Введение к работе
Актуальность исследования. В настоящее время в мировом образовательном процессе возникает и активизируется новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития; появляются новые парадигмы образования, в научный оборот входят такие понятия, как «образовательное пространство», «поликультурная образовательная среда» и др.
Включение высших учебных заведений России в Болонский процесс ведет к интенсификации межэтнических контактов, из чего следует, что формирование толерантных установок сознания является крайне актуальной задачей на современном этапе мирового развития.
Важность процесса формирования толерантности определяется тем, что «взаимопонимание» выступает в качестве социальной и личностной ценности, поскольку позволяет обеспечить необходимое для поддержания и развития жизни общества «взаимодействие» между его членами. Отсутствие взаимопонимания ведет к невозможности взаимодействия, что, в свою очередь, может привести к разрушению целостности общественных связей и, как следствие, к саморазрушению личности. Наличие взаимодействия, основанного на взаимопонимании, способствует выработке у индивида чувства безопасности, уверенности в собственных действиях и, как следствие, развитию ценностных установок личности.
В условиях поликультурной реальности, когда контактируют люди, принадлежащие к разным лингвокультурным общностям, взаимовлияние и взаимопроникновение культур ведет к аккультурации членов социумов, соединяющих в своем сознании разные культуры, ориентированных на другого, предрасположенного к диалогу с ним.
Реакцией на возникновение новых социокультурных реалий со стороны мировой педагогической науки стала разработка соответствующих образовательных стратегий, что нашло отражение в документах ООН, Совета Европы, ЮНЕСКО и др.
На государственном уровне формирование этнической толерантности молодежи позволяет достичь политической и социальной стабильности, мира и согласия между народами; установления паритета между национальными, общенациональными и общечеловеческими ценностями, способствует повышению интеллектуального, духовно-нравственного потенциала народов; открытости; преодолению замкнутости, изолированности; повышению гуманитарного и культуротворческого потенциала общества.
Межкультурный компонент общения – явление многостороннее и предполагает изучение внутренних (общение между представителями различных этнических групп внутри поликультурного государства) и внешних (общение между представителями различных государств) аспектов различий в общении.
Одной их основных задач, стоящих перед современным образованием, является воспитание личности, способной познавать и творить культуру путем диалогичного общения, что требует от всех участников коммуникативного процесса высокого уровня культуры, коммуникативной компетенции, развитых навыков общения.
Требуется знание этнопсихологии своего народа и народов других стран, сущности межкультурной компетенции, дополненных блоком личностных характеристик, способствующих достижению межкультурного понимания и успешному педагогическому общению.
Необходимо формировать у студентов навыки межкультурной компетенции и этнической толерантности: чувствительность к культурным различиям, уважение к уникальности культуры каждого народа, терпимость к необычному поведению, желание позитивно относиться ко всему неожиданному, готовность реагировать на изменения, гибкость в принятии альтернативных решений и отсутствие завышенных ожиданий от общения с представителями других культур. Эти навыки являются мостиками к пониманию представителей других культур и народов, урегулированию конфликтных ситуаций, а также основой для межнационального и межэтнического общения граждан Российской Федерации как внутри государства, так и за его пределами.
Между тем потенциал социально-культурной деятельности в решении проблемы формирования этнической толерантности в процессе межкультурного общения используется, на наш взгляд, недостаточно. В связи с вышеизложенным представляется необходимой разработка социально-культурных условий формирования этнической толерантности студентов в процессе межкультурного общения.
Научная разработанность проблемы. Являясь ключевым понятием в системе социологических, психологических, педагогических, этнологических и культурологических феноменов, проблема формирования этнической толерантности находится на стыке интересов политологов, социологов, этнологов, психологов и педагогов.
В зарубежной психолого-педагогической науке ученые обращались к исследованию проблематики толерантности в противовес интолерантности с акцентом на изучение природы агрессии (А. Басс, Л.Беркониц, Х.Х. екхаузен и др.), расовой и национальной нетерпимости (Т. Адарно, М. Боуэн, Т. Нельсон и др.), становления и развития сотрудничества (Л. Колберг, Ж. Пиаже и др.), видов проявления эмпатии (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.).
Долгое время в отечественной научной мысли проблема этнической толерантности рассматривалась преимущественно этнологами, философами и социологами, предметом исследования которых были этнокультурные и социальные особенности формирования этнической толерантности как фактора этнического самосознания (Ю.В. Бромлей, Л.М. Дробижева, В.И. Козлов, П.И. Кушнер,
В.А. Тишков, К.В. Чистов и др.).
Философский аспект проблемы этнической толерантности рассматривался в работах Б.В. Емельянова, В.М. Золотухина, А.В. Перцева, Е.Б. Рашковского,
Л.В. Скворцова, Е.Г. Трубиной и др.
В психологии толерантность рассматривалась как отражение целостной и динамичной системы смыслов, заключающихся в личности: Б.С. Братусь,
А.Н. Леонтьев, З.И. Рябикина и др. Методологические основы изучения проблемы были представлены в трудах Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, а в настоящее время разрабатываются в русле историко-эволюционного подхода к изучению личности в исследованиях А.Г. Асмолова и др.
Социокультурный и социально-политический аспекты проблемы толерантности изучались в трудах Д.Б. Абдуразаковой, О.В. Волосова, А.Е. Галеотти, Л.М. Дробижевой, М.Д. Култаевой, Г.У. Олпорта и др.
Формирование этнической толерантности рассматривалось в работах
Е.А. Крохиной, Н.М. Лебедевой, Н.А. Птициной, П.В. Румянцевой и др.
Педагогические возможности социально-культурной деятельности в формировании личности изучались М.А. Ариарским, Т.И. Баклановой, Т.Г. Бортниковой, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, А.Д. Жарковым, С.Н. Иконниковой, Е.В.Литовкиным, Ю.А. Стрельцовым, Е.Ю. Стрельцовой, А.А. Сукало, В.Я. Суртаевым, Б.А. Титовым, В.Е. Триодиным, В.М. Чижиковым, В.В. Туевым, Н.Н. Ярошенко и др.
Несмотря на пристальный интерес ученых к обозначенной проблематике, вопросы этнической толерантности в молодежной среде остаются до конца не решенными.
Изучение проблемы этнической толерантности позволило выявить противоречия между:
– потребностями социума в формировании этнической толерантности молодежи как основы его устойчивого развития и существующей в современном обществе межэтнической напряженностью;
– объективной потребностью обретения нового уровня этнической толерантности студенческой молодежью и недостаточной разработанностью социально-культурных условий формирования личности молодого человека как носителя этнической толерантности в процессе межкультурного общения;
– имеющимися отдельными эмпирическими разработками в области формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения и недостаточным теоретическим их обоснованием.
Совокупность указанных противоречий позволила сформулировать проблему исследования: каковы социально-культурные условия формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения.
Объект исследования: формирование этнической толерантности студенческой молодежи.
Предмет исследования: социально-культурные условия формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения.
Цель диссертационного исследования заключается в научном обосновании и экспериментальной апробации социально-культурных условий формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения.
Данная цель исследования потребовала определения ряда задач:
1. Проанализировать основные подходы к проблеме формирования этнической толерантности молодежи и на этой основе определить сущность и выявить специфику формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения.
2. Выявить и научно обосновать социально-культурные условия формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения.
3. Разработать модель формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения.
4. Определить уровни, показатели и критерии сформированности этнической толерантности студенческой молодежи.
5. Разработать и апробировать педагогическую программу по формированию этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения.
В основу исследования была положена гипотеза, исходящая из того, что формирование межэтнической толерантности студенческой молодежи, под которой понимается интегративное качество личности, проявляющееся в единстве этнотолерантного сознания и поведения и включающее когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческий компоненты, будет осуществляться успешно в процессе межкультурного общения, если:
– формировать когнитивную основу этнотолерантного сознания в процессе повышения межэтнической информированности студентов посредством познания, сравнения, осмысления и принятия национальных культур различных этнических групп;
– формировать межкультурные аксиологические установки молодежи через создание ситуации, отражающие особенности национальных ценностей своей и иных культур, воспитывать уважение и положительное отношение к культурному наследию народов, населяющих регион;
– использовать различные формы самовыражения и способы проявления человеческой индивидуальности, акцентируя внимание на эмпатии, этнической идентичности, преодолении этнических стереотипов, умении регулировать эмоциональное состояние в ситуации межэтнической напряженности;
– расширять возможности взаимодействия вузов и учреждений социально-культурной сферы для интенсивного межнационального, межкультурного общения студенческой молодежи и развития интереса к культурному взаимообмену и взаимообогащению;
– активизировать деятельность студенческой молодежи по формированию своего этнтолерантного сознания и межкультурного общения посредством построения воспитательного процесса на основе разработанной модели и программы;
– развивать межэтническую компетентность педагогов, повышая этнокультурную информированность и готовность к педагогическому руководству процессом формирования этнической толерантности у студенческой молодежи.
Методологическая основа исследования. К изучению этого феномена можно подойти с позиций исследователей, раскрывающих различные методологические подходы: онтологический (Н.А. Кормина, А.Ж. Овчинникова, В.А. Разумный, Е.Г. Яковлев и др.), гносеологический (Э.В. Ильенков, А.С. Канарский, В.П. Копнин и др.), семантический (Г. Гадамер, Э. Гуссерль, А.Ф. Лосев,
Г.Г. Шпет и др.), культурологический (М.Я. Виленский, И.Ф. Исаев и др.).
Базовыми для нас являются исследования А.Г. Асмолова, Н.М. Борытко, Г.Н. Волкова, С.Н. Глазачева, Н.М. Кудинова, Д.И. Фельдштейна, С.В. Чащина, Т.И. Шульги и др. Важнейшие аспекты формирования толерантности изучены Р.В. Валитовой, В.М. Золотухиным, Л.М. Митиной, Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой, Г.М. Шеломовой и др.
В определении теоретических позиций автора в вопросах личностных и технологических факторов в процессе педагогического воздействия существенную роль сыграли работы современных педагогов и специалистов в области социально-культурной деятельности (Т.Г. Бортникова, Е.И. Григорьева, М.И. Долженкова, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселева, М.В. Кларин, Е.В. Литовкин, Г.Н. Новикова, Ю.А. Стрельцов, В.М. Чижиков, Н.Н. Ярошенко и др.).
Методы исследования. Проведенное исследование базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение поставленной цели: теоретический анализ литературных источников; теоретическое моделирование; анкетирование, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, социологический опрос, использование интерпретированного экспресс-опросника «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова и др.); математические методы обработки полученных экспериментальных данных.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени Петра I» и ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени
Г.Р. Державина».
В ходе исследования на различных этапах эксперимента приняли участие 279 чел., из которых 140 чел. участвовали в социологическом опросе и 139 чел. (122 студента и 9 педагогов) в экспериментальной работе.
Организация исследования. Исследование проводилось в течение 2009-2012 гг. и состояло из трех основных этапов.
На первом этапе (2009-2010 гг.) проводилось определение тематики исследования, изучались теоретические аспекты проблемы, отраженные в философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической литературе, материалах специальных научных исследований. Осуществлялось методологическое обоснование теоретической части исследования, определение цели, объекта, предмета, постановка задач и формулировка гипотезы исследования.
На этом же этапе были выявлены сущность и специфика формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения, определены социально-культурные условия и разработана теоретическая модель.
На втором этапе (2010-2011 гг.) разрабатывалась программа экспериментального исследования и осуществлялись: социологический опрос и констатирующий эксперимент, исследовались различные подходы к поставленной проблеме на практике.
На третьем этапе (2011-2012 гг.) проводились формирующий и контрольный эксперименты, были подведены итоги экспериментально-практической работы: осуществлена проверка гипотезы, степени реализации исследовательских целей и задач, сделаны выводы по теоретическим и практическим аспектам исследования. Проводилось описание полученных результатов и их внедрения в практику.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
– уточнена сущность формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения за счет углубления компонентов этнотолерантного сознания и поведения, включающих когнитивный компонент, основу которого составляет межэтническая информированность, эмоционально-оценочный, выражающийся во взаимном интересе к иноэтнической культуре, потребности в межэтническом общении поведенческий компонент, основанный на эмпатии, умении регулировать эмоциональное состояние, гибкости в преодолении этнических стереотипов, опыте этнотолерантного поведения;
– выявлена специфика формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения, которая определяется социально-культурной и личностной готовностью студентов к межкультурному взаимодействию с представителями различных национальностей с целью понимания и признания естественности и многообразия способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, укрепления терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также познания богатого многообразия культур других народов;
– разработана модель формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения, содержащая целевой, организационно-содержательный и диагностико-результативный блоки;
– выявлены социально-культурные условия формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения (формирование когнитивной основы этнотолерантного сознания; применение различных форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности; расширение возможностей вузов и учреждений социально-культурной сферы для взаимного межкультурного общения; осуществление социально-педагогического сопровождения межкультурного общения на основе разработанной модели и программы);
– выделены критерии (когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий), соответствующие им показатели и уровни сформированности этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения (высокий, средний, низкий).
Теоретическая значимость исследования обусловлена его вкладом в теорию, методику и организацию социально-культурной деятельности и состоит в дополнении научных основ формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения технологиями социально-культурной деятельности с позиций социально-педагогического, системного, деятельностного, личностно ориентированного подходов, с точки зрения которых определены принципы, блоки модели, социально-культурные условия формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения. Уточнены в контексте исследования ведущие понятия: «формирование межэтнической толерантности студенческой молодежи», «сущность формирования межэтнической толерантности студенческой молодежи», «специфика формирования межэтнической толерантности студенческой молодежи». Результаты исследования могут служить теоретической основой для дальнейшей разработки педагогических моделей и социально-культурных технологий в различных видах и формах образования и сферы досуга, а также на различных этапах непрерывного образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют более эффективно осуществлять процесс формирования этнической толерантности студенческой молодежи.
Результаты диссертации позволяют сделать научно обоснованные выводы и рекомендации по организации процесса формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения.
Разработанная авторская педагогическая программа «Мир без границ» по формированию этнической толерантности молодежи в процессе межкультурного общения может служить основой для совершенствования процесса воспитания подрастающего поколения в различных сферах общественной жизни.
Материалы диссертационного исследования могут быть применены специалистами учреждений образования и социально-культурной сферы, руководителями досуговой деятельности и другими в решении проблем формирования этнической толерантности подрастающего поколения.
Полученные результаты могут использоваться в деятельности государственных организаций при выработке ориентиров культурной политики и разработке программ по воспитанию подрастающего поколения; при разработке педагогических систем и образовательных программ по организации социально-культурной деятельности молодежи на федеральном и республиканском уровнях; в работе центров по организации досуга молодежи; в системе переподготовки и повышения квалификации кадров сферы образования и культуры.
Достоверность и обоснованность полученных научных выводов обеспечены их согласованностью с фундаментальными положениями, теориями и концепциями различных областей знаний; применением комплекса разнообразных методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логике; применением взаимодополняющих психолого-педагогических и социологических методов, комплексным характером опытно-экспериментальной работы; репрезентативностью экспериментальных данных, их всесторонним анализом, сочетанием качественного и количественного анализа результатов педагогической работы, преемственностью и взаимосвязанностью результатов, полученных на разных этапах исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Сущность формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения представляет собой целенаправленный педагогический процесс передачи молодому поколению совокупного человеческого опыта, который направлен на выработку у студенческой молодежи уважения, принятия и понимания богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности на основе принципов гуманизма, уважения и взаимной свободы и включает умение вести диалог и общаться с представителями других культур; признавать их точку зрения; умение выслушивать других и тактично выражать свои взгляды, права и потребности; пользоваться моделями конструктивного и демократического разрешения конфликтов.
2. Специфика формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения определяется воспитательным потенциалом совместной деятельности, в процессе которой обеспечиваются: доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого в коллективной творческой деятельности; познание богатого многообразия культур других народов, а также обогащение новым культурным достоянием и социальным опытом; создание условий для самоопределения студентами своей роли, характера поведения и форм взаимодействия с социальным окружением; выработка ценностей, идеалов, способности понимания и признания естественности и многообразия способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
3. Педагогическая модель формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения, включающая: цель, задачи, социально-культурные условия, принципы, функции, формы, методы и технологии, типы, критерии, показатели, уровни и результат деятельности.
4. Совокупность социально-культурных условий, обеспечивающих эффективность формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения:
– осуществление межкультурного общения в гуманистической атмосфере взаимодействия;
– построение воспитательного процесса на основе разработанной модели;
– методическое обеспечение педагогического процесса, в частности, педагогической программой формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения, а также критериальным аппаратом, позволяющим оценить эффективность педагогической работы;
– использование разнообразных форм, методов и технологий обучения и воспитания, приучающих к толерантному поведению;
– обеспечение подготовки педагогов к осуществлению деятельности по формированию этнической толерантности у студенческой молодежи.
5. Педагогическая программа «Мир без границ» по формированию этнической толерантности молодежи в процессе межкультурного общения на основе технологий социально-культурной деятельности, которая позволяет повысить межэтническую информированность студентов, развить интерес и уважение к различным культурам, эмпатии, положительной этнической идентичности; усваивать общечеловеческие ценности и обогащать опыт межкультурного общения посредством включения студентов в совместную межкультурную деятельность и самовоспитание.
6. Критериальный аппарат, включающий показатели, критерии и уровни сформированности этнической толерантности студенческой молодежи. Уровни (высокий, средний, низкий) определяются с помощью критериев (когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого) и соответствующих им показателей: наличие знаний о многообразии культур нашего мира, умение генерировать мысли, структурировать информацию и представлять возможные исходы различных ситуаций; наличие интереса к традициям своего народа, обычаям и культуре различных этносов; отношение к другому человеку как к свободной, равнодостойной личности, отсутствие чувства неприятия, вызванного определенными свойствами человека: внешними (расовые, национальные особенности) и внутренними (исповедуемая религия, чтимые традиции, нравственные предпочтения); конструктивное взаимодействие с представителями других этносов, настроенность на диалог и понимание другого человека, отказ от привилегии первого лица, признание и уважение собственного права на отличие, позитивное отношение к другим людям и социальным реалиям, которые оцениваются как допустимые, несмотря на их «инаковость».
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений:
а) выступления соискателя перед педагогической и научной общественностью на международных, всероссийских, межрегиональных, региональных научно-практических конференциях, совещаниях, круглых столах;
б) разработка авторской педагогической программы по формированию этнической толерантности молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения, ее основных компонентов и непосредственное участие при ее реализации в ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет имени Петра I»;
г) социально-культурная, воспитательная и педагогическая работа в ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет имени Петра I», включая руководство лингвострановедческими проектами и подготовку мероприятий в рамках преподаваемых дисциплин;
д) создание и непосредственное руководство клубным любительским объединением «Мир без границ» при Лингвистическом центре в ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет имени Петра I».
Результаты диссертационного исследования отражены в 16 научных публикациях автора общим объемом 4,2 п.л., в том числе в 3 статьях, опубликованных в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов диссертационных исследований.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и ряда приложений.