Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ценности античного досуга как социально-культурная система Генкина Елена Владимировна

Ценности античного досуга как социально-культурная система
<
Ценности античного досуга как социально-культурная система Ценности античного досуга как социально-культурная система Ценности античного досуга как социально-культурная система Ценности античного досуга как социально-культурная система Ценности античного досуга как социально-культурная система Ценности античного досуга как социально-культурная система Ценности античного досуга как социально-культурная система Ценности античного досуга как социально-культурная система Ценности античного досуга как социально-культурная система
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Генкина Елена Владимировна. Ценности античного досуга как социально-культурная система : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : СПб., 1998 216 c. РГБ ОД, 61:99-13/386-0

Содержание к диссертации

Введение

I Сущность ценностей античного досуга и их роль в социально-культурных процессах эпохи античности

1. Особенности формирования сферы досуга и его ценностей в эпоху античности

2. Денностная структура античного досуга

II. Социально-педагогические особенности влияния неіфеходяпщх ценностей античного досуга на социально-культурную сферу

1. Отражение системы ценностей досуга в формах культурно-досуговой деятельности античности ... стр. 115 - 166

2. Место ценностей античного досуга в современной социально- культурной сфере стр. 167 - 186

Заключение стр. 187 - 193

Список литературы стр. 194 - 213

Приложения

Введение к работе

Актуальность темы.

Все чаще в различных областях гуманитарного знания человечество обращается к идее понимания динамичности и диалектичности исторического движения и реализации культурных ценностей, которые рассматриваются не только как объективные характеристики культуры, что дозволяет осмыслить понятие ценности как целостности культурных традиций, как богатство их проявления на различных уровнях общественной активности, но и как совокупность произведенных цивилизацией механизмов, норм и правил социального взаимодействия, одним из видов которого является досуговая деятельность.

В области досуга аксиологический подход к сущности культуры свободного времени становится основополагающим, поскольку он открывает путь к расширению фушсций досуговой деятельности и обогащению ее форм и содержания. Точкой отсчета аксиологического подхода в социально-культурной сфере являются ценности античного досуга, изучение которых плодотворно и, безусловно, значимо для современной культуры.

Одним из важнейших аспектов современной жизнедеятельности общества является его интенсивная включённость в развитие информационных технологий. В противовес технократическому подходу к прогрессу и цивилизации социум пытается выработать культурологическую схему диффузных взаимосвязей индивидов. Наиболее продуктивно данная тенденция

выражается в нерегламентированном досуговом общении, традиции которого восходят к эпохе античности, где досуг понимался как процесс и результат реализации фундаментальных ценностей субъекта социально-культурной деятельности (общества, группы, личности). Эта совокупность есть своеобразный способ миросозидания, синтезирование различных слоев бытия в целостный мир человека.

Проблема будущего - это осознание содержания настоящего и прошлого, их основополагающих ценностей, рассматриваемых с позиций конструктивных изменений. История человечества показывает, что прогресс определяется способностью сообщества выдвинуть определенную сверхзадачу, сверхцель, сверхценность, способную создать первоимпульс движения, организуя и ценностно ориентируя содержание и направления развития общества. Система ценностей, представляемых как идеал, аккумулирует и фокусирует значимые социально-культурные факторы, выступая в виде программы, объединяющей прогрессивные процессы в социуме. Каждая религия, каждое крупное общественное движение, открывшее новую эпоху в истории человечества, формулировали такие ценности. Принимая во внимание данную закономерность, становится очевидным магистральное направление социально-культурной деятельности наступающей эпохи - неуклонное стремление в процессе диалога культур к новому гуманистическому синтезу ценностей, подобие которому обнаруживается в античной культуре. Историческое развитие общества показало, что новое находится в наиболее глубоком прошлом, стоящем у истоков современной цивилизации, поэтому обращение к опыту древней Греции и Рима, создавших непревзойденные образцы общечеловеческой культуры, актуально и сегодня.

Возникает необходимость исследования досуговых традиций античности, подразумевающая их осмысление как одной из сторон диалога культур, в

процессе которого ценности античного досуга оказали существенное влияние на формирование социально-культурной сферы и содержание культурно-досуговой деятельности последующих эпох. Актуальность обращения к культурному опыту античности доказана эффективностью функционирования возрожденных в 1896 году Олимпийских игр. Такие инициативы наблюдаются и в настоящее время в возобновлении Пифийских (Дельфийских) игр и в создании Дельфийского Движения. Концепция данной межнациональной культурной программы не исчерпывается идеей соревнования, фундаментальным положением для нее оказывается принцип историко-культурного диалога, возрождения традиций и их изучения.

Вышеприведенные факты свидетельствуют о целесообразности изучения ценностей античного досуга и определения путей их рационального использования в контексте современных социально-культурных процессов.

Однако при всей очевидной важности настоящей проблемы наблюдается явная недооценка ее значимости специалистами - культурологами. Обнаруживается отсутствие аксиологических концепций античного досуга, раскрывающих необходимость включения исторического опыта в разработку современных культурно-досуговых программ. Многочисленные исследования, посвященные изучению античной культуры, ставили своей целью рассмотрение вопросов, касающихся искусства, лингвистики, философии, педагогики древней Греции и Рима. Проблемы досуга античности, по сути, оставались вне научного интереса ученых. Это в значительной мере обедняет сопиально-культурную сферу, лишает ее бесценного исторического опыта, который является незаменимым для понимания глобальной сущности досуга.

Таким образом, наблюдается явное противоречие между объективным взаимодействием античной и современной культур досуга и отсутствием концептуальных научных исследований аксиологии античного досуга, открывающих возможность полной мобилизации историко-культурного опыта

эпохи античности для обогащения содержания, форм досуга и современных методик организации социально-культурной деятельности, а также для повышения качества обучения специалистов — культурологов. Выявляется актуальная проблема установления степени значимости ценностей античного досуга в структуре общегуманистических ценностей на современном этапе общественного прогресса.

Для разрешения существующего в теории и практике социально-культурной деятельности противоречия было проведено исследование, определившее своей пелыо выявление непреходящих ценностей античного досуга как системы, оказавшей культуросозидающее воздействие на развитие современной социально-культурной сферы.

Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач: 1.Изучить историко-социальные условия формирования сферы досуга и его ценностей в эпоху античности;

2.Выявить взаимосвязь мировоззренческих аспектов

жизнедеятельности античного социума с ценностями его досуга;

3. Классифицировать ценности античного досуга как элементы социально-культурной системы;

4.Раскрыть социально-педагогические факторы, предопределившие ценностный потенциал видов и форм культурно-досуговой деятельности, сложившихся в античности;

5.Определить значение непреходящих досуговых ценностей античности в диалоге культур и выявить их роль в современной социально-культурной сфере.

Объектом исследования явился античный досуг.

Предметом исследования выступила система ценностей античного досуга и социально-педагогический процесс ее влияния на социально культурную

сферу античности.

Предварительный анализ обозначенной проблемы позволил сформулировать рабочую гипотезу исследования, которая исходит из того, что система непреходящих ценностей античного досуга, оказавшая в процессе диалога культур существенное влияние на более поздние исторические периоды развития цивилизации, представляет рациональную модель организации свободного времени, сохранившую культуросозидающий потенциал в современных условиях.

Источниками исследования послужили: монографии и журнальные публикации специалистов, изучающих проблемы философии, культурологии, педагогики античности; философские и литературные труды античных авторов; предметы художественного и прикладного творчества эпохи античности.

Базой исследования выступили: Санкт-Петербургская государственная Академия культуры, Санкт-Петербургский Университет профсоюзов, Санкт-Петербургский Лицей традиционной культуры.

Степень разработанности проблемы. Рассматривая генезис досуговой деятельности, анализируя процессы создания, освоения, сохранения ценностей досуга, изучая механизмы становления и функционирования социально-культурных систем различных эпох, постигая технологию передачи последующим поколениям досугового опыта, выявляя возможности решения данных задач, настоящее исследование опирается на данные всеобщей истории, философии, археологии, этнологии, истории искусств, историографии, педагогики, психологии. Особое значение для диссертационной работы имеют труды, раскрывающие взаимозависимость религиозных и культурологических факторов истории античности, их перерождение и трансформацию в изменяющихся социальных условиях (Ф. Ницше, Д. Фрэзер, А.Ф. Лосев, Ю.Б. Устинова, МБ. Сергеенко).

Специфика объекта и предмета диссертации обусловила изучение

философско-педагогических концепций значимости досуга как определяющего элемента сбалансированного функционирования социальных структур, сложившихся в эпоху античности, а также идеи ценности досутовой деятельности в психологическом и культурологическом аспектах (Платон, Аристотель, Эпикур, Эпиктет, Сенека, Цицерон, Катулл).

Для настоящего исследования важна теория возникновения первоимпульса развития того или иного типа культуры как психолого-социального явления (3. Фрейд, Л.Н. Гумилев, А.И. Зайцев).

Значительное место в разработке теоретических и практических положений диссертации занимают труды по теории, истории культурологии (С.Н. Иконникова, Э.В. Соколов) и педагогике социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, Е.Я. Зазерский, Ю.А. Стрельцов, А.П. Марков).

Основополагающими для данной работы являются историко-теоретические исследования, рассматривающие массовые праздники как важнейший компонент общих культурологических процессов (Л.А. Абрамян, Л. Винничук, К. Жигульский, М. Мазаев, О.Л. Орлов).

Теоретический анализ проблемы потребовал обращения к работам философов, социологов, культурологов, освещавших в своих трудах ценностный подход к пониманию прогрессивного развития человечества (И.Кант, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, В.П. Тугаринов, В. Брожик, М. Рокич, Д. Дьюи, Ч. Моррис).

Раскрытие исторических аспектов диссертации предусматривало изучение ряда исследований зарубежных авторов: Г. Кирка (США), В. Буркерта (Швейцария), Ж.-П. Вернанта (США), Т. Кловера (США), Дж. Дивея (США).

Вместе с тем ряд существенно важных аспектов, связанных с эффективной реализацией культуросозидающего потенциала ценностей античного досуга, не нашел должного освещения ни в теории ни на практике.

Методологической основой исследования является диалектический метод

научного познания, определяющий тенденции социальной эволюции, и системный подход к изучению культуры как аккумулятора духовных ценностей, обогащающего социальную память человечества, осуществляющего трансляцию выработанных ценностей и достижений в процессе преемственности поколений (Э.В. Соколов, СЛ. Иконникова, М.С. Коган, А.И. Новиков).

Важным методологическим принципом настоящей работы выступает теория определения культуры как диалектического движения ценностей, как синтеза ценностных смыслов, базирующихся на перманентном переосмыслении опыта социально-культурной деятельности (М.М. Бахтин, B.C. Библер4 В.А. Щученко, Э.В. Соколов, Г.С. Кнабе).

Цель и предмет исследования потребовали обращения к ряду идей и концепций органической взаимосвязи социально-экономического и духовного развития общества, предопределившего специфику эволюционных процессов в культуре античности (Э.Д. Фролов, Е.М. Штаерман, Г.С. Кнабе, СТ. Порпшев, К.М. Колобова, СЛ. Утченко, Д.Томпсон).

Методика и организация исследования, в соответствий с его конкретными задачами и спецификой изучаемых явлений, исходила из целесообразности использования системы методов, обеспечивающих адекватное отражение анализируемой проблемы и достижение достоверных результатов. Исследование, проводившееся в период с 1994 по 1997 г.г. выполнялось в два этапа.

Первый этап - аналитический, включал подготовку теоретико-исследовательской базы диссертации, были изучены более 350 монографий и научных публикаций в области истории, философии, психологии, этнографии, истории театра; ряд нормативных документов Дельфийского Движения, 25 муниципальных и районных программ социокультурного развития; производился анализ античной философии и литературы. На данном этапе

корректировалась гипотеза исследования, уточнялся основной категориально-понятийный аппарат, используемый в диссертационной работе, формулировались цели и задачи.

Второй этап - поисково-диагностический, предполагал обобщение исторических фактов и анализ эмпирического материала. На данном этапе осуществлялось изучение деятельности Дельфийского Движения, социально-культурных программ межкультурного диалога, что позволило определить ценности античного досуга как один из значимых элементов современной социально-культурной сферы.

Сложность объекта исследования, характер решаемых задач обусловили выбор комплекса методов, позволяющих раскрыть систему взаимосвязей и взаимозависимостей процессов и явлений в изучаемой сфере. На разных этапах работы использовались методы:

- историко-теоретического анализа педагогической, философской, психологической литературы, позволяющий выделить структурные элементы, обобщить и классифицировать полученные данные по характерным признакам;

- историко-системных аналогий, основанный на типологизации социально-культурных систем;

- поисково-констатирующий в сочетании с методом моделирования, которые использовались для выявления содержания античного досуга и специфики формирования, непреходящих досуговых ценностей античности, а также их воздействия на социально-культурную деятельность последующих исторических периодов в процессе диалога культур.

Научная новизна исследования заключается:

в определении ценностей античного досуга как целостной социально-культурной саморегулирующей системы, возникшей на основе процессов трансформации политеистической религии и ее обрядов, функциональной политики государства в сфере досуга, философских и идеологических

концепций досуговой деятельности, созданных мыслителями античности;

во внедрении в научный оборот классификации ценностей античного досуга, включающей терминальные и инструментальные ценности, и исходящей из их функциональной значимости в эволюции социально-культурной среды античности;

в разработке уровневой типологии досуговых форм античности, опирающейся на особенности античного мировоззрения, личностно-поведенческие стереотипы, структуру социальных институтов (непроизвольный и произвольный виды досуга);

- в обосновании непреходящего значения системы досуговых ценностей античности для настоящего времени и в установлении степени их влияния на современную социально-культурную деятельность в процессе диалога культур.

Практическая значимость исследования состоит:

- в определении системы непреходящих ценностей античного досуга как значимого элемента современной социально-культурной сферы, способного обогатить содержание и формы досуговой деятельности в настоящее время;

- в раскрытии культуросозидающего потенциала античного досуга., позволяющего усовершенствовать подготовку специалистов социально- культурной деятельности в современных условиях, посредством изучения функционирования античной аксиологической системы досуга в процессе взаимодействия культур.

Основные положения и теоретические обобщения диссертации используются в курсе «История социально-культурной деятельности», читаемом в вузах, колледжах и училищах культуры, а также в системе повышения квалификации специалистов социально-культурной деятельности.

Достоверность исследования обеспечена широтой выборки его источников; системным подходом к сравнительному анализу исторических материалов и

современных монографии по данной проблеме; соответствием методики и организации научного поиска его цели, задачам и методологии изучения историко-культурных процессов.

Апробация исследования осуществлялась посредством публикаций, отражающих основные положения диссертации и восьми сообщений на научно-теоретических и научно-практических конференциях в СПб Академии культуры и в СПб гуманитарном Университете профсоюзов. На зашиту выносятся:

1. Социальные и культурные условия появления, становления, развития, деструкции и возрождения ценностей досуга в эпоху античности, характеризующиеся:

- уровнем демократизации античных сообществ, а также ценностными принципами организации античных социальных институтов;

- спецификой трансформации политеистической религии и ее обрядов, выступивших ведущими факторами в формировании античной сферы досуга и системы его ценностей;

- философскими и идеологическими учениями античных мыслителей о сущности, целях, задачах, средствах и степени значимости досуговой деятельности для личности и общества, представленными: 1) философскими концепциями древнегреческих философов - Платона, Аристотеля, Эпикура, определяющих досуг как «государственное благо», «самоцель и самоценность», как непременное условие саморазвития и самопознания, 2) учениями древнеримских философов и политических деятелей - Цицерона, Сенеки, основанными на понимании досуговой деятельности как второстепенной, вынужденной, противопоставленной государственному и общественному служению;

- функциональной политикой государства в социально-культурной сфере античности, имевшей два направления деятельности (внутриобщшшое,

выразившееся в консервации официально-государственных культов; в обеспечении поддержки политических деятелей, партий, группировок; во внедрении идеологий и их адаптации в народных массах; в сохранении социально-культурных традиций в сословных коллективах; и

внешнеполитическое, обеспечивавшее установление перемирий в военных конфликтах; заключение союзных договоров; поддержание благоприятных межгосударственных отношений).

2. Концепция непреходящих ценностей античного досуга как целесообразной социально-культурной модели, предопределяющей и формирующей основные направления культурно-досуговой деятельности античности, включающей:

а) терминальные (конечно-целевые) ценности, представленные: интеллектуализацией досуговои сферы античности; эстетизацией видов и форм

( досуга древней Греции и Рима; ориентацией на общение; компенсаторностью

досуговои деятельности; праздничной ментальностью сферы досуга; массовостью культурно-досуговой деятельности;

б) инструментальные ценности: объективные, определяющиеся культовостью и атональностью античной досуговои деятельности и оперативные, представленные механизмом аксиологической саморегуляции досуга, обладающим следующими функциями - мотивационной,

интегрирующей, дифференцирующей; и диффузией трех аксиологических сфер досуга - археоценностей, функциональных ценностей, идеальных ценностей.

3.Типология видов и форм досуга античности как компонентов социально-культурной системы, реализующих аксиологические принципы культурно-досуговой деятельности, вычленяющая:

- непроизвольный досуг, основывающийся на ценностях атональности и культовости и предстакіїяющий рудиментарные формы религиозного служения;

- произвольный досуг, формирующийся посредством взаимодействия всех

элементов ценностной структуры досуговой деятельности античности.

4. Значимость гфиоритетных ценностей античного досуга, вступающих в диалог с ценностями современной культурно-досуговой сферы, способных обогатить содержание и формы досуговой деятельности на основе общих социальных и культурных интеграционных процессов, культуросозидаюгцего потенциала непреходящих ценностей античного досуга, теоретического освоения и практического воплощения аксиологической системы античной досуговой деятельности в возрождающихся Дельфийских Играх и Дельфийском Движении на различных уровнях их организации (международном, национальном, региональном, областном, местном).

Характер поставленных задач, методология и логика исследования определили структуру диссертации, состоящую из введения,, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Особенности формирования сферы досуга и его ценностей в эпоху античности

Ценности в культурно-досуговой сфере играют одну из основных ролей, являясь теми концентрированными образованиями в которых отражаются мировоззренческие и культурологические особенности эпохи, где ценности выступают выражением беспрерывности, тогда как аксиологическая система служит базовой платформой для целей досуговой деятельности. Сама категория цели здесь определяется через ценность, имманентно содержащуюся в структуре цели. В качестве регулятора ценности досуга отражают субъективный аспект цели деятельности, то есть определенную значимость какого-либо культурно-досугового процесса или явления. Вместе с тем, цель имеет объективную природу, в ее определение входит осознание объективной потребности, а также объективных предпосылок деятельности. Так, согласно Кашу, ценность - предмет, существование которого всегда есть цель, но не средство (130, П, 285).

Анализ исторически развивающихся ценностных отношений в досуговой сфере позволяет детально изучить структуру взаимосвязей социального организма с реальностью, что является одним из способов познания человека (301, 16). При этом ценности досуга являются объективными качествами, оформившимися в сознании общества как система, благодаря тому, что определенные соїщально-культурнше ситуации вызвали конкретные устойчивые реакции, В процессе преобразования одни качества были целиком заменены другими, однако, некоторые из них, несмотря на беспрерывный внутренний обмен, удерживались в культурной структуре общества. Следовательно, ценности досуга как специфические модусы (способы) социально-культурной деятельности существуют всегда в кОнкретно-исторических формах. Исторически изменчивая природа ценностей находит подтверждение в разнообразных изменяющихся системах ценностей, в порядке их координации и субкоордннации, структурах, свойственных различным исторически эпохам. Представления об относительности универсальных досуговых ценностей, в отличие от частных, вызванных определенными соїщально-культурньїми условиями жизни человеческого сообщества, являются не только внешними детерминантами досуговых ценностей, но одновременно и внутренней средой их существования (303,74),

Тем не менее, мы считаем целесообразным акцентировать внимание на тезисе о том, что историческая природа ценностей досуга не исключает их необходимости или возможности общей дефиниции понятия ценностей. Процесс преемственности поколений выступает как факт реализации социально-исторического опыта в области материальной и духовной культуры, а значит, является решающим условием воспитания человека. «Изучая предков, узнаем самих себя, - писал В.О .Ключевский, - без знаний истории мы должны признать себя случайностями, не знающими как и доя чего мы живем, как и к чему должны стремиться» (133,366).

Под социально-историческим опытом досуговой деятельности мы понимаем совокупность знаний, умений, навыков, оценок, полученных социальным субъектом от предшествующих поколений, выработанных им в относительно законченный период своей эволюции. Осознание ценностей досуга в структуре социально-исторического опыта осуществляется на трех уровнях: - познавательном - усвоение и осмысление знаний, умений, навыков досугового опыта прошлого; - идеологическом — превращение знаний о досуговом опыте в убеждения субъектов и их социально-культурные ориентации; - практическом - преобразование познавательного и идеологического этапов в ценностно осознаваемую досуговую деятельность.

Эстафета передачи ценностей досуга как важнейших элементов социально-культурной сферы происходит ретроспективно в пределах эволюции всех социальных групп общества (213, 17). Процесс развития культуры является процессом накопления ценностей, частично утрачивающих актуальную функцию, но без которых современная цивилизация не могла бы состояться. Будучи «прошлыми», известными (изученными) аксиологические системы выступают в качестве мерила современности, проявляясь через сопряженность между прошлым и ожидаемым будущим, именно такие ценности являются непреходящими.

Прошлые досуговые ценности есть не только основа настоящего состояния социально-культурной сферы, но и условия формирования и осознания современной ценностной действительности. Их значимость опосредована и обусловлена тем, в какой степени они представляют средства достижения современных ценностей досуга. Многие исторические социально-культурные и досуговые ценности приближаются к досуговой сфере настоящего, осовремениваются, причем их аутентичность неизбежно меняется. Метаморфоза ценностей - естественный результат того, что всякое истолкование сущности аксиологической системы является ее ассимиляцией с представлениями субъекта об исторической ретроспективе. Данный процесс способствует объективным изменениям ценностной предметности и: объекта социально-культурного явления, которые проистекают на протяжении значительного временного периода.

Денностная структура античного досуга

Рассмотрение ценностей досуга античности обуславливает изучение глобальных вопросов взаимодействия духовного, политического, экономического развития античного сообщества в целом. При исследовании проблем такого характера и масштаба широко используется категория ценностей, имеющая непосредственное отношение к установлению закономерностей эволюции и функционирования общества, культуры и их институтов.

В структуре античного сознания аксиологический аспект имеет фундаментальное значение, ориентируя членов сообщества на избирательность социальных действий, стереотипов поведения и формирование самосознания. Для духовных, моральных, эстетических ценностей античности общим является отсутствие гетерономной обусловленности. Отсюда их самоценность, абсолютность, объективность и общечеловеческое значение. Ценности и ценностные отношения, выражающиеся в опосредованном виде через религиозную, политическую, философскую сферы, позволили античному обществу создать систему критериев, эталонов, норм, помогающих членам социума ориентироваться в окружающем мире, делая общественный опыт доступным каждому в форме аксиологических понятий, обозначая как ценность то, что надлежит использовать в межличностных отношениях. Аксиология как система связана с историческим процессом, самосовершенствованием и саморазвитием общества, группы, индивида (213,162).

При изучении досуговой сферы как сложного, синтезированного явления возникает вопрос о его аксиологической структуре, осмысление которой позволяет выявить значимые составляющие досуга, их взаимосвязь и ценностную организацию, определить сущность и функции досуговой деятельности, установить ценностные требования, предъявляемые к культуре свободного времени. Анализ аксиологической структуры досуга позволяет обосновать. положение о ее определяющей роли в системе социально-культурной деятельности. Аксиология досуговой деятельности еслгь соотношение объективного и субъективного с социальными условиями, ее содержание подчеркивает то, что необходимо для дальнейшего развития сферы досуга. Прежде всего, это проявляется в виде цели или идеала. Понятие ценностей античного досуга определяет духовные явления в социально-культурной сфере древней Греции и Рима, а также отдельные их свойства и характеристики, которые общество, исходя из своих потребностей, оценивает как перспективные и использует в качестве нормативных критериев или идеальных критериев (идеалов) при оценке досуговых явлений (263,16).

Досуговые ценности отражают единство субъекта досуга и его объекта, составляющих абсолютную предпосьшку ценностного построения и ценности как его момента. Носителем досуговой ценности может выступать любое явление, коль скоро оно втянуто во взаимодействие с субъектом досуга. При этом объект ценностного отношения это то, с чем субъект взаимодействует и что имеет для него ценность. Лишь в акте практического взаимодействия субъекта античной культурно-досуговой сферы, обладающего потребностью и достаточной мотивацией, и объекта, наделенного имманентными свойствами (объективными предпосылками ценности), последний приобретает ценность для первого. Вне практического взаимодействия культурно-досуговая ценность остается пассивной, внешней по отношению к ценностному восприятию, исчезает непосредственное взаимодействие между субъектом и объектом досуговой деятельности.

Поскольку культурологический анализ ценностей античного досуга базируется на понимании инддвидуума как исходного субъекта ценностных отношений в сфере досуговой деятельности, важно отметить, что субъектом также может являться определенная социальная группа, род, сословие, класс, а также античное общество в целом. В данном случае переход от отдельного к всеобщему опосредован множеством звеньев, где каждая социальная общность древней Греции и Рима способна выступать как самостоятельный субъект ценностных отношении в досуговой сфере, не отождествленный с отдельными ее членами.

Система непреходящих ценностей античного досуга предстает как действенный аспект и безусловная значимость античной общественной структуры и социально-культурной деятельности, взятых в совокупности форм их проявления. Ценности досуга античности носят синкретический характер, в них аккумулі уются результаты духовного развития общества. Они представлены устойчивой фундаментальной структурой религиозного, политического и философского сознания, которое пронизывает досуговую культуру античного общества в целом, а также отдельных социальных групп. Классификация ценностей античного досуга позволяет осмыслить процесс возникновения системы ценностей, многообразие которых раскрывает диалектическое взаимодействие видов досуговой деятельности. Кроме того, классификация досуговых ценностей предоставляет возможность исследовать природу ценностей досуга, их возникновение, становление и развитие. Однако философ В.Брожик отмечает, что «никакая типология не может служить инвентаризацией ценностей, поскольку в ходе таких операций ценности вновь и вновь перегруппировываются в соответствии с критериями, избранными для их осмысления» (42,187).

Отражение системы ценностей досуга в формах культурно-досуговой деятельности античносш

Досуговая сфера, органично взаимодействующая со всеми областями жизнедеятельности античного общества, составляла целостную, подвижную, регенерирующую струкіуру, включавшую аксиологические принципы организации античного социума, которые основывались на политической и личной свободе участников досуга, приоритете политеистической религии и государственной идеологии, на активном развитии изобразительного, литературного и драматического творчества. Таким образом, досуг античности предстает как общественное явление, не изолированное от исторических и социальных условий.

В эпоху ангачности рано развилась традиция гармоничного сочетания процессов физического и духовного совершенствования в досуговой сфере, что было связано с религиозным миропониманием, оформленным в культовые празднества, и атональностью видов досуговой деятельности, рождавших в многообразных сочетаниях ценностную структуру досуга. Автор настоящего исследования, сообразно воззрениям Августина Блаженного, выразившимся в полемике с язычниками, отмечает определяющую античную идею первичности светских социальных институтов над религиозными. Однако установить, когда возник подобный іфинцип практически невозможно, но в историческое время он глубоко укоренился в сознании человека античности (151, I, 115). Безусловно, несмотря на то, что религия играла одну из главных ролей в общественном устройстве античного полиса, индивидуум и сообщество все же являлись активными субъектами, творящими культовое служение, привнося в него специфические черты, позволившие развиться досугу в полноценную социально-культурную структуру, соотносящуюся с прочими аспектами деятельности античного сообщества. Тем не менее, не следует забывать, что религия выступала опорной точкой зарождения, становления и дальнейшей эволюции досуга.

Обозначенная нами во П-ом параграфе первой главы классификационная аксиологическая структура основывается на функциональности ценностей античного досуга, отраженной в видах и формах досуговой деятельности. Кроме того, нами был выдвинут тезис о том, что религия политеизма является исходным социально-культурным базисом генезиса досуговой деятельности древней Греции и Рима, где антропоморфный политеизм представлен древнейшими календарными празднествами, взаимосвязанными с социально-экономическими особенностями жизнедеятельности социума периода ранней античности. Для архаичных сообществ глобальное значение приобрело почитание тех сверхъестественных сил, которые могли оказать влияние на скотоводство и земледелие - преимущественные виды деятельности населения, или были связаны с бытом. Особенно много торжеств отмечалось во времена тех или иных хозяйственных работ - пахоты, сева, уборки урожая. Культ включал ритуальные жертвы, приношения различного рода, магические ритуалы с целью воздействовать на силы природы. Античное общество принадлежит к тому типу социальных организаций, важнейшие знаки повседневной жизни которых носили ярко выраженный сакральный характер. Рождение, смерть, начала военных действий, основание нового города совместные праздничные процессии и трапезы, а также множество других событий сопровождались строго регламентированными ритуальными действиями, обязательными для каждого полноправного члена гражданского коллектива. Важнейшим и всеобъемлющим, включавшим в себя весь-комплекс античного бытия и в то же время самым обыденным и привычным являлся обряд жертвоприношения, состоящий из ритуального убийства животных, мясо которого затем поедалось на коллективной трапезе (241, 309).

В зависимости от господствующей официальной религии земледельческие празднества меняли внешнюю форму и свои наименования, сохраняя религиозно-досуговую суть. «То были дни пусть кратковременного, но высвобождения празднующих масс земледельцев из-под гнета ежедневного труда, из-под власти тягостных социальных отношений, из-под будничной суеты.,...то были дни свободы» (170, 45). Древний античный праздник был локализован в пространстве и синтезировал ритмы и значения как социального, так и природного бытия. Социальное время и подвижная ось природной жизни сливались здесь воедино. Нерасчлененность этих двух представлений о времени является особенным свойством, характеризующим мифологические праздники.

На основании приведенных выше аргументов, мы считаем необходимым вычленить в социально-культурной сфере два типа досуговой деятельности: 1) виды и формы досуга, связанные с религиозным культом, включающие мифологию, традиционные обряды и ритуалы, массовые действа, где, в соответствии с классификацией ценностей античного досуга, ведущими ценностями выступают культовость и атональность; 2) ввды и формы досуга, связанные с бытом, повседневными занятиями, индивидуальными особенностями участников досуговой деятельности античности, где первостепенными предстают ценности ориентации на общение и компенсаторности.

Виды и формы досуга, источником которых является религиозное служение (а значит ценностями - культовость и атональность), составляют тип «непроизвольного досуга», ибо они возникают помимо воли участвующих в сакральных обрядах, выполнение которых непременно для всех граждан и предстает их непосредственной обязанностью. Однако во время культового торжества происходит не только процесс отстранения от каждодневных трудов, но эстетическое и интеллектуальное обогащение индивида, эффективная разрядка эмоционального напряжения, активное межличностное общение, представляющее компенсаторную ценность досуга. В изменяющихся исторических и культурных условиях архаические обряды и ритуалы теряют главный смысловой стержень - сакральность, но остаются градации семантического ее выражения, а также потребности, сформировавшиеся в результате генетической памяти, воспитания, существующих на протяжении многих веков поведенческих стереотипов и социальных норм.

Досуговая деятельность, основанная на бытовых развлечениях, находящихся вне сакральности, представляет второй тип досуга античности произвольный, светский, внерелигиозный, опосредованный интеллектуализацией, эстетизацией, ориентацией на общение и компенсаторной ценностями досуга.

Тип видов и форм непроизвольного досуга дифференцируется на основании специфики религиозных ритуальных действ античности на: а) подтип празднеств, восходящих к календарно-мифологическим циклам (земледелие, виноградарство и др., где ведущей ценностью является культовость), б) подтип празднеств-чествований, обусловленных жертвенными атональными действиями, в) подтип религиозно-политических празднеств, сочетающих в себе и культовость и атональность. Первый подкласс базируется на мифах, объясняющих природные явления, к нему относятся в Греции -Линей, Анфестерий, Малые и Великие Дионисии, Панафинеи, в Риме -Виналии, Флоралии, Медитриалии. Однако следует оговориться, что данная группа досуговых действ наиболее характерна для античной Греции, поскольку в отличие от Рима там была создана единая мифологическая система, позволившая успешно развиваться основанным на ней культовым церемониям.

Место ценностей античного досуга в современной социально- культурной сфере

Важнейшим аспектом современного понимания сущности культуры является диалог и взаимодействие культур. Культура, с данной точки зрения, есть форма одновременного бытия и общения людей различных - прошлых, настоящих и будущих культур, форма диалога и возрождения этих культур. Философ В.С.Библер полагает, что временем этого общения является настоящее. В данном определении суть культуры в жизни человека проявляется в осмыслении различных культур в момент их взаимодействия, в котором культура самоидентифицирется.

Культуру эпохи, как бы далеко эта эпоха не стояла во времени от настоящего, нельзя замыкать как нечто вполне завершенное или умершее. Цельность культуры - это открытое единство. В каждой культуре прошлого заложены огромные смысловые возможности, которые остались нераскрытыми, неосознанными.

Античная культура не имеет носителей - реальных личностей, субъектов, но продолжает существовать в виде ценностей как реальный феномен, реконструируемый и интегрируемый последующими, более поздними культурами. «Ценности античной культуры вступают в диалог с ценностями современной культуры, и культура античности есть культура, только будучи включенной в современный диалог культур, й напротив, современная культура есть культура, только будучи одновременной с культурой античности, средних веков и нового времени» - пишет В.С.Библер (Диалог культур. - М.: Наука, 1994. - С. 7). По мнению В.СБиблера, культуры всегда одновременны. В настоящем историческом периоде единовременны и античная и современная культуры - все виды античного культурного наследия аккумулируются, осознаются и реализуются в той мере, в какой в них испытывает потребность современная культурная эпоха. Использование ценностей происходит на основе объективных исторических качеств заимствования античной культурной системы и на основе тех характеристик, которые побуждают! в них потребность. Заимствуя, современная эпоха осознает себя и видит в источнике заимствования - античности созвучные себе аспекты.

Рассмотрим некоторые формы диалога культур античности и более поздних эпох. Западная Европа - это конгломерат стран и народов, которые занимают земли, некогда входившие в состав Римской империи, и которые в течение первых веков новой эры подверглись мощному социально-культурному и лингвистическому влиянию. Данный процесс принято именовать «романизацией». Язык Рима (латинский), на котором после падения Великого Города не говорила ни одна нация, стал международным языком церкви, права, медицины, средством коммуникации, обеспечившим взаимопонимание стран и поколений. Греческий язык использовался менее широко, но столь же интенсивно - так, основная научно-философская контроверза средних веков: мыслить бытие и материю в виде контиуума или в виде дискретной сущности, строилась на противопоставлении идей Платона и Аристотеля.

Эпоха Возрождения в целом была названа так современниками, потому что основу ее культуры составляло воскрешение памятников античности -художественных произведений (скульптуры, фресок, архитектурных строений), рукописей, в которых воспроизводился мир античности, представлявшийся людям данной эпохи идеалом, нормой, недосягаемым образцом. В процессе анимации непреложных ценностей античной культуры, значимых для гуманистов эпохи Возрождения, следует отметить, прежде всего, стремление сохранить досуговые традиции античности, искаженные в период Средневековья, воссоздать гармонию духовного и физического развития человека в контексте свободного времени.

Особенно отчетливо воспроизведение непреходящих ценностей античного досуга прослеживается в ренессансных литературных источниках XIV -XVI веков. Традиции античной досуговой деятельности нашли отражение в произведениях Боккаччо, Сервантеса, Эразма Ротердамского и т. д. Значимым каналом передачи непреходящих ценностей античного досуга явились просветительские и образовательные учреждения, созданные гуманистами Возрождения. К ним следует отнести школы Гаспарио де Баринца и Гварино де Верона. «Основываясь на античных примерах, гуманисты требовали от своих учеников постоянных физических упражнении. Учащиеся должны были по примеру Ксенофонта заниматься охотой, по примеру Александра Македонского играть в подвижные игры. Кроме знакомства с древним языком, классическими авторами, а также физического развития, школы должны были дать навыки ораторской речи, сделать учеников іфигодішми для выполнения обязанностей государственных деятелей» (Гуковский НА. Итальянское Возрождение. - Л.: Наука, 1990.-С. 546),

Не менее интенсивно и выразительно шло использование античного социально-культурного и досугового опыта через проникновение его в плоть культур последующих эпох: Барокко, Абсолютизма, Просвещения и революции конца XVH века. Так, античная культурная экспансия выразилась в оправдании централизованной политики монархов в соїщально-культурной сфере XVH- XVH веков опытом первых римских императоров, в повсеместном распространении палладианского канона в архитектуре, восходящего к социально-культурной теории и практике римского классицизма, в насыщении драматургии античными сюжетами, в культивировании интеллектуализации, эстетизации и праздничной ментальносте досуга.

В русской культуре ее диалог с культурой античности являлся постоянным, перманентно возобновляемым, неисчерпаемым. Античная энтелехия идеальной интеллектуальной и эстетической формы интегрировалась в России с христианской энтелехией, христианским восприятием социально-культурных явлений. П.Флоренский в статье «Троице-Сергеевская Лавра и Россия» отмечает, что, наследуя духовную культуру Византии, а через нее эллинскую античность, Россия «перекликается» с ними, то есть находиться в отношениях диалога. Такой диалог, по мнению Г.С. Кнабе, реализуется на различных социально-культурных уровнях - в подражании, в исторических взаимодействиях и в самом духе культуры. Отношения между этими уровнями иерархичны - подражание носит характер поверхностно-случайный, историческое взаимодействие - реально-содержательный, но подлинно глубинная связь происходит в акте энтелехии - там, где дух эллинской античности осуществляется и воспроизводится как идея (Кнабе Г. С. Энтелехия культур // Диалог культур. - М.: Мысль, 1994, - С. 201).

Похожие диссертации на Ценности античного досуга как социально-культурная система