Введение к работе
Актуальность темы исследования. Кинокультура, предназначенная детям, играет колоссальную роль в воспитании подраставшего поколения. Мультипликационное кино, как известно, пользуется у детей особой популярностью. В связи с этим становится крайне актуальным вопрос, каковы особенности детской мультипликации в художественном плане, какова художественная специфика мультфильмов, вносимая национальной окраской образов? Каковы принципы вовлечения в сферу мультипликации национальных художественных традицій, как они преломляются в этой новой для себя среде экранного искусства?
Все эти вопросы остро актуализировались для автора данной работы в период учебы на художественном факультете ВПЖа в связи с тем огромным вниманием, которое уделялось в России детской культуре, детскому кино и мультипликации для детей. В отличие от Египта, в России существует развитая культурная традиция уульткп-лші-здии, начало которой положили ставшие мировой классикой дореволюционные фильмы В.Старевича. Эта традиция была продолжена в советский период работами таких мастеров, как И.П. Иваяоз-Вано, Л.К.Атаманов, сестры 3. и В. Бруиберг и др., которые не только блестяще освоили достижения Уолта Диснея, но и в начале 1930-хгг. залодили основы советского мультипликационного кино во всей его неповторимости и многообразии. Для диссертанта такке был очень ценен опыт развития многонациональной советской мультипликацзі. Данные культурные феномены явились той средой, знакомство с которой и - частично - включение в которую позволило автору данной работы, будучи в аспирантуре ВГИКа, исследовать эстетическуз проблему детской мультипликации Египта.
Насколько мультипликация ориентируется на детскуп психохогкз
при постановке фильмов для'детей,и каковы особенности этой ориентации в случае стран арабского мира? Эти вопросы особенно актуальны для Египта, поскольку арабский мир продолжает находиться в сфере влияния западных культурных образцов, продолжает импортировать для детей американские джинсы, японские компьютерные игры, детские игровые и мультипликационные фильмы из всех стран мира.
Вся эта разнообразная продукция выпускается для детей, принадлежащих обществу, которое в силу исторических условий достаточно сильно отличается в плане мировоззрения, социального наследия и культурного развития от нашего арабского мира.
Что же предлагает нам Запад?
Негативная оценка многих американских фильмов, с нашей точки зрения, может быть обоснована путем выделения их главной функции. Наша позиция - это рассмотрение фильма как инструмента развития и усвоения поведенческих моделей, интеллектуальных способностей, чувств и художественного вкуса. Главная функция современных американских фильмов (особенно это касается мультсериалов) - товарная. Фильм есть товар. Цель сериала - завоевание рынка. Цеди развития и воспитания, если даже они и ставятся, остаются где-то на периферии. Главной задачей массовой мультипликации является экономичность производства (что ограничивало творческую реализацию художников еще диснеевских времен) при обеспечении рентабельности и доходности продукции. Американские фильмы в целом, в случае, когда их смотрит детская аудитория арабских стран, ориентируют последнюю на американский киностандарт и тесно связанный с ним стандарт американского образа жизни. Разумеется, нет смысла скрывать от наших детей достижения европейской культуры и цивилизации, - но много ли думают об этом те, кто занят производством
бесконечных и достаточно однообразных сериалов в Европе и особенно в Америке, а также в Японии?
Статистика свидетельствует, что "Диснейленд" и другие американские кинокомпании абсолютно лидируют в мире в области производства фильмов для детей. На их дол» приходится 40% продукции этого рода. За ними идут страны Западной Европы - 25%, затеи страны Юго-Восточной Азии и Китай - 15%, и лишь 10% приходится на арабский регион и некоторые страны третьего мира в Африке и Южной Америке.
По мнению Махмуда Рахми, режиссера, работающего на египетском телевидении, негативное влияние западных фильмов заключается в том, что они фактически пропагандируют и внедряют в сознание арабского зрителя западный тип миросозерцания с присущей еыу апологией индивидуализма и центральным образом героя как спасителя, совершающего в одиночку чудеса.
В области мультипликации характернейшим образцом такого типа влияния является сериал "Том н Джерри", пользующийся значительной популярностью у арабских детей. Популярность подобных сериалов и фильмов облегчает Западу процесс вовлечения азиатских стран в число активных потребителей западной культуры.
Исследования, проведенные организацией ЮНИСЕФ, Арабским советом по вопросам детства и параллельно американской организацией "Диснейленд", показали, что в крупнейших городах мира дети во время каникул проводят ежедневно по 16 часов, просматривая телепрограммы, кино- и видеофильмы. Это время снижается до 9 часов во время учебного периода. В сельских районах аналогичные цифры просмотра достигают 14 часов во время каникул и 8 - во вреня учебы. Эти данные подтверждают исключительную роль экранной продук-
цни, ккно, телевидения и видео в.формировании детей К ПОДрОСТКОЗ, в развитии кх шшдения и эмоциональной сферы. Данное исследование ставит своей целью:
исследовать взаимосвязи арабской мультипликации с другими областями культуры к искусства Егішта;
установить направления преемственности мультийяикацнейд-ревкего искусства и ноеого национального искусства Египта ( в области нивописи, рисунка, народной картинки, газетной и журнальной карикатуры, книжной иллюстрации и народних реыесел);
проанажззфозать связи классических принципов мультипликации с особенностяш детского восприятия;
ыяшить особенности художественной образности в арабских цульгфкльшх для детей (ка основе анализа результатов эксперккеи-їаіьЕОГО ксследоБанив характера восприатия телевизионной продукции ivaitpciawK «зольниками).
При подготовке диссертации был проработан значительный объем литература общего культуроведческого и искусствовед-веского характера, исследущий различные пласты истории, культуры и искусства Египта, что бнло необходимо для ясного понимания национальных особенностей изобразительного искусства Египта к для их экстраполяции в область ыультиплхкацкошюго кино. Така! ргбота была осуаёсталена в 1-й главе диссертации.
Следует отметить, что пока ке издано книг по история, теории, эстетике арабской «мультипликации. Поэтому в 1 глазу включен краткий исторический обзор, посвященный деятельности пкснеров арабской иультиплккации. При составлении этого обзора автор, е .основной, ошгрался на матеркалы, хранягиеся е Каирском институте маю и Бе олуошгкоЕзніЬіе в печати.
Большое внимание было уделено научнъгч трудам, посегеєннум описания принщшов классической анимации,а такая исследованиям, анализирующим проблемы возрастного к, е особенности, детского восприятия. Среди изученной литературы и публикации, однако отсутствуют работы, посвяценнке исследованию связей классической мультипликации с детским восприятием, чему к посвящена 2-я глава диссертации.
Помимо работа с литературными источниками, автор* были проведены практіпеские исследования в вида анкетирована срэди кахр-ских пкольникоз, с помояро которых были уточнены и скорректированы представления о предпочтениях арьосккх детей по огнс^енга к детским телепрограммам, киео и видео.
В качестве материала ксследозашгя гспользэзагвгь. ЕО-пепгьж, разнообразные памятники изобразительного искусства Египта (ленточные фрески, скульптура, мелка? пластика, народккз картинки, выигеки на ткани, резьба по дереву, аизоппсь, графика, кнккпыэ иллюстрации, газетная и курначьвая карикатура, современник худсг-пиков). Во-вторых - египетские мультфильма, кгульптхЕсащюнвая реклама и заказкьге культшшкапяонкые ролгес?, снятые за последние 10-15 лет и в совокупности скдадызащйеся в картину худояестзен-ногс процесса, идущего в области арабской анимации. И, в-третык, были использованы опросные листы трехсот учащихся каирсній екол, содержащие разработанные мнов вопросы по выявления предпочтений и особенностей восприятия различных эде^ентог. худокестзенчосгл мультипликационного фИЛЬМа.
Методологической основой диссертации являются сбиие полог-нкя современной эстетики и философии, культурология л психогэген. Автор опирается на труды отечественных и зарубежных кскуостзове-
- б -
дов, психологов, историков и теоретиков кино, литературоведов и культурологов, а т атаке практиков, работающих в сфере мультишшка-ционного кино и е смежных областях.
Конкретные задачи диссертации состоят в том, чтобы:
определить ыестЪ арабского мультипликационного кино среди других видов культуры и искусства арабского мира;
выявить степень традиционализма арабской мультипликации и точки ее соприкосновения с древнеегипетским искусством;
рассмотреть ленточные фрески Древнего Египта с точки зрения фазовакного движения, характерного для мультипликации;
исследовать соотноиение в арабской мультипликации двух традиционных составляющих египетского искусства - символической и реалистической доминанты;
проанализировать связи принципов классической (диснеевской) мультипликации с принципами детского восприятия;
исследовать роль и особенности элементов художественной образности мультипликационного фильма ари их восприятии детским ерителем;
проанализировать особенности восприятия мультфильмов каирскими вммъннкамл из различных общественных слоев (семьи среднего материального достатка и семьи с высоким уровнем обеспеченности).
В диссертации практически впервые рассматривается проблема детской культуры и детского фильма применительно к области арабской мультипликации.
Принципиальной ноькзноя отличается подход к принципам классической мультипликации с точки зрения их связи с принципами детского восприятия.
Впервые исследуется связь принципа фазовакного движения в
ыультишшкации с прішцнпами построения ленточных древнеегипетских , фресок.
Практическая значимость представленной диссертации состоит в том, что она обращена к крайне актуальным проблемам современного детского кино в Египте в целом и арабской мультипликации в частности. Диссертация призвана способствовать выработке научного подхода к проблеме детской мультипликации и её развития в арабских странах с учетом особенностей детской психологии в целой и тех национальных особенностей, которые присущи детям арабского региона.
Исследованный автором ранее не рассматривавшийся материал может быть использован для творческой практика работников гашо, TV,видео,. а такке для выработки рекомендаций по эстетико-худо-пественной направленности арабского кино для детей.
Основные идеи и выводи диссертации прошли предварительную апрабашш.
Принципы и подходы, налаженные в диссертации многократно, проверялись з ходе лекционных и сеыинарских занятий со студентами .' Каирского института гашо, а также излагались в виде дскладоз на научных семинарах и конференциях, в той числе проходивших в рамках Международного кинофестиваля детского кино в Каире. Псшш этого, концепция детского мультфильма была воплощена автором непосредственно в снятых им карткнах.
Диссертация состоит из "Введения", трех глав, "Заклпченкя", трех приложений, (включающих иллюстративный материал по египетскому искусству , образцы опросных листов для анкетирования и, сведенные в таблицы, результаты егкетированая), библиографии и списка фильмов. Объеы работа - 7 п.л. .