Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Вьетнамский кинематограф как сфера социально-культурной деятельности государства .
1.1. История формирования вьетнамского национального кино
1.2. Культурно-просветительные аспекты кинодеятельности Вьетнама
1.3. Государственная политика по развитию национального кинематографа 33-44
1.4. Состояние национального кинематографа в современных социально- культурных и экономических условиях 45- 67
Глава 2. Основные факторы повышения воспитательного воздействия вьетнамского кино в современных социально-культурных и экономических условиях 68
2.1. Реализация воспитательного потенциала вьетнамского кино 68 - 79
2.2. Развитие сотрудничества между кино и телевидением Вьетнама 80 - 89
2.4. Подготовка кадров вьетнамского кинематографа с учетом социально-культурных и экономических преобразований в стране. 90 - ИЗ
Заключение 114-116
Список использованной литературы
- История формирования вьетнамского национального кино
- Культурно-просветительные аспекты кинодеятельности Вьетнама
- Реализация воспитательного потенциала вьетнамского кино
- Развитие сотрудничества между кино и телевидением Вьетнама
Введение к работе
Сорок лет назад, в 1959 году вьетнамский документальный фильм «Вода ходит в Бакхынгхай» участвовал в Московском международном кинофестивале и получил первую премию. Известный французский киновед Жорж Садуль в своей книге «История мирового кино» так написал о молодой вьетнамской кинематографии: «...Это кинематография острова Индокитая, но она не индокитайская, не китайская, а национальная кинематография Вьетнама»1. Так мировое кино приняло вьетнамскую кинематографию как своеобразный национальный кинематограф. Многие зарубежные коллеги кинематографисты и просто друзья этой страны удивлялись, когда узнали, что страна Вьетнам, которая входит в число развивающихся стран с отсталой материально-технической базой, уже имеет свою национальную кинематографию и производит кинокартины, многие из которых были удостоены международных наград за высокие художественные и идейные достижения. И такой оценкой мы -вьетнамские кинематографисты - можем гордиться.
До 1986 года кинозрители Азии и Восточной Европы были знакомы с вьетнамским кино по картинам, получившим премии на международных кинофестивалях в Москве, Карловых Варах (Чехословакия), Нью-Дели (Индия), Джакарте (Индонезия), Нанте (Франция) и других. С 1987 года, после провозглашения во Вьетнаме политики «обновления и открытых дверей», вьетнамская кинематография становится известной во многих европейских странах. Благодаря проводимому правительством СРВ курсу, вьетнамский
кинематограф стал активнее участвовать в международных кинофестивалях.
Многие вьетнамские киноленты были отмечены заслуженными наградами. Например, в 1997 году фильм «Те, кто прошли долгий путь» получил три премии на международных кинофестивалях в Нанте, Бергамо и в Сингапуре. В 1998 году два вьетнамских кинофильма «Перекресток Донглок» и «Светлая полоса в жизни» получили премии на международных кинофестивалях в Южной Корее, в США. Полученные награды свидетельствуют об интересе к развивающемуся кинематографу Вьетнама.
Сегодня, в начале XXI века, в период бурного развития аудиовизуальных средств и телевидения, во всем мире значительно снизилось посещение кинотеатров. В кинодеятельности Вьетнама возникли дополнительные трудности, связанные с финансовыми проблемами социально-культурного и экономического реформирования страны.
Проблемы социально-культурных факторов развития
кинематографа Вьетнама в современных условиях достаточно новы и до сих пор не исследовались на научном уровне.
Кинематографическая деятельность имеет своей целью удовлетворение социально-культурных (художественных, эстетических, информационных, коммуникативных, развлекательных и т.д.) потребностей, проявляющихся в определенных установках восприятия. В ходе общественного развития формируются новые потребности в кинематографической деятельности в целом, а также возникают определенные представления о кино - особый его образ, который может не совпадать с реальным кинематографическим процессом. Исследование социально-культурных факторов кино позволяет
осваивать комплекс вопросов, в который входят специфика и условия кинопроизводства, проката, показа фильмов, подготовки кадров кинематографа, прогнозирования развития кино и т.д.
Важным моментом настоящего исследования является то, что кино рассматривается как одна из составляющих частей сферы социально-культурной деятельности государства. Исследуется соединение статичных и динамических аспектов изучения взаимодействия кино и зрителя с точки зрения исторически изменяющихся процессов социально-культурных и экономических преобразований страны, а также истории кинематографической деятельности в целом.
Социально-культурные факторы развития вьетнамской кинематографической деятельности включают в себя комплекс вопросов, связанных не только с функционированием, но и с дальнейшим развитием и влиянием кино на общество. Анализ и обобщение социально-культурных факторов развития вьетнамского кино позволяют выявить возможности повышения его воспитательного воздействия, определить пути дальнейшего совершенствования кинематографа в условиях социально-культурного и экономического реформирования страны.
При определении социально-культурных факторов развития вьетнамского национального кинематографа в современных условиях следует всесторонне учитывать разные стороны кинодеятельности, в основе которой лежат: состояние и тенденция развития кинопроизводства, проката, показа фильмов, обеспечение кадрами; государственная политика поддержки национального кинематографа.
Вопрос развития вьетнамской национальной кинематографии неотделим от политической линии, которая проводилась в этой области на протяжении многих лет, и, вероятно, должен рассматриваться в
общем контексте традиционного понимания особенностей национального развития в целом и национальных особенностей в культуре. Мы не вправе оценивать современное кино вне контекста исторического развития страны и ее искусства. В противном случае мы не сможем разобраться в вопросах воспитательного содержания современного фильма и в оценке его задач, а также в том, что представляет собой и как должно развиваться современное национальное кино с учетом менталитета народа. В отличие от развития кинодеятельности во многих западных государствах, где она расценивается как бизнес, государственная политика во Вьетнаме высоко оценивает воспитательную функцию кино и подтверждает важное место кинематографии в области социально-культурной деятельности страны. Вьетнамский кинематограф считает своей первейшей задачей достижение художественной и воспитательной ценности, доведение до зрителя высших духовных идеалов, конечная цель которых - сделать человека совершеннее.
Основные пути совершенствования национального кино должны соответствовать особенностям государства, не отвергая и опыт кинематографии других стран. Общая тенденция в мировом кино -внимание к сотрудничеству между кино и телевидением в демонстрации фильмов. В связи с этим определена необходимость создания во Вьетнаме новых форм сотрудничества между кинематографом и телевидением.
Учитывая слабую разработанность теории и методики обеспечения кадрами кинематографа и возрастающую потребность в профессиональных кинематографистах, владеющих знаниями кинодеятельности, в данной работе также изучается проблема подготовки кадров для вьетнамского кинематографа на современном
этапе. Это позволяет эффективно решать задачи развития национального кино и повышения его воспитательного воздействия в условиях социально-культурных и экономических преобразований.
Обращаясь к анализу развития вьетнамского кино, мы не ставили целью его всестороннее изучение. Наша основная задача заключалась в том, чтобы создать картину вьетнамского кинематографа с точки зрения социально-культурных факторов его развития.
Актуальность данной работы обусловлена ее темой, отвечающей на вопрос о развитии вьетнамского кино в условиях социально-культурных и экономических преобразований страны. Автором данной диссертации на основе анализа социально-культурных факторов развития вьетнамского кино была сделана попытка внести свой посильный вклад в общее дело национального вьетнамского кино -изучение путей его совершенствования на современном этапе.
Степень разработанности исследования. Во Вьетнаме проблему развития вьетнамского кино разрабатывали ученые, исследователи-киноведы: Бань Чау, Фам Нгок Чыонг, Нго Фыонг Лан и др. Особый интерес представляют такие публикации, как монография «Спутник экрана» Нго Фыонг Лан, сборник «Народность вьетнамского кино», включающий статьи ряда авторов. В них глубоко разработаны проблемы совершенствования художественного уровня вьетнамского кино и сохранения его национального традиций. В определенной степени они были использованы при проведении комплексного анализа состояния кинематографа Вьетнама.
Для анализа социально-культурных факторов развития кино в их взаимосвязи использованы российские, зарубежные и отечественные (вьетнамские) культурологические, педагогические, экономические и киноведческие исследования. Однако фундаментальные исследования
обобщающего характера, отражающие социально-культурные факторы развития кино Вьетнама, отсутствуют.
В связи с этим при подготовке диссертации особое внимание уделялось соответствующим работам российских авторов: Рачука И.А., Жабского М.И., Левшиной И.С, Кокарева И.Е., Иосифана С.А., Дробашенко СВ., Зака М.Е., Садчикова И.И., Волковой В.В., Богданова М. А., Власова М.П. и др.
Большой вклад в исследование проблемы социально-культурных факторов кинематографической деятельности внес один из ведущих российских историков кино Лебедев Н.А.. В рамках этой проблематики изучались проблемы: структура и динамика кинопублики, типология зрителей, характер отношения различных социально-демографических групп населения к кино, мотивы посещения кино, факторы, определяющие прокатный успех, влияние изменении в структуре свободного времени на посещаемость кино, взаимоотношения кино и телевидения и т.д.
Американские социологи Г. Блумер, Р. Петершон, Л. Терстон с педагогическими целями проводили исследования влияния кино на молодежь. Исследовательская работа велась в двух направлениях:
- эмпирические исследования институциональных аспектов кинематографа - публики и производства, в ходе которых накапливались данные о закономерностях производства и функционирования фильма.
- изучение содержания «экранного мира», механизмов воздействия кино на зрителя.
Наибольший интерес для данного исследования представляют выдвинутые ими гипотезы и научные теории, рассматривающие влияние социально-культурных и экономических преобразований страны на состояние, перспективы развития кинематографа. В многом сходные
условия в России и Вьетнаме позволяют достаточно аргументировано переносить российский опыт на явления, происходящие в кинематографе Вьетнама.
Следует отметить работы: Александрова Г.В., Андреева Б.Б., Дробашенко СВ., Зака М.Е. и др. Среди этих публикаций особое место занимают работы Дробашенко СВ. «Процессы перестройки и проблемы творчества в кинематографе и педагогике», Д. Дондурея «Российское кино: парадоксы обновления», посвященные изучению проблем развития российского кинематографа на современном этапе. Авторы размышляют над многими дискуссионными проблемами развития кино в условиях социально-культурных и экономических преобразований страны.
В сфере изучения актуальных вопросов подготовки кадров для различных областей культурно-досуговой деятельности большой интерес представляют работы, рассматривающие специфику обучения в учебных заведениях культуры: Арнольдова А.И., Баклановой Н.К., Баклановой Т.И, Вохрышевой М.Г., Горловой И.И., Жаркова А.Д., Зазыкина В.Г., Ивановой И.А., Иконниковой С.Н., Каргина А.С, Киселевой Т.Г., Кротовой Н.В., Клеппер Е.В., Стрельцова Ю.А., Нагибиной В.В., Красильникова Ю.Д. и др.
Педагогические основы подготовки кадров, обеспечивающие их адаптацию к условиям социально-культурных и экономических преобразований страны, рассмотрены в различных публикациях, среди которых особое место занимают работы Садчикова И.И. «К вопросу о концепции нового ВГИКа», Волковой В.В. «Проблемы определения потребности в специалистах кинематографии» и др.
В диссертации использованы материалы крупнейших библиотек: Российской государственной библиотеки, Российской государственной библиотеки иностранной литературы; во Вьетнаме использованы фонды
Национальной библиотеки (г. Ханоя), Библиотеки общественных наук и др.
Цель исследования состоит в обосновании ведущих социально-культурных факторов развития вьетнамского национального кино и выявлении на этой основе направления его совершенствования.
Для достижения цели исследования в работе были поставлены следующие задачи:
раскрыть основные исторические этапы формирования вьетнамского кино;
- изучить культурно-просветительные аспекты кинодеятельности Вьетнама;
- раскрыть критерии, уровни эффективного использования педагогических технологий эстетического воспитания молодежи средствами кино;
проанализировать современное состояние вьетнамского кинематографа (анализ всех главных звеньев кинематографии: кинопроизводство, прокат, показ фильмов и обеспечение кадрами);
- проанализировать государственную политику поддержки национального кино;
- изучить развитие сотрудничества между кино и телевидением;
- изучить проблемы подготовки кадров кинематографа с учетом социально-культурных и экономических преобразований в стране.
Объектом исследования явились социально-культурные факторы вьетнамского кино.
Предмет исследования - процесс развития вьетнамского кинематографа.
Гипотезу исследования составило предположение о том, что изучение социально-культурных факторов развития вьетнамского кинематографа повысит возможности реализации воспитательного потенциала кино и выявит тенденции развития кинематографа. Основные направления совершенствования вьетнамского кинематофафа должны осуществляться в соответствии с условиями социально-культурного и экономического реформирования страны.
Методологической основой исследования являются идеи российских ученых различных поколений: Выготского Л.С., Ушинского К.Д., Лосского Н.О., Розанова В.В., Макаренко А.С., Арнольдова А.И., Азарова Ю.П., Баклановой Н.К., Баклановой Т.И., Карамышева А.Л., Кузина B.C., а также западных исследователей: М. Вебера, И. Канта, Т. Манна, Ж.-Ж. Руссо, Э. Фромма и др. о творческом развитии личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, о профессиональном и педагогическом мастерстве, педагогической технике и ее значении в воспитательном процессе личности, относящиеся к решению проблемы, поставленной в данном исследовании.
В центре внимания диссертанта были концепции, разработанные кафедрой драматургии ВГИК, кафедрой социально-культурной деятельности МГУКИ, Института управления, экономики и права МГУКИ. Среди множества новаций наше внимание было направлено на культурное влияние педагогической деятельности на личность, работающую в сфере кинематофафии, главной и основной чертой которой должно стать не только умение способствовать повышению материального благосостояния киноотрасли, но и активное участие в формировании гуманизации личности зрителей, воспитание эстетического и патриотического чувства.
Методы исследования обусловлены спецификой поставленных в нем задач и включают в себя научный анализ литературы по проблеме диссертации, изучение кинопродукции Вьетнама и сравнение опыта практического кинообслуживания населения во Вьетнаме, России и в других странах, а также анализ документации. В исследовательской работе автором использовались методы: логического анализа исторического процесса (вьетнамский кинематограф рассматривается в развитии, соответствующем с определенным конкретным этапом социально-экономических условий в стране); комплексного анализа (исследование вьетнамского кинематографа базируется на анализе динамики взаимодействия всех его подотраслей: кинопроизводства, кинопроката, кинопоказа и обеспеченности кадрами).
Основные этапы исследования:
Исследование проводилось с 1997 по 2000 гг.
На первом этапе (1996-1997гг.) изучались и анализировались документы и литературные источники, необходимые для составления объективной характеристики содержания, форм и методов исследуемого феномена.
На втором этапе (1997-1999гг.) выявлялось состояние вьетнамского кинематографа в условиях социально-культурных и экономических преобразований страны. Исследовались социально-культурные факторы развития вьетнамской кинематографии.
Третий этап (1998-2000гг.) был посвящен обобщению педагогических основ единой системы подготовки кадров кинематографа, написанию и литературному оформлению диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования состоят в том, что впервые рассмотрены история и современное состояние вьетнамского кинематографа с точки зрения социально-культурных факторов его развития.
Принципиально новым с нашей точки зрения является и комплексный подход к кинематографической деятельности, включающей кинопроизводство, кинопрокат, кинопоказ и подготовку кадров, каждый из которых рассматривается в свете воспитательного воздействия на зрителя.
Выдвинутое положение о непосредственном государственном влиянии на национальную кинематографию как факторе ее развития, безусловно, является дискуссионным. Однако обоснование этой точки зрения обладает, по нашему мнению, элементами научной новизны, отражает опыт стран Юго-восточной Азии и их понимание демократического процесса в соответствии с менталитетом вьетнамского народа.
Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных направлений развития вьетнамского кинематографа в условиях социально-культурного и экономического реформирования в стране, которые могут быть использованы Управлением по делам кинематографии Вьетнама. Результаты исследования, полученные в данной работе, также могут быть учтены при формировании системы подготовки кадров и дальнейшей разработке законодательной базы вьетнамской кинематографии. В диссертации разработаны варианты учебных планов с учетом требований к комплексной подготовке специалистов в области кинематографа и соответствующих образовательных стандартов. Проведено их
экспериментальное внедрение в практику работы Вьетнамского государственного института кинематографии и театра. На защиту выносятся следующие положения:
- Теоретическое обоснование социально-культурных факторов развития вьетнамской кинематографической кинодеятельности в современных условиях.
- Необходимость комплексного подхода к всем звеньям кинематографической деятельности, включающей кинопроизводство, прокат, показ фильмов и подготовку кадров.
- Необходимость проведения системной государственной политики в области кинематофафии, направленной на развитие воспитательного значения кино, сохранения национальных традиций путем создания законодательных основ, единого управления и финансирования.
Включение в систему национального кинематофафа педагогических технологий, направленных на гуманизацию личности и эстетического воспитания зрителей.
Актуальность профессиональной подготовки кадров кинематофафа с учетом социально-культурного и экономического реформирования в стране.
История формирования вьетнамского национального кино
Кино довольно рано появилось во Вьетнаме. Известно, что уже в 1910 году оно доставлялось во Вьетнам и действовало в качестве коммерческой отрасли французов (в период с 1858 по 1945 гг. Вьетнам был колонией Франции)1. Первой кинодеятельностью во Вьетнаме этого времени являлась деятельность кинопоказа кинопередвижек в частях армии, на ярмарках, на праздниках и т.д. На свои средства французы построили много кинотеатров в различных городах - Ханое, Хайфонге, Сайгоне. Согласно материалам и документам, хранящимся в национальной библиотеке Ханоя, одной из самых крупных киноорганизаций в это время являлась компания «Фильм и синема Индокитая», которая была создана в 1 сентября 1923 г. с уставным капиталом 3.200.000 франков, затем была создана компания «Фирма кинопоказа Индокитая» (Societe des Cine - Theaters d Indochine). Уже в 1927г. система кинопроката во Вьетнаме включала 33 кинотеатра, расположенные в большинстве городов страны . Сначала в этих кинотеатрах показывали французские немые ленты, затем фильмы, снятые французами на сюжеты вьетнамского фольклора и о вьетнамских праздниках. Французское правительство не создало в колонии материально-технической базы для кинопроизводства. Фильмы обычн снимались во Вьетнаме, а затем отправлялись во Францию на послесъемочный период - для проявки, монтажа, звукозаписи и т.д.
В 1937 году, когда в мировом кино начинали выпускать звуковые фильмы, пионе & вьетнамского кино предприняли попытку снять первый отечествен! ильм «Поле привидений». Но в силу недостатка опыта, фильм «77ол. гфивидений» не оказался успешным ни в экономическом, ни в художественном плане. Некоторые другие группы вьетнамских кинолюбителей, также используя национальный капитал, попытались производить короткометражные художественные звуковые фильмы главным образом о любви, преследуя коммерческие цели. Но их проекты также оказались неудачным. Поэтому, можно сказать, что кино как действие довольно рано возникло во Вьетнаме, но оно еще не являлось национальным вьетнамским кинематографом.
После почти векового пребывания в качестве колонии Франции, в 1945 году вьетнамский народ добился независимости: Декларация независимости Вьетнама была провозглашена 2 сентября 1945 года. В декабре 1946 г. французская армия снова вернулась во Вьетнам и начала военные действия. В стране снова вспыхнула война. Вьетнамский народ под руководством Компартии храбро сражался за свободу. Именно в этот исторический период 15 марта 1953 года президент Хо Ши Минь подписал Государственный указ № 147/SL о создании в стране единого Государственного кинофотопредприятия и киносети. Оно стало первой киноорганизацией во Вьетнаме, деятельность которой полностью финансировало государство.
В 1954 г. вьетнамский народ одержал победу над французской армией, но в стране еще не воцарился окончательный мир. Теперь американская армия выступила в роли агрессора и захватила юг Вьетнама. Вся страна оказалась разделенной на две части: южный
Вьетнам стал оккупационной зоной американской армии, а северная часть - Демократической Республикой Вьетнам.
В Южном Вьетнаме во время оккупации американской армии (1955-1975) был создан так называемый Государственный киноцентр, который решал конкретные специальные политические задачи: производил документальные и художественные фильмы антикоммунистического содержания и направленные против Северного Вьетнама. Помимо Государственного киноцентра, в Южном Вьетнаме во время оккупации также действовали частные киностудии, которые производили художественные фильмы чисто коммерческого содержания, в том числе и созданные совместно с Францией и США фильмы «Молчаливый американец» режиссера Манкевича, «Скрытый ад» режиссера Марсела Камю1. К сожалению, в Национальной библиотеке Вьетнама, а также в научных центрах и организациях СРВ практически отсутствует литература и материалы о развитии кинематографа Южного Вьетнама в период американской оккупации. Поэтому в данном параграфе диссертации исследуются два основных пласта в истории вьетнамского кинематографа: с 1953 по 1975 гг. и только в Северном Вьетнаме, а также кинодеятельность, осуществляемая во всей стране, с 1975г. по настоящее время в единой стране.
Рассматривая периодизацию процесса развития вьетнамского кино, киноведы и историки кино, как правило, выделяют следующие три основных периода: -с 1953 по 1987 гг. - период становления и развития национального кинематографа при всесторонней государственной поддержке; -с 1987 по 1992гг. - переходный период к демократизации кинематографа; -с 1992 год по настоящее время - период, связанный с социально-культурными и экономическими преобразованиями страны.
В период становления национального кинематографа (1953-1975) кинематограф в Северном Вьетнаме, как и другие виды искусства, существовали и развивались вместе с жизнью всего вьетнамского народа. В годы войны главной формой деятельности вьетнамской киноотрасли являлась демонстрация фильмов. Подавляющее большинство показанных в ДРВ фильмов составляли картины из Советского Союза и социалистических стран. В деятельности национальной киносети были достигнуты хорошие результаты. Уже в первый год существования национального кино (1954), несмотря на войну, коренным образом изменившую страну, на трудности жизни народа, деятельность киносети в Северном Вьетнаме ознаменовалась следующими показателями: состоялось 6425 киносеансов, на которых побывало 15,2 миллионов зрителей.
Культурно-просветительные аспекты кинодеятельности Вьетнама
В самой истории своего развития кинематограф начинает формироваться как некое средство коммуникации, средство общения и связи между людьми. Значение кинематографических произведений состоит в том, что они выполняют по отношению к человеку целый ряд важнейших духовных функций. Кино в современном мире выступает как очень мощное и действенное средство воспитания. Произведение искусства одновременно воздействует на разум, волю и чувства человека, охватывая таким образом практически всю сферу его сознания. Стало быть, являясь активным средством воспитания, кинематограф в конечном свете может влиять на формирование мировоззренческих позиций человека. 1
Уже в самом начале истории развития мирового кино зарубежные социологи делали попытки осмысления культурно-просветительных аспектов кинодеятельности. Исключение составила книга Э. Альтенло «О социологии кино» (1914, Германия), анализировавшая закономерности производства фильмов и кинопосещаемости.
Новый этап исследования социально-культурных факторов развития кинематографа связан с выходом книги американского исследователя Д. Джарви «К социологии кино» (1970), в которой на материале Гонконгского кино были синтезированы оба подхода предшествующего периода и тем самым намечены перспективы комплексного изучения различных аспектов кино (производство, распространение, содержание и восприятие фильма). Американские социологи Г. Блумер, Р. Петерсон, Л. Терстон с педагогическими целями проводили исследования влияния кино на молодежь. Исследовательская работа велась в двух направлениях: эмпирические исследования институциональных аспектов кинематографа - публики и производства, в ходе которых накапливались данные о закономерностях производства и функционирования фильма; - изучение содержания "экранного мира", механизмов воздействия кино на зрителя.
В России с 60-х гг. в связи с бурным развитием общественных наук проблематика социально-культурных факторов кино стала актуальной. Начинали проводиться опросы кинопублики. Существенный вклад в этой области сделали такие научные коллективы, как лаборатория «Кино и зритель» Управления кинофикации Исполкома Моссовета, ВГИКа и др. Большой вклад в это исследование внесли историки кино: Лебедев Н.А., Рачук И.А., Жабский М.И., Лукшин И.П., Волков В.И., Кокарев И.Е., Иосифан С.А., Дробашенко СВ., Зака М.Е., Садчиков И.И., Волкова В.В., Богданов М.А., Власов М.П. и др. В рамках этой проблематики изучались проблемы: структура и динамика кинопублики, типология зрителей, характер отношения различных социально-демографических групп населения к кино, мотивы посещения кино, факторы, определяющие прокатный успех, влияние изменений в структуре свободного времени на посещаемость кино, взаимоотношения кино и телевидения и т.д.
В настоящее время среди российских и зарубежных киноведов ходят активные дискуссии о функциях искусства. Русский мыслитель С. Булгаков утверждал, что истинное искусство свободно в своих путях и исканиях, оно само по себе довлеет, само по себе ищет, само себе закон. В таком случае формула "искусство для искусства" верно отражает его права, самостоятельность, свободу от подчинения извне.
Обращаясь к изучению воспитательного воздействия кино на широкие массы народа, мы не ставили целью его всестороннее исследование в философском смысле. Наша основная задача заключалась в том, чтобы определить необходимость и значение воспитательного воздействия кино на широкие массы народа во Вьетнаме сегодня. Традиционно во Вьетнаме основной задачей киноискусства считается воспитательное воздействие на зрителей. В отличие от представлений, распространенных в многих других государствах, такая позиция остается неизменной и не подвергается пересмотру. Вьетнамский кинематограф направлен на доведение до зрителей общечеловеческих и национальных ценностей, создание нравственных ориентиров, воспитание возвышенных чувства. Говоря о кино, следует в первую очередь вспомнить о его возможностях в области художественного, эстетического воспитания. Ибо кино, как и всякое другое искусство, приобщает человека к миру прекрасного, расширяет сферу его общения с духовным, художественным наследием многих поколений. Надо только помнить, что подобные возможности экранного искусства имеют как минимум двойственный характер.
Во-первых, фильм сам по себе, являясь произведением искусства, уже неизбежно воспитывает в человеке новые эстетические чувства, приобщает его к миру прекрасного, заставляет смотреть на окружающую действительность взором художника.
Во-вторых, очень часто фильм выступает не столько как явление самоценное и самодостаточное, а скорее как некое средство "репродуцирования". В таком случае, благодаря экранному искусству зритель может познакомиться с самыми разными достижениями в области смежных искусств: в литературе, живописи, театре и т.д.
Эффективность эстетического развития молодых людей с использованием педагогических технологий эстетического воспитания средствами кино определяется системой научно разработанных критериев. Необходимость определения критериев связана с решением вопроса об уровнях эстетического воспитания молодежи средствами кино и телевидения в их взаимодействии, что является интегративным показателем эстетического развития, эстетического образования и воспитания. Задача организаторов кинодеятельности состоит в том, чтобы правильно подготовить необходимую технологию эстетического воспитания и предложить ее зрителям, руководствуясь при этом целями воспитания и уровнями использования свободного времени.
Реализация воспитательного потенциала вьетнамского кино
В данном исследовании ставится вопрос о кинообразовании не в узкопрофессиональном, а в широком смысле этого понятия, подразумевающего вовлечение в кинопроцесс обширной подготовленной зрительской аудитории. Такое понимание бытует не только во Вьетнаме, но и во многих азиатских странах.
Реализации воспитательного потенциала кино должна касаться состояния сегодняшнего кинематографа, отношения к наследию и традициям не только кино, но и искусства во всем его богатстве, а также состояния умов творческих работников и руководителей, т.е. всего того, что составляет не только условия создания фильма, донесения его до зрителя, но и осмысления результатов его воздействия на человека, на жизнь, на поступательное развитие искусства кино, искусства вообще. «Особая роль в этом процессе принадлежит науке о кино, который обязан владеть не только киновед, но и каждый настоящий художник, каждый участник создания кинопроизведения». Леонардо да Винчи в свое время говорил, что великое искусство создается не просто талантливыми, но ученными художниками. Уже в далекие времена вне науки невозможно было создать большое произведение искусства. Вне науки это невозможно и сегодня, в том числе и в кино.
Если кинематографисты не способны осмыслить свои творческие возможности в области выразительных средств кино, в процессе создания замысла произведения и его художественной реализации, они бы превращаются в обычную самодеятельность, не разбирающуюся ни в природе киноискусства, ни в процессе создания фильма.
Кинематографисты, педагоги, психологи и социологи размышляют о содержании кинообразования, его формах, обмениваются опытом. Споры возникают в основном при рассмотрении методик. Это подтвердил "круглый стол" по проблемам кинообразования, проходивший в один из дней Международного кинофестиваля для юношества в Ханое (ноябрь 1999). Кинематографисты дискутировали о том, как помочь юным зрителем сориентироваться в существующем кинопотоке, защитить их от киносуррогатов, развить способности к эмоциональному соучастию.
В последующие годы количество кинозрителей, приходящих в кинозалы, стало сокращаться. Это явление также характерно и для многих других стран, когда современная техника аудиовизуальных средств конкурирует с традиционным киноискусством. Везде на кинорынке возникало огромное количество зарубежных видеозаписей, особенно американских. Но вьетнамские зрители не отказываются от киноэкрана и особенно от отечественного кино. Вьетнамский народ, 83% которого проживает в деревне, обладает чистой юго-восточной азиатской психологией. Основная масса народа любит смотреть отечественные фильмы, которые близки их психологии, их духовным желаниям.
Согласно статистическим данным 1998 года, Вьетнам является молодой страной, 60% населения которой имеют возраст до 35 лет. Результаты опросов кинозрителей Вьетнама в 1998 году показали, что:
Молодежь составляет подавляющее большинство общего количества кинозрителей: - Кинозрители в возрасте до 18 лет составляют 20,2% - Кинозрители в возрасте с 18 до 25 лет составляют 42,8% - Кинозрители в возрасте с 25 до 35 лет составляют 15,3% - Кинозрители в возрасте с 35 до 50 лет составляют 17,1% - Кинозрители в возрасте с 50 лет составляют 4,3% В местностях и небольших городах зрители, которым: - нравится смотреть кинокартины в кинотеатре, составляют: 44,4 % - нравится смотреть видео, составляют: 46,3 % - нравится смотреть фильм на телевидении, составляют : 43,4 % В Ханое и Хошимине, где есть кинотеатры с современной техникой звука и изображением, зрители, которым : - нравится смотреть кинокартины в кинотеатре, составляют: 69,6 % - нравится смотреть видео, составляют: 37,5 % - нравится смотреть фильм на телевидении, составляют: 17,4 % Большинство кинозрителей во Вьетнаме имеет среднее и высшее образование. Результаты исследования кинозрителей показывают: - кинозрители без полного среднего образования составляют 15,9% - кинозрители со средним образованием составляют 41,6% - кинозрители с высшим образованием составляют 39,4% - кинозрители, имеющие ученую степень кандидата и доктора наук, составляют 2,6%.
Развитие сотрудничества между кино и телевидением Вьетнама
На развитие идей телевидения в начале 20-х годов большое стимулирующее воздействие оказывали успехи в области радиовещания и кинематографии. В те годы многие представляли себе телевидение как синтез радио и кино. Сегодня современная телевизионная техника не только улучшает качество изображения на телеэкране, повышает информационную плотность экрана, она открывает возможность монтировать изображение с еще большей свободой, чем в кино, создавать комбинированные кадры не только при последующем монтаже, но и в момент прямого репортажа, совмещать сиюминутно протекающее действие с экранными спецэффектами, столь обычными в трансляциях с эстрадных фестивалей, с другими единовременно протекающими событиямм.
Появление видеокассет с записями фильмов, спектаклей, концертов открывает зрителю свободу выбора, аналогичную той, какая есть у владельца библиотеки, по своему желанию снимающему с полки нужную книгу. Уже сегодня техника позволяет записывать любую выходящую в эфир передачу, и запись эту можно воспроизводить в любое удобное для зрителя время. Более того, в странах с высокоразвитым телевидением уже существуют архивы, предлагающие зрителю запись любой передачи, демонстрировавшейся в любой день и час по любой программе. Работу такого архива можно сравнить с функцией книжного магазина. Впрочем, существуют и магазины по продаже и прокату видеокассет с любой интересующей зрителя тематикой. Все это делает общение с телевидением более активным: расширяются возможности выбора и возможности отказа от того, что в настоящий момент не соответствует кругу интересов человека.
Обратная связь в кинематографе больше напоминает общение с книгой - контакт художника и зрителя происходит опосредованно. Даже если зритель покинет зал, создатели фильма могут вообще об этом не узнать или узнать с большим опозданием - из писем, отчетов работников проката. Пожалуй, именно кинематограф первым из технических видов искусств породил такую сферу общения творца и зрителя вне самого произведения: вокруг него - письма, творческие встречи, обмен мнениями на страницах газет.
Сравнительный анализ кинематографа и телевидения в этом аспекте можно вести к одному высказыванию Рене Клера, который, на наш взгляд, наиболее точно раскрывает проблему взаимоотношений кино и телевидения: «Напрасно противопоставлять телевидение и кино. Одно является продолжением другого. Но продолжением, границ которого мы не знаем. Это не означает, что телевидение является простым дополнением кино. И в самом деле, этот новый способ распространения - пожелаем же ему стать и новым творческим способом пользуется двумя привилегиями: мгновенностью, то есть возможностью передавать события немедленно, и интимностью, то есть возможностью обращаться к зрителю, и только к нему одному с передачей, которую в действительности смотрят миллионы зрителей, отделенных друг от друга». Кино - видео - телевидение относятся к аудиовизуальным средствам массовой коммуникации. Эти средства используют достижения новейшей техники для сохранения и передачи культурной информации. Информация, которую они передают, может обретать высокий статус искусства.
Телевидение в мире стало принимать массовый характер и получило обширную аудиторию в начале 50-х годов, а во Вьетнаме - в 80-е годы. Государственное телевидение, именуемое «Центральное телевидение Вьетнама», непосредственно подчиняется Правительству СРВ. Кроме Центрального телевидения, в стране действует 4 местных городских телевидений. Все они - государственные организации. Во Вьетнаме еще не возникло частное телевидение.
Население Вьетнама к 1999 г. составило приблизительно 76,6 миллионов человек. В «телевизионном возрасте» - 70 миллионов. По данным Министерства культуры и информации СРВ, 97% семей имеют один и более телевизионных приемников, 80% из них - цветного изображения. Исследователи телеаудитории отмечают заметное увеличение времени (до 4,5 часов в сутки), которое расходуется на просмотр телепередач. Это еще одна особенность переходного периода, во многом объясняемая кризисом большинства учреждений культуры, дороговизной прессы и другой печатной продукции, безработицей и неполной занятостью.
Ежесуточно по 4 каналам Центрального телевидения Вьетнама транслируется более десяти художественных телефильмов. Директива № 48/СР от 17 июля 1995 г. гласит: «Телевидение обязуется поддерживать пропорцию в 50% отечественных фильмов от общего объема художественных фильмов, транслирующихся на каналах телевидения». Следовательно, ежегодно для телевидения требуется огромное количество отечественных фильмов.