Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национально-культурная автономия в России (По материалам автономии российских немцев) Панкратова Людмила Александровна

Национально-культурная автономия в России (По материалам автономии российских немцев)
<
Национально-культурная автономия в России (По материалам автономии российских немцев) Национально-культурная автономия в России (По материалам автономии российских немцев) Национально-культурная автономия в России (По материалам автономии российских немцев) Национально-культурная автономия в России (По материалам автономии российских немцев) Национально-культурная автономия в России (По материалам автономии российских немцев) Национально-культурная автономия в России (По материалам автономии российских немцев) Национально-культурная автономия в России (По материалам автономии российских немцев) Национально-культурная автономия в России (По материалам автономии российских немцев) Национально-культурная автономия в России (По материалам автономии российских немцев) Национально-культурная автономия в России (По материалам автономии российских немцев) Национально-культурная автономия в России (По материалам автономии российских немцев) Национально-культурная автономия в России (По материалам автономии российских немцев)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Панкратова Людмила Александровна. Национально-культурная автономия в России (По материалам автономии российских немцев) : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 : Казань, 2002 200 c. РГБ ОД, 61:03-12/144-5

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Национально-культурная автономия как форма самоопределения народов России 18

Глава 1 Понятие и сущность национально-культурной автономии 18

Глава 2 Правовой статус национально-культурной автономии 38

Глава 3 Национально-культурная автономия - система разноуровневых общественных объединений . 66

Раздел II. Федеральная национально-культурная автономия «Российские немцы» 7 6

Глава 1 Формирование и ликвидация немецкой государственности в СССР 76

Глава 2 Проблемы восстановления национальной государственности российских немцев... 103

Глава 3 Роль Федеральной национально-культурной автономии в решении проблем российских немцев 145

Заключение 151

Литература . 157

Приложения 183

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В Российской

Федерации в условиях реформирования политической и экономической системы, становления гражданского общества с большим трудом преодолеваются последствия прошлых ошибок национальной политики. Идёт трудный поиск основ национальных отношений, становления нового российского федерализма, борьба против обостряющихся в период кризиса проявлений сепаратизма и разжигания межэтнических конфликтов.

В настоящее время стоит задача преодоления центробежных тенденций и расширения числа сторонников целостности государства на основе единого для всех народов России видения будущего страны и принципа «единства в многообразии». Важнейшим стабилизирующим фактором в этом сложном процессе выступает сложившийся в прошлый период большой конструктивный потенциал многочисленных народов России, желающих, сохраняя свою национальную самобытность, искать решение этнических проблем на принципах демократии, равенства, свободы, взаимного доверия и уважения своей самобытности и единства многонационального государства.

Высокая политизированность общественной жизни современной России, падение жизненного уровня подавляющего большинства граждан, неопределённость статуса соотечественников, оставшихся в странах ближнего зарубежья, проблемы беженцев и вынужденных переселенцев, вооружённые конфликты, а также другие не разрешенные вопросы серьёзно осложняют решение национальных проблем.

Требует своего разрешения и ряд проблем по реабилитации репрессированных народов, в том числе и российских немцев.

Во время войны, вследствие насильственных переселений из Поволжья (1941 г.),1 возникли обширные зоны компактного поселения российских немцев в Сибири и Северном Казахстане. Однако, на наш взгляд, советские немцы после 1941 года фактически представляли из себя рассеянное по всей территории СССР национальное меньшинство. Причём режим их проживания в Советском государстве резко ограничивал возможности по сохранению национального своеобразия.

После политической реабилитации,2 советские немцы предприняли попытку восстановить и свою национальную государственность. Однако эти попытки натолкнулись на явное непонимание со стороны руководителей Советского государства. С таким же непониманием столкнулись и представители ряда других репрессированных ранее народов.

В этих условиях возникла объективная потребность в разработке и принятии законодательных актов по реабилитации каждого репрессированного народа, а также Федерального Закона о механизме реализации Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 года,3 Закона Российской Федерации «Об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в Российской Федерации» от 3 июля 1992 года4 и Указа Президента Российской Федерации «О мерах по осуществлению территориальной реабилитации репрессированных народов» от 16 сентября 1995 года.5 Сегодня забота о межнациональном согласии в Российской Федерации предполагает принятие федеральных законов о защите прав коренных малочисленных народов, национальных меньшинств, отражающих бережное отношение к их языку, культуре, традициям и обычаям.

Как показывает опыт, важной государственно-правовой формой разрешения национального вопроса в России является национально-культурная автономия (НКА), благодаря которой возможно создание экстерриториальных национальных общественных объединений для сохранения самобытности, языка, традиций, развития национальной культуры и образования.

Всестороннее изучение и обобщение отечественного и зарубежного исторического опыта объединения меньшинств является одной из важных задач общественных наук.

•Между тем, опыт национального строительства в России

недостаточно изучен. Нет ещё пока, к сожалению, ни одной

специальной монографической работы, посвященной

исследованию сущности национально-культурной автономии в России.

Успешно выполнить эту задачу можно только путём глубокого изучения и обобщения имеющегося опыта. Научная разработка разрешения проблем национального вопроса в

России и обобщения опыта создания НКА, в частности, имеет и международное значение.

Таковы основные обстоятельства, предопределившие выбор темы настоящего исследования, которое предпринято применительно к НКА российских немцев - одного из народов России, чья судьба особенно ярко, по мнению автора, отражает судьбы ранее репрессированных меньшинств.

В основу диссертации положены работы как по различным вопросам развития национально-культурной автономии, так и по национальному вопросу. Особенно широко автор использовал труды: Абашидзе А.Х., Абдулатипова Р.Г., Александрова В.Н., Аумана В.А., Батенковой А.Ф., Бауэр В.А., Бугай Н.Ф., Ваннова, Васильевой Т.А., Германа А.А., Гусейнова Л.Г., Дизендорфа В.Ф., Железнова Б.Л., Левина И. Д., Кочеряна В. В. , Овсянникова В. П., Пиголкина А. С, Полосковой Т., Тузмухамедова Р.А., Умновой И.А., Фарукшина М.Х., Чеботарёвой В.Г., Черниченко СВ., Юрьева G.C., Демидова В.А., Коркмасовой К.Д., Монахова В., Малиновского Л.В., Земскова ДН., Раушенбаха В.

Проблемам НКА в последние годы было уделено определённое внимание в научной, учебной и методической литературе. Так, в 1962 году Котов К.Ф. защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора юридических наук, рассматривающую основные проблемы теории и практики местной национально-культурной автономии в Китайской Народной Республике;6 в 1993 году Ямалов Р.К. представил на защиту диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук, рассматривающую историко социологический аспект идеи национально-культурной автономии в России.7 В 1999 году диссертация Кабешева В. А. на соискание учёной степени кандидата политических наук, осветила вопросы национально-культурной автономии и их современное политическое значение8.

Однако правовых аспектов проблемы они практически не касались, и в целом национально-культурная автономия в России остаётся неисследованной. Между тем, события последних лет, затронувшие основы межнациональных отношений, вызвали повышенный интерес общественности и исследователей к этой проблеме, а в частности, и к проблеме российских немцев.

Особого внимания в этом отношении заслуживают библиографические работы Р. Губергрица и Ф. Шиллера.9 Они написаны в 20-х годах 2 0 столетия и дают весьма полный перечень публикаций как отечественных, так и зарубежных авторов по истории российских немцев, начиная с 17 64 г. (т.е. с начала их массового переселения в Россию) . Он включает в себя, среди прочих, и немногочисленные работы, освещающие первые годы существования немецкой автономии.

Библиографический перечень этих авторов включает в себя 957 источников.

Новейшую отечественную тематическую библиографию, отразившую историю и культуру этнических немцев в дореволюционный и советский периоды, а также в современной России содержит работа доктора философии Т. Черновой.10 Здесь привлекает особое внимание подборка литературы о Республике немцев Поволжья, она позволяет высветить новые грани в этом вопросе, в частности проследить, каким образом протекало деструктурирование немецкого государственного образования в СССР.

Демократизация российского общества в конце 8 0-90-х годов XX века способствовала разработке совершенно новых направлений. Среди прочих в центре внимания составителя оказались вопросы репрессивной политики тоталитарного государства, миграции немцев в Германию, их адаптации в новых условиях, положение в странах СНГ, современные проблемы немецкого общественно-политического движения.

Составитель обращает внимание и на наличие литературы, появившейся в последнее десятилетие и раскрывающей роль и место народов в становлении в России новых межнациональных отношений.

Следует отметить, что в период существования АССР НП ее истории уделялось довольно мало внимания. В 20-е годы вышли работы Ф. Юнга, А. Моора, М. Гульчака, Э. Гросса. Представляют интерес и публикации этого периода в журнале «Унзере Виртшафт» (Наше хозяйство), который издавался в Марксштадте, а затем в Покровске, а также издававшемся в 1918-1923 гг. Народным Комиссариатом по делам

национальностей в журнале «Жизнь национальностей». В 30-е годы практически не было издано ни одной сколь-нибудь серьёзной научной работы по истории республики. Однако следует остановиться на работе А. Лооса «Против фальсификации истории большевистской партийной организации АССР НП».12 Достоинством указанных работ является то, что все они написаны участниками и свидетелями событий.

Из современных авторов, освещающих этот период истории российских немцев, заметно выделяется А. А. Герман13 своей объективностью, интересным архивным и фактическим материалом. Его работа позволяет представить масштабы и трудности становления немецкой автономии на Волге. Положительно оценивая в целом работу, следует заметить, что само образование автономии на Волге, ее легитимность требуют более глубокого исследования.

Наиболее значительным и важным для исследователей немецкой проблемы на сегодняшний день стал труд В. А. Аумана и В.Г.Чеботарёвой.14 В нём дана полнейшая подборка документов, материалов, законодательных актов, начиная с 17 64 по 1992 годы.

Публикуемые в сборнике документы уникальны/ с одной стороны по своему содержанию, с другой - по недоступности для широкого круга исследователей, так как основные документы, приведённые в сборнике, ещё до недавнего времени были снабжены грифом секретности («строго секретно», «совершенно секретно»).

Для нашего исследования наибольший интерес представляет второй том сборника «Общественно-политическое движение за восстановление национальной государственности (1965-1992 г.г.)», где собраны редкие материалы общественных движений российских немцев. Уникальность этих материалов заключается в том, что большинство из них не отложилось в архивах, а собрано буквально по крупицам.

Авторам сборника удалось сохранить объективность при подборе материалов, связанных с расколом в немецком общественном движении.

Большой интерес представляют работы Вормсбехера Г.Г. , Вольтера Г.А., Бугай Н.Ф., Исакова К., Бочкарёва В. П., Земскова В.Н., хотя в этих публикациях нашли отражение только отдельные проблемы заявленной темы.15

Имеется ряд сборников, которые содержат нормативный материал, фактические и справочные данные, представляющие большую ценность в изучении вопросов исследуемой темы.16

Большую помощь в работе над диссертацией оказали труды, изданные за рубежом и, прежде всего, в Германии. Следует отметить работы А. Айсфельда17.

Важным источником для изучения и научного обобщения опыта национального строительства послужили материалы, собранные диссертантом во время его работы в национально-культурной автономии немцев Татарстана в качестве председателя Совета Нижнекамской общественной организации (с 1998 года по настоящее время) и члена Совета региональной национально-культурной автономии, участие автора в конференциях и семинарах, а также в качестве делегата на I съезде народов Татарстана и II съезде НКА «Российские немцы».

В ходе исследования использовались программные документы, решения съездов, конференций, документы текущей деятельности НКА, опубликованные в специальных сборниках и любезно предоставленные руководством этих организаций.

Цель работы. По достоинству оценивая работы, посвященные исследуемой теме, нельзя не видеть, что они рассматривают лишь её отдельные стороны и аспекты. Общая же цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе исследования проблемы российских немцев рассмотреть практику реализации Федерального Закона «О национально-культурной автономии» на современном этапе, исследовать

процесс создания национально-культурных автономий народов с различным политическим статусом, приобщения их к строительству нового Федеративного государства в России и роль национально-культурных автономий в решении этих вопросов.

Эта цель обусловила постановку следующих основных исследовательских задач:

определение степени разработанности в РФ законодательства, регулирующего национальные отношения;

исследование отечественного и зарубежного опыта регулирования, создания и развития национально-культурных автономий;

систематизация правовых знаний по исследуемой проблеме;

выработка собственной правовой дефиниции «Национально-культурная автономия»;

разработка предложений по совершенствованию федерального и регионального конституционного законодательства в РФ по данному вопросу.

Изучение всех этих вопросов главным образом по материалам национально-культурной автономии «Российские немцы». Не отразилось на общей картине и выводах исследования, поскольку, во-первых, правовое положение всех национально-культурных автономий практически одинаково и регулируется общими нормативными актами Российской Федерации, а во-вторых, диссертация основывается на материалах не только названной национально-культурной автономии. В работе, там, где это вызывалось особой необходимостью, использован фактический

материал и других НКА субъектов РФ и местных культурных автономий.

Действующий федеральный Закон «О национально-культурной автономии» был принят в 1996 году, поэтому исследование текущих проблем национально-культурных автономий в России автор ограничил рамками 199 6-2 001 года.

Создание национально-культурной автономии в Российской Федерации рассматривается в работе, прежде всего, как объективная закономерность развития.

Далее исследуются общие признаки и закономерности национального строительства, проявляющиеся в переходный период. Наконец, рассматриваются основные закономерности и особенности создания НКА как одной из государственно-правовой формы разрешения национального вопроса в РФ.

Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составляет общенаучный диалектический метод. Наряду с ним использовались и частнонаучные методы, в том числе: историко-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический, правового моделирования, конкретно-социологический и др.

Нормативная база исследования включает в себя Конституцию РФ, законодательство России и некоторых зарубежных стран (Латвии, Эстонии, Литвы, Украины, Китайской Народной Республики, Австрийской Республики и др. ) , другие нормативно-правовые акты Российской Федерации и её субъектов, международно-правовые акты, имеющие отношение к рассматриваемым автором проблемам.

Эмпирическую базу исследования составили статистические данные, нормативные ведомственные документы, материалы собственного исследования, в частности, анкетирование (1500 респондентов). Проведён контент-анализ 250 газетных и журнальных публикаций по истории российских немцев, созданию и деятельности национально-культурных автономий. Научная новизна диссертации состоит в том, что она представляет первое в отечественной литературе комплексное исследование теории, а также законодательной и правоохранительной практики строительства национально-культурной автономии в современной России. На защиту выносятся следующие положения: Национально-культурная автономия как форма общественной самоорганизации национальных меньшинств, живущих в инонациональной среде, представляет собой фактически ещё один, экстерриториальный, аспект самоопределения народов и федеративных отношений в дополнение к территориальному. - Федеральный Закон «О национально-культурной автономии» положил начало формированию новых общественных институтов с учётом национальных, исторических, географических, политических и социально-экономических особенностей Российской Федерации. Существует объективная потребность в совершенствовании действующего российского законодательства о национально-культурной автономии. - Ликвидация Немреспублики и депортация немцев Поволжья привели к созданию таких условий, при которых российские немцы были обречены на ассимиляцию, на утрату исторической памяти, самобытной духовной и бытовой культуры. - НКА «Российские немцы» позволила консолидировать усилия всех организаций российских немцев в решении задач культурного возрождения и имеют единую представительную организацию всего народа. - НКА - шаг в сторону моральной реабилитации ранее репрессированных народов, включая российских немцев, возрождения и развития национальной культуры и образования, создания сети средств массовой информации и организации системы подготовки национальных кадров в культурно-образовательной сфере.

Комплексный подход к национальным проблемам позволит создать наиболее приемлемые условия для осуществления экстерриториальной автономии и формирования единого гражданского общества.

Научное и практическое значение работы. Содержащиеся в диссертации теоретические положения, выводы и методические рекомендации могут быть использованы в дальнейших исследованиях, связанных с НКА, развитием федерализма и национальных отношений в РФ; в процессе совершенствования законодательства в сфере национальных отношений, а также в практической деятельности НКА всех уровней; в преподавании дисциплин, связанных с проблемами федерализма, государственного строительства, реализации прав национальных меньшинств и малочисленных народов.

Апробация результатов исследования и их внедрение в практику. Диссертация подготовлена на кафедре конституционного и международного права Казанского государственного университета, где проводилось её рецензирование и обсуждение. Основные положения и выводы диссертации изложены автором в опубликованных работах:

Становление и развитие немецкой автономии в России. Государственность поволжских немцев. //Вестник научных трудов НКФ МГЭИ.-Выпуск 3.-Ч.3.-Нижнекамск, 2001.-С.51-57.

Правовое положение поволжских немцев в СССР в послевоенный период //Права человека: теория и практика. Сборник научных трудов /Под ред. Г.И. Курдюкова, П. И. Кабанова. - Нижнекамск, 2002. - С.64-69.

Национально-культурная автономия России: правовые основы //Вестник научных трудов НКФ МГЭИ.- Серия 3.Правоведение -Нижнекамск: НКФ МГЭИ, 2002.-С. 3.

Кроме того, материалы диссертации использованы автором в его выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах.

Являясь членом Совета по взаимодействию с национально-культурными объединениями при главе администрации г. Нижнекамска и Нижнекамского района, диссертант в своей практической работе опирается на результаты настоящего исследования.

Выводы и рекомендации автора применяются в деятельности НКА немцев Татарстана, общественной организации «Нижнекамское немецкое общество «Дружба», используются в учебном процессе НКФ МГЭИ при преподавании курсов общественной истории, теории и истории государства и права, конституционного права и спецкурса. «Права человека».

Структура и объём диссертации. Работа состоит из введения, двух разделов, включающих 6 глав, заключения, списка литературы, приложения.

Объём диссертации соответствует требованиям ГВАК.

Понятие и сущность национально-культурной автономии

17 июня 1996 г. вступил в силу Федеральный Закон «О национально-культурной автономии». В ст. 1 Закона дано следующее определение национально-культурной автономии: «Это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определённым этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры».18

Из вышесказанного, а также на основе анализа преамбулы и ст. 2 данного Закона, в частности, вытекает то, что национально-культурная автономия:

1. представляет собой форму национально-культурного самоопределения граждан России, которые относят себя к определённым этническим общностям;

2. является также средством для защиты национальных интересов граждан РФ в процессе выработки ими путей и норм своего национально-культурного развития;

3. является общественным -(не политическим) объединением, основанным на свободном волеизъявлении граждан при отнесении себя к определённой этнической общности;

4. создаётся в целях самостоятельного решения вопросов сохранения и уважения языка, культуры, традиций, обычаев граждан различных этнических общностей.

История национального вопроса в России исконно связана с проблемой малочисленных народов. По данным микропереписи 1994 года в России обнаружено 172 самоназвания народов - на 45 больше того количества этнических групп, что было зафиксировано предыдущей переписью 1989 года.19

Предметом особой заботы России - малочисленные народы, сохранение и развитие которых должно быть одной из приоритетных задач государства в сфере национально-культурных отношений. История неоднократно демонстрировала вымирание и гибель целых народов и этнических групп под воздействием цивилизации. Для многонациональной России этот вопрос является перманентной задачей, и его значимость особенно возрастает в условиях социально-экономического кризиса, возникшего в результате ломки- прежней социалистической формации. Отрицательные стороны реформы, выразившиеся в резком падении жизненного уровня людей, прежде всего, больно ударили по системе жизнеобеспечения наиболее незащищённых слоев населения, к числу которых можно отнести и многие малочисленные народы, традиционный образ жизнедеятельности которых находится в определённой зависимости от протекционистской политики государства. Во все времена важнейшее значение имела правовая защищённость малых народов, наличие в государстве системы юридических гарантий, позволяющей небольшим этническим группам жить и развиваться независимо от изменений в конъюнктуре политической, экономической и социальной жизни страны в целом.

Уже несомненный интерес представляет Устав об управлении инородцев 1822 года, демонстрирующий сущность царского законодательства в отношении этнических групп России. Отношение к малым народам как инородцам, на которых распространяется особый режим поселения и жизнедеятельности на территории России, было двояким. С одной стороны, они имели ограниченную правосубъектность, выразившуюся, в частности, в том, что свобода занятия земледелием, скотоводством и местными промыслами ограничивалась водами и землями, «каждому роду назначенными». С другой стороны, основная нацеленность царского Устава выразилась именно в том, чтобы защитить инородцев в рамках закрепляемого за ними правового статуса, дать им возможность через гарантированные права и самоуправление вести традиционный образ жизни, позволяющий им не только выживать в условиях России, но и полноценно развиваться. Любопытно положение Устава, определяющее общий принцип выделения инородцев из среды населения. В 11 Устава указывается, что «вообще при составлении расписания разделять инородцев по качеству главного их промысла, составляющего главный способ их пропитания, а не по тем занятиям, коими могут они иметь случайно, временно и совокупно с главным».20 Таким образом, в целом царская политика была направлена на установление такого режима отношений малых этнических групп с населением России в целом, который позволял бы малым народам быть наиболее естественно приспособленным к российским условиям жизнедеятельности.

Появление в начале XX века в программных документах национальных партий и движений Российской империи принципов экстерриториальной (персональной, национально-культурной) автономии было обусловлено объективными социально-экономическими и политическими причинами. В 1905 году в России насчитывалось 24 0 различных партий.

В соответствии с изменяющейся обстановкой в России менялись и основные принципы национально-культурной автономии. От требований автономии культурной и образовательной деятельности до требований создания автономных органов самоуправления. Характерным является то, что для всех партий национальный вопрос не был вопросом первостепенной важности. Анализ документов национальных партий даёт основание отметить, что лозунг об экстерриториальной автономии в этот период является чисто политическим, поскольку практическое применение этой теории было невозможно. Национальные партии использовали его с целью расширения своей социальной базы и антиправительственной борьбы. Ознакомление с правовыми актами советского законодательства свидетельствует об определённой исторической преемственности в государственной политике в отношении малых народов.

Национально-культурная автономия - система разноуровневых общественных объединений .

На основании Федерального Закона о национально культурной автономии допускается создание местных, региональных и федеральных национально-культурных автономий. Согласно этому закону организационные основы национально-культурной автономии определяются спецификой расселения граждан России и уставами национально-культурных автономий.

Региональные национально-культурные автономии двух и более субъектов Российской Федерации могут создавать органы межрегиональной координации своей деятельности. Такие органы не являются межрегиональными национально-культурными автономиями.

Федеральные и региональные национально-культурные автономии граждан РФ, относящих себя к определённым этническим общностям, имеющим соответствующую республику или автономный округ, автономную область, могут координировать свою деятельность в области сохранения и развитии национальных языков и национальной культуры на основе договоров федеральных, региональных национально-культурных автономий и субъектов РФ.58

Национально-культурная автономия образует органы внутреннего управления. Порядок формирования и функционирования таких органов определяется национально-культурными автономиями самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.59

Федеральная национально-культурная автономия как система разноуровневых общественных объединений является по закону основным партнёром государства, региональных властей и органов местного самоуправления в вопросах национально-культурного развития. Сегодня на территории Российской Федерации создано более 1000 национальных объединений.60 Среди них -культурные центры, ассоциации, землячества, общества, общины.

Например: по данным на 1 января 2002 года в состав коллективных членов Ассоциации национально-культурных организаций Республики Татарстан входят 10 региональных национально-культурных автономий: это Азербайджанская Национально-культурная автономия «Азербайджан»; Национально-культурная автономия армян; Национально-культурная автономия казахов «Казахстан»; Национально-культурная автономия кыргызов «Ынтымак», Национально-культурная автономия мордвы; Национально-культурная автономия немцев; Национально-культурная автономия таджиков - «Сомониён»; Национально-культурная автономия туркмен; Национально-культурная автономия узбеков; Национально-культурная автономия чувашей; 7 местных национально-культурных автономий - национально-культурная автономия башкир г. Казани, национально-культурная автономия грузин г. Казани; национально-культурная автономия марийцев г. Казани; национально-культурная автономия марийцев г. Елабуги и Елабужского района; национально-культурная автономия удмуртов г. Казани, национально-культурная автономия удмуртов Балтасинского района, нижнекамская национально-культурная автономия «Украинское товарищество «Вербиченька», а также другие общественные национально-культурные организации Общественная организация ассирийцев г. Казани «Бара», Общественная организация г. Казани «Единство Афганистана», Общественная организация булгар г. Казани, Общественная организация «Объединение народов Дагестана г. Казани «Дагестан», Казанский еврейский культурный центр «Менора», Общественная культурно-этнографическая организация г. Набережные Челны, «Еврейская община «Мишпаха», Общественная организация народности кряшен г. Казани, Общество русской культуры г. Казани, организация «Нижнекамское немецкое общество «Дружба», Казанское городское национально-культурное объединение «Украина» и другие.

Федеральная национально-культурная автономия (далее -ФНКА) является общественным объединением граждан Российской Федерации, относящих себя к этнической общности на основе их добровольной самоорганизации для решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

ФНКА образовывается на учредительном Съезде делегатами от региональных НКА, действующих на территории Российской Федерации на момент открытия Съезда.61

ФНКА осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «О национально-культурной автономии», действующим законодательством Российской Федерации, Уставом, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Формирование и ликвидация немецкой государственности в СССР

20 февраля 1924 ВЦИК и СНК РСФСР принял Декрет об Автономной Социалистической Советской Республике Немцев Поволжья (АССР НП).

По иронии судьбы, период, когда поволжские немцы имели свою государственность, стал заключительным и наиболее драматичным за 177 лет истории их проживания на берегах великой российской реки. Депортация 1941 года положила конец существованию поволжских немцев как самобытной этнической группы.

Начало же её формирования относится к шестидесятым годам XVIII века. Будущие колонисты были приглашены императрицей Екатериной II с целью заселения и культурного освоения обширных и почти безлюдных приграничных территорий, в том числе Среднего Поволжья.68

К 1914 году по обоим берегам Волги насчитывалось более 200 колоний с населением 4 00 тысяч человек. Немцы играли важную роль в хозяйственной жизни региона. Почти четыре пятых крестьянских хозяйств относились к зажиточным - средняцким и кулацким. Промышленность в колонии носила в основном кустарный характер. Процветала торговля хлебом, мукой, скотом, сарпинкой, другими товарами местного производства. За долгие годы жизни в Поволжье колонисты сумели сохранить свою самобытность: язык, традиции, нравы и обычаи, привезённые с исторической родины. В то же время было многое позаимствовано у соседей: русских, украинцев, татар и др. Постепенно сложилась достаточно стойкая система образования. По сведениям 1909 года только в 133 сёлах и 102 церковно-приходских, 68 земских, 11 министерских, 2 центральных, 2 гимназических, 2 прогимназии и 13 частных школ, всего же около 350. Грамотность немецких детей была самой высокой в России.

Начавшаяся в 1914 году война с Германией в одночасье превратила поволжских немцев в изгоев: они подвергались правовой, политической, экономической дискриминации, моральной травле. К чести немцев Поволжья они достойно выполняли свой патриотический и гражданский долг: сражались на фронте (их призывали лишь на войну с Турцией), работали в тылу. Февральская революция была воспринята ими с большой надеждой на изменение в их судьбах.

После установления Советской власти в России немецкое национальное меньшинство, несмотря на голод 1921-24 годов, ещё раз пережило короткий, но бурный подъём. Возникло и движение немцев Поволжья за самоопределение. Его сторонники, объединившиеся в общенациональную партию «Немцы Поволжья», ратовали за отмену дискриминационных мер по отношению к российским немцам, возможность беспрепятственного национально-культурного развития, местное самоуправление, ликвидированное в 1871 году, то есть за культурно-национальную автономию.69

Уже в 1918 году была образована «Трудовая Коммуна немцев Поволжья», которая в 1924 году была введена в ранг «Автономной Социалистической Советской Республики немцев Поволжья» (АССР НП) . В 1924 году Совнаркомом АССР НП был утверждён проект Конституции Немреспублики и постановление о его обсуждении на съезде Советов. Однако она так и не была окончательно утверждена в Москве, а потому не действовала. Толчком к этим активным действиям и большим надеждам явились первые документы большевистской власти в России. 2(15) ноября 1917 года была обнародована Декларация прав народов России, в которой провозглашались принципы национальной политики Советского государства: равенство и суверенность народов России; право народов на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; отмена всех национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений; свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп. Этот исторический документ был воспринят немцами Поволжья с надеждой на свободное развитие национальной жизни. Особенно важное значение имело то обстоятельство, что Советское правительство осудило в декларации позорную политику натравливания народов друг на друга. Слишком свежи были в памяти гонения на национальную культуру, язык, угроза депортации, погромы в период Первой мировой войны. Советское государство выступило против национальной вражды: «Этой недостойной политике лжи и недоверия, придирок и провокаций должен быть положен конец. Отныне она должна быть заменена открытой и честной политикой..., ведущей к полному взаимному доверию народов России». Исключительно важное значение для немцев Поволжья, как и других народов, имел и другой правовой документ Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая на III Всероссийском съезде Советов (январь, 1918) . Съезд предоставил рабочим и крестьянам каждой нации принять на полномочном съезде Советов самостоятельное решение - желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве.

Роль Федеральной национально-культурной автономии в решении проблем российских немцев

Одними из первых увидели значение Федерального закона РФ «О национально-культурной автономии» российские немцы: они создали первую в России Федерацию национально-культурную автономию».1

Сказалась давняя их готовность к ней, ведь Концепция решения проблем российских немцев, разработанная Международным Союзом российских немцев, признала культурную автономию одним из двух необходимых условий (наряду с автономией территориальной) для обеспечения гарантированного будущего народа и стремления к самоорганизации этого репрессированного в прошлом народа было наиболее активным и целеустремлённым.

То, что НКА - это форма самоуправления и самоорганизации для российских немцев, не так уж и ново. По-настоящему ново другое, что это самоуправление и самоорганизация преимущественно через сферу культуры и образования. Впервые у нас признано, что государственное строительство - это не только традиционные «киты» государственности - территория, почва, границы, но и культура. И что особенно важно - национальная культура. И национально-культурная автономия - абсолютно естественный и необходимый этап на пути сохранения национальной идентичности.

Идея немецкой НКА успешно проходит по российским регионам, превращаясь в систему. Уже сегодня НКА охватывает регионы, где проживает более 80 процентов всего немецкого населения России.167

Созданы межрегиональные ассоциации немецких НКА - в Сибири и на Волге. Образовалось не просто множество центров встреч, российско-немецких домов, а именно система. В этом и есть смысл НКА - системность, единое национально-культурное пространство вопреки разбросанности и дисперсности проживания. Российские немцы получили в рамках Федеральной НКА возможность сделать первый шаг к восстановлению исторической справедливости. Сама по себе ФНКА не является формой государственной организации, не имеет соответствующих властных функций. Но в то же время по закону Федеральная НКА есть форма национальной самоорганизации и самоуправления, на базе которой возможно создание национальной государственности российских немцев. Эта идея содержится и в основных направлениях программы Федеральной национально-культурной автономии «Российские немцы». В частности, определена её цель - это разработка и создание необходимых условий для возрождения и развития национальной культуры, национального образования, создание сети средств массовой информации, организации системы подготовки национальных кадров в культурно-образовательной сфере, а также активное содействие мероприятиям, направленным на полную реабилитацию российских немцев. Программа базируется на принципах взаимодействия ФНКА и региональных НКА с государственными органами власти на федеральном и региональном уровне, органами местного самоуправления, а также широком сотрудничестве со всеми общественными организациями и объединениями российских немцев, другими общественными объединениями Российской Федерации и зарубежными партнёрами. Программа исходит из основных положений Закона «О национально-культурной автономии», Устава Федеральной национально-культурной автономии, учитывает положения Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, учитывает исторический опыт, накопленный российскими немцами как одним из народов Российского государства. На втором съезде ФНКА РН были утверждены программные направления деятельности федеральной национально культурной автономии «Российские немцы». В них сформулированы современные проблемы этого народа, которые имеют, кроме исторической, политическую и экономическую первопричину.168 В этом плане они соответствуют общим российским тенденциям переходного периода, однако, особый драматизм этническому развитию российских немцев придают отсутствие определённой территории, имеющую общую социокультурную среду как основу их устойчивого существования, как не имеет современного общего немецкого языка и освоенных современным поколением общих культурных традиций как системы, обеспечивающей самоидентификацию и единство национального самосознания. Исходя из этого, ФНКА РН ставит своей стратегической целью сохранение и развитие народа российских немцев путём чёткого определения и защиты их национально-культурных интересов, отстаивание национальной самобытности.

Потенциальный успех НКА РН от правильно сформулированных задач её деятельности. А они следующие: это, в первую очередь, подъём социальной активности самих российских немцев в деле формирования национального самосознания, чему в 1990-е годы уделялось мало внимания.

В программных документах учитывается и тот факт, что российские немцы своей национальной, управленческой, культурной и политической элиты фактически никогда не имели. Процесс её создания, начавшийся в 20-30-е годы XX века, был остановлен разрушением немецкой государственности и депортаций народа. При содействии ФНКА есть реальная возможность подготовки национальной элиты при поддержке государства и при использовании опыта других народов России. Крайне важной является подготовка национальных кадров - учителей, работников сферы культуры, здравоохранения, а также управления культурно-образовательной и социально-экономической деятельностью.

В числе наиболее актуальных остаётся выбор содержания национально-культурного развития. Здесь необходимо определиться, как далеко зашёл процесс ассимиляции и какую культуру российские немцы, остающиеся в России, могут и должны культивировать в 21 веке.

Похожие диссертации на Национально-культурная автономия в России (По материалам автономии российских немцев)