Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования. Конституция Российской Федерации закрепляет институт светского государства, предусматривающий, отделение религиозных конфессий от государства, отсутствие государственной или какой-либо обязательной религии, гарантирование свободы совести и свободы вероисповедания.
Приведенное положение, с одной стороны, является следствием развития принципов Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.) и иных международных нормативно-правовых актов, а с другой стороны, – послужило основой как для разработки внутрироссийского законодательства, регламентирующего вопросы реализации человеком и гражданином права на свободу совести и свободу вероисповедания, так и для формирования новых структур при различных органах публичной власти.
В развитии религии в настоящее время отчетливо выражены две взаимоисключающих тенденции: с одной стороны, это развитие в рамках «религиозного постмодернизма», суть которого состоит в том, что все основные мировые религии рассматриваются как некие явления, внутренне сходные между собой, имеющие одни и те же функции при внешних различиях конкретных особенностей, с другой же стороны, человечество столкнулось с ростом новых религиозных течений, с их стремительно расширяющимся спектром разного рода направлений, учений , верований (поликонфессиональности). В России указанные процессы осложнены еще и тем, что они совпали по времени с распадом СССР и сменой общественно-экономической системы, утратой прежних духовных ценностей, отказом от государственно-атеистической идеологии, ростом спроса в обществе на религиозность. Между тем, по данным опросов общественного мнения (2006 г.), около 22% россиян затрудняются определить понятие «свобода совести», а 70% уверены в том, что это свобода выбора конфессий.
Низкая правовая и политическая культура значительной части населения в совокупности с несовершенством действующего законодательства и все еще сохраняющимся формально-бюрократическим подходом отдельных представителей органов публичной власти к религиозным объединениям в значительной степени дестабилизирует общество, порождая для него новые угрозы и вызовы.
Сложившаяся ситуация, в свою очередь, является предпосылкой для расширения сферы участия государства в регулировании деятельности религиозных организаций в целях как защиты интересов тех лиц, чьи взгляды и убеждения не всегда встречают понимание и уважительное к ним отношение, так и защиты всех членов общества от опасности религиозного экстремизма.
Вместе с тем расширению участия государства в регулировании указанных процессов не может не препятствовать то, что проблематика конституционных прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания все еще остается недостаточно глубоко изученной и проработанной в науке. Данная проблематика привлекала внимание ученых, однако, широкого обобщения вопросов свободы совести и свободы вероисповедания на основе новейшего нормативно-правового и эмпирического материала не проводилось. Стремление восполнить в какой-то степени указанные выше пробелы предопределило выбор темы диссертационного исследования.
Степень научной разработанности темы. Как показывает анализ специальной литературы, теоретическими аспектами права человека на свободу совести и свободы вероисповедания и гарантиями их реализации в России и за рубежом в разное время занимались такие авторы как: С.А. Авакьян, Е.И. Аринин, Ф. Бэкон, Джефферсон Т.Б, Н.А. Бердяев, И. Блум, С.А. Бурьянов, П.А. Гидулянов, Г.Д. Дерек, В.Н. Савельев, А.Е. Себенцов, В.Г. Стрекозов, Д. Суливан, А.А. Тимченко, Ю.А. Тихомиров, В.К. Туманов, Ю.А. Тулинов, С.В. Фомина, А.Б. Фролова, К.М. Ханбабаев, Ф.И. Хачим, Д.П. Холинер, Н. Холст, Х.Х. Хусейн, Г.Г. Черемных, М.А. Шапиро, Д.Х. Эльназаров, М. Янг и другие.
Однако, никем из них не был произведен комплексный анализ данного права, так в работах С.А. Авакьяна, большое внимания уделяется вопросам понятия и сущности права на своду совести и свободу вероисповедания, оставляя неисследованными такие стороны указанного права как его гарантированность и др. А.А. Тимченко, в своем исследовании рассматривает взаимодействие религиозных организаций и государства, при этом право на свободу совести и свободу вероисповедания, является ядром данного исследования, но в тоже время не подвергается всестороннему анализу его понятие и сущность.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации конституционного права человека на свободу совести и свободу вероисповедания в Российской Федерации.
Предмет исследования составили правовые основы и нормативно-правовое регулирование реализации конституционного права человека на свободу совести и свободу вероисповедания, а также совокупность механизмов, закономерностей и особенностей реализации указанного права в Российской Федерации.
Целями диссертационного исследования являются: комплексный анализ конституционного права человека на свободу совести и свободу вероисповедания; выявление актуальных теоретических и научно-практических проблем, возникающих в процессе реализации указанного права; разработка практических рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы России в данной сфере.
Исходя из указанных целей были поставлены следующие теоретические и научно-практические задачи исследования:
изучить действующее законодательство, специальную литературу и судебную практику по теме исследования;
сформулировать понятие, выявить сущность и раскрыть содержание конституционного права человека на свободу совести и свободу вероисповедания;
проследить генезис и эволюцию права человека на свободу совести и свободу вероисповедания в России и обобщить накопленный опыт в этой области ряда зарубежных государств;
сформулировать конституционно-правовые основы принципы конституционного права на свободу совести и свободу вероисповедания;
раскрыть и проанализировать гарантии реализации конституционного права человека на свободу совести и свободу вероисповедания;
раскрыть роль религиозных организаций в реализации конституционного права человека на свободу совести и свободу вероисповедания, а также органов государства, в том числе органов внутренних дел, в реализации конституционного права человека на свободу совести и свободу вероисповедания;
выработать и обосновать предложения по совершенствованию действующего законодательства, в исследуемой сфере.
Методологической основой исследования является диалектический и иные общенаучные методы познания: анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, аналогия, системный, а также частнонаучные методы: формально-логический, формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой, системный и другие.
Теоретическую основу исследования составляют труды ученых конституционного и иных отраслей права, а также религиоведения, политологии, социологии и других отраслей знаний, и в частности таких как: С.А. Авакьяна, Е.И. Аринина, Ф. Бэкон, Джефферсон Т, Н.А. Бердяева, И. Блум, С.А. Бурьянова, П.А. Гидулянова, Г.Д. Дерека, Д. Дидро, П.Н. Дозорцев, Б. Еванс, А.Г. Залужный, В.И. Зимар, Ю.М. Коган, А.А. Красиков, Ф.С. Мегружан, А.С. Михлин, С.А. Мозговой, Д.З. Мутагиров, М.А. Новиков, И.Н. Пейкова, И.И. Позднеев, И.А. Покровский, К.П. Победоносцев, А.В. Пчелинцев, В.В. Розанов, Ю.А. Розенбаум, В.Б. Романовская, Ф.М. Рудинский, О.С. Ружелите, В.Н. Савельев, А.Е. Себенцов, В.Г. Стрекозов, Д. Суливан, А.А. Тимченко, Ю.А. Тихомиров, В.К. Туманов, Ю.А. Тулинов, С.В. Фомина, А.Б. Фролова, К.М. Ханбабаев, Ф.И. Хачим, Д.П. Холинер, Н. Холст, Х.Х. Хусейн, Г.Г. Черемных, М.А. Шапиро, Д.Х. Эльназаров, М. Янг и другие.
Нормативную основу диссертационного исследования составляют: международные правовые акты, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы министерств, служб, агентств и ведомств Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов, практика Конституционного Суда Российской Федерации, а также акты Архиерейского собора Русской православной церкви (2000 г.) и акты II Ватиканского собора (1998 г.), нормативные правовые акты некоторых зарубежных стран (США, Великобритании, Швеции и др.).
Научная новизна диссертации состоит в том, что автором в науке конституционного права проведено системное теоретическое исследование права человека на свободу совести и свободу вероисповедания в его историческом развитии, с учетом современных тенденций. Раскрыты правовая сущность и содержание конституционного права человека на свободу совести и свободу вероисповедания, выведены принципы реализации указанного права, представлена система гарантий его реализации, исследована роль как самих религиозных организаций, так и органов исполнительной власти РФ, в том числе органов внутренних дел, в реализации конституционного права человека на свободу совести и вероисповедания.
Научную новизну представленной работы конкретизируют следующие положения, выносимые на защиту:
1. Обосновываются различия между «свободой совести» и «свободой вероисповедания», при этом «свобода совести» рассматривается как право человека самостоятельно решать вопрос о том, руководствоваться ли в оценке своих поступков и мыслей учениями религии или отказываться от них. В свою очередь, «свобода вероисповедания» рассматривается как право человека самостоятельно решать вопрос о том, учениями какой именно религии ему следует руководствоваться в оценке своих поступков и мыслей.
2. Правовая сущность конституционного права человека на свободу совести и свободу вероисповедания заключается в соотнесение их как части и целого, при этом «свобода вероисповедания» рассматривается как часть «свободы совести», поскольку к последней относится также право не исповедовать религии вообще, право быть атеистом и право распространять атеистическую пропаганду. В содержании права на свободу совести выделяются следующие основные правомочия его субъектов: право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой; право свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними и иные правомочия.
3. Поскольку Конституция РФ в ст. 28 не содержит ясной гарантии свободы совести для лиц, придерживающихся атеистических убеждений, что может привести к фактическому умалению их прав, предлагается в развитие положений ст. 28 Конституции РФ, изложить абз. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в следующей редакции: «В Российской Федерации гарантируются: свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные, антирелигиозные (атеистические) и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
4. Правом на свободу совести и свободу вероисповедания обладает каждый человек , что гарантируется рядом международно-правовых актов, Конституцией РФ, в связи с чем предлагается из абз. 2 ч. 1 ст. 3 ФедеральныйЗакон от 26.09.1997 № 125. исключить слово «законно», изложив его в следующей редакции: «Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях».
5. Реализация конституционного права человека на свободу совести и свободу вероисповедания должна строиться на основе следующих конституционно-правовых принципов: неотъемлемый характер рассматриваемых прав; отделение церкви от государства; единообразие реализации на всей территории РФ; наличие законодательства, обеспечивающего претворение в жизнь свободы совести и свободы вероисповедания и устанавливающего ответственность за его нарушение; светский характер системы государственного образования; возможность реализации рассматриваемого права как индивидуально, так и совместно; возможность ограничения данных прав только законом; равенство религиозных объединений перед законом; гарантированность реализации права граждан на пользование рассматриваемыми правами.
6. Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривает полноценной защиты граждан от умышленных действий, направленных на оскорбление религиозных чувств и убеждений верующих. В связи с этим предлагается изменить и дополнить ст. 148 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий», изложив ее диспозицию в следующей редакции:
«1. Воспрепятствование законному осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе совершению религиозных обрядов, сопряженное с угрозой насилия над личностью, а равно с уничтожением и повреждением имущества человека и гражданина, религиозных и общественных объединений или с угрозой совершения такого деяния.
2. Оскорбление чувств и убеждений человека и гражданина в связи с их отношением к религии с использованием в этих целях средств массовой информации или в иной публичной форме, а равно путем разрушения или повреждения культовых зданий, сооружений, иных предметов мировоззренческой символики, памятников, захоронений, нанесения на них оскорбительных надписей и изображений…».
Соответственно предлагается исключить ст. 5.26 «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что основные выводы и предложения, содержащиеся в ней, развивают науку конституционного права, ее понятийно-категориальный аппарат, вносят определенный вклад в конституционно-правовой институт основных прав и свобод человека и гражданина, а также дополняют науку уголовного и административного права. Полученные в процессе исследования результаты могут быть положены в основу дальнейших научных исследований, посвященных не только праву на свободу совести и свободу вероисповедания, но и другим взаимосвязанным с ним правам человека и гражданина.
Результаты исследования могут быть использованы:
- в совершенствовании норм федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, подзаконных нормативно-правовых актов;
- в образовательном процессе, в частности при разработке учебной и учебно-методической литературы;
- в совершенствовании деятельности специальных подразделений, образуемых при органах государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающих реализацию человеком права на свободу совести и свободу вероисповедания.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались и были одобрены на заседании кафедры конституционного права Санкт-Петербургского университета МВД России. Результаты исследования были апробированы в процессе проведения семинарских занятий по конституционному праву России, внедрены в образовательный процесс Санкт-Петербургского университета МВД России.
Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка используемой литературы.