Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Телевидение в контексте коммуникативного генезиса (Опыт системного исследования) Газарх, Семен Михайлович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Газарх, Семен Михайлович. Телевидение в контексте коммуникативного генезиса (Опыт системного исследования) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.03.- Москва, 1990.- 17 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена сочетанием его предмета и метода. Системные исследования получили в последние годы довольно широкое распространение во многих отраслях знания, как естественнонаучного, тпк и гуманитарного. Однако в эстетике, ис-

кусствоведении, теории коммуникации и смежных с ними областях научного знания попытки системного осмислення некоторого феномена или пласта культури довольно редки. Они исчисляются единицами. В то же время, необходимость подобных обобщений ощущается все острей. После довольно длительного периода разобщения и все более суживающейся специализации наступает время межотраслевого синтеза, "время собирать камни".

Такова объективная потребность нынешнего этапа развития знания. Реферируемое исследование сводит воедино системный подход с системным предметом телевидения и, шире , коммуникация в целом, т.е. работает на удовлетворение этой потребности и в этом его актуальность.

Научная новизна исследования определяется системным характером его предмета и методологии. Впервые:

  1. телевидение становится предметом системного исследования;

  2. телевидение рассматривается в контексте генезиса коммуникации ;

  3. коммуникативная система исследуется не только как горизонтальное, софушсцлональное, но и как вертикальное, генетически становящееся целое;

  4. коммуникация и общение рассматриваются в системно оппозиционном плане;

  5. вводятся понятия синхронии и диахронии, как, соответственно, сквозьпространственного и сквозьвремепного информационного действия;

  6. вводится понятие единого эволюционного мотива, как ведущей сшш развития;

  7. вводятся два плана системного анализа коммуникации: внутренний, характеризующий пространственно-временное качество передаваемой информации и внешний, характеризующий способ ее

распространения в пространство - времени;

  1. вводятся исходящие из единого принципа формальные обозначения коммуникативных каналов;

  2. производится теоретическая реконструкция процесса развития коммуникации, выявляются его закономерности;

  1. выявляются три типа телевизионного общения, дается их сопоставительная и формальная характеристика, вняадяются и рассматриваются в практическом плане некоторые особенности их функционирования;

  2. производится формально-графический синтез процесса эволюции коммуникации как генетически детерминированной системы;-

  3. на основе выявленных закономерностей развития коммуникации дается прогноз ее дальнейшего эволюционного движения.

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Коммуникация - генетическая система.

  2. Общение и коммуникация - понятия не тождественные. Они противоположны по целому ряду оппозиционных признаков, из которых основными являются синхрония/диахрония и субъект/объектное различение носителя информации.

  3. Развитием коммуникации управляет единый эволюционный мотив, выраяли.'шП ее стремление уподобиться по своим внутренним, информационным я гтеишид, собственно коммуникативным характеристикам непосредственному общению.

-1. Зрелый, неопосредованный мсясубъектный контакт обратим и 4-мерен - имеет три пространственных измерения и одно временное S'*~^''0 Начальная субстанция общения объектно опо -средовона, необратима, однонаправлена и информационно точечна -обладает пространственно-временной О-мерностьго, о-а—-о Коммуникация, ведомая единым эволюционным мотивом, стремится обрести обратную связь и стать 4-мерной, совместив при этом син-

хронический и диахронический характер распространения информации в комплексный, диосинхронический.

  1. Все коммуникативные медиумы, ТВ в том числе - звенья в цепи этого развития.

  2. ТВ - промежуточный, синтетический, 3-мерно достоверный, пространственно-временной медиум.

  3. Существуют три типа телевизионного общения:

а) ближнедистантное, б) дальнедистантное и в) среднедистантное, целостно охватывающие телевизионный коммуникативный процесс.

  1. Развитие коммуникации идет дивергентно-конвергентным путем по системному алгоритму "синтез-анализ-синтез", описывающему в двойном функционировании двойную эволюционную спираль.

  2. Действительный механизм осуществления коммуникативной эволюции - взаимодействие двух противоположных, взаимно перпендикулярных двойных спиралей или квадроспираль.

10. В результате своего развития коммуникация достигнет про
странственно-временной 4-мериости во внутреннем, информационном
плане и пространственно-временной обратимости во внешнем, комму
никативном плане, ОНз^<1->/S . Это будет синтез непосредст
венного и опосредованного общения, возрождающий все качественные
характеристики первого на основе второго и несущий информацию по
комплексному, дпасинхронпческому типу.

Теоретическая и практическая значимость. Положения и выводы исследования и, в особенности, его методология не ограничены только телевидением или коммуникативным предметом. Имея самостоятельную теоретическую значимость, они, кроме того, могут быть использованы при решении более общие философских, эстетических, искусствоведческих, науковедчеекпх, психологических, лингвотео-ретических и иных системних задач. Они могут стать прообразом и аналогом будущего, целостного синтеза системы искусств, войдя в

него составной частью.

Отдельное положения исследования имеют выход в литературоведение, киноведение и другие частіше дисциплины искусствоведческого щнела. Возможно развитие и экстраполяция некоторых идей в теорию коммуникации, семиотику и семасиология, в систематику, иніормологиіо, теорию градов и общую теорию систем.

Закономерности развития системного предмета, выявленные на коммуникативном матої нале, могут быть отвлечены от него п, с определенной коррекцией, перенесенії на иной системный предает или условно спроецированы на системный предает вообще.

Раскрывая механизм коммуникативного деіїствіш телевидения, исследование дает в руки практиков, режиссеров и журналистов, некоторую методику обращения с телевидением как системой общения, разрабатывает приемы и рекомендации по конкретному использованию отдельных типов телевизионного общения.

Лпроблцпл работы. Материал и результата исследования докладывались и обсухдадпсь с различными группами профессиональных работников телевидения и радиовещания - режиссерами, операторами, комментаторами, главными редакторами и др. на курсах повышения квалификации лги Госгелерлдло Казахской ССР в период с 1982 по 1990 г. Они такім пропли практическую проверку в ходе реяшесер-ской и "іурпалнстскоіі работы автора и его коллег по Казахскому телевидению с I9G9 по I99U г.

Структура исследования. Исследование состоит из введения, трех глав и заіслпчеиил. Во впадении дается первичная синтетическая презентация проблемы, заявляется уровень и масштаб ее рассмотрения, намечаются пути и средства ее решения. Введение создает установі!;,' на системное восприятие предмета.

Похожие диссертации на Телевидение в контексте коммуникативного генезиса (Опыт системного исследования)