Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Клерикальное государство и церковь. Взаимоотношения церкви и государства в Израиле и в сопредельных странах Новиков, Марк Владимирович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Новиков, Марк Владимирович. Клерикальное государство и церковь. Взаимоотношения церкви и государства в Израиле и в сопредельных странах : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.02 / Новиков Марк Владимирович; [Место защиты: Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина].- Москва, 2013.- 202 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-12/242

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Для современного мира характерны переосмысление сложившихся и интенсивные поиски новых духовных ценностей, отвечающих реалиям постиндустриального общества, поскольку без культурно-нравственной опоры невозможно дальнейшее развитие ни в экономической, ни в политической сферах. Ярким доказательством данного тезиса выступает очевидная диалектическая взаимосвязь между политическим и религиозным сознанием. Она проявляется в существовании в мире различных моделей социально-политического взаимодействия государства и церкви, верующих и атеистов. Данная проблема, с одной стороны, неизбежно затрагивает сугубо внутренние для каждого человека вопросы, вытекающие из его личных убеждений, взглядов, совести. С другой стороны, она включает в себя качественные характеристики общества, государства, его организации и политического курса, в частности, его способность обеспечить демократические права своих граждан, исключить всякое политическое и правовое насилие над их убеждениями, либо использование религиозных убеждений и верований в ущерб их носителям и социальному прогрессу.

В настоящее время правящие силы стран Востока и Запада широко используют различные конфессии в своих политических целях. Поэтому без учёта особенностей взаимосвязи политики и религии трудно понять подоплёку ряда социально-политических конфликтов, наблюдаемых сегодня и в прошлом как за рубежом, так и в нашей стране. Можно утверждать, что объективные потребности общественного прогресса требуют внимательного рассмотрения упомянутых вопросов потому, что каждое общество, государство, его правящие круги по-своему понимают и по-разному толкуют, а главное, реализуют политику в этой области.

Сегодня воздействие религиозного фактора на политику значительно расширилось. В мировой практике на передний план выдвинулся ряд вопросов, созвучных религиозно-нравственной проблематике, что явилось одной из причин активизации церковных организаций и клерикальных структур, их заинтересованного обращения к широким социальным слоям, в целях включения их в зону своего идейно-политического влияния.

Часто это случается при обращении церкви и религиозных политических деятелей к проблемам сохранения мира, выживания человеческой цивилизации, к злободневным социальным вопросам. В связи с этим за последнее время различные конфессии проделали большую эволюцию, чем за многие предыдущие столетия.

Значительную роль играет религия и в общественной жизни современной России. Существуют тенденции клерикализации общества. Согласно результатам опроса ВЦИОМ, проведённого в январе 2010 года, доля граждан нашей страны, считающих себя православными, составила 75%, это на 12% больше, чем в 2006 и на 41% больше, чем в 1990 году. Наряду с этим в российских традиционно мусульманских республиках, в особенности республиках Северного Кавказа, наблюдается увеличение числа верующих мусульман, в том числе салафитов крайних взглядов. В последние годы ведётся широкая общественная дискуссия по поводу введения в школьную программу богословских предметов, также широко обсуждаемой является тема реституции церковного имущества.

В контексте этих процессов изучение динамики развития религиозных, этно-религиозных и национальных тенденций на Ближнем Востоке видится нам ещё более актуальным. Исследование зарубежного опыта взаимодействия проживающих совместно групп населения, исповедующих разную религию, важно и с точки зрения перспективы репатриации на Северный Кавказ эмигрировавших в XIX – XX вв. этнических групп.

Таким образом, актуальность анализа современного состояния и природы клерикального государства и клерикализма связана с участием религиозных институтов в политической жизни общества, попытками вывести церковь за рамки духовной миссии и использовать её возможности и религиозную идеологию в политических целях, в интересах правящей элиты. Актуальность темы исследования для науки конституционного права продиктована тем, что подобная динамика находит непосредственное отражение в конституциях многих стран мира, в том числе - Ближневосточного региона.

Выбор стран исследования продиктован, прежде всего, желанием изучить вопрос соотношения государства и религиозных организаций в динамике, ведь именно в этом регионе данная проблема, пожалуй, исторически всегда имела наиболее острую социальную актуальность, позволяющую проследить генезис самого явления в его сути. В настоящее время мы являемся свидетелями того, как локальные тенденции проецируются на другие регионы, это вызывает особый научный интерес. Кроме прочего, нам видится, что правовой опыт исследуемых стран в области регулирования отношений между государством и религиозными организациями должен быть весьма полезным для отечественной науки, правотворцев и правоприменителей.

Степень разработанности темы исследования. Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных учёных в области конституционного права России и иностранных государств. При проведении исследования изучалась также зарубежная научная литература по проблеме взаимоотношений государства и религиозных организаций и по конституционному праву зарубежных государств. Кроме этого, в работе использовался нормативный материал стран исследования и судебная практика соответствующих государств.

Проблема взаимодействия религиозных организаций и государства нашла отражение в работах следующих зарубежных исследователей: Л. Александр, Т. Андерсон, Т. Асада, Р. Ауди, Р. А. Бахи, Д. Ц. Бейли, А. Бильграмми, В. И. Коннолли, Э. Дон-Йехия, С. М. Фельдман, Б. Л. Фишер, Дж. Грин, Д. Холлингер, Н.Дж. Клемп, К. С. Либман, Дж. Рэппел, Д. Б. Роджерс, С. Сильвестри, К. М. Салливан, А. Коэн, Дэвид Витал, Муса С. Тарих аль–урдун фи ль–карн аль–ишрин и др.

Проблема соотношения религии и государства исследовалась и такими отечественными учёными, как к.ю.н. Арбузкин, д. ю. н. Н. В. Володина, д. ю. н. П. Н. Дозорцев, д. ю. н. Е. В. Калинина, д. ю. н. Б. С. Крылов, д.ю.н. А.М. Осавелюк, д. ю. н. И. В. Понкин, д. ю. н. А. В. Пчелинцев, д. ю. н. А. А. Сафонов, А.Б. Борисов, В.В. Наумкин, Р.Г. Ланда, С.М. Гасратян и др.

Цели и задачи исследования. Целями диссертационного исследования являются комплексный анализ взаимоотношений государства и религиозных организаций, особенностей конституционно-правового регулирования этих отношений, а также выявление общих закономерностей и специфических черт правового регулирования отношений государства и религиозных организаций в Израиле и сопредельных государствах.

Для достижения указанных целей в диссертации предпринята попытка решить следующие задачи:

определение сущности и критериев разграничения теократического, клерикального и светского государства;

анализ и разработка предложений по совершенствованию существующих классификаций клерикальных государств;

определение современных тенденций развития существующих клерикальных государств;

исследование модели взаимоотношений государства и религиозных организаций в Израиле;

исследование моделей взаимоотношений государства и религиозных организаций в Сирийской Арабской Республике, Ливанской Республике, Иорданском Хашимитском Королевстве, Египте.

Объект и предмет исследования. Объектом настоящего диссертационного исследования выступают общественные отношения между государством и религиозными организациями в Израиле и в сопредельных государствах. Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие данные отношения, закономерности их развития и подходы к юридической регламентации исследуемой сферы социальной действительности в указанных государствах.

Методология исследования. Проведённое исследование осуществлено на основе диалектического метода познания, включающего категории и законы диалектической логики и формально-логические методы познания: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, гипотезу, аналогию, обобщение, сравнение и т. д. Применялись также следующие общенаучные методы: классификация, логический, исторический, системно-структурный, сравнительно-аналитический, абстрагирование, описание и др. Использовались и частнонаучные методы, характерные только для правоведения: формально-юридический, сравнительно-правовой, методы толкования права и правового моделирования.

Эмпирическую и нормативную базу исследования составили конституционное законодательство и практика взаимоотношений религиозных организаций следующих зарубежных государств: Израиля, Сирийской Арабской Республики, Ливанской Республики, Иорданского Хашимитского Королевства и Египта.

Научная новизна исследования определяется тем, что оно представляет собой первую в отечественной конституционно-правовой литературе попытку анализа общих черт и различий Израиля и сопредельных стран как клерикальных государств. Кроме того, элементы новизны заключаются в том, что в диссертации на основе изучения моделей взаимоотношений государства и религиозных организаций введены комплексные критерии разграничения клерикального, теократического и светского государства, предложена типология клерикальных государств по различным критериям, определено место среди них клерикальных государств Ближнего Востока, выявлены тенденции развития клерикальных государств, определены закономерности взаимоотношений религиозных организаций, присущие Израилю и сопредельным государствам.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Под клерикализмом следует понимать такую модель отношений между обществом и религиозным институтом (или институтами – несколькими церквями, например), при которой религия (религии) и данный религиозный институт (институты) являются весьма важными факторами, влияющими на поведение значительной части общества и функционирование социальных институтов, в том числе государства. Вместе с тем в рамках клерикализма влияние религии на жизнь населения не имеет абсолютного или очень близкого к абсолютному характера, то есть не охватывает все сферы жизни и всех людей. Это предполагает отсутствие обязательности исповедания той или иной веры и жёстких негативных санкций за невыполнение данного долженствования, а значит и отделение религиозных институтов от иных социальных институтов, в том числе – от государства. Точно так же в значительной степени автономно действуют и религиозные нормы, будучи разграниченными с иными социальными нормами, включая правовые.

  2. Клерикализму противостоят, с одной стороны, теократизм (теократия), а с другой – секуляризм. Если конкретная религия имеет определяющее и всеохватывающее влияние на жизнь общества, а её противники преследуются или явно дискриминируются, имеет место не клерикализм, а теократизм. Наоборот, если такое влияние вообще или почти отсутствует, для общества характерен секуляризм, то есть светский характер. Если же любая религия как таковая прямо запрещена и преследуется законом или религиозные институты и верующие дискриминируются косвенно, в частности, осуждаются доминирующим общественным мнением, то налицо крайняя степень секуляризма, то есть атеистический характер общества. В клерикальном же обществе всегда существует соперничество: между сторонниками светской или теократической моделей общества, а также между приверженцами различных конфессий. Такое соперничество противоположных начал порождает подчас противоречивое соотношение религиозных и политических институтов. Например, с одной стороны, при клерикализме религиозные объединения – церкви, общины и т. п. – наделяются некоторыми публичными (государственными) функциями (прежде всего – по записи актов гражданского состояния), а в рамках правового регулирования и (или) в практике замещения мандатов в государственном механизме отдается предпочтение представителям одной религии. С другой стороны, в конституционно-правовых актах клерикальных обществ и государств могут содержаться элементы секуляризации (провозглашение свободы совести, запрет образования и деятельности политических партий на религиозной основе и т.п.). Это иллюстрирует тезис о противоборстве в клерикальных обществах светского и собственно клерикального (а возможно и теократического) начал. Когда равновесие нарушается, утверждается либо теократия, либо светское или даже атеистическое общество и государство.

  3. Магистральной тенденцией развития общества в индустриальный и постиндустриальный периоды выступает секуляризация. Однако время от времени действует контртенденция клерикализации. Примером секуляризации можно считать советский период в истории России. Возрождение клерикализма в России наблюдается и после распада СССР. Исчезновение советской идеологической системы и свойственных ей ценностей стало причиной возникновения потребности в новой идеологической системе и новых ценностях. На заполнение ценностного вакуума стали претендовать традиционные религии России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Тенденция клерикализации обнаруживает себя сейчас и в странах Северной Африки и Ближнего Востока, что в последнее время проявилось наиболее наглядно в событиях т. н. «Арабской весны».

  4. В зависимости от влияния одной или нескольких религиозных конфессий следует различать соответственно клерикализм моноконфессиональный и клерикализм поликонфессиональный (соответственно и клерикальное государство может быть моноконфессиональным и поликонфессиональным). При моноконфессиональном клерикализме влияние на жизнь общества оказывает какая-либо одна религия. Например, в Италии такое влияние оказывает католицизм (и, соответственно, католическая церковь), а в Турции – мусульманство, где большинство населения исповедует суннитский ислам. О моноконфессиональном клерикализме можно говорить и в том случае, если на общество оказывают влияние несколько религиозных групп в рамках одной конфессии. Например, большинство британцев являются прихожанами англиканской церкви, но при этом государственной церковью Шотландии является пресвитерианская церковь. Поликонфессиональный клерикализм существует, когда в силу исторических особенностей, миграционных процессов и т. п. на жизнь общества влияют несколько конфессиональных групп и, соответственно, представляющих их институтов. Классическим примером общества, для которого характерен поликонфессиональный клерикализм, является Ливан, где общество фактически разделено по признаку принадлежности к различным христианским и исламским конфессиям.

  5. Теократическими государствами являются такие государства, в которых высшая политическая власть принадлежит религиозному лидеру (лидерам) и в которых основой государственной власти и законодательства провозглашаются религиозные источники. В отличие от клерикальных государств, где религиозные лидеры могут влиять на принятие решений, а религиозные источники также могут признаваться источником законодательства, однако при этом конституционное законодательство содержит и многочисленные светские по своей природе нормы и институты, в теократических государствах такие светские институты тоже существуют, однако их удельный вес и роль в правовом регулировании являются незначительными, а в основе их функционирования лежат религиозные, а не светские нормы. Таким образом, законодательство теократических государств вторично по отношению к религиозным предписаниям. В настоящее время примерами теократических государств являются Ватикан и Иран.

  6. Светскому государству свойственно отделение церкви от государства. Такое отделение, а соответственно и светское государство характеризуется следующими особенностями:

  7. государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учёта граждан по этому признаку;

  8. государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность;

  9. церковь не вмешивается в дела государства, а лишь занимается вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан. Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви и религиозных организаций; при этом, государство может создавать органы, связанные с косвенным регулированием деятельности религиозных организаций;

  10. церковь не выполняет никаких государственных функций.

  11. Клерикальное государство представляет собой промежуточную модель между светской и теократической моделями и характеризуется тем, что религия прямо или косвенно признана им в качестве официальной (традиционной, господствующей) идеологии, а соответствующая ей религиозная организация (религиозные организации): церковь, духовное управление и т. п. - принимает участие в решении государственных вопросов, играет роль обоснования политики, является обязательным элементом государственной системы образования и воспитания, пользуется исключительным приоритетом и поддержкой государства, содержится за его счёт. Признаками клерикального государства могут быть следующие:

  12. выполнение религиозными объединениями определённых публичных функций, например, в вопросах определения личного статуса – удостоверения факта заключения брака, рождения, смерти и т. п. То есть церковь или иное религиозное объединение обладает определёнными функциями, которые в светском по своей природе государстве выполняют государственные органы;

  13. функционирование системы религиозных судов, которые, например, разрешают споры, связанные с личным статусом гражданина;

  14. наличие квот представительства религиозных групп в парламенте и (или) иных государственных органах. Например, в британской Палате лордов заседают духовные лорды. В поликонфессиональных клерикальных государствах возможно также распределение высших государственных постов между представителями наиболее многочисленных религиозных групп (Ливан);

  15. существование в конституционном законодательстве норм, касающихся главы государства, его связи с религиозными институтами:

глава государства является одновременно и главой государственных церквей или церкви (Великобритания);

глава государства при принятии важных государственных решений обязан консультироваться с религиозным лидером или советом, состоящим из религиозных иерархов (Египет);

  1. религиозные нормы провозглашаются важнейшими источниками права, обладающими высшей юридической силой. Это может прямо закрепляться в конституционных актах клерикальных государств;

  2. в конституционных актах закрепляется статус конкретной религии или церкви как государственной (официальной, традиционной, народной).

  3. Признаки клерикализма могут существовать в рамках государственной системы в разных количествах и в разной комбинации. От этого зависит степень клерикализма и, соответственно, вид клерикального государства. В одних государствах клерикализм может быть едва заметен и граничить со светскостью, а в других, наоборот, настолько выражен, что напоминает теократизм. В связи с этим представляется обоснованным разделение клерикальных государств на государства с незначительной (Соединенное Королевство, Италия, ФРГ), средней (Израиль, Сирия) и высокой (Иордания, Ливан) степенью клерикализма.

  4. Государства Ближнего Востока следует выделить в отдельную группу клерикальных государств. Примерами таких государств являются Израиль, Сирия, Ливан, Иордания, Египет. Выделение этой группы обусловлено следующими особенностями этих государств:

  5. клерикализация государственного управления исторически была присуща данным государствам: в период господства Османской империи были заложены основы взаимосвязи религии и государства в этих государствах, а в колониальный период система этих взаимосвязей получила окончательное оформление и лишь с некоторыми изменениями использовалась во второй половине XX века, после обретения ими независимости;

  6. ближневосточные государства исторически явились центром расселения религиозных групп, принадлежащих к различным конфессиям и различным направлениям в рамках данных конфессий. По этой причине данные государства сталкиваются с необходимостью регулирования взаимоотношений этих групп и согласования их интересов, что зачастую сделать лишь методами государственно-правового регулирования очень сложно или практически невозможно;

  7. конституционно-правовыми инструментами регулирования взаимоотношений разных религиозных групп являются:

закрепление в конституционных актах норм представительства разных групп в парламенте;

имплементация религиозных норм в позитивное право этих государств; при этом предусматривается, что при решении вопросов личного статуса лиц, принадлежащих к разным конфессиям и к разным религиозным группам в рамках одной конфессии, необходимо руководствоваться религиозными нормами соответствующих конфессий и религиозных групп;

использование конституционных соглашений и обычаев для определения как принципов, так и конкретных норм, регулирующих согласование интересов различных религиозных групп;

  1. необходимость сочетать клерикализацию с запретом на деятельность экстремистских религиозных партий и групп. К последним, например, относят «Братьев-мусульман», стремящихся к построению всемирного халифата. Запрещение деятельности таких партий является средством сдерживания дальнейшей клерикализации ближневосточных государств и обществ. Парадокс, однако, заключается в том, что события, связанные с «Арабской весной», отчётливо выявили тенденцию к приходу к власти представителей партий именно крайних религиозных взглядов.

  2. Израиль обладает следующими чертами клерикального государства:

участие раввината в политической жизни страны, в том числе, посредством представительства в публичных органах (например, в местных религиозных советах);

наделение раввината правом отправления функций публичных служб (например, в Израиле признаётся исключительная компетенция религиозных судов при решении бракоразводных дел);

религиозные организации (раввинат) вправе требовать соблюдения государственными органами и организациями некоторых религиозных предписаний (например, выдача раввинатом сертификатов Кашрута);

наличие общинных религиозных судов, с ограниченным в своей компетенции кругом субъектов и полномочий, связанных с определением личного статуса (еврейских, мусульманских, бедуинских, друзских, черкесских и др.);

На первый взгляд, данные черты позволяют охарактеризовать Израиль как моноконфессиональное клерикальное государство. Однако главная особенность его состоит в том, что при несомненно большом влиянии иудейских религиозных организаций и норм в стране действуют и иные религиозные нормы, распространяющиеся на лиц соответствующей конфессиональной принадлежности. Например, в качестве законного брака рассматривается как брак, заключённый в соответствии с иудейскими религиозными нормами, так и брак, заключённый в мусульманской или христианской общине. Исходя из этого представляется целесообразным относить Израиль к поликонфессиональному типу клерикальных государств с неравным правовым статусом иудейской, мусульманской и христианской церквей.

  1. Анализ взаимоотношений религии и государства в Сирийской Арабской Республике позволяет признать данное государство клерикальным и поликонфессиональным. Следует при этом отметить, что сирийская модель клерикального государства не является абсолютно уникальной. В целом она аналогична модели, сложившейся в Израиле, и характеризуется, в частности, следующими чертами:

в судебной системе действуют суды религиозных общин, которые руководствуются при разрешении споров религиозными нормами;

сферой компетенции данных судов являются вопросы личного статуса;

религиозные нормы являются источником права, и это закреплено на конституционном уровне.

В то же время есть и существенные отличия от израильской модели:

религиозные организации не наделены в Сирии такими широкими полномочиями, как аналогичные религиозные организации в Израиле (Верховный раввинат); в то же время религиозные суды в Сирии обладают компетенцией аналогичной той, которой обладают религиозные суды в Израиле, включающей, например, разрешение вопросов, связанных с личным статусом;

Конституция требует, чтобы Президент страны был мусульманином;

высшая государственная власть фактически принадлежит (с некоторыми оговорками) одному из религиозных меньшинств страны – алавитам (одной из шиитских сект): они занимают ключевые посты в армии, правительстве и правящей партии Баас.

Как видно, в некоторых аспектах конституционного устройства Сирии по сравнению с Израилем имеется крен к секуляризму, а в некоторых – в сторону клерикализма. Следует отдельно отметить, что общественное мнение в Сирии относительно вопроса правового и политического статуса религиозных организаций остается разделенным.

  1. Соотношение религии и государства в Ливанской Республике характеризуется наличием:

квотирования в Парламент и другие государственные органы по этно-религиозному признаку;

наличием общинных религиозных судов с ограниченным в своей компетенции кругом субъектов и полномочий, связанных с определением личного статуса;

наличием квази-государственных этно-религиозных общинных организаций.

В конституционном праве этого государства присутствуют нормы и принципы поликонфессионализма. Их отмена декларируется в конституционных поправках 1990 года, то есть стремление к их полному упразднению заявлено лишь как генеральный вектор. При этом наряду с желанием многих сил к принятию реальных мер по деконфессионализации политического режима, созданию светских структур национального государства и, соответственно, секуляризации конституционного законодательства Ливанской Республики, некоторые политические партии стремятся к построению клерикального исламского государства (в частности, Хезболла). В условиях дестабилизации многих стран Ближнего Востока и состоявшегося прихода к власти в некоторых из них исламистских сил возможны и коренные изменения внутриполитической обстановки и в Ливане, способные повлечь укрепление клерикального государства, причем с креном к моноконфессионализму.

  1. Из всех проанализированных в настоящем диссертационном исследовании государств наибольшей степенью клерикализма обладает Иордания. К элементам клерикализма в данном государстве относятся следующие:

трон Королевства может занимать только мусульманин, рождённый законной женой от мужа мусульманина;

в судебной системе Иордании функционируют религиозные суды (аль-махаким ад-динийя); религиозные суды подразделяются на суды шариата и советы иных (немусульманских) религиозных общин; судьи в шариатские суды назначаются из числа улемов – мусульманских богословов; решения шариатских судов первой инстанции могут быть обжалованы в шариатских апелляционных судах, а решения последних – в Высшем суде Иордании;

суды шариата рассматривают дела, связанные с разрешением следующих вопросов:

вопросы личного статуса мусульман;

вопросы выкупа за кровь (ад-дийя) в случаях, когда обе стороны являются мусульманами либо когда лишь одна из сторон является мусульманином, но обе стороны согласны на рассмотрение дела шариатским судом;

вопросы, относящиеся к мусульманским вакфам (аль-авкааф аль-исламийя), под которыми понимается движимое и недвижимое имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные, благотворительные, общественные цели.

сфера исключительной компетенции советов религиозных немусульманских общин, выступающих в качестве судебной инстанции для своих членов, аналогична указанной выше сфере компетенции судов шариата; однако для того, чтобы совет обладал судебными полномочиями, он должен быть учреждён законом, а община должна быть признана правительством (ч. 1 ст. 109 Конституции); религиозные советы есть, например, у греческой православной, римской католической общин и др.; специальный закон устанавливает процессуальные нормы, которыми должны руководствоваться при рассмотрении дел советы.

14. Египет можно охарактеризовать как моноконфессиональное клерикальное государство со средней степенью клерикализма. Согласно Конституции 2012 года (ст. 2) принципы исламского шариата являются основным источником законодательства в Египте; принципы исламского шариата включают традиционные и юридические нормы, источники, одобренные школами суннитов и обществом (ст. 219). Конституция закрепляет за исламом статус государственной религии. Несмотря на приостановления действия данной Конституции в настоящее время, ее упомянутые нормы сохраняют актуальность. Основное отличие египетской модели клерикализма от моделей других стран региона заключается в следующем: в Египте отсутствует система мусульманских судов, хотя обычные суды могут применять нормы шариата, если соответствующие отношения не урегулированы законом.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на примере стран Ближнего Востока внесён вклад в изучение взаимоотношений государства и религиозных организаций. Полученные результаты могут быть использованы при изучении моделей этих взаимоотношений как в зарубежных государствах, так и в России.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов при совершенствовании отечественных правовых инструментов, с помощью которых регулируются взаимоотношения церкви (и иных религиозных институтов) и государства. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем при проведении исследований в области конституционного права, касающихся взаимодействия религиозных организаций и государства.

Апробация результатов исследования. По теме диссертации было опубликовано пять статей, из которых три - в журналах, входящих в перечень рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России, одна - на английском языке в периодическом издании Ариэльского Университета в Израиле и одна - в издании, не входящем в перечень рецензируемых, рекомендованных ВАК.

Теоретические выводы и рекомендации, высказанные автором, докладывались также на заседании круглого стола, прошедшего в МГЮА имени О. Е. Кутафина «Конституционализм: идеал или реальность?» 04.02.2011, на заседании круглого стола «Научные исследования соискателей из стран СНГ», состоявшегося в Ариэльском Университете в Израиле (Самария) 07.05.2012, на заседании круглого стола, посвящённом обмену научным опытом между соискателями из стран СНГ и Прибалтики «Индивидуальное научное исследование» в Ариэльском Университете в Израиле (Самария) 20.10.2012.

По итогам исследования был сформулирован набор рекомендаций для улучшения межрелигиозного и внутрирелигиозного климата в России для Управления по внутренней политике Администрации Президента России и Департамента по религиозным организациям Управления по внутренней политике Администрации Президента России; рекомендации были также направлены в профильный Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций. По результатам исследования были подняты для обсуждения общественности вопросы, касающиеся проблем черкесского меньшинства, проживающего на территории Ближнего Востока. В частности, 31.05.2013 в деловой газете «Известия» была опубликована статья «Минрегион не пускает сирийских черкесов в Россию».

Результаты исследования обсуждались на кафедре конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).

Положения работы использовались в учебном процессе Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) по курсу конституционного права зарубежных стран, а также обсуждались на заседаниях студенческого научного кружка по упомянутой учебной дисциплине.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы и четырех приложений.

Похожие диссертации на Клерикальное государство и церковь. Взаимоотношения церкви и государства в Израиле и в сопредельных странах