальная психология, политология, этнология и т.д.
Теоретические проблемы этноса наиболее широко начали разрабатываться с середины 60-х г. г. С.А.Токаревым, Н.Н.Чебоксаровым, В.И.Козловым. Особую роль в этом отношении сыграла концепция Ю.В.Бромлея, согласно которой этносы характеризуются определенными собственно этническими свойствами (язык, культура, этническое самосознание и самоназвание) , но эти свойства формируются только в соответствующих условиях - территориальных, природных, социально-экономических, государственно-правовых.
В 80-е гг. расширился фронт этносоциальных исследований: стали изучаться этнокультурные, этнопсихологические, этнолингвистические и др. аспекты национальных отношений, в результате которых были освещены этнические аспекты национальных отношений в СССР.
Огромный материал по проблемам этноса накоплен в философской и социологической мысли стран дальнего зарубежья (М.Вебер,Э.Геллнер, Р.Дарендорф, Г.Зиммель, Л.Козер, Х.Кон, Ф.Хайек, Э.Шилз, Ш.Эйзенштадт и др.). Большое внимание вопросу этнонационального в динамике культуры уделяли О.Шпенглер, Н.Бердяев, К.Ясперс, Э.Ренан, А.Швейцер, Н.Розов. Развитию теоретико-методологических вопросов изучения этнокультуры способствовали культурологические исследования российский ученых (М.А.Ариарский, А.Н.Арнольдов, С.Н.Артановский, М.М.Бахтин, И.М.Быховская, Г.И.Бутиков, Л.Н.Гумилев, П.С.Гуревич, С.Н.Иконникова, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман, Э.С.Маркарян, А.П.Марков, С.Т.Махлина, В.М.Межуев, А.И.Новиков, Л.В.Петров и др.).
В этносоциологии проблемы развития культуры народов СНГ подняты Ю.В.Арутюняном, М.Н.Губогло, Л.М.Дробижевой, М.В.Савва, С.С.Савоскул, А.А.Сусоколовым и др. Изучению этнических отношений и межэтнического взаимодействия посвящены работы Р.А.Абдулатипова, Э.А.Баграмова, Б.Ю.Березина, А.О.Бороноева, Ю.В.Бромлея, Т.Ю.Бурмистро-вой, А.И.Вдовина, А.Х.Гаджиева, Л.Н.Гумилева, А.Э.Гущина, С.И.Королева, Н.М.Лебедевой, Г.Т.Тавадова, А.К.Уледова и др. Различные аспекты этнической психологии раскрываются в исследованиях В.С.Агаева, А.А.Дергач, Л.М.Дробижевой, Б.А.Душкова, А.А.Кокорева, В.Г.Крысько, Г.У.Кцоевой, В.С.Мухиной и др. Был предпринят ряд исследований динами-
ки культуры (А.Моль Э.А.Орлова) и этнических процессов (Ю.В.Бромлей, В.И.Козлов, С.А.Арутюнов и др.).
В последние годы появились несколько исследований, посвященных этничности культуры, определяющейся этнологами и культурологами двумя основными параметрами: надынди-видуальностью {коллективностью, массовостью) и устойчивостью (традиционностью, повторяемостью); выполняя основные функции в национальной идентификации, они играют этнодиф-ференцирующую роль (В.Г.Бабаков, В.М.Семенов и др.).
В XX веке в рамках исторической культурологии и куль-турантропологии широкое развитие получили вопросы диалога и взаимовлияния различных этнических культур, проблемы аккультурации.
Британская школа социальной антропологии в лице Б.Малиновского, А.Родклифф-Браун, Годфри и Моники Вильсон, развивая традиции мифологической школы Д.Д.Фрезера и Э.Б.Тайлора, обосновала методологию процесса аккультурации, раскрыла принципы осуществления взаимовлияния культур, выявила специфику социально-культурного взаимодействия разных цивилизаций.
Были исследованы вопросы культуры межнационального общения, сущность которой заключается во взаимном обмене этнокультурными ценностями и восприятии носителя иной культуры как ценности; в межкультурном диалоге, в познании общечеловеческих ценностей {В.Б.Александров, 3.Т.Га-санов, Р.К.Грдзелидзе, Б.Губман, Л.С.Выготский, Р.И.Ка-диева, А.Р.Лурия, А.Н. Махмадов, И.И.Серова, В.А.Щученко и др.). Проблемы взаимовлияния национальных и общечеловеческих ценностей рассматриваются в диссертационных исследованиях (Т.У.Абдуллаева, Л.Белоусов, М.С.Иномова, Н.Б.Пантелеева, И.П.Селезнева, Б.Шнюков и др.), в ряде
учебников и учебных пособий по культурологии и нашли свое отражение в материалах научных конференций, симпозиумов, официальных документах, в политической публицистике. Трактовка этнической культуры и общечеловеческих ценностей дается в философском, политологическом, культурологическом, педагогическом, этнологическом и иных энциклопедических словарях.
В решении проблем формирования этнокультурных и общечеловеческих ценностей важное место отводится творческому применению классического педагогического наследия Востока, воплощенного в произведениях выдающихся мыслителей Балъами, Ар Рази, Рудаки, Фирдоуси, Абу Али Ибн Сина, Но-сир Хусрав, Хафиз и Саади, Камол Худжанди и Абдурахмана Джами, Ахмад Дониша и Садриддина Айни и др, которые дали достаточно сильный импульс обогащению и углублению новых аспектов педагогической науки.
Стоявшие у истоков российской педагогики К.Д.Ушин-ский, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинскии склонялись к мнению, что в основе сложного процесса формирования разносторонне развитой, духовно богатой и высоконравственной личности должны лежать общечеловеческие принципы, и идея взаимообогащающего соотношения национальных и общечеловеческих ценностей, что представляет собой основу нового типа образования и воспитания.
В начале 90-х годов в ряде научных сборников и статей получил отражение коренной поворот нравственных ориентиров - от классовых к общечеловеческим ценностям (В.С.Сте-пин, А.А.Гусейнов, В.М.Межуев, В.И.Толстых, Ю.А.Шрейдер и др.), которые исследовались и преломлялись в целостном
учебно-воспитательном процессе (С.Г.Вершловский, В.А.Ка-раковский).
Разработке проблем соотношения общечеловеческого и национального были посвящены X и XVII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки Российской Академии Образования, материалы которых изданы под редакцией и научным руководством З.И.Равкина.
С началом социальных преобразований, национально-культурного возрождения получили мощный импульс для дальнейшего развития этнопедагогические исследования, которые в течении десятилетий не находили своей реализации в этнокультурной политике (Г.Н.Волков, В.М.Беркутов, А.Н.Же-лобский, Е.П.Жирков, А.Э.Измайлов, Г.А.Станчинский, К.Д.Ушинский, И.А.Шаров, Я.И.Ханбиков и др.). Эта область педагогики воплотилась в разработке концептуальных основ этнопедагогики, как науки о регионально-этнической культуре воспитания, анализе роли национальной культуры в процессе формирования личности и других вопросах развития национального образования. Формируется этническая ветвь досуговой педагогики (Т.И.Бакланова, А.С.Каргин, В.С.Кузин, Э.А.Петрова и др.).
Получают все большее развитие вопросы проектирования педагогических систем, в том числе национального образования (В.П.Беспалько, Б.С.Гершунский, Ю.С.Тюнников).
Сегодня в образовании стран СНГ происходит утверждение этнокультурного подхода, направленного на организацию воспитательно-образовательной сферы в духе национальных традиций с учетом опыта других государств (Н.Д.Ни-кандров).
Учитывая специфику темы, ее региональную особенность, специальное внимание нами уделялось исследованиям общеме-
тодологического характера, а также вопросам, которые непосредственно посвящены изучаемому региону. В этой связи следует отметить существенный вклад в разработку этой проблемы историков и философов Таджикистана. (Ш.Абдул-лоев, А.Богоутдинов, Б.Гафуров, М.Гулямов, М.Диноршоев, С.Джонов, Н.Негматов, М.Осими, М.Раджабов, Н.Салимов, А.Турсунов, Б.Шарипов, И.Шарипов, Ш.Шоисматуллоев и др.). Проблемы воспитания молодежи в духе национальных и общечеловеческих традиций отражены также в трудах ученых-педагогов, психологов и методистов Республики Таджикистан, в частности, Х.Авзалова, Р.Амирова, М.Арифи, Х,Буйдакова, М.Каримовой, Х.Лутфуллаева, И.Обидова, А.Пахлавонова, А.Рахимова, Б.Рахимова, Б.Сафаралиева, С-Сулейманова, Ф.Шарипова, М.Юлдошевой и других исследователей. В их работах отражена тенденция поиска путей востребования общечеловеческих культурных ценностей таджикского народа в деле обучения и воспитания, оказавших огромное влияние на развитие педагогической мысли как на Востоке, так и на Западе.
Однако, как показал анализ научной литературы, на сегодняшний день еще отсутствуют комплексные исследования проблем непрерывного и преемственного формирования личности как носителя национальных и общечеловеческих ценностей, не выработана единая концепция социально-культурной деятельности как общечеловеческого и этнопедагогического феномена, не определено понятие структуры общечеловеческих ценностей, недостаточно исследовано их гармоническое соотношение с национальными ценностями, что приводит к одностороннему подходу в определении и реализации педагогических целей, задач, содержания и форм обучения и вне-
учебной социально-культурной деятельности при учете их национальных и общечеловеческих компонентов.
Разносторонний анализ сложившейся социально-экономической ситуации, в Таджикистане позволил выявить противоречия:
между объективными потребностями изменения статуса национальных культур и языков этнических общностей, сохранения и передачи самобытных культурных традиций и динамично протекающими общечеловеческими процессами и интеграционными тенденциями национальных культур;
между расширением исторически складывающихся межкультурных связей нации и народностей мирового сообщества и отсутствием необходимых экономических и социально-политических возможностей, позволяющих их воплотить; между имеющими место межнациональными и межэтническими конфликтами, разделяющими общество и объективной потребностью утверждения единства его этнокультуры;
между возросшим интересом общества к национальной самобытности, передаче уникального этнокультурного наследия, заложенного в этнопедагогике таджикского народа, и отсутствием взаимосвязи с глобальной функцией образования по приобщению формирующейся личности к общечеловеческой культуре;
между потребностью таджикского общества и государства в формировании общенационального единства нации и имеющими место проявлениями местничества, регионально-кастовых и регионально-клановых отношений, затягивающих процесс формирования единой национальной и общечеловеческой культуры;
между возможностями этнопедагогики в обновлении содержания и форм образовательно-воспитательного процесса,
способов его построения на оптимальном соотношении национальных и общечеловеческих культур и недостаточном использовании национальных традиций, духовно-нравственного потенциала религии, этнокультурной среды и общечеловеческих ценностей в учебно-воспитательной деятельности моно-и полиэтнических учебных заведений.
Глубокие противоречия между объективной потребностью национального единства общества, вставшего на путь обретения государственности, и проявляющейся регионально-клановой раздробленностью Таджикистана, породившей в начале 90-х годов гражданскую войну, обусловила целесообразность осуществления комплексного теоретико-эмпирического исследования, цель которого раскрыть социально-педагогические основы формирования зтнокультуры населения как важнейшего фактора, цементирующего единство общества и непреложного условия его цельности и стабильности.
Объектом исследования послужила молодежь, отличающаяся способностью наиболее активно усваивать ценности культуры, и в первую очередь студенты, представляющие ее референтную часть, готовую в ближайшей перспективе принять на себя духовное лидерство общества.
Предметом исследования стал социально-педагогический процесс формирования зтнокультуры студенческой молодежи.
Экспериментальная база исследования концентрировалась на четырех вузах: Таджикском государственном институте искусств, Таджикском государственном педагогическом университете, Кулябском государственном педагогическом университете, Кургантюбинском государственном педагогическом университете. Выборочные аспекты эксперимента осуществлялись и в других вузах республики.
Базой исследования явились студенческие клубы и Дворцы культуры, библиотеки вузов, учебные театры, другие культурно-досуговые и национально-культурные центры молодежи.
Базой сравнительного анализа явились Таджикско-Российский (славянский) университет в Душанбе и Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.
В соответствии с целью, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования:
вычленить наиболее актуальные проблемы формирования этнокультуры населения на современном этапе развития Таджикистана;
определить степень научной разработанности проблемы формирования этнокультуры разных групп населения;
обосновать ведущие социально-педагогические факторы формирования этнокультуры студенчества;
исследовать объективные возможности формирования этнокультуры студенческой молодежи средствами обучении и внеучебных форм социально-культурной деятельности;
выявить зтнопедагогические условия, обеспечивающие формирование у студентов национальных и общечеловеческих ценностей;
разработать систему социально-культурной деятельности, обеспечивающей формирование у студентов ценностей этнокультуры Таджикистана и определить пути ее осуществления.
Изучение истории и теории вопроса, подкрепленное осуществленным нами поисково-констатирующим исследованием, позволило сформулировать рабочую гипотезу исследования, исходящую из того, что социально-педагогический процесс
формирования этнокультуры молодежи будет эффективным, если:
преодолеваются местнические, регионально-клановые проявления в обществе и государстве, будут устранены противоречия этнорегиональной самоидентификации и этнокультурная ограниченность молодежи, препятствующие утверждению общенационального единства;
- будет обеспечен приоритет общенациональных ценно
стей таджикского народа над локальными и клановыми как
базы и источника приобщения к общечеловеческой культуре;
(ибо духовное богатство любого народа строится на единстве и взаимообогащающей силе национального и общечеловеческого) ;
-будут четко определены границы использования духовно-нравственного и эстетического потенциала религиозной культуры и обеспечено взаимодополняющее единство, а не противопоставление исламских и светских ценностей;
- процесс формирования национальной и общечеловече
ской культуры студенчества будет осуществляться на основе
широкого использования наследия восточных мыслителей,
признания взаимосвязанных и взаимодополняющих националь
ных и общемировых ценностей образования.
Формирование духовной культуры студенчества, как наиболее активной и перспективной части носителей культуры своего народа, будет успешным, если в процессе обучения и воспитания оно сможет усвоить интегральные основы культуры, базирующиеся на единстве гармонически соотнесенных общенациональных и общечеловеческих ценностей, что в свою очередь обеспечит сохранения прочных связей с Россией и другими странами бывшего Советского Союза и включение таджикского общества в мировое сообщество.
Методологической основой исследования стало духовное наследие выдающихся мыслителей таджикского народа; идеи и взгляды крупнейших российских и зарубежных ученых в области философии, культурологии, социологии, политологии, этнологии, аксиологии, педагогики, психологии на роль национальных и общечеловеческих ценностей в формировании разносторонне развитой, духовно богатой и высоконравственной личности, на межличностные и межнациональные отношения, на необходимость реализации соотношения национального и общечеловеческого в духовной жизни, в частности в социально-педагогическом процессе, на этническую и межэтническую социализацию, на культуру межнационального общения. Ценными явились выдвинутые положения о реформировании системы образования и воспитания, модернизации их содержания с учетом требований этнокультуры суверенного государства и сложившихся к началу XXI века общечеловеческих ценностей.
Исследование исходило из концепции Э-Тайлора, постулирующего единый мир культуры, интегрирующий в себе общечеловеческие ценности, и О.Шпенглера, подчеркивающего, что развитие культуры неотделимо от каждого народа, каждого региона, каждой эпохи, а в рамках единых духовных ценностей сохраняется уникальность субкультур отдельных народов, регионов, социальных групп.
Мы также учитывали внедряемую в учебных заведениях России, стран Западной Европы и Америки концепцию глобального образования, которая предусматривает такие направления педагогической деятельности, как воспитание у учащихся интереса и уважения к культурам народов мира, достижениям общемирового и специфического в этих культурах, воспитание внимания к глобальным общемировым событи-
ям; приобщение учащихся к культурным традициям различных народов и регионов и формирование у них чувства и сознания граждан мира.
Принципиальное значение для методологии исследования приобрела идея многообразия и обеспечения диалога и взаимовлияния культур (С.Н.Артановский, М.М.Бахтин, В.С.Биб-лер, С.Н.Иконникова, Э.А.Орлова, В.А.Ядов); теория культурно-исторических типов и локальных цивилизаций (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби); концепция сохранения и дальнейшего обогащения традиций духовной жизни на основе культурного наследия таджикского народа, воплощенного в произведениях выдающихся мыслителей Востока, в теориях и систематизирующих идеях видных ученых Таджикистана (Г.Ашуров, М.Арипов, А.Богоутдинов, И.Брагинский, Х.Буйдаков, Б.Гафуров, М.Диноршоев, М-Лутфуллоев, Р.Ма-сов, М.Назаров, Н.Негматов, И.Обидов, М.Осими, М.Раджабов, А.Рахимов, И.Тупаило, А.Турсунов, Б.Шарипов, И.Шарипов. и др.); этническая концепция культуры ( М.Бахтин, Э.Маркарян, И.Хейзинга, Э.Берн, Ю.Шрейдер и др.); этнологические основы философии образования (Ю.Бромлей, Л.Гумилев, Ю.Лотман, Д.Лихачев, Д.Фрезер и др. ) .
Исследование основывалось на этнопедагогике образования и воспитания (К.Ш.Ахияров, Г.Н.Волкова, А.Э.Измайлов, З.Г.Нигматов, Г.А.Станчинский, К.Д.Ушинский, Я.И.Ханбиков и др.) как области научного знания о традиционных народных культурах, об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании, опирающемся на взаимодействие и взаимовлияние морально-этических и эстетических воззрений и исторически сложившихся ценностях каждой нации и общечеловеческой культуры, исключающих местничество, регио-
нально-клановые противоречия, национальную ограниченность, национализм, ущемление прав и свобод этнических групп, фанатичный фундаментализм и иные формы проявления политического экстремизма. В основе опытно-экспериментальной деятельности лежали идеи воспитания подрастающего поколения на культурных традициях своего народа и всего человечества; на утверждении в сознании, чувствах и поведении людей непреходящих ценностей национальной и общечеловеческой культуры. Существенную роль сыграли положения этнопедагогики о воспитательном потенциале традиционных религиозных учений и влиянии ислама на нравственный облик исповедующих его людей.
Отправным положением нашего исследования послужили наиболее значимые и проверенные временем национальные традиции образования, органично включающиеся в общечеловеческие педагогические ценности, диалектическая взаимосвязь которых наполняет содержание преподавания гуманитарно-культурологических дисциплин и других разнообразных форм обучения и внеучебной социально-культурной деятельности. В этой связи, важным представилось исследование воздействия этих ценностей на познавательные процессы, сознание, чувства и нравственные нормы поведения студента.
Опираясь на тенденцию осознания культуросообразности и культуроемкости образования и этнокультурологическии анализ повышения общего интереса к возрождению национальной культуры и ее преломления в образовании, мы считали обязательным при изучении разных сторон учебно-воспитательного процесса, его этнопедагогизацию, которая учитывает своеобразие различных культур, национальных систем воспитания и особенности народной педагогики,
сформированной исходя из традиционных взглядов этноса на воспитание подрастающего поколения в соответствии с сложившимися традициями, обычаями, менталитетом, национальной психологией. Все это отражает специфику определенной географической территории, особенности природно-климатической среды, социально-экономических условий, демографической ситуации. В основу исследования были положены ориентация на сохранение, развитие и обогащение национальных ценностей, укрепление их своеобразия, самобытности, вытеснение отживших традиций и закрепление инноваций в качестве новых традиций, ибо только такой подход по существу является общечеловеческим.
Кроме того, решению сложной и актуальной проблемы формирования этнокультуры молодежи безусловно способствовало конструктивное изучение научно-педагогического опыта Таджикистана, аккумулированного в обобщающих материалах Таджикской академии наук и НИИ педагогических наук.
Особый интерес представляли выводы педагогики о магистральных направлениях обновления системы образования, которые видятся в движении от вербального, репродуктивно-информационного к эмпирико-диалогическому, от созерцательного к деятельному, культуротворческому, от тематического к проблемно-концептуальному.
В исследовании студент рассматривался как субъект этноса и общечеловеческой социально-культурной деятельности, который вовлекался в ситуацию диалога культур, с учетом этнической специфики Таджикистана- Это предопределило методологию и методику исследования, сближало ее с магистральными направлениями преломления принципов этно-педагогики, обеспечивающей освоение национальной культуры
в условиях взаимосвязи с достижениями общечеловеческих ценностей.
Цель, задачи и характер исследования предопределили его методику и организацию. В первую очередь она строилась на разностороннем анализе и синтезе более 2,5 тысяч документов, научных публикаций и иных объективных материалах, позволивших выявить историко-культурные, социально-педагогические и зтнокультурологические аспекты проблемы.
Исследование базировалось на системе взаимодополняющих методов исторического, социологического, социально-психологического и педагогического анализа, среди которых особое место заняли: оперирование с идеальными объектами, прямые и косвенные наблюдения, педагогический эксперимент, интервью, собеседование, анкетирование, опрос и др. Предметом научного анализа было охвачено около 2 тысяч лекций, семинарских и других занятий у более 200 профессоров, доцентов и преподавателей гуманитарных дисциплин. Было проанализировано около 3500 работ студентов, получены ответы на 2100 анкет и собраны результаты более 200 индивидуальных экспериментов, внедрены ряд культурно-досуговых программ, в содержании которых было органически взаимосвязано единство национального и общечеловеческого компонентов. Логика исследования обусловила необходимость осуществить: теоретическое изучение философской, культурологической, социологической, политической, психолого-педагогической, этнологической и другой литературы по изучаемой проблеме; изучение состояния проблемы в вузовской практике, анализ учебных планов, содержания учебных программ, пособий, методических рекомендаций, анализ качества лекций, семинарских и других занятий. Существенную
роль сыграли участие и личные наблюдения автора за учебной и внеучебной культурно-досуговой деятельностью; изучение, обобщение и систематизация передового опыта работы профессорско-преподавательского состава гуманитарных вузов республики.
Исследование проводилось с 1984 по 2001 годы. Его основу составил социально-педагогический эксперимент, в процессе которого по инициативе диссертанта в ряде вузов Таджикистана внедрялась система учебно-воспитательной работы, основанная на гармонически соотнесенных национальных и общечеловеческих ценностях.
Опытно-экспериментальная работа была подчинена задачам этнопедагогического и этнокультурного анализа социальной практики, выявления сущности этнической культуры в ее взаимосвязи с общечеловеческими ценностями.
На первых этапах мсследования эксперимент проводился в моноэтнических, студенческих группах с преобладанием лиц коренной национальности. В последующем, при выявлении этнопедагогических принципов отбора содержания материала для различных форм обучения и культурно-досуговых программ, эксперимент был расширен и объединял наряду с моноэтническими, полиэтнические группы и группы, объединяющие представителей национальных меньшинств. На конструктивно-созидающем этапе исследования была внедрена «Программа формирования этнокультуры молодежи средствами гуманитарного образования и социально-культурной деятельности», которая строилась на:
- широком использовании наследия восточных мыслителей, исконных национальных ценностях таджикского народа, исламских ценностей, которые интегрировали в себе как национальные, так и общечеловеческие ценности;
взаимном обогащении национальных и общечеловеческих форм духовной деятельности, которые позволили наглядно увидеть взаимосвязь и взаимовлияние национально-культурных традиций и общечеловеческих ценностей, их гармоническое сочетание;
преодолении отставания процесса формирования общенациональных ценностей у студентов, поступивших из сельских регионов республики и зараженных проявлением местничества и регионально-кастовых отношений.
Программа была реализована в четырех вузах и ряде учреждений культуры и досуга Таджикистана.
Опытно-экспериментальная работа включала также внедрение учебных и культурно-досуговых программ, предусматривающих систему этнокультурного просвещения и вовлечения молодежи в педагогически целесообразно организованную социально-культурную деятельность, способствующую преобразованию знаний о национальной и общечеловеческой культуре в жизненную позицию, основанную на национально-культурном патриотизме и глубоком уважении ценностей общечеловеческой культуры.
Комплексное и многоаспектное теоретико-эмпирическое исследование, в которое были вовлечены четыре вуза и десятки учреждений культуры и досуга, потребовало создать научный коллектив, который под руководством докторанта, являвшегося последовательно заведующим кафедрой прикладной культурологии, деканом факультета культурологии и проректором Таджикского института искусств, по разработанной им методологии и методике осуществил большую работу по сбору первичных материалов, проведению экспериментальных занятий и социально-культурных акций, решению ряда частных научных задач.
В рамках единой темы «Социально-педагогические основы формирования этнокультуры молодежи» под руководством докторанта выполнено 6 кандидатских диссертаций и более 36 дипломных работ.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись :
- на международных симпозиумах, конференциях и семи
нарах (Душанбе 1990, 1995, 1996, 1997, 1998,) Ташкент
(1991), Чимкент (1992);
- на международной научно-практической конференции по
проблемам «Этнопедагогическои мысли таджикского народа» в
педагогическом университете им.К.Джураева (1996 г.);
- на конференциях в Кургантюбинском педагогическом
(1991 г.) и Ходжентском университетах им. (1996 г.), на
ежегодных научных конференциях в институте искусств
(1984-2000 гг.) . На всех этих конференциях докторант вы
ступал как разработчик их программ, организатор проведе
ния, докладчик и научный редактор сборников выступлений и
иных документов конференций.
Основные результаты исследования освещались в лекциях, докладах, на спецкурсах, читаемых докторантом в Таджикском институте искусств (1984-2001 гг.), Таджикско-Российском (славянском) университете (1997-2001 гг.) и в системе повышения квалификации.
Существенным фактором апробации результатов исследования стала экспертная оценка и общественные обсуждения публикации автора и в первую очередь его монографий «Клуб и интернациональное воспитание» (Душанбе: Ирфон, 1990. -144 с.) и «Воспитание у студентов национальных и общественных ценностей» (Душанбе: Энциклопедия - 2000. - 272с. на научных конференциях, творческих семинарах, на страни-
цах центральных газет, журналов и других периодических изданий.
Важнейшим результатом исследования явилось его использование в Законе Таджикской Республики «О культуре», в концепции развития национальной культуры в 2001- 2010 гг., в Национальной программе этнокультурного образования Республики Таджикистан.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования проявилась в обосновании нового направления научного знания - этнокультуры молодежи как формы методологического и методического осмысления путей и средств формирования у подрастающего поколения способности воспринять непреложные ценности своего народа, усвоить национально-культурные традиции отцов, увидеть свою роль в системе сохранения и дальнейшего укрепления национального единства, определить свое место в планетарной культуре мирового сообщества.
Исследование позволило решить крупную научную проблему выявления социально-педагогических механизмов национальной идентификации народа, вставшего на путь обретения своей государственности, и раскрытия социальных технологий преодоления местничества и регионально-кланового сепаратизма .
Значимость исследования нашла свое отражение в обосновании концепции формирования этнокультуры молодежи, которая интегрирует в себе выработанные веками принципы народной педагогики, философско-педагогические достижения мыслителей Востока, гуманистические начала Ислама и феномен взаимодополняющего единства национальных и общечеловеческих ценностей, проявляющейся в многократном усилении нравственно-эстетического потенциала культуры.
Важнейшим результатом исследования стала разработка методологии и методики формирования этнокультуры населения как неотъемлемого условия консолидации нации, вставшей на путь обретения государственности и подлинного суверенитета.
В ходе исследования выявлена органичная взаимосвязь национальной и общечеловеческой культуры, которая унаследовала непреходящие ценности культуры Древнего Востока, Ислама, новой истории государств Центральной Азии и, подкрепив их достижениями Западной цивилизации, научно-технического прогресса и информационных технологий XXI века, способна конструктивно влиять на дальнейшее развитие этнокультуры таджикского народа.
Исследование позволило на качественно новом уровне раскрыть природу и специфику студенческой молодежи, определив ее историческую миссию в унаследовании лучших историко-культурных традиций предков и принятии на себя в ближайшей перспективе роли духовных лидеров общества, способных обеспечить его единство и преодолеть любые де-зинтеграционные процессы.
Практическая значимость исследования выразилась в обосновании социально-педагогической «Модели формирования этнокультуры молодежи Таджикистана» в раскрытии условий ее успешного функционирования. Разработанная и успешно апробированная в процессе формирующего социально-педагогического эксперимента «Программа этнокультурного воспитания учащейся молодежи Таджикистана» позволяет средним и высшим учебным заведениям республики успешно сочетать образовательную и воспитательную деятельность, которая обеспечивает эффективность процесса национальной идентификации подрастающего поколения.
Выводы исследования позволяют дифференцированно строить учебный процесс и культурно-досуговую деятельность в моно - и полиэтнических группах учащихся и студентов, учитывать специфику сельской молодежи и представителей национальных меньшинств.
На основе материалов исследования разработана и успешно внедрена система учеОных планов, программ, учебных пособий и методических рекомендаций в помощь гуманитарных вузам республики.
Основные положения диссертации отражены в Законодательных Актах Республики Таджикистан по вопросам культуры, образования и воспитания.
Проблемы формирования национальных и общечеловеческих ценностей в педагогике и смежных науках
Проблема формирования этнической культуры молодежи относится к числу комплексных и находится на стыке ряда гуманитарных наук. Эта проблема исследуется в таких отраслях обществознания как философия, история, социология, культурология, этнология, этнография и т.д.
Теоретические проблемы этноса наиболее широко начали разрабатываться с середины 60-хх годов С.А.Токаревым, Н.Н.Чебоксаровым, В.И.Козловым. Особую роль в этом отношение сыграла концепция Ю.В. Бромлея, согласно которой этносы характеризуются определенными собственно этническими свойствами (язык, культура, этническое самосознание и самоназвание), но эти свойства формируются только в соответствующих условиях - территориальных, природных, социально-экономических, государственно-правовых. ( 21 ).
В 80-е гг. расширился фронт этносоциальных исследований. Стали изучаться этнокультурные, этно-психологичес-кие, этнолингвистические и другие аспекты национальных отношений, в результате которых были освещены этнические аспекты национальных отношений в СССР.
Накоплен в философской и социологической мысли стран дальнего зарубежья огромный материал по проблемам этноса. /М. Вебер, Э.Геллнер, Р.Дарендорф, Г.Зиммель, Л.Козер, Х.Кон, Ф.Хайек, Э.Шилз, Ш.Эйзенштадт и другие/. Большое внимание вопросу этнонационального в динамике культуры уделяли -О.Шпенглер, Н.Бердяев, К.Ясперс, Э.Ренан, А.Швейцер, Н.Розов. Развитию теоретико-методологических вопросов способствовали культурологические исследования российских ученых: М.А.Ариарский, А.Н.Арнольдов, С.Н.Артановский, М.М.Бахтин, И.М.Быховская, Г.И.Бутиков, Л.Н.Гумилев, П.С.Гуревич, С.Н.Иконикова, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман, Э.С.Маркарян, А.П.Марков, С.Т.Махлина, В.М.Межуев, А.И.Новиков и другие.
В этносоциологии проблемы развития культуры народов СНГ подняты Ю.В.Арутюняном, М.Н.Губогло, Л.М.Дробижевой, С.С.Савоскул, А.А.Сусоколовым и другими. Изучению этнических отношений и межэтнического воздействия посвящены работы Р.А.Абдулатипова, Э.А.Ваграмова, Б.Ю.Березина, А.О.Бороноева, Ю.В.Бромлея, Т.Ю.Бурмистровой, А.И.Вдовина, А.Х.Гаджиева, Л.Н.Гумилева, А.Э.Гущина, С.И.Королева, Н.М.Лебедевой, Г.Т.Тавадова, А.К.Уледова и других. Различные аспекты этнической психологии раскрываются в исследованиях В.С.Агаева, А.А.Дергач, Л.М.Дробижевой, Б.А.Душкова, А.А.Кокорева, В.Г.Крысько, Г.У.Кцоевой, В.С.Мухиной. Был предпринят ряд исследований динамики культуры (А.Моль, Э.А.Орлова) и этнических процессов (Ю.В.Бромлей, В.Н.Козлов, С.А.Арутюнов и другие).
В выше указанных и других источниках содержания понятия этнической культуры определяются по-разному. В одном случае этническая культура трактуется как совокупность материальных и культурных ценностей, созданных народом и отражающих специфику его исторического развития ( См. Глоссарий по этнической педагогике ).
В другом как совокупность элементов материальной и духовной культуры этноса, являющихся основным зтно-дифференцирующим признаком. Это прежде всего те компоненты для которых характерны традиционность и устойчивость (обряды, обычаи, народное искусство, нормы поведения и т.п.). Вместе с тем, носителями этнической специфики нередко (особенно в современных условиях выступает и профессиональная духовная культура, в первую очередь художественная.
Национально-этнические ценности, как ценности, признанные определенной этнической общностью, значимы для существования нации как условие, основа жизнедеятельности. Их основу составляет знание своей этнической общности и приверженности ее ценностям.
Этнические ценности пронизывают все сферы общественной жизни и прежде всего проявляются в духовной жизни, в сфере культуры.
Для разных этносов характерны многообразные формы трудовой деятельности, быта, организации досуга, воспитания молодежи. В этих различиях проявляется специфика этнической культуры.
Любое проявление культуры так или иначе связано с этносом, так как оно распространено именно среди представителей этноса.
Вполне разделяем мнение Н.З.Чавчавадзе о том, что национальные ценности являются такой реальностью, в которой не только выражен духовный склад предков, но и современников нации (179, 193) .
Такой подход позволяет рассмотреть национально-этнические ценности как феномен культуры, выявляет ценностный смысл бытия для нации как субъекта этого бытия и культуры.
В последние годы появилось несколько исследований посвященных этничности культуры, которые определяются этнологами и культурологами двумя основными параметрами - на 32 дындивидуальностью (коллективностью, массовостью) и устойчивостью (традиционностью, повторяемостью). Этнические национальные культуры выполняют основные функции в национальной идентификации и играют этнодифференцирующую роль ( В.Г.Бабаков, В.М.Семенов и другие ) . Выполняются два подхода к изучению структуры этнокультуры - традиционно -этнографически подход и теоретический анализ способов ее существования.
Новое демократическое, светское, национально-правовое, унитарное государство, каковым является Республика Таджикистан, возводиться на фундаменте единения разных этнических культур: традиционной этнической культуры, включающей в себя традиции и элементы, зародившиеся еще в доиндустриальных периодах развития этноса, и этнической культуры современности, которая кроме того, включает адаптированные к нуждам и потребностям этноса инновации, в том числе общечеловеческие ценности.
В науке накоплен огромный материал по проблемам общечеловеческих ценностей, которые являются традиционным предметом исследований в мировой (И.Кант, Л.Фейрбах, О Кант, О.Шпенглер и другие) и российской (В.Соловьев, П.Астафьев, Н.Данилевский, Н. Бердяев) философской и социологической мысли.
Значительное внимание уделяла этой проблеме марксистская философия. Марксизм отнюдь не отрицал наличия определенных объектных общечеловеческих ценностей, а, наоборот, защищал их от искажения и извращения идеологами правящих классов.
Состояние работы по формированию этнокультуры учащейся молодежи
Для разработки оптимальной модели формирования этнической культуры необходимо было изучить состояние приобщения студентов к национальным и общечеловеческим ценностям в вузовской практике, в частности выяснить, чем руководствуются преподаватели, планируя лекции и семинары, на основе каких принципов отбирают учебный материал для формирования общечеловеческих ценностей, какие методы и приемы чаще всего используют и считают наиболее эффективными. Анализ лекционных и семинарских занятий, проведенный нами, показал, что многие преподаватели не всегда придерживаются одновременного, гармоничного включения национальных и общечеловеческих ценностей, проводят его на занятиях редко, несмотря на то, что он играет важную роль в процессе обучения и во вне-учебной работе, особенно теперь в условиях суверенизации таджикского общества.
Используя метод изучения вузовской документации: мы проанализировали учебные планы, программы, пособия, методические рекомендации, посетили и анализировали качество лекций, семинарских, других занятий, внеучебную социально-культурную деятельность.
Нами проанализировано 2 тысячи лекций, семинарских и других занятий у более 200 преподавателей педагогики, языков, литературы, истории, психологии, и других предметов гуманитарно-культурологического цикла, в процессе которых студенты приобретают основу знаний об этнической культуре и общечеловеческих ценностях. Было выявлено, что только менее 0,5% из всего числа проведенных лекций и семинарских занятий содержат в себе гармоничное соотношение национальных и общечеловеческих ценностей, и построены на основе, этого требования, что является недопустимым.
В практике преподавания исследуемых вузов не получило четкую последовательную направленность формирование этнической культуры на основе национальных и общечеловеческих ценностей, особенно во время чтения лекций по общественным и психолого-педагогическим дисциплинам, на занятиях по культурологическому циклу. Анализ содержания лекций, читаемых по этим предметам, показывает, что преподаватель заранее не намечает места в использовании национальных и общечеловеческих ценностей, их взаимовлиянии и взаимообогащении. Этот вывод подтвердился еще раз при анализе планов лекций около тысячи преподавателей, работающих в гуманитарных вузах республики. Около 300 преподавателей сознательно и целенаправленно составляют тексты лекций, содержащих материал о национально-культурных традициях своего народа и общечеловеческих ценностях. У остальных преподавателей лекции планируются и проводятся как обычные, т.е. не содержат гармоничного соотношения национальных и общечеловеческих ценностей. У остальных лекции планируются как обычные, т.е. не содержат соотношения национальных и общечеловеческих компонентов.
Анализ лекционных форм обучения, беседы с преподавателями исследуемых вузов, анкетирование показали, что на практике слабо используется воспитательная направленность лекций. Они не воспитывают такие качества, которые отражали бы национальные и общечеловеческие ценности; в них недостаточно четко используется материал, содержащий и тесно синтезирующий культурные сокровищницы отечественной и мировой культуры.
В содержании лекционных занятий, проводимых в вузах республики после приобретения суверенитета и самостоятельности, зачастую преобладают светские национальные духовные ценности коренного населения Слабо учитываются ценности исламской культуры. Недостаточно используются общечеловеческие ценности, что приводит к нарушению принципов отбора содержания обучения, соотношения в нем национальных и общечеловеческих ценностей.
Определяя общие требования к содержанию образования закон Республики Таджикистан «Об образовании» на одно из главных мест поставил задачи обеспечить: - адекватных мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; - интеграции личности в систему мировой и национальной культуры. - содержание учебно-воспитательной деятельности на современном этапе жизни страны определяется общими задачами строительства суверенного, демократического, национально-правового и светского государства, специфическими условиями, в которых действует конкретное высшее учебное заведение.
Содержание учебно-воспитательного процесса должно вытекать из наиболее ощутимых тенденций реформирования социально-экономического развития общества на основе всемерного использования объективных возможностей перехода к рыночным отношениям, которые вызывают новые, качественные перемены в духовной жизни общества, связанные со становлением и развитием суверенитета Республики Таджикистан.
Содержание образования и воспитания в вузе должно отражать уровень социально-экономического развития общества и удовлетворять требования образовательной подготовки специалистов, предъявляемые обществом на каждом этапе его развития.
Естественно, в период перехода к новому этапу национально-государственного строительства - суверенному, демократическому, светскому и правовому обществу встал вопрос и о необходимости пересмотра содержания образования, даваемого вузом.
Принятие государственного стандарта разных направлений общего и профессионального образования послужило научной основой пересмотра содержания образования.
Требование к минимуму содержания образования в Республике Таджикистан определено в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования республики на основе госстандартов Российской Федерации с учетом региональных особенностей страны и утверждены постановлением Правительства республики в 1995 году.
Интеграция национальных и общечеловеческих ценностей в процессе обучения
На основе проведенной нами опытно-экспериментальной работы можно сделать следующие выводы:
Изучение состояния работы по формированию этнической культуры учащейся молодежи на основе интегирировании национальных и общечеловеческих ценностей и проблем, существующих в практике работы учебных заведений республики показалио, что сложилась определенная система учебно-воспитательной работы по их формированию. Однако, в этой системе существует большой пробел: утрачена важнейшая социальная функция образования - быть транслятором не только национальной, этнической культуры, но и средством приобщения подрастающих поколений к общечеловеческим ценностям, к мировому культурному процессу, неотъемлемой частью, равноправным которого является культура любого народа; не в полной мере реализуется принципиально важная тенденция развития системы образования, проявляющаяся в культурологизации, во внедрении элементов национальных культур, в том числе исламских ценностей в учебно-воспитательный процесс. Ослабло внимание к воспитанию чувства общенационального единства через национальные культурные традиции как в обучении, так и во внеучебной социально-культурной деятельности. Это выражается в неумении преподавателями планировать, отбирать учебный материал, применять разнообразные и наиболее эффективные формы и методы формирования у студентов этнокультурных ценностей; отсутствии исследований по педагогическим аспектам формирования этнической культуры и педагогической литературы (программ, спецкурсов, учебно-методических комплектов и т.п.) для высших школ; не эффективном использовании культуросозидаю-щего потенциала досуга, интегрирующего национальные формы традиционной этнической культуры и общечеловеческие ценностей.
В последнее десятилетие в планах воспитательной работы учебных заведений и культурно-досуговых учреждений было недостаточно включено культурно-досуговых мероприятий, направленных на раскрытие достижений культур различных областей и районов республики; не предусматривалась организация объединений и клубов, стимулирующих развитие национальной культуры и формирующих общетаджикское национальное самосознание молодежи.
Культурно-досуговые программы не в полной мере отвечали духовным этническим запросам и интересам студентов. В них недостаточно учитывались этнокультурные традиции, сложившиеся у народов того или иного региона. Слабо они были связаны с поликультурной и многонациональной средой обучения и воспитания, в значительной мере носили парадный характер, отличались фрагментарностью.
Исследование, проведенное в характерных для Таджикистана моно- и полиэтнических учебных заведений позволило определить актуальные проблемы и показало, что уровень формирования этнической культуры в коллективах разных типов складывается далеко не одинаково. Оно выявило также существенные различия в межэтнических отношениях и характере этнопедагогической ситуации в полиэтнических студенческих группах, группах с преобладанием лиц коренной национальности и группах, объединяющих представителей национальных меньшинств, что заставило нас еще раз подчеркнуть роль учебной и внеучебной соци ально-культурной деятельности как фактора преодоления этих противоречий.
Концепция, которую мы выдвигали, полностью подтвердилась. Суть её в том, что национальные и общечеловеческие ценности являются основой формирования этнокульту-ры личности вообще, и учащейся молодёжи в частности.
В третьей и четвертой главах подробно будут изложены содержание, средства, методы и формы учебной и культур-но-досуговой деятельности по формированию этнической культуры у учащейся молодежи на основе интеграции национальных и общечеловеческих ценностей и представлена разработанная модель формирования национальных и общечеловеческих ценностей у студенческой молодежи средст-4Й вами социально-культурной деятельности.
Обогащение содержания и форм учебно-воспитательной работы
Как показал передовой педагогический опит вузов республики и наши исследования большое значение в формировании у студентов общенациональных и общечеловеческих ценностей имеют сочетание различных организационных форм обучения и воспитания. Однако в практике работы вузов не все преподаватели используют разнообразные формы учебно-воспитательной работы. Очевидно, это является одной из причин отсутствия систематичности и последовательности в освоении национальных и общечеловеческих ценностей.
Формирующий эксперимент охватывал такие организационные формы учебной и внеучебнои социально-культурной деятельности которые нами были проанализированы в предыдущей главе (см. глава 2, 1. ).
Это можно объяснить тем, что в большинстве случаев профессорско-преподавательский состав мало задумывается над дидактическими принципами обучения и чтения лекций и их применении в процессе проведения занятий, в частности, это принципы научности лекции, идейности, про-блемности лекции, систематичности и последовательности, связи лекции с учебно-практической деятельностью студента и. т. д.
Приступая к формирующему этапу исследования, мы наряду с традиционными сложившимся формами лекционных занятий в ходе эксперимента, используя инновационный подход к видам лекций в вузе, внедряли нетрадиционные формы лекций, которые получили положительную оценку со стороны профессорско-преподавательского состава, экспертов и студентов в сравнении с обычными лекциям.
Из приведенной таблицы, наиболее эффективными формами лекционных занятий явились те, которые стимулируют активность и самостоятельность студентов, формируют их познавательную активность и предварительно готовят их к лекции. Именно такие виды лекций являются интересными и запоминающимися. Однако в практику учебного процесса эти виды лекций внедряются явно недостаточно.
Это видно из наших наблюдений в ходе эксперимента за деятельностью студентов. Так, например, 9 9, Li , оценили положительно нетрадиционные лекции, тогда как традиционные лекции лишь 52,2%.
Однако, как показало наше исследование, формирование национальных и общечеловеческих ценностей должно быть достаточно интенсивным и в обеспечении высоких темпов этого процесса, по нашей гипотезе существенную роль должно было сыграть содержание учебно-воспитательной работы, где интегрированы гармонически соотнесенные национальные и общечеловеческие ценности.
В ходе опытно-экспериментальной работы для лучшего усвоения национальных и общечеловеческих ценностей мы провели ряд лекций и других форм занятий, в содержании которых было учтено гармоничное соотношение ценностей отечественной и мировой культуры.
Объем диссертации не позволяет дать материал по всем типам занятий. Подробно они даются в опубликованной нами монографии. Ниже мы приводим отдельные образцы из них. Так, например нами была внедрена инновационная лекция по «Педагогике» в Таджикском государственном институте искусств им. Мирзо Турсунзаде на тему «Воспитание национальных и общечеловеческих ценностей у студентов». Преподаватель ставит перед студентами следующие проблемы: 1. Цель и задачи воспитания в духе национальны;-; и общечеловеческих ценностей. 2.Содержание воспитания национальных и общечеловеческих ценностей в суверенном Таджикистане. 3.Методы и приемы воспитания. 4.Рекомендуемая литература. 5.Наглядность, используемая на лекции.
Преподаватель начинает лекцию с того, чоо вопросы воспитания в духе национальных и общечеловеческих ценностей приобретают особую значимость в современных условиях. Это связано прежде всего с приобретением суверенитета Республикой Таджикистан, что значительно повышает требования к воспитанию чувства национального долга, любви к Родине, национального единства, доужбы народов и т.п.