Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Реализация конституционного права на свободу совести в Российской Федерации Брянцева Ольга Владимировна

Реализация конституционного права на свободу совести в Российской Федерации
<
Реализация конституционного права на свободу совести в Российской Федерации Реализация конституционного права на свободу совести в Российской Федерации Реализация конституционного права на свободу совести в Российской Федерации Реализация конституционного права на свободу совести в Российской Федерации Реализация конституционного права на свободу совести в Российской Федерации Реализация конституционного права на свободу совести в Российской Федерации Реализация конституционного права на свободу совести в Российской Федерации Реализация конституционного права на свободу совести в Российской Федерации Реализация конституционного права на свободу совести в Российской Федерации
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Брянцева Ольга Владимировна. Реализация конституционного права на свободу совести в Российской Федерации : 12.00.02 Брянцева, Ольга Владимировна Реализация конституционного права на свободу совести в Российской Федерации (На примере Волгоградской области) : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 Волгоград, 2005 224 с. РГБ ОД, 61:05-12/1201

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Понятие права на свободу совести и его гарантии .

1. Понятие и содержание права на свободу совести стр. 14

2. Правовое регулирование свободы совести действующим российским законодательством стр. 49

3. Государство и религиозные объединения. Современная религиозная ситуация в Российской Федерации стр. 66

4. Система гарантий реализации права на свободу совести и защита права на свободу совести в Российской Федерации стр. 97

Глава II. Особенности реализации права на свободу совести в Волгоградской области .

1. История реализации права на свободу совести в Волгоградской области стр .138

2. Особенности защиты права на свободу совести в Волгоградской области в современный период стр. 155

Заключение стр.181

Список использованных источников и литературы стр.190

Приложения

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Свобода совести, являясь составляющей свободы вообще, - одно из важнейших конституционных прав. Ее особое значение обусловлено тем, что наше общество является многоконфессиональным, так как в Российской Федерации проживают последователи более 50 религий, и в значительной мере секуляризованным. Кроме того, в настоящее время религия является важным компонентом культурной жизни нашего государства.

Свобода совести - это и место пересечения интересов государства и религиозных объединений. В статье 14 Конституции Российской Федерации провозглашен принцип светскости, означающий устранение какого-либо участия религиозных конфессий в политической деятельности. Вместе с тем, как государство, так и религиозные объединения вовлекают друг друга в решение ряда социальных и политических проблем. При этом на практике не всегда соблюдаются такие принципы свободы совести, как, отделение церкви от государства и школы от церкви, равенство всех религий.

Проблемы реализации права на свободу совести проявляются и в том, что этот вопрос чаще всего рассматривается в сфере публично-правовых отношений, а не как элемент частной жизни гражданина.

В настоящее время отсутствует целостное представление о месте и роли государства в сфере реализации свободы вероисповедания и в целом свободы совести.

Отмеченные выше обстоятельства, свидетельствуют о том, что реализация и соблюдение демократических принципов свободы совести требует формирования оптимальных для России организационно-правовых форм отношений между государством и религиозными структурами.

Обеспечение свободы совести представляет собой важную сторону внутренней политики Российского государства. Определяющей целью является создание условий, позволяющих наиболее полно реализовывать права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания.

Гарантией реализации данного права стало принятие Федерального закона от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и религиозных объединениях». Однако некоторые положения этого Федерального закона не соответствуют международно-правовым обязательствам России. Закон предполагает широкие возможности для традиционных вероисповеданий, а для новых религиозных движений создает серьезные ограничения, сводит конституционное право на свободу совести только к свободе вероисповедания, а права неверующих в нем никак не закреплены.

Вместе с тем, Закон, несмотря на свои недостатки и внутренние противоречия, отражает реалии переходного периода в Российской Федерации и учитывает сложившуюся религиозную ситуацию.

Актуальной остается и проблема координации деятельности всех федеральных структур, занимающихся вопросами соблюдения законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях. Существующие Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации и Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации обладают лишь рекомендательными функциями.

Таким образом, следует выделить два направления актуальности темы исследования: практическое и научное.

С практической точки зрения актуальность данной проблемы заключается в следующем:

— обеспечение свободы совести и вероисповеданий представляет собой важную сторону внутренней политики Российского государства;

— создание условий, дающих возможность наиболее полной реализации
прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания -
определяющая цель вероисповедной политики;

— достижение этой цели обеспечивается согласованием интересов
верующих и неверующих граждан, религиозных объединений и групп,
взаимопониманием и социальным компромиссом;

— укрепление и защита моральных ценностей общества путем реализации
позитивного социально-нравственного потенциала различных форм
религиозных традиций народов России задача всего общества.

Актуальность научная состоит из иных положений:

— обеспечение и защита конституционного права на свободу совести
требует от науки обстоятельных концептуальных разработок в области
гарантий правового статуса личности и его основных элементов;

— вопросы правовой регламентации права на свободу совести
многоаспектные и нуждаются в научной проработке;

выявление роли религии в духовной, общественной, правовой жизни государства также требует обстоятельного исследования;

необходимость комплексного анализа правовых основ взаимоотношений государства и религиозных объединений.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы теоретического уяснения природы конституционного права на свободу совести невозможно разрешить без общетеоретических подходов к вопросам охраны защиты права и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Понятие, структура, охрана и защита права и свобод человека и гражданина получили научную разработку в трудах таких российских ученых, как : С.А. Авакьян, С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, М.В. Баглай, Н.А. Боброва, Н.С. Бондарь, Н.В. Витрук, В.Д. Воеводин, И.В. Выдрин, Т.Д. Зражевская, В.Т. Кабышев, Г.Н. Комкова, В.А. Кочев, И.А. Кравец, А.Н. Кокотов, О.Е. Кутафин, В.А. Лебедев, Е.А. Лукашева, В.О. Лучин, Н.М.

Матузов, А.С. Мордовец, В.В. Невинский, В.А. Патюлин, И.А. Умнова, Б.С. Эбзеев и других.

Для многонациональной и многоконфессиональной России вопрос о свободе совести, о взаимоотношениях государства с религиозными объединениями всегда был чрезвычайно важен и вместе с тем болезнен. В понятии, содержании права на свободу совести, его реализации возникало и возникает много вопросов. В работах С. Абдухаликова, С.А. Бурьянова, А.И. Виноградова, Н.П. Гаевой, Ю.И. Гирмана, Р.Б. Головкина, Г.Р. Гольста, П.Н. Дозорцева, В.Н. Калинина, М.Г. Кириченко, И.М. Кислицына, В.В. Клочкова, В.Н. Королева, В.А. Куроедова, А.И. Кудрявцева, А.С. Ловинюкова, Г.П. Лупарева, А. Николина, М.И. Одинцова, А.В. Пчелинцева, Ю.А. Розенбаума, О.О. Розенберга, Ф.М. Рудинского, В.Н. Савельева, Н.А. Трофимчука, Г.Г. Черемных, И.Н. Яблокова и других поднимаются проблемы, связанные с реализацией права на свободу совести, рассматриваются положения, спорные нормы, пробелы законодательства о свободе совести, дается понятие данной свободы, ее содержание.

Исторические аспекты данной проблемы широко освещены как в дореволюционной, так и в современной литературе, в частности в трудах Л.М. Алексеевой, К.К. Арсеньева, И. Бедникова, А.В. Белова, Т.И. Буткевича, А. Гарнака, К.М. Герасимовой, А.А. Дорской, Г. Еллинека, И.А. Ильина, А.В. Карташева, С.А. Котляревского, А.И. Клибанова, О.В. Курило, А. Меня, Л.Н. Митрохина, Н.М. Никольского, М.А. Рейснера, В.П. Рябушинского, Р.Г. Скрынникова, Ю.И. Стецовского, З.А. Тажуризиной, Е.Н. Тарновского, Д. Цветаева, В. Цыпина, А.Н. Яковлева и других.

Целями диссертационного исследования являются, во-первых, комплексный анализ конституционного права на свободу совести на уровне нормативной регламентации и практической реализации, а также изучение государственно-конфессиональных отношений как специфической сферы политики государства.

Во-вторых, на основе проведенного изучения судебной практики раскрытие юридической природы и содержания этого права на современном этапе построения правового государства и выработка рекомендации по совершенствованию законодательства.

Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:

рассмотреть историю возникновения свободы совести и права на свободу совести;

проанализировать теоретико-методологические основания понятий вероисповедания, свободы совести;

раскрыть юридическую природу права на свободу совести;

определить гарантии реализации права на свободу совести в Российской Федерации;

исследовать историко-правовые аспекты права на свободу совести в Волгоградской области;

провести анализ различных нормативных актов по вопросу реализации права на свободу совести, принятых компетентными органами Волгоградской области;

сформулировать конкретные рекомендации по совершенствованию как федерального, так и местного законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в ходе реализации права на свободу совести.

Предметом исследования являются теоретические и

правоприменительные аспекты федерального законодательства, нормативных актов Волгоградской области и города Волгограда о свободе совести и о религиозных объединениях, а также практика по данной проблеме.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет комплекс общенаучных и специальных методов познания: диалектический, конкретно-социологический, исторический, системный,

8 структурно-функциональный, сравнительно-правовой и др. Наиболее существенными аспектами свободы совести, по установившейся в юридической литературе традиции, являются: экономический, политический, правовой и нравственный. Рассмотрение данного понятия возможно только в совокупности всех этих аспектов, что и сделано в работе.

Нормативная база исследования. В работе проанализированы соответствующие положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, подзаконных нормативных актов, международных документов, в том числе, нормативные акты Волгоградской области и города Волгограда. Изучено всего более 100 актов.

Эмпирическая основа исследования. В диссертационном исследовании используются материалы судебной практики Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, Арбитражного суда Волгоградской области, а также опыт своей работы в должности помощника прокурора Волгоградской области по исполнению законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях.

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых-юристов по проблемам права на свободу совести, его реализации, а также труды социологов, историков и других ученых, затрагивающих аспекты исследуемой проблемы.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что это одно из первых исследований, посвященных реализации права на свободу совести в многоконфессиональной Волгоградской области. Впервые рассмотрены наиболее важные проблемы обеспечения и защиты права на свободу совести, реализации этого права в условия нового политического и правового развития России на территории области.

Диссертантом предложен новый подход к исследованию данной проблемы, в частности, к юридическому содержанию права на свободу совести. Дана оценка ряду предложений по совершенствованию государственно-религиозных отношений.

9 Научные положения и выводы, выносимые на защиту:

1. Конституционное право на свободу совести и право на
вероисповедание — разные явления. Право на свободу совести включает в
себя право на вероисповедание.

Свобода совести и вероисповедания представляют собой одну фундаментальную свободу, но рассматриваемую в двух разных аспектах, которые диалектически связаны между собой и неотделимы друг от друга, соотносятся как общее и частное, образуя единый правовой институт. Свобода вероисповедания не только дело внутреннего убеждения человека, она принимает более или менее общественный характер, а потому подлежит большим ограничениям, чем свобода совести. Содержание свободы совести выходит за рамки отношения субъекта к религии. Нравственные ценности не всегда являются частью религиозной системы. Источником формирования свободы совести служит сама человеческая природа, которая позволяет определиться человеку с его отношением к внешнему миру.

2. Приведенный анализ понятий «совесть», «свобода», «свобода
вероисповедания» позволяет определить свободу совести как возможность
свободно выбирать и менять, иметь и распространять какие-либо убеждения
и действовать в соответствии с ними, в том числе право исповедовать ту или
иную религию или не исповедовать никакой, индивидуально или совместно с
другими распространять свое вероучение, совершать богослужения, другие
религиозные обряды и церемонии, обучать религии и воспитывать своих
последователей. Юридическое содержание права на свободу совести состоит
из пяти правомочий:

право выбора какого-либо убеждения, в том числе право на определение своего отношения к религии;

право свободно иметь, менять выбранные убеждения, в том числе право исповедовать ту или иную религию;

право действовать в соответствии со своими убеждениями, то есть распространять их, пропагандировать в рамках действующего

10 законодательства, с соблюдением прав и интересов иных лиц (физических, юридических), в том числе индивидуально или совместно с другими распространять свое вероучение, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, обучать религии и воспитывать своих последователей;

право не сообщать о своих убеждениях, в том числе об отношении к религии;

право на равное и терпимое отношение к своим убеждениям, в том числе и к религиозным, как со стороны государства, так и со стороны лиц (физических, юридических), имеющих иные убеждения.

  1. Используемые государственными органами, средствами массовой информации термины «секта», «деструктивный», «тоталитарный», применяемые для описания негативного, противоправного поведения отдельных конфессий, не являются юридическими понятиями. Деятельность религиозных объединений по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации; подрыв безопасности страны; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии определена в Федеральном Законе «О противодействии экстремистской деятельности», как экстремистская (экстремизм). Вывод об экстремистской деятельности той или иной конфессии может сделать лишь комплексная экспертиза. Совершаемые отдельными ее членами правонарушения и даже преступления не могут быть поставлены в вину всего религиозного объединения, кроме того, это не всегда доказывает разрушительность основ их вероучений.

  2. Принцип неравенства религиозных объединений закреплен в самом Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях». В

силу части 2 статьи 6 Закона, религиозные объединения могут создаваться в
форме религиозных организаций и религиозных групп. Действующее
законодательство наделяет каждую из форм существования конфессий
разными правами. Статья 7 Закона определяет религиозную группу, как
v добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного

исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без
государственной регистрации и приобретения правоспособности
юридического лица. Религиозная же организация - добровольное
объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на
законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации,
образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в
установленном законом порядке зарегистрированное в качестве
юридического лица (статья 8 Закона). Наличие статуса юридического лица
предполагает более широкий круг правомочий. На практике существует и
<# неравенство между религиозными организациями. Взаимоотношение

государства с религиозными организациями объясняется объективно существующим неравенством их статусов.

5. Анализ Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" позволяет сделать вывод о несоответствии ряда положений международным нормам, наличии пробелов и неточностей.

6. Целесообразно исключить положения статьи 14 Федерального закона
"О свободе совести и о религиозных объединениях" и заменить их на
следующие: Религиозные организации, как юридические лица, подлежат
ликвидации в соответствии с действующим гражданским законодательством.
По решению суда религиозная организация может быть ликвидирована в
случаях:

если ее деятельность направлена на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных

12 формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

виновного нарушения своими действиями прав и свобод граждан;

неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям.

Не влечет ответственности всей организации в целом нарушение законодательства одним из ее членов.

7. Законодательное закрепление привилегированного положения
традиционных религиозных организаций нарушит принципы светскости
государства, равенства религиозных объединений, внесет элемент
межконфессиональной вражды.

8. Специфика межконфессиональных отношений в Волгоградской
области требует более пристального внимания со стороны властей.
Целесообразно вести разъяснительную работу и в средствах массовой
информации, публиковать результаты рассмотрения обращений по
возникающим в этой сфере вопросам и результаты проверок по фактам
нарушений прав на свободу совести. Действующие на территории области
Закон «О защите прав граждан на свободу совести и свободу
вероисповедания на территории Волгоградской области», а также
рассмотренные в работе нормативные акты по вопросу реализации права на
свободу совести частично противоречат федеральному законодательству и их
необходимо привести в соответствие.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в работе по совершенствованию государственно-религиозных отношений, в правоприменительной практике правоохранительных органов, в преподавательской деятельности.

Апробация результатов диссертационного исследования. Результаты проведенного исследования были обсуждены на заседании кафедры конституционного права Волгоградской академии государственной

13 службы при Президенте Российской Федерации. По теме диссертации опубликовано пять работ. Ряд положений и выводов исследования используются в процессе преподавания учебных курсов: «Права человека: история, теория, практика», «Конституционное право».

Отдельные положения нашли свое практическое применение в прокурорском надзоре за исполнением законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях.

Соискатель работы принимал участие в семинаре при Администрации Волгоградской области «Законодательство о свободе совести и государственно-церковные отношения» (Волгоград, 1998 год), в международной научной конференции «Новая Россия: власть, общество, управление в контексте либеральных ценностей» (Москва, 2004 год).

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, включающих
в себя шесть параграфов, а также приложений, библиографического списка
'* нормативных, научных и иных источников.

'#

Понятие и содержание права на свободу совести

Свобода совести является неотъемлемым компонентом общечеловеческих ценностей. Принцип свободы совести теоретически осмысливался и эволюционировал скорее в качестве категории исторической и философско-этической, нежели правовой. Идеал религиозной свободы завоевал признание во всем мире, в связи с чем, ее принципы обрели нормативную значимость. Свобода совести находится вне правового поля и лишь декларируется.

На протяжении длительного исторического периода многие мировоззренческие вопросы были тесным образом связаны с религиозным мировоззрением, решались с позиций религиозного понимания, религиозной морали. Религиозная догматика лежала в основе всех представлений о мире, была исходным пунктом развития и содержания юриспруденции, естествознания, философии и так далее.1

В работах таких античных философов, как Антифонт, Алкидам и Ликафрон, стали появляться отдельные элементы идеи свободы совести. По мнению раннехристианского мыслителя Тертулиана, «каждый поклоняется тому, чему хочет. Религия одного человека ни вредна, ни полезна для другого. Но не свойственно одной религии делать насилие над другой. Религия должна быть приемлема по убеждению, а не насилию».

В XVI-XIX веках понятие свободы совести эволюционировало от требования признания права исповедовать любую религию до права отрицать ее, быть атеистом. Вклад в развитие этого понятия внесли представители школы естественного права. Б. Спиноза полагал, что государственная власть не должна посягать на свободу мысли и религиозную свободу. Однако некоторые ограничения религиозной свободы в тактических целях все же допускал. Г. Гроций провозглашал светскую науку, свободную от влияния богословия. К. Томазий считал необходимым освобождение государства от влияния конкретной религии, так как обязанность государства - защищать всякую веру, и в связи с этим оно не должно поддерживать какую-либо религию. Вольтер выступал против религиозной нетерпимости, признавал огромную социальную роль религии. М. Падуанский считал, что духовная и светская власти должны быть разделены при господствующем положении последней; принуждения в делах веры не может быть; государство должно заботиться об установлении и обеспечении полной веротерпимости.]

Дж. Локк - английский философ и один из первых теоретиков свободы совести — в своем известном «Письме к веротерпимости» утверждал, что «свобода совести есть естественное право каждого человека... и никого не должно понуждать в вопросах религии законом или силою». Религиозную свободу он считал делом совести каждого человека. Гегель провозглашал свободу вероисповедания и при этом отрицательно относился к свободе атеизма.3 К. Маркс в работе «Критика Готской программы» отмечал, что «буржуазная «свобода совести» не представляет собой ничего большего, как терпимость ко всем возможным видам религиозной свободы совести, а рабочая партия, наоборот стремится освободить совесть от религиозного дурмана».

В настоящее время под свободой совести согласно статье 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также статье 28 Конституции Российской Федерации понимается свобода граждан исповедовать ту или иную религию или не исповедовать никакой, свободно отправлять религиозные культы и вести антирелигиозную пропаганду.

В последние годы вышло в свет много публикаций, работ, посвященных в той или иной степени проблемам реализации права на свободу совести.

По данной проблематике защищены докторские и кандидатские диссертации.1 Вместе с тем, можно с полной уверенностью утверждать, что тема не изучена до конца, свобода совести - это многогранное явление, содержащее в себе как элементы духовного, так и научного направления.

Свобода совести в морально-этическом смысле рассматривалась как философско-этическая категория1, как возможность для каждого человека совершать поступки со своими представлениями о справедливом и несправедливом, о добре и зле 2, как право людей мыслить о мире так, как они хотят, а также действовать в соответствии со своими представлениями о мире 3.

Сложный характер свободы совести затрудняет дать исчерпывающее определение данному институту. Так, В.Н. Савельев предлагал рассматривать свободу совести через общефилософские и общесоциальные категории (в «широком» смысле) - свобода убеждений в целом, а также через совокупность демократических прав и свобод (в «узком» смысле) — осмысление через отношение к религии и атеизму. Им выделены следующие аспекты данного явления:

1. гносеологический аспект, предполагающий формирование отношения личности к религиозному и атеистическому мировоззрению через призму идеалистических и материалистических представлений;

2. экономический аспект, раскрывающий материальные гарантии свободы совести, систему финансового и материального обеспечения деятельности религиозных и атеистических организаций;

3. правовой аспект, изучающий не только законодательство о свободе совести, но и религиозные моменты правосознания и идеологи, правовые гарантии свободы совести, механизм ее юридической защиты.

Правовое регулирование свободы совести действующим российским законодательством

Государственно-церковные отношения регулируются нормативными правовыми актами, принадлежащими к различным отраслям права. В состав правовых актов о свободе совести и о религиозных объединениях входят: Конституция Российской Федерации, международные акты и договоры, Федеральные законы, подзаконные нормативные акты (указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты министерств и ведомств), а также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.1

Решения Европейского Суда по правам человека и Комиссии по правам человека дают основания полагать, что российская концепция свободы совести и вероисповедания близка и даже совпадает с позицией инстанций Совета Европы.

Конституция Российской Федерации в статье 14 провозглашает: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Конституция в статье 29 учитывает прошлый опыт и закрепляет, что не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

В обобщенном виде в статье 55 Конституции Российской Федерации сформулированы ограничения на реализацию основных прав и свобод, в том числе и права на свободу совести.

В данной статье указано, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Положения статьи 55 Конституции не противоречат международным принципам. Указанные ограничения отвечают и духу статьи 9 Конвенции по правам человека.

19 сентября 1997 г. принят Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Обсуждение этого закона в Государственной Думе Российской Федерации заняло менее полутора часов. 6 депутатов проголосовало против закона, воздержались - 4. 24 сентября 1997 г. за закон единогласно проголосовал Совет Федерации. 26 сентября 1997 г. он подписан Президентом Российской Федерации.

До настоящего времени не прекратились бурные дебаты вокруг положений «нового» Закона. В основном звучит в его адрес критика.

Ряд оппонентов считают, что Закон 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» - это шаг назад. Не было необходимости принимать его. «Естественно, такой закон не мог и не может служить благу общества и государства. Вместо укрепления правовых начал государственно-церковных отношений и соблюдения прав верующих граждан закон внес смуту в общество, привел к ущемлению прав верующих, вызвал недоверие граждан к власти».1 Так ли это Старый закон регулировал религиозные отношения социалистического общества. С принятием Конституции 1993 года, провозгласившей правовое государство, изменившей общественные отношения, возникла необходимость нормативно урегулировать и обновить законодательство о свободе совести.

Закон допускает проведение религиозных обрядов и церемоний в больницах, домах престарелых, в учреждениях исполнения наказаний, в воинских частях.

Согласно статье 3, иностранным гражданам, а также лицам без гражданства гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Граждане лишь пользовались этим правом, без предоставления гарантий по Закону «О свободе вероисповеданий» 1990 г.

Следует отметить, как положительный момент, и пункт 6 статьи 3 Закона, которым запрещено проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания.

В статье 4 Закон содержит важное положение для современной политической практики: «Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии» (хотя практика свидетельствует об обратном).

Закон продолжает защищать тайну исповеди. В силу пункта 7 статьи 3 Закона, священнослужитель не может быть привлечен к юридической ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые ему стали известны из исповеди.

Следует отметить и такой новый пункт, как разрешение создания религиозного объединения в форме религиозной группы без регистрации в органах исполнительной власти. Исключительно регистрационный порядок был предусмотрен старым законом.

Интересная идея насчет проведения религиоведческой экспертизы устава религиозного объединения (пункт 8 статьи 11 Закона). Но, на наш взгляд, необходимо расширить основания проведения экспертизы. Поскольку законом разрешено существование незарегистрированных религиозных объединений, групп, то проведение подобного рода экспертиз необходимо и в ходе проверок их деятельности, в соответствии со статьей 25. Нельзя ограничивать работу специалистов только анализом устава религиозной организации, поскольку верующие могут скрывать свою веру, догматы. Необходимо изучение основ вероучения, структуры общины, ее истории, культовой практики, состава и др., чтобы не допустить существования деструктивных культов.

История реализации права на свободу совести в Волгоградской области

Со временем и местом основания Царицына связано много неясностей. Одни полагают, что Царицынская крепость появилась в 1589 году, другие относят ее строительство к 1588, третьи считают, что город возник еще во времена Ивана Грозного.

Междуречье Нижней Волги и Дона — одна из уникальных областей в геополитическом и этнокультурном плане. Она являлась перекрестком торговых путей. Малочисленность и окраинное положение данной территории на протяжении веков привлекали сюда различные по национальному составу и вероисповедной принадлежности переселенческие потоки.

Христианство, ислам и иудаизм становятся традиционными исповеданиями Хазарского каганата - первого крупного государства на территории Нижней Волги и Северного Кавказа. Со второй половины XIII века и до середины XVI века в регионе преобладало население, исповедующее ислам, который был государственной религией Золотой Орды, Ногайской Орды и Астраханского ханства. Но уже в 1261 году в столице Золотой Орды - Сарае - основывается православная епископия. С начала XIII века междуречье Волги и Дона становится объектом пристального внимания Ватикана и в 1315 году в Сарае учреждено католическое епископство. Позиции католиков были очень сильны, они беспрепятственно здесь основывали монастыри, чеканили монеты с христианской символикой. Нашествием Тимура были уничтожены на какое-то время все следы пребывания католиков.

В середине XVI века междуречье Волги и Дона вошло в состав Российского государства. В этот период усиливается роль этнокультурной группы региона - казачества, обязательным атрибутом которого является исповедание православия.

Раскол православной церкви в XVII веке привел к тому, что от преследования властей на данную территорию бежали старообрядцы. Вторая волна переселения старообрядцев в низовья Волги начинается после указов Екатерины II, разрешивших им осваивать территорию по реке Иргиз.

Среди славянского населения Нижней Волги, кроме старообрядцев и последователей официальной православной церкви, в XVIII-XIX веках широко были распространены молокане, субботники, христововеры (хлысты), скопцы и другие. Особенно сильны оказались позиции молоканства.

В первой половине XVII века из степей западной Монголии в низовья Волги перекочевали ойратские племена, образовавшие Калмыцкое ханство. Массовой религией калмыков был буддизм. Основание в XVIII веке, с разрешения Екатерины II, немецких поселений обусловило распространение в Нижнем Поволжье римско-католического и протестантских вероисповеданий. В конце XIX века появляются общины евангельских христиан, баптистов, адвентистов седьмого дня.

Таким образом, в междуречье Волги и Дона получили распространение практически все мировые религии — христианство, ислам, буддизм и иудаизм.

Религиозная ситуация на Нижней Волге и Дону на протяжении столетий оставалась сложной. К началу XX века в крае действовали более двух десятков исповеданий.

Октябрьский переворот 1917 года стал точкой отсчета новых взаимоотношений государства и религиозных организаций в России. В конце 1917 года издается ряд постановлений советского правительства, направленных на разграничение религиозной и светской сфер общества, которое окончательно закреплялось Декретом 23 января 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви. В Царицыне и уезде, где население в массе своей оставалось верующим, отношение к декрету было двояким. Практически не встречала возражений декларация отделения церкви от государства и ликвидации церковного землевладения, с одной стороны. Однако, как в городе, так и в сельских районах, с другой стороны, не все родители поддерживали идею секуляризации образования. Протестовали и православные, и мусульмане. Позиция Царицынской городской Думы и совета посада Дубовка была компромиссной: отменялось обязательное («насильственное») преподавание Закона Божьего в школе, но после обязательных занятий в школьных зданиях допускались бесплатные факультативные занятия по религии.1 Таким образом, декрет 23 января 1918 года в первые месяцы Советской власти на практике реализовывался не полностью.

Протесты, сопротивления верующих и духовенства проведению декрета в жизнь привели к тому, что в мае 1918 года СНК был организован ликвидационный VIII отдел Наркомюста РСФСР. Специальные комиссии также создавались и на местах. В документах Царицынского губревкома , датируемых маем 1919 года, встречается упоминание о Царицынской комиссии по проведению декрета.

Гражданская война помешала проведению в жизнь декрете 23 января 1918 годы на территории региона. Царицын вошел в историю как «Красный Верден» на Волге. Страшные потери в войне, голод, разочарование в властях привели к тому, что население стало поддерживать социалистические партии.

Особенности защиты права на свободу совести в Волгоградской области в современный период

В настоящее время на территории Волгоградской области проживает около 2 миллионов 700 тысяч человек, из которых 89 % составляют русские, 3 % украинцы, 2 % казахи, 1 % татары. Белорусы, чуваши, марийцы, молдаване, удмурты, евреи, калмыки и другие составляют каждая менее 1% общего числа населения области. Кроме того, на территории Волгоградской области проживает около 48 тысяч выходцев из Северо-Кавказского региона и Закавказья, в том числе армяне - 19, 5 тысяч человек (0,73 %), чеченцы -12,5 тысяч человек (0,46 %), азербайджанцы - 12,9 тысяч человек (0, 48 %) и грузины - 3,8 тысяч человек (0,14 %). В Старополтавском и Палласовском районах, прилегающих к Республике Казахстан, значительную часть населения составляют казахи.

В области действуют религиозные объединения, представляющие все три мировые религии - христианство, ислам, буддизм - и национальную религию - иудаизм. По состоянию на 1 июля 2004 года на территории Волгоградской области зарегистрировано 365 религиозных организаций, из которых 96,98 % составляют организации, отнесенные федеральным законодательством к историческому наследию народов России. Все эти организации представляют 20 вероисповеданий по сравнению с 60 по России. Наиболее представительным по числу последователей является христианство. Поместные религиозные организации входят в состав следующих централизованных объединений: Русская православная церковь (Московский Патриархат), Русская православная старообрядческая церковь (митрополия), Древлеправославная старообрядческая церковь (архиепископия), Евангелическо-лютеранская церковь в России, Апостольская администратура римско-католической церкви латинского обряда европейской части России, Союз евангельских христиан-баптистов России, Российский Союз евангельских христиан, Союз христиан веры евангельской пятидесятников России, Церковь христиан адвентистов седьмого дня.

Среди вероисповеданий в Волгоградской области нет ни одного, относящегося к так называемым «новым духовным движениям».

На территории Волгоградской области функционирует два образовательных учреждения при религиозных организациях: Царицынский православный университет Преподобного Сергия Радонежского в г. Волгограде, Православный лицей Равноапостольных Кирилла и Мефодия в г. Волжском. Учреждения имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Существует практика обучения теологии и Библии различных возрастных групп прихожан практически во всех религиозных организациях.

Сведения о количестве и видах религиозных организаций, зарегистрированных на территории Волгоградской области, приведены в приложении № 4.

Как уже отмечалось, принятие Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 года сопровождалось бурными политическим дискуссиями. Тем не менее, закон был принят, но недовольства им с разных сторон продолжают иметь место и в настоящее время. Тогда же, в первые дни его существования, администрация области, управление юстиции, районные органы власти начали проводить разъяснения Закона, формирование единых подходов к его пониманию среди работников исполнительных органов власти, правоохранительных структур, руководителей органов образования. Подробно ряд положений Закона разъяснен и руководителям религиозных объединений как на совместных встречах, так и отдельно по вероисповеданиям.

Десятки таких проведенных семинаров, конференций, совещаний, «Круглых столов» во многих городах и районах Волгоградской области, дают основание утверждать, что такая форма является единственной возможностью для выработки общего понимания Закона и формирования правового подхода к государственно-церковным отношениям.

Специальный семинар в мае 1998 года был посвящен пониманию преамбулы Закона. Руководители региональных объединений после разъяснения ее положений, исторической роли православия в России всех вероисповеданий объективно восприняли преамбулу.

Процесс перерегистрации, несмотря на проводимую работу, шел медленно. До апреля 1999 года не прошла перерегистрацию ни одна из 189 местных религиозных организаций Русской православной церкви. По просьбе архиепископа (теперь - митрополита) Волгоградского и Камышинского Германа в апреле и мае 1999 года в Свято-Духовом монастыре администрацией области совместно с Управлением юстиции Волгоградской области проведены два семинара со священнослужителями о порядке оформления документов для перерегистрации. Кроме того, была оказана конкретная помощь в составлении документов. Разъяснительные письма с образцами разосланы в администрации всех районов области для того, чтобы органы власти могли оказать правовую помощь представителям православных общин.

Похожие диссертации на Реализация конституционного права на свободу совести в Российской Федерации