Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Система личных прав человека (Конституционно-правовой аспект) Антипова Галина Владимировна

Система личных прав человека (Конституционно-правовой аспект)
<
Система личных прав человека (Конституционно-правовой аспект) Система личных прав человека (Конституционно-правовой аспект) Система личных прав человека (Конституционно-правовой аспект) Система личных прав человека (Конституционно-правовой аспект) Система личных прав человека (Конституционно-правовой аспект) Система личных прав человека (Конституционно-правовой аспект) Система личных прав человека (Конституционно-правовой аспект) Система личных прав человека (Конституционно-правовой аспект) Система личных прав человека (Конституционно-правовой аспект) Система личных прав человека (Конституционно-правовой аспект)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Антипова Галина Владимировна. Система личных прав человека (Конституционно-правовой аспект) : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 : Москва, 2002 198 c. РГБ ОД, 61:03-12/642-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Концепция личных прав человека как основа ние для систематизации 13

1.1. Природа личных прав человека и ее отражение в теории и праве 13

1.2. Индивидуальное и коллективное начала в личных правах человека ... 33

1.3. Общая характеристика и признаки личных прав человека 41

1.4. К построению системы конституционных личных прав 59

ГЛАВА 2. Личные права человека в конституционном праве 67

2.1. Классификация личных прав человека 67

2.2. Личные права, обеспечивающие физическую и психическую неприкосновенность личности 74

2.3. Личные права, обеспечивающие нравственную ценность личности... 98

2.4. Личные права, обеспечивающие свободу личности 112

Заключение 163

Библиография 171

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Во всем мире возрастает теоретический и практический интерес к правам человека, которые по мере своего развития наполняются новым содержанием, ориентируемым на определенный уровень человеческих потребностей и состояние общества.

Основной задачей российского общества на современном этапе развития признается становление правового демократического государства, одним из принципов которого является правовая защищенность человека. "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Данное положение ст. 2 Конституции РФ должно стать исходным при анализе всех проблем, затрагивающих права личности.

Исторически первыми признаются те либеральные ценности, которые были сформулированы в эпоху буржуазных революций, а затем получили свое закрепление в законодательстве большинства государств. Речь идет о личных правах и свободах.

Актуальность темы обусловлена важностью глубокого и комплексного исследования института личных прав человека в сложных условиях становления гражданского общества в России. Только в гражданском обществе индивид обладает свободой во всех ее проявлениях. Для удовлетворения своих потребностей и интересов индивид имеет право на автономную самоорганизацию, что способствует социальной активности людей, стабильности принципов и институтов демократии, росту общего благосостояния, прогрессу во всех областях лшзни. Свобода индивида в гражданском обществе должна быть обеспеченной рядом гарантий, что позволит ограничить своеволие государства и создать надежную защиту личным правам и свободам.

Главнейшее назначение личных прав состоит в том, чтобы обеспечить приоритет индивидуальных возможностей каждой личности. Государство признает независимость и самостоятельность личности, обеспечивая непри-

4 косновенность определенной сферы отношений, которая не может быть объектом притязаний с его стороны. Эти права призваны охранять то пространство, где действуют частные интересы.

Государство уже не может выполнять пассивную роль, только воздерживаясь от вмешательства в сферу частных интересов личности. Возникает необходимость содействовать осуществлению личных прав, оформляемая в идее служения государства интересам личности, а в праве - в обязанности охранять свободу индивида, при условии, что достаточная защита гарантируется и общим, в том числе общественным интересам.

Четкое определение личных прав и выявление их признаков имеет важное научное и практическое значение. Для уточнения перечня личных прав, установления законных ограничений, оберегающих личную свободу, необходимо провести комплексное научное исследование данного института конституционного права с последующим внедрением научных разработок в действующее конституционное законодательство.

С выявлением признаков личных прав и свобод и установлением их перечня связана проблема классификации личных прав. Необходимость и важность классификации личных прав и свобод вызвана следующими причинами. Во-первых, классификация данной группы прав способствует обогащению науки конституционного права. Глубокое и всестороннее исследование конституционных прав в сфере личной свободы и индивидуальной безопасности требует не только рассмотрения их общих, но и особенных свойств. Всестороннее изучение сначала конкретных личных прав и свобод, а затем в системе позволит комплексно подойти к исследованию данного института конституционного права. Во-вторых, классификация данной группы прав обусловливается сугубо практическими причинами. Такая классификация позволит усовершенствовать действующее конституционное законодательство, регулирующее эту группу прав.

Актуальность темы обусловлена еще и тем, что содержание личных прав не является раз и навсегда данным, оно постоянно наполняется и расширя-

5 ется, исходя из потребностей человека, общества и государства. Данное обстоятельство вызывает необходимость развития конституционного законодательства и создания таких гарантий, которые позволили бы наиболее эффективно охранять права в сфере личной свободы и индивидуальной безопасности.

Отмеченные обстоятельства определили выбор темы научного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. В общетеоретическом плане и в аспекте конституционно-правовой теории права человека исследовались в трудах Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, А.П. Горшенева, В.И. Крусса, Е.Л. Лукашевой, Н.И. Матузова, Г.В. Мальцева, Р.А. Мюллерсона, В.А. Па-тюлина, И.В. Ростовщиков, Ф.М. Рудинского, К.Б. Толкачев, Б.С. Эбзеева и других авторов. Положения и выводы, содержащиеся в этих трудах, составили концептуальную основу для научной разработки отдельных групп и конкретных конституционных прав личности.

Подсистема личных конституционных прав как один из элементов общей системы прав человека также рассматривалась в отечественной правовой литературе в различных направлениях и аспектах. В дореволюционной России данная проблема стала особенно актуальной в начале XX в. О личных правах и свободах писали М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, Е. Н. Тарнов-ский, Б.Н. Чичерин, А.К. Дживелегов, Ю.С. Гамбаров и другие. В советское время в государственно-правовой литературе личным правам уделялось меньше внимания по сравнению с правами политическими и социально-экономическими. Вместе с тем можно назвать авторов, работы которых были посвящены отдельным личным правам. Это: Л.О. Красавчикова, Н.А. При-дворов, М.Г. Кириченко, Ю.А. Розенбаум, Ф.М. Рудинский и другие.

В постсоветский период, в связи с изменением приоритетов в системе конституционных прав, личные права все чаще становятся предметом исследования ученых. О конкретных видах личных прав и свобод написаны работы, в том числе и диссертации, И.Н. Вишняковой, О.В. Герасимовой, В.Д. Гонча-

ренко, А.В. Пчелинцева, Г.Б. Романовского, СВ. Толкачевой, О.Г. Селиховой и других авторов. В последнее время появились работы, подготовленные на стыке конституционного права и других отраслей права. Их авторы рассматривают отдельные конституционные личные права, акцентируя внимание прежде всего на отраслевых гарантиях и правовых механизмах защиты таких прав ( М.Н. Малеина, И.Л. Петрухин, Ю.И. Стецовский и другие).

Несмотря на то, что имеются интересные правовые исследования, посвященные тем или иным аспектам личных прав, комплексного системного анализа этой категории прав человека пока еще не проводилось. В работах перечисленных выше ученых не дается целостная характеристика современного состояния системы личных конституционных прав человека в ее теоретическом и нормативном отражении. Данное обстоятельство предопределило выбор автором темы исследования.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы, опираясь на системный метод, наиболее полно и комплексно исследовать юридическую природу личных прав и определить их место в системе прав и свобод человека в целом.

В соответствии с заявленной целью были поставлены следующие задачи: провести историко-правовой анализ становления и развития института личных прав и свобод человека в России; проанализировать и обобщить уже имеющиеся научные разработки по данной теме, критически их осмыслить с позиции современного состояния общества;

выявить индивидуальное и коллективное начала в содержании личных прав и свобод, обосновать их органическую взаимосвязь; проанализировать законные формы ограничения личных прав и свобод, исходя из проблемы взаимоотношения личности и государства; выделить специфические черты личных прав и свобод, сформу-

7 лировать их определение.

уточнить классификацию личных прав и свобод; определить содержание личных прав и свобод с позиции формально-юридического и общесоциального подходов; подвергнуть анализу правовой механизм реализации личных прав и свобод;

выявить пробелы и на основе проведенного анализа выработать рекомендации и предложения по совершенствованию законодательства о личных правах и свободах.;

обоснование целостности, внутреннего единства и динамизма системы конституционных личных прав;

определение места и значения конституционных личных прав в системе личных прав человека в целом.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются личные права как сложный, многоаспектный и динамичный институт конституционного права.

Предмет исследования составляют: правовая природа, сущность и содержание личных прав и свобод; понятие и признаки прав и свобод в сфере личной свободы и индивидуальной безопасности.

Методологическая и теоретическая основы исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составили общенаучные, специальные и частнонаучные методы познания. В качестве основного и исходного выступает диалектический метод познания.

Особое значение в создании целостной концепции личных прав и свобод человека уделяется методу системного анализа. Любая система представляет собой целостное и упорядоченное множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом. Взаимодействие этих элементов порождает новое качественное своеобразие выработанной концепции личных

8
r прав и свобод. Кроме того, системный метод открывает возможности для бо-

лее глубокого изучения всех структурных элементов, составляющих концепцию личных прав и свобод.

В целях решения поставленных задач широко применялся метод сравнительного правоведения, с помощью которого выявлены общие и специфические тенденции регулирования личных прав и свобод в Российской Федерации и в зарубежных странах. С логической точки зрения предложенный метод базируется на последовательном изучении и сопоставлении сходных институтов различных стран, в частности, института личных прав и свобод. В данном случае речь не идет о механическом переносе зарубежного опыта в специфические исторические, национальные, духовные, культурные условия России.

Теоретическую основу исследования составили труды ученых в облас
ти теории государства и права, конституционного, международного, граж
данского, уголовного, уголовно-процессуального права, философии, социо-
щ логии, политологии.

Для формулирования собственных выводов и рекомендаций, обусловивших стройную концепцию личных прав и свобод, диссертант опирался на труды следующих ученых: С.С. Алексеева, А.Г. Бережнова, Н.А. Богдановой, Н.В. Витрука, В.Е. Гулиева, А.П. Дудина, А.А.Златопольского, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, Л.О.Красавчиковой, Е.А. Лукашевой, Ф. Люшера, М.Н. Малеиной, В.С.Нерсесянца, И.Л. Петрухина, А.В. Пчелинцева, Ф.М. Рудинского и т. д.

Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, международно-правовые документы, действующее российское законодательство, постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации.

Научная новизна диссертации состоит как в выборе темы, так и под-
и ходе к ее исследованию. Диссертант предпринял попытку комплексного ана-

лиза института личных прав человека. При этом уделяется внимание анализу

9 их места и роли в сфере субъективных прав личности в целом. В результате

исследования выведено определение понятия конституционных личных прав человека, в котором обобщены их основные признаки, предложена классификация этих прав, обоснована их система как комплекс взаимосвязанных, взаимодействующих и динамично развивающихся элементов.

Основные положения, выносимые на защиту

  1. К характеристике личных прав и свобод человека можно применить два подхода: естественно-правовой, в основе которого лежит идея естественного происхождения личных прав и свобод, и позитивистский, суть которого состоит в обосновании производного от государства характера рассматриваемых прав. Естественное право является категорией абстрактной, но имеющей глубокий правовой смысл. По сути, это нравственный идеал для гражданского общества, каждого его члена и конституционного государства. Вместе с тем закрепление личных прав и свобод в позитивном праве гарантирует охрану и защиту, вытекающих из естественного права, прав и свобод человека.

  2. Соотношение индивидуального и коллективного начал в личных правах и свободах основано на концепциях естественного и позитивного права. Недопустимо рассматривать "индивидуальное" и "коллективное" как противоположные категории. Они органически сочетаются в личных правах и свободах человека.

  3. Совокупность особых признаков личных прав, выделяемых в диссертации, позволяет раскрыть содержание соответствующей конституционно-правовой категории. Личные права определяются автором как естественные, неотчуждаемые, непосредственно реализуемые возможности индивида, находящиеся в состоянии постоянного пользования и составляющие неотъемлемые условия его существования, которые закрепляются и охраняются государством. Их назначение - обеспечивать свободу и автономию индивида, как члена общества.

  1. Основанием классификации личных прав и свобод может служить объект правового регулирования. По этому критерию личные права и свободы подразделяются на три группы: во-первых, личные права, обеспечивающие физическую и психическую неприкосновенность; во-вторых, личные права, обеспечивающие нравственную ценность личности; в-третьих, личные права, обеспечивающие свободу личности.

  2. Личные права и свободы реализуются в рамках общих правоотношений, возникающих на основе норм конституционного права, не содержащих указание на юридические факты. Для прав, рассматриваемой категории, характерно также и то, что их реализация осуществляется не только путем исполнения, соблюдения, использования и применения, но и посредством обладания соответствующим благом.

  1. Конституционные личные права являются составной частью общей системы личных прав человека, складывающихся в сфере личной свободы и индивидуальной безопасности. Как структурная часть этой системы, конституционные личные права представляют собой подсистему, существующую на самом верхнем уровне правового регулирования и имеющую свою сложную структуру. Составляющие ее элементы - конкретные личные права -опосредуют наиболее важные, значимые связи государства и личности и отражают особое правовое состояния их носителей.

  2. При раскрытии содержания конкретных конституционных личных прав следует применять не только формально-юридический, но и общесоциальный подход. Такой взгляд на личные права значительно расширяет и обогащает их содержание. Из существующей нормативной формулы конкретного права могут вытекать новые правовые возможности человека в сфере личной свободы, которые отражают сложность и многосторонность его индивидуальной жизни. Движущим фактором подобного наполнения и развития личного конституционного права выступают потребности человека. Задачей государства при этом является признание, соблюдение и защита таких прав.

Теоретическое и практическое значение проведенного исследования связано с актуальностью, новизной, содержанием выводов и рекомендаций. В определенной степени материалы исследования расширяют научное представление об институте личных прав и свобод человека, а также позволяют четко определить их место в сфере прав человека.

В проведенном исследовании формулируется ряд рекомендаций по совершенствованию конституционного законодательства. Они касаются более точного содержания конкретных личных прав и свобод, установления гарантий реализации этих прав и служат обеспечению действенной охраны данной группы прав.

Основные положения, содержащиеся в исследовании, могут использоваться для дальнейшего развития комплексного учения о личных правах и свободах.

В практическом отношении результаты исследования возможно использовать в разных направлениях: в научно-исследовательской работе при анализе современного состояния и перспектив развития института личных прав и свобод; в преподавании конституционного права для проведения занятий и написания учебников и учебных пособий; в законотворчестве для разработки качественного законодательства, закрепляющего правовой статус личности; в правоприменительной и правоохранительной деятельности, для совершенствования и эффективного использования механизмов реализации и правовой защиты личных прав и свобод человека.

Апробация результатов. Положения диссертационной работы излагались на научных конференциях. Отдельные вопросы, затронутые в диссертации, нашли отражение в научных публикациях автора. Кроме того, результаты исследования использовались при подготовке и чтении лекций, проведении семинарских занятий по конституционному праву, написании методических материалов.

Структура диссертации подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения и библиографии.

Природа личных прав человека и ее отражение в теории и праве

Каждый институт конституционного права в процессе своего развития и изменений начинает приобретать черты системности. Пришло время привести в систему и институт прав и свобод человека и гражданина, обозначив объектом систематизации как данный институт в целом, так и каждую, из входящих в него, групп прав. Институт прав и свобод человека, как и любой другой институт конституционного права, представляет собой основной элемент отрасли конституционного права, самостоятельное структурное подразделение, где правовые нормы группируются по их юридическому содержанию. Каждый институт конституционного права - это относительно обособленный "блок" отрасли, который имеет сложную структуру. В институт прав и свобод человека включаются все права, принадлежащие человеку.

Личные права человека - важнейшая составляющая института прав и свобод и одна из самых актуальнейших тем, исследуемых не только юристами, но и философами, политологами, социологами. Анализ личных прав имеет большое значение для науки и законотворчества, а также и для правоприменительной практики, связанной с реализацией и защитой человека, развитием его индивидуальности.

В отличие от политических, социальных, экономических и культурных прав через личные права и свободы определяется положение личности как индивида - существа биопсихосоциального. Человек понимается как разумное психофизиологическое и биосоциальное существо, которое обладает сознанием, волей, честью, достоинством, а также правосубъектностью, что делает его субъектом права.

Автор выделяет два подхода к определению природы личных прав человека: естественно-правовой, основанный на концепции естественного происхождения личных прав, и позитивистский, согласно которому личные права определяются и закрепляются государством, как и права, относящиеся к другим группам.

Естественно-правовая доктрина возникла сравнительно поздно - вместе с либеральными идеями европейских мыслителей XVII-XVIII вв. Учение о естественных правах стало идеологическим оружием буржуазии в ее борьбе за разрушение феодального строя и за овладение властью. Согласно данной концепции, все люди рождаются свободными и равными в правах. Существуют некие неписаные, прирожденные и неотчуждаемые права и свободы, которые государство обязано охранять и не нарушать. При этом за государством остается право обременять человека определенными ограничениями. Кратко смысл этой концепции сводится к принципу: "разрешено все, что не запрещено законом".

Школа естественного права имеет ряд особенностей: во-первых, государство и право рассматривались как неизменные и вечные явления, вытекающие из "природы" человека; во-вторых, государство возникло в результате общественного договора как следствие соединения отдельных лиц в целое; в-третьих, естественно-правовая школа исходит из индивидуализма человека, из представления об изолированном, существующем вне общества и государства человеке.

Правовые идеи о том, что человек обладает правами, данными ему от природы, встречались также в философии и юриспруденции античного мира и средневековья. Но в то время естественное право рассматривалось как разновидность божественного закона.

С идеей о естественном равенстве всех людей (равенстве по природе, по "естественному праву") выступали ряд софистов (Антифонт, Ликофрон, Алкидам), неравенство людей трактовалось как следствие искусственных человеческих установлений. Идею равенства людей и равенства их "личных прав", обусловленных природой, обосновал Ликофрон. "Личные права" человека Ликофрон считал тем естественным правом, для гарантирования которого, по его договорной теории, и было заключено людьми соглашение о создании полисной общности и его законов. Алкидам развил мысль о том, что равны все люди: и свободные члены полиса, и рабы. Ему приписывают следующие знаменитые слова: "Божество создало всех свободными, а приро-да никого не сотворила рабом" .

Естественно-правовые идеи Аристотеля сводятся к двум основным тезисам. Первый: "высшее и всеобщее положение естественного права весьма сжато гласит: каждому своё, надлежащее..." Второй основной тезис, представляет собой формулу применения первого и гласит: равным - равное, неравным (соответственно) - неравное"3. Таким образом, естественное право констатирует лишь существовавшее положение разных категорий населения. По мнению Аристотеля, разделение людей на свободных и рабов объясняется только тем, что они таковыми являются от природы.

Концепцию правопонимания, исходящую из представлений о справедливости и праве как договоре, общеполезном для обеспечения индивидуальной свободы и взаимной безопасности людей в общественно-политической жизни, развивал в эпоху эллинизма Эпикур. Основные ценности эпикуров-ской этики (свобода, удовольствие, безмятежное спокойствие духа) носят индивидуалистический характер и по сути своей внеполитичны. Они являются результатом сознательных усилий индивида. Согласно Эпикуру, свобода человека - это его ответственность за разумный выбор своего образа жизни. Сфера человеческой свободы - это сфера ответственности человека за себя; она вне необходимости, т.к. "необходимость не подлежит ответственности", а также вне непостоянного случая. Свобода обретается благодаря уяснению того, "что зависит от нас" и "не подлежит никакому господину" .

Индивидуальное и коллективное начала в личных правах человека

Проблема соотношения понятий "индивидуального" и "коллективного" применительно к правам и свободам человека вытекает из концепций о естественном и позитивном праве. Рассматривая вопрос об индивидуальном и коллективном ограничимся только личными правами и свободами, хотя эту проблему можно раскрыть исходя из содержания правового статуса человека и гражданина в целом.

Человек - существо биопсихосоциальное. Индивидуальное заложено в человеке изначально, самой природой. Поэтому государство и общество не могут игнорировать индивидуальные качества человека. Такие качества тем или иным образом находят свое отражение в общественных и государственных институтах. Заметим, что индивидуальность не является качеством неизменным. Человек живет в обществе, и в процессе жизни на него воздействует социальная среда. Таким образом, индивидуальность начинает изменяться и приобретать общие черты, которые свойственны данной исторической эпохе.

"Индивидуальное" и "коллективное" - понятия противоположные, но рассматривать их в отрыве друг от друга недопустимо. Две эти категории "являются главной универсальной формой общественного движения" . Именно поэтому было бы интересно раскрыть институт личных прав и свобод через призму индивидуального и коллективного в их содержании.

Классические либеральные теории подчеркивают особую и первостепенную значимость автономии личности и ее индивидуальности. В соответствии с этими теориями, автономия личности и индивидуальность являются движущей силой развития общества. Все естественно-правовые теории ставили перед собой одну цель - установить правовые границы, в пределах которых государство будет вмешиваться в сферу личных прав и частных интересов человека. Либерализм явился "политическим языком человеческих прав и тем самым определил критерий гуманистического, морального измерения политической власти, государственности"49. Обеспечение государством личных прав и свобод человека - это не только способ гарантировать свободу и автономию личности, но и условия развития общества, разумности его устройства и нравственности политики.

В буржуазно-либеральных теориях понятие "свобода" стало неким барьером, который разделил человека и государство. Свобода - это "стена" между ними. Под свободой личности понимается свобода человека, который в обществе обособлен, в других людях он видит лишь конкурентов в борьбе за жизнь, богатство, престиж и т.п. Свобода в таком понимании представляет собой абсолютный индивидуализм. Отрицая подобную крайность, К. Маркс

характеризует ее следующим образом: "Право человека на свободу основывается не на соединении человека с человеком, а, наоборот, на обособлении человека от человека. Оно - право этого обособления, право ограниченного, замкнутого в себе индивида"

Марксистско-ленинская доктрина исходила из того, что общенациональный интерес важнее интереса личного. Эта доктрина, проповедуя дух коллективизма, отдает приоритет коллективным интересам. Под коллективизмом понимается принцип общности, коллективное начало в общественной жизни, в труде, в какой-либо деятельности . Исходя из определения, коллективизм присутствует не только во всех сферах жизни общества, но и в правах человека, в том числе и личных правах, ставя их в зависимость от общества.

Характеризуя такое "явление", как коллективизм, И.Л. Петрухин выделил присущие ему основные признаки. К ним он относит: отказ человека от своих прав ради общественных интересов; готовность к самопожертвованию; дисциплина и иерархия в системе власти; игнорирование мнения меньшинства и преследование носителей этого мнения; сведение роли человека к функции "винтика" в механизме социального управления; нивелирование личностей путем их подчинения единым стандартам; строгая и мелочная регламен-тация всех сторон общественной и личной жизни . Исходя из этих признаков, И.Л. Петрухин констатирует, что государство, осуществляя заботу о своих гражданах, требует, чтобы последние были ему преданы. Думается, что выделенные признаки коллективизма и их абсолютизация могут быть отождествлены с признаками, характеризующими тоталитарный режим.

Классификация личных прав человека

Личные права и свободы призваны обеспечивать свободу, независи мость и защищенность личности от незаконного внешнего вмешательства. Главное предназначение личных прав заключается в том, чтобы обеспечить приоритет личностных качеств каждого человека.

Личные права и свободы в современном мире весьма многообразны, что позволяет учитывать особенности осуществления и защиты каждого из этих прав. Для выявления характерных черт конкретных личных прав, их места и функциональной роли в системе конституционных прав личности их необходимо классифицировать.

Под классификацией понимается система соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями . Классифи кация представляет собой формальное отражение системы, теоретическую конструкцию, основанную на нормативном закреплении конституционных личных прав. Содержание каждого права весьма широко и многообразно. В зависимости от условий времени, диктуемых им потребностей, восприятия таких потребностей обществом, способности государства гарантировать их, следует ожидать как наполнения новым содержанием уже признанных и зафик сированных в Конституции возможностей человека в сфере личной свободы и индивидуальной безопасности, так и появления новых личных прав.

Таким образом, классификация, как теоретическая конструкция, будет пополняться, а перечень конституционно установленных прав расширяться. Такие права могут первоначально быть зафиксированы в отраслевом законо дательстве, со временем приобретать конституционное значение и затем формально стать конституционными.

Классификация личных прав и свобод имеет познавательное и практи ческое значение. Без нее затруднительно изучение конституционных прав личности в системе. Без выявления тех или иных особенностей различных групп личных прав затруднительно правильное их применение. Однако клас сификация личных прав не может быть раз и навсегда данной. Она обогаща ется по мере появления в перечне личных прав новых разновидностей, отра ; жающих многосторонность и сложность жизни человека. Необходимость и важность классификации личных прав и свобод вызвана следующими причи нами: во-первых, чисто научными, познавательными причинами. Глубокое и всестороннее познание содержания личных прав требует не только изучения их общих признаков, но и исследования их индивидуальных свойств. Рас смотрение личных прав, сначала каждого в отдельности, а затем в их взаимо м связи и взаимодействии друг с другом, позволит дать четкую систему лич ных прав; во-вторых, это объясняется сугубо практическими целями. Клас 15 сификация личных прав позволит унифицировать действующее законода тельство, регулирующее и охраняющее данную группу прав.

В теории предлагались различные классификации личных прав и свобод, в основу которых были положены те или иные критерии.

Так, в зависимости от интересов, составляющих личные права, француз ский государствовед А. Эсмен разделил такие права на две группы. Первая группа личных прав касается материальных интересов. К ней он относит лич rf ную свободу в узком смысле, т.е. личную безопасность, собственность, непри косновенность жилища. Вторая группа личных прав выражает моральные интересы. В нее А. Эсмен включает свободу совести и свободу вероисповедания1 .

По мнению Ф. Люшера "естественным и неотъемлемым правом чело века" является свобода. В соответствии с этой свободой индивид может вы . бирать определенное правило поведения. Свобода включает в себя ряд воз ъ. можностей: во-первых, право беспрепятственного передвижения; во-вторых, право на частную жизнь; в-третьих, право на семейную жизнь; в-четвертых, право располагать своим достоянием112.

Согласно утверждению А.П. Горшенева, личная свобода предполагает две формы своего проявления: индивидуальную свободу и безопасность, и сферу нравственной и духовной жизни общества. Исходя из этих форм, личные права разделяются на две группы. К первой группе относятся права на неприкосновенность личности, жилища, охрану здоровья, правовую защиту, свободу передвижения и необходимую оборону. Ко второй - права на свободу совести, тайну переписки, на честь и достоинство .

Есть суждение, что в основу классификации личных прав следует положить наиболее важные формы проявления индивидуальной свободы. Предложенное основание позволяет выделить четыре группы указанных прав. Первая группа: право на жизнь. Вторая группа: право на неприкосновенность личности и право обвиняемого на защиту. Это права, обеспечивающие личную безопасность. Третья группа: право на охрану личной жизни, неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, защита семьи и брака. Представленный перечень прав обеспечивает неприкосновенность благ личной и семейной жизни. Четвертая группа: право на честь и достоинство, свободу совести. Эти права обеспечивают неприкосновенность духовной и нравственной сторон жизни человека

Личные права, обеспечивающие физическую и психическую неприкосновенность личности

В настоящее время есть страны, в конституциях которых закреплена норма об охране жизни уже до рождения человека, например: "Жизнь дос- тойна охраны уже до рождения" (абз. 1 ст. 15 Конституции Словакии).

Думается, что подходы к определению содержания права на жизнь и принципах их закрепления в нормах конституции, текущем законодательстве, международно-правовых нормах можно подразделить на два вида: формально-юридический, в основе которого лежит установление смертной казни за отдельные виды преступлений, и общесоциальный, который связан с перспективами развития права на жизнь, в связи с общими тенденциями гуманизации общества.

В соответствии с первой позицией смертная казнь может устанавливать ся, но только в качестве исключительной меры наказания. С того момента, как право на жизнь было закреплено в позитивном праве, оно приобрело большое значение. Известно, что с начала существования государственности человек мог быть лишен жизни за совершенное общественно-опасное деяние. Жизнь является объектом защиты со стороны уголовного законодательства - данное положение отражено не только в международно-правовых документах (например, ст. 3 всеобщей Декларации прав человека, ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах), но и Конституции РФ (ч.1, ст. 20).

Заметим, что Всеобщая декларация прав человека 1948 г. не содержит нормы, предусматривающей возможность применения смертной казни. По ложению дел в большинстве стран мира не соответствует данному акту. государств сохранили в уголовном законодательстве смертную казнь как вид наказания, но на практике этот вид наказания не применяется. Он заменяется пожизненным заключением В Советском государстве смертная казнь отменялась три раза, но всякий раз восстанавливалась. Впервые об отмене смертной казни объявил II Всероссийский съезд Советов 26 октября 1917 г. Однако, уже 21 февраля 1918 г. СНК РСФСР разрешил расстреливать без суда на месте неприятельских агентов, спекулянтов, громил, хулиганов, контрреволюционных агитаторов и германских шпионов. Вновь смертную казнь отменили в январе 1920 г., а 11 мая того же года восстановили. 26 мая 1947 г. объявили об отмене смертной казни в мирное время. И все же ее применяли по делам о контрреволюционных пре-ступлениях . В 1950 г. смертную казнь в СССР восстановили.

В 60-70-х гг. число составов преступления, за совершение которых применялась смертная казнь, достигло двадцати двух. К концу 80-х годов наметилась тенденция к сокращению применения смертной казни. К 1993 г. в УК России осталось только шесть составов, допускающих применение смертной казни. Кроме этого, смертная казнь могла быть заменена пожизненным заключением. Российская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г. допускает применение смертной казни в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления (ст. 7). Конституция РФ в редакции 21 апреля 1992 г. установила, что смертная казнь применяется за особо тяжкие преступления "против личности" (ст. 38). Ныне действующая Конституция РФ еще более сократила сферу применения смертной казни. Она применяется за совершение тяжких преступлений "против жизни" (ч. 2, ст. 20).

Был период, когда в нашей стране число приводимых в действие приговоров о применении смертной казни увеличивалось. В 1993-1994 гг. в Рос-сии приводилось в исполнение 4-5 смертных приговоров, а в 1995 г. - 78 .

В действующей Конституции РФ была обозначена перспектива отмены смертной казни - "впредь до ее отмены". Были введены и гарантии против ее произвольного применения: 1) смертная казнь может устанавливаться только Федеральным законом; 2) смертная казнь рассматривается в качестве исключительной меры наказания; 3) смертная казнь может применяться только за особо тяжкие преступления против жизни; 4) при применении смертной казни обвиняемому предоставляется право на рассмотрение его дела судом с

участием присяжных заседателей. 26 января 1996 г. Россия вступила в Совет Европы. Вступив в Совет Европы, Россия приняла на себя обязательство отказаться от смертной казни. 16 мая 1996 г. Президент РФ подписал Указ "О поэтапном сокращении при менения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы" Этим Указом Правительству РФ поручалось подготовить проект закона о присоединении России к протоколу № 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С 1 января 1997 г. введен в действие Уголовный кодекс РФ. В соответствии с УК РФ смертная казнь сохраняется и предусматривается пятью статьями Особенной части: убийство при отягчающих обстоятельствах (ст. 105), геноцид (ст. 357), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, сотрудника правоохранительных органов, военнослужащих и их близких, государственного или общественного деятеля (ст. 277, 295, 317). С 1 июля 1997г. начал действовать Уголовно-исполнительный кодекс РФ, в котором присутствует раздел об ис-полнении смертных приговоров . С 1 января 1997 г. введён в действие Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Феде-рации" , по которому сохраняется возможность вынесения Верховным Судом РФ смертных приговоров.

Похожие диссертации на Система личных прав человека (Конституционно-правовой аспект)