Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретико-правовые аспекты понятия нравственности 13
1. Понятие нравственности в философско-правовой традиции: история и
современность 13
2. Сущность триады "право-нравственность-государство": вопросы
соотношения 25
3. Обычаи и традиции народов Дагестана как основа формирования
нравственности 42
ГЛАВА II. Конституционно-правовое закрепление основ нравственного
развития российского общества 55
1. Нравственные аспекты российской правовой системы: комплексный
анализ норм 55
2. Права человека как критерий нравственного измерения
государственной власти 77
ГЛАВА III. Конституционно-правовая защита нравственных норм в
Республике Дагестан 87
1. Светский характер государственности и нравственность 87
2. Анализ негативных факторов, воздействующих на нравственность:
правовая характеристика 100
3. Деятельность органов власти Республики Дагестан в обеспечении
конституционной защиты нравственного развития общества 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...131
БИБЛИОГРАФИЯ 137
Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования. Одной из основных задач проводимого в Российской Федерации коренного преобразования общества является строительство правового государства, в котором права и свободы человека являются высшей ценностью (ст. 2 Конституции Российской Федерации). В современных условиях формирования гражданского общества, где главными ценностями являются свобода предпринимательской деятельности, признание и развитие частной собственности, существует реальная опасность потери многих ценностей, в первую очередь нравственных. К пониманию нравственной природы права неизбежно приводит осмысление таких вечных правовых ценностей, как свобода, справедливость, равенство, являющихся, по сути, моральными феноменами. Указанные ценности находятся в зоне пересечения права и нравственности. Нравственная природа права проявляется в его социальном назначении, функциях и принципах, выступает активным инструментом преобразования общества, достижения социальной солидарности на основе поддержания моральных приоритетов.
Нравственный характер современного российского права выражается в том, что страна признала все основные международные пакты о правах человека и международные стандарты в данной области, а в 1991 году приняла свою Декларацию прав и свобод человека и гражданина, которая в значительной мере носила общественно-политический и нравственно-гуманистический характер. Она стала органической частью Конституции РФ 1993 года, базой для всего российского законодательства. Личность, ее права и свободы были объявлены высшей ценностью и непосредственно действующими. В науке и на практике была признана доктрина естественного нрава, которая раньше отвергалась как несоответствующая социалистическим отношениям. С признанием российской юридической наукой идеи естественного права резко возросла и нравственная ценность позитивного права.
Субъективные права и юридические обязанности являются не только
4 правовыми, но и важнейшими моральными категориями. Они выступают как определители меры возможного и должного поведения, нравственного и безнравственного, справедливого и несправедливого. По ним можно судить о направленности жизненных позиций и целей человека, его моральной свободе.
Юридически закреплена прямая обязанность государства уважать и защищать права человека (ст. 2 Конституции РФ). Предусматривается порядок, в соответствии с которым каждый российский гражданин вправе обратиться в международные органы за защитой своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (п. 3 ст. 46). Это полностью соответствует требованиям нравственности и гуманизма, демократическим принципам.
Конституция Российской Федерации закрепила такие выработанные веками ценности, как положение о справедливом правовом государстве, разделении властей, верховенстве закона, политическом плюрализме, свободе мнений и убеждений, многопартийности. В ранг конституционного принципа возведены также такие важные понятия, как честь, достоинство, неприкосновенность личности, имеющие безусловное моральное содержание. Нравственные нормы и принципы закреплены в части 1 ст. 21 Основного закона, которая гласит: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления". В части 1 ст. 22 Конституции РФ говорится: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность». Часть 1 ст. 23 свидетельствует о том, что «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени».
Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации имеет прочные нравственные корни, гуманистическую природу, вся правовая жизнь страны не может быть абсолютною нравственна и совершенна. В каких-то своих аспектах и проявлениях право все же бывает уязвимо. Но в процессе осуществления своих функций право и мораль помогают друг другу в дости-
5 жении общих целей, используя для этого свойственные им методы.
Необходимость исследования данного аспекта состоит в том, что нравственный потенциал, заложенный в российской конституционно-правовой базе, не реализуется в полной мере на практике, остается невостребованным. Причина такого положения - резкое падение морали в последние годы, а в более широком плане - кризис всей духовной сферы жизни общества.
К сожалению, признаками повседневной жизни значительной части молодёжи нашей страны становятся такие нравственные отклонения, как высокий уровень потребления алкоголя, наркотических и психотропных средств. Ситуация в Республике Дагестан, как субъекте Российской Федерации, с потреблением наркотических средств и других психотропных веществ также является тревожной и имеет выраженную тенденцию к ухудшению, что представляет серьёзную угрозу нравственному и физическому здоровью населения, правопорядку и общественной безопасности.
Одним из неблагоприятных факторов, влияющих на стремительное снижение планки моральных ценностей, являются и отдельные СМИ с их разрушительным и деформирующим влиянием на массовое сознание и нравственно-психологический климат в обществе.
Не случайно Президент РД в своём послании Народному собранию РД отметил, что реформы последних лет оттеснили в сторону сферу культуры и нравственности, и указал на необходимость «...активной пропаганды духовно-нравственных ценностей и традиций наших народов: их патриотизма, веротерпимости, присущего им обострённого чувства ответственности за судьбу будущих поколений...» .
Проблема нравственных ценностей в праве и ранее привлекала к себе внимание теоретиков права, но в настоящее время в новых условиях она приобрела еще большую актуальность и требует целенаправленного, концептуального изучения.
' Послание Президента РД М.Г. Алиева Народному собранию РД // Дагестанская правда. 2006. 31 марта.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема нравственности не раз поднималась в отечественной юриспруденции. Только за последнее десятилетие по этой теме были опубликованы работы С.С.Алексеева, Ю.В.Ячменева, А.Н. Шитова, В.А.Бачинина, И.Д.Мишиной, А.М.Величко, В.Г.Графского и других. О.И. Цыбулевская в 2004 г. опубликовала две монографии, в которых содержится большой материал и интересные идеи по этой проблеме. В процессе работы над диссертационным исследованием были использованы труды ученых, изучающих указанный круг вопросов с позиции различных отраслевых наук: конституционного права, философии права, теории государства и права, уголовного права, гражданского права и др. Среди них следует отметить работы учёных-юристов П.И. Новгородцева, Е.А. Якубы, Ю.А. Агешина; философов В.С.Соловьёва, Я.З.Хайкина; этиков, затронувших в своих работах некоторые аспекты указанной проблемы, О.Г. Дробницкого, А.А. Гусейнова и других.
Общетеоретическими основами настоящей работы послужили труды С.С.Алексеева, А. В. Васильева, В.М. Ведяхина, А.М.Величко, Н.Н. Воплен-ко, B.C. Копаева, В.Н.Кудрявцева, Е.А.Лукашевой, Д.И. Луковской, Н.И. Матузова, B.C. Нерсесянца, О. И. Цыбулевской, О.Г. Шапиевой, Л.С.Явича и других ученых.
Республика Дагестан является весьма специфичным субъектом Российской Федерации, в котором общечеловеческие нормы нравственности преломляются в свете сложившихся традиций и обычаев. В связи с этим нами были изучены работы Л.Х. Авшалумовой, А.Алиева, С.Х. Асиятилова, О.М. Гусейнова, А.Магомедова, P.M. Магомедова, З.М. Магомедовой, Т.Г. Саидова, A.M. Халилова, О.Г. Шапиевой и других, в которых рассмотрены отдельные аспекты проблемы нравственного развития республики.
Большая часть работ, затрагивающих данную тему, носит теоретико-правовой либо философский характер, а ряд очень важных конституционно-правовых, можно сказать, базовых аспектов проблемы остается до настояще-
7 го времени малоизученным, что и предопределило выбор темы настоящего исследования.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере конституционно-правового регулирования нравственных основ общественной жизни.
Предмет исследования составляют конституционно-правовые нормы, регулирующие процесс применения мер защиты нравственности современного российского, в том числе и дагестанского общества.
Цель и задачи исследования. Целью работы является исследование нравственно-правовых норм Конституции Российской Федерации, вопросов социальной и конституционно-правовой основы нравственности как базового принципа гражданского общества, а также деятельность органов государственной власти Российской Федерации и Республики Дагестан, направленная на совершенствование законодательства о нравственных основах современного общества.
Для реализации обозначенной цели в работе поставлены следующие задачи:
- определить социально-правовое содержание понятий «право» и
«нравственность»;
выявить место и роль нравственности в государственно-правовых отношениях;
исследовать отражение нравственных норм и принципов в Конституции РФ и в отраслевом законодательстве;
проанализировать специфику проявления нравственных норм и особенности их закрепления в конституционно-правовых основах Республики Дагестан;
исследовать систему прав и свобод человека и гражданина с точки зрения нравственности государственной власти;
- обобщить материалы практической деятельности органов государственной власти по применению конституционных норм в защите нравственности.
Методологическая основа исследования. При написании работы использовались общепринятые в современной юридической науке и апробированные юридической практикой методы исследования: в первую очередь, диалектический метод, который обязывает давать объективные оценки исследуемых явлений в их развитии и всеобщей связи и взаимообусловленности.
Кроме того, применялись и другие методы познания: системно-структурный, логико-правовой, исторический, конкретно-социологический, статистический, сравнительно-правовой, общенаучный метод анализа и синтеза представленных данных.
В процессе выполнения поставленных задач использовались труды учёных в области теории государства и права, истории государства и права, философии права, истории политических и правовых учений, конституционного и муниципального права, а также других отраслей российского права.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Дагестан, федеральные законы, конституции и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации, действующие гражданское, уголовное, трудовое, семейное законодательства. Были проанализированы также международные пакты и декларации.
Эмпирическую базу исследования составили целевые социологические опросы, проведённые автором по специально разработанным анкетам. Были подвергнуты комплексному анализу официальные статистические и неофициальные данные Дагестанского управления Федеральной службы Госнаркоконтроля, Комитета РФ по делам печати, медицинских учреждений, практика работы органов прокуратуры, юстиции и других органов государственной власти. Кроме того, использовались материалы средств массовой информации и других периодических изданий (газетной практики). По теме
9 диссертационного исследования автором проводились диспуты со студентами, а также подвергались анализу результаты наблюдения, интервьюирования и тестирования.
Научная новизна исследования определяется тем, что она является одним из первых исследований, посвященных наиболее актуальным и общезначимым аспектам правового регулирования норм нравственности Конституцией Российской Федерации с учетом современных реалий. На основе обобщения, сравнения и анализа научного, нормативно-правового и практического материала автором установлен ряд закономерностей, которые необходимо использовать в целях предупреждения нарушений норм нравственности, предписанных нормами конституционно-правового законодательства. В диссертации дан комплексный анализ системы норм нравственности и морали, их государственно-правовой значимости.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Проблема соотношения права и нравственности имеет особое значе
ние в связи с растущим признанием основных прав человека, ценности и дос
тоинства человеческой личности. Она традиционно рассматривается в кон
тексте выделения общих и отличительных черт названных явлений. При этом
сами феномены "право" и "нравственность" воспринимаются как самостоя
тельные и обособленные. На наш взгляд, подобный подход допустим только
в том случае, если говорить о праве и нравственности как о метафизических
категориях. В случае же, если за основу рассуждений принять триединство
концептуальных, нормативных и эмпирических источников, то логично го
ворить о сочетании нравственных и юридических начал в содержании право
вых норм. Основным нравственным началом права является его справедли
вость, что же касается юридического начала, то, как представляется, это,
прежде всего, общезначимость и результативность правового предписания.
2. Право - это явление не только юридическое, но и социально-
этическое. Правовая жизнь общества не может развиваться вне моральных
категорий гуманизма и социальной справедливости, совести и чести, добра и
10 человеческого достоинства, свободы и ответственности. Применяя правовые нормы, необходимо обращаться к этическим критериям, так как в основе права всегда лежит мораль.
Гражданское общество Республики Дагестан несет в себе черты «традиционного общества», в котором культурные ценности, обычаи и традиции, мировоззренческие и религиозные стереотипы определяют особенность дагестанского менталитета. Изучение и критическое переосмысление опыта народа, заключенного в его обычаях и традициях, может и должно влиять на создание законодательной базы для защиты и охраны личной и общественной нравственности. Учет традиционных для республики норм, адатов (в особенности адатов об общественной нравственности) имеет большое значение в деле воспитания молодежи, укрепления законности, правопорядка, соблюдения норм морали.
Закрепление в российской Конституции обширного перечня нравственных норм и принципов предполагает соответствующие способы защиты. Реализация нравственных ценностей нашла отражение в различных отраслях российской правовой системы (ГК РФ, УК РФ, СК РФ, ТК РФ). Само содержание правовых норм российского законодательства необходимо понимать как преломление нравственных воззрений законодателя, а потому целиком воспринимать как отражение норм нравственности.
Государство дает своим гражданам право выбора любой позитивной модели поведения, но наряду с этим учитывает, что восприятие и осознание индивидами своих прав и обязанностей не являются однозначным явлением, и, следовательно, использование людьми своих прав не может быть одинаковым. Поэтому государство оставляет за собой право ограничивать в подобных случаях права и свободы гражданина федеральным законом (ч. 3. ст. 55 Конституции РФ), что является показательным, с точки зрения нравственности и морали в праве.
Нравственные принципы современного российского права составляют естественные законы (права), символизирующие основные фундамен-
тальные права человека и гражданина. К этим естественным законам (правам) относятся: свобода, равенство, право на жизнь, достоинство; народ как источник власти; человек как высшая ценность; охрана прав человека как цель и обязанность государства. Естественный характер прав и свобод человека основывается, прежде всего, на моральных ценностях.
8. Возрождение таких категорий, как вера, духовность, нравственность,
является в настоящее время движущей силой становления и развития граж
данского общества, что подтверждается историческим опытом прошлого и
настоящего. Нравственный климат в обществе достаточно сложно изменить в
лучшую сторону без опоры на религиозную мораль, в том числе. Современ
ное федеративное устройство России требует особого внимания к религиоз
ным канонам народов, населяющих РФ. С этой точки зрения, важным явля
ется вопрос об отношении религии к простым нормам нравственности, к мо
рали вообще.
9. Политика законодательных и исполнительных органов государст
венной власти Республики Дагестан должна быть направлена на создание ря
да таких важных условий жизни, как сохранение национальной самобытно
сти, развитие национальной культуры, учёт религиозной обстановки в рес
публике и достижение реального права граждан на защиту нравственности.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что выводы и положения диссертации могут быть использованы в законотворческой деятельности, в частности, при дальнейшей разработке и совершенствовании федерального и регионального законодательства в области защиты нравственности современного общества; при подготовке нормативно-правовых актов, относящихся к отраслевому законодательству (уголовному, гражданскому, трудовому, уголовно-процессуальному); а также в преподавании курсов «Конституционное право Российской Федерации», «Конституционное право зарубежных стран», «Философия права» и отдельного спецкурса в юридических вузах. Основные положения диссертации могут быть использованы для дальнейших научных исследований в этой области.
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета, где прошло ее обсуждение и рецензирование. Основные положения диссертационного исследования изложены автором в девяти опубликованных работах, а также нашли отражение в докладах и сообщениях на региональных и всероссийских научно-практических конференциях в гг. Сочи (Адлер), Саратове и других.
Структура и объем диссертации обусловлены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.