Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психолингвистическая типология художественных текстов по эмоционально-смысловой доминанте Белянин, Валерий Павлович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Белянин, Валерий Павлович. Психолингвистическая типология художественных текстов по эмоционально-смысловой доминанте : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.02.19.- Москва, 1992.- 42 с.: ил.

Введение к работе

Для современной психолингвистики характерна разработка аспектов языковой коммуникации, относящихся к проблем* "язык н мышление", "язык и сознание". Обращение лингвистов к тексту такмэ связано с Мх интересом к сфере речевого мышления» Токст для представителей гуманитарных областей знания является одновременно и конгломератом языковым структур и риторических правил, и манифестацией языковой личности, и средством речевого воздействия. Именно поэтом/ проблема текста приобретает особую актуальность.

Обу»ктон данного исследования служит художественная литература. К, художественному тексту обрав.аи>тся и лингвисты, и литвратуроееди, и психологи, и 4ипосоФы. Основной оалачяй данной диссертации является рассмотрение художественного текста с точки эрения того, каким образом автор произведения как личность проявляется а нем. В моде решения лтой задачи построена лсихопингвистическая типология художественных текстов и раскрыты особенности восприятия разных типов текстов читателями.

Натсридлом, исследование поспупнли как отечественные и зарубежные произведения художественной литературы, так я высказывания испытуемых относительно предъявлявшихся текстов м о своих читательских предпочтениях.

НаУЧИ.йд.ирвиэнй, и актуальность работы состоит а том, что . тексты художественной литературы анализируется структурно-евммотмчоским методой, базирумкимся на современным концепциях психологии личности. В научный обиход вводится понятна эмоциональна-смысловой доминанты текста, под которой понимается система рациональным н эмоциональный эталонов автора, явллмцался основой модели порождения текста. Выявление эмеционально-смыслоэой доминанты позволило построить таку» типологии) художественных текстов, которая отражает особенности сознания автора,

-z-

рассматривавт тексты как целостные когнитивно-языковые образования и учитывает характер их восприятия. На эджиту выносятся следующие положения і

1. Художественный текст обладает системность»,
задаваемой комплексом экстралингвистических и языковых
Факторов, а также Факторов субъективного порядка, вед уж. им их
которых является эмоционально-смысловая доминанта автора
текста.

2. Художественные тексты По эмоционально-смысловой
доминанте делятся как минимум на следующие типы| "светлые",
"активные", "веселые", "красивые", "простые", "печальные".
(Список открытый).

3. Эмоционально-смысловая доминанта обуславливает
вполне определенную лексическую, содержательную и
структурную системность текста. При атом лексические
элементы, реализующие эмоционально-смысловую доминанту
текста, соотносятся с сознанием автора и его личностной
доминантой.

4. Посинтагменно воспринимая текст, читатель распознает
хмоционально-смысловум доминанту текста, и, выстраивая
многомерную проекцию текста, включает ее в систему своим
когнитивных предпочтений.

5. Принадлежность художественного текста к
определенному типу делает в высокой степени предсказуемым
характер его интерпретации. Важным фактором, определяющим
саму направленность интерпретации текста, является система
когнитивных и эмоциональных предпочтений читателя как
личности. В соответствии с типами текстов могут быть
выявлены типы читателей, соотносимые с психологическими
типами личности.

Ь. Читатель предпочитает тексты, эмоционально-смысловая доминанта которых соответствует или близка его собственной доминанте поведенческого характера.

Теоретическая значимость исследования заключается разработка понятия эмоционально-смысловой доминанты художественного текста как опосредующей содержание и

-ь-

языковую Форм/ текста (лексико-семантические и синтаксические особенности, систему образных средств), а также характер его восприятия. Это восполняет определенный пробел, существующий в представлениях о тексте, текстовой деятельности И ЯЗЫКОВОЙ личности.

Практическое значение работы определяется возможность» использования полученных в ней выводов и наблюдений в сфере библиотечного и издательского дела, при создании текстов в сфере массовой коммуникации и в рекламе для повышения степени их воздействия на аудиторию. Сделанные наблюдения могут быть использованы в переводоведении при определении степени адекватности перевода оригинал/, а также при Адаптации инопэчных текстов или текстов на русском языке, предназначенных для иностранцев. Полученные в экспериментах выводы позволяют подойти к созданию типологии читателей и предсказывать характер оценки и интерпретации текста в зависимости от его типа и типа личности читателя.

Апробация работы. Основные положения диссертации и результаты исследования были изложены в выступлениях на YBJ (Москва 1785), IX (19В9), X (1991) Всесоюзных симпозиумах по психолингвистике и теории коммуникации! на IV симпозиуме по лингвистическим проблемам искусственного интеллекта (Ленинград 19В6)| 'на YII Международном конгрессе МАПРЯЛ (Москва 1990); на международном симпозиуме "Лингвистические, методические и психологические аспекты анализа и интерпретации текста" (Тбилиси 1990)і на I общенациональном конгрессе по чтению (Москва 1992)| на XIX (Москва 19В4), XX (1983), XXI (1986), XXIY (1989) конференциях молодых ученых и специалистов историко-филологического фак-та УДН им. П.Лумуибы! на II (Харьков 1987) и III (Харьков 1990) обвесоюзних конференциях "Семантика э преподавании русского языка как иностранного"! на II (Москва 1990) и III (Москва 1992) Всесоюзным научно-практических конференциях по психологии и педагогике чтвнияі на научной конференции по проблемам книговедения в Ин-те книги (Москва 1992)і на ряда других научно-теоретических и научно-практических конференциях: "Психопого-педагогические и лингвистические проблемы исследования текста" (Пермь 19В4); "Логический анализ естественного яїьїка" (Москва 1985)« "Методологические

-A-

проблемы изучения воздействия литературы и искусства* (Москва 19ВЭ)| "Типы коммуникации и содержательный аспект языка" (Москва 1983)| "Принципы пмнгво-методического описания русского языка и их учет при создании учебников и учебных пособий" (Москва 1986)| "Лингвостилистическое исследование художественного текста" .(Харьков 1989)| "Эстетика и искусство в контексте мировой культуры"(Москва 19В9)| "Проблемы поэтического языка" (Москва 1989)| "Концептуальный анализ! методы, результаты, перспективы" (Москва 1990)| на семинарах по,моделям обвемил (Таллин 19В4)| "Текст как семиотический обьекті количественные и качественные измерения" (Вороново 1983)| "Интегральное описание личности" (Ростов-на-Дону 1990)| на IX Всесоюзном конкурсе молодых ученых по общественным наукам (Москва 1986)| на Пушкинских чтениях в Институте русского языка им.А.С.Пушкина (Москва 1983] 1937)| на Бодуэновских чтениях в УДН им.П.Лумумбы (Москва 19В6)| на Ломоносовских чтениям в МГУ мм.М.В.Ломоносова (1987).

Кроме того, результати исследования излагались на лекция» психолингвистического цикла н ванятияя психологической школы для студентов, в рамках спецкурса для аспирантов и спецкуса для стажеров ФПК Московского государственного лингвистического университета d 1990-1992 гг.

Текст дисертации обсуждался на заседании кафедри аб»ей психологии и психолингвистики МГЛУ 12 мал 1992 г.

Изложенные в, диссертации положения опубликованы о монографии "Психолингвистмчес'кие аспекты художественного текста", получивизй положительную оценку в Журнале "Вопросы психологии" (1989 М 4). Помимо монографии оско.чныег положения диссертации излагаются в других публикациях, перечислении* в конце автореферата.

Структура диссертации: Работа . состоит ив' Бводоиия, 6 глав и Заклмчения. 0 Приложении дается "Проективный литературный тест* с ключом м инструкцией! приводятся обобвенные характеристики читателей, продпочиТаивмх то или иные типы текстові статистические данные о рузупьтатая экспериментов) список авторов и упоминаемых в работа литературных произведений. В конце работы привадится научная библиография.

Похожие диссертации на Психолингвистическая типология художественных текстов по эмоционально-смысловой доминанте