Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Нравственное воспитание осужденных как 16 социально-культурная проблема
1.1. Основные подходы к исследованию проблемы нравственного воспитания
1.2. Предпосылки развития и современное состояние воспитательной работы в пенитенциарных системах России и за о рубежом
1.3. Социально-культурная деятельность как средство воспитания нравственных качеств осужденных
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию нравственных качеств впервые осужденных в пенитенциарных учреждениях
2.1. Изучение сформированности нравственных качеств осужденных
2.2. Обеспечение социально-культурных условий нравственного воспитания осужденных, впервые находящихся в пенитенциарных учреждениях 103
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы, контрольный эксперимент 123
Заключение 134
Библиография 139
Приложение
- Основные подходы к исследованию проблемы нравственного воспитания
- Предпосылки развития и современное состояние воспитательной работы в пенитенциарных системах России и за о рубежом
- Изучение сформированности нравственных качеств осужденных
- Обеспечение социально-культурных условий нравственного воспитания осужденных, впервые находящихся в пенитенциарных учреждениях
Введение к работе
Актуальность исследования. Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение.
Современный период совершенствования процесса нравственного воспитания личности происходит в направлении повышения его качества и оптимизации. Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитанию как целенаправленному планомерному процессу, включающему разносторонние воспитательные воздействия на личность, являющуюся и объектом и субъектом воспитания (Н.В. Бордовская, Б.Г. Лихачев, А.А Реан, Н.К. Степаненков, Н.Ф. Харламов и др.)
Криминальная ситуация в России является одной из основных проблем национальной безопасности. В настоящее время в исправительных колониях содержится около 775 тыс. осужденных, каждый пятый из них осужден за убийство или умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, каждый четвертый - за разбой, грабеж или изнасилование.
Около 63% судимы неоднократно. За период с 1999 по 2005 год-удельный вес лиц молодежного возраста (до 25 лет) увеличился с 28 до 34 %, лиц, осужденных за убийства - с 10,6 до 14,1 %; за разбой, грабеж - с 14,8 до 17%. Более половины (51,6 %) всех осужденных отбывают наказания за насильственные преступления.
Выявление эффективных путей исправления личности в условиях лишения свободы, необходимость снижения рецидивной преступности делают проблему исправления личности приоритетной в любом государстве современного мирового сообщества, так как одним из основных направлений государственной деятельности является обеспечение безопасности граждан, их основных прав и законных интересов.
Несмотря на наличие ряда государственных документов (Приказ Министерства Юстиции Российской Федерации № 69 от 25 марта 2003г.,
Концепция по воспитательной работе 2003 г., Приказ Министерства Юстиции Российской Федерации № 79 от 8 июня 2005г.), ситуация не меняется, так как деятельность исправительных учреждений в области воспитательной работы с осужденными не в полной мере соответствует современным требованиям нового уголовно-исполнительного
законодательства.
Для эффективной борьбы с преступностью большое значение имеет достижение целей уголовного наказания в виде лишения свободы, исправления осужденных впервые, предупреждения совершения ими новых преступлений.
Законодательное закрепление приоритета цели исправления осужденных, провозглашение принципов гуманизма и демократизма в процессе исполнения уголовных наказаний поставили перед научными и практическими работниками новые задачи, важнейшим из которых является организация воспитательной работы в исправительных учреждениях.
Использование в воспитательной работе с осужденными впервые возможностей социально-культурной деятельности является, на наш взгляд, одним из решений проблемы снижения рецидивной преступности.
Профессиональный интерес ученых к различным видам и уровням изменений личности правонарушителя и его характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствует количество и направленность научных работ, посвященных проблеме делинквентности (М.А. Алемаскин, Ю.М. Антонян,
С.Д. Арзуманян, К.Е. Игошев, Н.П. Крейдун, А.Е. Личко, Г.М. Миньковский, А.А. Реан, А.И. Ушатиков, Д.И. Фельдштейн, Л.Б. Филонов и др.).
Проблемам развития пенитенциарных систем в России и за рубежом посвящены работы Г.А. Аванесова, М.Н. Гернета, М.Г. Деткова, М.М. Исаева, СВ. Познышева и др.
Общепедагогическим фундаментом работы явились положения теории воспитательной работы: Ш.А. Амонашвили, И.Ф. Гончарова,
В.А. Караковского, А.С. Макаренко, Л.И. Новиковой, К.Д. Ушинского и др.
Проблемы становления личности, создания условий, влияющих на воспитание, отражены в работах К.А. Гельвеция, Н.П. Дубинина, Я.А. Коменского, П.Ф. Лесгафта, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Поршнева, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.
Вопросами воспитательного воздействия в условиях лишения свободы занимались И.М. Агаев, В.М. Алиев, Ю.А. Алферов, Ю.М. Антонян, В.П. Артамонов, З.А. Астемиров, А.В. Пищелко и др., вопросы организации и совершенствования воспитательной работы в пенитенциарной системе рассмотрены в трудах Г.П. Байдакова, А.В. Бриллиантова, Ю.В. Гербеева, В.И. Горобцова, М.Г. Деткова, В.А. Елеонского, А.С. Макаренко, А.Л. Ременсона, Е.Г. Самовичева, А.В. Хребтова, А.В. Шамися и др.
Социально-педагогические и психологические возможности культурно-досуговой деятельности изучали Т.И. Бакланова, А.Д. Жарков, Ю.А. Стрельцов, А.А. Сукало, В.Я. Суртаев, Б.А. Титов, В.Е. Триодин, В.М. Чижиков и др.
Важную роль в формировании концептуальной базы исследования сыграли труды А.С. Запесоцкого, С.Н. Иконниковой, М.С. Кагана, Э.А. Орловой, А.В. Соколова, Э.В. Соколова и др.
Особое значение для нашей работы имеют труды теоретиков в области социально-культурной деятельности: М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, С.Н. Иконниковой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Е.В. Литовкина, Ю.Д. Стрельцова, В.В. Туева, Н.Н. Ярошенко и др.
Важное место в нашей работе заняло изучение трудов А.А. Сукало, И.В. Шубиной и др., в которых анализируются различные аспекты девиантного поведения и пути ее профилактики.
Вопросами формирования гуманной исправительной среды в исправительно-трудовых учреждения занимались СВ. Ветошкин, Р.Г. Галикеев, Н.Ю Самарин, И.А. Стручкова, М.П. Стуровой, Ю.В. Чакубаль и др.
Тем не менее, несмотря на наличие работ по исправлению осужденных, воспитание нравственных качеств осужденных в местах лишения свободы исследовано далеко не полностью. Работ, в которых рассматриваются возможности социально-культурной деятельности в воспитании нравственных качеств личности впервые осужденного, находящегося в исправительном учреждении, мы не обнаружили.
Таким образом, анализ научной литературы дает основание сделать вывод о недостаточной степени разработанности проблемы использования возможностей социально-культурной деятельности в воспитательной работе с осужденными, находящимися в исправительных учреждениях.
С учетом теоретического и практического обоснования изучаемой проблемы нами был выявлен ряд противоречий между:
растущим числом повторных преступлений, усилением деформации личности осужденных в период пребывания в исправительных учреждениях и отсутствием эффективных мер борьбы с рецидивной преступностью;
наличием отдельного несистематизированного практического опыта по воспитанию нравственных качеств в пенитенциарной системе и отсутствием научных подходов к решению данной проблемы;
имеющимися широкими потенциальными возможностями использования различных средств и форм социально-культурной деятельности в решении вопросов воспитания нравственных качеств осужденных впервые и не разработанностью социально-культурных условий воспитания осужденных, впервые находящихся в исправительных учреждениях.
Таким образом, существующие противоречия позволяют констатировать проблему: каковы социально-культурные условия воспитания нравственных качеств впервые осужденных в пенитенциарных учреждениях.
Решение данной проблемы и составило цель нашего исследования.
Объект исследования - процесс воспитания нравственных качеств впервые осужденных, находящихся в пенитенциарных учреждениях.
Предмет исследования - социально-культурные условия воспитания нравственных качеств впервые осужденных, находящихся в пенитенциарных учреждениях.
Цель исследования заключается в научном обосновании и разработке социально-культурных условий воспитания нравственных качеств впервые осужденных в пенитенциарных учреждениях.
Данная цель потребовала решения следующих задач исследования:
1. Проанализировать и обобщить основные подходы к проблеме воспитания нравственных качеств осужденных и на основе их анализа определить специфику воспитания нравственных качеств впервые осужденных.
2. Рассмотреть предпосылки развития и современное состояние воспитательной работы в пенитенциарных системах России и за рубежом.
3. Раскрыть роль социально-культурной деятельности как средства воспитания нравственных качеств впервые осужденных, находящихся в пенитенциарных учреждениях.
4. Выявить и обосновать социально-культурные условия воспитания нравственных качеств впервые осужденных в пенитенциарных учреждениях.
5. Разработать и апробировать модель воспитания нравственных качеств впервые осужденных, составленную с учетом выявленных социально-культурных условий.
6. Разработать и апробировать программу, позволяющую влиять на воспитание нравственных качеств впервые осужденных, находящихся в пенитенциарных учреждениях, способствующую формированию чувств, понятий, убеждений и привычек нравственного поведения.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что воспитание нравственных качеств впервые осужденных будет эффективным при соблюдении следующих социально-культурных условий:
учтены индивидуально-личностные особенности впервые осужденных при использовании методов социально-педагогического воздействия;
учтена специфика проведения воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях;
осуществлена целенаправленная подготовка персонала по вопросам воспитания нравственных качеств осужденных;
разработана и апробирована социально-культурная модель воспитания нравственных качеств впервые осужденных в пенитенциарных учреждениях;
в основу воспитания нравственных качеств осужденных, впервые находящихся в местах лишения свободы, будет положена авторская программа, способствующая формированию чувств, понятий, убеждений и привычек нравственного поведения;
осуществлено взаимодействие воспитателей и осужденных, построенное на основе принципов социально-культурной деятельности.
Методологической основой диссертационного исследования являются: диалектический метод познания объективной реальности; философские и педагогические положения о взаимосвязи воспитания нравственных качеств и социального опыта под влиянием окружающей социально-культурной среды и воспитания; о рассмотрении содержания воспитания через призму социокультурного контекста и др.
Теоретической основой являются современные философские, психолого-педагогические, криминологические идеи и концепции о сущности и природе человека, его становлении как личности и взаимодействии с обществом (К.А. Абульханова-Славская, Б.Н. Алмазов, Ю.М. Антонян, А.С. Белкин, Л.И. Божович, М.Н. Голоднюк, И.С. Кон, В.Н. Кудрявцев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн), о роли социальной среды в становлении личности (Э. Берн, Н.П. Дубинин, А.С. Михлин, Р. Мертон, А.В. Петровский, В.Ф. Поршнев, А.А. Радугин, И.И. Резвицкий, П.А. Сорокин и др.), концепция гуманизма, предполагающая признание каждого человека высшей ценностью (Л.С. Выготский, К. Роджерс и др.).
Для решения поставленных задач и проверки исходного предположения был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, включающих теоретический анализ педагогической, психологической, социологической, юридической литературы, изучение нормативно-правовых актов, личных дел осужденных, сочинений на заданную тему, наблюдение за осужденными во время индивидуальных бесед, в рабочее время, во время посещения кружков, секций, библиотеки, клуба; анкетный опрос; интервьюирование, математическая обработка и сравнительный анализ полученных результатов.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлись: исправительная колония №1 г. Тамбова, исправительная колония №4 п. Рабочий Сосновского района Тамбовской области, Управление Федеральной службы исполнения наказания по Тамбовской области.
На различных этапах в экспериментальном исследовании приняли участие 359 человек: из них: 296 впервые осужденных, 32 начальника отрядов (воспитателей), 6 психологов, 22 работника администрации, 3 педагога.
Этапы исследования:
Исходя из предмета и задач исследования, последовательность проведения этапов исследовательской работы была выстроена следующим образом:
На 1 этапе (2002-2003 гг.) изучалась и анализировалась научная литература по проблеме исследования. Разрабатывались теоретические основы исследования, были определены цели, задачи, объект, предмет и сформулирована рабочая гипотеза исследования, разрабатывалась модель воспитания нравственных качеств осужденных впервые, с учетом выявленных социально-культурных условий.
На 2 этапе (2003-2004 гг.) велось наблюдение за деятельностью исправительных учреждений с целью выявления современного состояния и тенденций развития воспитательного процесса, исследовались вопросы воспитательного воздействия в исправительных учреждениях, изучались подходы к исследуемой проблеме, определялась структура и особенности нравственных качеств осужденных, проводился анализ воспитательной работы, опрос, анкетирование сотрудников исправительных учреждений с целью изучения их деятельности; поводилось психолого-педагогическое диагностирование при помощи методики «Смысложизненных ориентации», разработанной Д.А. Леонтьевым; различные виды опросов, направленные на изучение нравственных качеств осужденных впервые; составлялись карты интересов осужденных.
На 3 этапе (2004-2005 гг.) были определены и апробированы социально-культурные условия, разработана и внедрена программа воспитания нравственных качеств осужденных «Доброта спасет мир». При этом решались следующие конкретные задачи: осуществлялась целенаправленная подготовка персонала по вопросам воспитания нравственных качеств осужденных средствами социально-культурной деятельности, проводилась педагогическая работа с осужденными, а также изучение нравственных качеств осужденных после проведения
целенаправленной педагогической работы, анализировались и систематизировались полученные данные эксперимента. Кроме того, нами были подведены итоги и сделаны выводы по результатам исследования. Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Рассмотрены и научно обоснованы возможности социально- культурной деятельности в воспитании нравственных качеств осужденных впервые, способствующие формированию чувств, понятий, убеждений и привычек нравственного поведения.
2. Обоснована специфика воспитания нравственных качеств осужденных впервые в пенитенциарных учреждениях.
3. Выявлены социально-культурные условия воспитания нравственных качеств осужденных впервые.
4. Разработана социально-культурная модель воспитания нравственных качеств осужденных, впервые находящихся в местах лишения свободы, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, способных последовательно и максимально эффективно влиять на нравственное воспитание осужденных, и включающая структуру, социальную среду, средства, принципы, функции и формы социально-культурной деятельности.
Теоретическая новизна исследования заключается в следующем:
1. Исследованы и систематизированы существующие подходы к проблеме нравственного воспитания осужденных впервые.
2. Воспитание нравственных качеств осужденных рассмотрено с позиции социально-культурной деятельности.
3. Рассмотрены предпосылки развития и современное состояние воспитательной работы в пенитенциарных системах России и за рубежом.
4. К применению в условиях исправительной колонии адаптированы экспериментально-диагностические методики, позволяющие получить характеристики, важные для изучения особенностей нравственных качеств личности осужденного, отбывающего наказание в местах лишения свободы.
Практическая значимость. Полученные в ходе исследования данные позволяют эффективно осуществлять воспитание нравственных качеств осужденных, впервые находящихся в местах лишения свободы, а также проводить профилактическую работу по предотвращению усиления деформации личности осужденного.
Прикладное значение исследования заключается в создании инструментария по воспитанию нравственных качеств осужденных, включающего разработанную нами программу, в которой реализуются социально-культурные мероприятия, направленные на коррекцию дефектов нравственных качеств личности, а также комплекс социально-педагогических методик для проведения диагностической работы с осужденными.
Основные положения и выводы диссертационного исследования могут послужить основой для совершенствования процесса нравственного воспитания личности, имеющей девиантное поведение в различных учреждениях социально-культурной сферы, образования, спорта и др.
Кроме того, материалы исследования и разработанная социально-культурная модель могут быть использованы:
в деятельности государственных организаций при выборе ориентиров культурной политики и создании региональных и федеральных программ профилактической работы с молодежью;
при разработке педагогических систем и образовательных программ по организации социально-культурной деятельности молодежи;
в деятельности центров развития и социально-психологической адаптации подростков, реабилитационных центров и др.;
в системе подготовки и повышения квалификации кадров для сферы образования и культуры.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов исследования обеспечены:
- их согласованностью с фундаментальными положениями, теориями различных областей знания;
- целенаправленным анализом педагогической практики;
- применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследования;
- количественной и качественной обработкой репрезентативного материала; взаимопроверкой полученных результатов;
- адекватностью методов исследования его целям и задачам; согласованностью основных положений теоретической концепции с данными экспериментальных исследований.
На защиту выносятся следующие положения: 1. Социально-культурными условиями воспитания нравственных качеств впервые осужденных являются:
учет индивидуально-личностных особенностей впервые осужденных при использовании методов социально-педагогического воздействия;
учет специфики проведения воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях;
осуществление целенаправленной подготовки персонала по вопросам воспитания нравственных качеств впервые осужденных;
разработка и апробирование социально-культурной модели воспитания нравственных качеств впервые осужденных, находящихся в пенитенциарных учреждениях;
в основу воспитания нравственных качеств осужденных, впервые находящихся в пенитенциарных учреждениях, будет положена авторская программа, способствующая формированию чувств, понятий, убеждений и привычек нравственного поведения;
осуществление взаимодействия воспитателей и осужденных, построенного на основе принципов социально-культурной деятельности.
2. Модель воспитания нравственных качеств впервые осужденного, составленная с учетом выявленных социально-культурных условий.
Данная модель включает структуру, социальную среду, средства, принципы, функции и формы социально-культурной деятельности и способствует формированию чувств, понятий, убеждений и привычек нравственного поведения.
3. Специфика воспитания нравственных качеств осужденных с помощью социально-культурной деятельности обусловлена:
рядом ограничений деятельности осужденных, находящихся в пенитенциарных учреждениях: режимом, распорядком дня и пр.
наличием в пенитенциарных учреждениях досуга, как компонента всей исправительной системы, который должен иметь воспитательную, познавательную, информационно-просветительскую и культурно-рекреационную направленность;
личностными особенностями, интересами, разным культурно-образовательным уровнем осужденных.
4. Разработанная авторская программа «Доброта спасет мир» по нравственному воспитанию осужденных, впервые находящихся в пенитенциарных учреждениях, в которой реализуются социально- культурные мероприятия, позволит влиять на коррекцию дефектов нравственных качеств личности.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений:
а) опубликование результатов исследования в печати (7 публикаций, объемом 10,4 п.л.);
б) внедрение комплекса диагностических методик и авторской программы «Доброта спасет мир» в практику работы ряда пенитенциарных учреждений Тамбовской области: исправительной колонии №1 г. Тамбова, исправительной колонии №4 поселка Рабочий Сосновского района
Тамбовской области, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области.
Основные положения и результаты исследования нашли отражение в научных публикациях автора в виде монографии, научных статей, тезисов.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 162 страницах машинописного текста и состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, состоящего из 309 источников, и ряда приложений.
Основные подходы к исследованию проблемы нравственного воспитания
Любое учение, любая теория разрабатывается на основе определенной системы категорий. Центральной категорией нравственного воспитания выступает нравственность.
Проблема нравственности интересовала человека с давних времен. Люди уже несколько тысячелетий назад создавали представление о мире, который их окружал, и о силах, которые правили и миром, и человеком. Примером тому может служить «Эпос о Гильгамеше» - рассказ о судьбе и деятельности урукского царя, правдоподобной исторической фигуры первой половины 3-го тысячелетия до н.э., который искал бессмертия и задавался вопросом о смысле человеческой жизни [124].
Позднее проблема морали получила свое развитие в рамках Античной философии. Ученые древности считали основными атрибутами упорядочения общества религию и мораль. О добродетели и справедливости говорится в произведениях Пифагора, Гомера, Демокрита. Античные философы классического периода, такие как Сократ, Платон, Аристотель и др., тоже уделяли большое внимание этим проблемам. Так, Сократ, который рассматривал душу, прежде всего, как источник разума и нравственности, а не активности тела, считал, что истинная нравственность есть знание того, что есть благо и, вместе с тем, польза для человека [299]. Аристотель, обосновывая моральные принципы, видел гарантию добродетельной жизни в уклонении от крайностей, а также указывал на то, что недостаточно лишь знаний о добродетели, следует действовать и жить в соответствии с нею [24].
Представитель эллинской философии Эпикур (3 в. до н.э.) в отличие от философов прежних веков высшим благом признавал блаженство и наслаждение от удовлетворения естественных потребностей и достижения определенного душевного равновесия. Полной противоположностью эпикурейской морали выступила стоическая мораль. Быть добродетельным, по мнению стоиков, означало жить в согласии с разумом, а высшее счастье, по мнению Зенона и его последователей, состоит в том, чтобы не желать никакого счастья [124].
Как мы видим, античная философия отличалась богатством и разнообразием этических направлений, и в ней были представлены различные взгляды на духовность. Но, тем не менее, философы древней Греции и Рима рассматривали дух и духовность чаще всего вне духовной практики, как деятельность, которую, например, Аристотель называл «мышлением о понимании», «наслаждением теорией». Дух понимался им как сверхразумное начало, познаваемое через сложное опосредование действительности, интуитивно. Такая точка зрения была близка религиозной идеологии.
Одну из самых фундаментальных попыток отчетливо поставить и разрешить проблему духа предпринял древнегреческий философ Платон [205]. В его философии идеальное начало оказывается первосущим, а материальный мир лишь его подобием. В изменчивом и несовершенном мире Платон находит совершенство, постоянство в мире идей, приобретающих у него статус самостоятельного состояния.
Но, как ни велика заслуга Платона в глубоком анализе идеального мира, духовные ценности отнюдь не превалировали в сознании людей той эпохи. Лишь в Средневековье «линия Платона» получила продолжение и развитие в христианстве. Таким образом, ученые античности обратили свой взор на человека, положив начало исследованию тех качественных отличий, которые свойственны только душе человека и которых нет у других живых существ. "Возникла идея о том, что психика - носитель не только активности, но и разума, и нравственности, причем отмечалось, что на ее развитие оказывают влияние не только материальные факторы, но и культура [180]. Одной из важнейших характеристик средневековой науки была ее тесная связь с религией христианства.
Основы нравственности и духовности христиан заложены в Евангелии, которое для верующих является Божественным откровением. «Высший нравственный идеал Евангелие полагает в любви к человеку... Вместе с тем, Евангелие есть призыв к активному отношению к жизни... Наивысшим проявлением нравственности, согласно учению Христа, является готовность спасти человека», - пишет Св. Лука [235,77].
На смену античному рационализму, идеалу соревнования и самоутверждения индивида христианство противопоставило идеал самоограничения, смирения, святость религиозного чувства. Известные десять заповедей Моисея заложили основу общественной морали как таковой, определив собой норму морального уровня массового сознания, сохранившуюся до сих пор. Трудно не согласиться с И.А. Бирич [48], утверждающей, что хотя сегодня на охране общественной морали уже стоит не только церковь, но и правовые институты каждого из развитых государств, отрицать религиозные корни морали абсурдно, так как ей нет альтернативы в развитии человеческой цивилизации.
Христианская онтология провозгласила, что созданный Богом мир делится на «мир существ духовных и существа мира вещественного». Человек занимает промежуточное место между этими мирами и состоит из тела, души и духа. Жизненной силой человека является душа. Уже после создания человеческого тела Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Это «дыхание жизни» и есть начало в человеке, т.е. его дух [188].
Предпосылки развития и современное состояние воспитательной работы в пенитенциарных системах России и за о рубежом
Мировая история развития пенитенциарных систем весьма разнообразна как по сути этих систем, так и по степени их развития, что обусловлено, прежде всего, уровнем развития конкретных государств, соблюдением ими общепринятых прав человека.
Тюремная политика является одной из важнейших частей уголовной политики, которая, в свою очередь, тесно связана с общей политикой государства. По организации уголовно-исполнительной системы, условиям содержания осужденных, режиму в местах лишения свободы, составу осужденных можно судить о политическом и экономическом состоянии государства, уровню его цивилизованности в общепринятом понимании. По авторитетному мнению Н.И. Загородникова, уголовная политика является частью социальной политики [114, 9].
Наказание в виде лишения свободы - явление историческое. В рабовладельческом государстве преступники длительное время содержались в подвалах, погребах, пещерах, ямах и т.п. В средние века осужденных к лишению свободы стали содержать в специально сооруженных башнях. После феодализма буржуазное общество выдвинуло лишение свободы на первое место среди прочих наказаний, таких как смертная казнь, телесные и членовредительские наказания. Лишение свободы давало возможность государству на определенное время избавиться от неугодных элементов, одновременно используя их труд и получая при этом материальную выгоду.
Появившиеся в XVI веке в Англии и Голландии каторжные тюрьмы и работные дома во многом только по форме являлись местами лишения свободы, по своей же сути они исполняли смертную казнь, растянутую во времени, так как условия существования в них были невыносимыми. Такое положение было обусловлено как экономическими условиями, так и общественными взглядами на преступность и методами борьбы с ней.
Термин пенитенциарный (в переводе с латинского - покаянный, исправительный) впервые стал применяться в 1786 году в городе Филадельфия (штат Пенсильвания США), где и была открыта первая тюрьма, построенная по системе строжайшего одиночного заключения. Основатели ее, американские квакеры, исходя из своих религиозных установок, считали, что преступник - это грешник, человек, нуждающийся в раскаянии, которое бы примирило его с Богом и людьми. Тюрьма - это место покаяния, а оставление преступника наедине с собой - средство, способное побудить преступника раскаяться. Отсюда вытекало одиночное заключение, полностью исключающее какое-либо общение с внешним миром и дополненное усиленной религиозной обработкой. Поэтому пенсильванскую систему именуют иногда келейной системой.
По образцу тюрьмы в Филадельфии в США были построены большие тюрьмы - в Питтсбурге и Черри-Гилле. По системе строгого одиночного заключения был выстроен целый ряд тюрем и в Европе (в Англии Пентонвиль, в Германии - Моабит, во Франции - Мазас, в Петербурге "Кресты").
Режим этих тюрем был подчинен одной основной идее: заключенный как можно меньше должен отвлекаться от сознания собственного одиночества. При таком режиме чрезвычайно высок был процент заключенных, ставших психически неполноценными или закончивших жизнь самоубийством.
Основной недостаток келейной системы заключается в том, что она не учитывала социальную природу человека как существа общественного.
Задача исправления в данном случае полностью возложена на самого преступника. Рассматривать условия одиночества и строгой изоляции как единственное средство исправления личности ошибочно и напоминает принцип: "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Исправлению личности должен способствовать целый комплекс условий, так же, как на исправление должен воздействовать комплекс воспитательных методов.
В работе «Очерки тюрьмоведения» СВ. Познышев указал на ряд оснований, в силу которых одиночное заключение «нельзя признать пригодным средством для преследуемой тюремной цели исправления»:
1) заключенный в одиночную камеру будет вести себя хорошо лишь потому, что он механически устранен от соблазнов плохого поведения, отбыв длительное одиночное заключение, преступник выходит на свободу совершенно не приспособленным к новым для него условиям жизни;
2) одиночное заключение делает арестанта пассивным, расслабляет и усыпляет его духовные силы;
3) одиночная система отличается чрезмерностью, то есть причинением страданий, ненужных с точки зрения предупреждения рецидива;
4) одиночное заключение содействует появлению и развитию душевных и нервных расстройств;
5) противоестественное состояние вынужденного одиночества вызывает нередко озлобление и расстраивает нервы [206].
Положительное воздействие на развитие пенитенциарной системы оказал англичанин Мэконочи, создавший, так называемую, прогрессивную систему. Суть ее заключается в том, что весь срок наказания разбивается на ряд этапов, причем на каждом последующем этапе заключенный получает определенные льготы, облегчающие его жизнь в тюрьме. Передвижение заключенного по этапам зависит от его поведения: хорошее поведение облегчает режим, плохое, наоборот, приводит к ужесточению режима.
Впервые прогрессивная система была введена в Англии в 1838 году. Мэконочи писал: «Я старался лелеять и регулировать то стремление к улучшению своего положения, которое замечается в каждом человеке, а в преступнике, может быть, сильнее, чем во всяком другом...». «Тюремное воспитание - писал он далее, - стремится образовать характер арестанта в лучшую сторону, а силою, наказаниями этого результата достичь нельзя». По его мнению, желание исправиться возникает тогда, «когда человек видит выход из печального положения к более радостному; имея перед глазами последние и те препятствия, которые представляются ему, человек, по присущему ему чувству эгоизма, постарается преодолеть, побороть их, а борьба с препятствиями и есть лучшая школа исправления» [206].
Изучение сформированности нравственных качеств осужденных
В соответствии со статистическими данными, в России продолжается рост числа осужденных-рецидивистов, то есть повторно осужденных, общая численность которых за последние три года возросла на 27,1 %, что составляет 69 196 человек. Увеличение этой категории осужденных продолжается непрерывно с 1997 года. В новом УК РФ был расширен круг лиц, признаваемых совершившими преступления при особо опасном рецидиве. В 2005 г выросло также количество осужденных к длительным срокам наказания (более 5 лет).
В Тамбовской области за последние три года также наблюдается динамика роста числа осужденных (Рис.2). Мы видим, что численность осужденных по Тамбовской области в 2005 году увеличилась на 16,7 %.
Данное обстоятельство подтверждает, что воспитательный процесс в пенитенциарных учреждениях не приносит должного результата.
Таким образом, мы видим, что воспитательное воздействие, проводимое в исправительных учреждениях, не оказывает значительного влияния на осужденных, которые, не осознав свое первое преступление, совершают повторное, тем самым, увеличивая численность осужденных, но уже становясь при этом рецидивистами.
Данное обстоятельство говорит о том, что впервые осужденные нуждаются в специально организованной работе, направленной на воспитание нравственных качеств личности, так как именно отсутствие устойчивых нравственных начал и приводит осужденного к совершению преступления. Теоретический анализ литературных источников потребовал экспериментальной проверки сделанных нами выводов на практике. Наше исследование было направлено на изучение и воспитание нравственных качеств у осужденных впервые и проводилось в 2003-2005 гг. Были поставлены следующие задачи исследования: 1. Изучить на практике состояние воспитательного процесса осужденных. 2. Используя методики для изучения нравственных качеств осужденных, впервые находящихся в местах лишения свободы, провести диагностическое обследование. 3. Выявить возможности использования социально-культурной деятельности для воспитания нравственных качеств осужденных к лишению свободы. 4. Выявить и экспериментально обосновать социально-культурные условия воспитания нравственных качеств впервые осужденных в пенитенциарных учреждениях. 5. Разработать и апробировать программу, позволяющую влиять на воспитание нравственных качеств осужденных впервые, находящихся в пенитенциарных учреждениях, способствующую формированию чувств, понятий, убеждений и привычек нравственного поведения. 6. Провести целенаправленную работу по подготовке персонала пенитенциарных учреждений к педагогической деятельности по воспитанию нравственных качеств у осужденных. 7. Внедрить данную программу в воспитательный процесс пенитенциарных учреждений. 8. Используя методики для изучения нравственных качеств осужденных, применяемые в констатирующем эксперименте, провести повторное диагностическое обследование. 9. Провести количественную и качественную обработку полученных данных и сравнить их. 10. Сделать выводы об эффективности использования разработанной нами программы по воспитанию нравственных качеств осужденных к лишению свободы.
Исследование проводился в исправительной колонии №1 г. Тамбова, в исправительной колонии №4 поселка Рабочий Сосновского района Тамбовской области, в Управлении Федеральной службы исполнения наказания по Тамбовской области.
В исследовании принимали участие 359 человек, из них 296 осужденных впервые, 32 начальника отрядов (воспитателей), 6 психологов, 22 работника администрации, 3 педагога.
В проведении диагностической части эксперимента принимали участие психологи исправительного учреждения, а также сотрудники кафедры общей психологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина.
Исследование проводилось в три этапа: На 1 этапе проводился констатирующий эксперимент, исследовались вопросы воспитательного воздействия в исправительных учреждениях. Изучались и анализировались: существующие подходы к исследуемой проблеме; воспитательная работа пенитенциарных учреждений, проводился опрос, анкетирование сотрудников исправительных учреждений с целью изучения их деятельности. Изучались нравственные качества осужденных, впервые находящихся в пенитенциарных учреждениях, осмысленность их жизни. Выявлялись нравственные качества личности, которым осужденные дают наиболее высокую оценку; нравственно-этические проблемы, интересующие осужденных; составлялись карты интересов осужденных, проводилось анкетирование, интервьюирование, беседа, наблюдение, опрос.
На 2 этапе была разработана и внедрена в воспитательный процесс программа по нравственному воспитанию осужденных впервые «Доброта спасет мир». Программа составлялась с учетом полученных данных констатирующего эксперимента. Были проведены занятия с начальниками отрядов, воспитателями, педагогами, сотрудниками администрации и психологами, что позволило изменить их позицию в отношении воздействий на осужденных, впервые находящихся в пенитенциарных учреждениях, в аспекте нравственного воспитания.
Обеспечение социально-культурных условий нравственного воспитания осужденных, впервые находящихся в пенитенциарных учреждениях
Констатация низкого уровня сформированности нравственных качеств у осужденных впервые показала необходимость разработки программы по нравственному воспитанию осужденных с использованием возможностей социально-культурной деятельности.
Следующий этап нашей работы заключался в проведении формирующего эксперимента (2004-2005 гг).
В формирующем эксперименте принимали участие 101 человек: 86 осужденных впервые, 8 начальников отрядов, 2 психолога, 5 работников администрации.
Основная цель нашего педагогического эксперимента состояла в экспериментальном апробировании разработке социально-культурных условий эффективной деятельности по воспитанию нравственных качеств у осужденных впервые и внедрении. в воспитательный процесс исправительного учреждения программы по воспитанию нравственных качеств личности осужденных. Нами были разработаны следующие социально-культурные условия эффективной деятельности по воспитанию нравственных качеств у осужденных впервые: учет индивидуально-личностных особенностей осужденных впервые при использовании методов социально-педагогического воздействия; учет специфики проведения воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях; осуществление целенаправленной подготовки персонала по вопросам воспитания нравственных качеств осужденных впервые; разработка и апробирование социально-культурной модели воспитания нравственных качеств осужденных впервые, находящихся в пенитенциарных учреждениях; в основу воспитания нравственных качеств осужденных впервые будет положена авторская программа, способствующая формированию чувств, понятий, убеждений и привычек нравственного поведения; осуществление взаимодействия воспитателей и осужденных, построенного на основе принципов социально-культурной деятельности. Формирующий эксперимент проходил в 4 этапа: I. Разработка авторской программы «Доброта спасет мир» по нравственному воспитанию осужденных впервые, находящихся в пенитенциарных учреждениях, в которой реализуются социально-культурные мероприятия, позволит влиять на коррекцию дефектов нравственных качеств личности. II. Проведение целенаправленной работы по подготовке персонала пенитенциарных учреждений к педагогической деятельности по воспитанию нравственных качеств у осужденных. Проведение разъяснительной работы с воспитателями, начальниками отрядов, работниками администрации исправительного учреждения с целью привлечения их к совместной деятельности по созданию оптимальных условий для воспитания нравственных качеств осужденных впервые. III. Внедрение программы в воспитательный процесс пенитенциарных учреждений с целью коррекции нравственных качеств осужденных. IV. Диагностика нравственных качеств осужденных с помощью методик, применяемых нами в констатирующем эксперименте, количественная и качественная обработка полученных данных. I. На первом этапе формирующего эксперимента была разработана программа по нравственному воспитанию осужденных с использованием возможностей социально-культурной деятельности под названием «Доброта спасет мир». Авторская программа была разработана на основе полученных в констатирующем эксперименте результатов. Программа рассчитана на 1 год, в нее входит 102 занятия на темы: «Справедливость в отношениях людей», «Преступление и наказание», «Мой родной дом», «Отношение к Богу и вера в него», «Нравственные качества современного человека», «Осторожно опасно для жизни...» и др. (Приложение 7).
Разрабатывая программу, мы опирались на богатый и разносторонний опыт (исследования и практику), который накоплен в области социально-культурной деятельности, прежде всего, в нашей стране (Ю.Б. Алиев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Д.Б. Кабалевский, Т.С.Комарова,
А.Н.Леонтьев, Б.Т.Лихачев, В.И.Логинова, Н.А. Метлов, О.П. Радынова, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, А.П. Усова, В.Н. Шацкая, СТ. Шацкий и др.).
При разработке программы мы учитывали принципы общей дидактики (связь с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода и другие), и принципы социально-культурной деятельности.
В процессе работы по различным направлениям использовались массовые, групповые и индивидуальные формы работы. Мы применяли различные формы групповой работы, так как именно групповая форма, на наш взгляд, является эффективным средством формирования адекватной самооценки: лекции-беседы, круглые столы, обучающие семинары, устные журналы; прочтение и последующее обсуждение литературных источников (библиотерапия) и пр.; всевозможные тренинги (тренинги общения; тренинги, направленные на развитие способностей и пр.); прикладное творчество (арттерапия); театротерапия. В индивидуальной работе преобладали следующие формы работы: консультирование; беседа; психотерапия.
Был составлен план основных мероприятий, проведение которых способствовало воспитанию нравственных качеств личности.
Лишение свободы и другие виды социальной изоляции означают принудительное помещение человека в особую систему социального времени, где точками отсчета становится не начало года или год рождения, а начало и окончание срока социальной изоляции. Поэтому каждый осужденный живет как бы в трех измерениях. К прошлому относится все то,
что было до момента ареста (задержания, направления). Принудительная социальная изоляция, характеризующаяся различными правоограничениями, - это весьма острая, экстремальная ситуация. Она никогда не оставляет равнодушным, вызывает различной глубины и силы переживания, накладывает отпечаток на ценностно-ориентационную сферу и мотивы деятельности, психические свойства человека, систему отношений.
Осужденные, попадая в специфические условия, где сосредоточено в одном месте более или менее значительное число правонарушителей, живущих в условиях совместного пребывания, вынуждены общаться. Воспитанники пенитенциарных учреждений не являются монолитной общностью правонарушителей. В этой специфической микросреде правонарушителей есть лица, не ставшие на путь исправления, не раскаявшиеся в совершении преступлений, а, наоборот, замышляющие, подготавливающие различные правонарушения, но есть и такие, которые глубоко раскаиваются в совершенном преступлении.