Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Конституционные основы охраны нравственного здоровья населения Российской Федерации Коровина Юлия Викторовна

Конституционные основы охраны нравственного здоровья населения Российской Федерации
<
Конституционные основы охраны нравственного здоровья населения Российской Федерации Конституционные основы охраны нравственного здоровья населения Российской Федерации Конституционные основы охраны нравственного здоровья населения Российской Федерации Конституционные основы охраны нравственного здоровья населения Российской Федерации Конституционные основы охраны нравственного здоровья населения Российской Федерации Конституционные основы охраны нравственного здоровья населения Российской Федерации Конституционные основы охраны нравственного здоровья населения Российской Федерации Конституционные основы охраны нравственного здоровья населения Российской Федерации Конституционные основы охраны нравственного здоровья населения Российской Федерации Конституционные основы охраны нравственного здоровья населения Российской Федерации Конституционные основы охраны нравственного здоровья населения Российской Федерации Конституционные основы охраны нравственного здоровья населения Российской Федерации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коровина Юлия Викторовна. Конституционные основы охраны нравственного здоровья населения Российской Федерации : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.02 / Коровина Юлия Викторовна; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ].- Москва, 2009.- 184 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-12/672

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Охрана нравственного здоровья населения как конституционно-правовой институт 20

1.1. Нравственность и охрана нравственного здоровья населения 20

1.2. Охрана нравственного здоровья населения: определения основных понятий 46

1.3. Правовые позиции по вопросу охраны нравственного здоровья населения (нравственности) в деятельности судов Российской Федерации и судов зарубежных государств 58

Глава 2. Развитие системы конституционной охраны нравственного здоровья населения 80

2.1. Конституционные гарантии охраны нравственного здоровья населения в конституциях зарубежных государств 80

2.2. Развитие отечественного законодательства об охране нравственного здоровья населения до 1991 года 102

2.3. Перспективы совершенствования конституционно-правовой охраны нравственного здоровья населения в Российской Федерации 120

Заключение 129

Список использованных нормативных правовых актов и научной литературы 138

Введение к работе

Социально-экономические и политические преобразования в России с начала 1990-х годов сопровождались существенными изменениями в системе нравственных ценностей российского общества. К сегодняшнему дню, несмотря на определенные позитивные тенденции в социально-экономическом развитии Российской Федерации в 2000-е годы, российское общество продолжает находиться в состоянии системного духовно-нравственного кризиса, проявившегося практически во всех сферах жизни общества, в том числе, в сфере государственного управления (рост коррупции), в снижении нравственного и культурного уровня подрастающего поколения, в чрезмерном социальном и имущественном расслоении общества, тяжёлой демографической ситуации. Этот кризис оказывает существенное влияние на многие аспекты жизни российского общества, обуславливая низкое правосознание населения, создавая питательную среду для преступности и значительно снижая эффективность правовой системы.

Произошедшее существенное снижение нравственного уровня населения в совокупности со снижением материального уровня жизни значительной части общества явилось одной из причин катастрофически высокого уровня наркопотребления1, алкоголизма2, преступности, в том числе «детской» и «женской», количества брошенных родителями детей, коррупции и иных негативных социальных явлений. Дальнейшее снижение нравственного здоровья населения в России, тенденции чего фиксируются на протяжении более 15 последних лет, может привести к падению правосознания граждан ниже критического уровня, к увеличению масштабов распространенности правового нигилизма и фактического морально-психологического отчуждения граждан от государства.

Обязанность государства обеспечивать охрану и защиту нравственного здоровья населения страны не подвергается сомнению, однако следует признать, что сегодня решение этой задачи находится на периферии внимания государства.

Становление и развитие российского гражданского общества и правового государства, развитие правовой культуры общества предполагают опору на нравственные ценности, принципы и нормы, которые воспринимаются большинством населения как ориентиры и критерии нравственного, социально одобряемого и социально приемлемого поведения. Нравственность и право образуют два важнейших фактора институционализации и развития общества. Их взаимодополняющее действие обеспечивает социальный прогресс, общественный порядок и нравственное здоровье социума.

1 Фролова Н.А. Правовая политика Российского государства в сфере социальной безопасности и борьбы с наркотиками: вопросы теории и практики: Монография. - М.: Леминс, 2008. - 472 с; Фролова Н.А., Зазулин Г.В. Актуальные вопросы антинаркотической политики: отечественный и зарубежный опыт. - М.-СПб.: Орбита-М, 2003. - 271 с; Фролова Н.А. Идеология социальной безопасности и правовая политика государства: теоретический и исторический аспект: Монография. -М.: Ава-Бест, 2007. - 142 с.

2 Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России / отв. ред. Д.А. Халтурина, А.В. Коротаев. - М.: Ленанд, 2008. - 376 с. В настоящее время обеспечение надлежащей охраны нравственного здоровья населения становится всё более острой проблемой обеспечения национальной безопасности России, а преодоление духовно-нравственного кризиса - одной из важнейших практических задач в сфере защиты общественных интересов, прав и свобод граждан, укрепления российской государственности.

Без системы эффективных законодательных мер по охране нравственного здоровья населения в целом невозможно существенно повысить действенность правовой системы Российской Федерации. Концепция национальной безопасности Российской Федерации3 относит сохранение и укрепление нравственных ценностей общества к вопросам обеспечения национальных интересов государства в духовной сфере. В указанной Концепции констатируется, что «серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту .преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции». Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области

3 Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года № 1300, в редакции от 10 января 2000 года № 24. духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления4.

Выход на устойчивое позитивное развитие российской экономики и государственности, возрождение российской культуры, преодоление демографического кризиса и социальной разобщенности, в условиях мирового финансового кризиса могут быть обеспечены на основе дополнения системы антикризисных мер правительства комплексом действенных правовых мер по реализации конституционных гарантий охраны нравственного здоровья населения страны. Это, в свою очередь, актуализирует необходимость конституционно-правового исследования вопросов охраны нравственного здоровья населения Российской Федерации.

Актуальность темы конституционных основ охраны нравственного здоровья населения также обусловлена и необходимостью продолжения модернизации системы образования, проведения административной реформы и модернизации системы государственной службы в Российской Федерации. 

Нравственность и охрана нравственного здоровья населения

Нравственный потенциал населения Российской Федерации, как заявил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев является фактором, существенно определяющим будущее развитие России: «Для преодоления мешающего стране гармонично развиваться правового нигилизма требуется долгая и серьезная работа... Право всегда опирается на принудительный механизм реализации, некую государственную дубину. Но если при этом оно не стоит на фундаменте моральных императивов, не базируется на внутренних убеждениях и принципах нравственности, уповает лишь на грубую мощь карательной машины, то созданная конструкция будет ущербна и малоэффективна»21. Как отметил Д.А. Медведев незадолго до своего вступления в должность (уже будучи избранным Президентом): «...для права очень ваэ/сна не только оболочка, его формальный вид, но и истинное содержание тех норм, которые облечены в правовую форму, их нравственность и человечность» .

Сегодня существуют различные конституционно-правовые подходы к выявлению и описанию содержания понятий морали и нравственности, общественной нравственности и нравственного здоровья населения, охраны нравственного здоровья населения. Нормативная регламентация нравственного поведения в обществе встречается в самых ранних дошедших до настоящего времени исторических источниках, и все они отражают определенный мировоззренческий аспект, цивилизационные особенности того мира и того исторического периода, к которым имеет отношение тот или иной источник.

Мораль (от латинского moralis — нравственный; mores — нравы) - это один из способов нормативного регулирования поведения людей, социальных групп, человеческих сообществ. Одновременно, это особая форма общественного сознания и разновидность (сфера) общественных отношений.

Так же как слово «этика» в греческом, «мораль» в латинском, «Sittlichkeit» в немецком, русское слово «нравственность» этимологически восходит к термину «нрав» (характер) . При этом «нрав» («нравы»), в свою очередь, определяются как устоявшиеся в данном сообществе формы поведения. Современное философско-этическое истолкование понятия нравов берет начало от греческого термина «этос», обозначавшего в языке древних греков «вторую природу» человека, его нрав, характер, привычки; для сравнения, «первая природа» (физические возможности индивида) определялась понятием «физис»26.

В морали выражаются представления людей о справедливости, достоинстве, добре и зле. Повелевая, мораль оценивает, оценивая, -познает. Это особая последовательность работы психологических механизмов, которая присуща нравственному сознанию.

Мораль возникает на основании потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается самым доступным способом осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Основной функцией морали является регулирование взаимоотношений людей, согласование интересов личности и общества. Мораль включает в себя: нравственное поведение, моральное сознание, моральные отношения.

Мораль - такая же динамическая регулятивная система, как и право. Исторический путь морали пролегал от эквивалентных подходов («око за око», «зуб за зуб») до более сложных систем рефлексии(«ударят по правой щеке, подставь левую»), т.е. до начал терпимости, прощения. При этом религиозные, духовные источники нравственных норм имели и имеют важное значение.

В научной литературе представлено множество определений морали, в которых артикулируются те или иные ее характерные признаки.

Так, член-корр. РАН, проф. Г.В. Мальцев приводит следующее определение морали - нормативно-регулятивная система, действия которой можно проследить на уровне общественного и индивидуального сознания (идея), практически правил для поведения (норм), и общественных отношений, в рамках которых человеческие поступки рассматриваются с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести, долга, достоинства, других нравственных категорий и оппозиций.

Охрана нравственного здоровья населения: определения основных понятий

Исходя из необходимости четкого определения используемых терминов предлагается авторская концепция основных дефиниций и следующие авторские уточненные определения ряда основных понятий по теме настоящего исследования.

Начиная с рассмотрения базового для темы диссертации соотношения понятий общественной нравственности и нравственного здоровья населения, прежде всего, отметим, что понятие общественной нравственности можно раскрывать и анализировать как определенную сложную нормативно-регулятивную систему.

Общественная нравственность — нормативно-регулятивная система, представляющая собой взаимосвязанную совокупность ценностных императивов (принципов, идеалов, традиций и обычаев, нравственных ценностей и принципов, моральных норм, в том числе закрепленных правовыми нормами), определяемых в нравственных категориях и оппозициях им («добро» - «зло», «справедливое» -«несправедливое», «достойное» — «недостойное», совесть, честь, долг, достоинство и др.), а также корпус правил поведения человеческих индивидов, исторически сложившихся и общественно признаваемых в качестве общеобязательных социокультурных нормативных моделей и критериев развития и поведения личности, социальной группы и общества в целом, обеспечиваемая воздействием общественного мнения, внутреннего убеждения, правосознания и совести индивидуума.

Как было отмечено выше, понятие «общественная нравственность» соотносится с понятием «нравственное здоровье населения» как оцениваемое качество состояния общества (первое из указанных понятий) к оптимальному состоянию этого оцениваемого качества общества (второе понятие), которое подлежит правовой охране.

Нравственное здоровье населения - состояние общественного сознания и совокупности определяемых им поведенческих характеристик населения на групповом и популяционном уровнях в определенный период времени, обеспечивающее социально приемлемый уровень его физического, духовно-нравственного и социально-психологического благополучия (оцениваемого по совокупности социально-психологических, медико-демографических, санитарно-статистических и иных показателей), соответствующий требованиям общественной нравственности, основывающимся на духовно-нравственных ценностях и культурных традициях народов этого государства (региона, территории), а отклонения от указанных норм (в том числе в форме преступности и иных антиобщественных явлений) свойственны незначительной по численности части населения.

Охрана нравственного здоровья населения — обеспечение правовыми средствами предотвращения угроз и вреда нравственному здоровью населения, пресечения таких угроз в случае их возникновения, а таюке осуществление других правовых мер, обеспечивающих защищенность нравственного здоровья населения.

Конституционные основы охраны нравственного здоровья населения - это закрепленные в нормах Конституции Российской Федерации, в правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского суда по правам человека правовые основания и гарантии права на охрану нравственного здоровья, а также иные конституционные средства, опосредованно и существенно способствующие осуществлению указанной охраны.

Помимо вышеприведенных определений, в процессе работы над настоящим исследованием были разработаны авторские уточненные определения ряда понятий, отражающих суть явлений и действий, посягающих на нравственное здоровье населения, и являющихся прямыми и косвенными смысловыми оппозициями понятиям «нравственное здоровье населения» и «общественная нравственность».

В рамках настоящего исследования был проведен анализ определений указанных понятий, приведенных в российских и зарубежных научных исследованиях, в правовых документах, законодательстве зарубежных стран и международных актах. Целью этого анализа являлась выработка сущностных критериев, отграничивающих указанные понятия, позволяющих выделить их из общей совокупности схожих явлений и понятий, и осуществить юридико-лингвистическое конструирование юридически точных дефиниций названных понятий.

В силу ограниченности объема и определенных границ темы настоящего исследования отсутствует возможность привести полностью все разработанные автором настоящего исследования обоснования и авторские определения таких понятий («порнографический материал» , «порнографическое изображение или описание ребенка (детская порнография)» и др.)

Конституционные гарантии охраны нравственного здоровья населения в конституциях зарубежных государств

В пункте 1.1 статьи 41 Конституции Ирландской Республики от 29 декабря 1937 г. закреплено, что государство признает семью как естественный первоисточник и объединяющую основу общества, а также как нравственный институт, обладающий неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами, предшествующими всякому позитивному праву и высшими по отношению к нему11 . Статья 67 .Конституции Португалии от 2 апреля 1976 г. гарантирует право семьи как основной ячейки общества на защиту со стороны общества и государства и на создание всех условий, которые позволили бы ее членам реализоваться как личностям. При этом данная статья устанавливает следующие обязанности государства по защите института семьи: a) способствовать социальной и экономической независимости членов семьи; b) развивать национальную сеть охраны интересов матери и ребенка, национальную сеть яслей и инфраструктуру поддержки семьи, а также проводить политику защиты интересов престарелых; c) сотрудничать с родителями в деле воспитания детей; d) гарантировать, в плане уважения личной свободы, право на планирование семьи, способствуя распространению информации и доступу к методам и средствам, которые обеспечат реализацию этого права, и создать соответствующие юридические и технические структуры, которые позволили бы содействовать сознательности родителей; e) регламентировать правила помощи при родах таким образом, чтобы не задевать достоинство человека; f) регулировать налоги и социальные выплаты в соответствии с семейными обязанностями лиц; g) определять, заслушивая объединения, представляющие семьи, и проводить общую целостную политику поддержки семьи.111 Пункт 8 статьи 34 Конституции Республики Никарагуа устанавливает, что действие гражданских прав приостанавливается при проявлении неблагодарности к родителям или несправедливом оставлении родителями своих малолетних детей, законных или внебрачных, но признанных.112 Часть 1 статьи 72 Конституции Республики Польши от 2 апреля 1997 г. устанавливает, что государство обязано обеспечивать охрану прав ребенка и каждый имеет право требовать от органов публичной власти защиты ребенка от насилия, жестокости, эксплуатации и деморализации.113 Часть 3 статьи 53 Конституции Республики Польши от 2 апреля 1997 г., гарантирует родителям право обеспечивать детям моральное и религиозное воспитание и обучение согласно своим убеждениям.114 Конституция Румынии от 21 ноября 1991 г. устанавливает, что эксплуатация несовершеннолетних, использование их в деятельности, причиняющей вред здоровью, нравственности или угрожающей их жизни или нормальному развитию, запрещаются (часть 3 статьи 45)п5. Статья 41 Конституции Республики Словении от 23 декабря 1990 г. закрепляет право родителей в соответствии со своими убеждениями обеспечивать своим детям религиозное и нравственное воспитание; при этом религиозное и нравственное воспитание должно соответствовать возрасту и уровню зрелости ребенка, а также не нарушать его свободы совести, религиозных и иных убеждений или мнений.116 Статья 64 Конституции Республики Хорватии от 22 декабря 1990 г. говорит, что дети не могут быть приняты на работу до достижения ими установленного законом возраста, а также принуждаться к труду, который наносит вред их здоровью или нравственности. Параграф 2 главы 6 Акта о свободе печати, входящего в корпус конституционных норм Королевства Швеции: «Вне рамок, установленных данным Актом, закон регулирует случаи, когда кто-либо: 1) демонстрирует порнографический рисунок в публичном месте путем организации выставки или аналогичным способом

Развитие отечественного законодательства об охране нравственного здоровья населения до 1991 года

В новейшей истории Российского государства 1991 год, в котором произошло событие, часто называемое попыткой государственного переворота, и затем юридически оформлен распад СССР, образовано Содружество Независимых Государств, многими учеными (историками, политологами, правоведами) характеризуется как год, в котором произошли необратимые процессы, приведшие к новому историческому этапу в государственном развитии России, её правовой системы. В 1991 прекратил своё существование Союз Советских Социалистических Республик, являвшийся одним из двух сильнейших государств мира и обладавший в силу особенностей его исторического развития и территориальной структуры чертами империи как формы государственного устройства.

События 1991 года в итоге привели к ускоренной смене основ государственно-политического и социально-экономического устройства России, дальнейшему снижению устойчивости политической системы, росту политической и социальной поляризации в обществе, что создало предпосылки политического кризиса 1993 года, в результате которого были произведены существенные изменения в конституционном устройстве и принята Конституция Российской Федерации.

Сказанное выше обосновывает выбор 1991 года в качестве определенного рубежа в историческом развитии России.

Развитие отечественного законодательства, регулирующего охрану нравственности в обществе, так же имело указанный «рубеж» -1991 год. Рассмотрим период до этого рубежа, что позволит выявить государственно-правовые традиции охраны нравственного здоровья населения, присущие этому длительному периоду.

Как писал Цицерон, будь то общественная или личная жизнь, деловая или домашняя, частная или имеющая отношение к другим людям, нет ни одного жизненного явления, которое было бы лишено моральных обязательств; исполнять эти обязательства - значит обладать нравственностью; пренебрегать ими — значит быть безнравственным.159

Следует отметить, что охрана нравственного здоровья населения — это сложное, многоаспектное явление, определить правовое содержание которого целесообразно через формулирование характерных черт наиболее значимых его аспектов. Для этого считаем необходимым обратиться к исследованию развития отечественного законодательства о защите нравственного здоровья населения. Законодательство Российской Империи.

В силу требований, предъявляемых к кандидатской диссертации, в том числе по объему, а также в силу того, что настоящее исследование выполнено по конституционному праву, а не по истории и даже не по истории права, не представляется возможным дать полный обзор эволюции законодательства нашей страны на протяжении многих веков и до 1917 года. Вместе с тем, такое исследование фрагментарно было проведено, и его результаты были учтены при формулировании выводов.

Здесь же мы приведем некоторые выдержки из законодательства России начала XX века, чтобы показать сложную структуру совокупности норм об общественной нравственности.

В основных государственных законах Российской Империи нравственные императивы были закреплены достаточно широко. С некоторой долей условности совокупность соответствующих правовых норм можно классифицировать следующим образом:

1. Требования, предъявляемые к высшим должностным лицам Российской Империи, в том числе к Императору Российскому, к членам Императорского дома, к высокопоставленным чиновникам, членам и сотрудникам государственных органов:

требования к монарху, требования к церемонии бракосочетания, требования к «высочайшему дозволению» брака -нормы, несколько опосредованно касающиеся вопросов нравственности, тем не менее, имеющие отношение к обсуждаемым вопросам (статьи 62-64 главы седьмой «О вере» раздела первого «Основные Государственные Законы», статья 134 главы первой «О степенях родства в Доме Императорском» и статьи 183—187 главы пятой «О гражданских правах Членов Императорского дома» раздела второго «Учреждение о Императорской Фамилии» части первой тома первого Свода Основных Государственных Законов160); требования нравственного поведения и нравственного отношения членов Императорского дома к монарху - «почтения, повиновения, послушания и подданства», «миролюбное обращение и хранение семейной тишины и согласия» (статьи 220—221 главы шестой «Об обязанностях Членов Императорского Дома к Императору» раздела второго «Учреждение о Императорской Фамилии» части первой тома первого Свода Основных Государственных Законов161);

Похожие диссертации на Конституционные основы охраны нравственного здоровья населения Российской Федерации