Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лингвокультурный концепт "приватность" : На материале американского варианта английского языка Прохвачева Оксана Геннадьевна

Лингвокультурный концепт
<
Лингвокультурный концепт Лингвокультурный концепт Лингвокультурный концепт Лингвокультурный концепт Лингвокультурный концепт Лингвокультурный концепт Лингвокультурный концепт Лингвокультурный концепт Лингвокультурный концепт
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Прохвачева Оксана Геннадьевна. Лингвокультурный концепт "приватность" : На материале американского варианта английского языка : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.19.- Волгоград, 2000.- 225 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-10/278-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Концепт "приватность" как предмет лингвистического изучения

1.1. Приватность как социально-психологическая характеристика поведения 9

1.1.1. Приватность в системе понятий проксемики 12

1.1.2. Приватность в системе понятий психологии 35

1.1.3. Приватность в системе понятий социологии 44

1.1.4. Приватность в системе понятий культурной антропологии 51

1.2. Понятие концепта и способы его изучения

1.2.1. Концепт как когнитивный феномен 57

1.2.2. Фрейм как способ организации концепта 68

1.2.3. Понятие семантического признака как теоретической основы для построения фрейма 76

1.3. Методы изучения концепта "приватность" 84

Глава 2. Фреймовое представление концепта "приватность" в лингво-культуре США

2.1. Способы языкового обозначения концепта "приватность"

2.1.1. Признак "приватность" в лексической семантике 91

2.1.2. Признак "приватность" во фразеологической семантике 148

2.2. Способы языкового выражения концепта "приватность"

2.2.1. Специфика признака "приватность" в коммуникативном поведении представителей лингвокультуры США 164

2.2.2. Тематический- аспект табуирования нарушений приватности (на основе экспериментальных данных) 181

2.2.3. Типы реакций на нарушения приватности (на основе экспериментальных данных :. 186

Заключение 195

Библиография 198

Приложение 214

Введение к работе

Данная диссертация выполнена в русле лингвокультурологических исследований. Объектом изучения является концепт "приватность", т.е. осознание человеком своей личной сферы, противопоставляемой общественной (публичной) сфере, в языковом сознании носителей лингвокультуры США. В качестве предмета исследования рассматриваются семантические и прагматические характеристики анализируемого концепта.

Актуальность выполненной работы продиктована следующими моментами:

  1. лингвокультурное моделирование языка является одним из наиболее активно развивающихся направлений современной лингвистики, категориальный состав этой области знания разработан еще недостаточно, список концептов, подлежащих изучению, находится в стадии обсуждения;

  2. социально-психологический феномен "приватность" играет исключительно важную роль в англоязычной культуре, этому явлению посвящены отдельные исследования в области социологии, психологии и культурной антропологии, в лингвистической же литературе данный вопрос еще не рассматривался, хотя приватность как феномен получает множественное и вариативное языковое обозначение в английском языке.

В основу предпринятого исследования положена следующая гипотеза: Приватность фиксируется в речевом и неречевом поведении людей, отражается в языковых единицах разного типа, характеризуется национальной спецификой, является культурным концептом, т.е. имеет образные, понятийные и ценностные характеристики, представляет собой сложное образование, в котором выделяются различные стороны.

Целью исследования является комплексная характеристика концепта "приватность" в лингвокультуре США. Для решения поставленной цели формулируются следующие задачи:

определить сущность и структуру приватности как социально-психологического феномена;

установить лингвокультурные аспекты описания концепта "приватность" в языковом сознании носителей американского варианта английского языка;

*

выявить вербальные и невербальные способы выражения концепта "приватность**;

построить семантическую модель концепта "приватность" в американском варианте английского языка;

осветить прагматические характеристики концепта "приватность" в лингвокультуре США.

Научная новизна работы заключается в построении модели лингвокуль-турного концепта "приватность", в определении его социально-психологических и культурно-лингвистических характеристик, в выявлении системы способов его выражения в лексико-фразеологической системе языка и в коммуникативном поведении.

Теоретическую значимость диссертации мы усматриваем в уточнении системы категорий лингвокультурологии, а именно - понятия "культурный концепт", в построении модели культурного концепта "приватность", который относится к числу важнейших регулятивов поведения в англоязычном мире, в разработке методов психолингвистической верификации культурных концептов в языковом сознании.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты могут найти применение в лекционных курсах по общему языкознанию, лексикологии, страноведению, в спецкурсе по лингвокультурологии, а также могут быть полезны в практическом курсе английского языка как иностранного.

Материалом для исследования послужили сплошная выборка из толко- '' вых словарей, тексты художественных произведений и видеозаписи художественных фильмов, а также анкеты, полученные в результате опроса информантов (102 анкеты). В качестве единиц языкового воплощения концепта "приватность" были взяты текстовые фрагменты различной длины, достаточные для того, чтобы определить, что речь идет о соблюдении или нарушении личного пространства индивида (количество текстовых фрагментов - 1000 единиц), и лексические и фразеологические единицы, обозначающие различные стороны концепта "приватность" (667 и 355 единиц соответственно).

6 работе использовались следующие методы исследования: интроспективный анализ, понятийное моделирование, компонентный анализ, интерпре-тативный анализ, интервьюирование и анкетирование информантов.

Выполненное исследование базируется на следующих положениях, доказанных в лингвистической литературе:

  1. В коллективном сознании носителей языка существует специфическая картина мира, отражающая опыт соответствующей лингвокультуры; в основе картины мира лежат ментальные образования разной природы, которые могут получать языковое воплощение, - концепты (С.А. Аскольдов, Д.С. Лихачев, А. Вежбицкая, Ю.С. Степанов, B.IL Нерознак, И.А. Стернин, А.П. Бабушкин, С.Х. Лялин, В.И. Карасик).

  2. Приватность является важным регулятором межличностных и институциональных отношений, это фиксируется в моральной и юридической сферах общественного устройства, а также в многочисленных проявлениях ежедневного обыденного общения (К. Lewin, G. Simmel, R. Sommer, A. Westin, 0. Watson, B. Moore, E. Larson).

  3. Приватность как культурное явление закрепляется в стереотипах поведения, этикетных формулах, моделях межличностных отношений, при этом невозможно четко противопоставить этнокультурные и социокультурные характеристики общения (Е. Hall, Е. Gofrman, P. Brown and S. Levinson, МЛ. Макаров).

  4. Культурные концепты могут быть объективированы при специальном изучении с помощью анализа лексических и фразеологических способов их языкового воплощения, посредством фреймового анализа, моделирования ког-ниотипов, прецедентных текстов и ценностных доминант культуры (АХ. Баранов, Н.Д. Арутюнова, С.Г. Воркачев, В.В. Красных, Г.Г. Слышкин),

На защиту выносятся следующие положения:

1. Приватность как осознание человеком своей личной сферы в противоположность общественной является культурным концептом, моделируемым в качестве обобщенной ситуации, участники которой стремятся сохранить от несанкционированного вторжения свое личное пространство. Образная сторона данного культурного концепта представляет собой базовый фрейм физического и символического пространства личности; понятийная сторона - языковое обозначение характеристик этого пространства, поведения людей, соблюдающих или нарушающих приватность, предметов и событий, ассоциируемых с приватностью; ценностная сторона - принятые в обществе эксплицитные и импли-

цнтные нормы поведения, регулирующие соблюдение границ личного пространства участников общения.

X Приватность как социокультурный феномен находит множественное проявление в языке, выражаясь главным образом в семантике лексических и фразеологических единиц в виде признака приватности. Специфика данного признака заключается в своеобразии моделей его комбинаторики, в которых он находит компонентное выражение, сочетаясь с другими близкими по значению признаками, а именно свободой, одиночеством, собственностью, секретностью, интимностью, нарушением приватности, территорией, статусом, вежливостью, нормативностью, эмотивностью.

  1. Концепт "приватность", который характеризуется как абстрактный, "бытийный" концепт, во многом структурируется метафорически и таким образом находит образное выражение в языке. В качестве "базовой" метафоры выступает сопоставление приватности с образами пространства, территории, а также способами физического восприятия пространства (биологические предпосылки феномена "приватность") и вместе с тем с образами некоторых предметов и ситуаций, связанных с различными аспектами человеческой деятельности (укрощение животных, охота) (социальная природа феномена "приватность").

  2. На прагматическом уровне рассмотрения языковой личности концепт "приватность" выражается в речевом поведении носителей языка в виде конкретных стратегий, целью использования которых является предотвращение возможных нарушений приватности (как своей, так и других участников) или смягчение произошедших нарушений. Соответствующие речевые акты тяготеют к широкому употреблению косвенных приемов, носящих этикетный характер (т.е. типичных, конвенциональных способов, закрепленных в системе этикета), что объясняется распространенной в американском общении тенденцией к минимизации коммуникативного давления на. адресата. В целом это подтверждает значимость для американской культуры таких категорий, как суверенитет личности, личное пространство, приватность.

  1. Изучение "минус-характеристик" приватности дает возможность дополнить исследование концепта "приватность" новыми данными, полученными в результате социолингвистического анкетирования носителей лингвокультуры США. Эксперимент подтверждает тезис о различной степени "приватности"

тем общения, что позволяет составить приблизительный список тем, получающих высокий уровень табуированности в американской культуре (например, интимные и личные взаимоотношения, деньги, политика, вредные привычки, здоровье, религия, этническая принадлежность), что имеет важную практическую значимость для избежания коммуникативных неудач в межкультурном общении.

Апробация. Содержание диссертации докладывалось на научных лингвистических конференциях "Языковая личность: проблемы обозначения и понимания" (Волгоград, 1997); "Языковая личность: система, нормы, стиль" (Волгоград, 1998); на научных конференциях Волгоградского государственного университета (1998 - 2000), на заседаниях научно-исследовательской лаборатории "Язык и личность" в Волгоградском государственном педагогическом университете (2000), а также на кафедре антропологии в университете им. Дж. Вашингтона (США) во время стажировки в 1998 г. По теме исследования опубликовано 5 работ.

Структура работы. Диссертация включает введение, две главы, посвященные соответственно социально-психологическим и культурно-лингвистическим аспектам изучения феномена "приватность" и фреймовому моделированию этого культурного концепта в лингвокультуре США, заключение, библиографию и приложение, в котором приводятся схемы и таблицы, иллюстрирующие материал диссертации, а также образцы анкет.

Приватность как социально-психологическая характеристика поведения

Как известно, в основе любой культуры лежит система ценностей, которые выступают как основные жизненные ориентиры. Проблема ценностей возникает в античной философии, когда в связи с кризисом афинской демократии Сократ впервые ставит вопрос: "Что есть благо?" (ФЭС, 1989: 731). Само слово ценность предполагает "важность, значение чего-либо" (ТСРЯ), поэтому в самом общем смысле она определяется как явление действительности, имеющее человеческое, социальное и культурное значение (ФЭС, 1989: 732). Не существует ни одного аспекта человеческой жизни, который не был бы связан с процедурой оценивания (S. Connor, 1992: 8). В том или ином обществе ценности складываются в определенную систему, которая, в конечном счете, определяет культуру данного общества.

С точки зрения современной психологии ценности рассматриваются в рамках культурно-исторического подхода (А.Г. Асмолов, 1996): считается, что личность в своем формировании усваивает и трансформируют культурно-исторические ценности данного общества, превращая их в свои личностные ценности. Так, некоторые исследователи описывают соотношение ценностей общества и ценностей отдельных людей как инвариантно-вариантную структуру (К. Клакхон: по Д.А. Леонтьеву, 1996а: 39).

В рамках психологии разграничивают понятия ценности и потребности, ценности и нормы. Ценности отличаются от потребностей тем, что отражают коллективный опыт людей, являются постоянными и выражаются в форме идеалов, в то время как потребности индивидуальны, изменчивы и связаны с конкретными моментами жизнедеятельности. Именно выработанные человеком ценности отличают его от животных, поведение которых мотивируется исключительно их потребностями (Д.А. Леонтьев, 1997: 20). Ценности, в отличие от норм, не есть конкретные предписания и своды правил, это не способы осуществления той или иной деятельности, а цели, к которым человек (общество) стремится.

Социология в свою очередь делает акцент на социальной значимости ценностей. Говоря о функциях ценностей, большинство исследователей признает за ними роль основы, базы, стержня любого общества, подчеркивая невозможность жизни общества без определяющей его системы ценностей: "функционирование социальной системы не могло бы сохранять направленность на достижение групповых целей; индивиды не могли бы получить от других то, что им нужно в плане личных и эмоциональных отношений; они бы также не чувствовали в себе необходимую меру порядка и общности целей" (К. Клакхон - цит. по ДА. Леонтьеву, 1996а: 25).

Как известно, установление и поддержание системы ценностей - одна из функций культуры. Каждая культура неповторима, создавая свою ценностную систему, и "в зависимости от того, какая система гуманистических ценностей лежит в основе деятельности человека и общества, такова и культура" (Ю.В. Манько, 1996: 76). "Ценности, общие для всех народов.,., располагаются в различном соотношении. Эта особая структура общих для всех народов элементов (хотя и они понимаются по-разному, имеют свой акцент) и составляет национальный образ, а в упрощенном выражении - модель мира" (Г. Гачев, 1988: 38). Таким образом, ценности как бы создают те "социальные "указатели", которые раскрывают для нас культурные нормы нашего общества и в немалой степени определяют наше поведение" (L. Samovar, R. Porter, 1995: 83) (здесь и далее перевод наш.- О.П.).

Подводя итог сказанному, можно выделить следующие характерные черты понятия ценности: 1) Ценность не есть атрибут, а нечто значимое само по себе. Она может реализовываться в конкретных предметах, действиях, иными словами в материальной и духовной культуре человечества, но все это - воплощение тех ценностных идеалов, которые человек ставит перед собой. 2) Ценности могут быть представлены как личностные и социальные. Они находятся в иерархической зависимости: личностные ценности - это усвоенные и переработанные индивидом социальные ценности с учетом его жизненных целей и его принадлежности к тем или иным социальным группам. В свою очередь социальные ценности могут выступать как микрогрупповые (ценности малых групп), макрогрупповые (ценности более крупных групповых образований), этнические (ценности данного этноса) и, наконец, общечеловеческие (ценности, общие для всего человечества, которые объединяют людей различных культур, эпох, укладов) (B.R Карасик, 1996: 3). Человек по мере своего развития усваивает различные виды ценностей в процессе своей социализации. 3) Функция ценностей - поддержание жизни людей в обществе, обеспечение преемственности поколений, стабильности культуры.

Категория приватности, которая лежит в основе данного исследования, может быть отнесена к разряду общечеловеческих ценностей. Действительно, нормальная жизнедеятельность человека в обществе складывается из сменяющих друг друга состояний, когда человек общается с другими людьми и остается наедине с собой, чувствует защиту и поддержку окружающих и вместе с тем обладает относительной свободой и независимостью от других людей и общества в целом. Приватность в ее ценностном понимании выступает как идеальный баланс между индивидуальным и социальным аспектами жизни не-ловека. Это та конечная цель, к которой каждое цивилизованное общество должно стремиться, но воплощение, реализация этого идеала в конкретных культурно-исторических условиях зависит от многих причин, и так как каждое общество развивается по своим собственным законам, значимость этого явления неодинакова в различных культурах.

В данной работе приватность рассматривается как характеристика межличностных отношений. Приватность также иногда подразделяют на индивидуальную и организационную (A. Westin, 1970: 42). Мы ограничимся только изучением индивидуальной приватности.

Понятие концепта и способы его изучения

Проблема "язык и мысль - одна из самых старых и самых неоднозначных проблем языкознания. Основное противоречие этого вопроса связано с природой взаимоотношений языка и мышления: язык определяет мысль или наоборот, мысль дает толчок порождению языка? В истории науки известны различные точки зрения на решение этой проблемы: например, такие радикальные концепции, как прямое отождествление языка с мыслью (Ф.Э.Д. Шлейермахер, И.Г. Гаман - А.С. Мельничук, 1990: 606), а также теории, которые либо преувеличивают роль языка в мыслительных процессах человека (В.Фон Гумбольдт и его последователи, Л. Леви-Брюль, бихевиористы, неопозитивисты - там же), либо, наоборот, утверждают первичную роль мышления по отношению к языку (В. Вундт, частично Пиаже - J. Nuyts, Е. Pederson, 1997: 5). Дебаты на эту тему до сих пор ведутся в лингвистике, и ученые так и не могут прийти к единому решению. Некоторые исследователи, рассуждая о причинах данной ситуации, полагают, что вопрос останется открытым, пока в науке не будут выработаны "конкретные и специфические модели когнитивных систем и механизмов, которые относятся к языку и концептуальным структурам" (там же). Таким образом, процессы понимания и производства речи начинают занимать все более важное место в современных научных исследованиях и становятся предметом изучения отдельной науки, получившей название когнитивной. Термин когнитивная наука, или когнитология, закрепляется в середине 70-х годов и относится к парадигме знаний, которая изучает, каким образом человек усваивает, перерабатывает и использует информацию. Появление когнитивной науки было обусловлено увеличением потока информации и возникновением в связи с этим различных автоматизированных систем ее обработки. Кроме того, утверждение когнитивизма, как научного подхода к изучению информации, было обусловлено необходимостью появления альтернативы механицизму и бихевиоризму, обращавшимся лишь к внешним проявлениям информационных процессов (М.Л. Макаров, 1997: 34 - 35). Проблемы, которые ставит перед собой когнитология, не являются новыми: Что происходит в го- лове человека в процессе его взаимодействия с окружающей действительностью? Как полученная в результате этого взаимодействия информация влияет на его поведение? При этом поведение трактуется очень широко и включает в себя помимо всего прочего и языковую деятельность, охватывающую как процессы понимания, так и процессы порождения речи. Понимание, в свою очередь, "диалогично, спонтанно и стереотипично. Оно конструктивно, поскольку опирается на когнитивную систему индивида, и социально, поскольку реализуется в мире культуры" (А.Г. Баранов, 1998). Итак, когнитология непосредственно соотносится с комплексом проблем, описываемых триадой "язык -мысль - культура". Вот почему важное место в ряду когнитивных дисциплин занимает когнитивная лингвистика, рассматривающая язык как общий когнитивный механизм. Язык, как материальный носитель когнитивных процессов, "позволяет доступ к ненаблюдаемому когнитивному миру человека, структурам его сознания" (Е.С. Кубрякова, 1994: 37) и "как таковой выступает главным образом в виде своеобразной "упаковки" (В.И. Герасимов, В.В. Петров, 1988: 6). Поиск компромиссных решений о взаимосвязи языка и мышления приводит к отрицанию их однонаправленной зависимости: с одной стороны "язык отражает познание в качестве главного средства выражения мысли" (Г. Харман, цит. по Е.С. Кубряковой, 1994:41), а с другой человек категоризует действительность средствами языка, причем это "квантование" мира идей и вещей происходит на уровне концептов" (All. Бабушкин, 1996: 95). , Говоря о том, как происходит порождение речи, исследователи отмечают наличие реальной (физической) действительности, проектируемой (или феноменологической) действительности, которая возникает в голове человека в процессе его освоения мира и, наконец, лингвистической действительности, которая связана с языковым представлением мира человеком (R. Jackendoff, 1983: 28). При этом отмечается, что между конкретной звуковой речью и интеллектуальной деятельностью существует еще одно промежуточное звено, получающее различные терминологические обозначения: "смешанный код", "внутренняя речь", "универсальный предметный код" (термины Н.И. Жинки-на), "промежуточный язык" (в терминологии Ю.Н. Караулова) (Ю.Н. Карулов, 1987: 185). Этот элемент является недоступным для наблюдения, но аожет і быть реконструирован на основе экспериментальных и интроспективных данных (там же, 188).

Способы языкового обозначения концепта "приватность"

Концепт "приватность" относится к разряду концептов, которые, по определению Ю.С. Степанова, "парят над словами", т.е. выражаются в словах не эксплицитно, а имплицитно-ассоциативно, что диктует и выбранные нами направления исследования. Поэтому на первоначальном этапе мы сочли целесообразным прибегнуть к небольшому эксперименту. Мы попросили нескольких носителей языка (всего было опрошено 12 человек) дать определение понятия приватности, как они его понимают, а также с какими другими понятиями они его ассоциируют. В результате опроса были получены следующие результаты: приватность непосредственно связывалась со следующими аспектами: 1. личность и личная сфера (person, oneself, myself, one s business and concerns); 2. другие люди, общество (people, other people, others); 3. взаимоотношения между людьми (confidence, trust, friendship); 4. состояние одиночества (alone, solitude, isolation, being left alone); 5. свобода (freedom, free); 6. информация (personal information, public knowledge); 7. секретность (confidential, secrecy); 8. территория, личная территория (nice quiet area, own space, space by myself, personal space); 9. атмосфера (relaxful, peaceful, quietness, safety, no interruptions); 10. собственность, личные вещи (mine, diary); И. право (right, unauthorized); 12. нарушения (unauthorized intrusion). Далее на основе анализа словарей английского языка нами были выявлены следующие аспекты значения слов privacy, private. Словари английского языка насчитывают до 9 значений прилагательного "private" (WNWD), сводимых к наличию следующих признаков: 1) касающийся данного человека; 2) на- холящийся в чьей-либо собственности; 3) отдельный, изолированный; 4) относящийся к определенной группе; 5) неофициальный, негосударственный; 6) скрытный; 7) секретный, тайный, конфиденциальный. Отметим, что по данным словарей русского языка существительное "приватность" относится к заимствованному прилагательному "приватный", которое является устаревшим и имеет значение "частный, неофициальный", реализующееся в таких контекстах, как "приватный разговор, в приватном порядке" (ТСРЯ; В.И. Даль,1994; З.Е. Александрова, 1986). Таким образом мы можем составить первичный список понятий, ассоциирующихся с приватностью: личность и взаимоотношения между людьми, свобода, интимность, одиночество, секретность, собственность. Если обратиться к данным комбинаторных словарей, то обнаруживается, что слово privacy выступает в типичных комбинациях to violate somebody s privacy, an invasion of one s privacy (ВВІ), что подтверждается и типичными контекстами употребления слова privacy, например: unacceptable invasion of people s privacy, better privacy protections online, the release of photographs violates a privacy provision in the state constitution, the government s intruding too much on our privacy и т.д. (Washington Post, 1999). Действительно, приватность часто осознается, лишь когда нарушается. Представим себе типичную ситуацию нарушения приватности. Она скорее всего характеризуется наличием следующих компонентов: участники ситуации, действие со стороны одного из участников (вербальное или невербальное), реакция другого участника ("жертвы") на это действие, реакция первого участника на реакцию "жертвы". Если дополнить эти данные результатами, полученными при опросе информантов, можно составить следующий список ситуаций возможного нарушения приватности: 1. нарушения, связанные с распространением личной информации или стремлением получить ее ("a doctor discusses something about me without consulting me first", "personal information released", "I m asked to fill out surveys", "I m being tracked on the Internet", "telemarketing people call", "banks share financial information", etc.); 2. нарушается право человека на одиночество ("somebody starts talking to me when I don t want it"); 3. вторжение в чужие дела ("a stranger butts into what s happening to me"); 4. вторжение на чужую территорию ("someone rushes into my home, someone is robbing my house", "someone comes into my home without asking"); 5. нарушения, связанные с личными вещами или вещами» имеющими отношение к человеку ("somebody reads my journal", "my family members are going through my personal belongings"); 6. нарушения, связанные с интимными моментами, моментами приватности ("when I m showering I lock the door"); 7. нарушения, связанные с личными взаимоотношениями ("trust, friendship is broken"). Важность изучения приватности через ее нарушения подтверждается также и тем, что некоторые информанты определяют ее через отрицание таких нарушений: "privacy is when no one else reads my diary", "it is freedom from unauthorized intrusion". Итак, языковое обозначение приватности может быть представлено в виде фрейма, который формируется за счет понятий, ассоциирующихся с приватностью. К ним относятся понятия, частично синонимизирующиеся с приватностью (свобода, секретность, интимность, одиночество, собственность), а также те, которые включают в себя приватность как важную характеристику: например, личность и межличностные отношения. Кроме того, ассоциативно приватность связана с нарушениями, в связи с чем в исследуемом фрейме выделяются следующие смысловые поля: действия, предполагающие нарушения приватности; характеристики людей, нарушающих чужую приватность; Характеристики людей, чрезмерно реагирующих на нарушения приватности (схематически структура фрейма приватности представлена в Приложении, схема 1). В свою очередь вокруг каждого из этих ключевых понятий образуются некоторые смысловые поля (частично взаимопересекающиеся), которые получают определенное лексическое наполнение.

Способы языкового выражения концепта "приватность"

В связи с тем, что приватность является социально-психологической характеристикой поведения, можно говорить о том, что она соотносится непосредственно с коммуникативным поведением человека, под которым понимаются "реализуемые в коммуникации правила и традиции общения той или иной лингвокультурной общности" (ИА. Стернин, 1996: 13). Отмечается социальный характер данного явления и его включенность в экстралингвистическую деятельность людей. В рамках концептологии коммуникация также определяется как "совокупность апелляций к различным концептам" (Г.Г. Слышкин, 2000: 24 - 25). Так как приватность является довольно трудноуловимой категорией, в коммуникативном аспекте она не соотносится жестко с какими-либо определенными коммуникативными ситуациями. Любой коммуникативный акт, по сути, имеет отношение к приватности, так как подразумевает общение нескольких участников, а значит, связан с оппозицией личной и общественной сфер. В идеальном общении, главным образом на подсознательном уровне, любой человек стремится к соблюдению своей приватности и ненарушению приватности других, чтр закрепляется в соответствующих нормах данного культурного сообщества. Только когда происходит отклонение от нормы, приватность становится "видимой" категорией. Поэтому для ее изучения могут быть использованы главным образом лишь ситуации ее нарушения, либо ситуации, связанные с табуированием и эвфемизацией возможных нарушений. Итак, концепт "приватность" может находить свое выражение в коммуникации, что предполагает обращение к прагматическому уровню языка. В этом аспекте приватность прежде всего соотносится с лингвопрагматической категорией вежливости разрабатываемой рядом исследователей (R. Lacoff, 1973; ГЛ. Грайс, 1985; G. Leech, 1983; Д. Гордон, Дж. Лакофф, 1985; P. Brown and S.C. Levinson, 1987; R. Scollon and S.W. Scollon, 1995; P. Ратмайр, 1997 и др.). Вежливость рассматривается как культурный концепт, который на когнитивном уровне выражается в виде лингвопрагматической категории, В основе ее выделения лежат психологические, социологические и философские исследования, связанные с межличностными характеристиками общения и в частности с концептом "лица" (в терминологии Э. Гоффмана), определяемого в социолингвистике как "установленный социальный имидж, который приписывается друг другу участниками коммуникативного события" (R. Scollon, S.W. Scollon, 1995: 35). Это означает, что в процессе общения участники принимают решения о том, каков статус собеседника и соответственно ему выбирают те коммуникативные стратегии, которые на их взгляд являются наиболее эффективными для решения соответствующих коммуникативных задач. Иными словами, каждый участник коммуникации стремится к тому, чтобы сохранить собственное лицо и не спровоцировать потерю лица другим участником. При этом люди опираются на национально-специфичные концептные структуры и соответственно им строят свое языковое поведение. В этом процессе оказываются задействованы как нормы вежливости, усваиваемые каждым человеком в процессе социализации и закрепленные частично в системе этикета, так и те интуитивные запреты или установки, которые часто называются чувством такта. Некоторые исследователи в связи с этим предлагают разграничивать формальные и неформальные типы вежливости (например, R. Harris - по P. Brown, S.C. Levinson, 1987: 14). Важная регулятивная функция такта в обществе отмечается и в социологических исследованиях (К. Wolff, 1950: 45). Так, Э. Гоффман относит такт к ряду "охранительных действий , используемых участниками взаимодействия, чтобы "спасти" то определение ситуации, которое желает "спроектировать" другой участник, иными словами, тактичное поведение со стороны коммуниканта предполагает следование такой манере обращения, которого требуют по отношению к себе другие (Э. Гоффман, 1984: 194). Браун и Левинсон вводят понятия негативного и позитивного лица, приписываемого участниками друг другу, которые предполагают следующее: негативное лицо соотносится с желанием сохранить независимость, в то время как позитивное лицо ассоциируется, со стремлением получить поддержку и одобрение. Авторы отмечают универсальность этого принципа для всех культур, который однако может получать в них специфическое выражение, Соблю- дение данных правил выражается в виде определенных коммуникативных стратегий, используемых участниками общения, получающих в научных исследованиях различное терминологическое обозначение: positive and negative politeness no P. Brown, S.C. Levinson (1987), involvement and independence strategies no R. Scollon, S.W. Scollon (1995), positive and negative ritual по E. Goffman (1971), дистанцирующая и солидаризирующая вежливость по Р. Ратмайр (1997) и т.д. Их разработка в лингвистике сводится к следующим положениям: 1) позитивная вежливость апеллирует к позитивному лицу и предполагает сокращение дистанции общения (P. Brown, S.C. Levinson, 70; Е. Goffman, 63); в свою очередь негативная вежливость ориентирована на негативное лицо, удовлетворяя требованиям человека на собственную территорию, личное пространство и право на одиночество (Е. Goffman, 62), что непосредственно соотносится с правом на приватность; 2) оба типа предполагают использование конкретных стратегий, которые могут носить как вербальный, так и невербальный характер; 3) примерами лингвистических стратегий позитивной вежливости могут служить: обращение по имени, прозвищу (Bill, can you get that report to me by tomorrow?), преувеличения (например, в комплименте You always do so well in school), подчеркивание принадлежности к группе (All of us here at City Polytechnic. .), подчеркивание общности мнений, взглядов, знаний и т.д. (I know just how you feel), оптимизм (I think we should be able to finish that annual report quite quickly) и др. (R. Scollon, S.W. Scollon, 40 -41); 4) лингвистические негативные стратегии включают: минимальную долю предположений о желаниях адресата (I don4 know if you will send this by air mail or by express mail), предоставление возможности выбора (It would be nice to have tea together, but I m sure you are very busy), извинения (Гт sorry to trouble you, could you tell me the time?), пессимизм (I don t suppose you d know the time, would you?), использование формальных способов обращения (Mr. Lee, there s a phone call for you) и др. (там же);

Похожие диссертации на Лингвокультурный концепт "приватность" : На материале американского варианта английского языка