Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Виды скрытых смыслов и способы их представления в художественном тексте Исаева Лидия Алексеевна

Виды скрытых смыслов и способы их представления в художественном тексте
<
Виды скрытых смыслов и способы их представления в художественном тексте Виды скрытых смыслов и способы их представления в художественном тексте Виды скрытых смыслов и способы их представления в художественном тексте Виды скрытых смыслов и способы их представления в художественном тексте Виды скрытых смыслов и способы их представления в художественном тексте Виды скрытых смыслов и способы их представления в художественном тексте Виды скрытых смыслов и способы их представления в художественном тексте Виды скрытых смыслов и способы их представления в художественном тексте Виды скрытых смыслов и способы их представления в художественном тексте Виды скрытых смыслов и способы их представления в художественном тексте Виды скрытых смыслов и способы их представления в художественном тексте Виды скрытых смыслов и способы их представления в художественном тексте
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Исаева Лидия Алексеевна. Виды скрытых смыслов и способы их представления в художественном тексте : ил РГБ ОД 71:97-10/35

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 7

РАЗДЕЛ 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ: УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТЕКСТО
ВЫЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
17

ГЛАВА 1 . ТЕКСТ В ЛИНГВИСТИКЕ 17

1.1. Особенности текста как коммуникативной
единицы. Различные подходы к изучению

текста 17

1.2. Вопрос об универсальных текстовых кате
гориях . Информативность текста - одна из важней
ших его категорий.. Универсальные скрытые смыслы 25

  1. О проблеме подтекста 28

  2. О соотношении понятий "смысл" и "ИМПЛИЦИТНОСТЬ"....33

  3. Универсальные для текстов всех видов пресуппо-

зициональные скрытые смыслы 45

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА 55

2.1. Об истории исследования художественного текста

в русистике 55

2.2.06 определении понятия "художественный текст" 60

2.3. Скрытая информация - категориальная

особенность художественного текста 62

2.4. Принципиальная неоднозначность художественного
текста - следствие множества возможных "сцеплений"

его частей 65

2.5. Синтагматические и парадигматические причины
возникновения скрытых смыслов в художественном

2.6. Художественный текст как "ситема систем".
Единицы анализа скрытых смыслов художественного
текста 70

2.7.. Мера субъективности в интерпретации скрытых смыслов художественного текста. Обязательность

неоднозначной интерпретации художественного текста 74

ГЛАВА 3. ВИДЫ СКРЫТЫХ СМЫСЛОВ. ПРИСУЩИХ только
ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТАМ 82

  1. О соотношении понятий "скрытая информация" и "художественная информация" 82

  2. Виды скрытых смыслов.по способу

их выражения 84

  1. Несобственно языковые скрытые смыслы 84

  2. Собственно языковые скрытые смыслы 99

3.3. Виды скрытых смыслов по их информативной

природе 107

3.4.. Виды скрытых смылов по обязательности
их восприятия читателем 113

  1. Виды скрытых смыслов по субъективной планируемое автором 115

  2. Возможность построения комплексной'типологии

скрытых смыслов 117

РАЗДЕЛ 2. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВНИЯ ПРИРАЩЕННЫХ ЗНАЧЕНИЙ

ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА.. 123

ГЛАВА 1. ПОВТОР КАК УСЛОВИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СКРЫТЫХ

СМЫСЛОВ 124

  1. Об особенностях повтора в художественном тексте...124

  2. Фонетический повтор 127-

1.3. Лексический повтор

ГЛАВА 2. РИТМО-МЕЛОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТА

И ИХ СМЫСЛООБРАЗУЮШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ 135

  1. Ритм - условие появления дополнительных смыслов...135

  2. "Значимость" рифмы 140

  3. Парцелляция и нарушение привычного порядка

СЛОВ 143

ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТИ ПОЗИЦИИ СИНТАКСИЧЕСКОЙ ОДНОРОДНОСТИ

ДЛЯ ПОЯВЛЕНИЯ СКРЫТЫХ СМЫСЛОВ 146

  1. Информативные возможности позиции однородности.... 146

  2. Виды смысловых приращений однородно представленных в тексте единиц 147

ГЛАВА 4.' ОСОБАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ МНОЖЕСТВЕННУЮ АКТУАЛИЗАЦИЮ ЗНАЧЕНИЙ

ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ 157

4.1.' Неоднозначность художественного текста -

следствие существования в нем скрытых смыслов 157

4.2. Особенность контекстуальных связей языковой

единицы в художественном тексте 159

РАЗДЕЛ 3. СОБСТВЕННО ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СКРЫТЫХ СМЫСЛОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА 169

ГЛАВА 1. ВИДОИЗМЕНЕННЫЕ ЕДИНИЦЫ - ЗНАКИ СУЩЕСТВОВАНИЯ

СКРЫТЫХ СМЫСЛОВ 169

1.1. О проблеме "модель и ее видоизме
нение" 169

1.2. Фонетические видоизменения 173

1.2.1. Виды нарушений в Фонетическом облике слов....175

1.2.2. Характер Фонетического видоизменения и вид
выражаемой скрытой информации 179

1.3. Окказиональные словообразовательные единицы 180

1.3.1. Характер видоизменений словообразовательной

модели 181

1.3.2'. Виды выражаемой скрытой информации 185

1.4. Грамматические видоизменения 187

  1. Характер видоизменений грамматических Форм...188

  2. Виды выражаемой скрытой информации 195

1.5. Видоизмененные Фразеологизмы в системе средств
выражения скрытых смыслов 196

  1. О трансформации Фразеологизмов 197

  2. Характер выражаемой скрытой информации средствами видоизмененных Фразеологизмов 203

1.6. Использование неполных и семантически избыточных
структур для представления скрытой информации 204

1.7: Синтаксические единицы в несвойственной

им позиции (расширение Функции) 214

ГЛАВА 2. СЛОВА С ВИДОИЗМЕНЕННОЙ ЛЕКСИКО-

СЕМАНТИЧЕСКОИ СТРУКТУРОЙ 219

  1. О "приращенном" значении слова 219

  2. "Приращение" значения вследствие расширения сочетаемости слова в тексте (синтагматические

расширения) 227

  1. "Приращение" значения в результате актуализации текстовых связей слова 235

  2. Характер выражаемой скрытой информации в

словах с измененной лексико-семантической структорои 240

ГЛАВА 3. СОХРАНЕНИЕ НЕОДНОЗНАЧНОСТИ ЕДИНИЦ В ТЕКСТЕ 242

  1. Виды неоднозначных единиц, служащих выражению скрытой информации : 242

  2. Неоднозначность полисемичного и омонимичного

типа: характер представляемой скрытой информации 243

ГЛАВА 4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ

ЗНАКОВ. УКАЗЫВАЮЩИХ НА СУЩЕСТВОВАНИЕ В ТЕКСТЕ СКРЫТОГО

СМЫСЛА 258

4.1. "Авторская пунктуация" как знак скрытого

смысла 258

4.2. Характер скрытой информации, представ
ляемой графическими знаками художе
ственного текста 270

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 273

Список литературы 276

Введение к работе

Изучение скрытых смыслов - аспект теории интерпретации текста. Отличительной чертой теории интерпретации текста является подход к тексту как к структурному целому - иерархии взаимосвязанных элементов (Домашнев и др., 1989, 5), при этом составляющие текст единицы, обладая двойственной природой языкового знака, имеющего смысл и Формальное воплощение, могут ассоциироваться с другими текстовыми или внетекстовыми знаками как по смыслу, так и по Форме (Николаева, 1990, 508). Анализ большого количества художественных прозаических и поэтических текстов, признанных "классическими", "образцовыми", дает основание для утверждения, что существование скрытого пласта художественно значимой информации - категориальное свойство художественного текста как особой эстетической реальности, поэтому выявление в рамках лингвистического анализа разноуровневых средств представления скрытых смыслов необходимо как один из этапов комплексного толкования текста.

Актуальность диссертационного исследования определяется тем, что в нем на материале художественного текста происходит обращение к дискутируемой проблеме "неявной коммуникации", "эксплицитного и имплицитного", выводящей на более общую проблему содержания и смысла в лингвистике.

Научная новизна определяется недостаточной

разработанностью тех аспектов лингвистического анализа скрытых смыслов художественного текста, которые являются ключевыми в настоящем исследовании: выявляются Функциональные возможности разноуровневых языковых единиц, проявляющиеся в специально

организованных контекстуальных условиях, для представления скрытых смыслов.

Скрытыми смыслами признаются те, которые не присутствуют в языковых (регулярных) значениях и отношениях образующих текст единиц, но являются следствием видоизменения единицы в тексте, одновременной актуализации нескольких возможных ее значений, а также актуализации в тексте дополнительной "внетекстовой" нагрузки языкового знака.

Предлагается в настоящей работе вычленять скрытые смыслы собственно лингвистические (следствие сложных взаимодействий языковых единиц в рамках текста), несобственнно лингвистические (появление скрытых смыслов - не только результат взаимодействия языковых элементов, но и воздействия внеязыковых Факторов "вертикального контекста" (Ахманова, Гюббенет) и "Фоновых знаний" (Верещагин, Костомаров) писателя и читателя, а также неязыковые по своей природе скрытые смыслы (в их появлении основную роль играют пресуппозитивные - экзистенциальные, логические элементы, а также Филологический "вертикальный контекст" читателя); последние являются предметом изучения в литературоведении. Философии, истории и других неязыковедческих дисциплинах.

Теоретическая значимость диссертации состоит в развитии одного из аспектов теории интерпретации художественного текста, в комплексном рассмотрении проблемы языковых средств представления скрытых смыслов и лингвистических контекстуальных условий возникновения скрытой информации. Поскольку предпринятое в диссертации и публикациях по теме изучение скрытого смыслового пласта художественного текста затронуло ряд

важных проблем общелингвистического характера, полученные выводы во многом существенны для общего языкознания, проявляющего значительный интерес к проблемам скрытой коммуникации, имплицитных смыслов разноуровневых лингвистических образований. Теоретическое значение имеют осуществленный на новой основе анализ текстового материала, а также общие и частные выводы, способные повлиять на характер дальнейшей теоретической разработки проблем интерпретации художественного текста.

Целями данной работы является выявление языкового механизма возникновения скрытых смыслов; установление их особенностей на базе осмысления художественного текста как сложного структурного единства, обладающего, наряду с вербально выраженным содержанием и универсальными нехудожественными скрытыми смыслами, также скрытыми смыслами; присущими только художественному тексту как особой эстетической реальности.

Названные цели потребовали решения следующих задач:

  1. выявить специфику лингвистического подхода к анализу скрытых смыслов художественного текста, в отличие от подходов литературоведческих, психологических, исторических и Т.П.;

  2. определить языковые единицы представления скрытых

СМЫСЛОВ;

3) установить типовые контекстуальные условия
возникновения лингвистически анализируемых скрытых СМЫСЛОВ;

4) проанализировать основные виды скрытых смыслов по их
информативной природе, планируемости / непланируемости автором;
обязательности / Факультативности для восприятия читателем.

.1. о

Объектом исследования являются единицы, связанные с представлением скрытых смыслов художественного текста, а также особый "стилистический" контекст, становящийся условием возникновения видоизмененных единиц, "приращенных" значений, а также сохраненной многозначности. Учитываются все уровни языка, причем берутся они не изолированно, но в отношениях единиц разных уровней между собой.

Материалом для исследования послужили как прозаические, так и поэтические художественные тексты русской литературы 19-20 веков. Для анализа отбирались тексты с различными видами скрытых смыслов и разнообразными способами их представления; большинство анализируемых текстов относятся к тем, художественность которых подтверждена Фактами их длительного и широкого влияния на читающих и слушающих. Сознательно не привлекалась "модерная", "авангардная" литература.- хотя такие тексты дают интересный материал для наблюдения за особенностями представления скрытых смыслов, но их художественная ценность далеко не бесспорна, что могло бы привести к недостаточной достоверности выводов.

Теоретической базой данной работы являются достижения последних лет в области лингвистики (теории) текста, а также данные лингвистических дисциплин, исследующих все уровни языка.

Изучение скрытых смыслов художественного текста учитывает и достижения других наук: текстологии, изучающей приемы анализа литературных произведений с целью восстановления истории их создания; герменевтики, первоначально занимавшейся толкованием смысла древних произведений, а в настоящее время обратившейся к проблемам точного комментирования текста.

1 І

установления его полного смысла и значения в истории литературы,- традиционного литературоведения, занимавшегося проблемами изучения "идейного содержания" текста, а также подходов, получивших развитие в западной науке и обращенных прежде всего к исследованию особенностей психологии автора, в скрытом виде проявляющейся в тексте, а также знаковой природы текста. Учет сделанного в области анализа скрытых смыслов художественного текста позволяет точно определить роль и место лингвистического их анализа. Рассмотрение лингвистически выраженных скрытых смыслов художественного текста по-новому объединяет различные языковые, психологические, литературоведческие аспекты их исследования.

Выбор методов и конкретных исследовательских приемов предопределялся поставленными целями и задачами. В качестве основного использовался метод Функционального анализа в следующих его разновидностях:

(1) Контекстуальный анализ, позволяющий установить
художественную и смысловую значимость отдельных элементов,
определить роль видоизмененных в контексте единиц (слов,
словоформ, словосочетаний, предложений) в выражении скрытых
смыслов. При этом учитывалось, что языковой знак, в силу свой
двойственной природы, - Формальная единица, обладающая не
только материально выраженным содержанием, но и смыслом
(выраженным и специально не выраженным).

(2) Пресуппозициональный анализ, предполагающий в качестве
контекста-конкретизатора скрытого смысла привлекать "глобальный
вертикальный контекст" (Гюббенет), а также комплекс
пресуппозиций, связанных с пониманием данного текста, т.е.

і '"Ч

J. і.

применялся "суперлинеарный анализ текста" (Гальперин). Как при контекстуальном, так и при пресуппозициональном анализе использовались понятия "лингвистического вертикального контекста" (суммы знаний воспринимающего субъекта о законах и нормах языка, на котором создан текст) и "лингвистической пресуппозиции" (компонента значения, ассоциативно представленного в семантической структуре языковой единицы, с учетом того, что ассоциации могут иметь характер либо постоянный, устойчивый: начало - конец, либо разовый, окказиональный: кустарник - брови - гнев).

Описательный метод, включающий такие приемы исследования, как наблюдение, трансформация, отчасти использовался, но не являлся определяющим, поскольку выявление скрытых смыслов содержит установку на обязательное декодирование содержательной стороны, при этом должны учитываться все языковые уровни, что невозможно сделать в рамках чисто описательного подхода.

Метод сопоставительного анализа применялся при установлении характера произошедшего с языковой единицей видоизменения, степени его семантического или структурного преобразования. Учитывалось диалогическое взаимодействие внутритекстовых Факторов и внетекстовых структур, нормативных и ненормативных элементов, приращенных и неприращенных (словарных) значений языковых единиц.

Избранная проблема имеет профессионально-педагогическую направленность, чем и определяется практическая значимость работы. Еще Л.В.Щерба призывал "...приучать учащихся к лингвистическому анализу текста и к разысканию тончайших

смысловых нюансов отдельных выразительных элементов русского языка" (Щерба, 1957, 26-27). Именно текст дает возможность учащимся познать национальную языковую культуру. Исследование скрытых смыслов художественного текста способствует выработке умений проникнуть в художественную ткань произведения, дать обоснованное толкование художественного текста. Исследование способов выражения скрытого смысла поможет в практике комментирования текста. Сейчас, когда проблема комментария "снова начинает осознаваться как комплексная проблема Филологии, как ее важная социальная задача" (Григорьев, 1991, 11), каждое исследование, помогающее в решении этой актуальной задачи, имеет практическую ценность. Освоение непосредственного языкового воплощения скрытой информации художественного текста (литературной коммуникации) расширит общую и языковую культуру обучаемых. Предлагаемая в работе классификация видов скрытых смыслов, а также языковых способов их представления поможет в практике обучения русскому языку как в качестве родного, так и как иностранного. Результаты выполненного исследования могут использоваться в преподавании курса "Лингвистический анализ художественного текста", а также в спецкурсах и спецсеминарах по соответствующей проблематике. Рассмотрение особенностей представления скрытых смыслов на конкретном текстовом материале найдет применение и в школьном курсе русского языка, что создает предпосылки для введения ряда новшеств в практическую работу по преподаванию гуманитарных дисциплин.

На защиту выносятся главные выводы из проведенного исследования.-

1. Художественный текст выполняет Функцию эстетического
воздействия на читателя прежде всего вследствие существования в
нем пласта скрытой информации, который должен "достраиваться"
читателем с опорой на имеющиеся в его сознании пресуппозитивные
компоненты разного рода.

  1. Лингвистически анализируемая скрытая установка передается системой лингвистических и несобственно лингвистических средств, деавтоматизирующих читательское восприятие и организующих процесс восстановления скрытой информации.

  2. Процесс восприятия и творения скрытых смыслов никогда не может совпадать полностью в силу принципиальной невозможности тождества пресуппозициональных характеристик автора и воспринимающего субъекта. Зона совпадения создаваемых и воспринимаемых скрытых смыслов тем больше, чем выше мастерство лингвистического представления скрытых смыслов автора и чем значительнее способность читателя рефлектировать в области лингвистически, несобственно лингвистически и нелингвистически представленного подтекста.

4. Степень сознательности творения и обязательности
восприятия скрытых смыслов неодинаковы для текстов разных
типов.

  1. Единицами представления скрытых смыслов художественного текста являются разноуровневые образования, получившие в процессе Функционирования "приращения" семантики, видоизменение моделей, а также одновременно актуализирующие несколько возможных значений.

  2. Условием появления скрытых смыслов становится особая организация художественного текста как контекста языковой

единицы, позволяющая множественную актуализацию различных ее значений; этому способствуют ритмическая, рифмовая организация художественного текста, повторы различных видов, использование порядка слов и парцелляции, а также выстраивание соединений в рамках однородных конструкций.

  1. "Приращение" значений происходит как вследствие развития у единиц художественного текста возможностей расширенной сочетаемости (синтагматика), так и вследствие образования суперструктурных парадигматических корреляций.

  2. Видоизменениям подвергаются Фонетические, лексические, словообразовательные, грамматические, синтаксические характеристики входящих в текст единиц. Указывать на произошедшие изменения могут специальные графические знаки, в числе которых наиболее употребительными и гибкими являются знаки препинания, как собственно авторские, так и "знаки-штампы" .

9. В реальном художественном тексте наблюдается обычно
совмещение нескольких способов представления скрытых смыслов.
Разные способы дополняют друг друга, одно и то же условие
приводит к возникновению нескольких видоизмененных единиц.

Структура работы и объем диссертации. Диссертация состоит из Введения, трех разделов, включающих одиннадцать глав (с выводами), Заключения, списка цитированной литературы (404 единицы).

В первом разделе "ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ: УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТЕКСТОВЫЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ", включающем главы "ТЕКСТ В ЛИНГВИСТИКЕ", "ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА" И "ВИДЫ СКРЫТЫХ СМЫСЛОВ, ПРИСУЩИХ ТОЛЬКО ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТАМ"

рассматриваются основные положения лингвистической теории текста, выявляются универсальные и присущие только художественным текстам категории, устанавливаются отличия в характере и способах представления скрытых смыслов в художественных и нехудожественных текстах. Во втором разделе "УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВНИЯ ПРИРАЩЕННЫХ ЗНАЧЕНИИ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА", состоящем из 4 глав ("ПОВТОР КАК УСЛОВИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СКРЫТЫХ СМЫСЛОВ", "РИТМО-МЕЛОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТА И ИХ СМЫСЛ00БРАЗУЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ", "ВОЗМОЖНОСТИ ПОЗИЦИИ СИНТАКСИЧЕСКОЙ ОДНОРОДНОСТИ ДЛЯ ПОЯВЛЕНИЯ СКРЫТЫХ СМЫСЛОВ", ОСОБАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ МНОЖЕСТВЕННУЮ АКТУАЛИЗАЦИЮ ЗНАЧЕНИИ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ") анализируются особые контекстуальные условия, как присущие только художественному тексту, так и универсальные для текстов разных видов, но получающие в эстетическом словесном произведении большие смыслообразующие возможности, в которых происходит видоизменение составляющих художественный текст разноуровневых единиц. В третьем разделе "СОБСТВЕННО ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СКРЫТЫХ СМЫСЛОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА", В главах "ВИДОИЗМЕНЕННЫЕ ЕДИНИЦЫ -ЗНАКИ СУЩЕСТВОВАНИЯ СКРЫТЫХ СМЫСЛОВ", "СЛОВА С ВИДОИЗМЕНЕННОЙ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОИ СТРУКТУРОЙ", "СОХРАНЕНИЕ НЕОДНОЗНАЧНОСТИ ЕДИНИЦ В ТЕКСТЕ" И "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ ЗНАКОВ, УКАЗЫВАЮЩИХ НА СУЩЕСТВОВАНИЕ В ТЕКСТЕ СКРЫТОГО СМЫСЛА", исследуются разноуровневые языковые единицы представления скрытых смыслов художественного текста, рассматривается проблема "модель и ее видоизменение", устанавливаются смысловые возможности видоизмененных единиц.

Похожие диссертации на Виды скрытых смыслов и способы их представления в художественном тексте