Введение к работе
Актуальность темы. Последние десятилетия XX века характеризуются обострением интереса гуманитарных наук к традиционным культурам аборигенных этносов, в частности, к музыкальному фольклору народов Сибири, который до настоящего времени оставался на периферии научных исследований. Традиционная музыка нганасан, сохранивших в основных своих чертах культуру арктических охотников на дикого оленя, относится к числу наименее изученных этномузыкознанием явлений. Нганасанский шаманский обряд, составляющий своеобразный центр духовной культуры этноса и концентрирующий в себе ее менталитет и интонационное содержание, до сих пор не становился объектом развернутого музыковедческого исследования. В этой связи обращение в диссертации к ритуальной музыке нганасан является одной из насущных задач этномузыкологии.
Исследование традиционной музыки нганасан важно для сравнительного изучения музыкальной культуры североазиатского и циркумполярного регионов.
Проблема изучения шаманской музыки нганасан имеет особое значение на фоне усилившегося в наше время интереса к шаманизму, рассматриваемому учеными (религиоведами, культурологами, психологами, фольклористами, антропологами, этнографами) как уникальный феномен древнего знания и опыта, заключенного в структуру шаманского обряда. Повсеместное угасание шаманской традиции придает особую ценность новым сведениям из этой области, входящим в научное пространство и становящимся предметом обсуждения. Материалы, описывающие музыкальный срез нганасанского шаманского ритуала, необходимы для сравнительного изучения и выявления типологических основ шаманской музыки в целом.
Цели и задачи исследования. Главная цель диссертационной работы - представить музыкальный срез шаманской традиции нганасан в общекультурном этническом контексте, дать разностороннее представление о музыкально-стилистических составляющих этой жанровой сферы. На пути к достижению данной цели необходимо решить следующие задачи:
-
Описание сюжетного, структурно-композиционного и музыкального строения имеющихся в распоряжении исследователя нганасанских шаманских обрядов. Изучение индивидуальных вариантов шаманской традиции нганасан.
-
Извлечение и анализ инвариантных структур, лежащих в основе сюжетно-музыкальной композиции шаманских ритуалов.
-
Исследование стилистических особенностей интонирования в шаманском фольклоре нганасан.
-
Выявление мелодического фонда напевов родовой группы Нгамтусуо, изучение проблемы преемственности и новообразований в шаманском репертуаре.
-
Рассмотрение шаманской традиции в контексте интонационной культуры нганасан в целом, раскрытие общетипологических стилистических черт, присущих музыке нганасанского шаманского обряда (на основе сравнения с необрядовым фольклором).
Методологическая основа данного диссертационного исследования вырабатывалась при опоре на достижения современной отечественной и зарубежной культурологии, этнографии, этномузыкознания, религиоведения, фольклористики, лингвистики и филологии. Ритуальную музыку нганасан невозможно изучать в отрыве от ее идеологической предназначенности, как нельзя отделить мировоззренческую основу шаманизма от формы ее реализации - шаманского обряда. В диссертации предпринимается попытка комплексного рассмотрения шаманской традиции нганасан, и на концепцию работы оказали большое влияние фундаментальные научные труды, посвященные изучению культурно-идеологического феномена шаманизма и, - шире -ритуальности, В.П.Топорова, М.Элиаде, А.Хюльтранца, Д.Шредера, А.Ломмеля, М.Хоппала, С.А.Токарева, Е.В.Ревуненковой, а также локальных шаманских традиций (Е.А.Алексеенко, В.Г.Богораза, Г.М.Василевич, Г.Н.Грачевой, Б.О.Долгих, Г.В.Ксенофонтова, А.И.Мазина, В.М.Михайловского, Г.И.Пелих, А.А.Попова, Е.Д.Прокофьевой, Ю.Б.Симченко, Л.В.Хомич, С.М.Широкогорова и др.). В области моделирования структуры шаманского обряда плодотворными оказались идеи и методы В.Я.Проппа, Е.С.Новик, А.-Л.Сникала.
Музыкальная культура нганасан относится автором к классу "раннетрадиционных" (термин В.И.Елатова), и жанровая типология нганасанского фольклора осуществляется при опоре на принципы Е.В.Гиппиуса, Б.Б.Ефименковой, И.И.Земцовского, Ю.И.Шейкина. Стилевой анализ мелодической организации шаманских напевов в его звуковысотном, ритмическом, структурно-композиционном аспектах основывается на теоретических достижениях Э.Е.Алексеева, К.В.Квитки, В.Виоры, М.Г.Харлапа, Б.Б.Ефименковой, А.Чекановской. Изучение ритмических особенностей нганасанской музыки, связанной со словом, базируется на научных открытиях языковеда Е.А.Хелимского, который доказал существование двух основных метрических схем нганасанского стихосложения - шестисложной (связанной в
основном с эпическими и песенными жанрами фольклора) и восьмисложной (преобладающей в ритуальных шаманских песнопениях). Тембровые особенности нганасанского пения изучаются при использовании метода тембро-артикуляционного анализа В.В.Мазепуса. Музыкальные инструменты и звуковые орудия шаманского ритуала нганасан классифицируются в работе согласно Систематике музыкальных инструментов Э.М. фон Хорнбостеля и К.Закса.
Музыкальным материалом, составившим основу диссертационного исследования, стали фонозаписи камланий нганасанских шаманов из рода Нгамтусуо: Тубяку Дюхадовича Костеркина (2 камлания зафиксированы в августе 1989 г. в пос. Усть-Авам Таймырского автономного округа), Демниме Дюхадовича Костеркина (запись камлания которого была произведена в 1977 г. близ пос. Усть-Авам), Дюлсымяку Демнимеевича Костеркина (камлание записано в апреле 1990 г. в студии Новосибирской государственной консерватории им.М.И.Глинки). Привлеченные к исследованию шаманские ритуалы, за исключением камлания Демниме Костеркина, записаны при непосредственном участии автора диссертации (за период 1989-1996 гг. автором проведено 7 музыкально-этнографических экспедиций в поселки проживания нганасан Усть-Авам, Волочанка, Новая; начиная с 1993 года, им организованы регулярные записи фольклора нганасан в г.Дудинка на базе Таймырского окружного центра народного творчества). Работу по транскрипции и переводу текстов камланий Тубяку Костеркина осуществили д.ф.н. Е.А.Хелимский и фольклорист Н.Т. Костеркина (дочь шамана). По специальной просьбе автора запись и перевод текстов шаманских обрядов Демниме Костеркина и Дюлсымяку Костеркина выполнили Н.Т.Костеркина и А.Ч.Момде (рукопись готовится к публикации). Кроме записей полных шаманских ритуалов, в качестве материала для сравнения привлекаются авторские записи имитаций шаманских песен, образцов эпических и песенных жанров нганасанского фольклора, а также фонограммы пластинки "Нганасанская музыка" (1982). Особенное значение для формирования представлений автора о внутренней сегментации музыкальной культуры нганасан имела национальная терминология, представляющая собой исходную, принятую внутри этнического социума, дифференциацию музыкального материала по жанрам и функциям.
Характер и постановка проблем определяют новизну диссертационной работы. Впервые в этномузыкознании предпринято целостное музыкальное и структурное описание шаманских обрядов нганасан на основе их полной нотировки.
Впервые изучены музыкальные особенности двух разновидностей нганасанского шаманства - с бубном и с посохом. Путем сравнения мелодического репертуара разных шаманов впервые выявлен фонд наследственных мелодий шаманского рода Нгамтусуо, а также индивидуальные напевы каждого шамана. Впервые производится сравнение мелодий шаманского обряда с мелодикой необрядовых жанров (лирических, эпических), в результате чего выявляется стилистика шаманских мелодий, анализируются их звуковысотные, ритмические, структурные и тембровые особенности. Отметим, что общее описание жанрового состава нганасанской музыкальной культуры предпринимается также впервые.
Апробация работы. Диссертация неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории им. М.И.Глинки. Основные результаты диссертационного исследования были обнародованы автором на всероссийских и международных научных конференциях (Новосибирск 1988, Таллинн 1989, Тарту 1990, Якутск 1988 и 1992, Сеул 1991, Будапешт 1993, Нара 1995), на региональных семинарах работников культуры (Дудинка 1994,1996). Список опубликованных по результатам исследования работ приводится на последней странице автореферата.
Практическая значимость диссертации. Результаты исследования могут быть использованы в качестве сравнительного материала при этномузыкальном изучении шаманских традиций, при компаративном исследовании музыкальных особенностей северосибирского шаманизма, для выявления типологических основ музыкального строения шаманского обряда. Материалы диссертации используются в учебном курсе "Народноетворчество" для студентов Новосибирской государственной консерватории им. М.И.Глинки.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, пяти Глав, Заключения, Списка литературы (193 наименования), Приложения (включающего 58 нотных образцов с паспортизацией, Комментарии и Список информантов). Все нотные образцы Приложения йотированы автором диссертации, 36 из них представляют образцы шаманского фольклора (отрывки из камланий и единичные шаманские песни), 12 - напевы из эпических сказаний, 10 - песенную традицию нганасан (в том числе 5 иносказательных песен, 2 личных и 3 детских). 20 нотных образцов шаманского фольклора снабжены текстами на нганасанском и русском языках с необходимыми комментариями.