Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-культурная деятельность как фактор развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей Жук, Ирина Васильевна

Социально-культурная деятельность как фактор развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей
<
Социально-культурная деятельность как фактор развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей Социально-культурная деятельность как фактор развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей Социально-культурная деятельность как фактор развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей Социально-культурная деятельность как фактор развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей Социально-культурная деятельность как фактор развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жук, Ирина Васильевна. Социально-культурная деятельность как фактор развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Жук Ирина Васильевна; [Место защиты: Челяб. гос. акад. культуры и искусства].- Челябинск, 2011.- 186 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/152

Введение к работе

Актуальность исследования. XXI век, как век медиатехнологий, инноваций, диалога культур, а также рыночной конкуренции в профессиональной деятельности обусловил возрастание роли коммуникаций в социальной, экономической, духовной, культурной и других сферах современного общества. Деятельность режиссера, как представителя социально-значимой профессии не может осуществляться без определенного уровня коммуникативной компетентности. Его успешность во многом будет зависеть от степени сформированности коммуникативной культуры, сопровождающая профессиональную деятельность режиссера от стадии замысла зрелища, праздничного мероприятия, разработки идеи проекта, до реализации этой идеи в художественном продукте и воздействия результата данной деятельности на зрителя. Возрастающее значение в становлении режиссера приобретает социально-культурная деятельность. В сфере искусства и всей художественной жизни общества социально-культурную деятельность рассматривают как профессиональную и непрофессиональную, социально направленную, основанную на исторически присущих российскому обществу традициях гуманизма и милосердия деятельность отдельных индивидуумов и социальных групп по созданию, сохранению, распространению и освоению культурных ценностей.

Сложившаяся система подготовки режиссеров строится на освоении основных профессиональных знаний в области искусствоведения, культурологии, технологии режиссуры, но очень мало уделяется внимания развитию коммуникативной культуры, практических навыков бесконфликтного взаимодействия коммуникантов и управления творческими коллективами и техническими службами, участвующими в подготовке и проведении праздничных мероприятий.

Низкий уровень коммуникативной культуры будущих режиссеров приводит к увеличению числа стрессов в процессе адаптации к социально-культурным условиям, возникновению межличностных конфликтов, к неудовлетворенности в сфере культурно-досуговой деятельности.

Степень научной разработанности проблемы. Проблематика социальной коммуникации исследуется в обществоведческих науках, изучающих различные грани коммуникативной деятельности, разные виды коммуникационных каналов и социально-коммуникационных институтов. В систему социально-коммуникационного знания можно объединить: социологию, философию, психологию, педагогику, культурологию. Исследование социально-коммуни- кационных проблем представляют науки, изучающие культуру: социология культуры, семиотика, теория массовой коммуникации.

Использование коммуникативно-воспитательного потенциала культурно-досуговой деятельности в процессе развития коммуникативной культуры личности рассматривается в работах М. А. Ариарского, Г. М. Бирженюка, Е. И. Григорьевой, А. Д. Жаркова, Т. Г. Кисилевой, Ю. Д. Красильникова, Н. Ф. Максютина, А. П. Маркова, В. Е. Новаторова, А. П. Панфиловой,

Ю. А. Стрельцова, В. Я. Суртаева, П. П.Терехова, В. Е. Триодина, Г. Л. Тульчинского, Д. В. Шамсутдиновой, Н. Н. Ярошенко и др.

Исследование коммуникативных умений и способностей нашли свое отражение в работах отечественных философов, культурологов, педагогов и психологов (Л. П. Буева, М. С. Каган, А. А. Леонтьев, Б. Д. Парыгин,

A. В. Соколов), в которых общение выделяется как вид человеческой деятель
ности. Такие исследователи, как М. С. Каган, Э. С. Маркарян, Э. В. Соколов,
трактуют культуру, как специфический человеческий способ деятельности и
вводят понятие «культуры общения», рассматривая коммуникативную культу
ру как элемент духовной культуры. Понятия «общение», «коммуникация» рас
сматриваются с позиций деятельностного подхода, т.е. деятельности в процессе
социального взаимодействия. Коммуникативное развитие личности рассматри
вают такие авторы: А. А. Бодалев, А, В. Петровский, Б. Д. Парыгин. Возможно
сти целенаправленного формирования коммуникативных качеств исследуются
Н. А. Березовиным, М. С. Кобзевым.

Основные положения организации подготовки режиссеров как художественного руководителя коллектива и организатора творческого процесса представлены в работах К. С. Станиславского, Е. В. Вахтангова, А. Д. Попова,

B. Е. Мейерхольда, А. Я. Таирова, Б. Е. Захавы, М. Л. Сосновой,
И. Э. Горюновой, Е. В. Калужских, 3. Я. Корогодского, О. И. Маркова,
А. А. Мордасова, Н. В. Скрипиной, Н. В. Суленевой, Е. Ф. Шангиной и др.

Таким образом, можно констатировать, что развитие коммуникативной компетентности личности является актуальной проблемой в теории и практике педагогических исследований. Однако такой аспект, как развитие коммуникативной культуры в процессе социально-культурной деятельности у студентов режиссерских специальностей, не стал предметом специальных исследований.

Вышесказанное позволяет выделить следующие противоречия:

социально-педагогического характера - между потребностью общества в развитии коммуникативной культуры режиссеров театрализованных представлений й праздников, способных сохранять, развивать и транслировать культурные ценности, быть социально и коммуникативно компетентными и не в полной мере реализованными возможностями внеучебной социально-культурной деятельности в решении данной проблемы;

научно-теоретического характера - между существованием значительного количества исследований, посвященных вопросам социально-культурной деятельности, деловому общению, коммуникативной культуре, и относительно небольшим количеством работ, посвященных вопросу развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей средствами внеучебной социально-культурной деятельности, в частности, в подготовке и проведении праздничных мероприятий;

научно-методического характера - между необходимостью повышения уровня коммуникативной культуры будущих режиссеров в социально-культурной деятельности и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения данного вопроса.

Актуальность обозначенной проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Социально-культурная деятельность как фактор развития коммуникативной культуры студентов режиссёрских специальностей».

В диссертации исследуется внеучебная социально-культурная деятельность как фактор развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей, на примере специальности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» (далее РТПП).

Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель развития коммуникативной культуры студентов режиссёрских специальностей и педагогические условия ее реализации в процессе внеучебной социально-культурной деятельности.

Объект исследования.- социально-культурная деятельность студентов режиссерских специальностей.

Предмет исследования - процесс развития коммуникативной культуры студентов режиссёрских специальностей в социально-культурной деятельности.

Гипотеза исследования - развитие коммуникативной культуры студентов режиссёрских специальностей, осуществляющих внеучебную социально-культурную деятельность, будет проходить более эффективно, если:

  1. в качестве методологической основы решения проблемы использованы деятельностный, компетентностный, культурологический, аксиологический подходы, позволяющие: рассмотреть сущность и особенности проявления коммуникативной культуры будущих режиссеров в социально-культурной деятельности;

  2. разработана модель развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей вуза средствами внеучебной социально-культурной деятельности, включающая блоки: целеполагающий, организационно-содержательный, диагностико-результативный.

  3. выявлен и реализован комплекс педагогических условий:

ориентация студентов режиссерских специальностей в ценностях коммуникативной культуры в процессе внеучебной социально-культурной деятельности;

формирование у студентов установки на активное расширение коммуникативного потенциала, вытекающей из функций коммуникативной культуры: гностической, интегративной, прогностической, регулятивной и ценностно-ориентационной;

успешная самостоятельная работа будущих режиссеров в социально-культурной среде вуза и города обеспечивается непрерывностью развития коммуникативной культуры на основе осуществления интеграционных взаимосвязей педагогического процесса и внеучебной концертно-творческой деятельности.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1) определить степень разработанности проблемы в социально-
культурной и педагогической теории и практике и, исходя из специфики соци
ально-культурной деятельности режиссеров, выявить особенности коммуника
тивной культуры студентов-режиссеров;

  1. уточнить понятийный аппарат рассматриваемой проблемы, в частности, определить понятия, «коммуникативная деятельность режиссера», «коммуникативная культура режиссера театрализованных представлений и праздников» (далее: режиссер ТПП);

  2. теоретически обосновать и внедрить модель развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей в процессе социально-культурной деятельности и выявить комплекс педагогических условий ее реализации;

  3. разработать и внедрить научно-методические рекомендации по развитию коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей в социально-культурной деятельности.

Общую теоретико-методологическую основу исследования составляют:

работы, раскрывающие теорию, методику, организацию социально-культурной деятельности: А. И. Арнольдова, М. А. Ариарского, Е. И. Григорьевой, А. Д. Жаркова, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, Н. Б. Крыловой, В. Е. Новаторова, А. П. Панфилова, В. М. Рябкова, В. И. Солодухина, Ю. А. Стрельцова, Ю. М. Сумина, В. Я. Суртаева, В. Б. Титова, В. В. Туева, Г. Л.* Тульчинского, П. П. Терехова, В. М. Чижикова, Д. В. Шамсутдиновой, Н. Н. Ярошенко и др.;

положения деятельностного подхода (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); компетентностного подхода (Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. П. Марков и др.); культурологического подхода (А. И. Арнольдов, В. С. Библер, М. Коул и др.); аксиологического подхода (П. И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, Г. И. Чижакова, Ё. Н. Шиянов и др.);

труды учёных-педагогов, связанные с теорией и практикой коммуникативной деятельности, повышением квалификации работников образования и культуры, их нравственным и профессиональным становлением, с управлением педагогическим процессом: А. М. Баскакова, А. А. Бодалева, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, И. Н. Рыдановой, Р. Шмидта, В. А. Кан-Калика, Л. Т. Курбановой, Ф. М. Рахматуллиной, Е. В. Руденского, Т. П. Степановой;

работы, рассматривающие пути и средства развития творческой личности в различных видах деятельности: Ю. К. Бабанского, В. В. Краевского, И. Я. Лернера, В. Я. Ляудиса, Н. А. Рождественской, А. В. Усовой, П. И. Пидкасистого, Е. Ф. Шангиной, Н. М. Яковлевой и др.;

- положения о развитии личности на основе активного включения ее в
профессиональную деятельность: А. А. Вербицкий, Н. В. Кузьмина, и др.;

- исследования, посвященные коммуникативной деятельности, формиро
ванию установки и направленности личности: В. Г. Афанасьева, М. С. Кагана,
А. Н. Леонтьева, А. А. Леонтьева и др.;

- работы, раскрывающие положения диалектико-материалисгической
теории познания, о социальной природе психической деятельности человека,
активной и ведущей роли личности в процессе её развития и формирования; о
творческой сущности человека, развитии его специальных способностей в про
цессе деятельности; диалектическую теорию о всеобщей связи, взаимообуслов
ленности и целостности явлений: Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского,

B. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьева, К. К. Платонова и др.;

- труды учёных, разрабатывающих вопросы развития речи учащихся,
коммуникативную сторону речевого общения: Н. И. Жинкина, И.А. Зимней,
М. С. Кагана, В. В. Колесов, В. Г. Костомаров, Т. А. Ладыженской,

C. И. Львовой, В. В. Соколовой, О. Г. Усановой, Л. А. Шкатовой и др.;

- исследования, изучающие область ориентации студентов в ценностях
вербальной культуры: В. Е. Гольдина, А. Н. Петровой, Н. И. Формановской,
Л. А. Шкатовой, Н. В. Суленёвой, Н. Д. Конович и др.;

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

теоретические - изучение и анализ теории социально-культурной деятельности, философской, культурологической, педагогической, социологической литературы, нормативно-правовых документов; сравнение, прогнозирование, теоретическое моделирование;

эмпирические - обобщение опыта социально-культурной деятельности, анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение, констатирующий и формирующий педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа, с 2002 по 2011 годы, на каждом из этапов в зависимости от поставленных задач использовались соответствующие методы.

Первый этап - констатирующий (2002-2003 г.г.). Осуществлялся анализ научно-теоретической литературы, нормативно-правовых документов, исследовался опыт развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей в процессе внеучебной социально-культурной деятельности. Это позволило выявить проблему, определить цель, сформулировать рабочую гипотезу, конкретизировать задачи и наметить пути их решения. Одновременно был уточнен понятийный аппарат исследования, разработана структурно-функциональная модель развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей в социально-культурной деятельности. В своей работе на этом этапе мы использовали как анализ имеющегося опыта и научной литературы, так и результаты проведённых исследований концертно-творческой работы студентов. Важное место занимали также методы наблюдения и обобщения опыта социально-культурной деятельности студентов вуза культуры и искусств.

Второй этап - формирующий (2004-2009 г.г.). Разрабатывался комплекс педагогических условий реализации модели развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей в социально-культурной деятельности, анализировались ход и результаты констатирующего этапа исследо-

вательской работы, осуществлялось внедрение данных условий в педагогический процесс, протекающий в рамках структур, действующих как добровольные неформальные объединения: Мастерская сценарно-режиссерских технологий им. профессора Н. П. Шилова, Школа молодых ведущих и Концертно-творческий отдел ЧГАКИ, организующие концертно-творческую и досуговую деятельность студентов. В качестве основных на этом этапе использовались следующие методы: анализ режиссерских экспликаций и видеоматериалов праздничных мероприятий, результатов констатирующего и формирующего эксперимента, практической и самостоятельной репетиционной работы участников Мастерской сценарно-режиссерских технологий, анкетирование, тестирование, беседы.

Третий этап - обобщающий (2010-2011 г.г.). Анализировались и обобщались итоги теоретико-поискового исследования, определялась логика изложения материала, уточнялись теоретические и практические выводы, осуществлялось оформление полученных данных. По результатам диссертационного исследования были подготовлены и внедрены в практику методические рекомендации для студентов режиссерских специальностей «Коммуникативная культура режиссера 11111». На данном этапе использовались такие методы, как анализ, обобщение, эксперимент, статистическая обработка количественных показателей.

Научная новизна исследования заключается в обосновании возможностей развития коммуникативной культуры режиссеров во внеучебной социально-культурной деятельности и проявляются в следующем:

  1. Введено и раскрыто понятие «коммуникативная культура режиссера театрализованных представлений и праздников».

  2. Выявлены особенности развития коммуникативной культуры будущих режиссеров, учитывающие специфику режиссерской коммуникативной деятельности, которая осуществляется в сфере праздничной культуры: проведение городских праздничных мероприятий, участие в социально-культурной деятельности Концертно-творческого отдела вуза, Школы молодых ведущих, Мастерской сценарно-режиссерских технологий им. профессора Н. П. Шилова.

  3. Спроектирована структурно-функциональная модель развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей реализуемая в социально-культурной деятельности.

  4. Выявлен и обоснован комплекс педагогических условий успешной реализации структурно-функциональной модели развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей во внеучебной социально-культурной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается: в обосновании успешности проведения праздничных мероприятий за счет развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей на теоретическом уровне, что открывает возможность для дальнейших исследований; в определении специфики и особенностей коммуникативной культуры режиссеров ТПП и подтверждении ее значимости для успешной реализации мероприятий в соци-

ально-культурной деятельности; в расширении понятийно-терминологического поля исследования за счет конкретизации определения «коммуникативная деятельность режиссера» и введения понятия «коммуникативная культура режиссера ТІШ.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и рекомендации по развитию коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей способствуют расширению коммуникативной компетентности в сфере социально-культурной деятельности; разработано и реализовано научно-методическое обеспечение исследуемого процесса, включающее дидактические материалы, критериально-оценочный инструментарий, позволяющий определить уровень коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей, проявляющийся в процессе социально-культурной деятельности.

Материалы настоящего исследования могут быть использованы в практике социально-культурной деятельности режиссеров театрализованных представлений и праздников.

Обоснованность и достоверность проведенного исследования обеспечивается использованием взаимосвязанного комплекса теоретических и эмпирических методов, соответствующих предмету и задачам исследования; организацией экспериментальной проверки выдвигаемых в ходе исследования положений; обработкой полученных данных методами математической статистики.

Исследование проводилось на базе Мастерской сценарно-режиссерских технологий им. профессора Н. П. Шилова, Школы молодых ведущих и Кон-цертно-творческого отдела Челябинской государственной академии культуры и искусств, действующих как структуры внеучебной работы; ГУДОД ДУМ «Смена», администрации Советского района г. Челябинска, МОБУДОД «Дворца творчества детей и молодежи» и Дворца культуры и спорта «Газовик» г. Оренбурга; дополнительной базой выступили досуговые центры г. Сургута и Кокшетау с целью опроса и анкетирования режиссеров социально-культурных мероприятий. В экспериментальной работе были задействованы преподаватели, студенты 2-5 курсов специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников» - участники структур, добровольных неформальных объединений. На констатирующем этапе количество участников составило 41 человек, на формирующем - 169 человек, 9 преподавателей.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации формулировались и публиковались диссертантом:

- в ежегодном международном научно-творческом форуме «Молодежь в науке и культуре XXI века» (г. Челябинск, 2002, 2008, 2011 г.г.); межвузовской научно-практической конференции «Научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки студентов» (г. Челябинск, 2003 г.); в научно-методической конференции Московского государственного университета культуры и искусств (г. Москва, 2004 г.); в III Международной заочной конференции «Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в

изменяющемся мире» (г. Краснодар, 2011 г.); в VIII-Й конференции «Человек в информационном пространстве» (г. Ярославль, 2011 г.);

- в ежегодной научно-практической конференции профессорско-
преподавательского состава Челябинской государственной академии культуры
и искусств (г. Челябинск, 2002-2011 г.г.).

Результаты исследования также апробированы в ГУДОД ДУМ «Смена» и администрации Советского района г. Челябинска студентами ЧГАКИ, в МОБУДОД «Дворца творчества детей и молодежи» и Дворца культуры и спорта «Газовик» г. Оренбурга. Материалы диссертационного исследования используются в социально-культурной деятельности и в педагогическом процессе Челябинской государственной академии культуры и искусств.

Отдельные положения и результаты исследования были опубликованы в 15 работах, общим объемом 4,3 п.л., в том числе 3 статьи в журналах, рекомендованных ВАК Минобразования и науки РФ.

На защиту выносятся нижеследующие положения:

одной из составных частей общей культуры режиссера театрализованных представлений и праздников является коммуникативная культура, неразрывно связанная со способностью целенаправленного художественного преобразования окружающей социальной действительности с помощью знаковой системы праздничной культуры и прогнозирования результативности коммуникативного акта при подготовке и проведении социально-культурного мероприятия;

структурно-функциональная модель развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей в социально-культурной деятельности включает блоки: целеполагающий, организационно-содержательный, диагностико-результативный; отражает совокупность цели, содержания, критериев, этапов; выступает теоретико-технологическим основанием прогнозирования внеучебной социально-культурной деятельности студентов режиссерских специальностей. Результатом успешного внедрения модели является переход на более высокий уровень коммуникативной культуры студентов, будущих режиссеров;

в комплекс педагогических условий входят: ориентация студентов режиссерских специальностей в ценностях коммуникативной культуры в процессе внеучебной социально-культурной деятельности; формирование у студентов установки на активное расширение коммуникативного потенциала, вытекающей из функций коммуникативной культуры: гностической, интегративной, прогностической, регулятивной и ценностно-ориентационной; успешная самостоятельная работа будущих режиссеров в социально-культурной среде вуза и города, которая обеспечивается непрерывностью развития коммуникативной культуры на основе осуществления интеграционных взаимосвязей педагогического процесса и культурно-досуговой деятельности.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, содержащий 249 наименований, в том числе, 6 на иностранном языке. Кроме текстовых материалов в работу

включены таблицы, рисунки, отражающие основные положения и результаты исследования.

Похожие диссертации на Социально-культурная деятельность как фактор развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей