Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнокультурная деятельность в регионах : педагогическое проектирование и реализация Королева, Галина Михайловна

Этнокультурная деятельность в регионах : педагогическое проектирование и реализация
<
Этнокультурная деятельность в регионах : педагогическое проектирование и реализация Этнокультурная деятельность в регионах : педагогическое проектирование и реализация Этнокультурная деятельность в регионах : педагогическое проектирование и реализация Этнокультурная деятельность в регионах : педагогическое проектирование и реализация Этнокультурная деятельность в регионах : педагогическое проектирование и реализация
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Королева, Галина Михайловна. Этнокультурная деятельность в регионах : педагогическое проектирование и реализация : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.05 / Королева Галина Михайловна; [Место защиты: Моск. гос. открытый пед. ун-т].- Москва, 2011.- 393 с.: ил. РГБ ОД, 71 11-13/138

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Сущность традиционной народной культуры и ее государственная поддержка в современных социокультурных условиях 26-80

1.1. Феномены традиционной народной культуры и этнокультурной деятельности 26-41

1.2. Основные направления деятельности российского государства по поддержке традиционной народной культуры в РФ 41 - 52

1.3. Концептуальные основы, федеральные проекты и программы этнокультурного развития регионов 52 - 80

Глава II. Этнокультурное проектирование в регионах РФ: опыт, проблемы, перспективы 81 -147

2.1.Региональные проекты сохранения и развития традиционной народной культуры 81-100

2.2. Проектирование развития этнокультурного образования и его национально-регионального компонента 100 -137

2.3. Взаимодействие государственных и негосударственных учреждений и организаций в процессе разработки и реализации региональных этнокультурных проектов 137 -147

Глава III. Теоретические основы и технологии педагогического проектирования этнокультурной деятельности 148 - 227

3.1 .Сущность педагогического проектирования 148 - 174

3.2. Формирующие и корректирующие технологии педагогического проектирования этнокультурной деятельности 174-181

3.3 . Мониторинг и перспективы его применения в педагогическом проектировании этнокультурной деятельности 181 - 200

3.4. Повышение компетентности субъектов проектирования этнокультурной деятельности 200 - 227

Глава IV. Педагогическое проектирование и реализация этнокультурной деятельности негосударственной социокультурной организации по выявлению и поддержке гражданских этнокультурных инициатив в регионах РФ (на материале опытно-эскпериментальной работы Фонда развития регионов) 228 - 297

4.1. Теоретическая модель и проект деятельности Фонда развития регионов по выявлению и поддержке гражданских этнокультурных инициатив в социокультурной сфере регионов РФ 228 - 263

4.2. Мониторинг результатов реализации Проекта 264 - 297

Заключение 297 - 302

Литература и интернет - источники 302 - 336

Приложения 337 - 392

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена противоречием между современными задачами реализации педагогического потенциала этнокультурной деятельности по сохранению в социально-культурной среде регионов России традиционной народной культуры и слабым использованием в этой деятельности идей и технологий педагогического проектирования. Традиционная культура народов России представляет собой целостную систему этнокультурных ценностей и идеалов, сохранение и трансляция которых в современную социально-культурную среду должны стать одним из важнейших факторов духовно-нравственного воспитания граждан России, сохранения культурного разнообразия нашей страны и, одновременно, формирования идентичности нации, укрепления единства Российского государства.

Традиционная народная культура на рубеже ХХ-ХХ1 веков стала важным объектом государственной культурной и образовательной политики в нашей стране. Об этом свидетельствуют: Решение Госсовета РФ «О государственной поддержке традиционной народной культуры» (принято в 2006г.); Федеральная целевая программа «Культура России (2005-2011гг)» (утверждена в 2005г.); Федеральная целевая программа «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы» (утверждена в 2008г.); разработанная Министерством регионального развития РФ Концепция федеральной целевой программы «Этнокультурное развитие регионов России на 2008-2012 годы», «Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации», одобренная приказом Министерства образования и науки РФ в 2006г., и другие государственные документы.

В ряде субъектов РФ приняты законы о традиционной народной культуре (например, Закон Вологодской области «О государственной политике в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры Вологодской области» (2004г.), Закон Краснодарского края «О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае» (2007г.), а так же разработаны и реализуются соответствующие целевые программы: республиканские (в Бурятии, Дагестане, Татарстане, Чувашии и др.), краевая (в Краснодарском крае), областные (в Белгородской, Вологодской, Тверской, Ульяновской и других областях), и программы муниципальных районов (например, Верховажского, Костромского, Нижнеомского, Пинежского и многих других).

В этих документах признается основополагающая роль традиционной народной культуры в развитии и гуманизации общества, сохранении национальной самобытности, определены приоритеты государственной политики, формы стимулирования и поддержки этнокультурной деятельности государственных социально-культурных и образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным компонентом.

Первые попытки создания региональных программ сохранения и развития традиционной народной культуры были предприняты в 80-90 годы прошлого столетия в ряде областей и республик Российской Федерации. Тексты этих программ обычно представляли собой перечни организационных мер (подготовка и проведение фестивалей, смотров, конкурсов народного художественного творчества, организация семинаров для руководителей самодеятельных коллективов, разработка учебных программ по народной культуре для различных видов образовательных учреждений и др.). Их значение велико, так как именно они положили начало тем позитивным тенденциям в сфере традиционной народной культуры, которые наблюдаются в современной России. Но поскольку такие программы разрабатывались, как правило, разрозненно друг от друга, по инициативе самих регионов, они не имели четких общих теоретико-методологических оснований, что привело к ряду проблем. К примеру, оказалось, что в некоторых национальных республиках в содержании программ доминируют местные (локальные) традиции коренного этноса. В них недостаточно учитывались особенности традиционных культур других проживающих в той или иной республике этносов, в том числе – многочисленного русского населения. Кроме того, в них часто не прослеживались взаимосвязи между региональными и общероссийскими традициями народной культуры, слабое внимание уделялось подготовке и повышению квалификации специалистов по этнокультурной деятельности.

Из-за недостатка в то время квалифицированных кадров - специалистов в области традиционной народной культуры и других ресурсов, эти программы, как правило, не были реализованы в намеченном объеме.

В современных условиях задачи сохранения и развития традиционной народной культуры в регионах России приобрели общегосударственный масштаб и рассматриваются в контексте федерально-региональной политики как одно из условий устойчивого развития регионов и гражданского общества. Не случайно Концепция Федеральной целевой программы «Этнокультурное развитие регионов России (2006-2008гг.) Министерства регионального развития Российской Федерации предусматривала как одну из важнейших задач – реализацию мероприятий, носящих характер проектов, запускающих процессы этнокультурного развития и гражданской самоорганизации.

Таким образом, в настоящее время сохранение и развитие традиционной народной культуры рассматривается не только как сфера профессиональной деятельности (социально-культурной, этнопедагогической, художественно-творческой, организационно-управленческой), но и как социально-культурное пространство для проявления разнообразных гражданских инициатив общественных этнокультурных организаций, объединений и движений.

Особую роль в развитии инициативной этнокультурной деятельности на федеральном уровне играют ежегодные конкурсы на получение грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. В Положении о таких грантах выделен раздел «Народное творчество».

На региональном уровне усиливается поддержка гражданских инициатив в этнокультурной сфере как со стороны органов государственного руководства культурой и образованием, так и отдельных негосударственных некоммерческих структур (таких как Фонд развития регионов).

Вместе с тем, в решении этнокультурных задач, как части современной региональной социально-культурной политики, слабо задействованы новые ресурсы, в частности - учреждения и организации, имеющие статус негосударственных некоммерческих структур. Их участие в развитии этнокультурной сферы регионов если и происходит, то в основном, стихийно, эпизодически и в незначительных масштабах. Однако в некоторых из них (например, в Фонде развития регионов) уже накопились инновационные идеи и опыт организационно-педагогической деятельности в этой сфере.

Но для анализа, обобщения и внедрения такого опыта необходима современная, адекватная новым реалиям российского общества и перспективам его модернизации, теоретическая база (концептуальные основы, теоретические модели и технологии педагогического проектирования этнокультурной деятельности в целом, а также применительно к региональному уровню и к различным субъектам этой деятельности). До настоящего времени такая научная база недостаточно разработана, что является существенным препятствием для решения государственных задач сохранения и развития традиционной народной культуры в Российской Федерации. В связи с этим необходимы разработка и конкретизация общего научного подхода к педагогическому проектированию этонокультурной деятельности, которая позволит преодолеть имеющиеся противоречия между современными задачами регионов России по сохранению и развитию традиционной народной культуры и слабым использованием потенциала негосударственных некоммерческих структур в создании организационно- педагогических условий для решения этих задач.

Это противоречие обусловлено следующими частными противоречиями:

- между выдвинутыми государством широкомасштабными задачами сохранения и развития традиционной народной культуры как фактора духовно-нравственного обновления современного российского общества, патриотического, этнокультурного воспитания и образования граждан России, и слабой интеграцией деятельности государственных и негосударственных структур по решению этих актуальных педагогически задач;

-между этнокультурным разнообразием России и узостью традиционных подходов к содержанию этнокультурных региональных проектов и программ, в которых слабо прослеживается диалектическое единство общего и особенного в традиционных культурах народов РФ;

-между созданными в современном российском обществе возможностями участия негосударственных социально-культурных институтов в проектировании и реализации этнокультурной деятельности в регионах и отсутствием концептуальных основ, теоретических моделей и технологий реализации их организационно-педагогического потенциала в данной сфере;

- между современными потребностями российского общества в развитии гражданских инициатив различных групп населения по выявлению, сохранению, развитию традиций народной культуры и воспитанию на их основе подрастающего поколения, и отсутствием современных педагогических концепций и технологий участия негосударственных некоммерческих социально-культурных организаций в выявлении, поддержке и развитии таких инициатив на региональном уровне.

Степень научной разработанности проблемы.

До настоящего времени не было специального исследования, посвященного педагогическому проектированию и реализации этнокультурной деятельности в регионах России. Вместе с тем, отдельные аспекты этой проблемы затрагивались разными авторами, в разных областях науки.

В исследованиях в области теории, методики и организации социально-культурной деятельности разработано понятие «социокультурная среда» как совокупность разнообразных природных, культурных и цивилизационных условий, в которых протекает жизнедеятельность человека, сообществ, этносов, и определяющих во многом их существование; качество природного и социокультурного окружения (М.А.Ариарский, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, Н.Ф.Хилько и др.), раскрыты сущность и технологии проектирования социально-культурных процессов (А.Д.Жарков, Г.М.Бирженюк, А.П.Марков, Ю.А. Стрельцов, Н.Н.Ярошенко и др.), обоснована взаимосвязь социокультурного и этнокультурного подходов к организации, педагогическому руководству и кадровому обеспечению процессов сохранения и развития традиционной народной культуры (Т.И.Бакланова, М.И.Долженкова, М.С. Жиров, А.С.Каргин и другие), выявлены особенности организации и руководства общественными объединениями и движениями (Э.И.Петрова, Е.И.Смирнова, В.Е.Триодин, и др.).

Проблемы социального проектирования в контексте государственной культурной политики рассматриваются в философских, социологических и культурологических исследованиях О.И.Генисаретского, В.Л.Глазычева, М.Драгичевич-Шешич, Т.М.Дридзе, В.Ю.Дукельского, С.Э.Зуева, Н.И.Лапина, А.В.Лисицкого, В.А.Лукова, Г.А.Никич-Криличевского, Э.А.Орловой, П.А.Сорокина, Г.П.Щедровицкого и др. Различным аспектам российской федеральной и региональной национально-культурной политики посвящены исследования Р.Г.Абдулатипова, Г.А.Аванесовой, О.Н. Астафьевой, Л.Е. Вострякова, И.И. Горлововой, Н.Г.Денисова, О.П. Кубышкина, В.В. Савельева, С.П. Шевчугова и др. В работах этих и других авторов отмечается значение этнокультурных традиций как одного из факторов устойчивого развития регионов и сохранения культурного разнообразия нашей страны.

Своеобразные ракурсы анализа этнокультурных проблем регионов представлены в философских трактовках таких дефиниций, как «культурное гнездо» (Н.П. Анциферов, И.М. Гревс, Н.К. Пиксанов и др.), «культурное наследие» (А.И. Арнольдов, Э.А. Баллер, Н.И. Воронина, Н.С. Злобин, С.Н. Иконникова, С.М. Ковалев, И.К. Кучмаева, В.М. Межуев, А.К. Хачиров и др.), «культурная среда» (О.Н. Андреева, Г.Н. Баженова, Н.В. Кирьянова, Л.В. Кошман, В.О. Кутьев, И.Б. Стояновская и др.), «провинциальная культура» (В.Ю. Афиани, И.Л. Беленький, Е.Я. Бурлина, Н.И. Воронина, Н.М. Инюшкин, М.С. Каган, Т.Н. Кандаурова, Л.Н. Коган, Т.А. Чичканова и др.) и т.п.

Культуру малых территорий (сел, городов, губерний, областей) на материале конкретных исторических периодов исследовали Л.Н. Гончаренко, Н.М. Дмитриенко, Е.П. Лезина, Г.Н. Рябова, Д.Н. Смирнов и др. Отдельные аспекты развития культуры в том или ином конкретном регионе раскрыли в своих работах Л.М. Артамонова, Г.Г. Габдельганеева, В.А. Гуркин, И.А. Зеткина и др. В ряде исследований представлены этнокультурные традиции отдельных регионов (А.А. Ашхамахова, О.А. Богатова, Г.М. Давлетшин, Р.А. Данакари, М. М. Зязиков, М.З. Саблиров, А.Д. Тлеуж, Д.Л. Хилханов, Л.П. Шабалина и др.).

Особенности русских этнокультурных традиций, видо-жанровая структура и формы бытования традиционной русской культуры исследованы историками, этнографами и фольклористами М.К.Азадовским, В.П.Аникиным, А.Н.Афанасьевым, Ф.И. Буслаевым, Г.С.Виноградовым, М.М. Забылиным, П.В. Киреевским, Е.А. Покровским, И.П. Сахаровым, А.В. Терещенко, П.В. Штейном, и др.

Художественно - эстетическое содержание народного искусства как части традиционной народной культуры раскрывается в трудах по эстетике, истории культуры и искусствознанию В.В.Бычкова, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, М.А.Некрасовой, Л.А.Рапацкой, и др. Роли народного искусства в мировой художественной культуре и дизайне уделено внимание в трудах Н.М.Сокольниковой и в исследованиях, выполненных под ее научным руководством И.П.Гладилиной, С.В. Городецкой, Л.Н. Романовой и др.

Педагогический потенциал традиционной народной культуры и народного искусства, их роль в духовно-нравственном, патриотическом воспитании детей и подростков обоснованы в педагогических трудах К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого и других выдающихся педагогов и мыслителей Х1Х – начала ХХ веков. Убедительное обоснование важной роли этнокультурных традиций, народного искусства в воспитании и развитии личности дано трудах по этнопедагогике Г.Н.Волкова, а также Е.П. Белозерцева, А.Ю.Белогурова, Т.И. Березиной, А.Л. Бугаева, Е.П. Жиркова, Г.И. Петровой, Э.И.Сокольниковой, Н.М. Таланчук и др.

Теория и методика воспитания личности на основе традиционной народной культуры и искусства в дошкольном возрасте разработаны в исследованиях Т.С.Комаровой, Г.П. Новиковой, О.А. Соломенниковой и др. Большой вклад в раскрытие роли традиционной русской культуры как основы содержания современного школьного образования и профессиональной подготовки педагогов-этнокультурологов внесли Т.И.Бакланова, В.Н. Ганичев, И.Ф.Гончаров, А.Л. Данилюк, Л.В.Ершова, Т.Я.Шпикалова и др.

Различные аспекты проектирования этнокультурных образовательных систем разработаны С.А.Ермоловой, В.Р.Иващенко, А.В.Нестеренко, Т.К.Рулиной, С.В.Рыковой, Т.К.Солодухиной и др. Проблемы реализации национально-регионального компонента образования рассмотрены в работах таких авторов, как А.Г. Быкова, Л.К. Ермолаева, Д.А. Кемешев, Е.А. Мирошникова, В.Б. Новичков, Д.А. Пряхин, В.Г. Рыженко, и др. Внимание к процессу формирования этнопедагогической культуры учителя как организатора национального воспитания и образования проявили А. Алимбеков, Э.Р. Ашхаруа, А.Р. Ерементаева, В.А. Николаев, М.Т. Харитонов и др.

Учеными затронуты и некоторые другие проблемы, косвенно связанные с темой нашего исследования:

– культура народов России, малочисленных по отношению к другим народам, проживающим в нашей стране (Н.М. Мухамеджанова, Т.М. Смирнова, Е.А. Ягафарова и др.);

вклад личности - члена регионального сообщества в развитие культуры территории (С.Б. Бахмустов, Ю.Л. Бессмертный, В.А. Блонин, Н.И. Воронина, И.А. Зеткина, Н.М. Инюшкин, В.А. Юрченков и др.);

религиозная ситуация в регионах в контексте проблем развития региональной культуры (Е.Н. Мокшина, А.Г. Нестеров и др.).

Таким образом, различные авторы рассматривали некоторые аспекты проблемы нашего диссертационного исследования, но в контексте иных научных проблем, чем та, которой посвящено данное исследование.

Цель исследования – разработка, теоретико-методологическое и эмпирическое обоснование модели и технологии педагогического проектирования деятельности негосударственных социально-культурных организаций по выявлению, поддержке и развитию гражданских этнокультурных инициатив в регионах РФ.

Объект исследования – этнокультурная деятельность в регионах РФ.

Предмет исследования – педагогическое проектирование и реализация этнокультурной деятельности негосударственных социально-культурных организаций по поддержке и развитию гражданских инициатив в этнокультурной сфере регионов РФ.

В ходе исследования решались следующие задачи:

  1. Раскрыть роль традиционной народной культуры в современной социально-культурной, национально - культурной и образовательной политике РФ, определить ее значение для устойчивого развития регионов, сохранения культурного разнообразия России и духовно-нравственного воспитания граждан нашей страны.

  2. На основе анализа методологических основ, теории и практики сохранения и развития традиционной народной культуры в современных социально-культурных условиях разработать перспективную теоретическую модель организационно-педагогической деятельности негосударственной некоммерческой социально-культурной организации по поддержке и развитию гражданских инициатив в этнокультурной сфере регионов РФ.

  3. Разработать на основе созданной модели экспериментальный организационно-педагогический проект деятельности негосударственной некоммерческой организации - «Фонда развития регионов» по выявлению, поддержке и развитию этнокультурных инициатив в социально-культурной сфере регионов РФ, охарактеризовать основные направления и формы реализации данного проекта.

  4. Осуществить мониторинг эффективности внедрения данного проекта для повышения этнокультурной компетентности субъектов и руководителей инициативной этнокультурной деятельности жителей регионов, с использованием комплекса взаимосвязанных диагностических методов и процедур.

  5. Сформулировать научно-методические рекомендации по повышению роли негосударственных некоммерческих структур в этнокультурном развитии регионов на основе использования разработанной модели и технологии педагогического проектирования их деятельности по выявлению и поддержке гражданских этнокультурных инициатив жителей регионов РФ.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что педагогическое проектирование деятельности негосударственных социально-культурных организаций по выявлению и поддержке гражданских этнокультурных инициатив в регионах РФ обеспечит эффективную реализацию такой деятельности, если будет:

- представлять собой концептуально боснованный процесс разработки (в контексте современной социально-культурной политики и актуальных задач этнокультурного развития регионов) теоретической модели, основных направлений и условий реализации целостной системы этнокультурной деятельности организации, обеспечивающей выявление, поддержку и развитие ею гражданских этнокультурных инициатив жителей регионов на основе повышения их этнокультурной компетентности;

- учитывать самобытные традиции коренного этноса, этническое разнообразие населения региона, культурное разнообразие России, общероссийские национально-культурные и культурно-исторические традиции, в основе которых - русская традиционная культура;

- осуществляться на основе взаимодействия государственных и негосударственных социально-культурных организаций, участвующих в этнокультурном развитии регионов.

Методологической основой исследования явился междисциплинарный подход к решению выдвинутых цели и задач, то есть рассмотрение педагогической проблематики исследования с привлечением гносеологических средств философии, культурологи, педагогики, психологии, политологии, этнологии, регионоведения и других смежных отраслей науки.

В исследовании нашли применение:

–социокультурный подход, сущность которого (по определению Н.И.Лапина) состоит в рассмотрении общества как единства культуры и социальности. Под культурой в данном случае понимается совокупность способов и результатов деятельности человека, в том числе идеи, ценности, нормы, образцы, а под социальностью - совокупность взаимоотношений социальных субъектов. Специфика социокультурного подхода состоит в том, что он имеет многомерный характер и позволяет интегрировать, например, социологическое, культурологическое и этнологическое рассмотрение общества. При таком подходе традиционная народная культура (ее идеи, ценности, нормы и образцы), а также этнокультурная деятельность по ее сохранению и распространению в социуме рассматриваются как один из факторов социокультурного развития, непосредственно влияющий на его векторы и динамику;

– философско-антропологический подход (Н.А. Бердяев, И.П.Сафронов, В.Франкл, Э.Фромм), ориентирующий на философско-антропологическую интерпретацию социокультурных и этнокультурных форм духовной жизни населения территории;

–системный подход (В.П.Беспалько, Г.К.Селевко, В.В.Краевский, П.Г.Щедровицкий и др.), определяющий осмысление педагогического проектирования этнокультурной деятельности как процесса создания целостной педагогической системы, в которой взаимосвязаны все ее компоненты (цель, задачи, содержание, формы и методы);

– исторический подход ( Ф.Боас, В.Н.Тенишев, Г.Спенсер, Р.Раппопорт, А.А.Потебня), позволяющий раскрыть феномен региональной культуры в ее динамике и необходимый для понимания современных реалий культуры территории, противопоставления и сопоставления ее прошлого и будущего;

–культурологический подход, позволяющий рассматривать этнокультурные процессы в русле этнической истории России (Н.Я.Данилевский), экологии культуры (Д.С.Лихачев), этногенеза (Л.Н.Гумилев) и культурогенеза (А.Я. Флиер), выделяя в качестве предметов изучения этническую культуру личности, человеческих общностей (этносов) и в целом человеческой цивилизации (ее этносферы);

– аксиологический подход (Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, Н.О.Лосский и др.), обуславливающий направленность педагогического проектирования этнокультурной сферы на решение задач трансляции в современное общество духовно-нравственных ценностей и идеалов традиционной российской культуры, актуальных для решения задач модернизации образования, культуры и других сфер общественной жизни;

-этнопедагогический подход (Г.Н. Волков, Т.И. Бакланова, А.Ю. Белогуров, И.Ф.Гончаров, Т.С. Комарова, Э.И. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др.);

-этнорегиональный подход (И.А. Арабов, К.Б. Семенов, И.А. Шоров, А.М. Цирульников и др.), который предполагает учет национально-культурных традиций региона и динамики его этнического состава.

Методологическое значение имели для нашего исследования также работы, связанные с теорией и практикой реализации культурной политики в условиях демократизации и становления рыночных отношений за рубежом и в нашей стране (Г.А. Аванесовой, О.Н. Астафьевой, Т.Г. Богатыревой, Л.Е. Вострякова, В.С. Жидкова, О.И. Карпухина, Ю.А. Лукина, К.Э. Разлогова, К.Б. Соколова, Л.А.Рапацкая, С. Манди, Э. Эверитт и др.).

Особую значимость для данного исследования представили концепции «диалога культур» (М.М.Бахтин, В.С.Библер и др.) и этнопсихологического взаимодействия (З.И.Айгумова, В.С.Мухина. Г.У.Солдатова и др.).

Методы исследования:

Прямое и косвенное наблюдение, тестирование, коучинг, беседы, анкетирование, интервью, естественный педагогический эксперимент, консалтинг, анализ проектов; анализ, синтез, обобщение; математические и статистические методы обработки эмпирических данных.

Научная новизна результатов исследования:

  1. Обоснован социокультурный подход к повышению роли традиционной народной культуры в устойчивом развитии регионов, к этнокультурному воспитанию граждан РФ и развитию их этнокультурных инициатив.

  2. Охарактеризован культурно-исторический процесс становления и развития социокультурной деятельности в РФ по сохранению и развитию традиций народной празднично-обрядовой и семейно-бытовой культуры, этнопедагогики, различных видов и жанров народного художественного творчества, с использованием ресурсов государственных управленческих структур, социально-культурных учреждений, учебных заведений, научно-исследовательских организаций, научно-методических служб, неформальных общественных объединений и движений, негосударственных некоммерческих организаций. Установлено, что этот процесс развивался от частных разрозненных инициатив (Х1Х-начало ХХ века) к созданию в первой половине ХХ в. отдельных организаций и научно-методических служб (таких как дома народного творчества), а от них – к разработке и внедрению во второй половине прошлого века целевых региональных и федеральных проектов и программ, обеспечивающих интеграцию этнокультурной деятельности социально-культурных и образовательных учреждений и ее государственную поддержку.

  3. На основе обобщения опыта участия негосударственных организаций (общественных объединений, движений, фондов и т.п.) в этнокультурной деятельности регионов установлено, что такие организации недостаточно учитывают специфику своей деятельности и, как следствие, - нередко дублируют направления и формы этнокультурной деятельность государственных социально-культурных и образовательных учреждений.

  4. Разработано и теоретически обосновано новое направление участия негосударственных некоммерческих организаций в этнокультурном развитии регионов, отражающее их социокультурную специфику и заключающееся в выявлении и поддержке гражданских этнокультурных инициатив жителей регионов, с использованием современных моделей и технологий педагогического проектирования и реализации этнокультурной деятельности.

  5. Разработана перспективная теоретическая модель деятельности некоммерческой негосударственной структуры по поддержке и развитию в регионах гражданских этнокультурных инициатив, включающая: организацию и проведение региональных и межрегиональных конкурсов этнокультурных проектов; консалтинговую поддержку и повышение этнокультурной компетентности участников таких конкурсов; развитие сетевого взаимодействия участников и руководителей этнокультурной инициативной деятельности; создание компьютерного банка данных об этнокультурных инициативах, проектах и программах в регионах РФ; издание материалов, отражающих результаты инициативной этнокультурной деятельности в регионах РФ; финансирование инициативных этнокультурных проектов и другие формы поощрения инициативной этнокультурной деятельности.

  6. Создана инновационная педагогическая технология организационно- педагогического проектирования деятельности некоммерческой негосударственной организации (Фонда развития регионов) по поддержке и развитию гражданских этнокультурных инициатив, включающая: анализ исходной ситуации; целеполагание; определение форм и средств реализации основных видов деятельности, предусмотренных в теоретической модели; выбор критериев, показателей и методов мониторинга процесса и результатов реализации проекта.

  7. Разработана и апробирована педагогическая технология организации сетевого социокультурного взаимодействия жителей регионов - участников и руководителей этнокультурных проектов, осуществляемых в рамках некоммерческой негосударственной организации.

  8. Обоснован и апробирован критериально - диагностический аппарат мониторинга реализации организационно-педагогического проекта деятельности негосударственной социально-культурной организации по выявлению, поддержке и развитию гражданских этнокультурных инициатив в регионах РФ.

  9. На основе результатов мониторинга доказано, что организационно-педагогическое проектирование деятельности негосударственной структуры по выявлению и поддержке этнокультурных инициатив жителей регионов способствует повышению их этнокультурной компетентности как главного условия повышения качества осуществляемой ими инициативной этнокультурной деятельности, в том числе - по разработке и реализации авторских проектов, направленных на этнокультурное развитие своего региона и этнокультурное воспитания и образования детей и подростков.

Теоретическая значимость исследования:

  1. Разработанные в исследовании теоретические основы педагогического проектирования и его разновидности – организационно-педагогического проектирования этнокультурной деятельности открывают новое направление в теории, методике и организации социально-культурной деятельности – этнокультурное проектирование, взаимосвязанное с социокультурным проектированием, но имеющее свой специфический объект – традиционную народную культуру.

  2. Понятийный аппарат теории социально-культурной деятельности дополнен новыми понятиями: «этнокультурное проектирование» (целенаправленный научно обоснованный процесс разработки будущих изменений в теории, методике и организации этнокультурной деятельности), «организационно-педагогическое проектирование в этнокультурной сфере» (один из видов этнокультурного проектирования, направленный на разработку будущих изменений в организации и педагогическом руководстве этнокультурной деятельностью), «этнокультурная компетентность субъектов этнокультурного проектирования» (комплекс личностных и профессиональных качеств, которыми должны обладать разработчики и руководители этнокультурных проектов); «этнокультурное сетевое взаимодействие» (взаимодействие различных социально-культурных и образовательных учреждений и организаций, участвующих в этнокультурном проектировании, обеспечивающее каждому из них возможность использования ресурсов других учреждений и организаций).

  3. Обоснован региональный подход к этнокультурному проектированию в контексте современной государственной региональной политики, требующий учета этнокультурного разнообразия населения региона, взаимосвязей региональных и общероссийских национально-культурных традиций, современного состояния и тенденций развития региональной социально-культурной и образовательной среды.

  4. Дополнены теория этнокультурного образования и принципы отбора содержания национально-регионального компонента образования (выдвинут принцип направленности этнокультурной проектной деятельности учащихся на этнокультурное и социально-культурное развитие своего региона как части целостного российского государства).

  5. Теория организации социально-культурной деятельности дополнена теоретическими основами организации педагогической проектной деятельности негосударственных структур по сохранению и развитию традиционной народной культуры (обоснована их специфика, педагогический потенциал, формы и методы выявления, поддержки, развития и мониторинга инициатив учащихся и других категорий населения по этнокультурному развитию своего региона).

Практическая значимость исследования.

– разработана, экспериментально проверена и внедрена в практику модель и технология организационно-педагогического проектирования деятельности негосударственных социально-культурных организаций по развитию гражданских этнокультурных инициатив в социокультурной среде регионов;

– разработаны и реализованы экспериментальные педагогические проекты, которые нашли применение в деятельности государственных и негосударственных структур в различных регионах РФ при разработке региональных проектов и программ сохранения и развития традиционной народной культуры и этнокультурного образования; при проведении в регионах мероприятий, направленных на реализацию Решения Госсовета РФ «О государственных поддержке традиционной народной культуры»; в преемственной системе этнокультурного образования «Дошкольные учреждения-школы-учреждения дополнительного образования – средние специальные и высшие учебные заведения – система повышения квалификации и переподготовки работников образования и культуры»; при разработке перспективных направлений государственной образовательной национально-культурной и региональной политики;

– разработана, экспериментально проверена и внедрена система сетевого Интернет - взаимодействия участников этнокультурного проектирования г. Москвы и Московской области, г.г.Калинграда, Омска, Ханты-Мансийска, Краснодарского края;

–опубликованы монографии, программно-учебные и методические материалы, нашедшие применение в практике образовательных учреждений, в системе повышения профессиональной квалификации педагогов.

Опубликованные материалы могут быть использованы в дальнейшей исследовательской, образовательной, научно-методической и организационно-управленческой деятельности в сфере традиционной народной культуры.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступил Фонд развития регионов, который возглавляет автор данного диссертационного исследования. В эксперименте было задействовано более 5800 работников сферы образования, культуры и искусства, народных мастеров, участников творческих коллективов, руководителей социально-культурных учреждений Краснодарского края, Калининградской, Московской областей, г. Москвы, Омска, Ханты-Мансийска; административно-управленческого аппарата, студентов МГГУ им М.А.Шолохова, МГУУ Правительства Москвы, РГУТиС. Вышеуказанная исследовательская база позволила обеспечить репрезентативность статистически достоверной выборки и расширить границы использования практических рекомендаций, описанных в диссертации.

Исследование было выполнено в несколько этапов:

I этап (1998-2007гг.) - поисково - ориентировочный: изучение истории и современного состояния этнокультурной деятельности социокультурных институтов и опыта ее проектирования в регионах РФ.

На данном этапе ведущими были методы теоретического анализа научной (философской, педагогической, культурологической, этнопедагогической, этнопсихологической и др.) и методической литературы, нормативно-законодательных инструктивно-методических документов Российской Федерации по вопросам традиционной народной культуры, национально-культурной и региональной политики, педагогическому и социокультурному проектированию.

II этап (2003-2005гг.) - теоретико-аналитический: определение методологических основ разработки проблемы педагогического проектирования и реализации этнокультурной деятельности в регионах РФ в современных социокультурных условиях; уточнение понятийного аппарата.

III этап (2005-2006гг.) – проектировочный: разработка и концептуальное обоснование модели деятельности негосударственной организации (Фонда развития регионов) по выявлению и поддержке этнокультурных инициатив, создание на ее основе организационно-педагогического проекта «Поддержка и развитие этнокультурных инициатив в социокультурной среде регионов РФ».

IУ этап (2006-2009гг) - опытно-экспериментальный: реализация данного проекта, внедрение в деятельность Фонда развития регионов механизмов сетевого взаимодействия субъектов инициативной этнокультурной деятельности в регионах РФ ; разработка мониторинга проблемного поля развития этнокультурной деятельности в регионе; обоснование общих принципов и методики повышения педагогической и этнокультурной компетентности разработчиков этнокультурных проектов; трансляция результатов эксперимента в практику работы различных социокультурных институтов ряда регионов РФ.

V этап (2009-2010гг.) - обобщающий: осмысление, обобщение и описание опытно-экспериментальной работы; комплексный анализ деятельности Фонда развития регионов по реализации проекта «Поддержка и развитие этнокультурных инициатив в социокультурной среде регионов РФ»; оценка результативности научного исследования и предложенных рекомендаций; уточнение и корректировка теоретических положений и комплекса организационно-управленческих механизмов разработки и реализации проектов развития этнокультурной деятельности в регионах; уточнение выводов, публикации монографий, учебных пособий, методических рекомендаций, статей по результатам исследования; апробация исследования на научно-практических конференциях; оформление рукописей диссертации и автореферата.

На защиту выносятся:

1. Положение о сущности педагогического проектирования этнокультурной деятельности в регионах как одном из видов социокультурного проектирования, состоящего в научно-обоснованной разработке перспектив сохранения и развития традиционной народной культуры с целью более эффективной реализации ее педагогического потенциала в этнокультурном образовании и воспитании граждан РФ, в выявлении, поддержке и развитии их гражданских инициатив. Основными этапами процесса педагогического проектирования этнокультурной деятельности являются: анализ исходной ситуации в этнокультурной сфере регионов; целеполагание и разработка в соответствии с выдвинутыми педагогическими целью и задачами системы содержания, форм, методов и технологий процесса этнокультурной деятельности; мониторинг его эффективности.

2. Перспективная теоретическая модель деятельности некоммерческой негосударственной организации по разработке и реализации организационно-педагогического проекта, направленного на выявление и развитие гражданских этнокультурных инициатив в социокультурной среде регионов РФ. В данной модели в качестве приоритетной специфической цели этнокультурной деятельности негосударственной некоммерческой организации на региональном уровне выдвинуто выявление, поддержка и развитие гражданских этнокультурных инициатив по сохранению и развитию этнокультурных традиций регионов и повышение компетентности субъектов проектной этнокультурной деятельности. Наряду с этой целью, модель включает основные направления организационно-педагогической деятельности некоммерческой организации в этнокультурной сфере регионов: создание компьютерной базы гражданских этнокультурных инициатив; организацию конкурсных мероприятий и поощрения их победителей; консалтинговую поддержку и мониторинг этнокультурной компетентности субъектов и руководителей инициативной этнокультурной деятельности; развитие сетевого взаимодействия участников, организаторов и руководителей этнокультурной деятельности.

3. Теоретико-методологическое обоснование данной модели, интегрирующее совокупность философских, социокультурных, педагогических, психолого-педагогических, этнологических, этнопедагогических идей и концептуальных положений, касающихся сущности и педагогического потенциала традиционной народной культуры и этнокультурной деятельности по ее сохранению и развитию, роли этой деятельности в современном региональной социокультурной и образовательной политике РФ. Интегральный подход к изучению этнокультурной деятельности позволяет обосновать ее двойственную – этнокультурную и социокультурную природу, рассматривать ее как один из видов социокультурного взаимодействия людей, в котором социологи (П.Сорокин и др.) выделяют три неотделимых друг от друга аспекта: личность как субъект взаимодействия; общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами; культура как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица; и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения.

4. Эмпирическое обоснование эффективности данной модели с помощью современных педагогических технологий проектной деятельности и ее мониторинга, использованных при разработке и внедрении «Проекта деятельности Фонда развития регионов по выявлению и поддержке гражданских этнокультурных инициатив».

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, широким спектром методов этнокультурного анализа, соответствующего его цели и задачам. Была использована обширная источниковедческая база. Автором был разработан организационно-педагогический проект этнокультурной деятельности в социокультурной среде региона.

Апробация результатов исследования.

Основные результаты диссертационного исследования опубликованы в трех авторских монографиях, шести учебных и учебно-методических пособиях, программах, методических рекомендациях, в статьях и тезисах. Результаты диссертационной работы были представлены и получили положительную оценку научной и педагогической общественности на международных, всероссийских, межрегиональных, региональных научных и научно-практических конференциях (1998-2010) в Волгограде, Москве, Санкт-Петербурге, Смоленске, Екатеринбурге и других городах. Апробация выводов работы осуществлялась в ходе преподавания авторских курсов, лекционно-практической деятельности в МГГУ им. М.А.Шолохова; распространения педагогического опыта в различных формах повышения квалификации педагогических кадров в Краснодарском крае, Калининградской, Московской областей, Омска, Ханты-Мансийска; разработки и руководства научным проектом создания региональных образовательных этнокультурных программ в рамках деятельности Фонда развития регионов.

Результаты исследования внедрены в этнокультурную деятельность образовательных и других учреждений в названных выше регионах РФ. Во всех случаях внедрения получены положительные отзывы.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и интернет-источников, приложений.

Основные направления деятельности российского государства по поддержке традиционной народной культуры в РФ

Деятельность Российского государства по поддержке традиционной культуры народов Российской Федерации - один из ключевых факторов стратегии устойчивого развития российского общества. Задача обеспечения сохранения» в едином культурном пространстве всего многообразия накопленных предыдущими поколениями этнокультурных ценностей приобрела особую актуальность в сложных современных социокультурных условиях, характеризующихся обострением проблем духовно-нравственного воспитания, ростом межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Одним из главных направлений деятельности российского государства по поддержке традиционной народной культуры в РФ4 является создание и совершенствование правовой и нормативной базы этнокультурной деятельности. Как известно, Конституция Российской Федерации определила роль, государства, в обеспечении свободы каждого на участие в культурной жизни, доступе к культурным ценностям и сохранение, использование и популяризацию культурного наследия. Помимо прав и свобод граждан в нашей стране признаются права отдельных народов и иных этнических образований на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии отечественной культуры.

В. настоящее время Россия, сохраняя статус многонационального государства, выстраивает государственную культурную политику на признании основополагающей роли культуры- в развитии и самореализации личности, гуманизации общества, сохранении национальной самобытности народов, и утверждении их достоинств. Многочисленные регионы нашей страны имеют не только общие для России, но и особенные культурно-исторические и национально-культурные традиции. Разнообразие этнического состав их населения во многом определят основные особенности сохранения и развития традиционной народной культуры в РФ.к Вот почему для нашей многонациональной страны утверждение принципов национального взаимоуважения и согласия имеет принципиальное значение. Именно лучшие традиции народной культуры, утверждаемые ею стереотипы поведения и духовно-нравственные ценности (добротолюбие, милосердие, справедливость, гостеприимство, и другие) В современном полиэтническом? обществе могут служить преградой межэтническим конфликтам, экстремизму и терроризму.

Формирование политики государственной поддержки сохранения, и развития традиционной народной культуры во многом обусловлено совершенствованием. нормативно-правовой» базы этнокультурной-деятельности социокультурных институтов.

Важным фактором, определяющим государственную политику и систему деятельности в стране по развитию культуры, сохранению культурного наследия, явились, принятые в стране Закон Российской Федерации от 09.10.1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре (с изменениями и дополнениями), Федеральный закон от 25.06. 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия" (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Концепция государственной национальной политики Российской Федерации.

Особенности государственной деятельности по поддержке традиционного народного творчества отражены в следующих федеральных нормативных актах:

- Конституция Российской Федерации (статья 44) - в части предоставления гарантий на свободу художественного и других видов творчества, а также прав на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям.

- Федеральный закон от 06.01.1999 г. Л» 7-ФЗ "О народных художественных промыслах", который регулирует основы государственной политики в области народных художественных промыслов, определяя ответственность органов власти субъектов Российской Федерации за обеспечение экономических, социальных и иных условий для сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов. - Федеральный закон от 17.06.1999 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», который в главе IV регулирует порядок обеспечения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации1 права на сохранение и развитие национальной культуры, предусматривающий; в том? числе разработку и осуществление федеральных и региональных программ национально-культурного развития, а также проведение иных мероприятий по созданию условий для сохранения, возрождения- и развития национальной культуры, национально-культурных прав граждан Российской Федерации, относящих себя К определенным этническим общностям.

- Федеральный закон от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», который регулирует порядок обеспечения всеми уровнями исполнительной власти прав малочисленных народов на социально-экономическое и культурное развитие.

- Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (в редакции ФЗ № 199) «Об охране окружающей среды» в ст.4 относит к объектам особой охраны в том числе объекты, включенные в список, всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие научное, историко-культурное, эстетическое и рекреационное значение.

Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06. 1995 № 609 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2002 № 919) регулирует порядок деятельности центров культуры и искусства, научно-методических центров народного творчества и других организаций, основная деятельность которых носит просветительный, культурно-досуговый, научно-методический и информационный характер.

Развитие народного творчества и трансляция лучших образцов духовной культуры с января 2006 года вошли в состав полномочий местных органов власти на основании Федерального закона от 31.12. 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

Статьей 29 Федерального закона № 199 были внесены изменения в Федеральный, закон от 06.10. 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления- в Российской Федерации» в части расширения, и уточнения- полномочий- муниципальных образований по решению вопросов местного значения в сфере культуры. Законодательно отражена ответственность за создание условий для развития, местного традиционного народного художественного творчества и обеспечение условий для организации досуга населения. После поправок,- внесенных Федеральным законом № 199 в ряде законодательных актов Российской Федерации, полномочия местных органов власти по созданию-условий для развития местного традиционного художественного творчества и участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов нашли свое отражение в Законе Российской Федерации от 09:10. 1992" г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

Таким образом, с 1992 года был принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих отдельные аспекты деятельности и отношений в области культуры, разъясняющих и конкретизирующих положения Основ законодательства. К их числу относятся: Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 (ред. от 17.07.2009) «О вывозе и ввозе культурных ценностей», а также Федеральные законы от 29.12.1994 № 78-ФЗ (ред. от 03.06.2009) «О библиотечном деле», от 17.06.1996 № 74-ФЗ (ред. от 09:02.2009) «О национально-культурной автономии», от 17.11.1995 № 169-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», от 26.05.1996 № 54-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», от 06.01.1999 № 7-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О народных художественных промыслах», от 25.06.2002 № 73 ФЗ. (ред. от 23-.07.2008) «Об объектах культурного наследия- (памятниках истории и культуры),народов Российской Федерации» и др.

Однако «Основы, законодательства?Российской! Федерации; о культуре» принимались, в условиях правового поля; существенно- отличающегося от современного.. Достаточно отметить, что действующая Конституция Российской Федерации появилась» только в. следующем, после принятия Закона году. В условиях продолжающихся экономических, социальных и административных реформ появились, новые факторы, оказывающие существенное влияние на развитие сферы культуры, и социально-культурной деятельности. Вследствие этого, некоторые положения Закона устарели и больше не соответствуют современному состоянию общества и уровню развитиязаконодательной базы.

Проектирование развития этнокультурного образования и его национально-регионального компонента

Этнокультурное образование является наиболее действенной формой трансляции в современное общество традиционной народной культуры. Большой опыт проектирования развития и реализации этнокультурного образования накоплен в регионах РФ. Среди них лидирующее положение занимает Московский регион. Еще в 1998г. было подписано Постановление Правительства Москвы "Об утверждении Программы развития этнокультурного национального образования в Москве на 1998-2000 годы". В эту программу включены такие разделы, как: анализ состояния этнокультурного (национального) образования в Москве, Концептуальные основы построения Программы, удовлетворение этнокультурных запросов населения Москвы в сфере образования, формирование поликультурного пространства в школах Москвы, развитие материально-технической базы, повышение квалификации работников образования, реализация системного подхода к управлению учреждениями этнокультурного (национального) образования, гармонизация межэтнических отношений средствами образования, нормативно — правовое обеспечения развития этнокультурного (национального) образования в Москве.

Эта Программа дала импульс для создания в Москве около 100 школ и дошкольных учреждений с этнокультурным компонентом (русским, азербайджанским, грузинским, многими другими). В контексте этой программы в Москве была разработана концепция и проект преемственной системы этнокультурного образования «Дошкольные учреждения-школы-вузы», создана теоретическая база развития этнокультурного образования.Так, научная школа Т.И. Баклановой представляет этнокультурное образование как процесс освоения учащимися тех национально-культурных традиций, в которых воплощены высшие духовно-нравственные ценности как отдельных этносов, так и всего человечества, имеющие особую значимость для духовно-нравственного воспитания и гражданского становления современного человека, а также позитивного развития и консолидации современного российского общества и его интеграции в мировое сообщество. Такое образование формирует, прежде всего, ценностное отношение к Родине, к природе, к семье, родному дому и родителям, к труду, к творчеству по законам красоты, к культурному наследию и традициям своего и других народов.

Этнокультурное образование рассматривается как целенаправленный непрерывный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре (или культурам) в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации. Этнокультурное образование нацелено на освоение учащимися тех национально-культурных традиций, в которых воплощены высшие духовно-нравственные ценности, как отдельных этносов, так и всего человечества, имеющие особую значимость для духовно-нравственного воспитания и гражданского становления современного человека, а также позитивного развития и консолидации современного российского общества и его интеграции в мировое сообщество. Такое образование формирует, прежде всего, ценностное отношение к Родине, к природе, к семье, родному дому и родителям, к труду, к творчеству по законам красоты, к культурному наследию и традициям своего и других народов.

Наряду с термином «этнокультурное образование» учеными предлагаются и другие термины, характеризующие образование, содержание которого отражает те или иные национально - культурные традиции. Среди них:

-мультикультурное образование (Д. Бэнкес, А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В. Шафрикова и др.);

-межкультурное образование (П. Бателаан, Г. Ауернхаймер, В. Нике и др-);

-многокультурное образование (Г.Д. Дмитриева);

-поликультурное образование (В.В. Макеева, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова);

-воспитание национального самосознания и межэтнической толерантности (В.Х. Абэлян, Д.В. Зиновьев, З.Ф. Мубинова и др.);

-педагогика культуры мира (М.В. Кабатченко, Э.С. Соколова, З.К. Шнекендорф и др.).

Следует подчеркнуть, что эти понятия отражают идеи воспитания у учащихся толерантного отношения ко всем культурам, отличным от собственной, приобщение к мировым гуманистическим ценностям. Общие цели всех направлений в развитии образования предполагают диалог культур, критическое осмысление собственной культурной традиции «как чужой», преодоление этноцентрической фиксации, воспитание толерантности через признание равенства шансов для всех, к сознательному и ответственному социальному поведению - и этим к взаимному обогащению культур, составляющих общество. Признавая право авторов на подобные идеи и концепции, следует подчеркнуть, что воспитание толерантного отношения к иным национально-культурным традициям должно базироваться на знании и ценностном отношении к собственной традиционной народной культуре. «От родной культуры - к культурам других народов» и «От культуры России - к культурам других стран и цивилизаций» - таким видится наиболее верный методологический подход к логике этнокультурного образования, на котором настаивает Т.И.Бакланова и представители ее научной школы.

Личность и этнос, не знающие и не ценящие своей традиционной культуры, не способны понять и по достоинству оценить иные традиционные культуры, а, следовательно, осознанно быть толерантными.

Путь к развитию толерантности открыт только в том случае, когда человек имеет прочную этнокультурную идентичность. В исследованиях Н.М. Лебедевой, Г.Д. Дмитриева, В.К. Шаповалова резюмируется, что у человека может быть несколько- идентичностей: этнокультурная, мультикультурная, гражданская. Это связано с тем, что каждый человек есть пересечение многих культур. Подлинная интеграция и диалог культур, ведущие не к редуцированию, а обогащению человеческой личности, возможны в случае последовательного формирования у индивида этно - и межкультурной идентичности и толерантности.

Содержание этнокультурного образования в России, по мнению ученых, должно представлять баланс русской культуры, регионального национально-культурного компонента и культур иных цивилизаций. Как подчеркивает А.В. Шафрикова «между «своим» и «чужим» должно располагаться среднее звено - широкий культурный ареал, с одной стороны родственный данной культуре, с другой стороны, имеющий налаженные кросс - культурные «мосты» и «каналы», соединяющие с другими мировыми культурами». Таким ареалом может выступать поликультурное пространство региона, состоящее из многообразных этнокультурных сред. Каждый регион имеет свою межкультурную среду, а каждая школа и класс свой вариант общего культурного пространства, являющегося условием развития личности [398].

Этнокультурные школы, развивающиеся в полиэтническом региональном пространстве, не могут быть ориентированы только на «этническое прошлое, каким бы героическим оно не было», они должны смотреть в. будущее этноса, «воспитывать творческую личность - носителя культуры этноса» - считает Н.Б. Крылова [209, с.91].

По нашему мнению это будущее заключается в культурном сотрудничестве и взаимодействии народов; при сохранении: собственной этнокультурной идентичности. Эта идея соответствует мнению ММ! Бахтина, о человеке как уникальном мире культуры, взаимодействующим с другими, личностями - другими мирами: культур и творящем; себя в этом взаимодействии. Как подчеркивает в своей монографии Н.Е. Буланкина; взаимодействуют не культуры (культура- это понятие функциональное, а; не субстанциональное), а люди и; народы, связанные с той или иной культурной традицией. Следовательно, взаимодействие культур целесообразно представлять как встречу различных систем ценностей и способов деятельности в сознании и отдельного человека, социальной группы или общности [82;, С.34]і.

Великие русские педагоги высоко ценили роль традиционной народной культуры, народного творчества в воспитании. Так, К.Д. Ушинский в "Родном-слове" приводит множество текстов народных пословиц, поговорок, колядок, подблюдных песен. В учебных книгах К.Д.Ушинского фольклорные образы обладают особой ассоциативностью Они раскрываются в контексте всего жизненного опыта ребенка, информации получаемой им от учителя, родителей, бабушек и дедушек. Эти образы вводят детей в мир традиционных, наиболее целесообразных для выживания и развития каждого человека и всего народа .отношений к природе, к своему роду, родному дому, Родине. В; них заложены глубинные механизмы сохранения физического и духовного здоровья людей, наследования традиций, социокультурной адаптации личности.

Идеи народного образования с опорой на этнокультурные традиции были очень популярны России в начале XX века. Но уже с конца 20-х годов народное творчество, ориентация школы на этнокультурную направленность, стали подвергаться жесткой критике.

Мониторинг и перспективы его применения в педагогическом проектировании этнокультурной деятельности

Мониторинг — это контроль с периодическим слежением за объектом мониторинга и обязательной обратной связью. Мониторинг как исследование объективной реальности функционирует в самых различных сферах деятельности человека. Его необходимо использовать на различных этапах организационно-педагогического проектирования этнокультурной деятельности в регионе:

-на этапе- анализа исходного состояния этнокультурной сферы региона (доразработки перспективной модели ее развития) ;

- в процессе внедрениям проекта (для своевременной его корректировки);

- для оценки результатов внедрения скорректированного проекта.

Среди» видов мониторинга исследователи выделяют педагогический и социальный.

Педагогический мониторинг — длительное наблюдение за состоянием обучения и воспитания и управление этими процессами путем своевременного информирования участников о возможно наступлении неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций.

Исследователи Матрос Д. Ш., Полев Д. М. и Мельникова Н. Н. предлагают рассматривать педагогический мониторинг в единстве следующих аспектов: социальной сущности, педагогической принадлежности» и системно - деятельностного способа рассмотрения. Сущность педагогического мониторинга определяется тем, что именно он служит главным средством контроля и учета передачи содержания образования подрастающим поколениям. Такой мониторинг - категория не только педагогическая, но и организационно-управленческая, поскольку он «переводит» результаты мониторинга на язык педагогики и управления.

Шишов С. Е. и Кальней В. А. понимают под педагогическим мониторингом систему контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике оценку уровней усвоения учащимися учебного материала и его корректировку. Иными словами, педагогический мониторинг - регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. Авторы указывают, что в рамках такого мониторинга проводится выявление и оценивание педагогических действий, и тем самым обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности ее целям.

Майоров А.Н. предлагает понимать под мониторингом в образовании систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированную на информационное обеспечение управления, позволяющую судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающую прогноз его развития.

Мониторинг имеет различные качественные описания. Это и система наблюдения, и система контроля, и система слежения, и система диагностики. Однако в позициях всех авторов есть точка пересечения - все понимают мониторинг как работу с информацией.

В педагогической и управленческой литературе, практике образовательной деятельности в последнее время встречается описание различных видов мониторинговых процессов. В представленных выше определениях рассматриваемого понятия говорится об образовательном и о педагогическом мониторинге. К сожалению, многие авторы используют эти два термина в качестве синонимов. На наш взгляд, как отличается педагогика от образования, так же отличаются и эти виды мониторинга. Не претендуя на полноту определений, отметим, что, на наш взгляд, образовательный мониторинг в большей степени отражает результативность процессов обучения и воспитания, а педагогический в зависимости от понимания "что есть педагогика" может систематизировать информацию о функционировании педагогических систем или, например, о результативности педагогической деятельности.

Применительно к школе Шишов С. Е. и Кальней В. А. предлагают выделять следующие виды мониторинга:

по масштабу целей образования (стратегический, тактический, оперативный);

по этапам обучения (входной или отборочный, учебный или промежуточный, выходной или итоговый);

по временной зависимости (ретроспективный, предупредительный или опережающий, текущий);

по частоте процедур (разовый, периодический, систематический);

по охвату объекта наблюдения (локальный, выборочный, сплошной);

по организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный);

по формам объект — субъектных отношений (внешний или социальный, взаимоконтроль, самоанализ);

по используемому инструментарию (стандартизированный, не стандартизированный, матричный и др.).

Очевидно, существуют и другие подходы к определению возможных видов мониторинга. Так, эти же авторы отмечают, что мониторинг связан со всеми функциями и стадиями управления образованием, поэтому целесообразно рассматривать несколько его аспектов: мониторинг в системе "учитель-ученик", мониторинг в системе "образовательное учреждение -учитель", мониторинг в системе "управление (департамент) образования -образовательное учреждение".

Информационный мониторинг предполагает накопление и распространение информации и не предусматривает специально организованного обследования на этапе сбора информации. Этот вид мониторинга чаще всего используется для сбора информации, размещенной на разных носителях, поэтому на первый план выходит функция слежения. Примерами информационного мониторинга являются подбор и распечатка законодательных актов, положений и приказов на интересующую тематику или сбор информации из различных источников по определенной теме, позволяющие скорректировать программу развития образовательного учреждения, найти партнеров по образовательной деятельности и т.д.

Выделяют несколько видов мониторинга в образовании.

Базовый мониторинг - выявляет проблемы (т.е. определяет их совокупность) и риски до того, как они будут осознаны в сфере управления. По сути, базовый мониторинг является мониторингом состояния системы, позволяет собрать о ней информацию (составить банк данных) для проведения последующих исследований, в том числе и мониторинга другого вида. Иллюстрацией этого типа является мониторинг готовности школ к профильному обучению, проводимый во многих регионах России.

Управленческий мониторинг — отслеживает и оценивает эффективность, последствия и вторичные эффекты принятых управленческих решений. В качестве примера этого вида мониторинга может быть приведен мониторинг, реализованный в рамках подпрограммы "Одаренные дети" Федеральной целевой программы "Дети России" (2003-2006 годы).

Комплексный мониторинг - ориентирован на исследование и образовательных результатов, и педагогических условий, и нагрузки учащихся, то есть ориентированный на комплексное исследование объекта. Примером такого мониторинга может служить мониторинг широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, нацеленный на выявление педагогической эффективности и социальных последствий эксперимента на этапе его реализации и распространения результатов. Объектом данного мониторинга стало содержание общего образования, представленное в экспериментальном базисном учебном плане, учебных программах, учебно-методических комплектах и условиях их реализации (оценочных, технологических, организационных).

Каждый из представленных видов мониторинга в сфере образования может быть реализован на разных уровнях этнокультурного образования: локальном, муниципальном, региональном, федеральном. Разница будет заключаться в целях, выбранных параметрах, масштабах сравнения, уровне и способах информирования о полученных результатах.

На локальном (внутришкольном) уровне мониторинг фиксируется в виде обобщенного системного представления о деятельности школы по достижению поставленных целей. Кроме этого, на этом уровне вырабатывается соответствующая прогнозная информация в ее психолого-педагогической интерпретации.

На муниципальном уровне разворачивается представление о деятельности муниципальной системы образования в целом и об ее элементах в сравнении друг с другом, а также с учетом специфики каждого элемента (например, типов образовательных учреждений). На этом уровне вырабатывается прогноз о развитии системы образования на данной территории.

На региональном уровне мониторинг фиксирует представление о деятельности региональной системы образования в целом и о ее элементах (муниципальных образованиях) в сравнении друг с другом, а также с учетом специфики функций разных типов школ региона. На этом уровне вырабатывается прогноз о развитии системы образования в регионе.

На федеральном уровне разворачивается представление о деятельности федеральной системы образования и вырабатывается соответствующий прогноз по аналогии с региональным уровнем.

В мониторинге к выбираемым критериям предъявляется одно, но чрезвычайно важное требование - критерий должен позволять производить измерение. Существуют такие критерии, которые не измеряются с помощью объективных методик, например воспитанность в силу своей тонкой сферы всегда будет иметь субъективную оценку, хотя именно этот критерий чаще всего выбирают , школы в качестве ведущего в школьной программе мониторинга. Некоторые критерии, например, развитость познавательных процессов, имеют очень слабую динамику, и их измерение имеет смысл производить один раз в несколько лет

Теоретическая модель и проект деятельности Фонда развития регионов по выявлению и поддержке гражданских этнокультурных инициатив в социокультурной сфере регионов РФ

В данном параграфе представлен экспериментальный- организационно-педагогический проект «Поддержка, и развитие этнокультурных инициатив в социокультурной сфере- регионов» (далее - Проект). Проект разработан автором диссертации и реализован под его руководством в. негосударственной некоммерческой структуре — Фонде развития регионов (далее - Фонде) в, 2006-2010гг. Данный Проект создавался/ как один из возможных вариантов инновационной модели, участия некоммерческих негосударственных организаций в современных этнокультурных процессах.

В основу проекта положен программно-целевой подход к выявлению и поддержке этнокультурных инициатив в социокультурной сфере регионов РФ-Участники проекта составили две группы представителей различных регионов России:

1 .Представители 74 регионов. РФ - в качестве разработчиков инициативных авторских исследовательских проектов на материале. региональных этнокультурных традиций.

2.Представители образовательных учреждений Москвы и Московской области (9 учреждений), Краснодарского края (5 учреждений), городов Калининграда (5 учреждений ), Омска (5 учреждений) и Ханты-Мансийска (1 учреждение) — в качестве: а) авторов, и соавторов инициативных этнокультурных учебных проектов (учащиеся); б) руководителей и будущих руководителей этнокультурной деятельности в) разработчиков инновационных проектов, моделей и программ этнокультурного образования (педагоги и учащиеся).

Законодательная и нормативная база Проекта. При разработке Проекта автор опирался на законодательные основы деятельности некоммерческих организаций и их взаимодействия с органами государственного управления. Прежде всего, в Проекте учтена специфика Фонда, отраженная в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» (принят Государственной Думой 8 декабря 1995г.). Согласно этому Закону, некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Проект также базируется на утвержденных в регионах РФ законодательных основах взаимодействия государственных и негосударственных структур по развитию социально-значимых общественно-гражданских инициатив. Это, прежде всего, Закон города Москвы «О взаимодействии органов власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями» (12 апреля 2000 года, №8), который, в частности, определил основные принципы и формы взаимодействия органов власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями, связанные с совместной разработкой и осуществлением целевых социальных программ города Москвы, с поддержкой целевых социальных программ негосударственных некоммерческих организаций, общественно-гражданских инициатив... (разрядка моя — Г.К.). Под общественно-гражданскими инициативами в этом Законе понимается деятельность, направленная на достижение общественных благ, осуществление одной или несколько общественно значимых целей.

При разработке проекта учитывались и нормативно-правовые документы, касающиеся сохранения традиционной народной культуры и социокультурного развития регионов, представители которых участвовали в реализации Проекта.

И, наконец, Проект основан на Уставе Фонда Развития Регионов. В этом документе закреплена направленность деятельности Фонда на постановку и реализацию социальных, культурных, образовательных, научных и управленческих задач в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан. Согласно Уставу, Фонд имеет право вести предпринимательскую деятельность в сфере консалтинга, разработку и осуществление инвестиционных и инновационных программ в регионах РФ, создавать творческие коллективы и экспертные советы.

Проект разработан с учетом особенностей организационной структуры Фонда и функций каждого из его подразделений.

Содержательная часть проекта обеспечивалась двумя отделами Фонда -аналитическим и консалтинговым. Аналитический отдел проводил анализ и мониторинг статистических данных состояния, тенденций развития и использования технологий, методик и т.д. по направлениям исследований; организовывал оперативное представление поступающей информации.

Консалтинговый отдел решал проблемы обоснования научно-методических, организационных и экономических подходов к реализации Проекта.

Рассмотрим основное содержание Проекта и формы его реализации.

В Проекте обоснована его актуальность, сформулированы цель, задачи, и принципы деятельности Фонда по заявленной теме, представлена соответствующая им система направлений, форм и содержания деятельности Фонда по поддержке и развитию этнокультурных инициатив в социокультурной сфере регионов РФ, особенности ее организации и мониторинга. Таким образом, Проект фактически является перспективной теоретической моделью деятельности Фонда, которая может быть транслирована в аналогичные некоммерческие структуры разных регионов России.

Актуальность проекта обусловлена возрастающими потребностями жителей регионов РФ в поддержке их личных инициатив по изучению и сохранению культурного наследия проживающих в этих регионах народов, развитию их этнокультурного образования и этнохудожественного творчества. Такие инициативы развиваются в настоящее время в различных социальных, демографических и возрастных группах. Но, как показывает анализ практики, особенно активно они проявляются в среде подростков, студенческой молодежи, руководителей и педагогов учебных заведений, разрабатывающих и внедряющих этнокультурные проекты в локальную социокультурную среду регионов. Наряду с индивидуальными инициативами развивается инициативная этнокультурная деятельность самоорганизующихся общественных объединений, движений, ассоциаций, общин. Среди них можно выделить Ассамблею народов России, казачьи общины, этнокультурные общества, центры и другие инициативные формы коллективной этнокультурной деятельности.

Такая деятельность, как правило, не противоречит целям государственных региональных этнокультурных проектов и программ и осуществляется во взаимодействии с различными государственными социокультурными организациями и управленческими структурами. На ее основе происходит взаимодействие в этой сфере государственных и негосударственных структур. Сочетание общественных инициатив и профессиональной деятельности может приводить к заметному синергетическому эффекту в достижении актуальных для того или иного региона целей и задач этнокультурного развития.

Вот почему такие инициативы и их поддержка являются важными факторами успешного решения государственных задач в сфере национально-культурной политики. Не случайно в своем послании Федеральному Собранию Президент РФ Д.А. Медведев подчеркнул, что «еще один фактор, способный серьёзно упрочить нашу Федерацию - это поддержка национальных традиций и культур народов России» [205,с. 134].

Вместе с тем, необходимо отметить, что инициативная деятельность в этнокультурной сфере региона осуществляется зачастую стихийно и не вполне компетентно, без должного научно-методического и организационно-педагогического обеспечения и поддержки со стороны различных государственных и негосударственных структур. В свою очередь негосударственные структуры далеко не всегда обладают необходимым потенциалом для такой поддержки, и, как правило, не имеют научно обоснованных перспективных моделей своей деятельности по данному направлению. Поэтому разработка и внедрение инновационной модели деятельности некоммерческой негосударственной структуры по поддержке и развитию этнокультурных инициатив в социокультурной сфере регионов РФ приобретает в настоящее время особую актуальность.

Похожие диссертации на Этнокультурная деятельность в регионах : педагогическое проектирование и реализация