Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческой самореализации студентов в образовательных учреждениях культуры и искусств Борисова Анна Альбертовна

Развитие творческой самореализации студентов в образовательных учреждениях культуры и искусств
<
Развитие творческой самореализации студентов в образовательных учреждениях культуры и искусств Развитие творческой самореализации студентов в образовательных учреждениях культуры и искусств Развитие творческой самореализации студентов в образовательных учреждениях культуры и искусств Развитие творческой самореализации студентов в образовательных учреждениях культуры и искусств Развитие творческой самореализации студентов в образовательных учреждениях культуры и искусств
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Борисова Анна Альбертовна. Развитие творческой самореализации студентов в образовательных учреждениях культуры и искусств : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Борисова Анна Альбертовна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2007.- 219 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/3211

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы творческой самореали зации личности студента : 15

1.1 Самореализация личности: феноменологические смыслы и терминологический анализ 15

1.2 Психолого-педагогические основы творческой самореализации личности студентов 38

1.3 Моделирование педагогической системы развития творческой самореализации студентов в процессе профессиональной подготовки (образовательных учреждений культуры и искусства) 58

Глава 2 Процесс развития творческой самореализации студентов в образовательных учреждениях культуры и искусств 82

2.1 Условия реализации модели развития творческой самореализации студентов в процессе профессиональной подготовки 82

2.2 Технологии развития творческой самореализации студентов в процессе профессиональной подготовки 106

2.3 Взаимодействие образовательных учреждений культуры и искусства в развитии творческой самореализации студентов 142

Заключение 174

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена процессами гуманизации об дественной жизни, во:растанием интереса к самореализации личности и тем ее закономерностям, которые дают перспективы развития любой сферы деятельности Человеку (войственно желание «заглянуть в себя», выявить смысл, определяющий природосообразное стремление каждого реализовать все свои внутренние резгрвы и способности Современные образовательные учреждения прилагают серьезные усилия по обеспечению роста образовательного потенциала личности и общества в целом, ратуют за развитие куїьтурьі и искусства, и з то же время практически не проявляют заботы о вн/треннем комфорте воспитанника, о его духовных ориентациях, реализации его творческих поте-щий Юноша или девушка, шагнув в профессию, ищут траекторию своегс движения к раскрытию способностей, к максимально возможной самостдаче и самовыражению, к всесторонней самореализации В этом стремлении нужно оказать помощь будущим специалистам, создав условия, поцобрав педагогически обоснованные средства для творческой самореализаі. ии личности При этом следует использовать педагогический потенциал заключенный в содержании профессиональной поцготовки, и в частности непрерывный компонент, включающий как теоретическую, так и практическую деятельность студентов

Профессиональное образование в сфере культуры и искусств высту-пазт надежным гарантом всесторонней самореализации личности, берет на себя все связанные с этим функции и обязательства Являясь системой ориентации человека на по:нание и раскрытие своих способностей, профес-сиэнальное образование создает необходимые основы для сознательного вьбора будущим специатастом приоритетной сферы будущей профессио-напьной деятельности Развитие творческой самореализации в образова-теїьньїх учреждениях кутьтуры и искусств включает их комплексное взаимодействие, опирающееся на исторические, духовные и социально-культурные истоки, тра/иции и новации педагогики и культуры, составляющие основу жизнедеятельности человека

При этом следует особо подчеркнуть, что профессиональная подготовка, ее теоретическое и практическое освоение является способом введения студента в мир профессиональной культуры, что позволяет глубже уз4ать историю, традиці-и и требования профессии, его миропонимание и м> роотражение, сферой реальной жизнедеятельности, вводящей будущих специалистов в систему разнообразных межличностных отношений, способствующих формированию нравственных и профессиональных качеств личности и последоватеїьному закреплению этих качеств в дальнейшей учебе и труде, источни <ом и стимулятором познавательной активности^

человека, последовательного открытия студентом ьовых системных знаний о целостном мире и его отражении в культуре, епос обом личностного кул э-туросозидания Таким образом, именно профессиональное образование в области культуры и искусства, во всех своих проявлениях и взаимодопот-нениях, распространяющихся фактически на все стадии формирования спг-циалиста, его мировоззрения, действительно впразе инициировать потенции личности к творческой самореализации Следовательно, возникает нг-обходимость научного осмысления вышеперечиог енных механизмов развития творческой самореализации студентов образовательных учреждений вузов культуры и искусств, поиска новых научных тодходов

Актуальность темы исследования обусловлена противоречием между потребностью общества в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных творчески самореализовываться в будущей профессиональной деятельности, и отсутствием механизмов использования педагогического потенциала непрерывного компонента профессиональной подготовки, реализуемых в образовательных учреждениях культуры и искусств

Степень разработанности проблемы. Исследование феномена творческой самореализации личности относится к числу комплексных научных проблем, разрабатываемых многими гуманитарными науками философией, педагогикой, психологией, социальной психологией, культурологией

Определение творчества как духовной сущн эсти, как истоков объяснения самодвижения, саморазвития прослеживается в трудах русских философов В И. Вернадского, В.С Соловьева, НФ Федорова, ПА Флоренского, А Л Чижевского и др Идее имманентной сущности творчества самой природе человека посвящены исследования М М Бахтина, Н А. Бердяева, ЛН Гумилева, С Л Франка В Франкла и др Гуманистические смыслы творческой самореализации личности рассматривались X Г Гада-мером, Э. Грусселем, М Хайдеггером и др

Источником изучения природы человека, движущих сил его творческой реализации явилась теория личности, получш шая развитие в психолого-педагогических исследованиях К А Абульхановой-Славской, А Н Леонтьева, А С Макаренко, В А Сухомлинского, Г К Чернявской, Б Ф Чечет и др Осмысление гуманистических традиций е педагогике творчества обеспечили труды А Маслоу, А Менегетти, Р Мэй, К Роджерса, Л Н Когана, И С Кона и др , выявлению роли творческого начала в жизни человека с позиции личностно-ориентированных, ценностно-ориентированных традиций посвящены исследования Е В Бондаревской, В В Серикова, И С Якиманской и др

В работах ГС Альтшуллер, ДБ Богоявленской, ИМ Вертань а,

Си* Гессена, В Д Губинш, МП Гинзбурга, Л Б Ермолаевой-Томиной, Я \. Пономарева, ВВС адовой и др раскрываются методологические вопросы творчества в разных областях человеческой деятельности

В современной педагогике вопросы обеспечения развития и личностного роста человека рас( матриваются через создание оптимальных психолого-педагогических условий для творческой самореализации человека (К) П Азаров, В И Андреев, Л А Волович, Л Н Куликова, Н Н Никитина, Л (4 Новикова, Н Л Селиванова, В А Сухомлинский и др.)

Отечественные исс ледователи Г С Батищев, Л А Коган и др указы-ва-от, что стержнем саморазвития личности является вхождение в культуру в результате собственны) усилий

Теория социальнс-культурной деятельности как основа развития творческой самореал изаі., и и студента в процессе профессиональной подго-тозки рассматривалась в трудах А И Арнольдова, Т И Баклановой, А Ю Бутова, А Д Жаркова, Л С Жарковой, Л С Зориловой, А С Каргина, Н.В Кротовой, Н П Лапшина, В С Садовской, Ю А Стрельцова, В.М Чижикова и др

Вместе с тем проб тема развития творческой самореализации студен-то з в процессе непрерьвной профессиональной подготовки в образова-теїьньїх учреждениях купьтуры и искусств не имеет достаточного освещения в психолого-педагогической литературе, что определяет данный контекст как пропущенное звено всей цепи профессионального образования в сфере культуры и искусства Это определило выбор темы диссертационного исследования «Развит ие творческой самореализации студентов в образовательных учреждениях культуры и искусств».

Цель исследования - научно обосновать и экспериментально подтвердить совокупность педагогических условий развития творческой самореализации будущих специалистов социально-культурной деятельности в образовательные учреждениях культуры и искусств

Объект исследования - творческая самореализация студентов в процессе непрерывного профессионального образования

Предмет исследования - реализация совокупности педагогических условий развития творческой самореализации студентов в образовательных учреждениях культуры и искусств

Гипотеза исследования - развитие творческой самореализации будущих специалистов социально-культурной сферы в процессе непрерывного профессионального образования будет осуществляться более успешно, есга обеспечить совокутность педагогических условий, включающих в себя <> реализацию педагогического потенциала непрерывного профессионального образованиі в образовательных учреждениях культуры и ис-

кусств, направленного на развитие созидательных качеств личности будущих специалистов,

создание в педагогическом процессе особенно? творческой среды, СО І-дающей положительную мотивацию к будущей профессиональной деятельности, усиливающей творческое взаимодействие преподавателей и студентов в учебно-творческом процессе,

осуществление педагогической поддержки развития творческой самореализации студентов с привлечением комплеьса личностно- ориентированных, ценностно-ориентированных педагогических и социально-культурных технологий, учитывающих субъективный опыт обучающихся,

организацию деятельностного полигона проб ;ля развития творческой самореализации студента в различных видах учебно-творческой деч-тельности в культурно-образовательном пространстве образовательнь х учреждений

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования об/словили выдвижение и решение следующих задач исследования

уточнить содержание понятия «творческая caiv ореализация студента в процессе непрерывного профессионального образования в образовательных учреждениях культуры и искусств»,

выявить психолого-педагогическую и социгшьно-культурную роль творческой деятельности как средства развития творческой самореализации личности,

теоретически обосновать модель системы развития творческой самореализации обучающихся в образовательных учреждениях культуры и искусств,

охарактеризовать дидактический потенциал технологий развития творческой самореализации студентов, внедрить vx в учебный процесс с учетом субъективного опыта обучающихся,

определить и экспериментально проверить (комплекс организационно-педагогических условий) влияние взаимодействия образовательных учреждений культуры и искусств на развитие твоэческой саморе&пизащи студента в процессе профессиональной подготовки

Методологическая основа исследования базируется на основополагающих концепциях педагогики, психологии, социологии, культурологии, рассматривающих процесс самореализации как важный составнси элемент жизнедеятельности человека и общества

Методологию исследования составляют положения об определяющем значении деятельности в развитии творческой самореализации (Л С Выготский, А Н Леонтьев, С Л Рубинштейн и др )

Исследование имеет гуманистическую напргвленность и ориентиро-

вано на общечеловечесі ие ценности (Н А Бердяев, И Кант, Л Н Коган, И С Кон, А Н Леонтьеь, С Л Рубинштейн, Л.Н Толстой, С Франк и др ), не уникальность и неповторимость каждого человека (Р Мей, К Роджерс и др ), на положения о свободе выбора и ответственности человека в творении себя (Ю П Азаров, 1$ Франкл и др)

В основе исследования лежит системный подход, обеспечивающий построение модели разїития творческой самореализации студентов (П Р Агутов, В П Беспалько, А А Ляпунова, Н А Паршиков, А И Субетто, Е Н С гепанов, В А Сластенин, Т К Солодухина и др )

Важными для исследования являются работы, посвященные теории и практике социально-кул лурной деятельности, включая ее влияние на развитие личности специал іста (М Г Вохрышева, И И Горлова, Н В Кротове, ЕЛ Кудрина, СИ Курганский, НА Паршиков, ПА Подболотов, Р И Пшеничникова, В Я Рушанин, Е А Сергеев, Р Р Юсупова и др )

Методы исследования

Для решения поставленных задач применялись следующие методы ис следования'

изучение и обобщение опыта по обеспечению развития творческой самореализации личности в работе образовательных учреждений культуры и искусств, учреждений социально-культурной сферы, учреждений дополнительного образования, элективных курсов и любительских коллективов общеобразовательных школ,

анализ социально-философской, психолого-педагогической, искусствоведческой и культурологической литературы,

проведение опытной работы и постановка формирующего эксперимента по специально разэаботанной программе,

проведение в ходе эксперимента наблюдения, опросов, анкетирования, метода самооценки и экспертной оценки, анализа документации и ТЕОрческих работ студентов

Предметом научного анализа стала учебно-творческая деятельность оюло 500 студентов Во< точно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, ее представительств и филиалов, Бурятского республиканского училища культуры и искусств, более 200 мероприятий, 150 занятий кружков, культурно-досуговых и научно-творческих мероприятий, которые проводили студенты Были проанализированы творческие работы студентов (около 100 докумеї-тов), получены ответы участников эксперимента (членов и руководителей центров, педагогов и студентов вузов, представителей общественности) на 200 анкет (анкет-шкал, самооценки и экспертной оценки и др)

Научная новизна исследования заключается в следующем

- уточнено содержание понятия «развитие творческой самореализа-

ции студента в процессе непрерывного профессионального образования в образовательных учреждениях культуры и искусств»,

научно обоснованы психолого-педагогические основы творческой самореализации студентов, представленные процхсами самосовершенствования, самопознания, самообразования, самоупэавления, самоопреде/ е-ния в творческой деятельности,

создана модель педагогической системы развития творческой самореализации личности в образовательных учрежден іях культуры и искусе" в, обеспечивающих непрерывную профессиональнао подготовку специалистов предпрофессиональную - профессиональную (ссузы, вузы) - после-профессиональную (учреждения культуры и искусств) Компонентами модели являются социальный заказ, наличие непрерывной многоуровневой системы профессиональной подготовки, содержание профессионального обучения и др

- разработана совокупность педагогически с условий, обеспечиваю
щих эффективность модели педагогической системы развития творческой
самореализации студентов в воспитательном, дидактическом (учебном,
подготовительном), индивидуальном (пространство опыта и презентации)
пространствах;

обоснованы технологии развития творческой самореализации будущих специалистов ценностно-ориентирующие, адаптивные, проектные, исследовательские, профессионально-ориентированные,

реализованы пути сотрудничества и взаимодействия образовательных учреждений культуры и искусств, реализующих преемственные образовательные системы в развитии творческой самореализации студентов

Теоретическая значимость исследования заключается в теоретико-методологическом обосновании развития творческой самореализации будущих специалистов социально-культурной сфер*! и создании оригиначь-ного педагогического обеспечения учебно-творческого процесса, влияющего на его развитие, в уточнении и расширении понятийно-категориального аппарата, состоящего из определений «творческаї самореализация студентов», «профессиональная подготовка», «культурно-образовательное пространство», «педагогическая система», в разработке содержания профессионального образования, выявлении сущности, факторов, условий и предпосылок, способствующих наиболее эффективному овладению будущими специалистами опытом творческой деятельности; в разработке модели педагогической системы развития творческой самореализации студентов образовательных учреждений культуры и искусства

Практическая значимость исследование заключается в следующем.

материалы, полученные в результате исследования, использованы в

ряіе проектов, среди которых комплексная программа профессионально-ориентированного образования «Организация благоприятной культурно-образовательной и коммуникативной среды для творческой самореализации и самоопределения учащихся в условиях эстетического центра МОУ СОШ № 26», «Школа мэлодого менеджера» МОУ СОШ № 26, Прибайкальская районная гимнаг.ия, программа организации деятельности научного общества студентов (НОС) и лабораторной станции «Карнавал» (БРУ-KV), разработка программы сквозной практики для студентов ВСГАКИ и БРУКИ и др,

научные результаты диссертационного исследования используются пр і чтении дисциплин «Социально-культурная деятельность», «Технологические основы социально-культурной деятельности», «Народная художественная культура», «Народное художественное творчество», «Методика работы с творческим коллективом»,

материалы диссертации используются в работе учреждений дополнительного образования, социально-культурной сферы, в частности, элек-ти зные курсы «Народная художественная культура», «Менеджмент СКД» и

Организация и этапы исследования.

Первый этап (20(il-2003 гг) - проводилась работа по изучению и анализу философской, т,ихолого-педагогической, культурологической литературы по вопросам исследования, выявлению и анализу проблем, связанных с реализацией творческих потенций будущих специалистов СКС, осмысление методологических основ исследования, моделирование методики экспериментальной работы

Второй этап (2003-2006 гг) - было осуществлено- моделирование педагогических условий, обеспечивающих развитие творческой самореализации будущих специалистов СКС, и их реализация в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов, создание контрольных и экспериментальных групп, разработка и апробация содержания и методики курсов «Народная художественная культура», «Методика работы с творческим коллективом», прет раммы практики, элективных курсов, педагогических технологий, обеспечивающих эффективность решения проблемы развития творческой самореализации будущих специалистов

Третий этап (200" г ) - проведение анализа, обобщение и систематизация полученных результатов, формулировка основных выводов и рекомендаций, оформление диссертационного исследования

Достоверность полученных результатов обусловлена единством филе софских и психолого-педагогических, социально-культурных и культурологических подходов к решению проблемы, их соответствием гуманистической идее в педагої ике, разнообразием используемых источников ин-

формации, соответствием полученных результітов комплексу применяемых методов исследования, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования, логике работы, апробации получе -шых результатов

Апробация и внедрение результатов исследования Ход исследования и его результаты обсуждались на заседгниях кафедр менеджмента социально-культурной деятельности Восточно-Сибирской государстве -гной академии культуры и искусств и педагогики Б>рятского государственного университета, методических секциях Бурятского республиканского училища культуры и искусств, на международных, зональных, республиканских, межвузовских конференциях региональной научно-практической конференции с международным участием «Молодежь в условиях социально-экономической трансформации общества» (апрель 2007 г), отчетных конференциях по производственному обучению Бурятского республиканского училища культуры и искусств и Восточно-Сибирской государственіной академии культуры и искусств (2001-2007 гг , Международной научно-практической конференции «Культура и образование проблемы и перспективы развития» (март 2006 г ), Российской науч го-практической конференции «Художественное образование и духовное развитие личности» (Як /тек, 2002 г), научно-практической конференции, посвященной 70-летию высшего образования Республики Бурятия, кафедры педагогики БГУ і 60-летию Сибирского отделения РАО (19-20 сентября 2002 г) «Высшее профессиональное образование Сибири как гарант устойчивого развития региона», внутренних научно-практических конференциях образовательных учреждений культуры и искусств Восточной Сибири «Личноотно-ориентированный подход в профессиональном образовании»

Положения, выносимые на защиту

1. Феноменологические смыслы творческой самореализации личности будущего специалиста

самореализация личности в социально-культурном контексте связывается с проблемой смысла жизни, который человек обретает в процессе своей жизнедеятельности, проектируя свой жененный путь, приобретая статус творца, конструктора своей индивидуальной жизни,

жизнетворчество как условие и важный аспект самореализации личности будущего специалиста, интегрирует ключевые жизненные силы человека В таком аспекте самореализация представляется нам как ценностно-ориентированный (смысловой и целеполагающий) процесс жизнедеятельности в основных ее сферах, таких, как деятельность трудовая (профессиональная), общественно-политическая, семейно-бытовая и досуговая, рассматриваемых как основные формы самореапизации личности как процесса жизнетворчества,

индивидуальность как результат самореализации человека, потное

раскрытие всех способностей, дарований, творческих сил в социально значимой деятельности

2 Творческая се мореализация студентов представляет собой фило
софскую, психолого-п гдагогическую и социально-культурную проблему,
отражающую закономе рности освоения человеком различных пространств
кизнедеятельности биосферной, социоприродной, цивилизационной, со
циальной, экономичесюй, культурной, научно-технической, информацион
ной, психологической и др

Творческая самоэеализация - это процесс формирования сущностных сил человека, осуществляемый как объективно заданный социальный заказ, отражающий общественные потребности, и как субъективно желаемый, диктуемый особенностями и потребностями развития собственного бытия индивида

3 Моделирован!- е творческой самореализации студентов в образова
тельных учреждениях представляет собой двусторонний процесс

  1. самостоятельюе явление, обеспечивающее эффективность развития творческой самореализации в процессе профессиональной подготовки,

  2. часть культур то-образовательного пространства, представляющее взаимосвязь компонентов непрерывного профессионального образования «предпрофессиональная подготовка - ссуз - вуз - учреждения культуры и искусств»

4 Совокупность педагогических условий реализации модели разви
тия творческой самореализации личности базируется на взаимодействии
образовательных учреждений культуры и искусств как интеграции трех
взаимосвязанных компэнентов психологического, научно-теоретического,
практического, на при? ципе создания единой предметно-пространственной
среды образовательные учреждений культуры и искусств, включающего
учебное (пространство подготовки), внеучебное (пространство опыта), про
странство взаимоотношений студента, преподавателя и группы и дополни-
тельное образовательное пространство (пространство презентации) Взаи
модействие и интеграция позволяет

объединить педагогические, материально-технические ресурсы в процессе профессиональной подготовки студентов,

использовать технологический потенциал социально-культурной деятельности и педагсгики, основанный на свободе выбора студентами привлекательных видої профессиональной деятельности,

создать услові-я для полноценной творческой самореализации и предоставить возможность выявления приоритетных областей реализации і ворческого потенциала,

создать услович для востребованности знаний, умений и навыков, полученных в процессе профессиональной подготовки

Структура диссертации. Работа состоит -із введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений Материал изложен на 225 страницах, включает 15 развернутых схем и моделей, 20 таблиц, библиография состоит из 248 источников Приложения объединены в 4 компонента

Психолого-педагогические основы творческой самореализации личности студентов

Данный параграф раскрывает теоретические основы проблемы самореализации в ее историческом контексте с учетом полифункционального интереса к ней различных научных школ и привлечение междисциплинарного анализа в ее изучении. В ходе его изложения предполагается выделить понятийно-терминологический состав проблемы и обозначить содержательно-смысловую сущность явления самореализации человека, сочетая различные подходы и концептуальные направления исследования, а также представить собственное видение указанной проблемы и ее составляющих.

Исследования по самореализации позиционируют активные деятельно-стные начала, индивидуальный внутренний потенциал личностного опыта и резервы развития человека. Вследствие этого субъектные возможности и способности человека все более учитываются и используются как основания при построении педагогических исследований, интерпретации эмпирических данных, планирование и осуществление разного рода педагогических контактов.

Проблема самореализации личности в педагогике до сих пор во многом является новаторской. В силу различных объективных и субъективных причин, идеи самореализации не получили плодотворного развития; поглощались более абстрактной постановкой вопроса о формировании всесторонне и гармонически развитой личности. В настоящее время выдвигаются различные подходы учета «человеческой компоненты» в понятийном аппарате психолого-педагогических наук и социально-культурной деятельности: от изучения механизмов человеческой активности (в исследованиях выделяют уже десятки сторон активности: трудовой, учебной, социальной, коммуникативной, игровой и др.), рассмотрения человека как ведущего фактора развития общества, духовной жизни, человека как «самоцели» общественного развития до создания целостной концепции человека, института человека. Заро ждающаяся теория самореализации вполне может претендовать на право выступить стержнем целостной концепции человека, а различные теории активности человека (источник самореализации), его творческого потенциала (средство самореализации), цели (направленность самореализации) - предстают как основные стороны самореализации, которые углубляют частные представления о целостном процессе.

Формирование понятия «самореализация личности» подразумевает необходимость анализа того, что входит в «само», анализа сущности личности и анализа того, как это «само» «реализуется», осуществляется, воплощается на протяжении жизненного пути. Кроме прямого использования этого понятия, выделяются другие понятия такие как: «смысл жизни», «личностный смысл», «жизненная стратегия», «самоактуализация», «самоутверждение», «всестороннее развитие личности», «судьба», которые либо прямо отождествляются, либо, связываются с понятием самореализации личности. Первое понятие «самореализация личности» интерпретируется, как стремление личности реализовать, осуществить то, что является её важнейшим атрибутом. При этом приставка «само» подразумевает как наличие некой «самости», так и «самостоятельную» реализацию этой «самости» [231].

Следует отметить полифункциональный характер исследований по проблеме самореализации. Выделим специфический интерес к ней многих наук о человеке: педагогики, психологии, философии, социологии, кибернетики, этики, прикладной культурологи и др. И это вполне понятно, поскольку для глубокого проникновения в суть интересующей нас проблемы необходим междисциплинарный синтез знаний о человеке и его взаимодействии с окружающим миром.

В контексте феноменологического описания процесса самореализации необходимо уточнить, что мы вкладываем в данное понятие. Феноменология рассматривается нами как «смыслопорождение» (обозначил Ж-Ф. Лиотар), то есть выведение смысла самореализации изнутри, определение специфики, исходя из уникальности человека.

Несмотря на отсутствие развёрнутых исследований по данной проблеме, различных мнений о потребности человека в самореализации, о природе, механизмах и формах её удовлетворения существует достаточно много. Многие авторы подчёркивают императивность потребности в самореализации. В отечественных словарях и учебниках по педагогике, психологии, философии отсутствует толкование понятия «самореализация». Однако, самореализация как объект эмпирического исследования в современной педагогике и смежных науках о человеке, таких как социально-культурная деятельность, представлена рядом диссертационных и фундаментальных научных работ. В литературе отсутствуют точные сведения об авторстве термина «самореализация», не смотря на то, что идеи самореализации личности через самосовершенствование уходят своими корнями в философские системы далёкого прошлого.

Учитывая глубинные истоки возникновения данной проблемы, начнем ее изложение с социально-философского аспекта, предварив его психологическому и педагогическому направлениям исследования. Необходимо отметить, что «человек и есть самореализующийся субъект исторического процесса. Однако, во все эпохи люди действовали в разнообразных социокультурных системах, до известной степени детерминировавших возможные формы и характеристики индивидуальной самореализации» [цит. по 122 с. 100, 101]. Так, анализ философской мысли приводит нас к заключению того, что: - учение о самореализации восходит к Аристотелю, который указывал, что цели, к которым стремиться человек, бывают двух видов: в одном случае целью является само действие человека как таковое, в другом - его результат, как «реализация сущности, которая имеется с самого начала», делая акцент на свободный выбор человеком своей судьбы, через упражнение, укрепление, развитие души и тела в поступках; - древнеиндийская и древнекитайская идея о самореализации связывается с самосовершенствованием духа и тела; - Ф. Бекон, Л. Фейербах акцентируют предназначение человека в реализации жизненной цели как «назначение себя для чего-либо, ...назначение к чему-либо»; - Г. Гегель учение о самореализации связывает с абсолютной идей становления «самим собою для себя»; - классики марксизма - с самоосуществлением человека; - зарубежные психологи и философы 3. Фрейд, А. Маслоу, К. Роджерс и др. - с самоактуализацией личности. Более детально анализируя философские подходы, мы обратились к античной философии, к учению о самопостижении и самоиспытании Сократа, отмечая важность для нашего исследования идеи о том, что знание нельзя передавать или преподавать внешним образом, - можно лишь будить стремление к нему. Каждый должен черпать его из самого себя посредством самоиспытания и самопознания [49, 12-14]. Эта мысль была развита Платоном, который предполагал, что человек, стремясь прорваться к своей должной природе, то есть к самосовершенствованию и самореализации, должен сделать это посредством насилия над собой, над своей эмпирической сущностью [цит. 45, 232]

В древней восточной философии самореализация связывалась с совершенствованием духа и тела. Конфуций, к примеру, считал, что исправление самого себя в первую очередь связано с самоуправлением. Исправление себя есть возвращение к «первозданной чистоте сердца», образ мирового согласия полностью подобен «небесному узору» человеческой культуры, именуемой вэнь, как образу стилизованной и доставляющей эстетическое наслаждение жизни. Конфуций стремился доказать, что в мире существует всеобщий порядок, принимающий в равной мере природу и человека, материальное и духовное, и этот порядок воплощен в незыблемых законах роста всего живого и в жизни самого сознания. Благородный муж - идеальный человек, развивший в себе благодаря воспитанию, образованности, усвоению культурного наследия качество "жэнь"- гуманность. Благородный муж в совершенстве владел шестью видами искусств: выполнял ритуалы (правила благопристойного поведения в различных ситуациях), понимал музыку (проникновенно исполнял, импровизировал и сочинял), искусно владел луком, умело управлял колесницей, умел читать (декламировать и складывать в различных метрах и стилях стихи) и знал математику (бухгалтерия и экономика хозяйства).

Моделирование педагогической системы развития творческой самореализации студентов в процессе профессиональной подготовки (образовательных учреждений культуры и искусства)

В первой главе нами определено, что процесс развития творческой самореализации студентов зависит от совокупности создаваемых организационно-педагогических условий, которые бы позволили сформировать тип профессионала, способного самореализоваться в окружающей его социально-культурной действительности. При проектировании такой системы, мы акцентировании внимание на создании благоприятных педагогических условий для творческой деятельности, за счет расширения форм и методов практического обучения.

Уровень творческой самореализации, который практически может быть достигнут индивидом в процессе жизнедеятельности, во многом зависит от содержания деятельности в процессе профессиональной подготовки студентов вузов и ссузов культуры и искусств. При организации исследования мы опирались на труды ученых-педагогов Ю.К. Бабанского, В.И. Журавлева, В.К. Розова и др., которые были использованы нами в качестве ориентиров при организации исследования.

Опытно-экспериментальная работа включала в себя: - практическую диагностику; - анализ и обобщение полученных данных; - научное прогнозирование; - педагогический эксперимент; - научно-методическое обеспечение и психолого-педагогическое сопровождение экспериментальных технологий; - разработка и апробирование технологий, направленных на развитие творческой самореализации студента в процессе профессиональной подготовки. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась по следующим направлениям: -многоуровневое непрерывное образование специалиста социально-культурной сферы, как эффективный способ развития творческой самореализации; -реализация творческого потенциала студентов в процессе подготовки и проведения практики; -научно-исследовательская деятельность студента как фактор развития творческой самореализации; -творческо-исполнительская, внеаудиторная творческая деятельность; -педагогические технологии развития творческой самореализации студента в процессе профессиональной подготовки.

При организации опытно-экспериментальной работы предварительно разработаны показатели, критерии, методики исследования для оценки эффективности влияния разработанной системной модели на профессиональную подготовку будущих специалистов; осуществлены контрольные срезы в формах, используемых в предстоящей профессиональной деятельности специалиста социально-культурной сферы.

Ввиду того, что наше исследование носило лонгитюдный характер, одного лишь экспериментального метода, как нам кажется, недостаточно. Необходимо было использовать комплекс методов исследования.

Анкетирование, интервью, беседа как разновидности опроса позволили нам получить информацию, заключённую в словесных сообщениях испытуемых.

В процессе анкетирования мы получаем информацию в виде письменных ответов респондентов. Кроме того, мы использовали тестирование и ранжирование, как методы диагностики. Метод тестирования мы использовали для определения творческих качеств личности студента.

Ранжирование представляет собой сравнение отдельных показателей друг с другом. Объекты расположились в ряд по степени их значимости, рациональности, продуктивности. Таким образом, в основе нашей опытно-экспериментальной работы лежит комплекс методов исследования, ориентированных на достижение взаимосвязанных и взаимообусловленных задач. Разработка научных основ технологии развития творческой самореализации студента включила в себя: - изучение и анализ научной и методической литературы, нормативно программной и учебно-планирующей документации, методических и учеб ных пособий; - изучение состояния проблемы в существующей практике; -экспериментальные и массовые внедрения организационно методического обеспечения учебного процесса; - наблюдение практики и учебного процесса; -опрос студентов и преподавателей в каждый период проведения исследования; - постановка опытно - экспериментальной работы и наблюдение на основе системно - комплексного подхода; - статистическую обработку полученных результатов. К качественным показателям опытно-экспериментальной работы относятся: - сравнительный анализ анкет, интервью, беседы с руководителями и студентами, а также наблюдение в ходе констатирующего эксперимента; - уровни развития творческой самореализации студентов в процессе опытно-экспериментальной работы; - обобщенность сформированных умений и навыков, способностей студентов к их экстраполяции в новые условия; - степень развития творческой самореализации студентов в процессе осуществления, учебной, научно-исследовательской, творческо-исполнительской и практической деятельности.

Системный метод позволил исследовать педагогический объект как систему с точки зрения её структурно-функциональных связей и отношений.

При этом мы исходили из гипотезы исследования, которая заключается в предположении о том, что развитие творческой самореализации студентов образовательных учреждений культуры и искусства рассматривается как непременное условие и фактор успешности профессиональной подготовки, если педагогическому процессу придаётся практико-ориентированная и индивидуально-творческая направленность, предусматривающая вооружение студентов современными социально-культурными технологиями. При подготовке и планировании исследования мы выделили следующие этапы: I этап - подготовительный. На данном этапе определяется материальная база опытно - экспериментальной работы, определяются группы (контроль ная и экспериментальная), уточняются цели, задачи, гипотезы исследования противоречий. II этап - диагностирующий. Позволяет констатировать исходное состоя ние (стартовую готовность) студентов к творческой самореализации, прово дится сравнительный анализ профессиональных умений, уровня сформиро ванности личностных качеств будущих специалистов социально-культурной сферы методом опроса. III этап - практический. Направлен на внедрение и реализацию модели развития творческой самореализации, которая включает: проект деятельности научного общества студентов образовательных учреждений культуры и искусства «НОС», лабораторно-практической станции "КАРНАВАЛ", а также тренинга по развитию творческого потенциала студентов, конструирование и решение профессиональных ситуаций, как средство формирования профессиональной компетентности, разработка и внедрение программы сквозной практики, создаются благоприятные условия для творческой самореализации студентов. С целью формирования целостной системы непрерывного многоуровневого профессионального образования разработан проект программы «Организация благоприятной культурно-образовательной и коммуникативной среды для творческой самореализации и самоопределения учащихся в условиях эстетического центра МОУ СОШ № 26». В рамках проекта, с целью профессиональной ориентации и выявления потенциальных абитуриентов, нами были разработаны элективные курсы в МОУ СОШ № 26 г. Улан-Удэ по двум направлениям: «Социально-культурная деятельность» и «Народная художественная культура».

Технологии развития творческой самореализации студентов в процессе профессиональной подготовки

Рассматривая систему профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы в контексте развития творческой самореализации студента, одним из главных компонентов мы обозначаем создание условий для организации культурно-образовательного пространства. В этой связи, образование выступает как элемент культуры, являясь его подсистемой. Взаимодействие культуры и образования, является интегрирующим, базовым, интеллектуальным фактором развития творческой самореализации человека. Таким образом, образование воссоздает главный ресурс культуры -человеческий. Е.Н. Степанов [208.С.11-16], адаптируя понятийный аппарат философии к организации педагогических систем в образовательных учреждениях, вывел закономерности и основные правила по познанию и преобразованию системных объектов, среди них: принципы целостности, коммуникаций, структурности, управляемости и целенаправленности, развития. Их использование в рамках нашего исследования позволяет исследовать культурно- образовательное пространство с позиции взаимодействия культуры и образования.

Понять особенности их контактов возможно через рассмотрение таких основных феноменов, как «культура» и «образование».

В самых авторитетных исследованиях, посвященных изучению проблемного поля культуры, подчеркивается множественность взглядов на сущность культуры, подтверждается тот факт, что феномен культуры в общест-вознании относится к числу фундаментальных. Французский философ А. Моль в 1970 году насчитал свыше 250 дефиниций культуры. По его мнению, разнообразие определений культуры связано с «разным значением в зависимости от времени и места, от характера изучаемого общества» [140.С.35].

К изучению культуры как многомерного явления обращались видные зарубежные ученые Э. Кассирер, Ч. Моррис, Т. Эллиот, Л. Уайт, М. Херсковиц, Р. Ташуми, Ж. Рохейм, М. Бружек, М. Мид и др.

Стремление понять и охарактеризовать феномен культуры предпринималось отечественными исследователями А.И. Арнольдовым, СИ. Ар-тановским, С.А. Арутюновым, М.М. Бахтиным, Н.А. Бердяевым, B.C. Библе 143 ром, П.С. Гуревичем, Б.С. Ерасовым, СИ. Иконниковой, М.С. Каганом, Т.Г. Киселевой, А.Ф. Лосевым, Ю.М. Лотманом, А.П. Марковым, Э.В. Соколовым, П.А. Сорокиным, А.Я. Флиером и др. Анализ многочисленных исследований позволил нам выявить наиболее актуальные положения в плане концептуальной идеи нашего исследования.

Во-первых, понимание культуры как синкретичного явления, как «динамичного творческого процесса, синтеза созданных человеком духовных ценностей, гармоничных и дисгармоничных форм, раскрывающих отношения человека к природе, обществу и самому себе, как результат его связи с миром и утверждения в нем» [9.С.10].

Во-вторых, определение культуры как системы развивающихся надбио-логических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения, общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Многообразие знаний, норм, навыков, идеалов, образов деятельности и поведения, идей, верований, целей и ценностных ориентации составляют программы деятельности, поведения и общения в целом. В совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, передает этот опыт от поколения к поколению. Она также генерирует новые программы деятельности, поведения и общения людей, которые, реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой активности, порождают реальные изменения в жизни общества [цит. по 204, С. 99].

В-третьих, рассмотрение культуры как важнейшего фактора развития творческой личности, как условие обогащения ее духовного мира и постижения важнейших общечеловеческих ценностей. С.Н. Артановский пишет, что культура - это направленное человеческое усилие, в процессе которого меняется не только окружающий природный мир, первоначальный объект этого усилия, но и сам человек [10.С.12].

Образование как один из важнейших компонентов культуры играет важнейшую роль в реализации объективных потребностей общества в воспроизводстве интеллектуального и творческого человеческого капитала, закреплении и передаче новым поколениям знаний, культурного наследия, социального опыта, в обеспечении культурно-исторической преемственности.

Главным социальным институтом, реализующим взаимодействие, являются образовательные учреждения культуры и искусства, обеспечивающие процесс развития творческой самореализации, социальное и культурное самоопределения, преемственность в освоении профессионально значимых компетенций, способствующие жизнестроительству личности. Среди них общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования, средние и высшие профессиональные учреждения культуры и искусства.

Современное образование с позиции культурологии, по мнению Н.Б. Крыловой, должно представлять собой: - сложный культурный процесс полисистемной передачи нормативно-ценностного и творческого опыта и создания условий для культурных форм самоопределения, саморазвития и самореализации личности; - культурную деятельность субъектов образования; - сложное культурное пространство взаимодействия сферы образования с остальными сферами культуры; - комплексную социокультурную систему, выполняющую специфические функции сохранения и обновления культурных традиций общества. [109;69]

Таким образом, культурно-образовательное пространство представлено множеством учреждений культуры, образования и искусства, которые в своем взаимодействии создают условия для развития творческой самореализации человека.

В настоящее время в области культурной политики ставятся следующие задачи: - развитие многоуровневого, профессионального образования в сфере культуры и искусства; - сочетание качества подготовки учащихся и введению в учебные программы новых дисциплин и методов обучения; - создание целостной системы профессиональной подготовки специалистов социально-культурной деятельности и народного художественного творчества.

В этой связи профессиональная подготовка специалистов социально-культурной сферы, как составляющая системы совершенствования жизнедеятельности общества, требует системы взаимодействия, социального партнерства образовательной и культурной сфер. Сложность данного процесса обусловлена отсутствием интеграции деятельности каждой составляющей социально-культурного пространства, ориентации на создание благоприятных условий, не только для различных категорий населения, взаимодействующих в процессе социально-культурной деятельности, но и самого специалиста, его творческой самореализации и успешности, диктуемых состоянием социальной и культурной сфер, которые, как и все общество в целом, вступили в мировой рынок.

Следует подчеркнуть, что система профессиональной подготовки специалиста СКС готова к воспроизводству специалиста творческого уровня, однако, сложившаяся структура и содержание профессионального образования приводят к воспроизводству кадров, часто не находящих спроса на рынке труда. Решение данного противоречия возможно, с одной стороны, при устойчивом развитии взаимодействия составляющих социально-культурной сферы, а с другой стороны, при ориентации профессиональной подготовки специалиста на развитие творческой самореализации.

Исследование перспектив профессиональной подготовки специалистов СКС побудило нас в качестве исходных средств исследования использовать теоретические положения, представленные этической концепцией личностного образа М. Осовской, которые расширяют и дополняют концепцию лич-ностно-ориентированного профессионального образования.

Как подчеркивает А.П. Булкин, содержание социальных детерминант образования напрямую зависят от типа социальных отношений, которые, выстраивая социальную структуру общества, ее движение и изменение в ней, формируют требования к образованию и, в конечном счете, задают сущностные характеристики системе образования, принципам организации, и содержанию учебного процесса [48.С.6].

Взаимодействие образовательных учреждений культуры и искусства в развитии творческой самореализации студентов

Создаваемое в процессе профессиональной подготовки творческое поле «проб», позволяет более эффективно вовлекать студента в освоение социально-культурного пространства; и развивать творческую самореализацию. Это происходит в рамках организованной педагогической системы «предпрофессиональная подготовка - ссуз -вуз -учреждения культуры и искусства», основанной на принципах целостности, коммуникаций, структурности, управляемости и целенаправленности, развития.

Так, интеграция обучения, производства и науки, способствует заинтересованности студентов в проявлении самостоятельности в творческой деятельности.

Нами доказано, содержание профессиональной подготовки специалиста социально-культурной сферы должно быть ориентировано на развитие творческой самореализации студента. Этот подход позволяет привлечь в образовательный процесс весь развивающий комплекс технологий профессионального обучения: - ценностно-ориентирующие - направленные, на развитие самосознания личности, ее ценностное (личностное, жизненное, нравственное, профессиональное и т.д.) самоопределение: социально-психологический тренинг, дискуссия, деловые и ролевые игры; - адаптивные технологии, цель которых — «приспособление» обучения к индивидуальным возможностям, потребностям и интересам обучающегося, создание психологически комфортных условий, обеспечивающих его самоутверждение и самореализацию в учебной деятельности: технологии индивидуализации и дифференциации обучения (технология разноуровневого обучения, технология модульного обучения и др.); - технологии творческого развития личности — сориентированные на развитие личностного потенциала обучающихся, в том числе на развитие творческого мышления: технология учебного проектирования, ТРИЗ -технология, технология обучения как исследования, технология творческих мастерских и др. - профессионально ориентированные технологии в основе своей являются лич-ностно ориентированными, обеспечивающими субъектную позицию будущего специалиста, ценностно-ориентированного на предстоящую профессиональную деятельность и решение личностных и социальных задач. К данным технологиям мы отнесли: технологию контекстного обучения; технологии, разрабатываемые в рамках открытых систем интенсивного обучения; технологию, реализуемую и условиях профессионально-технологической системы обучения специальным дисциплинам. Уже в самом этом комплексе заложены основы развития творческой самореализации студента. В процессе профессиональной подготовки студент проявляет свою индивидуальность, показывает свой путь постижения профессии.

Из этого вытекают и формы проведения занятий по развитию творческой само реализации студента: интегрированные занятия, объединяющие все виды деятельности (познава тельную, творческую, научно-исследовательскую и практическую), в процессе ко торых происходит объединение дисциплин специальности и специализации, ком плексное развитие, личностного потенциала и профессиональных компетенций та ких, как: конструктивные, организаторские, коммуникативные, исследовательские, когнективные, гностические; - тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного, профессионального поведения; форма активного обучения в процессе, которого развивается способности, умения и навыки; и как метод создания условий и самостоятельного поиска ими способов для развития творческой самореализации; - индивидуальные, групповые формы работы подразумевали прохождение каждым студентом таких сущностных ступеней технологии творческой самореализации:

.Самопознание. Занятия по разделу программы «Методика работы с творческим коллективом», по программе «Этика и психология профессиональной деятельности», «Психология», проводимые совместно, дают возможность осуществления самопознания: своих задатков, своих положительных и отрицательных черт характера, сильных и требующих коррекции характеристик темперамента, самостоятельно представленную структуру «Я-образа» и т.д. Самодиагностика, которая включает такие методики как самонаблюдение, самооценка, самоанализ, выводы-прогнозы обучает технике критической оптимистической идентификации, основанной на адекватной самооценке.

Самопобуждение. Систематическое обращение к примерам творческой самореализации и самоактуализации выдающихся персоналий, представителей различных стран и народностей, предполагает выработку самопобуждения и самовоспитания, идентификация примеров преодоления препятствий и жизненных коллизий. Занятия организуются совместно с циклом дисциплин ОГСЭ, «История искусств», «Мировая художественная культура», «История», «Литература» и т.д.

Например, обращение к ярким моментам жизни и творчества известных русских меценатов, деятелей культуры, в контексте изучения «Истории СКД», проходит в форме салонов, что позволяет интегрировать теоретические гуманитар-ные предметы и дисциплины цикла специализации такие, как: «Фортепиано», «Вокал», «Композиция», «Режиссура». Под впечатлением биографий выдающихся персоналий происходит развитие самопобуждения, рефлексивных творческих способностей студента. От преподавателя ежедневно и напрямую зависит качественное состояние профессионально-ориентированного самопобуждения, умение создать особую атмосферу окружающей среды и высококультурный уровень межличностных отношений, интересов, ценностей.

Выбор канала самореализации и акцентуация видов интеллекта. Движение от самопознания к самопобуждению, затем к реальной творческой практической деятельности требует личностного определения своего пути, своего предпочтённого способа самореализации, самовыражения. Формы самовыражения, самореализации студенты выбирают самые разные: выступление в роли ведущего, декламатора, современника, выдающейся персоналии, специалиста, критика, оператора и т.п. Такие формы самореализации активизируют лексический опыт будущего специалиста социально-культурной деятельности и народного художественного творчества и обогащают его словарный запас, формируют навыки работы в группе с коллегиальной ответственностью за результат общей творческой деятельности, учат самооценке процесса и результата собственной деятельности на занятии, формируют навык адекватной самооценки деятельности.

Использование подобных форм в единстве, способствует более эффективному развитию творческой самореализации студента.

В процессе экспериментальной работы были применены следующие методы развития творческой самореализации: -когнитивные методы (метод вживания, метод символического видения, метод фактов, метод конструирования понятий, метод гипотез, метод эвристического исследования и др.); - креативные методы (метод придумывания, метод «если бы...», метод образной картины); - оргдеятельностные методы (методы полагания, метод нормотворчества, метод рецензий, метод взаимообучений).

С целью более интенсивного развития творческой самореализации студентов в процессе профессиональной подготовки занятия стоились по принципу, имеющему в основе дихотомию «преподаватель - студент - среда», т.е преподаватель обогащает судьбостроительство личности студента ценностями, художественной, исторической, социально-психологической, духовно-нравственной, экологической, политической, профессиональной, досуговой, психофизической культур, делая его тем самым адекватным социально-культурной среде. Это достигалось за счет использования таких форм как деловая игра, дискуссия и др.

Диагностика результатов эксперимента показала, что технологические механизмы реализации системной модели развития творческой самореализации в процессе профессиональной подготовки имеет положительный результат. Однако одним из основных компонентов данной модели является организация производственной практики.

Для эффективного развития творческой самореализации студентов в процессе практики необходимо наличие взаимодействия учреждений образования и культуры. Под взаимодействием образовательных учреждений культуры и искусства нами понимается интеграция трех взаимосвязанных компонентов: психологического, научно-теоретического, практического. Организация сквозной производственной практики, в русле взаимодействия в развитии творческой самореализации студента, опирается на принцип создания единой предметно-пространственной среды образовательных учреждений культуры и искусства, включающее в себя учебное (пространство подготовки), внеучебное (пространство опыта), пространство взаимоотношений студента, преподавателя и группы, и дополнительное образовательное пространство (пространство презентации). Взаимодействие и интеграция обусловлены возможностью: объединение педагогических, материально-технических ресурсов в процессе профессиональной подготовки студентов; использование технологического потенциала социально-культурной деятельности и педагогики, основанного на свободе выбора студентов привлекательных видов деятельности; создание условий для полноценной творческой самореализации и предоставление возможности выявить приоритетные области реализации творческого потенциала; создание условий для востребованности знаний, умений и навыков, полученных в процессе профессиональной подготовки.

Одним из важных уровней взаимодействия и направлений в непрерывной профессиональной подготовке специалиста СКС является организация предпрофес-сиоанльной подготовки, включающей изучение элективных курсов «Школа молодого менеджера» и «Народная художественная культура».

Похожие диссертации на Развитие творческой самореализации студентов в образовательных учреждениях культуры и искусств