Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Профилактика нарушений голоса у лиц речевых и вокальных профессий Михалевская Ирина Анатольевна

Профилактика нарушений голоса у лиц речевых и вокальных профессий
<
Профилактика нарушений голоса у лиц речевых и вокальных профессий Профилактика нарушений голоса у лиц речевых и вокальных профессий Профилактика нарушений голоса у лиц речевых и вокальных профессий Профилактика нарушений голоса у лиц речевых и вокальных профессий Профилактика нарушений голоса у лиц речевых и вокальных профессий Профилактика нарушений голоса у лиц речевых и вокальных профессий Профилактика нарушений голоса у лиц речевых и вокальных профессий Профилактика нарушений голоса у лиц речевых и вокальных профессий Профилактика нарушений голоса у лиц речевых и вокальных профессий
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Михалевская Ирина Анатольевна. Профилактика нарушений голоса у лиц речевых и вокальных профессий : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 Москва, 2005 193 с. РГБ ОД, 61:06-13/60

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Состояние голоса специалистов голосо-речевых профессий по данным научной литературы 12

1.1. Профессиональные нарушения голоса 12

1.2. Состояние проблемы восстановления голоса 22

Глава II. Экспериментальное изучение состояния голоса студентов речевых и вокальных профессий (констатирующий эксперимент) 32

2.1. Организация, материалы и методы исследования 32

2.2. Результаты анкетирования студентов речевых факультетов... 42

2.3. Результаты анкетирования студентов певческого факультета 50

2.4. Клинико-логопедическая характеристика голоса студентов... 56

2.5. Результаты инструментального исследования основных акустических параметров голоса 63

Глава III. Программа курса «Постановка речевого голоса» для студентов голосо-речевых профессий (обучающий эксперимент) 82

3.1. Нормализация мышечного тонуса тела 85

3.2. Коррекция физиологического и фонационного дыхания 97

3.3. Определение рабочего диапазона голоса и работа над резонированием звука 108

3.4. Функциональные тренировки для развития тонового и динамического диапазона голоса 115

3.5. Закрепление навыка правильного голосоведения 125

Глава IV. Коррекция нарушений голоса 131

4.1. Восстановление голоса представителей речевых профессий 131

4.2. Особенности коррекционной работы с представителями вокальных профессий 145

Заключение 155

Выводы 162

Список литературы 164

Приложение 182

Введение к работе

Голос является неотъемлемым компонентом процесса коммуникации. Речевое общение не может осуществляться полноценно при нарушении голосоведения. Расстройства голоса различного генеза затрудняют как процесс воспроизведения речи самим говорящим, так и восприятие ее окружающими (Н.И. Жинкин, 1963; Л.М. Телеляева 1983; О.С. Орлова 1998; Л.Б.Дмитриев, 2000; Ю.С. Василенко, 2002; Е.В. Лаврова, 2002, и др.).

Помимо этого, интонационная, и как следствие этого - смысловая сторона высказывания, передаваемые голосом, могут искажаться. Поэтому голосовая функция, как структурный компонент экспрессивной речи, является важной социальной категорией.

Восстановлением голоса занимается целый ряд специалистов: логопеды, фониатры, оториноларингологи, психотерапевты, вокалисты и другие специалисты.

Разработка коррекционно-педагогических методик по устранению нарушений голоса является важной проблемой современных исследований в области теории и практики фониатрии и логопедии (А.Т. Рябченко, 1967; Е.С. Алмазова, 1973; Е.В. Лаврова, 1977; В.А. Тринос, 1980; Л.Е. Гончарук, 1981; Е.А. Покотиленко, 1988; Д.К. Вильсон, 1990; И.А. Лебедев, 1993; О.С. Орлова, 1998, и др.). Существуют самые разнообразные методы воздействия на голосовой аппарат: медикаментозное, физиотерапевтическое, хирургическое, психотерапевтическое, фонопедическое, вокальной фонопедией. Преимущество метода фонопедии заключается в возможности предупреждения и устранения заболевания в результате перестройки механизма голосообразования.

Наряду с эффективным логопедическим воздействием, направленным на преодоление нарушения голосовой функции, необходима оптимизация процесса раннего выявления и профилактики расстройств голоса. Это позволит предотвратить переход нарушений в хронические.

Сведения о распространенности голосовых нарушений весьма разноречивы. По данным Ю.С. Василенко (1974), заболеваемость голосового аппарата составляет для переводчиков - 31%, воспитателей детских садов и яслей - 36%, педагогов - 40%, экскурсоводов - 77%. Отечественные и зарубежные авторы отмечают увеличение заболеваемости голосового аппарата у педагогов с 30-40% в 30-60-е годы XX века до 55-60% случаев -в последнее десятилетие (Н. Gundermann, 1970; G. Bohme, 1983; И.А. Лебедев, 1993; В.Б. Панкова, 1997; R.T. Satalloff, 1997; О.С. Орлова, 2000, и др.). Е.В. Лаврова и соавт. (1984) указывают, что среди всех обследованных больных с голосовыми нарушениями 80% являются профессионалами голоса в возрасте от 25 до 55 лет.

Наиболее подвержены расстройствам голоса лица голосо-речевых профессий, которые не владеют навыками правильной голосоподачи. Неправильная техника голосоведения и, как следствие этого, перенапряжение голосового аппарата являются распространенными причинами возникновения нарушений, которые могут повлечь за собой профессиональную нетрудоспособность (Г.Т. Бекбулатов, 1969; Е.В. Лаврова, 1987; Л.Б. Дмитриев, 1990; З.И. Аникеева, 1995; Н.В. Оленчик, 1998, и др.). Помимо этого, незначительные дефекты голоса для этой категории лиц могут быть психотравмирующими и приводят к возникновению невротических реакций.

С каждым годом увеличивается число профессий, которые требуют повышенной нагрузки голосового аппарата. В связи с этим возрастает потребность в организации профилактической помощи лицам голосо-речевых профессий.

Актуальность исследования определяют недостаточная разработанность эффективных методов постановки голоса лиц речевых и вокальных профессий, необходимость создания четкой программы по предупреждению нарушений голоса и его развития. Несмотря на достаточно многочисленные клинические и педагогические исследования различных видов голосовой патологии, целесообразно совершенствование педагогических технологий постановки голоса студентов голосо-речевых профессий и реабилитационных мероприятий при голосовых нарушениях для оптимизация логопедической работы.

Выбор темы определил проблему работы: «Какие должны быть предложены превентивные мероприятия для сохранения физиологической нормы голоса и расширения функциональных возможностей голосового аппарата студентов, профессия которых связана с большой голосовой нагрузкой? Какова должна быть коррекция при выявленной патологии голоса?».

Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования - состояние голоса студентов речевых и вокальных профессий, исследование его качеств.

Предмет исследования - разработка и внедрение педагогической технологии процесса коррекционно-развивающего обучения, направленного на совершенствование голоса студентов и профилактическую работу по предупреждению голосовых расстройств будущего специалиста.

Цель, объект и предмет исследования определили гипотезу, которая предполагает, что разработанные логопедические технологии позволят предотвратить заболевания голосового аппарата у лиц речевых и вокальных профессий.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой были определены задачи исследования:

1. Изучить функциональное состояние голоса студентов богословского, педагогического, миссионерского факультетов и факультета церковного пения методом анонимного анкетирования.

2. Исследовать акустические параметры речевого и вокального голоса объективными инструментальными методами.

3. Разработать, научно обосновать и апробировать логопедические технологии, на основании которых составить программу постановки голоса студентов речевых и вокальных профессий.

4. Определить методы и дифференцированную систему упражнений по коррекции расстройств голосовой функции с учетом профессиональной деятельности.

Для решения поставленных задач и выявления состоятельности выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:

• теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;

• изучение анамнестических данных и медицинской документации;

• инструментальные (метод определения голосового поля, метод определения профиля речевого голоса, определение времени максимальной фонации);

• организационные (сравнительный, комплексный);

• эмпирические (анкетирование, беседа, наблюдение; клинико-логопедическое обследование; констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты);

• статистическая обработка и сравнительный анализ данных исследования Методологической основой исследования являются диалектика как общенаучный метод познания, заключающийся в целостности и всестороннем рассмотрении явлений и процессов в их развитии, взаимодействии, взаимообусловленности; идеи Л.С. Выготского и его последователей о сложной структуре нарушений развития; положения о комплексном и системном подходе к коррекционному обучению (Р.Е.Левина, Е.В.Лаврова, О.С.Орлова); коррекционно-дифференцированная направленность обучения людей с расстройствами голоса.

Наиболее существенные результаты исследования: обоснована необходимость целенаправленных систематических занятий по тренировке голосового аппарата будущих профессионалов голоса и речи; разработаны логопедические технологии, на основании которых составлена программа постановки голоса студентов речевых и вокальных профессий, предупреждающая его дальнейшее нарушение; определены методы и системы упражнений по коррекции расстройств голосовой функции с учетом профессиональной деятельности. Научная новизна исследования:

• получены достоверные данные о функциональном состоянии голоса студентов, профессия которых связана с интенсивной голосовой нагрузкой. Изучены функциональные возможности голосового аппарата студентов-вокалистов и студентов речевых профессий объективными инструментальными методами в процессе обучения;

• раскрыты сущность и структура нарушений голоса у разных категорий студентов - речевиков и вокалистов - в зависимости от профессиональной деятельности;

• обоснованы положения о необходимости систематической и целенаправленной работы по постановке голоса студентов в период обучения, для чего была составлена специальная программа поэтапной тренировки голосового аппарата;

• предложены дифференцированные приемы коррекции голоса студентов, имеющих патологию голосового аппарата.

Теоретическая значимость исследования:

• расширены имеющиеся представления о необходимости специальных тренировок голосового аппарата лиц будущих голосо-речевых профессий, что было подтверждено объективными инструментальными исследованиями;

• выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия, при которых работа наиболее эффективна;

• определены показатели, выявляющие функциональную недостаточность голосового аппарата;

• определены педагогические технологии коррекционной работы;

• разработаны дифференцированные программы в зависимости от контингента студентов.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что: содержащиеся в нем теоретические положения и выводы отражены в научно-методических рекомендациях, применение которых позволяет достичь высокой эффективности предупреждения и коррекции нарушений голоса будущих специалистов голоса и речи;

разработаны и апробированы новые логопедические технологии для проведения обследования будущих специалистов голосо-речевых профессий и коррекционной работы с ними, в которой нашли отражение теоретические положения диссертации;

результаты исследования могут быть использованы в программах курса постановки голоса студентов и молодых специалистов в средних и высших учебных заведениях, работа которых предполагает большую голосо-речевую нагрузку, в программах лекционных курсов при освещении проблемы профессиональных нарушений голоса, в практической работе специалистов фониатрических кабинетов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается фундаментальными положениями философии, вытекающими из диалектической логики познания; междисциплинарной методологической базой исследования; опорой на основные общепедагогические и методологические принципы логопедии; применением комплекса адекватных современных методов, соответствующих предмету, цели и задачам работы; динамическим характером изучения и личным участием исследователя в проведении эксперимента; статистической обработкой полученных результатов.

Организация исследования. Исследование проводилось в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете г. Москвы, Московском педагогическом государственном университете г. Москвы. Базу исследования составили студенты богословского, миссионерского, педагогического, дефектологического факультетов и факультета церковного пения. Исследованием были охвачены 234 студентов 1-5-го курсов дневных и вечерних отделений. Клинико-логопедическое и инструментальное обследование прошли 158 человек, из них студентов и преподавателей речевых факультетов - 81 человек, певческого факультета - 77. Этапы проведения исследования Первый этап - анализ философской, общей педагогической и психологической литературы, изучение специальной литературы и научно-практического опыта работы с лицами с нарушениями голоса, определение рабочей гипотезы, подбор методов исследования и контроля результатов (1999-2000 гг.).

Второй этап - проведение констатирующего эксперимента, обобщение и систематизация данных, полученных при проведении констатирующего эксперимента. Осуществление обучающего эксперимента (2000-2002 гг.).

Третий этап - апробация методических приемов коррекционной работы при обучении будущих профессионалов голосо-речевых профессий с нарушениями голоса правильному голосоведению, анализ результатов обучающего эксперимента, формулирование выводов (2002-2004 гг.).

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством обсуждения основных положений на заседаниях кафедры логопедии МПГУ (2000-2002), выступления на конференциях молодых ученых (2000,2001), международном семинаре «Актуальные вопросы фониатрии и реконструктивной хирургии гортани» (2002), внедрения разработанной программы в практику работы Московского педагогического государственного университета, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета г. Москвы.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Анонимное анкетирование позволяет выявить значительный процент (85,1%) трудностей, связанных с использованием голоса будущими специалистами речевых и вокальных профессий.

2. Использование инструментальных методов исследования голоса объективно оценивает состояние голосовой функции и эффективность применяемых методик.

3. Разработанная программа постановки речевого голоса является основным мероприятием по предупреждению его расстройств.

4. Использование дифференцированных приемов коррекции голосовых расстройств с учетом характера профессиональной деятельности позволяет достичь положительных результатов в комплексной реабилитации данного контингента.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения.

Состояние проблемы восстановления голоса

Проблема нарушений голоса в последнее время приобретает все большее социальное значение, так как, по данным отечественных и зарубежных авторов, отмечается увеличение заболеваемости голосового аппарата (З.И. Аникеева, 2002; Ю.С. Василенко, 2002; Д.К. Вильсон, 1990; И. Максимов, 1987; О.С. Орлова, 1998; И.В. Плешков, 2000; J. Wendler, 1987; W. Brugge, К. Mohs, 1996, и др.) Подобную тенденцию можно объяснить высокой стрессогенностью современной жизни, ухудшением условий работы, увеличением голосовой нагрузки и требований, предъявляемых к голосу профессионала.

Расстройства голосовой функции изучались, прежде всего, фониатрией. На XXI конгрессе Союза европейских фониатров (Швейцария, 9-12 сентября 1999) было дано более точное определение науки: «Фониатрия - это область медицины, которая изучает заболевания и нарушения голоса, речи, языка, слуха и глотания, данная специальность базируется на анатомических, физиологических, диагностических и терапевтических принципах оториноларингологии и использует достижения других разделов медицины (неврологии, психиатрии, эндокринологии, педиатрии, стоматологии, ортодонтии), а также научных дисциплин немедицинского профиля (языкознания, психолингвистики, логопедии, вокальной педагогики, сценической речи, психологии, педагогики, акустики)» (Ю.С. Василенко, 2002, с. 7).

Изучение механизмов фонации дало обоснование фонопедическим приемам, доказало их физиологичность и эффективность в восстановлении функционального состояния голосового аппарата. В ходе голосовой терапии устанавливаются и автоматизируются такие условия голосоведения, при которых голосовой аппарат работает с минимальным усилием при хорошем акустическом эффекте.

В музыкальной литературе можно найти следующее определение фоно-педии: «Фонопедия - это сравнительно молодая отрасль педагогики, занимающаяся восстановлением работоспособности дефектных голосов, сниженной или утраченной в результате неправильной эксплуатации» (Д. Люш, 1988, с. 114). Из определения вытекает значимость данного метода для восстановления не только речевого, но и певческого голоса. Известно, что вокальные упражнения можно дополнительно использовать при коррекции речевого голоса. Благодаря этим упражнениям удается восстановить утраченную фонацию в более короткие сроки, а также увеличить диапазон.

В задачи курса «Сценическая речь» всегда входили развитие голоса, дыхания, работа над выразительностью слова. Студенты театральных вузов на протяжении четырех лет изучают этот предмет.

Первоначально изучение проблемы восстановления голоса было тесно связано с исследованием вопросов профпатологии вокалистов и научным обоснованием вокально-методических приемов. Поэтому исследования проводились преимущественно при музыкальных учреждениях. В период с 1921 по 1930 гг. они были сконцентрированы в Государственном институте музыкальной науки (ГИМНе), а после его закрытия - в консерваториях.

Е.Н. Малютин в 1928 году организовывает в Московской консерватории специальную лабораторию по экспериментальной фонетике и фониатрии. В ней проводились многочисленные исследования по изучению дыхания во время пения. И.И. Левидов (1925, 1928) изучает вопросы научной постановки голоса, функциональные расстройства голосового аппарата. На основании стробоскопических исследований певцов-профессионалов автор делает вывод, что звучание голоса в «маске» - это резонация носовой и придаточных полостей. Ф.Ф. Заседателев в работе «Научные основы постановки голоса» (1926) разрабатывает основные положения развития певческого голоса. Ими являются: 1) овладение костно-диафрагматическим дыханием; 2) опора на дыхании; 3) твердая или мягкая атака звука; 4) двухрегистровое построение голоса; 5) сглаживание регистров при постепенном переходе по мере повышения шкалы преобладания так называемого головного резонирования и прикрытие звука; 6) среднее или свободно удерживаемое низкое положение гортани. Эти направления работы легли в основу современной системы постановки голоса.

Научные исследования Л.Д. Работнова посвящены вопросам физиологии и патологии вокального голоса. В своей книге «Основы физиологии и патологии голоса певцов» (1932) автор рассматривает вопросы голосообразова-ния с физиологической точки зрения и выявляет тесную функциональную связь между органами дыхания и голосовым аппаратом. Им совершенно по-новому освещена роль гладких мышц бронхов в акте фонации, так называемых парадоксальных движений диафрагмы во время пения, образования тембра голоса и гласных.

Все вышеуказанные работы заложили основы фониатрии, подвели к пониманию многих явлений физиологии голосообразования. Несмотря на то, что исследования были направлены на изучение певческого голоса, они имели большое теоретическое и практическое значение для развития речевого голоса и устранения различных его расстройств.

В 1930-1940 гг. в трудах Ф.Ф. Заседателева (1929), И.И. Левидова (1938), Е.М. Ворониной (1939) появляются указания на дифференцированное применение фонопедических упражнений при различных нарушениях голоса. Л.Д. Работнов (1932), Е.М. Воронина (1939), М.И. Фомичев (1949) используют для лечения функциональных расстройств голоса фоническую ортопедию, которая состоит из следующих этапов: 1) проведение психотерапии; 2) постановка нижнереберного дыхания; 3) артикуляционная гимнастика: вначале без участия голоса, затем на шепоте; 4) упражнения со звуком. М.И. Фомичев, М.П. Блескина (1944) при восстановлении функциональных нарушений голоса применяют метод вибрационно-фонической ортопедии. Он включает предварительную беседу, ручной и вибрационный массаж в сочетании с голосовыми упражнениями. Сначала проводятся упражнения в сопряженной фонации, затем - в отраженной и потом - в спонтанной. В период Великой Отечественной войны перед врачами и логопедами на первый план становятся задачи восстановления голоса в связи с ранениями голосового аппарата (М.И. Фомичев, М.П. Блескина, А.В. Шокина, 1944 и др.).

Результаты анкетирования студентов певческого факультета

Постоянная голосовая нагрузка выявлена у 43 человек (71,2%), временная - у 1 (1,7%) и умеренная - у 16 человек (26,7%). По стажу голосовой работы респонденты были распределены на 5 групп: 1-я группа - до 1 года (6,7%), 2-я группа - до 5 лет (31,7%), 3-я группа - до 10 лет (41,7%), 4-я группа - до 20 лет (16,7%), 5-я группа - свыше 20 лет (1,7%).

Таким образом, из ответов на данные два вопроса был сделан вывод, что не совмещал обучение с работой только 1 человек (1,7%), четверо (6,7%) было с минимальным стажем работы и подавляющее большинство (91,6%) имели многолетний опыт работы.

На прямой вопрос: «Считаете ли Вы Ваш голос «здоровым» и выносливым?» - положительно ответили только 24 респондента (40%). Остальные 36 человек (60%) не считали свой голос здоровым и выносливым. Следующий вопрос касался симптомов изменения голоса. Наиболее распространенными симптомами изменения голоса являлись: утомляемость голоса (76,7%), охриплость или осиплость (65%), болевые ощущения в горле (41,7%), отсутствие громкости (35,0%), затруднения при пении (31,7%). Только трое студентов (5%) не испытывали затруднений, связанных с использованием голоса. 44 студента (73,3%) испытывали множественные симптомы изменения голосовой функции и 13 студентов (21,7%) - единичные. Данные представлены в таблице 3.

Сравнение лиц речевого и вокального отделений выявило, что практически все студенты певческого отделения (95%) испытывали трудности, связанные с использованием голоса. Это можно объяснить, с одной стороны, более тщательной оценкой состояния собственного голоса, а с другой - неподготовленностью голосового аппарата к значительным нагрузкам.

Сопоставление ответов на данные вопросы выявило, что 35% респондентов неадекватно оценили состояние своего голоса как «здорового» и способного выдерживать значительные нагрузки. На вопрос «Считаете ли Вы, что полностью владеете собственным голосом?» не было получено ни одного положительного ответа. Это свидетельствует о правильной оценке своих голосовых возможностей, так как владение собственным голосом достигается в результате длительных и систематических занятий по развитию природных голосовых возможностей.

33,3% учащихся испытывали затруднения дыхания. Анализ факторов, способствующих возникновению нарушений голоса, показал, что 28,3% анкетируемых связывают их с перенапряжением голосового аппарата, 10% -с простудными заболеваниями, 8,3% - с воспалительными заболеваниями верхних дыхательных путей, 5% - со стрессовыми ситуациями или нервным перенапряжением, 40,1% студентов отмечали сочетания сразу нескольких причин.

Таким образом, наиболее распространенными факторами риска, вызывающими нарушение голосовой функции, являлись: совокупность нескольких этиологических факторов, форсирование голоса вследствие неправильного голосоведения и простудные заболевания. У 5 человек (8,3%) расстройство голоса возникало внезапно, у 32 человек (53,3%) - постепенно. 5 студентов (8,3%) отметили, что их голос звучит лучше утром, 34 студента (56,7%) считали, что в середине рабочего дня, и 9 (15%) - в конце дня. К квалифицированной помощи обращались 56,7% учащихся вуза. Сроки обращения к врачу по поводу нарушения голоса были различны: сразу обращались 20% студентов, через 1-3 месяца 18,3%, через 3-6 месяцев - 1,7%, через год - 6,7%, более чем через 1 год - 10%. Соответственно значительный процент студентов (75%) не прибегали своевременно к специализированной помощи, а занимались самолечением. У лиц, обратившихся к фониатру, было выявлено наличие следующих клинических форм заболевания: гипотонусная дисфония (20%), хронический ларингит (6,7%), узелки голосовых складок (1,7%), фонастения (1,7%).

В ходе анкетирования было выявлено, что в связи с нарушением голоса студенты применяли различные методы лечения: занятия с вокалистом -36,7%, полоскание - 10%, применение медикаментозных препаратов - 3,3%, физиотерапию - 1,7%, вливание лекарств в гортань - 1,7% и сочетание нескольких методов - 8,3%. На вопрос «Соответствовал ли эффект лечения Вашим ожиданиям?» - «да» ответили 40% обследуемых, «не полностью, временное улучшение» - 18,3%, «нет» - 6,7%. У значительной части респондентов (38,3%) были выявлены случаи повторного нарушения голоса. Из них у 25% респондентов заболевания голосового аппарата возникали 2-3 раза в год и у 13,3% - чаще трех раз в год. Частота нарушений голоса обусловлена также незнанием основных профилактических мероприятий, необходимых для сохранения голоса. Незнакомыми с правилами гигиены голоса оказались 158 человек (46,7%). В связи с нарушением голоса 20,0% студентов испытывали неустойчивое настроение, 16,7% - угнетенное состояние, 16,7% - повышенную раздражительность и вспыльчивость, 15% - тревожные переживания, 20% - сочетание перечисленных моментов.

Следовательно, даже незначительные дефекты голосоведения для этой категории лиц (88,4%) являлись психотравмирующими и приводили к возникновению невротических реакций. Проблемы, связанные с использованием голоса, и переживания затрудняли учебу 21,7% анкетируемых, работу -13,3%. 45% испытывали чувство страха при публичных выступлениях. Следующий вопрос позволял выяснить отношение окружающих к голосу обследуемого. Так, у 28,3% студентов собеседники не замечали нарушения голоса, а 33,3% -сочувствовали.

Коррекция физиологического и фонационного дыхания

Развитие голоса включает овладение оптимальным механизмом дыхания. От этого во многом зависит красота, сила и выносливость голоса.

Физиологами доказано, что наиболее продуктивный для речи и пения -косто-абдоминальный (реберно-брюшной) тип дыхания с активным участием мышц живота и диафрагмы. Это обеспечивает хороший забор воздуха и экономный плавный выдох, важный для речи и пения. Так создается_дыхатель-ная опора. Правильное использование дыхания заключается не в том, чтобы набирать большое количество воздуха в легкие, а в том, чтобы не тратить его без необходимости в процессе речи. Поэтому вдыхать воздух необходимо только тогда, когда по смыслу допускается пауза.

Овладение косто-абдоминальным типом дыхания является необходимым условием устранения ошибок фонационного дыхания и развития полноценного голоса. Воспитание дыхания происходит за счет совершенствования произвольного компонента управления дыхательными движениями. В результате систематического выполнения упражнений они становятся автоматизированными, что приводит к изменению характера и ритма дыхания. Целью упражнений являлось овладение косто-абдоминальным типом дыхания для организации во время речи спокойного и глубокого дыхания, обеспечивающего оптимальное звучание.

Были предложены следующие комплексы: упражнения на восприятие дыхания; на тренировку носового дыхания; на овладение косто-абдоминальным типом дыхания и на воспитание дыхательной опоры; фонационные дыхательные упражнения. Вначале выполнялись статические упражнения в медленном темпе, что позволяло выработать правильные кинестезии дыхательных движений. По овладению навыками спокойного и глубокого дыхания переходили к его закреплению во время двигательной активности. Динамические дыхательные упражнения направлены на координацию фонации и дыхания, движения и речи. Они подготавливали обучающихся к интенсивным голосовым нагрузкам. При выполнении дыхательных упражнений важно соблюдать предложенную последовательность, так как задания дополняют друг друга. Работа должна быть тесно связана с упражнениями на нормализацию мышечного тонуса и восстановление осанки.

Упражнения на восприятие дыхания

Целью данных упражнений является осознание процесса дыхания, знакомство с ритмом дыхания, восприятие дыхательных движений благодаря концентрации внимания на различных областях тела.

Усиление самоконтроля за дыханием создает базу для его изменения. Помимо этого происходит восприятие перенапряжений, которые затрудняют ход дыхания. Во время выполнения упражнений дыханием нельзя управлять осознанно или форсировать процесс. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз.

1) Исходное положение - сидя. Свободно сесть на табурет и положить руку на живот. Следить за движением живота и ритмом дыхания.

2) Исходное положение - стоя свободно. Следить за движением живота и ритмом дыхания.

3) Свободно выпрямившись, сидеть на табурете. Положить одну руку на грудную клетку, а другую на живот. Следить за дыхательными движениями, наблюдать, в какой области ощущается дыхание: грудь, область пупка, нижняя часть живота, бока, область лопаток, область почек, крестцово-поясничная область.

4) Восприятие дыхания в области груди и живота. Свободно выпрямившись, сидеть на табурете. Положить одну руку на живот, а другую под ключицу, а потом подмышку той же стороны. Почувствовать дыхательные движения под руками. Смена рук. Положить руку поочередно на грудину, сбоку на грудную клетку, живот и паховую область. Ощутить, есть ли дыхательные движения. Руки с растопыренными пальцами положить на живот: большие пальцы на ребра, маленькие - в направлении паха. Поднимать отдельные пальцы, чтобы остальные пальцы смогли отчетливо почувствовать дыхательное движение. Следить, чтобы плечевой пояс был расслаблен.

5) Свободно выпрямившись, сидеть на табурете. Поочередно класть кисти рук тыльной стороной на различные участки спины: область талии, крестца, поясницы. Можно ли почувствовать дыхательные движения под рукой?

6) Восприятие дыхания с помощью воображения.

Исходное положение - сидя или стоя. Логопед по очереди описывает несколько картинок или ситуаций, в которые пациент мысленно должен перенестись. Во время такого мысленного представления (=1 мин.) необходимо зафиксировать, где ощущаются дыхательные движения. Затем сравнить полученный в различных ситуациях опыт о дыхании. Например: прогулка по пляжу или по лесу, просмотр хорошего фильма, ожидание (у зубного врача), перед неприятной встречей, прослушивание сенсационных новостей, ожидание в очереди, когда очень торопитесь.

7) Исходное положение - сидя или стоя. Наблюдать за дыханием после растяжки.

8) Изменение дыхания с помощью движения. Упражнения подбирались индивидуально для каждого. Необходимо следить, чтобы не возникало перенапряжение. После выполнения каждого упражнения следить за дыханием.

а) Бег на месте, время от времени поднимать колени или касаться пятками ягодиц. Менять темп.

б) Имитировать бег на лыжах или подъем по лестнице.

в) Прыжки в разном темпе и ритме.

г) Присесть и обхватить локти руками, потом подняться на цыпочки и вытянуть обе руки вверх, снова выполнить приседание. Повторить упражнение.

д) «Велосипед» во всех вариациях (сидя, лежа на спине), а также с интенсивным движением ступней; менять темп и направление.

9) Наблюдать за собственным дыханием в повседневной жизни. Задерживает ли человек дыхание при выполнении повседневных действий (например, чистка зубов, поднятие легких предметов).

Упражнения на тренировку носового дыхания направлены на воспитание навыка правильного вдоха. Отрабатывается спокойный короткий и бесшумный вдох. Продолжительность вдоха равна приблизительно двум секундам. Выдох в упражнениях медленный и плавный.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо следить, чтобы обучающийся не перебирал слишком много воздуха, так как это приводит к перенапряжению всего организма. Использование правильного вдоха позволяет избежать излишней сухости в ротовой полости, которая приводит к неприятным субъективным ощущениям: чувству инородного тела в горле, навязчивым откашливаниям. Каждое упражнение выполняется 4-5 раз.

Особенности коррекционной работы с представителями вокальных профессий

Голос для представителей голосо-речевых профессий является инструментом, обеспечивающим профессиональную деятельность. Наибольшую голосовую нагрузку имеют лица вокальных профессий. Это обусловлено как высокими нервно-эмоциональными нагрузками, так и условиями работы (отсутствие рационального чередования труда и отдыха, частое несоответствие стандартам санитарно-гигиенических условий). Помимо этого, требования к качеству звучания и выносливости голоса для вокалистов гораздо выше. Это побудило при работе с будущими профессионалами голоса к применению иных коррекционных приемов. Настрой на обучение, упражнения на восстановление осанки, релаксационные процедуры предлагались одинаковыми для лиц как речевых, так и вокальных профессий. Подбор заданий осуществлялся индивидуально в зависимости от характера нарушения, голосового диагноза и возможностей пациента. Лицам с гипотонусной дисфонией была предложена следующая методика голосовых тренировок, восходящая к принципу «расширения и упругости». Она заключается в том, что в качестве основных предпосылок для формирования хорошего голоса выдвигаются ширина надгортанных полостей-резонаторов и активность гортани. Упругость рассматривается как автоматически восстанавливающаяся глубокая позиция гортани при произнесении гласных. Она достигается с помощью «дыхательного броска» - быстрого, упругого движения живота внутрь, а диафрагмы - вверх. Достигнутые таким образом глубокая позиция гортани и ширина надгортанных полостей-резонаторов должны в дальнейшем сохраняться и без «дыхательного броска».

Коррекционно-педагогическая работа включала следующие направления: формирование косто-абдоминального дыхания, обучение «дыхательному броску»: пружинящему сокращению мышц живота с фонацией, освоение внутриглоточной артикуляции, нахождение оптимального тона голоса, закрепление правильной фонации.

Упругость гортани должна сохраняться при произнесении слов с нормальной громкостью без подключения «дыхательного броска». При громком крике или смехе все же применяется «дыхательный бросок», так как громкое произнесение и крик вызывают поднятие голосовой щели из-за сильного напряжения при выдохе. Это может отрицательно повлиять на необходимую ширину надгортанных полостей-резонаторов.

Сначала все упражнения проводятся на большой громкости с помощью «дыхательного броска», и только на последнем упражнении разрабатывается снятие «дыхательного броска». При выполнении упражнений всегда следует контролировать:

а) ощущение ширины надгортанных полостей-резонаторов (позиция зевка);

б) язык продвинут вперед, не напряжен, следить за положением губ;

в) расслабленное положение головы;

г) расслабленность и выпрямление всего тела.

Упражнения на овладение косто-абдоминальным дыханием описаны в главе «Постановка речевого голоса».

Разработка «дыхательного броска»

С каждым началом фонации (нормальная громкость голоса) живот быстро и упруго втягивается, при снятии артикуляционного напряжения живот расслабляется и возвращается в положение покоя. Не должно быть самостоятельных движений грудной клетки и плечевого пояса во время «дыхательного броска».

Логопед выполняет следующие упражнения вместе с пациентом. Необходимо контролировать движения живота при каждом «дыхательном броске»:

Выдыхать короткими порциями поверх кисти руки (ладонью вниз), как будто хотите высушить бумагу.

Задуть свечу коротким сильным выдохом на звуке «ф».

Собачий лай на «ав, ов».

Выкрикивать слоги «on, уп, ап, ип».

Ведя воображаемый разговор, выкрикивать слоги «ха, хо, ай, ой, уй, эй», следить за интонацией.

Если пациент не чувствует движения живота руками, то он может сначала произвольно потренировать втягивание и расслабление живота. Необходимо обращать внимание на то, чтобы при «дыхательном броске» живот втягивался внутрь, а не выпячивался наружу.

Пациент кладет одну руку себе на живот, а другую - на живот логопеда. Логопед кладет свои руки поверх рук пациента. Так пациент сможет сравнить во время «дыхательного броска» направление движения своего живота с направлением движения живота логопеда. Расслабить живот.

Если тяжело расслабляться, то нужно выдохнуть несколько раз на слог «хо-п» (гласный произносится длительно, взрывные звуки в конце слогов облегчают снятие артикуляционного напряжения).

Похожие диссертации на Профилактика нарушений голоса у лиц речевых и вокальных профессий