Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Автобиографическое представление как репрезентант личности персонажа в художественном тексте Самарская Екатерина Геннадьевна

Автобиографическое представление как репрезентант личности персонажа в художественном тексте
<
Автобиографическое представление как репрезентант личности персонажа в художественном тексте Автобиографическое представление как репрезентант личности персонажа в художественном тексте Автобиографическое представление как репрезентант личности персонажа в художественном тексте Автобиографическое представление как репрезентант личности персонажа в художественном тексте Автобиографическое представление как репрезентант личности персонажа в художественном тексте Автобиографическое представление как репрезентант личности персонажа в художественном тексте Автобиографическое представление как репрезентант личности персонажа в художественном тексте Автобиографическое представление как репрезентант личности персонажа в художественном тексте Автобиографическое представление как репрезентант личности персонажа в художественном тексте Автобиографическое представление как репрезентант личности персонажа в художественном тексте Автобиографическое представление как репрезентант личности персонажа в художественном тексте Автобиографическое представление как репрезентант личности персонажа в художественном тексте
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Самарская Екатерина Геннадьевна. Автобиографическое представление как репрезентант личности персонажа в художественном тексте : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.19 / Самарская Екатерина Геннадьевна; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т].- Краснодар, 2008.- 137 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/310

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Сфера художественной коммуникации: энергетика личности через призму содержательно-концептуальной информации текста 14

1.1. Художественный дискурс: основные параметры, характеристики и особенности коммуникативной цепочки 17

1.2. Автобиографическое событие: сущность, параметры, функции 27

1.3. Автобиографическое представление (мой образ самого себя) как особый тип художественного текста 38

1.4. Смысловые и формальные константы художественного текста 50

Выводы 58

Глава 2. Составляющие автобиографического события: особенности вербализации 61

2.1. Характеристика автобиографического события 63

2.1.1. Временные рамки автобиографического события: давно -недавно 65

2.1.2. Форма события: случайное - закономерное 69

2.1.3. Социальный статус события: личностное —общественнозначимое 71

2.1.4. Эмоциональная насыщенность события: высокая - низкая 74

2.1.5. Оценка события: положительная — отрицательная 77

2.1.6. Ценность события: важное (переломное) -незначительное 79

2.2. Характеристика главного участника автобиографического события 82

2.2.1. Образ главного участника автобиографического события 84

2.2.2. Ценностные ориентации главного участника автобиографического события 88

2.2.3. Позиция главного участника автобиографического события: активная - пассивная 90

2.2.4. Сила выраженности «Я» главного героя автобиографического события 94

2.3. Характеристика «Другого» как участника автобиографического события 99

2.3.1. Образ «Другого» как участника автобиографического события 102

2.3.2. Ценностные ориентации «Другого» как участника автобиографического события 107

2.3.3. Позиция «Другого» как участника автобиографического события 108

2.3.4. Сила выраженности «Другого» в рамках автобиографического представления 111

Выводы 116

Заключение 119

Библиография 123

Введение к работе

Личность как социальный феномен, как продукт исторического развития общества, как носитель социальных свойств человека является концептуальным центром любого художественного текста. Художественное произведение - это не только представление определённых художественных образов, но и незримая демонстрация личности его создателя. Иными словами, в текстовом пространстве художественного дискурса слиты воедино личности автора и персонажа. Их единение и рождает художественное произведение, выражающее, закрепляющее и передающее другим людям художественные идеи и образы. Незримое присутствие автора обусловлено необходимостью передать читательской аудитории своё личностное представление об особенностях внешнего мира, создавая целостные образы различных «внутренних миров» на основе собственной жизни и личного жизненного опыта. Создание автором жизненного пути описываемой личности осуществляется на основе системы происшедших в её жизни событий. Именно событие, являющееся значимым для личности, демонстрирует сложную систему всего её жизненного пути. Автор представляет данное событие как автобиографическое для данной личности посредством создания Я - концепции, когда повествование осуществляется от первого лица и служит презентации личностью самой себя. Иными словами, в любом художественном произведении всегда присутствует автобиографическое представление созданной писателем личности либо в форме монолога, либо посредством автобиографического жанра самого произведения. Постичь художественное произведение, понять его смысл и созданные в нём образы личностей, получая при этом наслаждение, - это значит стать конгениальным автору, стать его сотворцом, вступить с ним в общение, в диалог «на равных».

В попытке найти возможные механизмы, определяющие синтез личностей автора, его персонажа и потенциального читателя, обусловленные функционально-семантической общностью всех средств исследуемого уровня в процессе их взаимодействия друг с другом и выведенные в форме автобиографического представления, мы видим актуальность настоящей диссертационной работы.

Объектом настоящего исследования является автобиографическое представление как текст и как составляющая художественного дискурса.

Предметом исследования выступают особенности вербализации базовых параметров автобиографического представления.

Материалом для исследования послужили художественные произведения различных авторов: Сомерсета Моэма, Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, Уилки Коллинза, Фредерика Бегбедера, Джона Фаулза, Эрнеста Хемингуэя, Ален-Фурнье, Эриха Марии Ремарка, Хелен Филдинг, Уильяма Голдинга.

Примечательно, что каждый автор, а следовательно, и каждое произведение имеют свою конкретную аудиторию. В работе сознательно не анализировалось одно произведение или же произведения одного автора, что могло бы привести к недостаточной достоверности относительно общего построения модели события как единицы анализа жизненного пути той или иной личности.

Цель работы - выявить и описать лингвистические основания, которые позволяют репрезентировать автобиографическое представление как особый тип текста и автобиографическое событие как речевую характеристику как самой личности, так и её жизненного пути в сфере художественной коммуникации.

Реализация обозначенной цели потребовала решения следующих задач:

1. Определить содержание понятий «художественная коммуникация», «художественный текст», «художественный дискурс».

2. Выявить и описать основные параметры автобиографического представления как особого типа текста, репрезентирующего фактуальную информацию из прошлого определённой личности.

3. Осуществить моделирование автобиографического события как базовой единицы автобиографического представления и выделить его конституирующие компоненты, позволяющие вычленить его в качестве знакового параметра жизненного пути той или иной личности.

4. Представить основных участников автобиографического события и описать параметры, характеризующие их.

5. Показать роль автобиографического представления в контексте того или иного художественного произведения как определённого параметра, создающего устойчивую инвариантную программу переживаний и смыслообретений реципиента в отношении того или иного персонажа текста.

Методологической основой диссертационного исследования является положение о диалектической взаимосвязи языка и действительности, языка и мышления. Работа опирается на принципы, ориентированные на адекватное отражение действительности в языке.

Для решения поставленных в диссертационной работе задач применялись следующие методы исследования, обусловленные спецификой объекта языкового материала, а также целью и задачами представленного анализа. В плане общенаучного подхода использовались описательно-синхронный и интерпретационный методы. При непосредственном изучении вербальных феноменов текстового материала применялись методы эмпирического и теоретического исследования: анализ, синтез, сравнение, метод наблюдения, а также компонентный, сопоставительный и контекстуальный методы изучения.

Теоретической базой данного исследования послужили идеи и концепции отечественных и зарубежных лингвистов в области семиотики, лингвосемиотики, лингвистики текста, психолингвистики, теории дискурса, прагмалингвистики, стилистики, лингвокультурологии (Н.Д.Арутюновой (1981), О.В.Александровой (1982, 1991), И.В.Арнольд (1974, 1980, 1982), А.Г.Баранова (1993), М.М.Бахтина (1979), Н.С.Болотновой (1999, 2007), Л.Ю.Буяновой (2001), В.В.Виноградова (1980), И.Р.Гальперина (1981), Т.М.Грушевской (2002), Н.И.Жинкина (1982), Н.Д.Зарубиной (1981), Т.М.Дридзе (1984), В.И.Карасика (1999, 2000 /а,б/, 2002), Ю.Н.Караулова (1987), О.Л.Каменской (1992), Е.Г.Ковалевской (1976), В.А.Кухаренко (1973, 1974, 1979), Ю.М.Лотмана (1970, 1988, 1992, 1997), Т.М.Николаевой (1978, 1990, 1997), Е.А.Реферовской (1983, 1989), Ю.С.Степанова (1997), Т.В.Матвеевой (2003), Г.П.Немца (1989, 1991, 1992), Н.М.Шанского (1990), А.ДЛЛмелёва (1992), Н.Ю.Фанян (2000) и т.д.).

В основу исследования положена идея комплексного подхода к изучению обозначенного явления, заключающаяся в соединении лингвистического и прагматического анализов.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нём впервые проводится всесторонний лингвистический анализ автобиографического представления как базового элемента содержания художественного текста. В работе впервые разработаны и представлены параметры, составляющие и характеризующие автобиографическое событие как речевую характеристику индивидуальности той или иной личности, предложена универсальная схема его организации и описаны составляющие её компоненты.

Теоретическая новизна работы состоит в том, что её выводы и результаты дают возможность выделить те главные тенденции актуализации смыслового потенциала представляемой автором личности, которые прослеживаются в художественном тексте; уточнить такой важный параметр, как автобиографическое событие, являющее собой базовый элемент системы субъективной картины жизненного пути описываемой личности, что позволяет определить в тексте художественного произведения механизмы языкового выражения осмысления личностью своего бытия.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы и выводы могут быть предложены для самостоятельного исследования в курсовых и дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях, для разработки лекционных теоретических спецкурсов по теории текста, психолингвистике, прагмалингвистике, общему и сопоставительному языкознанию. Его результаты могут найти применение на практических занятиях по анализу художественного текста, практике иностранного языка, в различных спецкурсах. Работа с художественным текстом развивает лингвистическое мышление, языковое чутьё, вырабатывает способность к вдумчивому анализу текста в единстве его формы и содержания.

Положения, выносимые на защиту:

1. «Автобиографическое представление» - это особый тип текста, предназначенный для фиксации, хранения и передачи информации автобиографического характера, выступающий как вербальный результат осмысления личностью смысла своего бытия. Являясь своего рода определённой гносеологической, логической и лингвистической процедурой, текст автобиографического представления выступает в художественном произведении не только как способ осмысления личности автора и как способ познания образов героев, но и как способ описания прошлого и настоящего, как способ анализа определённых человеческих отношений, как способ оценки различного рода ярких, характерных, важных и переломных событий. Иными словами, в тексте художественного произведения автобиографическое представление является средством перехода от уровня содержания на уровень смысла, что позволяет говорить о его текстообразующей функции.

2. Базовой единицей автобиографического представления является автобиографическое событие, представляющее собой значимую для персонажа художественного текста жизненную ситуацию, включённую в сложную систему субъективной картины его жизненного пути и преобладающую в его воспоминаниях. Автобиографическое событие репрезентирует менталитет той или иной личности, представляя собой вербально-знаковую символизацию её культурного опыта и отражение её картины мира. Воспоминание о прошлом, передаваемое посредством определённых языковых средств, — это определённый творческий акт, в котором осуществляется претворение индивидуального опыта (даже на уровне повседневности) в общезначимый культурный факт. Экспрессивность и образность, способность ярко и сжато представить то или иное автобиографическое событие обусловливают успешное и активное использование автобиографического представления в рамках текста художественного произведения.

3. Универсальная схема организации автобиографического представления /АП/ (Autobiographical Presentation /АР/)включает в себя обязательное гармоничное сочетание трёх базовых параметров:

1. (Subject) - презентация главного участника автобиографического события

2. (Object) - презентация другого участника автобиографического события

3. (Event) - описание самого автобиографического события Каждый из обозначенных параметров представлен серией собственных компонентов, характеризующих свой параметр: Главный участник (Subject /S/):

1. Образ Главного участника/Subject s Image (SI)/: описание

2. Ценностные ориентации Главного участника/Subject s Valuable Orientation (SVO)/: описание

3. Позиция Главного участника /Subject s Position (SP)/: активная — пассивная

4. Сила выраженности Эго /Subject s Expression Strength (SES)/: значительная — незначительная

S = SI + SVO + SP+ SES Другой участник (Object /О/)

1. Образ Другого /Object s Image (01)/: описание

2. Ценностные ориентации Другого /Object s Valuable Orientation (OVO)/: описание

3. Позиция Другого /Object s Position (OP)/: активная - пассивная

4. Сила выраженности Другого /Object s Expression Strength (OES)/: значительная — незначительная

О = OI + OVO + OP + OES Событие (Event):

1. Временные рамки события /Time Limits (TL)/: давно — недавно

2. Форма события /Form (F)/: случайное - закономерное

3. Социальный статус события /Social Status (SS)/: личностное — общественно — значимое

4. Эмоциональная насыщенность /Emotional State (ES)/: высокая - низкая

5. Оценка события /Appreciation (А)/: положительная — отрицательная

6. Ценность события /Value (V)/: важное (переломное) -незначительное

E = TL + F + SS + ES + A + V

Совокупность обозначенных компонентов представляет собой следующую информационную формулу: АР = S + О + Е, репрезентирующую речевую характеристику как личности персонажа, так и его жизненного пути в сфере художественной коммуникации.

4. Серия автобиографических представлений, реализованных в контексте художественного произведения и являющих ряд автобиографических событий в определённом порядке, обусловленном прагматической целеустановкой автора, формирует целостную динамическую систему «Я — образ», обеспечивающую саморепрезентацию личности в различных временных ипостасях и являющую собой объективную картину её полного жизненного пути.

Апробация работы. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры французской филологии факультета романо-германской филологии КубГУ, на научно-теоретических конференциях в Кубанском государственном университете и в Краснодарском филиале ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет».

Основные результаты исследования внедрены в спецкурсы «Анализ художественного текста: лингвистическое толкование» и «Лексико-стилистический анализ на занятиях по английскому языку», читаемых в Краснодарском филиале ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет».

По результатам исследования разработано учебно-методическое пособие «Искусство и литература» для студентов специальности «Реклама», используемое на практических занятиях в Краснодарском филиале ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет».

По теме диссертации опубликовано 6 печатных работ, из которых одна представлена в журнале из списка ВАК. Кроме того, автором опубликовано одно учебно-методическое пособие по теме диссертационного исследования, адресованное студентам, аспирантам и всем интересующимся проблемами художественной коммуникации.

Цель и задачи исследования определили структуру и объём работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, состоящего из 2 разделов и включающего в целом 208 наименований.

Художественный дискурс: основные параметры, характеристики и особенности коммуникативной цепочки

Общеизвестно, что ментальность отражается в языке и культуре (Шахнарович, 1994). Отсюда огромный интерес к тексту (Безруков, 1972; Болотнова, 1992; 1994; 2000; Брудный, 1974; Виноградов, 1971; Гальперин, 1981; Дридзе, 1976; Кожина, 1966; Корбут, 2001; Купина, 1980; 1983; Лотман, 1997; Новиков, 1979; 1988; 1997; Одинцов, 1980; Реферовская, 1983; 1989; Солганик, 2005; Сорокин, 1982; Студнева, 1983; Тураева, 1986; Фетисова, 1972; Хованская, 1975; Черемисина, 1982; Шанский, 1990), который является ключевым фактором существования человека как лингвистической личности, средством максимальной речевой самореализации человека как в сфере его повседневной жизни, так и в искусстве слова — художественной литературе (прозе, поэзии). Образный потенциал художественного текста «как факта культуры» (Горшков, 1984: 10) богат и разнообразен. Выявление способов отражения интенциональной установки автора в автобиографическом представлении персонажей, влияние его прагматических пресуппозиций на выбор того или иного языкового параметра позволяет увидеть средства языка в действии, ощутить живую природу языкового материала.

Процесс порождения и функционирования художественного текста находится в центре внимания многих лингвистов (Бабенко, 2004; Бахтин, 1997; Бескровная, 1998; Брудный, 1974; Валгина, 2003; Долинин, 1994; Есин, 2007; Клюев, 1998; Ковтунова, 1986; Купина, 1980; Кухаренко, 1979; Николина, 2003; Новиков, 1983; Одинцов, 1980; Сильман, 1974;). Представляя собой материальное выражение замысла своего создателя, данная единица коммуникации начинает своё полноценное существование лишь в ситуации общения. Существование художественного текста немыслимо без его интерпретации аудиторией и без учёта замысла его создателя (Бутакова, 2001; Винокур, 1993; Дридзе, 1980; Жинкин, 1982; Комиссаров, 1988; Леонтьев, 1974; 1979; Мурзин, 1994; Пазухин, 1979; Потебня, 1993; Сулименко, 2002; Чурилина, 2001). Иными словами, содержание текста представляется как отражение различных ментальных процессов его создателя и воспринимателя. Писатель, приступая к созданию художественного произведения, знает, в каком виде созданный им текст в дальнейшем будет реализован, на кого он ориентирован и какую роль может сыграть в жизни общества. Замысел, лежащий в основе создания художественного текста, сам текст, представленный сложно организованной системой письменных знаков и передающий богатейшее многообразие нюансов в эмоциональной, психологической и эстетической областях, и, наконец, сама читательская аудитория, к чувствам, эмоциям и менталитету которой обращен текст художественного произведения, в комплексе являют собой дискурс данного текста. Таким образом, под дискурсом художественного произведения, мы будем понимать процесс его порождения и функционирования в качестве определённой единицы коммуникации. Исходя из сказанного удачным представляется определение текста, данное Т.В. Матвеевой в одном из учебно-методических изданий «Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика». Текст трактуется ею с учётом современных достижений теории текста как «результат целенаправленного речевого творчества, целостное речевое произведение, коммуникативно обусловленная речевая реализация авторского замысла» (Матвеева, 2003: 352).

В сфере художественной коммуникации цепочка «автор (писатель) — текст (художественное произведение) — реципиент (читательская аудитория)» наиболее полно, красноречиво и конкретно демонстрирует диалог самых различных личностей, общающихся посредством языка. Как отмечает З.Я.Тураева, «текст есть продукт, порождённый языковой личностью и адресованный языковой личности» (Тураева, 1994: 106). Отличительной чертой художественного текста «является его многоголосие (полифонизм), то есть сочетание в одном произведении нескольких голосов - речи автора и речей персонажа» (Лукьянов, 2000: 23). Это многоголосие отчётливо «отграничивает художественное произведение от произведений других функциональных стилей» (Лукьянов, 2000: 23). Иными словами, художественное произведение в процессе своего порождения и восприятия читательской аудиторией представляет собой четыре своеобразных диалога, каждый из которых выполняет свою определённую роль в процессе функционирования произведения. Художественный текст - это в первую очередь диалог между писателем и той аудиторией, к которой он обращается и кому адресует своё произведение. Во вторую очередь — это диалог тех личностей, которые представлены в самом тексте, т.е. героев самого художественного произведения. В третьих, это диалог между автором и его героями. И, наконец, это диалог между героями текста и читательской аудиторией. Каждый из обозначенных диалогов не существует сам по себе, а является частью целого комплекса отношений, на которых базируется коммуникативная цепочка «автор (писатель) - текст (художественное произведение) - реципиент (читательская аудитория)». В каждом из диалогов отражается языковое сознание личностей, принимающих в нём участие. Посредником между общающимися субъектами, один из которых порождает и передаёт смыслы, а второй их принимает и понимает, выступает текст художественного литературного произведения, эксплицирующий выраженную в языковых знаках и текстовых структурах систему определённых ценностей, соответствующих менталитету автора. Под текстом в данном случае понимается как текст самого литературного произведения в полном своём объёме, так и те микротексты, которые вложены автором в уста героев его произведения и получили в данном исследовании название автобиографических представлений. В первом случае текст отражает как диалог между автором и читательской аудиторией, так и диалог автора со своими героями, а во втором случае текст будет отражать как диалог между героями самого художественного произведения, так и диалог героев с той читательской аудиторией, которой адресовано художественное произведение.

Временные рамки автобиографического события: давно -недавно

Каждое событие характеризуется, прежде всего, своими временными рамками, наглядно демонстрирующими сроки его реализации. Текстовая категория время определяется как такая категория, «с помощью которой содержание текста соотносится с осью времени: реальной исторической перспективой действительности или её преломлением» (Матвеева, 2003: 536). Данная категория является ключевой в параметризации того или иного события. Поскольку автобиографическое событие по своей сути является определённым процессом демонстрации того или иного прошлого жизненного опыта, оно автоматически обладает временными рамками, представляющими прошедшее время. Однако сказанное вовсе не означает стандартного употребления одних и тех же временных рамок реализации автобиографического события. Собранный материал позволил выделить две категории временных рамок его представления, характеризующими его расположенность на временной оси от прошлого через настоящее к будущему, показывая степень отдалённости того или иного события от сегодняшней временной рамки, а именно: давно и недавно. Каждая из выделенных групп в свою очередь может быть охарактеризована своей определённостью или неопределённостью, то есть, подразделена на две следующие группы: а именно: определённые и неопределённые. Первые характеризуются точным указанием времени реализации автобиографического события, а вторые представляют лишь предполагающие сроки его реализации, чётко не ограниченные временными рамками.

Рассмотрим выделенные группы категории определённых рамок представления автобиографического события. Для первой группы («давно») характерно употребление следующих обстоятельств времени: in ... - в ... году; (...) years ago — (...) лет тому назад и т.д.

Например:

«Igraduatedfrom New Haven in 1915, just a quarter of a century after my father...» (Fitzgerald, 15).

«Я окончил Иелъский университет в 1915 году, ровно через четверть века после моего отца...» (Фщдлсералъд, 7).

«Ne le 21 septembre 1965, vingt ans apres Auschwitz, le premier jour de Vautomne. Je suis venu au monde le jour ой les feuilles commencent a tomber des arbres, lejour ой les jours raccourcissent...» (Beigbeder, 35).

«Родился 21 сентября 1965-го, через двадцать лет после освобождения Освенцима, в первый день осени. Я появился на свет в день, когда с деревьев начинают падать листья, в день, когда дни укорачиваются...» (Бегбедер, 29).

Данная группа предполагает чёткое указание временных рамок события. Для неё характерно употребление обстоятельств времени, точно указывающих на календарное время данного события.

Обстоятельства времени обозначенной группы содержат указания на то, что данное событие имело место определённое количество лет тому назад, и читатели, учитывая временной диапазон данного автобиографического события, могут, используя общеизвестные исторические параметры описываемой эпохи, либо составить своё собственное представление об этом времени, либо оценить его роль в прошлой или сегодняшней жизни персонажа.

Приведённые примеры наглядно демонстрируют временные рамки определённых событий в жизни персонажа, напоминая читателю о том времени, когда они произошли, что позволяет читателю более чётко представить временную палитру не только жизненного пути того или иного персонажа, но и нарратива всего текста.

Для второй группы («недавно») характерно употребление следующих обстоятельств времени: yesterday — вчера; twohree days ago — два — три дня тому назад; some hours ago — несколько часов тому назад; just — только что и т.д.

Например:

«I remember a night we went out and had supper at a posh restaurant...» (Fowles, 16).

«Помню, как-то вечером мы отправились в шикарный ресторан, поужинать...» (Фаулз, 14).

«At nine o clock, one morning late in July Gatsby s gorgeous car lurched up the rocky drive to my door and gave out a burst of melody from its three-noted horn...» (Fitzgerald, 53).

«Как-то в девять часов утра роскошный лимузин Гэтсби, подпрыгивая на каменистой дороге, подъехал к моему дому, и я услышал победную трель его клаксона...» (Фщджералъд, 53).

Неопределенные рамки представления автобиографического события устанавливаются с помощью следующих обстоятельств времени:

а) с семантикой «давно»: long long ago — когда-то очень давно; it was long ago — это было давно; it happened some years ago —это случилось несколько лет тому назад; I don t even remember when — уже не помню когда; it is hard to recall it — трудно припомнить, когда это было; it happened many many years ago — это произошло много, много лет тому назад; it happened about a hundred years ago — это случилось лет сто тому назад; much water has flowed under the bridges since then... — много воды утекло с тех пор, как..., last autumn (spring, winter, summer) — прошлой осенью {весной, зимой, летом); last year — в прошлом году; some time ago — некоторое время тому назад и т.д. Например: «At the end of August, the men moved out and I moved in...» (Fowles, 27). «В конце августа рабочие ушли, и я въехал...» (Фаулз, 25). «... late in October I saw Tom Buchanan. He was walking ahead of me along Fifth Avenue in his alert, aggressive way, his hands out a little from his body as if to fight off interference, his head moving sharply here and there, adapting itself to his restless eyes. Just as I slowed up to avoid overtaking him he stopped and began frowning into the window of a jewelry store...» (Fitzgerald, 127-128). «...в конце октября я увидел на Пятой авеню Тома Бъюкенена. Он шел впереди меня своей быстрой, напористой походкой, слегка отставив руки, словно в готовности отшвырнуть любую помеху, и вертя головой по сторонам. Я замедлил шаг, чтобы не нагнать его, но он в это время остановился и, наморщив лоб, стал рассматривать витрину ювелирного магазина...» (Фицджеральд, 141).

б) с семантикой «недавно»: it has been recently — это было недавно; once not long ago — как-то недавно; just some days ago — всего несколько дней тому назад; it happened not long ago — это случилось не очень давно; the other day — тут на днях и т.д.

Ценность события: важное (переломное) -незначительное

Как в структуре человеческих взаимоотношений, так и при оценке жизненного пути той или иной личности, каждое событие выступает единицей анализа определённого личностного изменения и выполняет функцию создания условий для её дальнейшего оптимального развития. Иными словами, каждое автобиографическое событие играет свою определённую роль в жизни человека. Оно может перевернуть его жизнь, полностью изменив её, а может остаться практически незамеченным и не привнести в жизнь личности практически никаких изменений. Таким образом, под ценностью события в нашей работе мы будем понимать тот вид оценки данного события, которая базируется не на его эмоциональном восприятии, а показывает отражение данного события в контексте всей жизни личности.

Скрупулёзный анализ выделенных автобиографических представлений позволил выявить две группы аксиологической оценки ценности того или иного автобиографического события на жизненном пути личности, а именно: незначительное и важное (переломное).

Каждая из обозначенных групп включает в себя определённый тип события, наглядно демонстрируя его значимость и важность в жизни той личности, жизненный путь которой представляется автором произведения.

Группа с ценностной оценкой события «незначительное» включает в себя те события, которые не сыграли какой-либо значительной роли в жизни героя, однако крайне необходимы автору для представления своего персонажа.

Например:

«It was lonely for a day or so until one morning some man, more recently arrived than I, stopped me on the road.

«How do you get to West Egg village?» he asked helplessly.

I told him. And as I walked on I was lonely no longer. I was a guide, a pathfinder, an original settler. He had casually conferred on me the freedom of the neighborhood...» (Fitzgerald, 16).

«Поначалу я чувствовал себя одиноким, но на третье или четвертое утро меня остановил близ вокзала какой-то человек, видимо только что сошедший с поезда.

— Не скажете ли, как попасть в Уэст-Эгг? —растерянно спросил он.

Я объяснил. И когда я зашагал дальше, чувства одиночества как не бывало. Я был старожилом, первопоселенцем, указывателем дорог. Эта встреча освободила меня от невольной скованности пришельца...» (Фш\джералъд, 8).

Фактически это происшествие не изменило никоим образом жизнь данного героя, однако оно способствовало его самоутверждению на новом месте.

В группу с ценностной оценкой события «важное» можно включить те события из жизни личности, которые сыграли определённую роль в её жизни и позволяют автору представить свой персонаж таким, каким он хотел бы, чтобы его увидели читатели:

«Of course I am not mad, I knew it was just a dream and it always would have been if it hadn t been for the money... The cheque was for 73,091 and some odd shillings and pence...» (Fowles, 14).

«Конечно, я не окончательно свихнулся, понимал, что это всего лишь мечта, сновидение, и так оно и осталось бы, если бы не эти деньги... . Чек был на 73 091 фунт и еще сколько-то шиллингов и пенсов...» (Фаулз, 12).

Главный герой выигрывает на скачках крупную сумму денег, что кардинально меняет его жизнь, отношение к себе, и даже, как мы увидим по прочтении данного произведения, жизнь и судьбу других людей: на эти деньги он покупает дом, в подвале которого будет держать похищенную им девушку.

Группа с ценностной оценкой события «переломное» включает в себя те события, которые перевернули жизнь героя.

Например:

«It was a matter of chance that I should have rented a house in one of the strangest communities in North America...» (Fitzgerald, 16).

«Случаю угодно было сделать меня обитателем одного из самых своеобразных местечек Северной Америки...» (Фицджералъд, 9).

Случай сделал героя жителем совершенно другой местности, и там он стал свидетелем событий, которые круто изменили его жизнь и его самого. Таким образом, автобиографическое событие, созданное автором художественного произведения для презентации жизненного пути своего персонажа, являет собой базовую единицу автобиографического представления, обладающего определёнными структурно содержательными особенностями. Именно данное событие позволяет автору описать смысложизненные. установки определённой личности, показать переживания ею своего бытия и представить её жизненный путь. Основными параметрами, позволяющими автору описать событие, представив с его помощью нужный ракурс рассмотрения того или иного героя произведения, являются следующие параметры: - временные рамки события, - форма события, - ценность события для персонажа, - социальный статус события, - эмоциональная насыщенность события, - оценка события персонажем. Каждый из обозначенных параметров выполняет свою роль в представлении автобиографического события.

Характеристика «Другого» как участника автобиографического события

Любая личность не существует в обществе изолированно, то есть сама по себе. Её существование представляет собой целый комплекс самых разнообразных отношений, возникающих в процессе её общения с другими членами человеческого коллектива. Отсюда жизненное пространство автобиографического события, помимо каких-либо действий главного героя повествования, будет включать в себя также действия Другого, то есть той личности, которая волей судьбы оказалась рядом с главным героем и оказала определённое воздействие или определённое влияние на жизненный путь последнего.

Познание другого человека предполагает формирование представления о нём, которое включает характеристики его внешности, систему заключений о его качествах и способностях, его отношении к различным сторонам действительности, к себе, другим людям, а также говорящих о его социально-групповой принадлежности. Основными источниками формирования необходимого представления о личности другого человека являются его внешность, поведение, особенности и результаты деятельности (Столин, 1983).

Однако восприятие человека человеком, вместе с основывающимся на нём пониманием одним человеком другого, подразумевает связывание видимой манеры поведения, стиля действования воспринимаемого лица с предполагаемыми у него устремлениями, потенциальными возможностями и состояниями. Это означает, что другой человек воспринимается не только в своих исходных физических качествах (рост, пол, фигура, лицо, глаза и т.д.), но и как личность, имеющая определённое значение для воспринимающего.

Важное значение в изучении познания человека человеком принадлежит феномену атрибуции и его варианту, каузальной атрибуции, который состоит в том, что интерпретация поведения другого человека опирается на приписывание ему различных характеристик, выполняющих объяснительную функцию по отношению к поведению (Бодалёв, 1965). К таким характеристикам относятся эмоции и чувства, намерения и мотивы, черты личности и диспозиции, знания и способности. В условиях дефицита информации эти причинные факторы позволяют понять поведение другого человека. Объём и степень достоверности информации о воспринимаемом человеке зависят от индивидуальных особенностей как субъекта восприятия, так и социального объекта. Кроме того, на эти параметры влияют условия, в которых один человек воспринимает другого. Иными словами, образ социального объекта, взятого даже со стороны одной личностной характеристики, имеет сложную структуру и испытывает на себе влияние различных факторов: индивидуальности субъекта в виде феномена проекции и усвоенных стереотипов, индивидуальности объекта, своеобразия ситуации. Эти факторы не являются независимыми, а, взаимно усиливая или ослабляя друг друга, образуют сложную систему (Клименко, 1970), о которой и пойдёт речь дальше.

На наш взгляд, основными характеристиками другого участника автобиографического события, позволяющими автору художественного произведения создать единую концепцию его личности, являются следующие:

— образ Другого участника автобиографического события, представленный и описанный на основе наблюдений за внешностью главным героем;

— позиция Другого участника автобиографического события, позволяющая создать схему его поведения в момент представляемого события;

— ценностные ориентации Другого участника автобиографического события, представляющие стержневые свойства его личности;

— сила выраженности Другого, позволяющая реципиенту в какой то мере интерпретировать оценку Другого главным героем повествования.

Обозначенные характеристики помогают, на наш взгляд, построить своеобразную структурно-функциональную модель личности соучастника и/или сопереживателя представляемого автобиографического события. Данная модель поможет реципиенту оценить главного героя автобиографического представления через призму его межличностного общения.

Похожие диссертации на Автобиографическое представление как репрезентант личности персонажа в художественном тексте