Введение к работе
Телевидение вообще, художественно-музыкальное вещание в особенности, в наше время начинает занимать приоритетное место в современной культуре. Музыка все больше выдвигается на первый план в художественных предпочтениях аудитории, особенно молодежи. Музыка сегодня сопровождает человека всюду - воплощается в жизнь интенция пифагорейцев о "звучащем космосе". Но этот космос несет сейчас не только позитивные, но и, в значительной степени, негативные ценности, вызывающие глубокую озабоченность общественности. Между тем, в нашей науке, в частности, в культурологии и искусствоведении, проблемы музыкальной культуры современности, связанные, прежде всего, с новой ролью СМК, исследуются далеко недостаточно. Это обстоятельство не может не влиять на практику телевидения, работники которого нередко осуществляют программирование передач интуитивно, руководствуясь лишь своим, далеко не всегда безупречным, вкусом. С другой стороны, музыка сегодня занимает большое место и играет огромную роль в структурировании художественных телепередач, насыщенных другими видами искусства.
Развитие экранного языка привело к явлению "перекодировки" музыкального фрагмента - исключению его из кода исходного музыкального произведения и включения в код синтетического экранного искусства кино и ТВ. Музыка при этом выполняет уже другую композиционную роль и несет другую смысловую нагрузку. Совершенно справедливым представляется мнение О.Дворниченко о том, что включение музыки в звукозрительный синтез открыло перед экранными искусствами новую область выразительности. "Музыка постепенно из сопровождения "иллюстратора" стала активным элементом экранного действия, влияя на динамику, ритм, структуру экранного произведения" .
Актуальность исследования определяется также и тем, что музыкальная культура телевидения не стоит на месте, идет поиск в области новых выразительных средств художественного образа, что объясняет особый интерес к проблемам синтеза изображения и звука.
Здесь, наряду с традиционными решениями, зарождаются необычные формы, находящиеся сегодня в стадии эксперимента (например, - сочетание немого кино и "живой музыки")2, поиски в области свето-цветомузыки, музыкальной графики. Продолжаются попытки перевода музыкального звучания в визуальный ряд.
Возникновение новых идей осуществляется на принципиально новой технике. Техника, являясь необходимой частью культуры человечества, пронизывает все виды деятельности общества. Влияние всевозможных технических преобразований на современное экранное, в том числе, и музыкальное искусство огромно.
Нарождающееся интерактивное ТВ в виде лазерных дисков (СД, СД-РОМ; СД-1), разнообразная компьютерная техника, образующая в конечном счете "виртуальную действительность", способны значительно трансформировать современный художественный язык кино и телевидения и привести их к сближению в будущем.1
Под влиянием современных технических средств наступает период функционального использования звука как средства, расширяющего наше представление об экранном действии, что приводит к активному формированию звукового пространства.
Роль музыки в звуковом пространстве значительно увеличивается и переосмысливается. Она включается в формирование звуковых комплексов, где звучащая речь, музыка, шумы существуют одновременно, создавая реальный объем звуковой информации. "Квадрофоническая четырехканальная запись позволяет создать особую звуковую среду, где все слито и все уместно" (Э.Артемьев) К
В результате формирования подобных звуковых комплексов возникает род визуальной культуры, которая формируется на наших глазах, и, возможно, в скором будущем сменит традиционную логоцентрическую культуру. Визуальные и оптические искусства значительно актуализируются.2
Сложные звуковые комплексы тесно связаны с мироощущением современного человека, находящегося в дисгармонии с окружающим миром. Отсюда необычность звучания, иррационализм экранного языка.
Идеи С.Эйзенштейна, Д.Вертова, А.Тарковского о новых принципах звуковых структур в кино стали активно проникать и на ТВ.
Усиление процессов интеграции и синтеза в сфере современного искусства в значительной степени влияют на обновление художественного языка ТВ. Музыка при этом выполняет особую роль, благодаря чему занимает определенное место в системе синтетических видов искусства.
Актуальным представляется вопрос о взаимовлиянии музыки телеэкрана и традиционных, классических видов искусства: театра, литературы, поэзии, изобразительных искусств.
Двойственная природа музыки телеэкрана, выражающаяся в одновременной принадлежности ее к музыкальному и телевизионному искусству и требует разработки новых методов ее исследования, комплексного изучения предмета, обеспечения специальными методиками для подготовки профессионалов.
Функционирование аудиовизуального телевизионного искусства, сложное сочетание изображения и звука, которое стало действенным элементом художественной образности, требует от создателей телепрограмм серьезного, глубокого изучения вопроса о роли музыки в структуре художественных телепроизведений.
Тенденции, обозначившиеся в сфере взаимодействия экранных искусств и музыки, обусловили актуальность предлагаемого исследования.
Степень научной разработанности проблемы. В отечественной литературе достаточно полно разработаны проблемы общей музыкальной культуры общества, творческой деятельности, музыкального восприятия и формирования эстетического вкуса. Среди этих работ особую ценность представляют труды Б.Асафьева, А.Гольденвейзера, Д.Кабалевского, Г.Нейгауза, А.Сохора, Р.Тельчаровой и др.1
С середины 70-х годов активизируется изучение основных закономерностей драматургии телефильма в работах Г.Троицкой, О.Дворниченко, позднее Т.Егоровой.
В 80-е годы вопрос развития экранного языка и его взаимодействия с классическими искусствами рассматривался в работах Е.Полегаевой.2
В 90-е годы вопросам обоснования принципов театрализации музыки в драматических спектаклях посвящаются исследования И.Бродовой, О.Томас-Боссовской.3
Вопросу о взаимоотношениях музыки с театром, кино, телевидением посвящена работа И.Хангельдиевой и др. 4
Среди публикаций последнего периода необходимо выделить работы, посвященные технической трансформации звука, тембровым поискам, обогащающим современный художественный язык кино и телевидения. Следует отметить статьи Л.Березовчука о киномузыке С.Курехина, О.Аронсона, Л.Рошаля, обратившихся к новаторским идеям Д.Вертова,
Проблемы истории и теории жанра,-М., 1991.
4 Хангельдиева И.Г. Музыка: театр, кино, телевидение,-М., 1991. М.Ямпольского, Р.Казаряна о сложных звуковых комплексах. Ценным для нашего исследования являются рассуждения музыкантов-практиков - Я.Харона, М.Вендрова, А.Клотыня, в которых предпринята попытка теоретического осмысления практической работы звукорежиссера.2
Теоретической и методологической базой исследования явились, прежде всего, культурологические и эстетические концепции отечественных исследователей, в том или ином ракурсе рассматривавших место и роль музыки в культуре общества, ее взаимодействие с другими искусствами. Эти концепции изложены в работах А.Арнольдова, В.Библера, Н.Гуревича, Б.Ерасова, Ю.Лотмана, Ю.Лукина, В.Межуева, А.Зися, М.Кагана, Э.Соколова, Э.Маркаряна и др.
Как для теории телевидения в целом, для нас историко-теоретической базой исследования явились работы классиков кино, прежде всего С.Эйзенштейна, который часто обращался к опыту музыки, живописи, театра, литературы, стремясь найти в них элементы и приемы, способные обогатить экранный художественный образ. Многие статьи режиссера послужили мощным импульсом к дальнейшему развитию не только кинематографа, но и ТВ. Наибольший интерес представляет разработка С.Эйзенштейном вопросов, связанных с сочетанием изображения и звука, ритма, цветомузыки, музыкального монтажа, музыкальной драматургии. Большую теоретическую и методологическую ценность представляют также работы В.Кулешова, Г.Александрова, В.Пудовкина, Г.Кузнецова, ряда зарубежных исследователей - К.Лондона, Л.Хантли, Р.Мэквелла, З.Лиссы и др.
Методологическая база, сложившаяся в процессе осмысления роли музыки в кино, в дальнейшем оказала сильное влияние на становление и формирование музыки телеэкрана, особенно телефильма и телеспектакля, а затем телесериала.
Важными теоретическими и методологическими источниками явились работы, посвященные исследованию телевидения как средства массовой коммуникации, культуры и искусства. Среди них работы Э.Багирова, Р.Борецкого, Ю.Буданцева, В.Егорова, В.Саппака, Б.Сапунова, Б.Фирсова, Ю.Шерковина, А.Юровского и др.
Большое теоретико-методологическое значение имели также работы практиков ТВ - режиссеров, звукорежиссеров, операторов - И.Беляева, М.Голдовской, Р.Ильина, С.Евлахишвили и др. Важные мысли, о музыке на ТВ, ее месте в духовной жизни общества, особенно в формировании нравственно-эстетического сознания молодежи, высказаны крупными композиторами, исполнителями и другими деятелями искусства - А.Шнитке, Э.Артемьевым, Н.Каретниковым и др.
Вопросы взаимодействия музыки и театра освещены в работах Я.Бубенникова, Н.Вольпер, М.Ганиной, А.Глумовой, Е.Гуревич, В.Конен, Т.Курышевой, В.Назаровой, Г.Орджоникидзе, А.Порфирьевой, Л.Потаповой, М.Сабининой, Н.Таршис и др.
В качестве предпосылок исследования в области вопросов музыкального восприятия использовались также труды А.Костюка, Е.Назайкинского, В.Медушевского.
Научная новизна исследования заключается в теоретическом осмыслении проблем использования музыки в структуре художественных телепередач с позиции музыковеда и редактора-практика; определении ее специфических черт и степени влияния на различные компоненты звукозрительного образа, на структуру телепередачи в целом.
Впервые определена современная типология связей музыкального и изобразительного рядов.
Кроме того, в исследовании проанализированы некоторые художественные телепроизведения последнего десятилетия с точки зрения роли в них музыки и разнообразия ее функций.
Исследование преследовало следующие цели:
- выявление специфических черт музыки в художественных телепроизведениях, обусловленных взаимовлиянием музыки и телевизионного искусства;
- изучение специфики творческих взаимоотношений по схеме "режиссер-композитор" и "режиссер-звукорежиссер, музыкальный редактор";
- прослеживание связей и взаимоотношений музыки телеэкрана с традиционными видами искусств: театром, литературой, поэзией, изобразительными искусствами;
- анализ основных функций музыки в художественных телепередачах. В качестве материала исследования использовались программы художественного телевидения (ВГТРК "Останкино", телекомпании РенТВ): оригинальные телеспектакли, театральные спектакли (переносные), передачи по литературе, поэзии, изобразительному искусству. Апробация основных положений диссертации осуществлялась в процессе работы автора в должности редактора художественного оформления Студии литературно-художественных программ телерадиокомпании "Останкино" и в курсе лекций по звуковому решению телепередач, прочитанном в ИПК работников радио и телевидения, в сообщениях на заседаниях кафедры экранного искусства института.
Теоретическая значимость работы.
Специфика использования музыки в структуре художественных телепередач позволила диссертанту систематизировать основные приемы использования музыки в телепроизведениях, аргументировать необходимость творческого подхода к их звуковому решению.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее.положения и выводы могут оказать влияние на звуковое решение художественных телепрограмм. Этому способствует:
- осознание специфических черт музыки в телепередачах;
- расширение выразительных приемов телепроизведения под влиянием музыки;
- углубление языка телепрограммы, благодаря творческому использованию в ней музыки.
Список работ прилагается. Результаты исследования могут быть применены при подготовке на специальных курсах режиссеров, музыкальных редакторов, композиторов, принимающих участие в создании телепроизведений.
Структура диссертации.
Логика исследования обусловила структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы по теме исследования, списка анализируемых в работе телепроизведений, в создании которых автор принимал участие, библиографии.