Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ ПЕТРОГЛИФОВ НИЖНЕЙ АНГАРЫ 1 8
1. 1. История изучения петроглифов J8
1.2. Методика исследований наскальных рисунков 26
ГЛАВА 2. ПАМЯТНИКИ НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА НИЖНЕЙ АНГАРЫ 41
2. 1. Писаница "Аплинский порог" 42
2. 2. Петроглиф "Тимохин Камень" 45
2. 3. Писаница "Писаный Камень" 46
2. 4. Писаница "Мурский порог" 49
2. 5. Петроглиф "Геофизик" 56
2. 6. Писаницы у п. Манзя 56
2. 7. Комплекс петроглифов "Ивашкин Ключ" 66
2. 8. Писаницы у д. Каменка 78
2. 9. Петроглифический комплекс "Шунтары" 90
2. 10. Петроглифический комплекс "Выдумский Бык" 92
2. 11. Писаница Рыбное * 102
2. 12. Писаница Мурожная-3 104
2. 13. Усть-Тасеевское изваяние 104
ГЛАВА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ И ХРОНОЛОГИЯ АНТРОПОМОРФНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ В ВИДЕ ЛИЧИН 107
3.1. Классификация антропоморфных личин 107
3. 2. Относительная хронология петроглифов 114
3. 3. Вопросы датировки и культурно-хронологической принадлежности петроглифов 116
3. 4. Антропоморфные образы Нижней Ангары в контексте разви тия наскального искусства Азии 126
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131
ПРИМЕЧАНИЯ 136
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ' 155
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 186
ПРИЛОЖЕНИЕ 188
ИЛЛЮСТРАЦИИ 189
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 319
Введение к работе
Работа посвящена исследованию одному из наиболее сложных видов археологических памятников — петроглифов. Наскальные изображения представляют собой ценные источники, характеризующие как материальную, так и духовную культуру древнего населения, свидетельствуют о различных этапах развития мировоззрения, психологии, художественного творчества и мышления у наших предков.
Первые русские поселенцы в Сибири скалы с рисунками называли "писаными камнями", в которых они, по всей видимости, видели не просто рисунки, / но и загадочные письмена (1). Сами рисунки - "письменами", "писанцами" или "писаницами" (2). Последнее название позже прочно обосновалось в научных трудах, посвященных наскальному искусству Сибири. Традиционно местное сибирское понятие "писаницы" обозначало, как рисованые, так и рельефные изображения и, автор, не только отдавая дань традиции, но и стремясь избежать неоправданной и лишней терминологической путаницы, в понятия "наскальные рисунки", "петроглифы" и "писаницы" вкладывает одинаковый смысл, использует в своей работе данные термины как синонимы (3).
Актуальность темы. История изучения петроглифов Нижней Ангары насчитывает около 300 лет. Она связана с именами таких известных исследователей древностей, как Д.Г. Мессершмидт, И.Г. Гмелин, Г.Ф. Миллер, Д.А. Кле-менц, И.А. Лопатин и др. Тем не менее, вплоть до конца XX в. Нижнее Приан-гарье в этом отношении оставалось малоизученной территорией. Открытия писаниц имели случайный характер, работы с петроглифами производились попутно, в контексте решения других научно-исследовательских задач. Введение в научный оборот новой информации о наскальном искусстве региона раскрывает дополнительные возможности в решении актуальных проблем реконструкции различных сторон жизни древнего населения, формирования и развития древних форм религии, взаимодействия кульгур во времени и пространстве, этногенеза коренных народов Сибири.
Антропоморфные личины являются одной из сложных по форме и содержанию категорий древнего наскального творчества. Вопросы, связанные с определением их культурно-хронологической принадлежности и семантики изображений, наиболее дискуссионные в современной науке. Это, в свою очередь, подчеркивает актуальность тематики данной работы.
В силу своей открытости петроглифы постоянно подвержены разрушительному влиянию внешней среды, соответственно, информация различного характера о памятниках наскального искусства, результаты их исследований представляют несравненную научную ценность, как в настоящем, так и в будущем.
Цели и задачи. Выявление и выделение антропоморфных личин в петроглифах Нижней Ангары, определение их культурно-хронологической принадлежности и места в развитии наскального искусства Северной Азии. Достижение этих целей возможно при условии решения следующих задач: описание, систематизация, анализ и обобщение изобразительного материала.
Территориальные рамки работы охватывают участок нижнего течения р. Ангары (около 550 км) от верхней ступени Аплинского порога (на востоке) до устья (на западе) и прилегающей территории Ангаро-Тунгусского (на севере) и Ангаро-Канского (на юге) междуречий в границах территории Кежемско-го, Богучанского и Мотыгинского районов Красноярского края.
Хронологические рамки работы охватывают временной интервал от эпохи неолита до этнографической современности (IV—III тыс. до н. э. -ХІХ-ХХвв. н.э.).
Новизна исследования. В работе представлены материалы исследований ранее неизвестных или недостаточно изученных писаниц и рисунков, обнаруженных автором на территории Нижнего Приангарья. Введение в научный оборот значительного объема информации о наскальном искусстве региона позво лило выделить новый древний культурный центр развития сибирского искусства.
Впервые приведена полная историческая сводка исследований петроглифов на данной территории в период с середины XVII в. до начала XXI в., дан историографический анализ исследований, освещены новые методические разработки полевых исследований петроглифов.
Автором проведена систематизация и классификация антропоморфных изображений Ангары в виде личин, предлагаются новые варианты решения вопросов, связанных с определением культурно-хронологической принадлежности рисунков, их места в развитии наскального искусства Северной Азии.
Источниковая база. Основными источниками работы являются материалы исследований петроглифов Нижней Анг&ры, произведенных автором в 1994 - 2001 гг. в виде полевых дневников, альбомов иллюстраций, копий наскальных рисунков, фотоматериалов, а также материалов полевых отчетов. Кроме того, привлекаются результаты полевых исследований автора петроглифов бассейна р. Маны (Восточный Саян), Западного Саяна, Хакасско-Минусинской котловины. Использованы также археологические материалы раскопок культовых памятников, произведенных автором и другими исследователями на территории региона, опубликованные предшественниками результаты исследований петроглифов бассейна р. Ангары и сопредельных регионов.
Помимо археологических источников, в диссертации использованы данные естественных наук: антропологии, палеонтологии, результаты радиоуглеродного датирования.
Методика исследования. Методологической основой данной работы являются индуктивный и гипотетико-дедуктивный принципы объекта изучения.
Во время полевых исследований с целью получения максимально достоверной и объективной информации об источнике были применены современные методы выявления, фиксации и копирования наскальных изображений, последующей камеральной обработки материалов полевых исследований.
В процессе анализа изобразительного материала использовались стати стический, сравнительно-сопоставительный методы, методы привлечения этнографических и археологических аналогий, учитывались планиграфия, внутренняя стратиграфия, цветовая гамма и техника исполнения рисунков.
Практическая значимость. Материалы исследований нашли применение в работе по паспортизации памятников археологии Красноярского края и их постановке на государственный учет органами охраны памятников истории и культуры. Представленная информация о памятниках наскального искусства расширила источниковую базу по древней истории Нижнего Приангарья. Результаты исследований могут быть использованы для написания обобщающих работ по археологии Средней Сибири, составления атласов, карт археологических памятников региона, представлены в музейных экспозициях. Материалы и отдельные положения диссертации могут быть полезны при разработке лекционных курсов, спецкурсов по археологии Сибири для студентов исторических специальностей, истории культуры и искусства — по специальности культурология и искусствоведение. Предлагаемые выводы и положения диссертации, методические разработки могут найти практическое применение при исследовании памятников наскального искусства.
Апробация работы. Основные выводы и отдельные положения диссер-тации нашли отражение в 35 статьях и публикациях, в виде докладов и сообщений обсуждались на региональных конференциях в Иркутске (1996, 1997), Красноярске (1991, 1997, 2000, 2001), Новосибирске (2000), Чите (1999); ежегодных сессиях ИАЭт СО РАН в Новосибирске (1996, 1999 - 2002); всероссийских научно-практических конференциях в Красноярске (2001), Томске (2003); международных конференциях в Ховде (Монголия) (2001), Барнауле (2002), Владивостоке (2003); международных конференциях по первобытному искусству в Кемерово (1995,1998).
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, посвященных истории и методике изучения, общей характеристике местонахождений, вопросам классификации, датировки и определения культурно-хронологической принадлежности изображений, заключительной части, блока примечаний и списка использованной литературы.
К работе прилагаютсяя список и альбом иллюстраций в виде таблиц, картосхем, копий изображений.