Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Особенности развития: общественной активности масс в условиях преобразования культурной среды совдалистического села 15
1.1. Методологические основы формирования общественной активности тружеников села 15
1.2. Характер воздействия социально-культурной среды на формирование общественной активности сельского населения 40
1.3. Состояние и проблемы совершенствования культурно-просветительной работы клубных учреждений по развитию общественной активности тружеников села 57
Выводы 85
ГЛАВА II. Формы культурно-просветительной работы по развитию общественной активности сельского населения 89
2.1. Обогащение содержания и методики массовых форм культурно-просветительной деятельности 89
2.2. Повышение воспитательного потенциала групповых и индивидуальных форм культурно-просветительной деятельности 108
2.3. Совершенствование организационно-педагогического управления социально-культурной деятельностью жителей села 128
Выводы 241
Заключение 145
Список используемой литературы 154
Приложения 189
- Методологические основы формирования общественной активности тружеников села
- Характер воздействия социально-культурной среды на формирование общественной активности сельского населения
- Обогащение содержания и методики массовых форм культурно-просветительной деятельности
- Повышение воспитательного потенциала групповых и индивидуальных форм культурно-просветительной деятельности
Введение к работе
Актуальность проблемы. Тов.К,У.Черненко подчеркивал, что осуществление крупных и сложных задач совершенствования зрелого социализма невозможно "без широкого развертывания инициативы и творчества масс, без самого активного включения гласе в решение узловых проблем общественной жизни" /67,0.3-4/.
КПСС, Советское государство уделяют повседневное внимание созданию условий, обеспечивающих формирование и проявление творческой активности трудящихся, их социальной активности. Однако эти условия далеко не везде используются полностью и с должным эффектом. "Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности ... Но важно, вместе с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться" /43,с.63/. В связи с этим сложилось несоответствие между реальным потенциалом нашего общества, позволяющим многократно преумножать общественную активность, с одной стороны, с другой же - все еще недостаточным уровнем развития этой активности. Причем оно относится ко всем основным сферам жизнедеятельности советского народа. В этом противоречии заключается суть проблемы, к которой обращается соискатель в своем исследовании.
Рассматривая специфику развития общественной активности тружеников села, соискатель учитывал коренные перемены, праисшедшш в сельских регионах.
В соответствии с решениями ХХУІ съезда КПСС, дальнейших постановлений: майского (1982 г.), июньского (1983 г.) и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС /43,45,47,67/ в ближайшие годы на селе предстоит существенно укрепить материальную базу куль - 4 -туры, обогатить содержание и формы культурно-просветительной работы, улучшить подготовку ее организаторов.
Однако решение всех этих задач может и должно осуществляться лишь в органическом единстве с повышением общественной активности тружеников села, проявляемой и в трудовой, и в общественно-политической, и в познавательной, и в социально-культурной деятельности.
Качественные изменения в социально-культурном уровне современного селе обусловили необходимость с новых позиций подойти к выявлению роли и места культурно-просветительной работы в стимулировании общественной активности сельских тружеников. Исходя из требования, отражающего принятую партией стратегию коммунистического строительства, и учитывая реальную ситуацию, сложившуюся в социально-культурной сфере современного села, мы осуществили исследование, целью которого стало выявление особенностей и оптимальных форм культурно-просветительной деятельности по развитию общественной активности тружеников села. Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
1. Определить особенности формирования общественной активности тружеников села.
2. Исследовать уровень научной разработанности проблемы и состояние работы по развитшо общественной активности тружеников села формами культурно-просветительной деятельности.
3. Проанализировать сложившиеся формы стимулирования общественной активности жителей сельских районов и возможности их дальнейшего обогащения.
4. Разработать и внедрить программу стимулирования общественной активности трудящихся и учащейся молодежи села формами культурно-просветительной работы.
- 5 Объектом исследования выступают труженики современного села, вовлеченные в культурно-просветительную деятельность.
Предметом исследования является процесс стимулирования общественной активности сельского населения формами культурно-просветительной работы.
Базой исследования послужили Увинский район Удмуртской АССР, Тосненский и Приозерский районы Ленинградской области РСФСР, Городищенский район Черкасской области УССР. Эти же районы Российского Нечерноземья и Украины как типичные для сельской местности данных регионов явились местом осуществления формирующего социально-педагогического эксперимента.
Базой сравнительного анализа и обобщения совокупного опыта развития общественной активности тружеников села формами культурно-просветительной работы стали 86 районов Московской, Ленинградской, Орловской, Челябинской областей РСФСР, Донецкой области УССР, Минской области БССР, Хорезмской области УзССР. Исследование произведено на основе марксистско-ленинской методологии, трудов основоположников научного коммунизма, важнейших партийных документов о формировании всесторонне развитой личности и положения об общественной активности трудящихся, по вопросам культуры и коммунистического воспитания.
"Смысл решений июньского Пленума - подчеркивал тов.К.У.Черненко, - в том, и состоит, чтобы привести в движение все творческие силы, заключенные в сознательности, идейной убежденности масс. Ведь это основа их трудовой и общественной активности" /68,с.13/.
Это важнейшее методологическое положение, развивающее марксистско-ленинскую теорию формирования социалистической личности и предопределяющее стратегию в области коммунистического воспитания, конкретизированное в объективно сложившейся ситуации культурного развития современного села, позволило строить исследование исходя из того, что воспитание идейно убежденной, высоконравственной, духовно богатой, общественно активной, гармонически развитой личности не только ведущая цель культурно-просветительной работы, но и условие ее эффективной организации.
Научно-теоретической основой диссертации явились также труды М.И.Калинина, Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского. В исследовании автор опирался на теоретический анализ социальных проблем, содержащихся в трудах советских философов, социологов, психологов, педагогов: Б.Г.Ананьева, И.С.Андреева, Е.А.Ануфриева, А.И.Арнольдова, В.Г.Афанасьева, Ю.Я.Барабаша, В.Беленького, А.Г.Здравомыслова, М.С.Кагана, Р.И. Косолапова, Т.Н.Мальковской, В.Г.Мордковича, Г.Л.Смирнова, В.А. Ядова и других. Разносторонне анализировались труды специалистов по проблемам развития общественной активности: Г.А.Арефьевой, Е.П.Бунаковой, Н.Д.Біуряка, В.Р.Веселова, В.В.Водзинской, Ю.Е.Волкова, Л.Г.Йяиевой, А.Капто, А.Юшева, Е.М.Клюско, П.М. Еурячего, С.Н.Лебедевой и других. В этих работах рассматриваются такие вопросы, как сущность и содержание общественной активности масс, специфика ее проявления на различных этапах исторического развития нашего общества, в условиях научно-технической революции, диалектика объективных условий и субъективных факторов в процессе формирования этого качества личности, а также раскрывается проблема общественной активности в значительной степени дифференцируемая и по объекту, и по субъекту ее проявления, анализируются ее различные виды: общественно-политическая, трудовая, культурная и т.д.
Авторы данных работ определяют общие и особенные черты каждого вида активности в зависимости от ее содержательной направленности, выдвигают систему специфических педагогических целей и задач, достижение и решение которых должно содействовать повышению культурной активности в рамках определенного направления воспитательной работы,
Анализировались труды ученых, внимание которых уделено вопросам культуры как мощного интегрированного средства формирования и стимулирования общественной активности трудящихся, условиям, в которых реализуется данный процесс, социально-культурным изменениям современного села, специфическим возможностям культурно-просветительной работы в формировании общественной активности::Ю,В,Арутюняна, ЇЇ.ЇЇ.Великого, Л.В.Воронцова, Т.Заславской, Н.Кожухаря, В.С.Куваевой, Т.А.Іфдриной, С.Г.Лавлинско-го, Б.П.Мельникова, В.А.Паршукова, А.П.Подобы, С.В.Рождественской, Р.В.Рывкиной, В.В.Савельева, Н.П.Савко, Ю.С.Салманова, П.И. Симуша, В.И.Староверова, В.Н.Шкурина и других.
Из всех перечисленных работ, только исследования В.В.Савельева /320/ рассматривающего проблемы развития социальной активности на материалах деятельности культурно-просветительных учреждений, и Н.П.Савко /321/, раскрывающего роль культурно-просветительных учреждений в повышении культурного уровня сельских тружеников в процессе строительства коммунизма, наиболее близки нашей работе. Однако В.В,Савельев не связывает свою тему с сельскими тружениками, а Н.П.Савко ограничивается рассмотрением лишь возможностей повышения культурного уровня тружеников села.
Нами были использованы также коллективные труды институтов культуры, Высшей профсоюзной школы культуры, НИИК Ж РСФСР, материалы Всесоюзных и республиканских совещаний и конференций по проблемам коммунистического воспитания, исследования по повышению эффективности культурно-просветительной работы, публикации о тенденциях развития советского клуба (работы Л.А.Акимовой, Б.И.Березина, В.Н.Гагина, Д.М.Генкина, И.Н.Ерошенкова, Ю.Д.Красильникова, З.А.Петровой, Е.И.Смирновой, Ю.А.Стрельцова, В.Е.Триодина и др.).
Эмпирическую основу диссертации составили документы текущих архивов Министерства культуры СССР, Всесоюзного научно-методического центра народного творчества и культпросветработы, документация местных Домов культуры, а также периодическая печать, материалы проведенного автором совместно с общественным активом социально-педагогические исследования.
Следуя требованиям марксистской диалектики, объект исследования рассматривался в естественной взаимосвязи с окружающей действительностью, в единстве со всей системой духовной жизни развитого социалистического общества, с учетом специфических особенностей культурно-просветительной работы как важного звена этой системы; в процессе непрерывного обновления, расширения и углубления содержания, методов и форм идейно-воспитательной деятельности, обусловленного влиянием социального и научно-технического прогресса.
Мы руководствовались исходными положениями, что
- общественная активность - интегральное качество личности, отражающее ее коммунистическую направленность, проявляющееся в нравственно мотивированном стремлении, готовности не только участвовать, но и проявлять по собственному побуждению инициативу в профессионально-трудовой, политической, познавательной и культурно-творческой деятельности на благо и пользу обществу;
- культурно-просветительная работа - одно из идеологических направлений партии в воспитании общественной активности.
Методика исследования отражает современные требования к изучению закономерностей педагогической деятельности, опирается на системно-структурный подход к объекту и предмету исследования, на логический и статистический анализ. Все исследовательские методы применялись не изолировано, а в органической взаимосвязи и взаимодополнении. Поисково-констатирующий и формирующий эксперимент осуществлялся в естественных условиях, при активном участии соискателя в повседневной жизнедеятельности клубных и других культурно-просветительных учреждений.
Используя социологические методы изучения духовных запросов и потребностей сельского населения, а также форм их удовлетворения средствами культурно-просветительной работы (анкетированный опрос, интервью, собеседование и т.д.), исследование в первую очередь предусматривало педагогический анализ, основанный на различных модификациях длительного, включенного и опосредованного наблюдения, экспертной оценки, фиксировании результатов социально-культурной деятельности и т.д.
Особенность методики исследования проявилась также в том, что она строилась на обобщении передового опыта, выявлении наиболее общих и перспективных тенденций, проявляющихся в совокупном опыте культурно-просветительной деятельности, на обосновании объективных закономерностей внедрения передового опыта в широкую практику работы сельских культурно-просветительных учреждений по развитию общественной активности тружеников села. В роли экспертов, определяющих правомерность интеграции передового опыта в конкретных районах, выступали руководители партийных, советских, общественных, хозяйственных органов, представители органов управления и научно-методических центров министерств культуры, руководители сельских культурно-просветительных учреждений.
Процедура исследования предусматривала последовательную реализацию методологических основ и методики исследования и поэтапное решение следующих научных задач:
- в I976-1978 гг. была изучена теория и история вопроса, обобщено более 300 монографий, статистических документов и других материалов, отражающих актуальные проблемы развития общественной активности тружеников села формами культурно-просветительной работы;
- в 1978-1980 гг. при помощи методов социологического, социально-психологического и педагогического анализа (наблюдений, выборочных и фронтальных опросов и т.п.) было собрано 2240 анкет, 335 учетно-отчетных документов и 780 других первичных материалов, которые позволили выявить специфику развития общественной активности формами культурно-просветительной работы, определить степень удовлетворенности ею разных групп сельского населения;
- в I979-I98I гг. был осуществлен поисково-констатирующий эксперимент среди жителей Тосненокого и Приозерского районов Ленинградской области, Увинского района Удмуртии и Городищенс-кого района Черкасской области, дополненный анализом содержания и форм работы 86 передовых районных Домов культуры по формированию общественной активности трудящихся и учащейся молодежи.
В ходе этого этапа исследования было выявлено и обобщено более 80 форм культурно-просветительной работы, которые соответствуют требованиям актуальности, социальной значимости, педагогической целесообразности и с интересом воспринимаются жителями сельских регионов.
- II Параллельно с этим в I980-I98I гг. на основе теоретического анализа и эмпирических данных, отразивших совокупный опыт передовых культурно-просветительных учреждении, была разработана программа развития общественной активности тружеников села формами культурно-просветительной работы, внедрение которой началось на экспериментальных базах уже в 1980 году;
- в I98I-I982 гг. с помощью специалистов Всесоюзного и региональных научно-методических центров осуществлена экспертиза программы, которая при внесении в нее некоторых дополнений начала внедряться в практику сельских культурно-просветительных учреждений;
- в 1982-1983 гг. Министерство культуры СССР и некоторые приняли региональные органы культуры ряд документов, в которых отражены наши предложения по совершенствованию работы сельских культурно-просветительных учреждений (см.приложения). Это явилось важным актом, обусловившим возможность обеспечить широкое внедрение в практику программы совершенствования работы по развитию общественной активности масс формами культурно-просветительной деятельности.
Достоверность исследования обеспечена адекватностью системы реализованных в нем методик целям, задачам, объекту и предмету научного анализа; типичностью избранной базы исследования; репрезентативностью выборки, широтой и разнообразием анализируемых типов культурно-просветительных учреждений и форм социально-культурной деятельности; деятельностью и последовательностью использования методики наблюдения и других методов научного поиска и анализа.
В основу исследования была положена гипотеза, состоящая в том, что в системе развития общественной активности тружеников села культурно-просветительная работа может выступать как специфичное звено. , обеспечивающее слияние инициативы и самодеятельности населения с его интересами на досуге, а через них -с конкретными формами проявления общественной активности. В условиях социальной интеграции, характерной для современного села, культурно-просветительные, досуговые формы становления общественной активности могут развиваться не только непосредственно в учреждениях культуры и просвещения, но и в каждом сельском трудовом коллективе, в каждой общественной организации.
Научная новизна исследования состоит в обосновании специфики развития общественной активности тружеников села средствами культурно-просветительной работы, синтезирующей инициативу и самодеятельность с культурными интересами и стимулирующей как общественную, социально-культурную деятельность людей в трудовом коллективе, так и формы ее организации непосредственно в учреждениях культуры, просвещения. Исследование позволило сделать вывод о том, что формирование общественной активности не является отдельным направлением культурно-просветительной работы, а пронизывает все ее содержание, образуя особые интегрированные формы соединения общественной инициативы масс с профессиональной деятельностью специалистов культурно-просветительных учреждений.
Практическое значение исследования состоит в том, что оно позволило обосновать и экспериментально выверить педагогическую программу стимулирования общественной активности тружеников села формами культурно-просветительной работы, основанную на обеспечении органической связи социально-культурной деятельности с решением важных для современного села экономических, политических, научно-технических, нравственно-эстетических и социально-бытовых проблем.
Исследование способствовало обобщению, распространению и широкому внедрению опыта передовых культурно-просветительных учреждений по формированию общественной активности трудящихся и учащейся молодежи.
Апробация теоретических положений и практических рекомендаций, вытекающих из исследования, осуществлялась путем их внедрения в практику ряда сельских районов страны и организации широкого общественного обсуждения результатов этой деятельности. (Тосненский, Приозерский районы Ленинградской области, Увинский район Удмуртской АССР, Городищенский район Черкасской области УССР).
Материалы исследования о педагогических условиях и путях роли повышения культурно-просветительной работы в формировании активности трудящихся использованы в следующих постановлениях коллегии Министерства культуры СССР:
- о работе учреждений культуры Дмитровского района Московской области по мобилизации трудящихся на увеличение производства сельскохозяйственной продукции В 77 от 05.05.82;
- о работе Министерства культуры Белорусской ССР по централизации клубных учреждений в свете постановления ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества" й 15 от 2.02.81;
- о работе Министерства культуры Украинской ССР по руководству деятельностью культпросветучреждений в свете решений ХХУІ съезда КПСС, ноябрьского (1982 г.) и июньского (1983 г.) Пленумов ЦК КПСС J5 93 от 10.08.83 ;
- о руководстве Советским районным отделом культуры Ставропольского края культпросветучреждениями в условиях агропромышленного объединения JS 114 от 24.10.83.
Основные теоретические положения диссертации получили одобрение на Всесоюзной научно-практической конференции "Кяуб и молодежь" (Кишинев, 1980), на конференции "Проблемы эффективности культурно-просветительной работы в социалистическом обществе в свете решений ХХУІ съезда КПСС" (Ленинград, 1982).
Материалы исследования, обобщенные в методическом пособии "Работа клубных учреждений по формированию общественной активности тружеников села", рекомендованы Всесоюзным научно-методическим центром народного творчества и культурно-просветительной работы для использования во всех сельских регионах страны.
В процессе внедрения результатов исследования автор принимал участие в семинарах заведующих районными отделами культуры во Всесоюзном институте повышения квалификации работников культуры в 1982-1983 гг.
Методологические основы формирования общественной активности тружеников села
"Сила идейно-воспитательной работы, как и политики партии в целом, - подчеркивает постановление июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС /47,с.69/, в ее научной обоснованности, в опоре на самую передовую, постоянно развивающуюся марксистско-ленинскую теорию". Опираясь на марксистско-ленинскую методологию научного познания, мы осуществляли исследование роли и места культурно-просветительной работы в развитии общественной активности труясеников села.
Сложность и многоаспектность решаемой проблемы заставила предварительно проанализировать два вашшх теоретических и практических вопроса: - выявить специфику развития общественной активности как интегрального качества личности; - определить особенности формирования и проявления общественной активности разных групп сельского населения в условиях качественных изменений в организации производства и совершенствовании культурной среды социалистического села.
Марксистская философия и социология, советская педагогика рассматривают человека как творца материальных и духовных ценностей, вступающего в определенные общественные отношения и в этих отношениях преобразующего себя. Основой формирования социального облика человека было, есть и будет участие в общест венном производстве, его место и роль в нем. Именно это в конечном счете определяет духовное развитие человека, превращает его в личность, в существо общественное /1-7, 9,13,78,82/.
Еще до победы Великого Октября в статье "Удержат ли большевики государственную власть?" Владимир Ильич пророчески писал: "...У нас есть "чудесное средство" сразу, одним ударом удесятерить наш государственный аппарат, средство, которым ни одно капиталистическое государство никогда не располагало и располагать не может. Это чудесное дело - привлечение трудящихся ... к повседневной практике управления государством" /14, с. 313/,
Развитие общественной активности масс в ленинском понимании выступает как настоятельная потребность социалистического строя. "Без привлечения к общественному строительству новых слоев народа, - писал В.И.Ленин, - без пробуждения активности широких масс, доселе спавших, ни о каком революционном преобразовании не может быть и речи" /16,с.154/.
В ряде работ и публичных выступлений основателя партии и Советского государства определена широкая программа.решения этой задачи, освещены политические, социально-психологические, организационные, педагогические аспекты проблемы формирования общественно активной личности /8-39/.
В речи на П Всероссийском съезде комиссаров труда Владимир Ильич привлек внимание к необходимости так построить политическое воспитание трудящихся, чтобы каждый осознал свое место в строительстве социализма, "... чтобы сознательный рабочий чувствовал себя не только хозяином на своем заводе, а представителем страны, чтобы он чувствовал на себе ответственность" /18, с. 157/.
"Коммунизм, - говорил В.И.Ленин, - должен стать доступным рабочим массам, как собственное дело. ... Для нас он уже перестал быть программой, теорией и заданием, для нас это дело сегодняшнего фактического строительства" /31,с.408/.
Ленинские идеи развития общественной активности масс получили дальнейшее развитие в решениях съездов и других программных документах КПСС, предопределили направленность исследований философов, социологов, психологов, педагогов и других советских ученых, разрабатывающих актуальные проблемы формирования нового человека /43-57,88,89,93,94,117,136,175,249,287/.
Существует общесоциологическая закономерность, вскрытая классиками марксизма денинизма, суть которой в том, что по мере того, как возрастает масштабность и радикальность преобразований общества, обязательно должна соответственно этому возрастать масса людей, включающихся в активную социальную практику. Великий Октябрь, общенародная борьба за социализм в нашей стране - наглядный пример тому. В.И.Ленин писал, что "...только с социализма начнется быстрое, настоящее, действительно массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения, восходящее движение вперед во всех областях общественной и личной жизни" ДЗ,с.99-100/. Тем самым он подчеркивал объективную обусловленность подъема общественной активности. Однако, будучи в прямой зависимости от сути, характера формации, политического строя, активность сама выступает в детерминизирующей роли по отношению к социально-экономической среде. На ХХУІ съезде партии это положение было еще раз подчеркнуто: "Живое творчество масс, вдохновленных великими идеалами коммунизма, направляемых и организуемых партией, - вот прочная гарантия того, что исторические решения ХХУІ съезда КПСС будут успешно претворены в жизнь" /72,с.129/«
Характер воздействия социально-культурной среды на формирование общественной активности сельского населения
Зрелое социалистическое общество объективно предъявляет к духовной сфере качественно новые требования и, вместе с тем, создает реальные предпосылки для ее дальнейшего совершенствования, использования в качестве мощного фактора социально-экономического прогресса. І гльтура превратилась в органическую составную часть советского образа жизни, всюду все более ощущается ее усиливающееся воздействие на производство, общественные отношения, на моральный климат трудовых коллективов, самосознания масс, их общественную активность.
В какой мере активно народные массы овладевают достижениями культуры, пишет кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, министр культуры СССР П.Н.Демичев, "настолько глубоко культура входит в повседневную жизнь людей, становится их внутренней потребностью -от этого зависит решение многих вопросов общественной жизни. Ныне высокая культура труда оказывается все более тесно связанной с культурой быта и отдыха. Развитие социалистической демократии обусловлено ростом политической культуры человека, его умением пользоваться своишгражданскими правами и строго соблюдать свои гражданские обязанности, видеть их неразрывную связь" /70, с.26/. В итоге само понятие "культура" расширилось, оно включает теперь в себя не только традиционное представление как о сумме результатов творческой деятельности, об одной из областей духовной жизни, но и как о существенном изменении общественной практики, представленной во всех ее сферах. Так,важнейшая стратегическая задача политики КПСС - соединение культуры с трудом означает не просто совершенствование последнего, увеличение объема профессиональных знаний и т.д., а соединение труда со всей личностью, превращение его во внутреннюю ее потребность, в "самодеятельность" в самом широком смысле этого слова. Достижение союза труда и культуры требует таким образом постоянного роста творческой и социальной активности не только в узко профессиональной деятельности, но и вообще во всей человеческой. Тогда культура, нравственное и духовное совершенствование человека совпадает с самим процессом человеческой деятельности. Это и приведет в будущем к тому, что В.И.Ленин назвал когда-то "громадным повышением культуры" /34, с.170/. Все это в равной мере относится и к селу. Культура ныне как никогда ранее является одним из решающих факторов повышения эффективности сельскохозяйственного производства. "Одна из важных задач сегодня состоит в соединении сельскохозяйственного производства с культурой, понимаемой в самом широком смысле слова как культура труда, быта, человеческих отношений" - указывалось на июльском (1978 г.) Пленуме ЦК КПСС /44,с. 44/. Встает вопрос о дальнейшей оптимизации социально-культурного развития села, о должном обеспечении этого развития села.
Социологические исследования, в частности Здравомыслова А., Староверова В., Тимуша А. Д48,265,273,264/, фиксирующие расширение возможностей воздействия культуры на различные стороны социальной практики (производственные отношения, экономику, интернационализацию советского общества, стирание граней между городом и деревней, умственным и физическим трудом и т.д.) говорят о том, что происходит наиболее быстрое сближение основных социальных групп по следующим показателям: - уровень общего и специального образования; - наличие предметов культуры долговременного пользования (телевизоры, книги, музыкальные инструменты и т.д.); - доля расходов на приобретение культурных благ в общем потребительском бюджете; - диапазон и частота посещений учреждений культуры, содержание избираемых духовных ценностей; - место культурной деятельности в бюджете свободного времени; - форма и интенсивность участия в духовном производстве.
Каким же образом это происходит? Научно-техническая революция усиливает роль крупных городов как центров духовного производства. Но есть и другая сторона этого процесса - насколько быстро эти знания, образцы культуры становятся достоянием всего общества, самых отдаленных поселков и сел. Разрешение этого противоречия было предсказано В.И.Лениным, который указывал, что преодоление противоположности между городом и деревней должно идти через приобщение миллионных масс к сокровищам культуры больших городов: "... нет ровно никаких технических препятствий тому, чтобы сокровищами науки и искусства, веками скопленными в немногих центрах, пользовалось все население, размещенное более и менее равномерно по всей стране" /8,c.I5I/.
Обогащение содержания и методики массовых форм культурно-просветительной деятельности
Исходя из цели нашего исследования, нами были проанализированы сложившиеся формы стимулирования общественной активности посетителей 86 сельских клубных учреждений вышеназванных регионов страны, осуществлен поисково-констатирующий эксперимент и на основании этого выявлены возможности их дальнейшего обогащения и недостатки в работе культурно-просветительных учреждений по формированию общественной активности тружеников села. В частности, имеющийся опыт, особенно методика этой работы еще не стали нормой деятельности каждого сельского клубного учреждения; достижения культурно-просветительной деятельности в развитии общественной активности трудящихся носят порой частный характер решения какой-нибудь одной воспитательной задачи. Даже в лучших клубах мы встречаем не систему работы, а отдельные, удачно найденные решения. На основе этих выводов была поставлена задача найти наиболее типичные, закономерные, вытекающие из природы советского клуба формы работы по стимулированию общественной активности трудящихся, которые могут стать нормой деятельности каждого сельского клубного учреждения.
Первая особенность, которая отличает ныне передовые клубы и обеспечивает им успех в решенИ-И идейно-воспитательных задач, заключается в актуализации содержания культурно-просветительной работы, что является результатом тесной связи работы клуба с жизнью, с практикой коммунистического строительства, решением экономических, социально-политических, научно-технических, нравственно-эстетических и других проблем, которые волнуют жителей села и вызывают их живейший интерес.
Культурно-просветительные учреждения все больше ориентируются на активные формы работы, предполагающие максимальную вовлеченность аудитории в непосредственное участие в мероприятиях: встречи с интересными людьми, трибуны общественного мнения, концерты художественной самодеятельности и т.д.
Обобщенный, совокупный опыт лучших сельских клубов и Домов культуры подтверждает, что 3/4 посетителей клубных учреждений отдают предпочтение таким формам. Преимущественное использование активных форм соответствует установке на развитие социальной активности личности и ее творческого потенциала.
Вторая особенность, отличающая передовой сельский клуб, нашла выражение в точной адресованности каждого культурно-просветительного мероприятия, в умении клуба изучать, обобщать и максимально удовлетворять интересы и потребности всех групп населения. Именно такая работа, дифференцированно воздействующая на людей разного возраста, разного образовательного уровня, помогла этим сельским клубам преодолеть негативное или безразличное отношение к общественным формам организации свободного времени со стороны кадровых производственников и сельской интеллигенции.
Третья особенность, обеспечивающая успех деятельности в лучших клубных учреждениях, проявляется в активном процессе интеллектуализации массовых форм культурно-просветительной работы, обеспечения такого содержания и таких форм деятельности, которые расширяют духовный кругозор, в значительной степени строятся на основе соревнования в знаниях, смекалке, в общем культурном раз - 91 -витии. Как показали собеседования и особенно использование различных модификаций методики наблюдения, такие мероприятия привлекают в клуб не только сельскую интеллигенцию, что вполне естественно, но и старшеклассников, учащихся профтехучилищ.
Четвертая особенность, характерная для передовых сельских клубов, выражается в эстетизации свободного времени масс, во внесении в каждое массовое мероприятие духа романтики, поэзии, в широчайшем использовании идейно-эмоциональной силы искусства.
Следует особо отметить еще одну особенность деятельности передовых клубных учреждений. Это даже не особенность, а закономерность, обеспечивающая сельскому клубу успех. Речь идет о привлечении к подготовке и проведению массовых мероприятий широкого круга активистов.
И педагогика, и социальная психология достаточно убедительно показали, что успех любого воспитательного акта зависит от того, насколько глубоко и органично он воспринят теми, на кого оказывается воздействие. Чем больше человек вовлечен в подготовку любого культурно-просветительного мероприятия, тем дороже оно ему будет и тем глубже им будет воспринята его идея. Коллективными усилиями сможет найти выразительные формы раскрытия идеи, не допустит явных ошибок в содержании, в выборе героя, предупредит и ряд других теневых сторон.
Сила воздействия массового мероприятия находится в прямой зависимости от сопричастности к нему аудитории. Привлекая актив уже на этапе подготовки мероприятия, клуб обеспечивает, как минимум, сопричастность этой части аудитории, которая, как показывает опыт, заражает своим отношением к происходящему и тех, кто вновь пришел в клуб.(Это подтвердилось и при завершении нашего эксперимента: если в 1979 году в подготовку массовых и групповых мероприятий вовлекались в среднем от I до 4% аудитории клуба, то в 1983 году этот процент возрос до 37$, а в некоторых клубах, например села Валява Городищенского района Черкасской области превысил 40$).
С учетом обобщенных наиболее типичных особенностей, характерных для деятельности передовых сельских клубов, была разработана и реализована на экспериментальной базе педагогическая программа совершенствования работы по стимулированию общественной активности тружеников села через массовые формы культурно-просветительной работы, которая предусматривала:
- актуализацию содержания работы, основанную на отражении наиболее важных экономических, социально-политических, нравственно-эстетических, научно-технических, организационных и других проблем, которые волнуют трудящихся и являются предметом особой заботы партийных органов, народных Советов, хозяйственных руководителей, профсоюзных и комсомольских организаций, широкой общественности;
- дифференциацию культурно-просветительного .воздействия, базирующегося на учете реально проявляемых разными группами населения духовных интересов, потребностей;
- интеллектуализацию массовых форм культурно-просветительной деятельности, приведение содержания каждого мероприятия в соответствие с возросшим уровнем образования, культуры, духовно-эстетическими потребностями людей.
Повышение воспитательного потенциала групповых и индивидуальных форм культурно-просветительной деятельности
В статье "Чем должен быть рабочий клуб" Н.К.Крупской /79, с.13/ читаем: "Центр тяжести в клубе должен лежать ... в активной работе кружков. Лекции, доклады, кинематографические сеансы, спектакли должны быть лишь праздниками, дающими новое, более богатое содержание, новую силу этой повседневной активной работе членов клуба. Такой клуб, который объединяет в себе целый ряд самых разнообразных деятельных групп своих членов, никогда не захиреет и не заглохнет. Он будет одним из камней, которые пойдут на постройку великого здания социалистической культуры". Эту мысль Н.К.Крупская настоятельно проводила с самых первых лет Советской власти.
В современной культурно-просветительной работе все более динамичное развитие получают ее групповые формы: всевозможные кружки, коллективы различных видов творческой деятельности, любительские объединения и клубы по интересам и т.д. и т.п. В теории культурно-просветительной работы групповые формы организации свободного времяпрепровождения масс получили достаточно широкое освещение. Только за последние 15 лет опубликован ряд интересных научных сборников, учебных пособий, статей, в которых раскрывается сущность клубных объединений, рассматриваются различные аспекты организации самодеятельного художественного творчества, обосновываются принципы формирования клубных коллективов различной направленности, исследуются многие аспекты педагогического управления различными объединениями досуга, раскрывается их воспитательная сущность /139,130,141,142,162,161,163, 167,168,262,170,89, 216,226,227,239,240,248,252,253,258,344, 345,337 /.
Вместе с тем, это обилие публикаций и исследований не способствовало решению многих актуальных проблем, связанных с раскрытием воспитательного потенциала групповых форм культурно-просветительной работы. Это объясняется тем, что подавляющее большинство опубликованных работ и защищенных диссертаций посвящается преимущественно одному аспекту групповой деятельности в клубе - организации самодеятельного художественного творче ства. Значительно более "скромное" место уделено в исследованиях такому важному и актуальному направлению развития творческой активности масс, как научно-техническое творчество, самодеятельное прикладное творчество масс.
В большинстве исследований проблем самодеятельного творчества уделяется внимание технологии проведения учебно-тренировочных занятий в клубных коллективах, организации концертно-исполнительской деятельности и лишь в единичных исследованиях делаются попытки проследить качественные изменения личности, детерминированные участием в коллективе самодеятельного творчества /254,138,317,333/. Это тем более важно, т.к. в условиях бурного развития профессионального искусства и возможности с помощью телевидения постоянно демонстрировать шедевры советского и мирового искусства многим десяткам миллионов людей актуальная для первых лет советской власти функция пропаганды искусства средствами самодеятельного художественного творчества уступает свое место функции творческого самоутверждения личности, гармонического развития участника клубного объединения.
Это положение имеет для нас особое значение, так как позволяет ценить в самодеятельном творчестве не только и не столько прикладные результаты, выражающиеся в количестве и качестве концертных выступлений и других аналогичных показателях, а реальный эффект воспитательного воздействия на личность, выражающийся в духовном обогащении человека, в усвоении им новых знаний, умений и навыков, в формировании определенных нравственных качеств и эстетического отношения к действительности, в стимулировании общественной активности, проявляющейся и непосредственно в клубном объединении,и, в еще большей степени, за его пределами.
Исходя из этого, нами и ставились соответствующие задачи исследования: содействовать в ходе эксперимента созданию клубных объединении по интересам разной направленности, способных создать систему работы по удовлетворению этих интересов, стимулировать формирование потребности каждого клубного объединения; принимать активное участие в пропаганде духовных ценностей, составляющих основу деятельности объединения в массовых формах культурно-просветительной работы, в общественно-политической жизни района, тем самым превращая групповые формы культурно-просветительной деятельности в эффективное средство стимулирования общественной активности сельских тружеников, в фактор формирования опыта социально-политической деятельности, умения и навыков социального творчества.
Изучение имеющегося опыта сельских клубов, где достигнуто органическое единство между групповыми и массовыми формами культурно-просветительной работы, где массовая работа в основе базируется на широком использовании общественной активности участников клубных объединений, воспитавших в себе потребность пропагандировать тот вид духовной деятельности, который стал основой их свободного времяпрепровождения, и его преломление в практику тех клубных учреждений, к которым мы обращались, как и следовало ожидать, подтвердило эффективность многого из того, что уже прижилось в клубной сети. Но при всем при том показало и другое. Не секрет, что "усредненный" клуб в развитии кружковой формы работы тяготеет прежде всего к художественной самодеятельности, ибо видит в ней то, что должно удовлетворить якобы доминирующий "внепроизводственный" интерес аудитории. Такая ориентировка небезупречна.