Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкальное воспитание как средство коррекции отклонений в развитии детей с церебральным параличом в условиях реабилитационного центра Кунц Наталья Николаевна

Музыкальное воспитание как средство коррекции отклонений в развитии детей с церебральным параличом в условиях реабилитационного центра
<
Музыкальное воспитание как средство коррекции отклонений в развитии детей с церебральным параличом в условиях реабилитационного центра Музыкальное воспитание как средство коррекции отклонений в развитии детей с церебральным параличом в условиях реабилитационного центра Музыкальное воспитание как средство коррекции отклонений в развитии детей с церебральным параличом в условиях реабилитационного центра Музыкальное воспитание как средство коррекции отклонений в развитии детей с церебральным параличом в условиях реабилитационного центра Музыкальное воспитание как средство коррекции отклонений в развитии детей с церебральным параличом в условиях реабилитационного центра Музыкальное воспитание как средство коррекции отклонений в развитии детей с церебральным параличом в условиях реабилитационного центра Музыкальное воспитание как средство коррекции отклонений в развитии детей с церебральным параличом в условиях реабилитационного центра Музыкальное воспитание как средство коррекции отклонений в развитии детей с церебральным параличом в условиях реабилитационного центра Музыкальное воспитание как средство коррекции отклонений в развитии детей с церебральным параличом в условиях реабилитационного центра
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кунц Наталья Николаевна. Музыкальное воспитание как средство коррекции отклонений в развитии детей с церебральным параличом в условиях реабилитационного центра : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 Екатеринбург, 2006 259 с. РГБ ОД, 61:07-13/772

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Научно-теоретические основы реабилитации детей с церебральным параличом 15

1.1. Аналитический обзор истории развития системы коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии —15

1.2. Проблемы использования опыта музыкальной терапии в системе музыкально-эстетической реабилитации —37

Выводы по материалам главы 1 55

ГЛАВА 2. Основные направления и содержание музыкально-эстетической реабилитации детей с церебральным параличом 57

2.1. Психология дизонтогенеза и педагогические аспекты использования методов обучения детей с двигательными нарушениями в развитии 57

2.2. Обоснование подхода к проблеме дисфункции через музыкально-эстетическую реабилитацию детей с церебральным параличом 76

Выводы по материалам главы 2 84

ГЛАВА 3. Практическая реализация эффективного реабилитационного процесса в условиях республиканского центра реабилитации для детей с ДЦП и нарушением психики как открытой социальной системы 86

3.1. Технологические основы музыкально-эстетической реабилитации детей с церебральным параличом 86

3.2. Научно-практические рекомендации по повышению эффективности использования системы музыкально-эстетической реабилитации в учреяедениях данного типа 129

Заключение 144

Литература 148

Приложения 164

Введение к работе

Актуальность проблемы и темы исследования.

Политические и экономические трудности, экологические бедствия объективно приводят к снижению рождаемости и неуклонному росту числа детей с патологией физического и психического развития. По данным ООН численность инвалидов на планете составляет около 10% населения, из них около четверти - дети-инвалиды (Л.А. Степашко). До последнего времени это обстоятельство привлекало к себе внимание в основном специалистов: дефектологов, психологов, медиков, педагогов. Между тем по своей актуальности проблема имеет общенациональный, общенародный и государственный характер.

В последние десятилетия в мире отмечается нарастание частоты рождения детей с врожденными физическими, интеллектуальными дефектами и тяжелыми инвалидизирующими заболеваниями, которые достигают в настоящее время 6-9% среди новорожденных. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5-7% детей (И.Ю. Левченко).

В условиях динамично развивающихся социальных и экономических процессов воспитание решает задачи не только развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья, но и защиты прав этой социальной группы, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к интеграции и социализации таких детей в общество. Важная роль в этом процессе отводится искусству, музыке, учитывая ее разностороннее влияние на развитие личности.

На современном этапе развития коррекционной педагогики и специальной психологии проблема медико-психолого-педагогической помощи детям с церебральным параличом является одним из наиболее актуальных вопросов. В исследованиях отмечается, что нарушения, вызванные детским церебральным параличом, изменяют процесс познания такими детьми окружающего мира, овладения знаниями, двигательными умениями и навыками, приводят к патологи-

ческим изменениям личности (Р. Д. Бабенкова, Т. А. Власова, Э. С. Калижнюк, Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова и др.). Теоретические исследования, посвященные воспитанию и обучению детей с двигательными нарушениями, подчеркивают важность комплексного изучения и психофизического развития, а также обосновывают роль коррекции различных отклонений в развитии и создании адекватных условий для формирования подготовки детей к жизни в обществе.

Современные научные исследования и передовой опыт подтверждают предположение о том, что «коррекционно-направленная музыкальная деятельность— психолого-педагогически ориентированная форма художественной деятельности, нацеленная на коррекцию отклонений в развитии детей средствами музыкального искусства» (Е. А. Медведева) в состоянии компенсировать, улучшить наиболее пострадавшие и сформировать утраченные ребенком функции. Этот процесс протекает активно, что приводит к адекватному повышению самооценки, включению в коммуникационную, коллективную деятельность детей с проблемами в двигательном развитии.

Последовательная линия эволюции гуманистических взглядов и подходов к проблеме отклонений в развитии прослеживается в работах медиков и педагогов: В. Айрленд, Д. Бурневиль, Ж. Поль-Бонкур, Ж. Демор, П. Ф. Каптерев, Э. Крепелин, М. Монтессори, Б. Морель, Ф. Пинель, Ф. Платтер, Ж. -Д. Эскироль.

Вопросами обучения и воспитания, исследованиями в области психологии аномального детства, проблемами педагогической коррекции недостатков развития занимались ученые-педагоги, психологи, медики: В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, А. В. Владимирский, Т. А. Атласова, Л. С, Выготский, А. Н. Грабо-ров,

Е. К. Грачева, В. П. Кащенко, А. Ф. Лазурский, Е. М. Мастюкова, М. Н. Никитина, М. С. Певзнер, Г. И. Россолимо, К. А. Семенова, Г. Е. Сухарева, Г. Я. Трошин, Н. В. Чехов и др.

Несомненную значимость для современной коррекционной педагогики представляют труды А. Д. Гонеева, В. А. Лапшина, В. И. Лубовского, Н. М. На-

заровой, В. Г. Петровой, Б. П. Пузанова, Е. А. Стребелевой, С. Г. Шевченко и др. При всей несомненной значимости данных исследований они не затрагивают специфики музыкального воспитания.

На современном этапе развития системы специального образования, тенденцией которого является интеграция, особую значимость приобретают исследования отечественных и зарубежных ученых, таких как О. Л. Алексеев, В. В. Коркунов, Д. Лернер, Н. Н. Малофеев, И. И. Мамайчук, Е. А. Медведева, Л. М. Шипицына, С. В. Шушарджан, и др.

Модель современности в гуманном и дифференцированном подходе к личности, имеющей какие-либо отклонения в психофизическом плане, создал выдающийся венгерский врач А. Пете, а затем продолжили его идею А. Адлер, Р. Гранит, К. Гольдштацн, И. Кардос, X. Келлер, Илдиго Коцма, Мария Хари, Юлия Хорват и др Однако приведенные исследования затрагивают отдельные стороны музыкально-эстетического воспитания детей с двигательными нарушениями и не позволяют составить целостное представление о комплексной системе помощи детям с двигательными нарушениями и эффективных путях ее осуществления. Таким образом, радикальные изменения отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья, происходящие в России на современном этапе, выражающиеся в интеграции в общество, с одной стороны, и необходимостью совершенствования системы музыкально-эстетической реабилитации детей с двигательными нарушениями, с другой стороны, определяют направленность исследования — каким образом и в каких организационных формах может быть организована музыкально-эстетическая реабилитация детей с церебральным параличом.

Учитывая рост числа детей с церебральной патологией и современные подходы к специальному образованию, проблему музыкально-эстетической реабилитации детей с тяжелыми двигательными нарушениями можно считать социально значимой и актуальной.

Анализ психолого-педагогической и медицинской литературы по исследуемой проблеме подтверждает необходимость ее разработки в целях разрешения ряда противоречий между:

физическими и духовными потребностями детей с церебральным параличом и возможностями реализации этих потребностей в обществе, в том числе в условиях системы реабилитационного центра;

необходимостью развития комплексной системы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, и неразработанностью механизма психолого-педагогического сопровождения, в частности, программ по музыкально-эстетическому воспитанию таких детей;

признанием большинством авторов необходимости реабилитационных мероприятий по музыкальному воспитанию детей с церебральным параличом и недостаточной разработанностью концептуальных основ, методик и алгоритма организации процесса реабилитации с использованием музыкальных средств.

Выявленные противоречия позволили нам сформулировать проблему исследования— музыкально-эстетическая реабилитация детей с церебральным параличом в условиях центра реабилитации, которая становится возможной путем разработки мер психолого-педагогической помощи, сопровождения и поддержки, существенно дополняющими медицинские меры реабилитации, и определить тему: «Музыкальное воспитание как средство коррекции отклонений в развитии детей с церебральным параличом в условиях реабилитационного центра».

Объект исследования: комплексная реабилитация детей с церебральным параличом в реабилитационном учреждении.

Предмет исследования: процесс музыкально-эстетической реабилитации, способствующий самореализации, самосовершенствованию личности ребенка с церебральным параличом в условиях реабилитационного центра.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать педагогическую технологию музыкально-эстетической реабилитации де-

тей с церебральным параличом в процессе комплексной коррекционной работы в условиях реабилитационного центра.

Цель и предмет позволили сформулировать гипотезу исследования:

предполагается, что эффективность формирования всесторонне развитой личности ребенка с церебральным параличом будет выше, если учитывается социально значимая роль музыкального воспитания, выявленная на основе ис-торико-педагогического изучения эволюционных процессов в системе коррек-ционного образования;

возможно, будут раскрыты закономерности влияния музыкально-эстетического воспитания на развитие личности с тяжелыми двигательными нарушениями и будет выявлено значение системы музыкально-эстетической реабилитации, включающей принципы коррекции через музыкальное педагогическое воздействие;

обоснованная система музыкально-эстетической реабилитации детей с церебральным параличом является оригинальной, учитывающей отклонения в психофизическом развитии, индивидуальные особенности детей и представляет собой систему медико-психолого-педагогических мероприятий, направленную на гармоничное развитие ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями.

В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой исследования были поставлены задачи:

1) провести анализ исследовательского эмпирического опыта в развитии и
становлении специальной педагогики для детей, имеющих патологию в двига
тельной сфере;

  1. определить роль и место музыкотерапии как части музыкально-эстетической реабилитации в этом процессе на современном этапе развития коррекционной педагогики;

  2. выработать критерии эффективного использования музыкальных средств коррекции в условиях Республиканского центра реабилитации (РЦР)

для детей с детским церебральным параличом (ДЦП) и нарушением психики как открытой социально-педагогической системы;

4) разработать научно-практические рекомендации по повышению эффективности использования методов музыкально-эстетической реабилитации детей с церебральным параличом в специально организованных условиях Республиканского центра реабилитации.

Теоретико-методологической основой исследования являются теории и концепции, отражающие мультидисциплинарный характер данной работы:

теория системного подхода в решении коррекционных и развивающих задач (О. Л. Алексеев, П. К. Анохин, Л. С. Выготский, В. В. Коркунов, А. Р. Лурия и др.);

теория воздействия музыки на организм человека и взаимосвязи физиологических и психологических закономерностей организма (В. М. Бехтерев,

B. А. Гиляровский, Д. Б. Кабалевский, И. М. Сеченов и др.);

- теория применения музыкальной терапии в профилактико-адаптационных
и лечебных целях (А. С. Брусиловский, Н. Д. Маслова, В. И. Петрушин,

C. В. Шушарджан и др.);

теория о целенаправленной деятельности, устойчивости внимания у детей с задержкой психического развития средствами музыки (И. В. Евтушенко, Е. А. Медведева, С. М. Миловская и др.);

теория о музыке и роли искусства в развитии детей с проблемами в развитии (Л. С. Выготский, А. И. Граборов, Ж. Демор, В. П. Кащенко, Э. Сеген и

ДР-)-

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались

методы, адекватные объекту и предмету исследования:

теоретический анализ философской, психологической, коррекционно-педагогической, музыковедческой, медицинской литературы;

изучение нормативно-правовых документов «Об образовании» (1992), «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995), проект закона РФ «Об образо-

вании лиц и ограниченными возможностями здоровья» (специальное образование) (1999);

обобщение опыта работы в области музыкотерапии в историческом и современном аспектах;

контент-анализ периодической печати по изучаемой проблеме;

теоретическое моделирование основ музыкально-эстетической реабилитации детей, имеющих двигательные нарушения;

практическое исследование эффективности внедрения в РЦР для детей с ДЦП и нарушениями психики, теоретически разработанной модели музыкально-эстетической реабилитации.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Республиканского центра реабилитации для детей с ДЦП и нарушением психики г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия).

Организация исследования. Исследование осуществлялось в три этапа с 1994 по 2005 г.

Первый этап (1994—1999 гг.) включал подбор, изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; формулировались цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования.

На втором этапе (1999—2002 гг.) разрабатывалась организационно-методическая основа педагогической технологии системы музыкально-эстетической реабилитации детей с церебральным параличом в условиях Республиканского центра реабилитации; проводилось экспериментальное апробирование технологии с целью проверки целесообразности и эффективности разработанной модели музыкально-эстетической реабилитации.

Третий этап (2002—2005гг.) включал систематизацию результатов исследования, внедрение в общий процесс оздоровления детей с церебральным параличом системы музыкально-эстетической реабилитации как части комплексного подхода в условиях данного учреждения.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Разработаны методы комплексного воздействия посредством музыкаль-но-коррекционной деятельности для детей с церебральным параличом в системе музыкально-эстетической реабилитации детей, посещающих данное учреждение.

  2. Научно разработаны, определены и апробированы основные направления и содержание музыкально-эстетической реабилитации детей с церебральным параличом в процессе комплексной коррекции. Результаты исследования позволяют более полно изучить проблемы воспитания, развития и социальной адаптации детей с ДЦП.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

теоретически обосновано содержание понятия и системы музыкально-эстетической реабилитации применительно к коррекционному воспитанию в условиях Республиканского центра реабилитации для детей с ДЦП и нарушением психики;

разработаны эффективные пути развития духовной культуры личности ребенка с церебральным параличом на основе интеграции подходов к музы-кально-коррекционной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в выработке научно-практических рекомендаций по совершенствованию системы коррекционно-го образования, которые могут быть широко использованы в разных регионах России. Апробированные в исследовании методические приемы изучения и обучения детей с двигательными нарушениями могут быть использованы в работе со специалистами: консультантами, психологами, дефектологами, социальными работниками, имеющими разноаспектные связи с такими детьми. На основе результатов исследования разработана система и программа по музыкально-эстетической реабилитации детей с ДЦП, в которой учтены возрастные и психофизические отклонения в развитии детей данной категории, представлены примерные комплексы музыкально-коррекционных занятий по видам дея-

тельности (вокалотерапия, музыкотерапия, театротерапия, танцетерапия, лого-ритмотерапия), сценарии праздников и развлечений. Основные положения и методические рекомендации, содержащиеся в диссертационном исследовании, могут быть внедрены в программу коррекционных отделений педагогических вузов и системы повышения квалификации и переподготовки практических работников.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются исходной теоретической и методологической базой, комплексной методикой экспериментального изучения, основанной на использовании современных данных медицинской и психолого-педагогической литературы, сочетанием анализа, репрезентативностью полученных данных, подтвержденных опытно-поисковым путем и личным участием автора на всех этапах эксперимента.

Апробация результатов. Основные положения и результаты исследования были обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры «Педагогики и методики начального образования» в ГОУВПО «Якутском государственном университете им. М. К. Аммосова» Техническом институте (филиале) г. Нерюнгри. Выпущено учебно-методическое пособие для педагогов-реабилитаторов и социальных педагогов «Коррекция психофизических нарушений через виды музыкальной деятельности с детьми, больными церебральным параличом». Теоретические и практические результаты исследования представлены и опубликованы в материалах:

республиканской научно-практической конференции (г. Якутск, 2001 г.);

научно-практических конференций молодых ученых, аспирантов и студентов (г. Нерюнгри, 2002 г., 2003 г.);

нерюнгринских философских чтений (г. Якутск, 2002 г.);

всероссийской научно-практической конференции (г. Пенза, 2002 г.);

научно-методической конференции (г. Нерюнгри, 2004 г.);

республиканской научно-практической конференции (г. Нерюнгри, 2006 г.).

На защиту выносится:

  1. Необходимость специальной организации коррекционного процесса музыкального воспитания с учетом отклонений в психофизическом развитии и индивидуальных особенностей детей, находящихся на лечении в учреждениях данного типа.

  2. Социально-педагогическая модель музыкально-эстетической реабилитации как целостная система медико-психолого-педагогических мероприятий, направленная на гармоничное развитие ребенка с двигательными нарушениями.

3. Предлагаемая социально-педагогическая модель музыкально-эстети
ческой реабилитации, обладает достаточной степенью эффективности в систе
ме социально-психолого-медико-педагогической помощи детям с двигатель
ными нарушениями и имеет интегрированный характер.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка, включающего 160 источников и 16 приложений. Текст изложен на 163 страницах. Материалы исследования иллюстрированы 6 рисунками, 16 таблицами, 5 гистограммами и 10 диаграммами.

Содержание исследования отражено в 10 публикациях автора.

  1. Кунц, Н. Н. Коррекция психофизических нарушений через виды музыкальной деятельности с детьми, больными церебральным параличом: учебно-методическое пособие для педагогов-реабилитаторов и социальных педагогов / Н. Н. Кунц, Е. Г. Карпова. — Нерюнгри, 1999. — 1,16 п. л. / 0,58 п. л.

  2. Кунц, Н. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей с двигательными нарушениями / Н. Н. Кунц // Материалы III регион, науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященной 10-летию Технического института (филиала) ЯГУ им. М. К. Аммосова в г. Нерюнгри. — Нерюнгри, 2002. — 0,24 п. л.

  3. Кунц, Н. Н. Музыкально-эстетическая абилитация детей с церебральным параличом / Н. Н. Кунц // Философия и технология образования : поиск новых

подходов : материалы II нерюнгринских философских чтений.— Якутск, 2002. — 0,36 п. л.

  1. Кунц, Н. Н. Практическая реализация абилитационного процесса в условиях «РЦР для детей и нарушением психики» / Н. Н. Кунц // Социальные и медико-биологические аспекты здоровья человека : материалы всероссийской научно-практической конференции. — Пенза, 2002. — 0,18 п. л.

  2. Кунц, Н. Н. Перспективы внедрения музыкально-эстетической абилита-ции в образовательное пространство Якутии / Н. Н. Кунц // Материалы IV региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. — Нерюнгри, 2003. — 0,18 п. л.

  3. Кунц, Н. Н. Музыкально-ритмические движения как средство коррекции психофизических нарушений / Н. Н. Кунц // Использование и совершенствование новых методов и технологий в реабилитации детей-инвалидов : материалы республиканской научно-практической конференции.— Якутск, 2001.— 0,18 п. л.

  4. Кунц, Н. Н. Некоторые аспекты активизации подготовки профессиональных кадров для коррекционно-педагогических учреждений / Н. Н. Кунц // Гуманистические основы модернизации системы среднего профессионального образования. — Нерюнгри, 2002. — 0,3 п. л.

  5. Кунц, Н. Н. Новые подходы к проблеме дисфункции через применение методов музыкотерапии / Н. Н. Кунц // Повышение качества высшего профессионального образования в Южно-Якутском регионе : проблемы, подходы и пути их решения : материалы науч.-метод. конф. — Нерюнгри, 2004. — 0,3 п. л.

  6. Кунц, Н. Н. Особенности музыкально-коррекционной работы в условиях Республиканского Центра реабилитации для детей с ДЦП и нарушением психики / Н. Н. Кунц // Комплексных подход к проблеме реабилитации детей с психоневрологической патологией : материалы Республиканской науч.-практ. конф. — Нерюнгри, 2006. — 0,18 п. л.

10. Kymf, К H. Новый подход к проблеме дисфункции через музыкально-эстетическую абилитацию детей с церебральным параличом в условиях реабилитационного центра / Н. Н. Кунц // Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. Приложение №2. — Екатеринбург, 2006. — 0,6 п. л.

Аналитический обзор истории развития системы коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии

История становления человеческого общества свидетельствует, что на ранних этапах своего развития, в силу неразвитости производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, отношения к людям с психофизическими недостатками было нетерпимым.

Рассматривая проблему с точки зрения помощи людям с патологиями в развитии, можно сказать, что никакой поддержки такие люди не испытывали, более того их просто уничтожали. С развитием цивилизации отношение к людям с психофизическими отклонениями в развитии постепенно меняется и накапливается опыт в поддержке и помощи таким людям.

Исследуя проблему положительного влияния музыки на психофизическое состояние, мы можем утверждать, что возможности музыки в лечении и оздоровлении таких детей огромны и дают положительный результат, что и решает главным образом проблему музыкально-эстетической реабилитации детей с психофизическими нарушениями в развитии. Реабилитация (от позднелатин-ского «rehabilitation - восстановление), комплекс медицинских, педагогических, профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных физиологических и психических функций организма [101, С. 236].

Применительно к музыкальному воспитанию детей с проблемами в развитии, музыкально-эстетическая реабилитация- это формирование музыкально-творческих способностей для детей с двигательными нарушениями, направленное на решение оздоровительных, образовательных, эстетических, воспитательных, коррекционных задач, что будет рассмотрено в дальнейшем. Для раскрытия этого вопроса, на наш взгляд, необходимо провести исторический экскурс по истории развития системы коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.

В эпоху античности в ряде эллинистических государств (Спарта) у отдельных человеческих сообществ, исповедующих культ силы, выносливости, культ человеческого тела, всякие отклонения в физическом развитии, уродство и иные аномалии у детей считались нежелательными.

Так было и в Древнем Риме в начале прошлого тысячелетия, где убивали уродливых и топили в воде хилых и обезображенных детей, руководствуясь правилом об отделении негодного от здорового [32, С. 15-16].

На протяжении многих веков глава римской семьи, т.е. отец семейства, имел не только юридическое право, но и даже обязан был, по указу государства, умертвить своего ребенка, если он родился с аномалией (В. Wuyts,1991).

В период раннего и позднего средневековья (V - XV вв.), когда в Западной Европе утверждалась идеология католической церкви, уничтожалось все, что не соответствовало канонам церкви. Инквизиция расправлялась не только со свободомыслием, но и с душевнобольными людьми, считая слабоумных «детьми дьявола». Церковь бросала их в тюрьмы, подвергала пыткам, сжигала на кострах.

Эпоха Возрождения (XV - XVII вв.) в Западной Европе ознаменовалась борьбой взглядов на природу человека, его психическую деятельность между религиозной схоластикой, мистическими «демонологическими» теориями и гуманистическими идеями возвеличивания человеческого разума, сострадания и милосердия к человеческим порокам и недостаткам, к психическим и физическим аномалиям.

В это время зарождаются гуманистические тенденции в области медицины, когда врачи посещают монастыри и тюрьмы, ведут наблюдения за душевнобольными, пытаясь осмыслить и оценить это психическое состояние человека. Так, в начале XVII столетия профессор медицины Феликс Платтер (1537-1614) в г. Базеле впервые осуществляет классификацию душевнобольных, в основе которой характеристика различных нарушений интеллекта, эмоций, физического состояния больных [32, С. 16].

В эпоху Возрождения формируются гуманистические тенденции в философии и педагогике. Философы стремятся проникнуть в душевный мир психически больных, выявить у них положительные черты и качества. Так, виднейший гуманист эпохи Возрождения Эразм Роттердамский (1469-1536) в своем трактате «Похвала Глупости» сатирически восхваляя глупость, сопоставляет ее с ограниченностью духовенства, провозглашает гимн человеческому разуму, человеческой мудрости.

Несмотря на зарождение гуманистических тенденций в эпоху Возрождения и стремление поставить на первый план человеческий разум и мудрость, отношение к людям с психофизическими недостатками проявлялось учеными с медицинской точки зрения - узнать о процессах, происходящих в организме человека. Комплексной помощи в лечении и реабилитации больных не осуществлялось. О лечебном воздействии музыки говорили многие мыслители, философы, но использовали музыку в лечении, а тем более в реабилитации, на наш взгляд, недостаточно. Одним из них является нидерландский композитор и теоретик эпохи Возрождения И.Тинкторис, который приписывал музыке способность изгонять грусть, смягчать жестокосердие, побеждать злую волю, радовать людей, исцелять больных, «делать души праведными». Следующим этапом в раскрытии потенциальных возможностей каждой личности связано с именем Яна Амоса Коменского.

Педагог, философ Ян Амос Коменский (1592-1670) впервые с педагогической точки зрения рассматривает взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения. Он выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностями характера. Он считал, что ученики с острым умом и стремлениями к знаниям, но необузданные и упрямые, которых в школе считают безнадежными, и ученики тупые, с извращенной и злобной натурой, которые с трудом поддаются педагогическому воздействию, - все они имеют право на обучение. Я.А. Коменский глубоко был убежден в животворящей силе образования, в преобразующей силе воспитания, какая бы аномалия в развитии и поведении ребенка ни существовала [32, С. 16-17].

Начиная с эпохи Возрождения и до середины XIX в. в европейской дефектологической науке и практике мы проследили последовательную линию в эволюции взглядов и подходов к проблеме отклонений в умственном развитии ребенка, которую представляли медики, педагоги и практики.

Медико-клиническая линия характеристики отклонений в умственном развитии ребенка представлена исследованиями врачей-психиатров. Французский врач Филипп Пинель (1745-1826) дает классификацию душевных болезней, на основе которой тупоумие и идиотия стали рассматриваться как две особые формы психоза. Он выделяет и две клинические формы слабоумия: врожденную и приобретенную.

Медицинскую линию изучения природы и сущности слабоумия продолжил Жан-Этьен-Доминик Эскироль (1772-1840), ученик и последователь Ф.Пинеля. Он ввел в оборот понятия "имбецилизм", "идиотия", "умственная отсталость". Он создал симптоматическую классификацию умственно отсталых детей, определив в качестве ведущего показателя состояние речи слабоумных. После его изучения слабоумие стало самостоятельной психиатрической, а затем и психолого-педагогической областью исследования [32, С. 17].

Психология дизонтогенеза и педагогические аспекты использования методов обучения детей с двигательными нарушениями в развитии

Разрабатывая научные аспекты социально-педагогической модели музыкально-эстетической реабилитации, нам необходимо рассмотреть все аспекты аномального развития детей, имеющих двигательные нарушения и выявить педагогические аспекты эффективного использования методов музыкально-эстетической реабилитации и обучения детей с отклонениями. Проблемы данного рода исследуются специальной психологической областью научного знания. Психология дизонтогенеза изучает аномальное развитие. Как показывают клинико-психологические исследования, при одном и том же заболевании могут существовать различные варианты психического дизонтогенеза. Например, при детском церебральном параличе можно наблюдать психическое недоразвитие, задержанное развитие или поврежденное развитие. Эта особенность позволяет рассматривать отдельные типы дизонтогенеза не как самостоятельные, независимые образования, а как ведущие синдромы аномального развития, которые нередко могут сочетаться друг с другом при преобладании какого-либо из них.

По мнению большинства ученых, исследовавших ДЦП, эта патология, вероятно, существовала и в древние времена. Однако дети с ДЦП долгое время не попадали в поле зрения науки, возможно, по той причине, что производили впечатление безнадежных калек, рано погибавших без специального ухода. В медицинской литературе первые упоминания о ДЦП относятся к 1826 году. Врачи Денис, Биллард и Крувейлхиер пишут о возможной связи между внутричерепным кровоизлиянием при рождении младенца и последующим развитием у него церебрального паралича. Однако, приоритет в открытии данной патологии, безусловно, принадлежит английскому ортопеду Вильяму Литтлю. В 1839 году он описал нескольких детей с последствиями родовых травм, а в 1862 году Литтль представил подробное классическое описание болезни в монографии "Спастичный ребенок". Этот ребенок имел "неправильную походку, слюнотечение, трудности в речи и слабоумие". Литтль представил свой взгляд на этиологию ДЦП, а именно, он придавал решающее значение родовым травмам и кровоизлияниям в мозг при рождении. На основании наблюдений он писал, что такие дети в дальнейшем либо "перерастают" свои трудности, либо они безнадежны и должны находиться в специальных учреждениях. В 60-х годах XIX века Литтль не мог найти ключ к разгадке патогенетических механизмов данной патологии. В конце монографии он предположил, что двери к дальнейшему изучению церебрального паралича останутся закрытыми на протяжении многих лет.

Однако практически в то же время появляется фундаментальная работа И.А. Сеченова "Рефлексы головного мозга", позволившая в дальнейшем открыть те двери, о которых писал Вильям Литтль. Теперь науке известно, что ДЦП, собственно, и является сложной патологией рефлекторной сферы.

Признательные последователи Литтля назвали описанное им заболевание именем этого ученого - "болезнь Литтля". В дальнейшем это название постепенно вышло из употребления в связи с тем, что Литтль описал только одну, правда, наиболее распространенную, форму ДЦП - спастическую диплегию.

В 1893 году Зигмунд Фрейд предложил объединить все формы спастических параличей перинатального происхождения под одним названием - ДЦП, но лишь спустя полвека, в 1958 году, интернациональная группа ученых в Оксфорде утвердила этот термин.

Несмотря на пессимистичное пророчество Литтля о том, что ДЦП еще долго останется "белым пятном", в XX веке эта патология неожиданно попадает в разряд актуальных проблем медицины, а затем и специальной педагогики. Еще в начале XX века несчастные родители детей с ДЦП получали отказ в ответ на свои просьбы и обращения в разные учреждения по поводу лечения и воспитания ребенка. Родителей убеждали в бесполезности каких-либо лечебных мероприятий, а формальным поводом для отказа было то, что специальных учреждений для лечения таких пациентов не существовало. Ситуацию изменила прошедшая в первой половине XX века пандемия полиомиелита. В большинстве стран заболевание приобрело такие масштабы, что потребовалась организация специальных лечебных и образовательных учреждений для таких детей.

В такие учреждения для детей, больных полиомиелитом или перенесших полиомиелит, стали обращаться родители детей с ДЦП. И ДЦП и полиомиелит имеют лишь отдаленное сходство в симптоматике и патогенетических механизмах. Однако врачи уже не могли отказывать в лечении больных ДЦП, тем более, что всплеск заболевания полиомиелитом проходил, клиники пустели и оказывались на грани закрытия, если бы не дети с ДЦП. (В середине XX века американцы изобрели вакцину против полиомиелита, и с тех пор это заболевание стало достаточно редким следствием халатности и предрассудков родителей, игнорирующих прививки).

В России организация помощи детям с ДЦП берет свое начало с 1890 года, когда группа "Синий крест" основала в Санкт-Петербурге "Приют для детей-калек и паралитиков" на 20 мест. В этот приют в 1904 году был приглашен в качестве консультанта основоположник отечественной ортопедии, заведующий кафедрой Военно-медицинской академии Генрих Иванович Турнер. В 1931 году в том же здании был открыт Ленинградский научно-исследовательский институт детской ортопедии им. Г. И. Турнера, сотрудники которого явились в нашей стране первопроходцами в области изучения ДЦП.

После революции в крупных городах открывались дома увечного ребенка и профилактории. В 30-х годах начинает развиваться и санаторно-курортное лечение детей с патологией нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Но так же, как и за рубежом, решающую роль в организации помощи детям с ДЦП сыграла эпидемия полиомиелита, которая в нашей стране прошла в 40-50-х годах. В связи с эпидемией был усилен интерес к лечению детей с патологией опорно-двигательного аппарата, а в 1957 году вышел приказ Министерства здравоохранения о создании специальных школ для детей с последствиями полиомиелита. Это название сохранялось за школами еще в 80-х годах, когда детей с последствиями полиомиелита уже не было, а школы были заполнены и переполнены детьми с ДЦП.

Обоснование подхода к проблеме дисфункции через музыкально-эстетическую реабилитацию детей с церебральным параличом

Сегодня проблема отношения к детям с ограниченными возможностями, прежде всего здоровья, становится все более актуальной вследствие того, что их число, как во всем мире, так и в России, имеет устойчивую тенденцию к увеличению, изменить которую, по прогнозам ЮНЕСКО, мировое сообщество в ближайшее время не сможет [129, С. 41]. Физические отклонения от нормы, прежде всего, связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. На начало 90-х годов в России, по статистическим данным, каждый пятый ребенок рождается нездоровым, в том числе 5-8% - с наследственной патологией и 1-2% - с врожденными аномалиями развития. В настоящее время лица с ограниченными возможностями в здоровье составляют свыше 10% от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях системы образования. В специальных средствах образования нуждается до 8% населения, а фактически получает возможность их использовать только четвертая часть нуждающихся детей. Это означает, что процесс социализации таких детей проходит с особыми сложностями и требует специальной работы [82, С. 87 - 88].

Об этом говорит показатель распространенности детской инвалидности в Республике Саха (Якутия) численность детей инвалидов по годам на 10000 детей в возрасте от 0 до 15 лет составляет: 2001 г.- 7473 чел., 2002 г. - 7564 чел., 2003 г. - 7655 человек. Следовательно, проблема эта переходит в разряд одной из актуальных. Решение ее стало возможным с открытием в г. Нерюнгри в 1993 г. Республиканского Центра реабилитации для детей с ДЦП и нарушением психики. Специфика деятельности Центра заключается в том, что реабилитация ребенка-инвалида - процесс непрерывный и не заканчивается в Центре, он должен продолжаться в семье. Поэтому одной из задач Центра является обучение родителей соответствующим методикам занятий в домашних условиях. Ведь большую часть своей жизни детям с ограниченными возможностями приходится проводить в замкнутом пространстве квартиры. Попадая в круг общения со сверстниками, многие дети долгое время проходят процесс адаптации. И, комплекс вовремя предпринятых специально-последовательных действий позволяет не только восстановить ряд нарушенных физиологических или психических функций организма, но и усилить, воссоздать, а в ряде случаев сотворить заново способность детей с церебральным параличом к полноценной жизни в обществе. Создание такого центра стало само по себе инновационным. Ему нет аналогов в регионе. Опыт деятельности подобных учреждений не описан или описан недостаточно. Это многопрофильное учреждение, включающее весь комплекс помощи детям с двигательными нарушениями независимо от степени тяжести заболевания. Сюда входят: оздоровление, лечение ребенка с психолого-педагогической коррекцией и аномальной реабилитацией.

Основой деятельности нашего учреждения является вера в завтрашний день ребенка, ориентация на «зону его ближайшего развития», оптимизм, принятие ребенка таким, каков он есть, готовность прийти ему на помощь. Гуманизация, равноправные, партнерские взаимоотношения - норма жизни центра. Опыт показывает, что с развитием системы медицинской, педагогической, спортивной, социально-средовой реабилитации стало возможным осуществление равных прав детей с ограниченными возможностями.

Для раскрытия потенциальных возможностей детей мы используем новые технологии, стремимся организовать учебно-воспитательный процесс как целостный. Именно поэтому мы выдвигаем принцип интеграции как наиболее целесообразный. Интеграция рассматривается нами как междисциплинарный, межотраслевой, межпредметный процесс.

Нарушение или задержка формирования двигательных функций требует соответствующей коррекции: необходимо формирование правильных представлений о движении, пространственно-временной организации, воздействие на процесс формирования и развития речи, психических и познавательных процессов. Это возможно лишь при сочетании педагогического и медицинского воздействия. К тому же, комплекс вовремя предпринятых специально-последовательных действий позволяет не только ряд нарушенных физиологических или психических функций организма, но и усилить, воссоздать, а в ряде случаев сотворить заново способность детей с церебральным параличом к жизни в обществе. В этой деятельности все более значительное место начинает занимать специально-культурная реабилитация, использование эстетических средств художественной культуры, музыки, искусства.

Практический опыт психокоррекционной работы средствами искусства показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с различными проблемами в развитию Особое место среди арттерапев-тических методик, применяемых в нашей работе с детьми, имеющими психодвигательные нарушения, занимает музыкотерапия. Мы используем термин Е.А. Медведевой: " Музыкотерапия - один из видов арттерапии (терапия искусством), направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на катарсис, регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных прцессов, коррекцию рефлексивно - коммуникативной сферы ребенка" [89, С. 91].

Коррекционное воздействие музыкотерапией происходит, по нашему мнению, в нескольких направлениях:

- коррекции психосоматических нарушений (психомоторики, вегетативной системы и др.);

- коррекции отклонений в психоэмоциональной сфере;

- коррекции в социально - адаптационных проявлений;

- активизации творческих способностей.

Научно-практические рекомендации по повышению эффективности использования системы музыкально-эстетической реабилитации в учреяедениях данного типа

Исходя из проанализированных структурных элементов и содержания музыкально-эстетической реабилитации/, мы приходим к выводу об эффективности использования разработанной нами модели для РЦР с ДЦП. Известные венгерские специалисты, работающие по методу кондуктивной педагогики, Ка 130

роли Акош и Магда Акош пишут: «Человек с нормальной двигательной функцией характеризуется общей способностью к адаптации или обучению, что позволяет ему в течение жизни сознательно приспосабливаться во все возрастающей степени к природной и социальной среде. От этой общей способности зависит его развитие в течение всей жизни. Но у людей с церебральной дисфункцией эта общая способность к адаптации снижена или потеряна вообще; поэтому они не способны во многих ситуациях достичь той степени адаптации, которой от них ожидают. Они не могут приспосабливаться к новым обстоятельствам» [1, С. 7].

«Проблема взаимодействия анализаторов интересовала и продолжает интересовать многих исследователей с разносторонних позиций, в том числе и с дефектологических» [3, С. 41]. Мы рассматриваем этот вопрос с точки зрения использования сохранных анализаторов при обучении детей с двигательными нарушениями в развитии.

Мы согласны с мнением Б. Г. Ананьева (1982), который характеризует сенсорно-перцептивную организацию человека как единую систему анализаторов всех без исключения модальностей, включённую, в свою очередь, в общую структуру человеческого развития.

По данным наблюдениям, двигательные расстройства у детей с церебральным параличом сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, часто отмечаются речевые нарушения, которые усугубляются дефицитом общения. Поэтому работа с детьми данной категории должна быть направлена на профилактику и коррекцию этих нарушений.

Музыкально-эстетическая реабилитация стремится развить эту отсутствующую «ортофункцию» (нормальную двигательную функцию), что впоследствии помогает ребенку социализироваться в обществе.

Музыкальное развитие детей с церебральным параличом происходит в процессе освоения детьми различных видов музыкально-коррекционной деятельности. Учет клинико-психологических особенностей дизонтогенеза является обязательным условием в определении организационной, дидактической сторон процесса музыкального воздействия на детей данной категории.

Ладовое чувство.

Восприятие музыки у детей с церебральным параличом развивается в активной деятельности, где сначала происходит накопление музыкальных впечатлений, а затем их дифференциация и только потом формируется оценочное отношение к услышанной музыке. Эта деятельность связана с тонкими переживаниями ребенка, с умением сопоставлять образы окружающей действительности с музыкальными образами, представленными через средства музыкальной выразительности (характер, ритм, темп, динамику, форму музыкального произведения).

У детей с церебральным параличом несовершенство психических функций, неустойчивого внимания, повышенная отвлекаемость, создает трудности в сосредоточении на музыкальном материале во время слушания. В процессе му-зыкально-коррекционной деятельности детей с церебральным параличом полезно сочетать наглядные методы с активной исследовательской деятельностью. В качестве наглядности в музыкальном воспитании очень эффективно использование широко известных в практике дидактического пособия «музыкальная лесенка» (5-ти, 7-ми ступенчатые). Ориентируясь на высоту ступеней лесенки, ребенок учится соотносит звуки по высоте. С помощью таких наглядно-предметных моделей дети быстрее осваивают такие понятия, как «ритм», «длительность», «высота звуков», «направление движение мелодии» и др. Развитие музыкального восприятия эмоциональных реакций ребенка обеспечивается использованием различных игровых приемов. Так, показ игрушки по содержанию музыкального произведения перед слушанием создают не только интерес и мотивацию, но и вызывают положительную эмоциональную реакцию ребенка. А слушание контрастной по характеру музыки (радостной и спокойной), сопровождающейся действием педагога с игрушкой («Мишутка спит», «Мишутке пляшет») конкретизирует восприятие, делает его более устойчивым.

Для лучшего усвоения музыкального материала детям предлагается потрогать игрушку. В этом случае образуются более тонкие слухо-зрительно-тактильные связи разных компонентов восприятия.

Музыкально-слуховые представления.

В процессе развития музыкально-слуховых представлений у детей с церебральным параличом формируются певческие навыки, вокально-хоровая культура. Дети с двигательными нарушениями в развитии овладевают песенным репертуаром различной тематики: о природе, о труде и т.д. Через содержание песен ребенок с церебральным параличом учится различать добро и зло, уважать труд, бережно относиться к природе и животным. Занятия пением помогают решению познавательных, воспитательных, формированию нравственно-эстетической культуры ребенка. У детей с церебральным параличом в большинстве нарушены ритмический, динамический компоненты музыкального слуха, отмечается неустойчивость, прерывистость дыхания, хрипловатый, монотонный голос, часто с носовым оттенком, вялая размытая дикция, слабость праксиса [8]. Занятии вокальной деятельностью формируют голос ребенка, мелодический слух, интонационную выразительность пения, голосоведения. Это обеспечивается специально подобранным песенным репертуаром, учитывающим ограниченность певческого диапазона детей данной категории. Игровые приемы и дидактические (на распевание, пение цепочкой по фразам, сочетание речетативного пения и исполнения фрагментов песни без слов на слоги) способствует коррекционной направленности пения. Пение помогает развитию познавательной деятельности ребенка с церебральным параличом, особенно речи. Ритмическая и мелодическая основа песни содействует овладению самостоятельной речью, преодолению трудностей в речевой деятельности.

Похожие диссертации на Музыкальное воспитание как средство коррекции отклонений в развитии детей с церебральным параличом в условиях реабилитационного центра