Введение к работе
Актуальность исследования. G годами все более очевидной ставится роль телевидения в формировании общественного мнения, все ілее выявляются его особые возможности в донесении информации, ютяаении реальности. Действенность ТЕ связана с поиском ноеых гей его совершенствования, развитием его специфического языка, шянием Есех его природных эстетических свойств в гармоничное це-іе, ибо только эта органика монет способствовать.созданию произ-дений содерватвльных, художественно значимых, открывающих ясто-[ духовности.
Жизнь современного человека вбирает в себя мириады разноха-ктерных явлений. И Евсь этот "хаос современности" становится
ЩНЫМ ИМПУЛЬСОМ К ПОЯБЛеНИЮ МНОГОСЛОЖНЫХ CTPJBTSP В ИСКуССТЕб.
.. Мы не создали еще искусства, подобного храму, где-каждый ис-Евдует свое,, но свое Енутри всеобщего. Мы не моавм умозрительно шить, как должен произойти тот синтез, то соединение и создание еого целостного пластического языка, но стремиться к этому мы
ЖЄМ..." .
Рождение развитых полифонических форм, органика взашодейст-я драматургической структуры и достойного ее пластического энви-лента предполагает использование всей системы художественно-вы-зителышх средстЕ экрана. Только глубокое "внутреннее взаимо-йствие всех искусств рождает на экране симультанный художестЕен-Е образ, не достикимый ни в одном другом синтетическом искус-Ев"^, ровдает подлинно авторскую структуру, приобщенную к гло-льным обобщениям, общечеловеческим ценностям.
Уровень телаосмысления действительности в конечном итоге ть та система ценностей, на которую ориентируется каждая соци-ькая группа і зрительская аудитория) и сЕязыьает с ней о.пределек-
3 опенку, определяя его (зрителя) ценностные ориентации. Сегод-
же заполонение вееания некими универсальными моделями, унифика-
4 телевизионных форм Екзкьает серьезные опасения, требуя, как
.t канется, Едуычньсго отношения.
Еознйкїіий сегодня "эстетический стандарт" приьел как бы к
;;з.:з;бо:н_:: о. с с;::-:тезе в искусстве.// искусство кико. - IS8S.
- 4 -стандартизации телевидения в целом, к "бессилию" в поиске ярких самобытных форм, в частности, истинно национальных структур.
Этому способствовало, на наш взгляд, отсутствие объективных критериев в оценке уровня, качества телевизионного вещания, существующее по отношению к ТЕ в течение десятилетий, что е немалой степени влияло не только на Бкусы аудитории, но и тормозило развитие творческих возможностей ТЕ.
Тотальная политизация современных программ (вполне закономерная для нынешней общественно-политической ситуации е стране) также привела к некоей унификации творчества, обеднению жанровой палитры вещания, однообразию форм, постепенному снижению критерия художественности, - понятия, столь сущностного для ТЕ. Это, в свою очередь, может способствовать депрофессионализации Еещания і целом. Многие исследователи и практики ТЕ отмечают сегодня, сколі опасен этот путь (снижение уровня художественности, образности, обеднение художественно-выразительных структур).
Пережив на СЕоам пути периоды расцвета и застоя, ТЕ сегодня стоит перед необходимостью кардинальных изменений, а стало быть а решений, вступая в новую стадию осознания своих возможностей. "Сейчас, когда мы приступаем к глубоким и сложным преобразованиям отмечается в Указе Президента СССР, - особенно важно, чтобы телевидение и радио всемерно способствовали консолидации общества... обеспечивали... гуманизацию человеческих отношений, правопорядок, межнациональное согласие. Такие цели требуют сохранения и развития телевидения как общенациональной структуры.
Е то же время демократизация общества, возрастание роли суверенных союзных реопублик и Советов народных депутатов, реальної становление политического плюрализма требуют кардинального изменения характера телерадиовещания страны"1.
Одна из составных этих изменений как раз и СЕязана с развитием местных студий. Е Указе об этом говорится так: "Взять курс на расширение прав и полномочий республиканских, краевых и облас ных телерадиокомитетов...".
По мере развития ТВ отчетливее выявляется и важность развития республиканского вещания, что продиктовало появление известного решения IS87 года об открытии к 2000 году еще 6? местных от;
I Указ Президента СССР "О демократизации и развитии ТЕ и радиовещания е СССР" от 14 июля IS90 года.
- 5 -дай, помимо уже функционирующих.
Развитие национального ТЕ (телевидение Армении в этом смысле, разумеется, не исключение), - требует учета особенностей национального мировосприятия, национального архетипа образного мышления, уникального опыта тысячелетий - социального, нравственного. Словом, важна включенность в традиции, в национальную эстетику, культуру.
Исходя из этого, нами осознается острая необходимость для теории и практики современного ТЕ исследований, способных адекватно отразить особенности и уровень телепрограмм, став важнейшим фактором пошшения их эффективности. Нам представляется весьма актуальным выявить осноешє обретения и просчеты регионального вещания (на примере ТЕ Армении), дабы не потерять накопленное и избежать повторения пройденных ошибок в период ноеого этапа развития ТЕ.
Следует отметить, что в истории AT, особенно на ранних этапах его развития, были весьма значимые находки, именно с точки зрения образного осмысления, формы. И автор считает своей задачей описать и проанализировать то ценное, что было в Евщании, ибо многое из этого прежнего опыта может войти в реальную практику современного ТЕ.
Предпринятое исследование - это, по существу, первая в республике диссертация, посвященная осмыслению тьорческих особенностей AT, анализу функционирования художественно-выразительных структур в их прямой взаимозависимости с действенностью. Полагаем, Еыводы, к которым пришел аЕТор, могут быть непосредственно использованы в практике вещания AT.
Кроме того, многое из сказанного в диссертации закономерно ;: ыя других региональных студий, а также для ЦТ.
Результатом работы яеилесь теоретические суждения и практи-18СКИ8 рекомендация, возникшие б результате анализа AT, имеющие v всеобщий характер, затрагивающие развитие ТВ е целом. Именно е >том, е попытке исследования синтеза художестввнно-выразятзльнь:;: :тр.уктур как фактора пошшения эффективности современных телеп;".-;-'рамм, ендется актуальность данной диссертации.
Состояние научной раз сабо тки темы. Как мы уже отмечали, 1-.-:--:иональныв студии вступают е новую стадию развития. Однако рабст. освященных генезису и тенденциям развития национального, р::;:с~
нального вещания, явно.мало1.
Практически не исследованными остаются вопросы, связанные с формой телепроизввдвний, посвященных анализу образного осмысления программ, в первую очередь, ато касается информационного вещания и телепублицистики.
За долгие годы функционирования AT оказалось за пределами интересов теории я критики. На сегодняшний день лишь некоторые его
Т Аманбаев К.А. Создание и развитие телевидения в Казахстане -действенного средства идеологической работы КПСС (2958-1970): Автореф. дисс. канд.ист.наук. - Алма-Ата, 2971; Бараненич Ю.Д. Проблема интерпретации фактов в информационных программах местного радиовещания Украины: Авторвф.дисс. д-ра филол.наук. - М., 2986; Двдравв А.1ІІ. ТЕ Таджикистана. - Душанбе, 1979; Ерицян С.С Телевидение Армении в системе средств массовой информации и прс паганды республики: Автореф. дисс. канд.филол.наук. - Ереван, .1987; Каримов А.К. ТЕ Узбекистана. - Ташжент, Т973;Леонидзе И.С Проблемы развития грузинского телевидения в системе общесоюзного Бвщания: Автореф. дисс. д-ра филол.наук..- Тбилиси, 2975; его же - Школа для зрителей. - Тбилиси, 2983; Маниньш Г.. Становление и развитие тележурналистики Латвии в системе советской культуры: Авторвф.дисс. канд.филол.наук. -М., 2987; Нечай О.ф. Развитие Белорусского телевидения. - Минск, 2982; Попа В.И. Выпуски ноеостєй как тип программ республиканского ТЕ: проблемы развития и функционирования: Автореф. дисс. канд. филол.наук. -М., 2S85; Цшк Е.Л. Особенности системного функционирования местных студий телевидения: На материалах республиканского ТЕ УССР; Авгореч.дисс. канд.филол.наук. -М., 2979; его же» Украинское телевидение: опыт, практика, проблемы. - Ки ев, 2986; Шербатюк Т.Е. Украинское телевидение как тип республиканской телевизионной программы, формирование и тенденции развития: Аиореф. дисс. канд.филол.наук. -Киев, 2982; Эльмо-нович Т.Е. Образ факта: От публицистики к фильму на Эстонском телевидении. -М., 2975.
2 Регулярное вещание AT началось с 2957 года. AT сегодня - это мощная система, включ аквдая 2 республиканские программы с общи», среднесуточным объемом вещания 13,5 часов. По охвату население а такке по среднесуточному объему Армения занимает одно из пв] екх мест среди союзных республик.
проблемы рассматривалась в республиканской периодике, в отдельных научных статьях, объем-я задача которых имеют, естественно, ограниченный характер (в этой связи отметим работы О.Багдасаряна, С.Гулян, А.Ерзнкян, С.Врицяна, С.Погосяна). Еопросы же образной структуры информационно-публицистических и художественно-публицистических программ практически не осЕвщены (в центре внимания критики оказывались и оказываются в основном игровые фильмы и телеспектакли). Е диссертации, защищенной С.Врицяном ("Телевидение Армении е системе средстЕ массовой информации и пропаганды республики" - диссертация на соисканиз ученой степени кандидата филологических наук), AT рассматривается не самостоятельно, а в общей системе средств массовой информации и пропаганда республики.
Новизна исследования обусловлена и его многоаспектностью. Ибо работа, предпринятая автором, лежит е точке пересечения нескольких проблем: искусстьоведческих, журналистских, социологических, психологических, собственно телевизионных.
Ноеым в методологическом отношении представляется подход к изучению зависимости эффективности телепрограмм и художественно-выразительных средств, формы произведений ТВ.
Автор такке стэеил сеоєй задачей разыскать и описать значимые творческие находки, наиболее плодотворные элементы телевещания прошлого. Е этом диссертанту помогли и свидетельства тех,кто стоял у истоков AT, кто б течение долгих лет определял его ТЕОр-ческую политику (М.Аветисян, М.Багдасарян, Е.Балаян, М.Мариносян, С.Погосян), и работа со сценариями, эфирными папками прошлых лет (всего того, что удалось отыскать в архивах), просмотры в течение этих лет программ AT.
Представленные таблицы рейтинга наиболее значимых для AT циклов (с 1981 по IS90 гг..), приводимые в работе, позволили автору впервые показать динамину развития осноеных циклов - информационного, худокестЕбняого и общественно-политического вещания.
Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют общетеоретические труда о природе искусства, труды, посЕященные общим проблемам психологии и эстетики, истории киноискусства и теории телевидения.
Е этой сеязи автор обращается к работам М.Бахтина, К.Бердяева, Н.Еиннера, Е.Выготского, Ф.Достоєеского, А.Зися, '/.Кагана, В.Шкловского, Б.Бйхенбаума.
Проблемы синтеза документального и художественного, органики
- 8 -взаимодействия слова и изображения не могут быть рассмотрены изолированно от общих проблем кино и телевидения.
Поэтому мы широко использовали труды советских и зарубежных теоретиков кино, критикоЕ, практиков - А.Базена, Л.Еайсі|ельда, М.Зака, А.Довженко, С.Дробашенко, А.Караганова, З.Кракауэра, Е.Огнева, Ее.Пудовкина, К.РазлогоЕа, Е.Турицына* Е.Шкловокого, С.Эйзенштейна И Др.
Разумеется, изучены и широко использоеэны в диссертации научные исследования.по теории телевидения - работы И.Андроникова, Э.Багирова, Ю.Еогомолова, А.ЕартаноЕа, Е.Еильчека, Е.Егорова, А.Карягпна, Р.Копыловой,'Г.Кузнецова, АЛеоктьева, Б.Лыизса, Т.Мар-ченко, СМуратова, Г.Никулиной, Ст.Рассадина, Е.Саппака, А.Юровского.
Мы указали, разумеется, лишь часть использованной литературы. Исчерпывающий список содержится в библиограри. Здесь мы хотим лить показать, что е диссертации затрагивается пшрокий круг проблем, на пересечения которых только и мокко, как нам кажется, проанализировать закономерности и особенности санкционирования художестЕенно-Еыразительных структур, вопросы образного осмысления телазрелища, имеющие чрезвычайно важное значение для реализации авторского замысла, раскрытия темы и идеи произведения, стало быть, для повышения эффективности и действенности ТЕ-программ в целом.
Цели и задачи диссертации. Автор поставил своей задачей обоб
щить опыт работы AT, проанализировав его сильные и слабые стороны,
рассмотрать проблемы, связанные с актуальностью телепрограздд и их
аормоЁ (проблемы органики ЕзаимодейстЕия сло^а и изображения,пер
сонификации; синтеза художественно-выразительных средств, докумен
тального и художественного). Е соответствии с этим он счел необ
ходимым : . .
рассмотреть генезис развития AT;
определить и проанализироьать наиболее популярные циклы программ е их историческом развитии;
описать типологию наиболее распространенных моделей программ лля анализа их низнаспособнсстп и перспективности;
выяеить наиболее действенные структуры телепередач, связаннее с использованием худокественно-Еыразительных средств;
определить наиболее перспектишне направления развития на-1л:ог.5льного телевидения Се аспекте темы дяосертации);
рассмотреть Еопрос действенности, эффективности телепрограмм е зависимости от художественного решения (причем это касается прекде всего документального ТВ);
обратить Еншаниа на опасную тенденцию, связанную с пренебрежением к форме подачи материала;
на основании данных, полученных в результате исследования, Еыработагь рекомендации для практики вещания AT.
Хронологические самки, в которые берется объект исследования, охватывают в осноеном период с-1980 по 1990 годы. Автор счел необходимым также обратиться и к болея раннему периоду, к тому денному, значимому, что было в телепрограммах, начиная с 1957 года, дабы не дать кануть в Лету открытые практиками художественные возможности телеэкрана, нашедшие отражение в разных программах AT на протяжении почти 35-летнего пути развития.
Теоретическое и практическое значение работы определяется тем, что исследуется художественная основа телепроизЕеденяй, созданных республиканской студией (за длительный период ее работы), а также тем, что телевидение союзной республики исследуется как часть национальной культуры.
Полученные результаты исследования, - типологические характеристики моделей программ, - призваны быть использованными для со-вершенстЕОЕаняя работы республиканского телевидения. Надеемся, что знание описанных закономерностей важно не только для совершенствования работы AT, но и для других телестудий.
Автор надеется, что анализ и вывода диссертации будут полезны для практики AT, для повышения эффективности, действенности телепрограмм, принесут пользу при подготовке журналистов и режиссеров, поЕНЕаюиих квалификацию, а также при чтении лекционного курса "Теория ТЕ" на факультете журналистики НГУ.
Апробация основных идей и еыеодое диссертация осуществлена: е выступлениях на летучках и семинарах AT, постоянных публикациях в республиканском еженедельнике "Е эфире Вреван", а такне е научных статьях в республиканской и центральной печати и научных специализированных сборниках.
Сеоєго рода апробацией теоретических полонений к еыеодое, содержащихся в диссертация, явились я телевизионные программы, которые сделаны автором диссертация е течение работы в с'ласт:: г:ур-калястнки и теле драм ату ргяи (речь идет о программах, псдгстсег.-ї» ных для ЦТ и AT).
- 10 -Структура диссертации отвечает целям и задачам исследования, включая в себя введение, две главы, заключение , список литературы и даа приложения.