Введение к работе
Ныне Франк Мартен (1890-1974) - воплощение национальной гордости Швейцарии, один из первых швейцарских композиторов, получивших широкое признание за ее пределами. Ф.Мартен является видным композитором современности, внесшим неповторимый вклад в сокровищницу мирового музыкального искусства. Созданием одухотворенных произведений, концептуальных, обладающих высокохудожественными достоинствами, он доказал эстетическую ценность и жизнеспособность самых радикальных стилей и композиторских техник своего времени. Его творчество отразило особенности истории культуры страны, обладающей глубинными традициями. Его многогранный талант композитора, педагога, исполнителя, теоретика, писателя, общественного деятеля, оказал огромное влияние на развитие национальной композиторской школы.
К настоящему времени в отечественном музыкознании остро ощутим недостаток информации о музыкальной культуре Швейцарии и о творчестве выдающегося мастера. Заметно и отсутствие в репертуаре отечественных исполнителей - солистов и музыкальных коллективов - произведений швейцарских авторов. В связи с этим возникла объективная необходимость исследования творчества одного из крупнейших швейцарских композиторов - Франка Мартена.
В центре внимания данной работы - личность художника, его мировоззрение и эстетические взгляды, специфика его композиторского метода, особенности музыкального языка, анализ наиболее значительных произведений. Портрет композитора дополнен развернутым очерком об истории швейцарской музыки, ибо пробел в этой области лишил бы его творческий облик художественного объективного пространства, а также не позволил бы осмыслить творчество Мартена как продолжение многовековой эволюции самобытного музыкального искусства его страны. Учитывая влияние на творческое становление Мартена столь заметной фигуры, как Э. Жак-Далькроз, в диссертацию включен очерк о его системе музыкальной ритмики.
Cnerepfcpr IS І,
Особенность метода данной работы - исследование творческого наследия Мартена с точки зрения его композиторского мышления, техники, стиля.
Материалом исследования стали созданные в разных жанрах сочинения Ф.Мартена примечательные для того или иного его творческого периода. Документальные данные о жизни и творчестве композитора почерпнуты из публикаций швейцарского музыкознания. Источником бесценных сведений явилось эпистолярное наследие композитора: его статьи, написанные в разные годы для разных изданий, тексты официальных выступлений и публичных лекдий, а также дневниковые записи и письма. Во многом для работы послужили рецензии и критические статьи, вышедшие в швейцарской и немецкой периодической печати с начала 1940-х до середины 1970-х годов. В качестве основополагающих материалов по истории швейцарской музыки, кроме периодики, были привлечены швейцарские музыкальные исторические и библиографические издания.
Научная новизна диссертации состоит в том, что она является первым в российском музыкознании исследованием жизни и творчества классика швейцарской музыки XX века Франка Мартена. Кроме того, в данной работе представлены ранее неизвестные сведения по истории музыки Швейцарии: приложенный развернутый очерк является первым опытом освещения истории музыки этой страны. В отдельном очерке, также впервые, освещен вопрос философской направленности ритмической концепции Э. Жака-Даль-кроза.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что её материалы могут быть использованы и уже используются в учебных курсах вузов по истории зарубежной музыки. В перспективе - их применение в лекционных курсах высших учебных заведений по следующим предметам: гармонии, полифонии, анализу музыкальной формы, музыкальной психологии. Результаты диссертации могут явиться стимулом к дальнейшим исследованиям малоизученной области- швейцарской музыкальной культуры, а также послужить импульсом для расширения концертного репертуара отечественных исполнителей.
Апробация работы. Автором, в качестве преподавателя РАТИ (ГИТИС), основные материалы диссертации были включены в лекции по темам «История зарубежной музыки» и «Работа режиссера с композитором». Лекции читались для студентов актерского, режиссерского факультетов, факультета музыкального театра. Материалы данного исследования также используются в лекционных курсах по истории зарубежной музыки доктором искусствоведения, профессором МПС им. Чайковского Гавриловой Н.А. Диссертация в целом обсуждалась на заседаниях кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории. На заседании 5.10.2004 работа была рекомендована к защите.
Структура работы определена избранным жанром монографии и включает Введение, две масштабные главы и развернутое Заключение. Первая глава посвящена жизненному и творческому пути Франка Мартена. Во второй главе, «Аналитические этюды», предпринят анализ его сочинений в камерно-инструментальных, камерно-вокальных, ораториальных и симфонических жанрах. В Заключении даны воззрения Мартена на творческий процесс композитора, а также подведены итоги всей диссертации. В Приложениях представлены: текст либретто оратории «Волшебный напиток» (Приложение 1), полный список произведений Франка Мартена (Приложение 2), очерк «Система музыкальной ритмики Э. Жака-Далькроза в свете философских и психофизиологических исследований XX века» (Приложение 3), очерк «Из истории швейцарской музыки» (Приложение 4), краткие сведения о швейцарских композиторах (Приложение 5).