Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Конституционно-правовые основы обеспечения личных (гражданских) прав человека и гражданина : на примере Кыргызской Республики Адилова Светлана Николаевна

Конституционно-правовые основы обеспечения личных (гражданских) прав человека и гражданина : на примере Кыргызской Республики
<
Конституционно-правовые основы обеспечения личных (гражданских) прав человека и гражданина : на примере Кыргызской Республики Конституционно-правовые основы обеспечения личных (гражданских) прав человека и гражданина : на примере Кыргызской Республики Конституционно-правовые основы обеспечения личных (гражданских) прав человека и гражданина : на примере Кыргызской Республики Конституционно-правовые основы обеспечения личных (гражданских) прав человека и гражданина : на примере Кыргызской Республики Конституционно-правовые основы обеспечения личных (гражданских) прав человека и гражданина : на примере Кыргызской Республики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Адилова Светлана Николаевна. Конституционно-правовые основы обеспечения личных (гражданских) прав человека и гражданина : на примере Кыргызской Республики : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.02 / Адилова Светлана Николаевна; [Место защиты: Акад. упр. МВД РФ].- Москва, 2008.- 193 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-12/518

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Общая характеристика личньгх (гражданских) прав человека и гражданина 13

1.1. Понятие и сущность личных (гражданских) прав человека и гражданина 13

1.2. Международные стандарты в сфере личных (гражданских) прав человека и их нормативно-правовое закрепление 35

1.3. Конституционно-правовое закрепление личных (гражданских) прав человека и гражданина в Кыргызской Республике 63

ГЛАВА 2. Конституционно-правовые гарантии обеспечения личных (гражданских) прав человека игражданина 81

2.1. Конституционно-правовые гарантии личных прав человека и гражданина по законодательству Кыргызской Республики 81

2.2. Международно-правовые гарантии обеспечения личных прав человека и гражданина 109

2.3. Проблемы совершенствования конституционно-правового обеспечения личных (гражданских) прав человека и гражданина 130

Заключение 150

Список использованной литературы 158

Международные стандарты в сфере личных (гражданских) прав человека и их нормативно-правовое закрепление

Универсальная природа прав человека проявляется в том, что они принадлежат всем людям. Как сказано в преамбуле Всеобщей декларации прав человека, «признание достоинства, присущего всем членами человеческой семьи и равных, неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира». Формирование представлений 0 правах человека относится к глубочайшей древности. Эти представления развивались, углублялись в ходе длительного исторического процесса, в борьбе трудящихся, порабощенных народов и всех прогрессивных сил за освобождение от рабства и угнетения. Как писал К. Маркс, - «во все времена существовали ... все виды свободы, но в одних случаях — как особая привилегия, в других — как всеобщее право»3. В универсальной концепции прав человека XX в. воплотились и религиозные доктрины, и политические, экономические, этические и правовые учения. В основе этой концепции — представление о человеческом достоинстве, как высшей ценности личности. Все мировые религии исходят из представления о духовности личности и равенства всех людей перед Богом. В известных изречениях Христа «не человек для субботы, а суббота для человека», «блаженны миротворцы» утверждаются гуманистические начала, хотя следует признать, что эти утверждения имеют мистический смысл, поскольку религия, как известно, обещает блаженную жизнь только на небесах. В правах человека заложен глубокий философский смысл. Если их рассматривать как возможности поступков, то права человека должны стать объектом философского анализа. Категории возможного и действительного в истории философии всегда рассматривались как парные категории. Анализ прав человека с этой точки зрения - существенная проблема, связанная с теоретическим осмыслением их практической реализации.

В истории философской мысли известный тезис Протагора «человек — мера всех вещей» предвосхитил, и картезианские суждения о всемогуществе человеческой мысли. Эти идеи подготовили, и теории Канта о недопустимости рассматривать человека как средство для осуществления каких-либо чуждых для него целей. «Быть свободным, - писал Гегель, -составляет понятие человека»1. Уже в XX в. признанные международными пактами естественные права отстаивают представители различных философских направлений: и сторонники неотомизма, неопротестантизма, неогегельянцы, неокантианцы, экзистенциалисты. «Человек — это и есть свобода», - утверждал Жан Поль Сартр. Значительную роль в разработку всемирной концепции прав человека внесли либеральные политические учения XVIII - XIX вв. Наконец, в экономических теориях, начиная от Адама Смита и Рикардо, разрабатывались экономические аспекты свободы человека и его прав. Особую роль в становлении научных представлений о правах человека сыграли юридические теории. Здесь наиболее существенно значение школы естественного права. Еще древнеримские юристы, а затем Г. Гроций, Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Локк выработали юридическую концепцию естественных прав человека. Например, в учении Д. Локка идеи естественного права и договорного происхождения государства интерпретируются в духе утверждения неотчуждаемых прав и свобод личности, разделения властей и правовой организации государственной власти, господства права в общественной и политической жизни. Ш. Монтескье уделяет разработке механизма защиты прав человека от произвола государственной власти, утверждая, что «необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»1 и этот порядок он видит в разделении властей: «Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной»2. В XX в. эти идеи нашли новое обоснование в трудах представителей «возрожденного естественного права».

Мыслители прошлых веков полагали, что права человека наделены самим Богом либо вытекают из самой природы. В действительности они порождаются конкретными историческими, социально-экономическими, политическими и культурными условиями существования людей. Объем этих прав, их перечень всегда связан с определенным этапом развития общества. Например, право на жизнь было закреплено в международном праве и конституциях многих стран именно после второй мировой войны, в результате которой погибло 50 млн. человек. Право на охрану благоприятной окружающей среды возникло уже в последней четверти XX в., поскольку именно в этот период времени возникла угроза мировой экологической катастрофы.

Необходимо отметить, что современная наука установила, что людям изначально присущи определенные психологические комплексы: чувство негодования по поводу явного произвола, стремление к свободным действиям. В этом смысле права человека действительно можно назвать естественными правами. То, что в международном праве и законодательстве 18 многих стран мира закреплен принцип: права человека возникают в момент его рождения, имеет безусловный гуманистический смысл. Исторический опыт доказывает, что развитие прав человека, появление новых видов этих прав связано с грандиозными изменениями в экономической, социальной, политической и культурной жизни общества. В результате побед американской и французской буржуазных революций были приняты: американская Декларация независимости 1776 г., первые десять поправок к Конституции США 1791 г. и ранее упомянутая, Декларация прав человека и гражданина 1789 г. В этих исторических документах были закреплены права, которые в современных условиях принято называть первым поколением прав человека. В результате новых грандиозных достижений человечества в XX в., в частности, в результате Великой Октябрьской социалистической революции в России, разгрома фашизма во время второй мировой войны, победы китайской революции, освобождения стран Азии и Африки от колониального ига произошла интернационализация прав человека1. Этот факт был закреплен в международно-правовых актах, который именуется Международным Биллем о правах человека. В состав Билля входят: Декларация прав человека ООН 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в 1966 г., а также факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах. Эти документы послужили основанием для принятия многочисленных международно-правовых актов, таких как Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказаниях за него (1948 г.), Конвенция о статусе беженцев (1961 г.),

Конституционно-правовое закрепление личных (гражданских) прав человека и гражданина в Кыргызской Республике

Некоторые ученые, анализируя эту статью Пакта, пытались доказать, что данный документ не устанавливает юридических обязательств для государств-участников, а только формулирует стандарты, к достижению которых они должны стремиться. Они .утверждали, что социально-экономические права могут быть осуществлены только в течение длительного времени путем принятия программы действий.

Совершенно очевидно, что только менее развитые страны в силу низкого уровня экономического развития и недостатка средств могут ссылаться на эту статью для установления приоритетов в постепенном предоставлении и обеспечении тех или иных прав, закрепленных в Пакте. Развитые же страны с рыночной экономикой не могут говорить о недостатке ресурсов для обеспечения всех лищ находящихся под их юрисдикцией, экономическими, социальными и культурными правами.

Не случайно прифазработке Пакта не получило поддержки предложение США заменить формулировку в пределах имеющихся ресурсов» словами «в пределах ресурсов, которые могут быть использованы-в этих целях». Оно было отвергнуто на том основании, что государства-участники . должны предпринимать все возможные меры . для осуществления социально-экономических и культурных прав.

Тем не менее; долгие годы некоторые западные страны отрицали юридическую обязательность положений . Пакта об экономических, социальных и культурных правах. В 1986 г. Государственный департамент США направил ноту своим дипломатическим и консульским представителям за рубежом, в которой предложил им исключить из представляемых ежегодно докладов о правах человека? в странах пребывания раздел, озаглавленный «Экономическая, социальная и культурная ситуация». В этой ноте, в частности, отмечалось, что США «придерживаются взгляда», согласно которому экономические и социальные права являются пожеланиями, а не юридическими обязательствами. Поэтому они не включаются в понятие «международно-признаваемые права человека»1.

В последние годы изменилась позиция как США, так и многих других стран. Они стали признавать юридическую обязательность положений Пакта об экономических, социальных и культурных правах.

В настоящее время- международным сообществом уже признаны следующие положения Пакта:

1. Все права и свободы человека включая социально-экономические права неразделимы и взаимосвязаны и образуют неотъемлемую часть международного права.

2. Пакт налагает юридические обязательства на участников. Государства-участники должны незамедлительно предпринять все необходимые меры, включая законодательные и административные для осуществления прав, закрепленных в этом международном договоре. Более того, должно быть предусмотрено право каждого на судебную защиту социально-экономических прав.

3. Государства - участники Пакта независимо от уровня экономического развития обязаны обеспечить социально-экономические и культурные права для всех, хотя бы в минимальной степени.

Новый подход нашел отражение в Итоговом документе Всемирной конференции по правам человека, состоявшейся в Вене в 1993 г.

В настоящее время практически всеобщее признание со стороны государств - членов ООН получило положение Пакта о том, что «идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами» (преамбула)

Вышеперечисленные международно-правовые документы носят универсальный характер, но отдельные права и свободы, закрепленные в данных пактах, получили свое развитие и конкретизацию в большом количестве документов, принятых в рамках ООН. В число таких документов входят Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Конвенция о рабстве 1926 г., Протокол о внесении изменений в Конвенцию о рабстве от 1953 г., Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г., Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., Конвенция о правах ребенка 1990 г. и некоторые другие.,

Всеобщая декларация и международные пакты оказали непосредственное влияние на принятие многих региональных конвенций и соглашений, на формирование помимо универсальных (т.е. признанных во всем мире) еще и региональных стандартов в области прав человека. Так, были приняты Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Протоколы к ней, Американская Конвенция о правах человека 1969 г., Африканская Хартия прав человека и народов 1981 г., Арабская Хартия прав человека 1994 г., Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г.

Международно-правовые гарантии обеспечения личных прав человека и гражданина

К основным целям и функциям правового государства относится гарантирование охраны, защиты и реализации основных прав и свобод человека. Естественно, это согласуется с нормами международного права, согласно которым государство несет в первую очередь ответственность за осуществление всеми людьми и всеми группами людей основных прав и свобод человека на основе полного равенства в достоинстве и правах1.

Как справедливо отмечает российский ученый В. И. Иванов при характеристике системы государственного гарантирования прав и свобод представляется необходимым, прежде всего, исходить из того, что вся эта система основывается на демократизме общественно-политического строя, вследствие чего и само правовое государство конституционно характеризуется как демократическое. Демократия - главная, наиболее фундаментальная гарантия прав и свобод человека и гражданина2. О том, что соблюдение основных прав и свобод человека главным образом зависит, с одной стороны, от подлинно демократической системы и, с другой стороны, от общего понимания и соблюдения прав человека, сочла необходимым отметить и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, из которой исходит, что защита прав и свобод, гарантированных ею, - это, в первую очередь, задача самих государств - участников Конвенции, что предполагает заботу государства о глубокой проработке содержания прав и свобод, закрепляемых в его Конституции, и эффективном обеспечении этих прав непосредственно данным государством3.

Нормы по правам человека формируются в основном путем заключения многосторонних международных договоров. Международный обычай, который в результате длительности и всеобщности применения признается участниками международных отношений обязательной юридической нормой.

В формировании принципов и норм в области прав человека определяющее место занимает ООН и ее специализированные учреждения. Именно в рамках этой Организации государствами были разработаны и приняты все важнейшие международные соглашения в области прав человека.

Одним из важнейших направлений деятельности ООН является имплементация (от лат. - implere - выполнять) международных стандартов прав и свобод человека с помощью механизмов и процедур ООН.

Международно-правовой механизм имплементации представляет собой совокупность международных средств, обеспечивающих осуществление норм международного права.

Его образуют: - система международных конференций, организаций и органов, а также иных структур, на которые возложено осуществление международных норм. Например, в соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности ООН вправе принимать меры по обеспечению международного мира и безопасности; -совокупность норм международного права, содействующих осуществлению других международных соглашений.

Национально-правовой механизм составляет совокупность внутригосударственных средств, обеспечивающих реализацию норм международного права. Представить этот механизм можно в виде следующих элементов и средств: -система органов государства, участвующих в имплементации международно-правовых норм. Так, Президент Кыргызской Республики, подписывая международные договоры и ратификационные грамоты, обеспечивает реализацию международного договора во внутригосударственных отношениях1; -нормы национального права, призванные обеспечить эффективное осуществление международно-правовых норм внутри страны; -юридические факты или фактические (юридические) составы, т.е. действия или события, необходимые для возникновения, изменения или прекращения общественных отношений, регулирование которых предусмотрено международно-правовыми нормами; - правовые отношения, являющиеся основным средством, позволяющим определить какие участники правоотношений и как будут выполнять требования правовых норм, в том числе и международных; -правовой режим совершения юридических действий, то есть установленный законодательством особый порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования. В понятие «правовой режим» в современной юридической науке включают не только совокупность норм права, регулирующих определенный порядок поведения, но и нормативные акты, содержащие эти нормы, информационно-психологический аспект, регулятивные элементы и механизмы правореализационной практики, разнообразные формы правомерного поведения и правореализационной деятельности субъектов2.

Проблемы совершенствования конституционно-правового обеспечения личных (гражданских) прав человека и гражданина

В настоящее время в Кыргызстане действуют свыше 600 неправительственных организаций, деятельность которых направлена на защиту прав человека1. Многие из них занимаются информированием граждан об их правах и свободах, гарантированных Конституцией Кыргызской Республики и международными документами по правам человека. В последние годы в области защиты и обеспечения прав человека повышается роль гражданского общества; в его рамках создаются неправительственные организации.

Международное сообщество придает большое значение деятельности неправительственных правозащитных организаций, так как они являются одними из защитников прав человека на национально-государственном уровне.

Национальные институты по правам человекаявляются важным звеном в соблюдении прав человека, потому что именно они наряду с другими институтами гражданского общества следят за выполнением международных норм внутри страны. А выполняют они следующие функции: -в рамках государства содействуют обеспечению и уважению прав человека; - выполняют консультативные функции в отношении исполнительной и законодательной власти; - содействуют ратификации международных документов по защите прав человека; -в качестве независимого органа принимают участие в подготовке представления данной страной, докладов о выполнении международных обязательств.

Таким образом, в последние годы, в результате изменения характера нарушений прав человека в республике происходит активизация деятельности неправительственных правозащитных организаций в тех областях, в которых наблюдаются массовые нарушения прав человека: на рушение прав человека по национальному (этническому) признаку; нарушение прав беженцев и переселенцев; социальных прав граждан в условиях рыночной экономики; неблагополучие в системе исполнения наказаний.

Также нельзя не сказать о проблемах функционирования Института омбудсмена (акыйкатчы) в Кыргызской Республике. Зачастую омбудсмен (акыйкатчы) сталкивается с действиями, адекватными воспрепятствованию со стороны государственных органов. Например, в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики был направлен специальный доклад по фактам воспрепятствования конституционной деятельности омбудсмена (акыйкатчы) в беспрепятственном посещении СИЗО - 1, СИЗО - 5, колонии - 47. К сожалению, этот доклад, как и многие другие, не был рассмотрен парламентом. Увы, таких случаев с воспрепятствованием деятельности очень много, зачастую омбудсмену (акыйкатчы) приходится направлять официальные обращения в органы исполнительной власти для осуществления своей конституционной деятельности1.

Таким образом, эффективность обеспечения личных прав- человека в Кыргызской Республике обеспечивается, в том числе созданием специальных государственных органов таких института омбудсмена (акыйкатчы). Но существующая практика его деятельности объективно обуславливает необходимость совершенствования и развития конституционно-правовых основ взаимодействия омбудсмена (акыйкатчы) и органов исполнительной власти в Кыргызской Республике.

Реализация одной из целей омбудсмена (акыйкатчы) - содействие приведению законодательства Кыргызской Республики в области прав человека с Конституцией и международными стандартами в этой области, могла быть более эффективной, если: 1) омбудсмена (акыйкатчы) наделить правом законодательной инициативы; 2) возможность включения омбудсмена (акыйкатчы), либо его заместителя в состав комиссии по аттестации судей местных судов Кыргызской Республики, в целях определения квалификации и уровня знаний судей, их деловых и иных качеств, повышения их ответственности при отправлении правосудия. В целом необходимо отметить, что система социально-правовой защиты прав человека и гражданина: женщин, молодежи, осужденных в Кыргызстане далека от совершенства. Как показало исследование, продолжаются массово нарушаться личные (гражданские) права человека в различных сферах его деятельности: женщины продолжают подвергаться насилию в семье и во внешней среде, женщины по прежнему задействованы на тяжелых и малооплачиваемых рабочих местах, продолжается эксплуатация детского труда, безработица, ущемление прав осужденных в местах лишения свободы, продолжается массовый отток населения из республики. Все, это вызывает серьезные опасения за будущую демографическую ситуацию в Кыргызстане, за здоровье, сохранение генофонда нации.

Похожие диссертации на Конституционно-правовые основы обеспечения личных (гражданских) прав человека и гражданина : на примере Кыргызской Республики