Введение к работе
Актуальность исследования.
* Об азербайджанской живописи последних дзух десятилетий написано у. много и маю одновременно. Это п статьи в куриалах д сборниках, я аіьб омы-монографии как об отдельных мастерах, так п обзорного характера, книги, в котсрік преслежизастся весь путь развитая азербайджанской живописи советского периода, наконец, диссертации. Отдавая датгноа всем авторам, знесдам свою лепту в освоение современного художественного материала (ередя них прежде всего хочется назвать М.Кадкафоза, Н.Габпбояа, Дя. Новрузозу, Л.Ахунд-заде), нужно заметить, однако, следуїтіеа. Уле в 70-е гг. философы, литературоведы, пскусстзозедк н кинокритики едкноду^ю осознаш назрезаую необходимость системного анаплза современной культуры з горизонт а-ьном срезе. Исследования, посвященные отдельным областям творчества з Азербайджане, я по сей день (насколько можно судить по публикация:.:) доезяденн, в основном, "вкугридехозкм"-проблема\:, так что, по сулестзу, ситуация з азербайджанской культуре проведших двух десятилетий, взятая в целом, остается не до конца проясненной.
Тем не' мої :е, первоначальной и главно;": задаче:: з данной работе остается искусствоведческое исследование, направленное на освоение л осмысление цат ого пласта художественного матери-ала, восходящего з свое:.; "начале", по существу, к концу 60-х гг. То било время активного развитая национальных їдкол. Sa каждой усматривалась определенная "специализация", "связанная с особенностями характера, традиций народов."** Живопись Азербайджана, как правило, воспезата "буднл, находя в них суровую красоту, либо яркую красочность."2. Подобный стереотип восприятия (оеэу-слозно, коренящийся в художественной практике) оказатся довольно устойчивым. Настолько, что прпйедаее новое .юкаленпе ("се-мндесятипкоз") длительное время как бы не воспринимаюсь критикой всерьез, оставаясь в ранге "молодых", несмотря на уже очевидную творческую зрелость. Тем не менее, заявив о себе "во весь гачос" к сер. ЄО-х (а млогие и к концу 70-х) , вчерашние "семидесятники" со' всей патнотой продемонстрировала к утвердили свою творческую программу. Дендеа-огнзация, усложненность живо-
-
Е.А.Зингер. Проблем нктеопацпоначьного раззпі«я советского дскуостза,- !,Г.,1876.- С. 154.
-
Д.Сарабьяноз. Под знаком исканий // Советское станковое искусство,-Ы., 1974. - С. 105.
писиого языка, многозначность, образов, "уход от действительности" б w;p "творческого Я", постановка неких глобальних жизненных вопросов, традиционность, понятая "вселенски" и претворенная лич~ носгао - зот, ка кап взгляд, ее отличительные признака. Напразле-кие сто неоднородно: наличие различных тенденций в лем очевидно, Ко, пожалуй, гласное, что объединяет ах ~ это потная переоряоота-цел отношения художников к' сзое;лу ремеслу, коїда тематическая направленность, програмная заданность остаются за лредетеда їворчй-скдх задач. Принципиальная бессобктяйность картин Екратается акцентированием внимания на передача состояния, настроєная (как правило, неоднозначного), обыгрыванием нових сдтуациокшгї модо-ле-.-схем, обозначающих коренные' антяно?дмі бктяя.
Выявление к обобщение характерних черт живописи порой контрастных по отношению друг к другу худозскякоз, что, гидяко, а формирует, в конечном счете, понятие "иколы", представляется глазной задачей данного исследования.
Научная новизна работы предопределена тем, что в качзстве основного источника ее ведущих подоаеняй послуккл худобествениый матери зл, не подлежавший ранее худшесявэнно-ьритическо'уу и теоретическому осмыслению. В работе впервые предпринята попытка рассмотрения азербайджанской зхивсгщси как составной часта совращенной азербайджанской культуры, а такю в сопоставлении о современные течениями мирового искусства.
Практичзекая ценность работы. Диссертация макет быть использована в качестве материала для дальнейших комплексных исследований со-вреїлзнной культури Азербайджана, а также.в лекционных курсах по агербайдканскэду искусству изученного периода. Апробация работы. Диссертация обсуждена я одобрена да заседания кафедри истории отечественного искусства Исторического факультета МГУ, іш.М.В.Ломсноооза. Ее содераашт отражено в ряде публикаций (см. перечень в конца реферата) ї
Структура работы. Диссертация состоит дз введения, трзх глав я заключения. Работа снебагена.примзчанлямя и библиографией, а также иллюстрированным Приложением.