Содержание к диссертации
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...3
ГЛАВА Т. ВЖОТОРЫЕ МЕТОДОЛОІЇЇЧЕСШІЕ ПРОБЛЕМЫ КАТЕГОРИИ "СВОБОДА СОВЕСТИ"... Т2
§ Т. Свобода совести как объект исследования различных общественных наук 12
§ 2. Содержание исходных категорий свободы совести 35
§ 3. Свобода совести как государственно- правовая категория 42
ГЛАВА И. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СВОБОДІ СОВЕСТИ В CCCP.. 62
§ Т. Содержание понятия "советское законодатель ство о религиозных культах".. 62
§ 2. Становление советского законодательства о свободе совести..., 67
§ 3. Ленинский Декрет о свободе совести... 79
§ 4. Институт свободы совести в советском конс титуционном законодательстве 94
ГЛАВА Ш. ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ СВОБОДО СОВЕСТИ В СССР... ЛІТ
§ I. Понятие гарантий свободы совести в СССР 112
§ 2. Развитие юридических гарантий свободы вероисповедания Т26
§ 3. Развитие юридических, гарантий свободы атеизма Т54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 189
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 193
Введение к работе
Великой Октябрьской социалистической революции воплотила вековую мечту трудящих-ся России» свергнувших под руководством Коммунистической партии власть эксплуататорских классов и впервые в мире реально претворивших в жизнь демократические права и свободы, которые лишь формально провозглашались в буржуазных конституциях. Среди прав и свобод огромное внимание молодым Советским государством уделялось одной из важнейших свобод - свободе совести» провозглашенной и юридически закрепленной ленинским "Декретом о свободе совести» церковных и религиозных обществах".
В последние годы активизировали идеологическую борьбу противники социализма, о чем отмечалось в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХЛ съезду партии, в котором подчеркивалось, что "возросла активность пропагандистских средств классового противника, усилились его попытки оказывать разлагающее воздействие на сознание советских людей" (21, с.75). Особое место в идеологической борьбе как в прошлом, так ив настоящее время, занимает проблема свободы совести. Буржуазные идеологические центры пытаются использовать эту проблему для клеветы на советскую действительность и дискредитации идей коммунизма как за рубежом, так и внутри страны, стремясь нарушить политическое и моральное единство советского народа -на почве религии.-По этому поводу на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС говорилось: -"Под влиянием религии еще остается часть людей и часть, прямо скажем, не такая уж малая. Многочисленные идеологические центры империализма стремятся не только поддерживать, но и насаждать религиозность, придавать ей антисоветскую, националистическую направленность. Особая ставка делается на религиозный экстремизм. Одновременно распространяются измышления о "нарушениях свобода совести вСССР" (22, с.37-38) Поэтому исключительно яростным атакам со стороны антикоммунистов подвергается марксистско-ленинская концепция свобода совести» включающая в себя не только свободу вероисповедания, т.е. право исповедовать любую религию и отправлять религиозные культы, но и свободу атеизма, т.е. право не исповедовать никакой религии и вести атеистическую пропаганду. Враги социализма нападают пренде всего на практику осуществления свобода совести в СССР и искакают смысл советского законодательства в отой области.
Проблемами свободы совести занимались и занимаются многие советские ученые. В работах историков и философов И.Ю.Аничаса,А.Й. Барманкова, Й.И.Бражника, Л.Н. Великовича, АЛ. Вещикова» А.Ю. Гаврилюка, Ю.И. ІЬрмана» М.М.Григорьяна, А.А.Грицова, А.И.Йванова, В.А.Куроедова, Э.И.Лисавцева, Г.М.Лифшца, П.К.Лобазова, М.А.Новикова, М.М.Персица» А.В.Портнова, Ф.М.Придувалова, З.А.Таяуризи-ной, В.Г.Фурова, В.Д.Тимофеева М.И.Шахновича, Г.Й.Эзрина и других затрагиваются преимущественно вопросы генезиса свободы совести, ее осуществления в царской России и зарубежных буркуазных странах, а такке полокение верующих в СССР. Юристы П.В.Гидулянов, Г.Р.Гольст, М.Г.Кириченко, П.А.Красиков, П.Й.Стучка, Й.Е.Фарбер и другие в основном излагают и комментируют советское законодательство о свободе совести. Лишь правоведами Ф.М.Рудинским» О.С.Руяелитей, В.В.Клочковым глубоко разрабатываются некоторое теоретические проблемы свободы совести, в том числе исследуются и проблемы структуры категории "свобода совести1 .
Философские и правовые проблемы свободы совести обсуядались такие на научных конференциях. Некоторые из них состоялись в Литовской ССР (см. 44; 43; 46; 47).
Щща&КИД. данного диссертационного исследования является свобода совести как государственно-правовой институт, ибо в опубли кованных работах отсутствуют глубокие теоретические исследования самой категории "свобода совести", что привело к различному толкованию в советской литературе этого важного государственно-правового института. Это, в свою очередь , в определенной мере снижает теоретический уровень нашей идеологической борьбы и не способствует надлежащему решению правовых и практических проблем свободы совести внутри страны. Таким образом, как внешнегосударствен-ные; так и внутригосударственные факторы повышают друуздьрру исследования общетеоретических и конкретно правовых проблем свободы совести. Недостаточность исследования содержания категории свободы совести, различное толкование в советской литературе этого ванного государственно-правового института, необходимость дальнейшего совершенствования норм советского права, а также несомненная актуальность этой проблемы для теории и практики коммунистического строительства обусловили выбор темы настоящей диссертации.
Автором была поставлена двдь провести комплексное исследование государственно-правового института "свобода совести", которое осуществлено в трех направлениях: в общетеоретическом, конкретно-юридическом и идеологическом.
Лдя достижения поставленной цели необходимо было решить следующие 9зкшюа вю№
а) в общетеоретическом плане:
- продолжить разработку как исходных категорий - "веротерпимость" и "свобода вероисповедания", так и содержания основной категории - "свобода совести";
- выявить структуру этих главных категорий;
- установить критерии для каждой из них;
- определить градацию этих категорий;
- разработать понятие общих и юридических гарантий свободы совести;
- разработать понятие общих и юридических гарантий свободы совести;
- выявить исходную правовую норму свободы совести;
- определить специфику юридических гарантий как свободы вероисповедания, так и свободы атеизма;
б) в конкретно-юридическом плане:
- провести сравнительное исследование республиканских законодательных актов, регламентирующих деятельность религиозных объединений;
- на основании выявленных расхождений в республиканском законодательстве мотивированно поддержать имеющееся в юридической литературе мнение о целесообразности разработки и принятия союзного закона о свободе совести;
- разработать конкретные предложения по совершенствованию советского законодательства о свободе совести;
в) в идеологическим плане:
- уяснить значение разработки основных категорий "свободы совести" для идеологической борьбы;
- подвергнуть логическому и смысловому исследованию существующий ныне термин "советское законодательство о религиозных культах", который, наряду с другими недостатками, содерщїт в себе негативный идеологический оттенок;
- доказать на основании первоисточников, что ныне употребляемое название ленинского декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" является неправильным и умаляет всемирно-историческое значение этого декрета, впервые в мире провозгласившего и закрепившего свободу совести.
Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют марксистско-ленинская диалектика как всеобщий метод познания, произведения основоположников марксизма-ленинизма, Конституция СССР и конституции союзных республик, материалы ХХУІ съезда КПСС» постановления ЦК КПСС и Советского правительства. Основной информационной базой являются первые декреты Советской власти, республиканские положения о религиозных объединениях, уголовно-правовые нормы и другие нормативные акты, а такяе первоисточники, относящиеся к свободе совести и труды советских государствове-дов, посвященные этой проблеме. В диссертации использована литература по общей теории права, по советскому государственному,административному и уголовному праву, а также работы по истории философии и научному атеизму, ряд богословских и религиозных источников. Диссертация выполнена в соответствии с требованиями марксистско-ленинского диалектического метода и общей методологии, в ней строго соблюдены принципы партийности и историзма.а такяе применены системный, логический, сравнительный и другие частнонаучвые методы познания.
39y?P9ff.-PPPffgfl9j?90Q:rg проявляется в трех направлениях - в общетеоретическом, конкретно-юридическом и идеологическом.
Общетеоретическая научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые- в советской литературе делается попытка разработать четкую структуру таких исходных категорий, как "веротерпимость", и "свобода вероисповедания", без чего до сих пор фактически невозможно было наиболее четко определить структуру основной категории - "свобода совести", а также проследить ее генезис в историко-философском и государственно-правовом плане.Впервые прослеживается развитие института свободы совести в советском конституционном законодательстве. Делается попытка разработать понятия общих и специальных - юридических - гарантий свободы совести в СССР, причем впервые исследуются специфика юридических гарантий свободы вероисповедания и свободы атеизма. Дается исторический панорамный обзор решения проблемы свободы совести в Литве.
Конкретно-юридическая новизна работы определяется тем, что впервые проведен критический сравнительный анализ республиканских положений о религиозных объединениях, выявлены расхождения и противоречия в этих положениях. Аргументируется предложение о необходимости разработки и принятия союзного закона о свободе совести, причем сформулированы конкретные предложения по совершенствованию законодательства в этой области с учетом требований основных положении научного атеизма. Уделено также определенное внимание и мало освещенному в научной литературе процессу становления советского законодательства о свободе совести.
Новизна исследования в идеологическом плане заключается в том, что диссертант показывает, как нечеткое использование категориального аппарата свободы совести создает возможность для нападок на этот институт со стороны классового противника. Определенное идеологическое значение имеет также проведенное автором исследование употребляемого ннне термина "советское законодательство о религиозных культах" и аргументированное предложение о необходимости замены его новым термином - "советское законодательство о свободе совести". На основании изучения первоисточников автор восстанавливает подливное название и дату ленинского декрета о свободе совести.
. Диссертант выносит на защиту отличающиеся научной новизной следующие основные выводы:
Т. Структуру основных исходных категорий - "веротерпимость" и "свобода вероисповедания" - определяют следующие составные элементы:
а) веротерпим ость:
- право исповедовать любую религию;
- право отправлять религиозные культы;
- привилегированное положение исповедующих государственную (или покровительствуемую государством) религию;
б) свобода вероисповедания:
- право исповедовать любую религию;
- право отправлять религиозные культы;
- право менять религию;
- равенство всех религий и всех верующих перед законом. II Структуру марксистско-ленинской категории "свобода совести" определяют следующие шесть составных элементов:
- право исповедовать любую религию;
- право отправлять религиозные культы;
- право менять религию;
- право не исповедовать никакой религии;
- право вести атеистическую пропаганду;
- равенство всех граадан перед законом независимо от их отношения к религии.
Ш. "Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду"» - такой является исходная норма свободы совести по советскому государственному праву.
ТУ. Закрепленная в ст. 52 Конституции СССР исходная норма свободы совести содержит в себе исходную норму свободы вероисповедания - право исповедовать любую религию и отправлять религиозные культы и исходную норму свободы атеизма - право не исповедовать никакой религии и вести атеистическую пропаганду»
У. Б советском законодательстве свобода атеизма юридическими гарантиями реализации и охраны обеспечена менее основательно» чем свобода вероисповедания.
УТ. Необходимость разработки и принятия общесоюзного закона о свободе совести вызывается потребностью совершенствования законодательства в этой области и устранения различного толкования некоторых прав и обязанностей верующих в республиканском законодательстве.
ЛІ. До восстановления Советской власти "свобода совести" в Литве сохранялась всего лишь на уровне веротерпимости.
УШ. Несоответствие содерзканию термина "советское законодательство о религиозных культах" и необходимость замены его термином "советское законодательство о свободе совести".
IX. Правильным названием ленинского декрета о свободе совести считать "Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах" и датировать его 2 февраля T9I8 г.
состоит в том, что анализ, выводы и рекомендации автора могут быть использованы в дальнейшем совершенствовании советского законодательства о свободе совести. Теоретические выводы об основных категориях свободы совести будут способствовать более четкому и глубокому исследованию генезиса веротерпимости, свободы вероисповедания и свободы совести, а также решению современных теоретических проблем свободы совести. Результаты исследования могут быть использованы в учебной и методической литературе по государственному праву, а также по истории философии и научному атеизму.
4щіЙІщщ&4&22ВДі Диссертация выполнена на кафедре государственного права и советского строительства Белорусского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета им. В.И. Ленина. Основные полокения диссертационного исследования изложены в одиннадцати публикациях - двух брошюрах и девяти статьях. Некоторые результаты исследования выносились автором-для обсуждения на четырех научных конференциях (см.90; 142;141; 92).
СТРУУУУРЭ.-РЭ0РТР определена целями исследования. Диссерта ция состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении излагается предает и актуальность исследования, методологическая основа, информационная база и научная новизна работа, а также научно-практическая значимость и апробация проведенного диссертационного исследования. В первой главе автор ставит своей целью исследовать некоторые методологические проблемы категории "свобода совести". В ней рассматриваются наиболее общие теоретические вопросы, формулируется структура исходных категорий свободы совести -веротерпимости и свободы вероисповедания, исследуется свобода совести как государственно-правовая категория, делается попытка определить её структуру. Во второй главе рассматриваются основы правового регулирования свободы совести в СССР, Подвергается критическому анализу термин "советское законодательство о религиозных культах", дается историческая панорама становления советского законодательства о свободе совести, анализируется ленинский декрет о свободе совести, исследуется развитие института свободы совести в советском конституционном законодательстве. В третьей главе рассматриваются проблемы юридических гарантий свободы совести в СССР. Разрабатываются теоретические проблемы понятия гарантий свободы совести в СССР, исследуется развитие юридических гарантий как свободы вероисповедания, так и свободы атеизма. В заключении кратко сформулированы основные выводы исследования и резюмируются предложения, содержащиеся в диссертации.